1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно закрепить трубопроводы в жб лотках

ООО Свой Мастер & PoliStyle

Статьи:

Прокладка трубопроводов

Трубопроводы тепловых сетей могут быть проложены на земле, в земле и над землей. При любом способе монтажа трубопроводов необходимо обеспечивать наибольшую надежность работы системы теплоснабжения при наименьших капитальных и эксплуатационных затратах.

Капитальные затраты определяются стоимостью строительно-монтажных работ и затраты на оборудование и материалы для прокладки трубопровода. В эксплуатационные включают затраты по обслуживанию и содержанию трубопроводов, а так же затраты связанные с потерей тепла в трубопроводах и расходом электроэнергии на всей трассе. Капитальные затраты определяются в основном стоимостью оборудования и материалов, а эксплуатационные – стоимостью тепла, электроэнергии и ремонта.

Основными видами прокладками трубопроводов являются подземная и надземная. Подземная прокладка трубопроводов наиболее распространена. Она подразделяется на прокладку трубопроводов непосредственно в земле (бесканальная) и в каналах. При наземной прокладке трубопроводы могут находиться на земле или над землей на таком уровне, что бы они не препятствовали движению транспорта. Надземные прокладки применяются на загородных магистралях при пересечении оврагов, рек, железнодорожных путей и других сооружений.

Надземные прокладки трубопроводов в каналах или лотках расположенных на поверхности земли или частично заглубленных, применяются, как правило, в районах с вечномерзлыми грунтами.

Способ монтажа трубопроводов зависит от местных условий объекта – назначения, эстетических требований, наличия сложных пересечений с сооружениями и коммуникациями, категории грунта – и должен приниматься на основании технико-экономических расчетов возможных вариантов. Минимальные капитальные затраты требуются на монтаж теплотрассы с использованием подземной прокладки труб без излояции и каналов. Но значительные потери тепловой энергии, особенно во влажных грунтах, приводят к существенным дополнительным затратам и к преждевременному выходу трубопроводов из строя. В целях обеспечения надежности работы теплопроводов необходимо применять механическую и тепловую их защиту.

Механическая защита труб при монтаже труб под землей может быть обеспечена путем устройства каналов, а тепловая защита – путаем применения тепловой изоляции, нанесенной непосредственно на наружную поверхность трубопроводов. Изоляция труб и прокладка их в каналах увеличивают первоначальную стоимость теплотрассы, но быстро окупаются в процессе эксплуатации за счет повышения эксплуатационной надежности и уменьшения тепловых потерь.

Подземная прокладка трубопроводов.

При монтаже трубопроводов тепловых сетей под землей могут быть использованы два способа:

  1. Непосредственная прокладка труб в земле (бесканальная).
  2. Прокладка труб в каналах (канальная).

Прокладка трубопроводов в каналах.

Для того, что бы защитить теплопро­вод от внешних воздействий, и для обеспечения свободного теплового удлинения труб предназначе­ны каналы. В зависимости от ко­личества прокладывае­мых в одном направле­нии теплопроводов при­меняют непроходные, по­лу проходные или про­ходные каналы.

Для закрепления трубопровода, а так же обеспечения свободного перемещения при температурных удлинениях трубы укладывают па опоры. Что бы обеспечить отток воды лотки укладываются с уклоном не менее 0,002. Вода из нижних точек лотков удаляется самотеком в систему дренажа или из специальных приямков при помощи насоса откачивается в канализацию.

Кроме продольного уклона лотков, перекрытия так же должны иметь поперечный уклон порядка 1-2% для отвода паводковой и атмосферной влаги. При высоком уровне грунтовых вод наружную поверхность стенок, перекрытия и дна канала покрывают гидроизоляцией.

Глубина прокладки лотков принимается из условия минимального объема земляных работ и равномерного распре­деления сосредоточенных нагрузок на перекрытие при движении автотранспорта. Слой грунта над каналом должен состав­лять порядка 0,8—1,2 м и не менее. 0,6 м в мес­тах, где движение автотранспорта запрещено.

Непроходные каналы применяются при большом числе труб небольшого диа­метра, а так же двухтрубной прокладке для всех диаметров. Их конструкция зависит от влажности грунтов. В сухих грунтах наибольшее распространение получили блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобе­тонные одно- или многоячейковые.

Стенки канала могут иметь толщину 1/2 кирпича (120 мм) при трубопроводах небольшого диаметра и 1 кирпич (250 мм) при трубопроводах крупных диа­метров.

Стенки возводят только из обыкновенного кирпича марки не ниже 75. Силикатный кирпич из-за малой его морозоустойчивости применять не рекомендуется. Каналы перекрывают железобетонной плитой. Кирпичные каналы в зависимости от категории грунта имеют несколько разновидностей. В плотных и сухих грунтах дно канала не требует бетонной подготов­ки, достаточно хорошо утрамбовать щебень непосредст­венно в грунт. В слабых грунтах на бетонное основание укладывают дополнительно железобетонную плиту. При высоком уровне стояния грунтовых вод для их отвода предусматривают дренаж. Стенки возводят после монтажа и изоляции трубопро­водов.

Для трубопроводов крупных диаметров применяют каналы, собираемые из стандартных железобетонных эле­ментов лоткового типа КЛ и КЛс, а также из сборных железо­бетонных плит КС.

Каналы типа КЛ состоят из стандартных лотковых элемен­тов, перекрываемых плоскими железобетонными плитами.

Каналы типа КЛс состоят из двух лотковых элементов, уложенных друг на друга и соединенных на цементном растворе при помощи двутавра.

В каналах типа КС стеновые панели устанав­ливают в пазы плиты днища и заливают бетоном. Эти каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами.

Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит или пес­чаной подготовки в зависимости от вида грунта.

Наряду с рассмотрен­ными выше каналами применяются и другие их типы.

Сводча­тые каналы состоят из железобетонных сводов или скорлуп полукруглой формы, которыми накрывают трубопровод. На дне траншеи выпол­няют лишь основание ка­нала.

Для трубопроводов крупного диаметра применяют сводчатый двухячейковый ка­нал с разделительной стенкой, при этом свод канала образуется из двух полусводов.

При монтаже непроходного ка­нала, предназначенного для прокладки в мокрых и слабых грунтах стенки и дно канала выполняют в виде железобе­тонного корытообразного лотка, а перекрытие состоит из сборных железобетонных плит. Наружная поверхность лотка (стенки и дно) покрывается гидроизоляцией из двух слоев рубероида на битумной мастике, поверхность основания также покрывают гидроизоляцией затем устанавливают или бетонируют лоток. Перед засыпкой траншеи гидроизоляцию защищают спе­циальной стенкой, выполненной из кирпича.

Замена труб, вышедших из строя, или ремонт тепловой изоляции в таких каналах возможны только при разработке групп, а иногда и разборки мостовой. Поэтому тепловая сеть в непроход­ных каналах трассируется вдоль газонов или на территории зе­леных насаждений.

Полупроходные каналы. В сложных условиях пересечения теплопроводами существующих подземных устройств (под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод) вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Полу­проходные каналы применяют также при небольшом количестве труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие про­езжей части исключено. Высоту полупроходного канала прини­мают равной 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобе­тонных элементов. Конструкции полупроходных и проходных каналов практически аналогичны.

Проходные каналы применяют при наличии большого количества труб. Их прокладывают под мостовыми крупных магистралей, на территориях боль­ших промышленных предприятий, на участках, прилегающих к зданиям теплоэлектроцентралей. Наряду с теплопроводами в проходных каналах располагают и другие подземные коммуни­кации — электрокабели, телефонные кабели, водопровод, газо­провод и т. п. В коллекторах обеспечивается свободный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам для осмотра и ликвидации аварии.

Проходные каналы должны иметь естественную вентиляцию с трехкратным обменом воздуха, обеспечивающую температуру воздуха не более 40° С, и освещение. Входы в проходные каналы устраивают через каждые 200 — 300 м. В местах, где располага­ются сальниковые компенсаторы, предназначенные для восприя­тия тепловых удлинений, запорные устройства и другое оборудо­вание, устраивают специальные ниши и дополнительные люки. Высота проходных каналов должна быть не менее 1800 мм.

Их конструкции бывают трех типов — из ребри­стых плит, из звеньев рамной конструкции и из блоков.

Проходные каналы из ребристых плит, выполняют из четырех железобетонных панелей: днища, двух стенок и плиты перекрытия, изготовляемых заводским способом на про­катных станах. Панели соединены болтами, а наружная поверх­ность перекрытия канала покрывается изоляцией. Секции канала устанавливаются па бетонную плиту. Вес одной секции такого ка­нала сечением 1,46х1,87 м и длиной 3,2 м составляет 5 т, входы устраивают через каждые 50 м.

Проходной канал из железо­бетонных звеньев рамной конструкции, сверху покрывается изоляцией. Элементы канала имеют длину 1,8 и 2,4 м и бывают нормальной и повышенной прочности при заглублении соответст­венно до 2 и 4 м над перекрытием. Железобетонную плиту подкладывают только под стыками звеньев.

Читать еще:  Какой диаметр внутреннего противопожарного водопровод впв

Следующий вид это коллектор, изготовляемый из же­лезобетонных блоков трех типов: Г-образного стенового, двух плит перекрытия и днища. Блоки в стыках соединяются моно­литным железобетоном. Эти коллекторы выполняются также нормальными и усиленными.

Бесканальная прокладка.

При бесканальной прокладке за­щиту трубопроводов от механических воздействий выполняет усиленная тепловая изоляция — оболочка.

Достоинствами бесканальной прокладки трубопроводов являются: сравнительно небольшая стоимость строительно-мон­тажных работ, уменьшение объема земляных работ и сокраще­ние сроков строительства. К ее недостаткам относятся: усложне­ние ремонтных работ и затруднение перемещения трубопрово­дов, зажатых грунтом. Бесканальную прокладку трубопроводов широко применяют в сухих песчаных грунтах. Она находит при­менение в мокрых грунтах, но с обязательным устройством в зо­не расположения труб дренажа.

Подвижные опоры при бесканальной прокладке трубопрово­дов не применяются. Трубы с теплоизоляцией укладывают не­посредственно на песчаную подушку, находящуюся на предвари­тельно выровненном дне траншеи. Песчаная подушка, являю­щаяся постелью для труб, имеет наилучшие упругие свойства и допускает наибольшую равномерность температурных переме­щений. В слабых и глинистых грунтах слой песка на дне траншеи должен быть толщиной не менее 100-150 мм. Неподвижные опо­ры при бесканальной прокладке труб представляют собой желе­зобетонные стенки, устанавливаемые перпендикулярно теплопро­водам.

Компенсация тепловых перемещений труб при любом спосо­бе их бесканальной прокладки обеспечивается при помощи гну­тых или сальниковых компенсаторов, устанавливаемых в специ­альных нишах или камерах.

На поворотах трассы во избежание зажатия труб в грунте и обеспечения возможных перемещений устраивают непроходные каналы. В местах пересечения стенки капала трубопроводом в результате неравномерной осадки грунта и основания канала происходит наибольший изгиб трубопроводов. Во избежание из­гиба трубы необходимо оставлять в отверстии стенки зазор, за­полняя его эластичным материалом (например, асбестовым шну­ром). Тепловая изоляция трубы включает в себя утеплительный слой из автоклавного бетона с объемным весом 400 кг/м3, имеющего стальную арматуру, гидроизоляционное покрытие, состоящей из трех слоев бризола на битумно-резиновой мастике, в состав которой входят 5—7% резиновой крошки и защитный слой, вы­полненный из асбестоцементной штукатурки по стальной сет­ке.

Обратные магистрали трубопроводов изолируются таким же образом, как и подающие. Однако наличие изоляции об­ратных магистралей зависит от диаметра труб. При диаметре труб до 300 мм устройство изоляции обяза­тельно; при диаметре труб 300-500 мм устройство изоляции должно быть определено технике экономическим расчетом исходя из местных условий; при диаметре труб 500 мм и более уст­ройство изоляции не предусматривается. Трубопроводы при такой изоляции укладывают непосредст­венно на выровненный уплотненный грунт основания траншеи.

Для понижения уровня грунтовых вод предусматривают специальные дренажные трубопроводы, которые укладывают на глубине 400 мм от дна канала. В зависимости от условий работы дренажные устройства могут быть выполнены из различных труб: для безнапорных дренажей применяют керамические бетонные и асбестоцементные, а для напорных — стальные и чу­гунные.

Дренажные трубы прокладывают с уклоном 0,002—0,003. На поворотах и при перепадах уровней труб устраивают специаль­ные смотровые колодцы по типу канализационных.

Надземная прокладка трубопроводов.

Если исходить из удобства монтажа и обслуживания то прокладка труб над землей является более выгодна чем прокладка под землей. Так же это требует меньших материальных затрат. Однако это поритит внешний вид окружающей среды и поэтому такой вид прокладки труб не везде может применяться.

Несущими конструкциями при надземной прокладке трубо­проводов служат: для небольших и средних диаметров — надзем­ные опоры и мачты, обеспечивающие расположение труб на нужном расстоянии от поверхности; для трубопроводов больших диаметров, как правило, опоры-эстакады. Опоры, обычно, выполняют из железобетонных блоков. Мачты и эстака­ды могут быть как стальными, так и железобетонными. Расстоя­ние между опорами и мачтами при надземной прокладке должно быть равно расстоянию между опорами в каналах и зависит от диаметров трубопроводов. В целях сокращения количества мачт устраивают при помощи растяжек промежуточные опоры.

При надземной прокладке тепловые удлинения трубопрово­дов компенсируются при помощи гнутых компенсаторов, требу­ющих минимальных затрат времени на обслуживание. Обслуживание арматуры производится со специально устраиваемых площадок. В качестве подвижных следует применить катковые опоры, создающие минимальные горизонтальные усилия.

Так же при надземной прокладке трубопроводов могут применяться низкие опоры, которые могут быть выполнены из металла или низких бетонных блоков. В местах пересечения такой трассы с пешеходными дорожками устанавливают специальные мостики. А при пересечении с автодорогами – или выполняют компенсатор нужной высоты или под дорогой прокладывают канал для прохода труб.

Монтаж бетонных водоотводных лотков: правила и инструкция

Для водоотведения дождевых вод используются водоотводные пластиковые, бетонные и полимербетонные лотки. Они устанавливаются на автодорогах, железных дорогах, на территориях различных предприятий и других территориях.

Разновидности бетонных лотков

Изготовление лотков из бетона происходит с помощью процесса прессования материалов – это делает изделие прочнее. Иногда, для того, чтобы придать лотку дополнительную прочность, к бетону примешиваются металлические частицы. Железобетонные лотки систем отвода воды, благодаря своим более высоким показателям качества, по сравнению с обычными бетонными изделиями, имеют и большую стоимость. Из-за цены и повышенной прочности и выносливости, их применяют для установки в тех местах, где требуется более стойкие и долговечные конструкции для отвода воды.

Лотки из бетона массивные и прочные

Классификация лотков ливневой канализации

Классификация лотков ливневой канализации, изготовленных из бетона, по количеству нагрузки, которую они в состоянии выдержать:

    Класс F900. Обладает наибольшей прочностью, устанавливается в аэропортах, портах, больших логистических центрах.

По сравнению с другими видами бетонные лотки могут выдерживать значительные нагрузки

На городских улицах бетонные лотки устанавливаются по краям проезжей части

Для бытового строительства обычно используют лотки, которые производятся из полимербетона. Полимербетонные изделия, по сравнению с бетонными, имеют более адекватную стоимость. Так же в бытовом строительстве могут применяться и лотки С250 из бетона.

Монтажные работы по установке лотков из бетона

Работы по установке лотков необходимо проводить в три основных этапа:

  1. Выбор схемы монтажа для системы, исходя из того, какое покрытие будет покрывать территорию.
  2. Подготовка к монтажным работам.
  3. Монтажные работы.

В некоторых случаях не обойтись без применения техники

Выбор схемы и работы по установке

Параметры установки лотков в зависимости от класса нагрузки

Для того, чтобы лоток из бетона оказался установлен правильно и качественно, нужно придерживаться специально разработанных схем, которые предназначаются для разных типов покрытия.

  1. Схема монтажа для асфальтного покрытия. Для данной схемы подойдут лотки марки С250. Примыкающий шов должен быть 10 сантиметров, а стяжка из бетона под лотком иметь ширину 15 см и более.
  2. Схема установки на бетонное покрытие. Используются лотки класса С250. Размеры примыкающего шва и ширины стяжки аналогичны приведенным в предыдущем пункте.
  3. Установка лотка для плиточного покрытия. Оптимальный вариант для данной схемы – лотки категории С250 и D400. Ширина стяжки под C250 10 см, размер примыкающего шва — 8 см. Для D400 обе величины равняются 10 см.
  4. Схема установки особо прочных лотков в для асфальтного покрытия. Ширина стяжки должна быть15 и более см, а ширина примыкающего шва 20 см.

Подготовительные работы

Этапы подготовительных работ:

  1. Разработка проектной документации, которая содержит описания всех основных элементов водоотводной конструкции и мест, где она расположена.
  2. Разбивка местности с помощью знаков разметки в соответствии с документацией.
  3. Подготовка элементов системы – лотки и сопутствующие материалы должны присутствовать в нужном количестве.
  4. Аренда подъемной техники для установки.

Использование спецтехники необходимо при монтаже крупногабаритных водоотводных систем

Этапы монтажа водоотводов из бетона

После завершения всех подготовительных работ можно приступать непосредственно к установке лотков.

Монтажные работы по установке бетонных водоотводных лотков включают в себя:

  1. Выкапывание траншей. Траншеи копаются в специально предназначенных местах и должны быть больших размеров, чем ливневый лоток. Это даст возможность дополнительного укрепления конструкции. Затем выполняется уплотнение почвы, которое производится с помощью песка и щебенки.
  2. Заливка бетона. Сырой бетон кладется на уплотненный грунт; в будущем к нему будут крепиться лотки.
  3. Установка железобетонных лотков. Производится в центр траншеи на недавно выложенный и еще сырой бетон. Бетон обеспечивает деталям конструкции дополнительную фиксацию, а так же повышает адгезию – способность сцепления с поверхностью.

Установка лотков на бетонную подушку

Стыки бетонных лотков заделываются герметиком

После установки бетонный лоток обязательно закрывается водоотводной решеткой

Самостоятельный монтаж водоотводной системы не составляет особых сложностей. Единственное, что следует учесть – это необходимость арендовать подъемную технику, так как из-за большого веса элементов конструкции, без нее не обойтись.

Схемы монтажа ж/б труб;

5.

4.

3.

2.

Лекция 29. Монтаж бетонных и железобетонных трубопроводов

1. Попов А.И., Ционский А.Л.,Хрипунов В.А. Производство железо­бетонных напорных виброгидропрессованных труб.- М.: Стройиздат 1979.

2. Карты трудовых процессов. Монтаж наружных сетей водопровода и канализации. Ш-10-9.1 и ККТ-Ю.О-З.М.,Стройиздат,1563,1986.

3. ВНИИ Водгео. Руководство по монтажу железобетонных, чугунных,
асбестоцементных трубопроводов. — М.:Стройиздат,1979.

4. Перешивкин АД., Александров А.А., Готовцев В.И. Монтаж напорных
трубопроводов со стыковыми соединениями на резиновых уплотни­телях. — М.:Стройиздат,1986.

  1. диафильм «Устройство наружных трубопроводов из неметаллических
    труб».

2. Плакат «Бетонные и железобетонные трубы».

3. Плакат «Способы монтажа раструбных железобетонных труб и приме­няемые приспособления».

4. Плакат «Устройство трубопроводов из железобетонных труб».

Железобетонные и бетонные трубы, для прокладки напорных водоводов используются виброгидропрессов. и центрифугир. ж/б раструбные трубы 3-х классов (1-го на давление 1,8 МПа, 2-го — 1,3 МПа и 3-го 0,6-0,7 МПа) длиной 5 м и диаметром 500,600,700,800,1000,1200, 1400 до 1600 мм при массе виброгидропрессов. труб от 1,32 до 8,2 т и центрифугир. от 1,43 до 9,63 т.

Для безнапорных трубопроводов применяют бетонные безнапорные трубы диаметром 100-1000мм l=1-2 м, а также ж/б безнапорные трубы диаметром 400,500,600,800,100C,1200,1400,1600,2000,2400 мм и фальцевые диаметром 400,2400,3000,3400,4000 мм. Безнапорные трубы выполняют двух разновидностей – норм. прочности (М), уклад. на глубину до 3-5 м (над верхом) и усиленные (у), укладываемые на глубину до 5-6 м.

Укладывают бетонные и железобетонные трубы на естественное и искусственное основание. Стыки напорных труб устраиваются раст­рубные и муфтовые с водонепроницаемой заделкой их резиновыми уп­лотнителями, а безнапорных — раструбные и фальцевые с заделкой их смоляной или битуминизированной прядью, асбестоцементным или цемент­ным замком, а также асфальтовой мастикой.

Перед укладкой труб в траншею они, также как и муфты, в ходе их приемки должны подвергаться наружному осмотру для выявления возможных дефектов, а также проверке размеров труб. Проверка ка­чества труб заключается в установлении соответствия их основных характеристик ГОСТ и техническим условиям (ТУ).

Раскладка труб вдоль бровки траншеи. Раструбные бетонные и железобетонные, a также другие трубы раскладывают вдоль трассы трубопровода различными способами, выбор которых определяется ти­пом и грузоподъемностью принимаемых кранов, предназначенных для опускания труб в траншею.

Монтаж напорных трубопроводов. Напорные трубопроводы монтируют из раструбных и гладких железобетонных напорных труб, изготовляе­мых на заводах методами виброгидропрессования или центрифугирования и соответствующих по своему качеству предъявляемым требованиям (подробнее см. [1,2])

Монтаж трубопроводов из раструбных железобетонных труб ведут в такой последовательности: доставка труб и раскладка их вдоль траншеи, подача их на место укладки; подготовка втулочного конца трубы и установка на него резинового уплотнительного кольца; введение укладываемой трубы втулочным концом с резиновым кольцом в раструб ранее уложенный; придание вновь уложенной трубе проект­ного положения; окончательная заделка стыка; предварительное испытание готового участка незасыпанного трубопровода (а при трубах больших диаметров только стыковых соединений) на герметич­ность; засыпка этого участка с утрамбовкой земли в пазухах; окон­чательное испытание засыпанного трубопровода. Монтаж труб ведут с помощью кранов, пневмоколесных или гусеничных кранов. Трубы с бермы траншеи к месту укладки подают раструбом вперед по ходу монтажа. Перед укладкой первой трубы в начале трассы устанавли­вают бетонный упор, обеспечивающий устойчивое положение первым двум-трем трубам при их соединении.

Рекомендуемая схема расстановки механизмов, рабочих-трубоук­ладчиков и раскладки труб при монтаже трубопровода показана на рис.1,а. При укладке вначале по шаблону отмечают на гладком конце укладываемой трубы глубину заделки ее в раструб уложенной. После установки монтажного крана по середине укладываемой трубы на нее опускают полуавтоматический клещевой захват и производят ее стро­повку. При отсутствии такого захвата трубы стропуют при помощи стропов или траверсы с полотенцами. Затем трубу краном подают в траншею. На высоте 0,5 м от ее дна опускание трубы приостанавли­вают к на гладкий конец ее надевают резиновое кольцо, после чего заводят ее в раструб ранее уложенной трубы и плавно опускают на подготовленное основание. При этом особое внимание уделяют центри­рованию втулочного конца вводимой грубы с резиновым кольцом отно­сительно заходной фаски раструба ранее уложенной трубы.

Для выверки положения укладываемой трубы (рис.1,в) на ее лоток опирают ходовую визирку и затем следят, чтобы верх этой визирки находился на общей линии визирования с двумя неподвижными визирками обноски. После выверки трубы по вертикали с нее снимают захват, освобождают кран для монтажа следующей трубы и приступают к вывер­ке положения трубы в планете. С этой целью устанавливают по отвесу инвентарные вешки: одну на конец укладываемой трубы, а другую — на ранее уложенную. По установленной в колодце или на смонтированном участке трубопровода неподвижной вешке проверяют правильность ук­ладки трубы в плане. При необходимости ее смешают в нужную сторону. После этого с помощью натяжного приспособления вводят до упора гладкий конец укладываемой трубы в раструб ранее уложенной, следя при этом за равномерностью закатывания резинового кольца в раструб­ную щель. Состыковав трубы, снимают натяжное приспособление и под­бивают трубу грунтом на высоту 1/4 ее диаметра с послойным уплотнением его ручными трамбовками.

При монтаже водоводов из раструбных железобетонных труб наибо­лее трудоемким процессом является введение втулочного конца грубы с резиновым кольцом в раструб ранее уложенной. Для облегчения этой операции применяют различные приспособления, устройства и механизмы, определяющие соответствующие способы монтажа трубопроводов. В част­ности используют двух- и трехтросовые наружные натяжные приспособ­ления (рис.2,а,б), реечные или гидравлические домкраты (рис.2,в), внутренние натяжные приспособления, рычажные и шестеренчатые лебед­ки (рис,2, г, д), бульдозеры и экскаваторы (рис.2, е, ж).

Для монтажа труб диаметром 500, 700, 900 мм применяют также универсальное гидравлическое приспособление треста Оргтехводсгрой Главволговодстроя (рис.2,з), которое вначале закрепляют на трубе, а затем вместе с трубой опускают в траншею. После проверки точности центрирования трубы и правильности расположения резинового кольца, трубу под действием хода гидроцилиндра стыкуют с трубопроводом.

При выборе способа монтажа железобетонных труб учитывают нали­чие необходимого оборудования и механизмов, а также местные условия строительства. Монтаж трубопроводов при помощи бульдозера (рис.2,е) может быть осуществлен лишь в том случае, если бульдозер использу­ется и на работах по планировке основания траншеи, т.е. когда воз­можно совместить две рабочие операции. Трестом Центроспецстрой из­готовлен малогабаритный бульдозер на базе трактора Т-54 В с шириной отвала 1,25 м, который используют для монтажа трубопроводов диамет­ром 500 мм и более при одновременной планировке им основания тран­шей. Способ монтажа трубопровода с применением внутреннего натяжно­го устройства может быть рекомендован лишь для труб диаметром 800 мм и более. Монтаж трубопровода при помощи экскаватора (рис.2,ж) ведут при прокладке труб в водонасыщенных грунтах или в стесненных усло­виях строительства, когда отрывать траншеи заблаговременно не пред­ставляется возможным, а экскаватор, расположенный рядом, можно ис­пользовать для монтажа труб. При соединении труб нельзя продвигать гладкий конец в раструб полностью, т.е. до полного упора, а следует оставлять между торцом гладкого конца и упорной поверхностью раст­руба зазор для труб диаметром до 1000 мм — 15 мм, а для труб диа­метром более 1000 мм — 15 мм, Для обеспечения водонепроницаемости стыковых соединений нельзя допускать эллипсности труб, раструбов и муфт или плохого качества поверхности труб и применять некачествен­ные резиновые кольца. Кольца в щели раструбных и муфтовых соединений должны быть обжаты на 40-50 % толщины своего сечения. При нарушении герметичности (водонепроницаемости) стыков устанавливают дополни­тельные резиновые кольца или отдельные их отрезки непосредственно на дефектное место при помощи специального съемного хомута (рис.2, и). При повреждениях или значительных дефектах железобетонных труб их удаляют и заменяют вставками из стальных труб с использованием стальных переходных патрубков

Монтаж трубопроводов с муфтовыми стыковыми соединениями труб имеет ряд отличий. Так, после центровки и проверки правильности укладки груб по шнуру, отвесу и визирке на концах соединенных труб делают разметку рисками, определяющими начальное положение резино­вых колец – расстояния а (360,370) и б (70,80 мм). При монтаже труб муфту устанавливают в исходное положение так, чтобы ее торец с рабочей стороны совпадал с нанесенной на трубе риской. Резиновое кольцо размещают около рабочего конца муфты и затем с помощью ко­нопатки вводят ее в коническую щель муфты заподлицо с ее торцом. Одновременно на вторую трубу надевают также резиновое кольцо и раз­мещают его на расстоянии б от ее торца. Далее с помощью монтажных приспособлений муфту продвигают в сторону стыкуемой трубы и одно­временно закатывают первое резиновое кольцо. По достижении муфтой на второй трубе риски на расстоянии б от ее торца в щель муфты вводят второе резиновое кольцо. В ходе дальнейшего продвижения муф­ты закатывают и это кольцо, благодаря чему достигается необходимое конечное положение резиновых колец на стыке.

Монтаж безнапорных трубопроводов. Осуществляют из бетонных и железобетонных труб на раструбных, муфтовых или фальцевых стыковых соединениях. Стыки раструбных труб уплотняют пеньковой прядью или другими герметиками с заделкой асбестоцементом или резиновыми коль­цами, а фальцевых труб — асфальтовой мастикой, битумно-резиновыми прокладками и другими герметиками с заделкой цементно-песчаным раствором. Безнапорные раструбные и муфтовые трубы соединяют с зазором между гладким концом трубы и упорной поверхностью раструба, равным 10 и 15 мм для труб диаметром соответственно 700 и более 700 мм.

Монтаж трубопроводов из раструбных и муфтовых труб с уплотнением резиновыми кольцами ведут теми же методами, что и напорных водоводов. Заделку стыков пеньковой прядью производят путем конопатки раструба на половину его глубины двумя-тремя витками просмоленной или битуминизированной пеньковой пряди с зачеканной асбестоцементной смесью (30% асбеста,70% цемента).

Монтаж трубопроводов из фальцевых безнапорных труб сопряжен с необходимостью заделки фальцевых стыков. При этом стыки труб диаметром более 1000 мм заделывают по всему периметру пеньковой прядью и затирают цементным раствором состава 1:1 с устройством снаружи пояса из этого раствора. Стыки Мальцевых труб диаметром 2000-4000 мм, укладываемых на бетонные или железобетонные основания, заде­лывают торкретом по арматурной сетке. При этом трубы укладывают в траншею краном при помощи монтажной скобы. Монтаж труб ведут в такой последовательности: размечают положение грубы на основании; стропят трубу и опускают ее в траншею; укладывают трубу на основание и выверяют ее положение; конопатят стык смоляной прядью и заде­лывают цементным раствором; обертывают стык арматурной сеткой и омоноличивают его.

рис.1

Современная теплотрасса: материалы и способы прокладки

Как строятся теплотрассы? Зачем используют железобетонные плиты перекрытия лотков? Это важный вопрос, и его не стоит оставлять без ответа.

Теплотрасса – сооружение, имеющее особую важность для большинства людей планеты. С её помощью мы получаем не только отопление, но и горячую воду. Процесс подготовки к прокладке теплотрассы занимает довольно много времени и сил: следует проверить почву, коммуникации, выбрать наиболее подходящий метод прокладки труб, способы утепления. Интересная статья о полнотелых канальных плитах.

Теплотрассы можно разделить на несколько категорий. Они могут различаться по виду теплоносителя (вода, пар) и способу строительства (подземные и надземные).

К подземной относится бесканальная прокладка, то есть укладка системы труб в грунт. Для данного способа подходят трубы в особой изоляции:

  • пенополиуретаном (ППУ) в оболочке из полиэтилена;
  • пенополимерминералом (ППМ) без оболочки.

Виды прокладки теплосетей

Укладку тепловых сетей можно разделить на два типа:

В большинстве городов и поселений применяют двухтрубную систему водоснабжения. Причина этого в том, что по одной из труб проводят тепло, а с помощью второй отводится теплоноситель, отработавший свое.

Теплотрассы: способы строительства

Есть несколько способов строительства:

  • канальный (монолитный и лотковый канал);
  • бесканальный (укладка теплотрассы в траншею);
  • горизонтальное направленное бурение (бестраншейный способ).

Способ монолитного канала состоит в укладке теплотрассы методом заливки основания и армирования канала. С помощью лоткового канала прокладка осуществляется с применением готового лотка.

Во время прокладки современных теплотрасс применяют различные материалы, такие как кирпич (полезный материал про кирпичный фундамент ленточного типа), шлакоблок, ЖБ блок и другие.

ЖБИ плиты перекрытия состоят из тяжелого бетона класса В15 — В20 и стальной арматуры типа Вр-I, A-I и A-III. Это дает гарантию защиты от повреждений каналов теплотрасс и инженерных сетей.

Плиты покрытия теплотрасс могут быть как конструктивным элементом в паре с лотками, так и отдельной деталью покрытия теплотрассы, выложенной, например, из шлакоблоков или кирпича. Их размеры строятся в зависимости от размеров лотков. Так как стандартная длина бетонного лотка составляет 3 метра, плиты зачастую имеют размер 1/1,5/3 метра. Из-за большого веса трехметровые плиты являются наименее удобными в процессе сборки.

Плиты перекрытия канала теплотрассы используют в перекрытии каналов под трубопроводы различного назначения. При агрессивной среде эксплуатации лотки, равно как и плиты теплотрасс, вдобавок покрывают защитным веществом.

Плиты перекрытия каналов и лотков – это плоские железобетонные конструкции, которые производят в соответствии с габаритами лотков.

Плиты покрытия класса «П» – одна из важнейших частей конструкции теплотрассы или трубопровода, которая сооружается из лотков типа «Л». Ширина данной прямоугольной плиты по стандарту равняется ширине перекрываемого лотка. Стандартная длина подобных плит составляет 2990 мм. Элементы «д» имеют длину 740 мм.

Производятся плиты покрытия из бетона, который способен противостоять разрушающему воздействию грунтовых вод, чрезмерному давлению почвы, скачкам температур и различной степени интенсивности нагрузки. Также будет интересно почитать про технологию устройства финской фундаментной плиты.

Важно: зачем использовать плиты?

Плита перекрытия теплотрассы помогает решить целый спектр проблем и задач:

  • сохранить герметичность подземных каналов;
  • защитить кабели от проседания грунта, притока подземных вод и нарушения теплоизоляции;
  • гарантировать повышенную теплоизоляцию;
  • сохранить воздух внутри коммуникационного канала.

Железобетонные лотки для теплотрасс укладывают в обычных грунтовых условиях. Основные параметры бетонных лотков – прочность и устойчивость, поэтому изготавливаются они из тяжелого сорта бетона с включениями стали категории А1 и Вр1. Буква «Л» служит для обозначения железобетонных лотков, применяемых для создания каналов теплотрасс и укладки системы труб различного назначения: как подземных, так и полуподземных каналов. Последние могут выступать над грунтом на расстояние от 200 до 400 мм.

Для чего применяют бетонные лотки?

Список применения бетонных лотков:

  • закладка теплотрассы;
  • строительство инженерной сети;
  • защита трубопровода от воздействия грунтовых вод;
  • сохранность воздуха внутри инженерной сети для лучшей термоизоляции.

Железобетонные лотки можно примерно разделить на несколько категорий. Разделение зависит от конструкции, особенностей монтажа и функций:

  1. Железобетонные прикромочные лотки. С их помощью возможна обустройка конструкций для водоотвода на автотрассах. Они устанавливаются по кромке трассы и накапливают воду, отводя ее к откосам дороги.
  2. Железобетонные телескопические лотки. Они применяются при установке мостовой системы водоотвода, строительстве гражданских объектов, дорог и трасс. Принцип установки таков: каждый ЖБИ лоток вставляется в предыдущий, укрепляя всю конструкцию.

Особенности установки железобетонных лотков

Бетонные лотки для теплотрасс могут основательно упростить процесс установки. Их можно устанавливать с помощью маломощных автоматических подъемных кранов, что экономит время на проведение работ. Незаменимую помощь в соединении отдельных частей окажет цементно-песчаная смесь. А в этой статье вы узнаете о пустотных плитах перекрытия.

Использование железобетонных лотков может существенно облегчить техническое обслуживание магистралей. Чем больше изделие, тем легче открыть доступ к различным участкам теплотрассы.

Подведем итоги

Плиты покрытия теплотрасс и железобетонные лотки делают процесс прокладки теплотрассы проще и быстрее. Строительство теплотрасс способом лоткового канала гарантирует качество работы на выходе и уменьшает риск возникновения проблем с только что проложенной теплотрассой. Все это вдобавок к правильно подобранным материалам позволит обеспечить профессиональный уровень работ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector