7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трубопроводный транспорт промышленных газов

Трубопроводный транспорт промышленных газов

Пневматический метод позволяет перемещать пылевидные, порош­кообразные грузы.

Сейчас ведется экспериментальная проверка целесообразности транспортирования сыпучих грузов с помощью трубопроводов. На нес­кольких объектах страны вводятся опытно- промышленные установки капсульных пневматических трубопроводных систем.

3. Технико-экономические особенности трубопроводного тран­спорта.

К основным достоинствам трубопроводного транспорта относятся: 1. возможность повсеместной прокладки труб сравнительно короткие сроки;

2. малая зависимость работы от климатических условий;

3. относительно небольшие трудоемкости доставки груза и его потери; 4. низкая себестоимость транспортировки (в 2 раза ниже, чем по водным путям, и в 3 раза ниже, чем при перевозках по ж.д.);

5. непрерывность транспортного процесса доставки груза на большие расстояния.

Быстрое развитие трубопроводного транспортирования нефти дает возможность снять большой объем перевозок с железных дорог. 6. сохранность нефтепродуктов благодаря полной герметизации процесса транспортировки;

7. полная автоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов;

8. меньше, чем на других видах транспорта, капиталовложения, рас­ход металла;

9. отсутствие, при соответствующей изоляции отрицательного воз­действия на окружающую среду.

Недостатки трубопроводного транспорта.

1. Узкая специализация.

Еще не решена проблема и не организовано широкое применение трубопроводного транспорта для перекачки нефтепродуктов (кероси­на, бензина, дизельного топлива, мазута, масла).

2. Необходимость непрерывного поступления груза. Требуется, нап­ример, устойчивый мощный поток нефти.

4. Научно-технические проблемы и перспективы развития тру­бопроводного транспорта.

СНГ располагает одной третью мировых запасов газа. Газ яв­ляется одним из наиболее экономичных видов топлива как для про­мышленности, так и для бытовых нужд.

В настоящее время промышленность потребляет примерно 85% всего добываемого газа. Остальное количество идет на комму­нально-бытовые нужды. Более 80% добываемого газа транспортирует­ся на дальнее расстояние.

Строятся пять новых магистральных газопроводов большой про­тяженностью для транспортировки газа из Западной Сибири и среди них супергазопровод Западная Сибирь — Западная Европа, по кото­рому газ будет подаваться в Германию, Францию, Италию и другие страны.

Дальнейшие наращивание сети трубопроводного транспорта ос­тается серьезной научно-технической проблемой, поскольку пред­стоит вести строительство новых линий в сложных топографических, геологических и климатических условий.

Кроме этого необходимо решать ряд задач, которые включают в себя:

1. Повысить качество строительства трубопроводов и обеспе­чить надежность их работы;

2. Значительно увеличить производительность вновь сооружае­мых газопроводов, автоматизировать работу компрессорных станций;

3. Создать крупные, подземные хранилища газа в потребляющих районах;

4. Внедрить технологию круглогодичного строительства трубоп­роводов в труднодоступных районах.

Однако для дальнейшего развития трубопроводного транспорта предстоит решить целый ряд проблем научно-технического характера, основными из которых являются следующие.

1. Дальнейшее наращивание сети трубопроводов.

Особенностью данной проблемы является необходимость строи­тельства в крупных масштабах в различных климатических, геологи­ческих и топографических условиях. В связи с этим необходимо ре­шать технические задачи в конкретных условиях и обеспечивать вы­сокие темпы строительства.

2. Повышение пропускной способности трубопроводов.

Эта проблема решается с учетом физических свойств процесса перемещения жидкостей и газа по трубам. Известно, что пропус­кная способность трубопроводов прямо пропорциональна диаметру тру­бы и давления в трубе и обратно пропорциональна длине трубопрово­да, вязкости и объемному весу жидкости. Этим же закономерностям, в основном подчиняется и процесс перекачки газа.

В связи с этим перспективным является применение в трубопро­водном транспорте труб большого диаметра.

В последние время для магистральных нефте- и газопроводов применяют трубы диаметра 1420 мм и используют высоконапорные на­сосы, развивающие давление 75 атмосфер. В перспективе применения труб диаметром в 2000-2500 мм и повышение давления до 100 атм. и более. Пропускная способность нефтепровода в год:

для d = 520мм — 8 млн.т

d = 720мм — 15 млн.т

d = 1020мм — 45 млн.т d = 1420мм — 75 млн.т d = 2000мм — 100 млн.т

Однако применение труб больших диаметров ставит новые зада­чи, появляются новые трудности в строительстве и разработке тех­нологических процессов.

За счет увеличения давления в трубах также можно повысить пропускную способность. Это требует более прочных труб, более мощных компрессорных установок. Сварные многослойные трубы d 1220 — 1420мм рассчитаны на давление 120 кг/см 2 .

В последнее время применяется перекачка сжиженного газа для повышения пропускной способности (в 1,5-2 р.), изучается возмож­ность транспортировки газа в твердом виде.

3. Обеспечение долговечности труб.

Для этого разрабатываются различные материалы и методы пок­рытия труб. В настоящее время широкое распространение получает покрытие труб эпоксидными смолами при изготовлении, что надежно защищает их от коррозии.

4. Важной проблемой является телемеханизация и автоматиза­ция управления работой трубопроводов.

Решение этой проблемы наряду с высвобождением людей от вах­ты на промежуточных перекачивающих станциях позволяет:

— повысить производительность трубопроводов;

— минимизировать расход топлива и энергии;

— обеспечить предупреждение аварий и сбоев в работе.

Учитывая преимущества трубопроводного транспорта, его высо­кую эффективность, все больше уделяется внимание его развитию с целью расширения его возможностей по перемещению различных видов грузов, например, для передачи жидкого и газообразного кислоро­да, аммиака, кислот, продовольственных продуктов, в частности, молока.

Мы уже говорили о возможности перекачки твердых тел (грузов). Однако перемещение твердых грузов приводит к более быс­трому износу труб за счет трения.

Есть проекты замены металлических труб пластмассовыми и же­лезобетонными.

Первый газопровод Саратов-Москва был построен из труб диа­метром 300мм, а теперь газовые магистрали сооружаются из труб в 1420мм, производится в 60 раз больше.

Нефтепровод d 1200мм — пропускает 80 — 90млн. тонн в год. Низкие скорости движения: нефть V = 7-8 км/ч,

газ V = 30-35 км/ч.

Трудно повысить скорость из-за турбулентного, хаотичного ха­рактера потока в трубопроводах. Турбулентность представляет собой движения, при котором происходит перемешивание, перемещение час­тиц по самым беспорядочным траекториям.

Предложения: 1) перемещать газ и нефть в контейнерах, при этом нет потерь, увеличивается скорость, уменьшаются энергозатраты;

2) охлаждать газ на компрессорных станциях ниже температуры окружающей среды;

3) превращать газ в твердую фазу (кристаллогидраты), снеж­ную крупу, которую можно грузить в контейнер. После доставки, опускать контейнеры с твердым газом в аппараты наполнить горячей водой.

При транспортировке газа в контейнерах по трубопроводах производительность может быть увеличена при том же d и давлении.

Первая отечественная система контейнерного транспорта «Ли­ло -1» — перевозит гравий и песок — установкой управляет один че­ловек. Японская фирма «Сумитома» купила у нас лицензию на новый вид транспорт. Колеса контейнеров покрыты слоем резины, трубопро­вод не изнашивается, система работает бесшумно. Можно применять их в городе.

Планируется транспортировка различных видов грузов: сырье, готовая продукция, с/х продукты, почтовые отправления, бытовые отходы и т.д. (в контейнерах).

Преимущество трубопроводных контейнеров в том, что все про­цессы в них полностью механизированы и автоматизированы.

Японцы мечтают все грузы в городах транспортировать по под­земным контейнерным системам, а на улицах оставить только легко­вые автомобили.

На будущее: 1) контейнерный трубопровод на Курской магнит­ной аномалии (доставка руды из карьеров обогатительным фабрикам, а оттуда — рудный концентрат к металлургическим заводам).

2) Керчеснкие железорудные месторождения и металлургические заводы в г.Жданов (подводный контейнерный трубопровод, проложен­ный по дну Азовского моря).

3) Контейнерный трубопровод для доставки руды с Горского месторождения в Сибири на металлургические заводы в города Сво­бодный и Зея.

4) Применение контейнерных трубопроводов в зерновых районах Казахстана (70 токов, надо проложить около 700 км трубопроводов ­но это уменьшит в 5 раз затраты на перевозку зерна).

Читать еще:  Теплая штукатурка заводские и самодельные растворы

5) подача комбикормов на фермы, доставка сахарной свеклы на завод Белгородской области.

Вблизи Волоколамска, под Москвой сооружена мощная контейнер­но-трубопроводная система для транспортировки гравия. В год пере­возится ў 8млн. тонн строительных материалов. Такой системы нет еще в мире. Управляет системой диспетчер с пульта. Эта система видимо будет продолжена до Москвы и до Клима, что позволит улуч­шить снабжение Москвы и московской области строительными материа­лами.

Проблема удаления бытовых отходов из городов. В подземных системах, абсолютно герметичных, можно удалить отходы, упаковы­вая их в контейнеры, и отправляя по трубопроводам на обрабатываю­щую фабрику. Такая система уже спроектирована специальным КБ «Транспрогресс» Главнефтеснаба РСФСР. Имеется в виду продолжить трубопроводы от каждого дома до мусороприемных камер. По команде с диспетчерского пункта поднимаются заслонки, отделяющие стояки подъездов дома от камер. С помощью вакуума камеры очищаются в считанные секунды, и отходы, подхваченные потоком воздуха, посту­пают на центральный сборный пункт. Здесь мусор уплотняют, брике­ты грузят в контейнеры, которые затем по трубопроводам попадают на фабрику, расположенную за городом.

Первая очередь такой системы создается в Ленинграде.

Перевозка пассажиров: США предложило подземную трубопровод­ную систему, в которой составы будут мчаться со скоростью свыше 900 км/ч (сжатым воздухом).

Гидротранспорт углей — по трубопроводу уголь переносится в виде суспензии.

Трансальпийский трубопровод от порта Триест (Италия) через Альпы по территории Австрии в район Ингольдштата (ФРГ) с отводом к нефтеперерабатывающим заводам в Баварии и в районе Вены d ­1000-1050 мм производительностью 54 млн.т/год. Поскольку трубоп­ровод в средней части проложен в тяжелых горных условиях и прохо­дит через тоннели общей длиной около 7км; стоимость его оказа­лась высокой. Длина 480км, 11 насосных станций.

Для снижения расходов на транспортировку нефти из стран Ближнего Востока в страны Западной Европы организована смешанная схема перевозки. Т.к. Суэцкий канал позволяет пропускать танкеры q только до 80 тыс.т, вдоль Суэцкого канала проложен двухниточный нефтепровод L = 340 км, d = 1060 мм.

Перед входом в канал в порту Суэц производят слив нефти из супертанкеров от q=120 тыс.т до 170 тыс.м 3 , а налив в супертанке­ре производят в Средиземном море в порт Александрия.

Развитие нефтепроводного транспорта в СССР и США идет уско­ренными темпами. Себестоимость перекачки нефти по нефтепроводам в СССР в последние годы снизилась на 15-20%, себестоимость США ос­талась без изменения.

Нефтепроводный транспорт СССР по темпам развития не усту­пает нефтепроводном транспорту в США. Дальнейшее развитие идет по пути увеличения сети трубопроводов большего диаметра, совершен­ствования технических средств, внедрения автоматизации.

Нефтепроводы стран Западной Европы, как правило, подают нефть от морских портов, куда она доставляется танкерами из стран Ближнего Востока и Африки, к нефтеперерабатывающим заводам, расположенных в районах потребления нефтепродуктов.

В настоящее время построены магистральные трубопроводы, об­служивающие нефтеперерабатывающие заводы нескольких стран: Фран­ции, Италии, Швейцарии и ФРГ. Из наиболее значительных нефтепро­водов следующие:

Северо-Западный — от Вильгельмсхавена до Весселинга, с отво­дом к заводу в Руре общей протяженностью с отводом 384 км d=620 мм, производительностью 17,5 млн. т/год.

Южно-Европейский трубопровод от порта Марсель к нефтеперера­батывающим заводам в Восточной Франции и на юге ФРГ протяженнос­тью 780 км, d=900мм, расчетная производительность 30-34 млн. т/год.

Центрально-Европейский трубопровод от Генуи (Италия) до Эче­мя (Швецария) и далее до Ингольдштадта (ФРГ) протяженностью 650км, производительность 8 млн. т/год.

За рубежом наиболее широкое развитие нефтепроводный транспорт получил в США. Нефтепроводный транспорт служит для транспортиров­ки нефти, добываемой не только в США, но и поставляемой из дру­гих стран, а также для транспортировки продуктов переработки неф­ти. Основным районом добычи нефти в США является побережье Мекси­канского залива, где сосредоточена основная часть запасов нефти: в штате Техас — 32%, в Луизиане — 13%6 Калифорнии — 10%, Оклахо­ме — 4% и т.д. 30% запасов нефти страны сосредоточено на Аляске (всего добыча нефти 463 млн.т. (1980г)

экспорт 10.7 млн.т.

импорт 419 млн.т.

Основными поставщиками нефти в США является Канада (15%), Нигерия (17%), Иран (7%), Венесуэла (11,8%), Саудовская Аравия (14%), Индонезия (9%), Алжир (7%), Объединенные арабские эмираты (4%).

На трубопроводном транспорте транспортируется

нефть — 75% нефтепродуктов — 27%

на водном транспорте — 18% 22%

на автомобильном — 6,8 % 39%

У нас 95% нефти по нефтепроводам, остальное на ж.д. и реч­ном транспорте.

В США используются трубы меньшего диаметра, чем в СНГ (1220 мм) до этого одинаковые (в настоящее время 1420мм).

Нефтепровод Трансаляскинский, пересекает Аляску с севера на юг и предназначен для подачи нефти из месторождения Прадхо — Бей на север Аляски к незамерзающему порту на южном берегу Аляски ­Валдиз. Он проложен в районе сложных условий вечной мерзлоты. При строительстве были применены способы укладки трубопровода на сваях и в траншеях. Участки надземной прокладки трубопровода те­плоизолированы. На насосных станциях первой очереди установлены 24 газовые турбины мощность по 10 тыс.кВт. Топливом для первых четырех насосных станций служит газ, подавляемый по специальному газопроводу, остальные станции оборудуются установками, отби­рающими легкие газообразные фракции из нефти, которые и являются топливом для газовых турбин.

Управление работой всех станций дистанционное, осуществляе­мое с головной насосной станции. На головной станции построены резервуары, рассчитанные на 35200м 3 нефти.

На конечной станции в Вадще создана нефтебаза, состоящая из

18 резервуаров вместимостью по 80 тыс.м 3 нефти, что соответствует 10-ти суточной производительности нефтепровода. Резервуары уста­навливаются на высоте 120 — 150м над уровнем моря, что обеспечи­вает заполнение танкеров самотеком и позволяет загружать ежедневно 2-3 танкера.

Трубопроводный транспорт

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ (а. pipeline transport; н. Rohrleitungstransport, Pipelinetransport; ф. transport par pipe-lines; и. transporte por соnducto, transporte por tuberia, transporte por caceria) — вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние по трубопроводам жидких, газообразных сред и твёрдых материалов. В зависимости от транспортируемого продукта различают нефтепровод, газопровод, водопровод, пульпопровод и т.д.

История трубопроводного транспорта насчитывает несколько тысячелетий. В Древнем Египте использовались гончарные, деревянные и даже металлические (медные и свинцовые) трубы для водоснабжения. В античном Риме сохранились акведуки для самотёчных водопроводных каналов через долины и овраги. При раскопках в Новгороде обнаружен водопровод из деревянных труб (время постройки конец 11 — начало 12 вв.). Первые упоминания о газопроводах относятся к началу новой эры, когда для передачи природного газа в Китае применяли бамбуковые трубы. К концу 18 века в Европе для транспорта газа начали использоваться чугунные трубы. Пневматический транспорт (для почтовых целей) впервые применён в 1792 (Австрия). Первый нефтепровод (длина 6 км) построен в США в 1865, в России (от промыслов Баку до местных нефтеперерабатывающих заводов) — в 1878.

При трубопроводном транспорте производится перемещение как самих сред (воды, углеводородного сырья, продуктов нефтяных и газовых месторождений, продуктов переработки нефти и газа и т.д.), так и твёрдых материалов в несущих средах. В зависимости от несущей среды трубопроводный транспорт бывает гидравлический (напорный и безнапорный) и пневматический (нагнетательный и всасывающий).

Реклама

Различают трубопроводный транспорта технологический — связывающий технологические процессы внутри предприятия (длина до 1-3 км), промышленный — между предприятиями одной отрасли народного хозяйства (до 10-15 км), магистральный — между предприятиями различных отраслей (на десятки, сотни и даже тысячи км). Трубопроводный транспорт может быть непрерывным (без нарушения сплошности потока транспортируемой или несущей сред) и периодическим. К последним относится контейнерный трубопроводный транспорт, который может быть в зависимости от несущей среды гидравлическим и пневматическим, в зависимости от привода — с электроприводом (движитель — колесо), с приводом от линейного электродвигателя (на магнитной подушке) и др. (см. Пневматический транспорт, Магистральный гидротранспорт, Газопровод магистральный, Нефтепровод магистральный, Нефтепродуктопровод магистральный, Промысловый трубопровод).

Читать еще:  Распитие водки на кладбище

В 70-е гг. 20 в. в CCCP сформировались новые самостоятельные транспортные отрасли — единые нефте- и газоснабжающие системы страны. Развитие сети трубопроводов опережало приросты добычи нефти и газа, протяжённость трасс удвоилась (перекачка топлива по ним возросла в 4 раза). В 1986 по трубопроводам транспортировалось 1/3 от общего грузооборота страны, более 2/3 топлива (табл.).

Новый этап в развитии трубопроводного транспорта связан со строительством этано-, этилено- и аммиакопроводов и других магистралей. Транспортировка по подземным трассам химических продуктов в 2-3 раза ускоряет его доставку, позволяет улучшить технологическую схему производства и распределения. Широко развиваются новые направления — гидротранспорт угля и рудных материалов.

В 80-х гг. трубопроводы для жидких и газообразных сред диаметром свыше 1000 мм занимают ведущее место, средняя дальность перекачки нефти и газа превышает 1000 км, длина отдельных трубопроводов достигает 4-5 тысяч км, мощность единичных перекачивающих агрегатов достигает 16-25 тысяч кВт. Энергетический потенциал потока газа, транспортируемого по трубопроводу 1420 мм при давлении 7,5 МПа, эквивалентен мощности электростанции 15 тысяч МВт.

Одним из прогрессивных технических решений повышения эффективности трубопроводного транспорта газа является его транспортировка в охлаждённом или сжиженном состоянии, что позволяет увеличить пропускную способность газопроводов и снизить капиталовложения от 15 до 80% в зависимости от степени охлаждения. Низкотемпературные трубопроводы оснащены головными и промежуточными холодильными станциями, сам трубопровод теплоизолирован, перекачка сжиженного газа ведётся насосными агрегатами аналогично перекачке нефти.

Практически весь добываемый в CCCP в 1985 природный газ и почти всю нефть, а также большую часть нефтепродуктов и углеводородного сырья (широкую фракцию углеводородов, этан, этилен и др.) транспортируют по трубопроводам.

При трубопроводной транспортировке твёрдых материалов объём перемещаемых сыпучих грузов достигает 40% (1985) от общего количества транспортируемых грузов на предприятиях. В ряде случаев (например, при обогащении руды и подготовке кокса, работа плавильных и передельных печей, очистка и обеспыливание воздуха и др.) работа систем гидравлического и пневматического трубопроводного транспорта органически сочетается с технологией производства. Область их применения определяется интенсификацией и повышением эффективности производства, утилизацией ценных отходов технологических процессов, созданием комфортабельных условий труда, механизацией трудоёмких и вспомогательных работ.

В 80-х гг. в различных странах эксплуатируется свыше 100 трубопроводов длиной в десятки и сотни километров, обеспечивающих трубопроводную транспортировку угля, железной руды, известняка, медного концентрата, фосфатов и др. Пневматический трубопроводный транспорт является одним из наиболее прогрессивных способов внутри- и межцеховых перемещений сыпучих материалов. Область использования контейнерного трубопроводного транспорта — перевозка больших масс сыпучих грузов из карьеров к местам их переработки, транспорт высоковязких и застывающих нефтей в арктических районах, транспорт отходов к местам утилизации и переработки и т.д. Основные его преимущества, например, по сравнению с гидравлическим трубопроводным транспортом твёрдых материалов состоят в транспортировании их с высокой концентрацией (до 80-95%) при отсутствии установок для приготовления и обезвоживания пульпы, относительно малом износе труб и оборудования, в исключении возможности загрязнения несущей жидкостью транспортируемых материалов. При этом возможно использование несущей среды, подлежащей транспортированию вместе с контейнерами. Этот подход реализуется при трубопроводной транспортировке высоковязких нефтей путём выделения парафина и асфальтено-смолистых веществ, затаривания их в контейнеры или капсулы и дальнейшей их транспортировки в потоке оставшихся лёгких фракций добытой нефти. В системах контейнерного трубопроводного транспорта можно также обходиться без твёрдых оболочек-контейнеров путём придания перемещаемому грузу соответствующей формы в виде нерастворимых в несущей жидкой среде пастообразных цилиндрических брусков, специальных пробок в пневмопроводах. Возможно использование пневматического трубопроводного транспорта для доставки грузов из шахт на поверхность, гидравлического трубопроводного транспорта для подъёма и транспортировки полезных ископаемых со дна морей.

Трубопроводная сеть увеличивается ежегодно в среднем на 3-4%. Значительные объёмы трубопроводного строительства ведутся в США, Канаде, Западной Европе, Африке, в Латинской Америке и Австралии. Наиболее высокие темпы роста достигнуты в CCCP. В структуре вводимых трубопроводов преобладают газопроводы, расширяется сеть нефтепродуктопроводов, пульпопроводов, освоен дальний транспорт химических продуктов, конденсата и широкой фракции лёгких углеводородов. Благодаря техническому прогрессу в трубопроводном транспорте пропускная способность отдельных газопроводов достигла 30-45 млрд. м 3 /год, нефтепроводов до 90 млн. т/год. Важнейшая черта развития трубопроводного транспорта — возникновение сложных трубопроводных систем с единым управлением, внутрисистемными резервами, усиление внешних связей с другими системами энергетики и транспорта, увеличение глубины и масштабов маневрирования при аварийных ситуациях и пиковых нагрузках.

Повышение экологической опасности трубопроводного транспорта вызвано ростом мощности трубопроводных систем, усложнением температурного режима перекачки, сооружением трубопроводов в районах, где природная среда особенно легко ранима (арктическая зона, горы и т.д.), перекачкой химических продуктов. Однако, несмотря на это, трубопроводный транспорт остаётся одним из наиболее чистых в экологическом отношении видов транспорта. Для повышения экологической безопасности трубопроводного транспорта совершенствуется технология транспорта, применяются новые конструктивные решения, повышается надёжность эксплуатации.

ЛЕКЦИЯ 2. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ ГАЗА

2.1. Состав магистрального газопровода.

2.2. Состав и назначение компрессорных станций.

2.3. Подготовка газа к транспорту.

Введение

Единая система газоснабжения (ЕСГ) России – это широко разветвленная сеть магистральных газопроводов, обеспечивающих потребителей газом с газовых месторождений Тюменской области, Республики Коми, Оренбургской, Астраханской областей и других регионов.

Компрессорная станция – составная часть магистрального газопровода, предназначенная для обеспечения его расчетной пропускной способности за счет повышения давления газа на выходе КС с помощью различных типов газоперекачивающих агрегатов (ГПА).

Природный газ, поступающий из скважин, содержит в виде при­месей твердые частицы (песок, окалину), конденсат тяжелых углево­дородов, пары воды, а в ряде случаев сероводород и углекислый газ. Присутствие в газе твердых частиц приводит к абразивному износу труб, арматуры и деталей компрессорного оборудования, засорению контрольно-измерительных приборов. Конденсат тяжелых углеводо­родов и вода оседают в пониженных точках газопроводов, уменьшая их про­ходное сечение. Поэтому перед подачей газа в магистральный трубопровод его нужно осушить и очистить от механических и вредных примесей.

Состав магистрального газопровода

В состав магистрального газопровода (МГ) входят следующие основные объекты (рисунок 2.1):

— газораспределительные станции (ГРС);

— подземные хранилища газа;

Рисунок 2.1 – Схема магистрального газопровода: 1 – газосборные сети; 2 – промысловый пункт сбора газа; 3 – головные сооружения; 4 – компрессорная станция; 5 – газораспределительная станция; 6 – подземные хранилища; 7 – магистральный трубопровод; 8 – ответвления от магистрального трубопровода; 9 – линейная арматура; 10 — двухниточный переход через водную преграду

1. На головных сооружениях добываемый газ подготавливается к транспортировке. В начальный период разработки месторождений давление газа, как правило, настолько велико, что необходимости в головной компрессорной станции нет. Ее строят позднее, уже после ввода газопровода в эксплуатацию.

2. Компрессорные станции предназначены для перекачки газа, кроме того, на КС производится очистка газа от жидких и твердых примесей. Комплекс сооружений компрессорной станции включает в себя такие аппараты, как: пылеуловители, аппараты очистки от жидких и твердых примесей, газоперекачивающие агрегаты (ГПА), аппараты воздушного охлаждения (АВО) и другие вспомогательные сооружения.

Читать еще:  Монтаж трубы пнд для водоснабжения своими руками

3. Газораспределительные станции сооружают в конце каждого магистрального газопровода или отвода от него. На ГРС осуществляются такие операции как: понижение давления газа до требуемого уровня, поскольку газовое оборудование, применяемое в промышленности и в быту, рассчитано на сравнительно низкое давление и высоконапорный газ, транспортируемый по магистральному газопроводу, не может быть непосредственно подан потребителям; очистка газа от примесей (механических частиц и конденсата), чтобы обеспечить надежную работу оборудования; одоризация, то есть придание резкого специфического запаха для обнаружения утечек. Так же на ГРС ведется учет расхода газа.

4. Подземным газохранилищем называется хранилище газа, созданное в горных породах (в искусственных выработках или в пористых пластах). Подземные хранилища газа служат для компенсации неравномерности газопотребления. Использование подземных структур для хранения газа позволяет очень существенно уменьшить металлозатраты и капиталовложения в хранилища.

5. Комплекс линейных сооружений может включать в себя:

— трубопровод с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, узлами подключения КС, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола В отличие от аналогичных сооружений нефте- и нефтепродуктопроводов, на газопроводах вместо линейных задвижек используются линейные шаровые краны. Длина магистрального газопровода может составлять от десятков до нескольких тысяч километров, а диаметр – от 150 до 1420 мм. Большая часть газопроводов имеет диаметр от 720 до 1420 мм. Трубы и арматура магистральных газопроводов рассчитаны на рабочее давление до 7,5 МПа;

— переходы магистрального газопровода через естественные и искусственные препятствия;

— установки электрохимической защиты газопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;

— линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;

— противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;

— здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;

— постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов;

Газовая промышленность занимается добычей, переработкой и транспортировкой газа.

Авто реклама

Газовая промышленность занимает ведущую роль в народном хозяйстве страны.

Основным средством транспорта газа от месторождений до потребителя являются трубопроводы.

В развитии отечественного трубопроводного транспорта газа можно выделить три этапа:

Первый этап 1917-1940 г. в основном транспорт попутного газа по газопроводам небольшого диаметра до 300 лишь на короткие расстояния незначительная доля газа в топливном балансе страны.

Второй этап 1941-1955 г.-развитие дальнего транспорта газа на расстояние до 1400 км по газопроводам большого диаметра д 700 мм-рост объема разведочных работ на газ, медленное повышение доли газа в топливном балансе страны.

Третий этап с1956 г.-развитие Единой системы магистральных газопроводов страны со значительным объемом подземных хранилищ газа, рост роли газа в топливно-энергетическом балансе страны.

В 1940-1941 г был построен первый в нашей стране МГ Дашава-Львов диаметром 300мм и длиной 69 км.Доля газа в топливном балансе страны в 1940 г. составляла 1,9%

Второй этап можно считать периодом становления отечественного трубопроводного транспорта газа. В 1946 г построен первый в нашей стране крупный магистральный газопровод Саратов-Москва протяженностью 843 км из труб диаметром 320 мм.

В 1950 год Ставрополь-Москва.

В 1952 г. введен в эксплуатацию второй крупный МГ Дашава-Киев-Брянск-Москва общей протяженности 1300 км из труб диаметром 500 мм.Доля газа в топливном балансе страны в 1955 г. составляла 2.2 %

Для третьего этапа развития магистрального трубопроводного транспорта газа в нашей стране характерно формирование единой системы МГ.

В 1960 г. Бухара-Урал 2 нитки Конец 60 начало 70 годов газопровод Сияние Севера.

В 60-е годы Игрим-Серов.

70 годы Средняя Азия-Центр 5 ниток Конец 70ых Оренбург-Западная граница

80 годы –Центр-Западная Сибирь, Надым-Пунга. Урегой –Помары –Ужгород 1420

Прогресс, Ямбург-Елец 1, Ямбург-Тула 1,Тула 2,Ямбург-Поволжье.

Ордена «Знак Почета» предприятие по транспортировке и поставкам газа ООО “Тюментрансгаз” организованное 17 января 1966 года. Магистральные газопроводы и компрессорные станции предприятия находятся на территориях ЯНАО, ХМАО, Севера Свердловской обл., протяженность трассы составляет 1,5 тысячи километров (до 17 ниток). По магистральным газопроводам “Тюментрансгаза” перекачивается более 80% добываемого в России газа, который принимается от северных месторождений Тюменской области: Медвежьего, Уренгойского, Ямбургского, Юбилейного, Ямсовейского и Заполярного. Ежесуточно транспортируется до 1,3 миллиарда кубометров газа на Ухту, Пермь, Урал.

23 сентября 1953 года. Вблизи поселка Березово из первой разведочной скважины, пробуренной на территории Западной Сибири, ударил мощный газовый фонтан и уже 1 марта 1961 года было организовано первое газодобывающее предприятие по освоению газовых месторождений на территории Западной Сибири.

1963 г., г. Ивдель – высадился десант специалистов Дирекции по строительству первого газопровода (ДСГ) Игрим-Серов во главе с ее руководителем Дерновым Дмитрием Андреевичем.

1964г. Передислокация ДСГ в п. Эсс (будущий п. Комсомольский и г. Югорск) – точку схождения проектируемого газопровода Игрим-Серов со строящейся железной дорогой Ивдель-Обь.

1966г., январь — эстафету по эксплуатации построенного газопровода «Игрим — Серов» от ДСГ принимает сформированное Северо-Уральское Управление Магистральных Газопроводов (СУУМГ).

К 1970 г. общая протяженность системы газопроводов достигла 1300 км, природный газ пришел в промышленные центры Среднего Урала – Североуральск, Краснотурьинск, Серов, Нижнюю Туру, Нижний Тагил.

В 1972 г. СУУМГ был преобразован в Тюменское управление магистральных газопроводов (ТУМГ). Строительство газопроводов продолжалось и особенно высоких темпов достигло в 1972 — 1975 г. В этот период ежегодно вводится по пять компрессорных станций. Вместе с ними строились и жилые поселки: Белый Яр, Сорум, Лонг-Юган и др. В эксплуатацию введено Пахромское месторождение, газ которого по газопроводам Пахрома — Казым и Казым — Пунга влился в газопровод Игрим — Серов — Нижний Тагил.

1973г. Новый этап в истории предприятия начался с освоения месторождения Медвежье, от которого питается мощная газотранспортная система Северные районы Тюменской области – Урал (СРТО — Урал), и впервые тюменский газ поступил к потребителям центральных районов европейской части страны.

В 1974 г. ТУМГ было реорганизовано в производственное объединение по транспортировке газа “Тюментрансгаз”.

С 1980 по 1985 г. продолжена программа форсированного развития газовой промышленности Западной Сибири за счет освоения Уренгойского месторождения: были выведены на проектную мощность газопроводы Уренгой — Грязовец, Уренгой — Петровск, Уренгой — Новопсков, Уренгой – Ужгород, Уренгой — Центр I , Уренгой — Центр II . В 1981 г. за ускоренный ввод в действие мощностей по транспортировке газа объединение “Тюментрансгаз” было награждено орденом “Знак Почета”.

21 апреля 1984 г. системой газопроводов “Тюментрансгаза” был принят от промыслов триллионный кубометр газа с начала эксплуатации.

И уже в июне 1994 года (через 10 лет от первого триллиона) в систему газопроводов предприятия было принято 5 трлн м 3 газа.

С 1985 года началось освоение Ямбургского месторождения и строительство газопроводов Ямбург — Елец I , II , Ямбург — Западная граница, Ямбург — Тула I , II , Ямбург – Поволжье, СРТО — Урал.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector