4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трубопроводный транспорт нефтепроводы России

Трубопроводный транспорт в России

Трубопроводным называют транспорт, посредством которого осуществляется перемещение твердых, парообразных или жидких продуктов. С помощью него осуществляется доставка сырья к потребителям. Рассмотрим далее особенности, которым обладает трубопроводный транспорт России.

Общие сведения

Развитие трубопроводного транспорта началось более века назад. У истоков его создания стоял Менделеев. Он считал, что трубопроводный транспорт нефти и газа обеспечит интенсивное расширение соответствующих промышленных отраслей. Это, в свою очередь, позволило бы вывести страну на мировой рынок. Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию.

Основные особенности

Трубопроводный транспорт считается экономически выгодным и прогрессивным. Он универсален, отличается отсутствием потерь груза в ходе доставки при полностью автоматизированных и механизированных разгрузочно-погрузочных процессах. Исключается также и возврат тары. За счет этого на перемещение товаров трубопроводным транспортом тратится меньше средств, чем, например, по железной дороге. Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя.

Классификация

Трубопроводный транспорт может быть магистральным. Он связывает несколько предприятий различных отраслей, расположенные в десятках, сотнях, а порой и тысячах километрах друг от друга. Трубопроводный транспорт может быть также технологическим. Его протяженность — 1-3 км. Посредством него обеспечивается соединение технологических процессов внутри одного предприятия. Промышленный трубопроводный транспорт имеет длину до 10-15 км. Он соединяет предприятия одной хозяйственной отрасли.

Технические характеристики

Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых — до 1.5 тыс. мм. Их закладывают на глубину до 2.5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации. Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления. В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км – промежуточные перекачивающие станции. Общая протяженность трубопроводов в РФ – 217 тыс. км, на долю нефтяных приходится 46.7 тыс. км, газовых – 151 тыс. км. По грузообороту он занимает второе место после ж/д. Магистральные трубопроводы транспортируют 100% газа, 99% нефти и больше 50% переработанных соединений.

Основные достоинства системы

Объекты трубопроводного транспорта обладают рядом несомненных преимуществ. Среди них:

  1. Обеспечение возможности подачи почти неограниченного потока автобензинов, нефти, реактивного и дизельного топлива в различных направлениях.
  2. Осуществление последовательной перекачки различных сортов и типов сырья.
  3. Перемещение трубопроводным транспортом отличается планомерностью и непрерывностью в течение разных периодов времени. Оно не зависит от природных, климатических, географических и прочих условий. Это, в свою очередь, гарантирует бесперебойную доставку сырья потребителям.
  4. Прокладка систем может осуществляться практически во всех направлениях, регионах РФ, в любых топографических, климатических и инженерно-геологических условиях. Таким образом, в стране действует не только сухопутный, но и морской трубопроводный транспорт.
  5. Трасса магистрали представляет собой кратчайший путь между пунктами и может иметь значительно меньшую протяженность в сравнении с другими.

Кроме того, современные технологии изготовления материалов обеспечивают надежность, долговечность и высокую износостойкость магистралей.

Трубопроводный транспорт нефти

В качестве одной из особенностей этого сектора выступает увеличение удельного веса элементов большого диаметра. Это объясняется высокой рентабельностью таких магистралей. Совершенствование систем обуславливается сегодня общим состоянием нефтяной отрасли. К примеру, с 1940-го по 1980-й в благоприятный период протяженность магистралей увеличилась с 4-х до 69.7 тыс. км. При этом грузооборот возрос с 4-х до 1197 млрд т/км. Увеличение протяженности нефтепровода сопровождается повышению экспортных поставок сырья.

Контроль над системой

Компания «Транснефть», а также ее дочерние предприятия располагают крупнейшей во всем мире системой нефтепроводов магистрального типа. Она является естественной монополией, которая находится в госсобственности и контролируется государством. Управление осуществляется за счет установления тарифов на услуги, распределением доступа к экспортным магистралям, согласования инвестиций в отрасль, которые также оказывают влияние на цены. Общая протяженность системы трубопроводов АК «Транснефть», которая обеспечивает соединение практически всех районов добычи сырья с экспортными терминалами и центрами переработки, составляет 70 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

В России действует три масштабные магистрали:

  1. Нефтепровод «Дружба». Он считается крупнейшей в мире системой. Его маршрут начинается в Альметьевске, проходит через Самару и Брянск до Мозыря, где расходится в двух направлениях. Северный участок проходит по территориям Литвы, Латвии, Германии, Польши, Белоруссии, а южный – через Венгрию, Словакию, Чехию, Украину.
  2. Восточный нефтепровод. Это система строящаяся. Предполагается, что она соединит месторождения Восточной и Западной Сибири с портом Козьмино, расположенным в заливе Находка, а также заводом, находящимся там же. Общая протяженность должна составить 4188 км. В качестве оператора нефтепровода выступает АК «Транснефть». Сорт сырья, который поставляется на рынок с помощью ВСТО, называется ESPO. С конца декабря 2009 года запущена первая очередь – трубопровод от Тайшета до Сковородино. Его длина составила 2694 км. Мощность «ВСТО-1» – 30 млн т/год. Впоследствии половина прокачанного сырья будет направлена в порт Козьмино.
  3. Балтийская система. Эта магистраль считается одной из наиболее перспективных. Система ориентирована на формирование нового экспортного направления из Тимано-Печерского района, Урала и Поволжья, а также Западной Сибири. Вместе с этим предполагается обеспечить транзит из стран СНГ, в частности из Казахстана. В проекте предусмотрено строительство нового отечественного терминала по перевалке сырья в районе Приморска.

Транспортировка газа

Система, доставляющая это сырье, считается самой молодой. Следует отметить, что трубопроводный транспорт является единственно возможным для отправки этого материала потребителям. Первые магистрали были сооружены в годы Великой Отечественной. В качестве оператора газопроводной системы выступает госкомпания «Газпром». Это предприятие считается крупнейшим не только в РФ, но и в мире. Компания «Газпром» обладает эксклюзивным правом на экспорт отечественного газа. Протяженность магистрали составляет больше 160 тыс. км.

Крупнейшие системы в РФ

Можно выделить 4 основные магистрали:

  1. Газопровод от Саратова до Москвы. Его строительство началось в годы ВОВ, а в строй он вступил в 1946-м. Это первая магистраль в стране, задействованная для доставки газа. Протяженность системы – 843 км. В магистрали используются трубы с диаметром 325 мм. Магистраль проходит по Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Саратовской областям.
  2. Система «Уренгой — Помары — Ужгород». Это первая советская экспортная газопроводная магистраль. Система соединяет месторождения на севере Западной Сибири и на Западе Украины. Затем сырье доставляется конечным потребителям в Европе. Магистраль пересекает границу РФ с Украиной севернее г. Сумы.
  3. Экспортная система «Ямал — Европа». Эта магистраль соединяет месторождения в Западной Сибири с потребителями в Европе. Она проходит по территории Польши и Белоруссии.
  4. Система «Голубой поток». Эта магистраль соединяет Турцию и Россию и проходит по Черному морю. Ее общая протяженность – 1213 км. В ее числе:
  • Сухопутный участок, расположенный на российской территории от г. Изобильный (Ставропольский кр.) до с. Архипо-Осиповка (Краснодарский кр.). Его длина 373 км.
  • Морской участок от с. Архипо-Осиповка до расположенного в 60-ти км от турецкого города Самсун терминала «Дурусу». Его длина — 396 км.
  • Сухопутный участок от г. Самсун до г. Анкара, расположенный на турецкой стороне. Его протяженность — 444 км.

    Перспективы отрасли

    Вопросы, касающиеся развития трубопроводного транспорта, рассматривались на правительственных заседаниях. На них, кроме прочего, была одобрена стратегия до 2010 года. В ходе обсуждения многие ученые и специалисты предлагали развивать топливно-энергетический сектор, а в особенности газовую и нефтяную промышленности так, чтобы они со временем стали локомотивом социально-экономического возрождения страны. В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории, Тимано-Печорской НГП, а также снижения выработки в существующих бассейнах. В качестве основных экспортных направлений нефти станут:

    • Азиатско-тихоокеанское.
    • Северо-европейское.
    • Северное.
    • Южное.

    Последние два станут крупными перспективными проектами.

    «Северный поток»

    Этот газопровод должен проходить по Балтийскому морю и соединять РФ с Германией. Соглашение о строительстве магистрали было заключено в сентябре 2005 года. Согласно проекту, этот трубопровод должен стать одной из самых протяженных систем, расположенных под водой. Ввод магистрали на полную мощность был запланирован на 2012 год. По проекту 2 направления газопровода должны доставлять 55 млрд. м 3 отечественного газа в год в течение как минимум пяти десятков лет в страны Евросоюза.

    «Южный поток»

    Это совместный проект России, Франции и Италии. Магистраль должна соединить г. Новороссийск и порт Варну в Болгарии. Затем его ветки пойдут в Италию и Австрию через Балканский п-в. В соответствии с проектом, система должна вступить в строй в 2015 году. Создание «Южного потока» производится для диверсификации поставок сырья в Европу и уменьшения зависимости покупателей и поставщиков от транзитных стран — Турции и Украины. Эта магистраль считается конкурентным проектом газопровода «Набукко», маршрут которого должен идти южнее РФ. Эту систему поддерживают США и Еросоюз.

    Направления транзита и экспорта

    Для обеспечения экономических и стратегических интересов РФ осуществляется планомерная и комплексная проработка новых маршрутов из стран СНГ через Россию. Это будут направления:

    • Новое Северобайкальское и Центрально-Европейское. Они будут проходить по западу страны.
    • Тихоокеанское (в недалеком будущем) и Восточно-Сибирское (в долгосрочной перспективе).
    • Каспийско-Черноморское.

    Экономические и стратегические интересы РФ достаточно тесно связаны с повышением транзитных поставок нефти из государств СНГ. Они будут способствовать загрузке действующих мощностей и сооружению новых.

    В заключение

    Трубопроводный транспорт – система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий. В России к ним относят ОАО «Газпром» и госкомпания «Транснефть». Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно. В качестве крупнейших перспективных проектов станут «Северный» и «Южный» потоки, «Балтийская система 2», ВСТО. Являясь страной с богатейшими запасами нефти и газа, РФ занимает ведущее место в мире по поставкам сырья в другие страны. В стратегии, кроме прочего, запланирован проект поставки отечественного сырья в Китай. По подсчетам он может стать одним из самых крупных экспортных направлений. При динамичном расширении отраслей у государства есть все возможности усилить экономическое состояние, занять достойное место в международной системе. Особое значение при этом будут иметь прогнозные оценки добычи и последующей переработки сырья, производства и потребления продуктов, которые представлены в утвержденной энергетической стратегии. Расширение отраслей позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы, обеспечив таким образом более полную занятость населения.

    Трубопроводный транспорт

    Трубопроводы — узкоспециализированный вид транспорта. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Идет создание также универсального трубопроводного транспорта.

    Трубопроводный транспорт отличается от других видов транспорта рядом преимуществ. Затраты на строительство трубопровода почти в 2 раза меньше, чем на постройку автомобильной или железной дороги соответствующей провозной способности, при этом трассы ведут более коротким путем. Трубопроводы надежны в эксплуатации, процесс транспортировки по ним грузов полностью автоматизирован, высокая герметизация сохраняет продукты. Это сокращает потери нефти по сравнению с перевозками железнодорожным транспортом в 1,5 раза, водным — в 2,5 раза. Эксплуатация трубопроводов не зависит от климатических условий. Современный трубопровод имеет высокую пропускную способность, которая зависит от диаметра труб. По себестоимости перевозок это самый дешевый вид транспорта:

    Отмечая достоинства трубопроводов, в то же время следует заметить, что скорость перекачки грузов, зависящая от их вязкости и других параметров, несколько уступает скорости перемещения по железным дорогам и по водным путям. В случае иссякания запасов нефти или газа трубопроводы трудно переориентировать на другие грузы.

    Сеть магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов сформировалась под воздействием роста добычи нефти и ее переработки, размещения эксплуатируемых месторождений, нефтеперерабатывающих заводов и потребителей нефтепродуктов. Интенсивное строительство нефтепроводов началось в бывшем СССР во второй половине 50-х гг. Создавались крупные магистрали из труб большого диаметра (1020, 1220, 1420 мм). Такие трубопроводы могут перекачивать 60 — 90 млн. т нефти в год.

    Система магистральных нефтепроводов состоит из нескольких сетей, главным образом широтного направления. Возникновение нефтяной базы между Волгой и Уралом обусловила появление целой системы магистральных нефтепроводов: Туймазы — Омск — Ангарск; Туймазы — Омск; «Дружба» от Альметьевска через Самару, Брянск, Мо-зырь (Белоруссия) и далее в Польшу, ФРГ, Венгрию, Чехию и Словакию с ответвлением Унеча — Полоцк — Вентспилс; Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва с ответвлением Нижний Новгород — Ярославль — Кириши (Северо-Запад); Пермь — Альметьевск; Альметьевск — Саратов; Ишимбай — Орск.

    Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Нефть Волго-Уральского района по трубопроводам направляется только на запад. С 60-х гг. интенсивно строилась Сибирская система нефтепроводов. Отсюда нефтепроводы идут:

    на запад: Усть-Балык — Курган — Альметьевск; Нижневартовск — Самара — Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск; Нижневартовск — Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон — Одесса; Сургут — Новополоцк;

    на юг: Шаим — Тюмень; Усть-Балык — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;

    на восток: Александровское — Анжеро-Судженск.

    Для транспортировки нефти Западной Сибири как на запад, так и. на восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления. Из других магистральных направлений выделяются Волгоград — Новороссийск; Грозный — Армавир — Туапсе; Ухта — Ярославль; Оха — Комсомольск-на-Амуре.

    Протяженность нефтепродуктопроводов составляет четвертую часть длины трубопроводов для перекачки нефтяных грузов. Для перекачки нефтепродуктов построены линии Самара — Пенза — Брянск (две нити); Уфа — Омск (две нити); Уфа — Петропавловск (две нити); Омск — Новосибирск (две нити); Грозный — Трудовая; Ишимбай — Уфа; Махачкала — Грозный.

    В отличие от нефтяных грузов газ почти полностью транспортируется по трубопроводам. Строительство газопроводов находится в прямой зависимости от роста добычи газа. Первые магистральные газопроводы были сооружены в годы Великой Отечественной войны: Елшанка — Саратов (15 км) и Похвистнево — Самара (135 км) с диаметром труб 300 мм. Особенно быстро этот вид транспорта развивался в 70 — 80-е гг. Объем перекачиваемого газа непосредственно связан с его добычей, ростом сети газопроводов и их диаметром. В настоящее время больше половины грузооборота природного газа приходится на трубопроводы диаметром 1020, 1220, 1420 мм. Основной поток природного газа в европейские, районы страны идет по газопроводам из северных районов Западной Сибири. С 70-х гг. здесь стали сооружать магистральные газопроводы: Медвежье — Надым — Ухта — Торжок; Надым — Пунга — Пермь; Уренгой — Сургут — Тюмень — Челябинск.

    При освоении Уренгойского месторождения была построена в одном коридоре система из шести магистралей. Крупнейшая из них: Уренгой — Помары — Ужгород — Западная Европа протяженностью почти 4,5 тыс. км. Остальные направления: Уренгой — Москва; Уренгой — Грязовец; Уренгой — Елец; Уренгой — Петровск; Уренгой — Новопсков.

    В настоящее время в Западной Сибири разрабатывается Ямбургское месторождение природного газа. Уже действуют две нити газопровода: Ямбург — Елец, Ямбург — Поволжье, завершается строительство экспортного газопровода «Прогресс» (Ямбург — Ужгород). Ямбург должен стать исходной точкой газопровода на шесть нитей, выполненного в едином технологическом коридоре.

    Большое значение в транспортировке газа имеют магистральные газопроводы, идущие от месторождений Поволжья, Урала, Северного Кавказа, европейского Севера. В настоящее время функционируют газопроводы: Оренбург — Уральск — Александров Гай — Кременчуг — Долина — Ужгород (газопровод «Союз»); Вуктыл — Ухта — Котлас — Грязовец; Саратов — Москва; Саратов — Пенза — Нижний Новгород — (Владимир — Москва) — Иваново — Ярославль — Череповец; Ставрополь — Новопсков — Елец — Тула — Серпухов (Московское кольцо) — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург; Краснодар — Елец — Серпухов — Московское кольцо; Ставрополь — Владикавказ — Тбилиси; Ставрополь — Краснодар — Новороссийск.

    Система газоснабжения России, входившая в Единую систему газоснабжения СССР, и сегодня взаимодействует с системами Казахстана, Центральной Азии, Украины и Закавказья, что позволяет маневрировать ресурсами природного газа. За пределами системы газоснабжения находятся газопроводы Соленинское — Мессояха — Норильск и Таас — Тумус — Якутск — Покровск.

    Сложившаяся система нефтепроводов в целом соответствует направлениям транспортировки сырой нефти и будет дополняться магистралями от новых месторождений нефти. Должна расширяться сеть трубопроводов для перекачки нефтепродуктов.

    С организацией добычи газа на полуострове Ямал определено строительство нового газопровода от месторождений Ямала через Беларусь, Польшу до границы с Германией (4 тыс. км). Подписан договор с Южной Кореей о создании консорциума «Россия — Корея — Якутия», которому предстоит проложить трансконтинентальный газопровод из северных районов Республики Саха в Южную Корею. Другим примером может служить проект газопровода остров Сахалин — Япония протяженностью 3300 км, предназначенного для перекачки сжиженного газа через острова Хоккайдо и Хонсю до острова Кюсю.

    Иностранные инвесторы проявляют также большую активность в отношении крупнейшего месторождения нефти Тенгиз в Казахстане. Один из возможных вариантов транспортировки его нефти предполагает строительство нефтепровода по территории России Грозный — Новороссийск (протяженность 800 км).

    Учитывая высокую эффективность этого вида транспорта, сооружаются трубопроводы для транспортировки тяжелых углеводородов (этана, этилена, пропана и др.), для передачи жидкого и газообразного кислорода, аммиака, азота, водорода, кислот, соли (в растворе), а также продовольственных продуктов, в частности молока. Уже действуют этанопровод Оренбург — Казань; этиленопроводы Нижнекамск — Пермь, Нижнекамск — Уфа — Стерлитамак — Салават; конденсатопровод Оренбург — Салават; аммиакопровод Тольятти — Одесса.

    Пневматический и гидравлический транспорт позволяет перемещать грузы широкой номенклатуры. Для транспортировки угля Кузбасса построен гидравлический трубопровод Белово — Новосибирск протяженностью 250 км с пропускной способностью 4,3 млн. т в год угля в виде пульпы. Имеются предложения по строительству углепроводов из Кузбасса на электростанции Урала, Поволжья и в центральные районы. Прорабатываются варианты транспортировки угля, руды и других твердых грузов в капсулах в потоке газа и жидких нефтегрузов по газопроводам и нефтепроводам. В перспективе получит развитие и пневмоконтейнерный транспорт, который может передавать различную продукцию: сыпучие грузы, стройматериалы, сельскохозяйственные продукты.

    В настоящее время преобладают трубопроводы из стальных труб, однако все большее применение находят трубы из пластмасс и алюминия. Изучается возможность строительства подземных газопроводов из полиэтиленовых труб. Повышение пропускной способности трубопроводов возможно за счет увеличения диаметра труб до 1620,2000, 2500 мм.

    Магистральные нефтепроводы России

    Лекция 12

    Трубопроводный транспорт. Особенности его эксплуатации.

    Трубопрово́дный тра́нспорт осуществляет перемещение (перевозку) по трубам жидких, газообразных или сухих рассыпчатых грузов на дальние, средние и близкие расстояния при помощи специальных устройств (насосов, компрессорных станций и т. д.). На долю трубопроводного транспорта приходится св. 13 % мирового грузооборота. Трубопроводы различаются по размерам потока и назначению (трансконтинентальные, магистральные, фидерные[1], местные, промышленные), по диаметру сечения труб. К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. Однако в некоторых странах эксплуатируются трубопроводы для перекачки твёрдых материалов – угля, серы, строительной щепы, медной руды, извести, молока, вина, сахарного тростника и т.д. Но основными грузами, перемещаемыми трубопроводным транспортом являются газ, нефть и нефтепродукты.

    Строго говоря, трубопроводный транспорт не соответствует общепринятому определению понятия «Транспорт», т.к. здесь нет подвижного состава, пути и других присущих транспорту отличительных признаков. Подвижной состав – это сам груз, перемещаемый под давлением. Путь – это трубопровод, по которому груз доставляется потребителю. Насосные и компрессорные станции и системы автоматики, телекоммуникационной связи и управления работой оборудования на трассе и другое оборудование – элементы, обеспечивающие перемещение груза по трубопроводу.

    Нефте — и продуктопроводы подразделяются на магистральные, подводящие и промысловые.

    Магистральные трубопроводы – трубопроводы, предназначенные для транспортировки продукта из района добычи или производства в район потребления или трубопроводы, соединяющие отдельные месторождения.

    Подводящие трубопроводы – трубопроводы, по которым продукт подаётся к месту его сбора, хранения и подготовки перед отправкой по магистральному трубопроводу.

    Промысловые трубопроводы – трубопроводы, прокладываемые внутри места добычи (технологические, специального назначения и т.д.).

    Газопроводы делятся на магистральные и местные.

    Местные трубопроводы (низкого давления) являются ответвлениями от магистральных и служат для подачи газа потребителям. Различают также кольцевые трубопроводы, сооружаемые вокруг городов для увеличения надёжности снабжения газом и равномерной подачи газа (нефтепродукта), а также объединения магистральных трубопроводов в Единую газотранспортную систему страны.

    Российская Федерация, обладая 24% мировых запасов газа и значительными запасами нефти, относится к странам с наиболее развитым трубопроводным транспортом, т.к. является одним из крупнейших поставщиков углеводородного сырья в Центральную и Восточную Европу, Турцию, Балканы и страны Средиземноморья. На рис. 6.1 показаны основные российские нефтепроводы.

    Основными экспортными трубопроводными системами, эксплуатируемыми в России и на территориях стран бывшего Советского Союза, являются: крупнейший нефтепровод «Дружба» протяжённостью 5116 км., который из района Самары через Белоруссию и Украину идёт в страны Восточной Европы, трансконтинентальный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород длиной 4450 км., транссибирский нефтепровод Туймази – Иркутск имеющий длину 3700 км., «Союз» (от Оренбурга до западной границы страны) протяжённостью 2750 км., газопровод Ямбург – западная граница длиной 4605 км., построенный для экспорта газа в Германию, Францию, Австрию, Швейцарию. На территории России создана крупная трубопроводная сеть для отечественных потребителей нефти и газа.

    Рис. 6.1. — Основные нефтепроводы на территории России

    Магистральный нефтепровод (см. рис. 6.2 [2]) состоит из линейных сооружений, представляющих собой:

    — системы противокоррозионной защиты,

    — линий связи и обслуживающих коммуникаций и объектов,

    — перекачивающих и тепловых станций, осуществляющих перекачку нефти или нефтепродуктов, а также подогрев, перекачиваемого продукта,

    — конечных пунктов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, на которых принимают поступающий по трубопроводам продукт и распределяют его между потребителями, подают на завод для переработки или отправляют далее другими видами транспорта.

    В начале трубопроводной системы строится головная нефтеперекачивающая станция, а затем через определённое расстояние возводятся промежуточные насосные станции.

    Принципиальная схема магистрального газопровода показана на рис. 6.3 [2].

    Магистральный трубопровод чрезвычайно дорогостоящее сооружение. Например, стоимость первой очереди строящегося трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан оценивается более чем в 10 млрд. долларов. На нефтеперекачивающих станциях этой трубопроводной системы устанавливаются импортные насосы производительностью 1500 куб.м в час. Для обеспечения бесперебойной работы этих агрегатов насосные станции[2] оборудуются грязеуловителями, устройствами для подогрева перекачиваемого продукта, оборудованием для автоматического управления работой перекачивающих агрегатов, автономными системами водоснабжения и дизель-генераторами на случай отключения стационарного электроснабжения, эффективными системами защиты и безопасности объектов. На головной нефтеперекачивающей станции этой трубопроводной системы, в районе г. Тайшет, сооружён резервуарный парк, вместимостью более 150 тыс. куб. м сырой нефти. На рис. 6.4 — 6.6 показаны отдельные объекты этой станции в процессе строительства. Резервуарный парк сооружается также и на конечной станции трубопроводной системы. Трубопровод между насосными станциями обычно укладывается в траншею, трасса может проходить в агрессивных грунтах, болотистой местности, в условиях вечной мерзлоты и т.д. В то же время, долговечность труб должна составлять не менее 30 лет. Для защиты трубопроводов от воздействия агрессивной среды на поверхность труб наносят защитное покрытие. Обычно, в качестве защитного используют эпоксидное покрытие. Поскольку эпоксидное покрытие хрупкое, то для его защиты при транспортировке и монтажных работах на трассе поверх эпоксидного наносят специальный клей-адгезив[3] и слой полиэтиленового покрытия. В итоге суммарная толщина защитного покрытия составляет 3 – 6 мм.

    Участок трубопровода, подготовленный для укладки в траншею показан на рис. 6.7. При укладке в болотистых грунтах на трубу укладываются утяжелители в виде полимерных мешков с песком, как показано на рис. 6.8.

    Компрессорные станции[4] газопроводов оборудуют поршневыми или центробежными компрессорами с приводом от двигателей внутреннего сгорания, газовых турбин или электродвигателей. Мощность одного агрегата достигает 10 МВт. Обычно, центробежные нагнетатели объединяются последовательно в группы по два и более агрегатов. Несколько групп могут быть включены на параллельную работу. Производительность одного агрегата может достигать 30 млн. куб. м. в сутки, а давление на выходе станции – 5,6 – 7,5 МПа. На всех компрессорных станциях газ очищается от механических примесей на пылеуловителях, на головной компрессорной станции осуществляется осушка газа, очистка его от сероводорода и углекислого газа, выполняется его одоризация[5]. Компрессорные станции, также как и насосные имеют вспомогательные сооружения: котельные, системы охлаждения, электроснабжения, канализации и т.д.

    Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях. Основное его достоинство – самая низкая себестоимость транспортировки. Если принять среднюю себестоимость перевозок на транспорте за 100%, то на трубопроводном транспорте она составит 30%, на железнодорожном – 80%, а на автомобильном – 160%.

    Презентация по географии на тему «Трубопроводный транспорт России» (9 класс)

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ

    Трубопроводный транспорт – это узкоспециализированный вид транспорта, предназначенный для транспортировки жидких, газообразных и сухих (в измельчённом состоянии) продуктов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями.

    Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газы. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения.

    На территории России действует крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжающих Россию, а также ведущие в Западную Европу, Турцию и Юго-Восточную Азию. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1 220 и 1 420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.

    История Длина магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на 2008 г. составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 г. на 2 тыс. км. Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1950-х гг. В 2008 г. трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн т нефти и нефтепродуктов. Данный показатель увеличился в сравнении с 2000 г. на 53%. Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 г. составил 1,1 трлн. т×км, увеличившись в сравнении с 2000 г. на 49%.

    Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км, в т.ч.: 151 тыс. км газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км – нефтепроводных, 19,3 тыс. км продуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 нефтеперекачивающих станций, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. м³, 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. В общем объёме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки.

    Преимущества трубопроводного транспорта Повсеместная укладка трубопровода Низкая себестоимость транспортировки Сохранность качества продукта благодаря полной герметизации трубы Меньшая материалоёмкость и капиталоёмкость Полная автоматизация операций по наливу, перекачке, транспортировке и сливу продукта Малочисленность персонала Непрерывность процесса перекачки Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.

    Недостатки трубопроводного транспорта Узкая специализация Для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза

    Нефтепроводы Российская государственная компания «Транснефть» и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на июнь 2006 г.) и по которой прокачивается более 90% российской нефти.

    Действующие нефтепроводы Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год): крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск – Самара – Унеча – Мозырь – Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы); Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год); Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год); Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва; Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу; Нижний Новгород – Ярославль – Кириши; Александровское – Анжеро-Судженск; Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск; Нижневартовск – Самара; Восточный нефтепровод; Узень – Атырау – Самара; Красноярск – Ангарск; Баку – Новороссийск; Сургут – Полоцк.

    Строящиеся нефтепроводы В настоящее время ведётся строительство нефтепроводов Балтийская трубопроводная система-II (35 млн т/год) и Заполярье – Пурпе – Самотлор. 15.12.2010 г. принято окончательное решение об инвестировании по проекту расширения мощности трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-2) до 67 млн. т нефти в год.

    Газопроводы Крупнейшим оператором российских газопроводов является государственная компания «Газпром». Крупные газопроводы: Саратов – Москва: первый газопровод в России (840 км); Краснодарский край – Ростов-на-Дону – Серпухов – Санкт-Петербург; Уренгой – Помары – Ужгород: крупнейшая в мире система газопроводов – соединяет газовые месторождения Западной Сибири с конечными потребителями в Европе (4451 км); газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы; Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск; Медвежье – Надым – Тюмень – Уфа – Торжок; Кольцевой газопровод Московской области; Надым – Пунга – Пермь; Дзуарикау – Цхинвали; Ставрополь – Москва; Средняя Азия – Урал; Ямал – Европа; Голубой поток.

    Стоящиеся и проектируемые газопроводы В настоящий момент строются: Северный поток Бованенково – Ухта Сахалин – Хабаровск – Владивосток Джубга – Лазаревское – Сочи. Проектируются: Южный поток Алтай Якутия – Хабаровск – Владивосток Прикаспийский газопровод.

    Аммиакопровод Аммиакопровод – это трубопровод, предназначенный для перекачки аммиака. В мире существует не более 10 аммиакопроводов, выходящих за пределы химических предприятий. В России и Украине находится наиболее мощный аммиакопровод (до 2,5 млн. т/год) «Тольятти – Одесса». Транспортируемый аммиак находится в трубе диаметром 355 мм в виде жидкости с температурой +4 °C и под давлением до 35 атмосфер. В качестве средства от коррозии в чистый аммиак добавляется 0,4% воды.

    Этиленопровод Этиленопровод – это кольцевой трубопровод, перекачивающий этилен. Объединяет несколько предприятий в Татарстане и Башкирии.

    Продуктопроводы Крупные продуктопроводы: Уфа – Брест с ответвлением на Ужгород; Уфа – Омск – Новосибирск; Нижнекамск – Одесса.

    1 – эксплуатационная длина, тыс. км 2 – объём перекачки, млн т 3 – грузооборот, млрд. т×км Нефтепроводы 000 1913 1928 1940 1950 1960 1980 1990 1995 2000 2005 1 1,1 0,7 1,7 3,6 15 53,6 66 62 61 63 2 0,4 0,4 5 12 123 576 558 309 318 482 3 0,3 0,1 1,5 3,4 49 1090 1240 668 745 1156

    1 – эксплуатационная длина, тыс. км 2 – объём перекачки, млн т 3 – грузооборот, млрд. т×км Газопроводы 000 1990 1995 2000 2005 1 144 145 152 160 2 543 474 511 565 3 1335 1230 1171 1317

    Проблемы трубопроводного транспорта России Российская система газоснабжения эксплуатируется более 40 лет. На сегодня около 20% газопроводов служат более 33 лет и уже выработали свой срок амортизации. 67% газопроводов эксплуатируются от 10 до 32 лет, остальные 13% – имеют срок эксплуатации до 10 лет. Средний возраст газопроводов составляет примерно 22 года. Старение систем магистральных газопроводов ставит задачу обеспечения их безопасности и надежности.

    «творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

    • Дронин Григорий Валерьевич
    • Написать
    • 13328
    • 12.03.2016

    Номер материала: ДВ-520824

    ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

    Пройдя курс Вы получите:
    — Удостоверение о повышении квалификации;
    — Подробный план уроков (150 стр.);
    — Задачник для обучающихся (83 стр.);
    — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
    — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
    — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

    Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

    • 12.03.2016
    • 3991
    • 12.03.2016
    • 494
    • 12.03.2016
    • 825
    • 12.03.2016
    • 1293
    • 12.03.2016
    • 1939
    • 12.03.2016
    • 403
    • 12.03.2016
    • 1799

    Не нашли то что искали?

    «творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

    Вам будут интересны эти курсы:

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Читать еще:  Клей для газосиликатных блоков как разводить
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector