0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игрыдраматизации и руководство ими

Использование игр — драматизаций в дошкольном возраста

— Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию голоса).
— Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики.
— У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
— Пополнение атрибутами центра театрализованной деятельности, персонажами кукольного театра.
— Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.
Учёт возрастных и индивидуально – личностных особенностей воспитанников при организации игры-драматизации «Под грибом».
Для среднего дошкольного возраста характерно возникновение и совершенствование умения планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. В свою очередь, эмоционально окрашенная двигательная деятельность детей становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Это ещё раз напоминает о возможности создания условий для такой разгрузки через игру и особенно игру-драматизацию. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Так, ознакомившись со сказкой и распределив роли, дети думают над тем, как изобразить с помощью мимики, пластики, голоса характер героя, его настроение и т.д. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. Педагог активно помогает в этом детям, не имеющим достаточного опыта в разыгрывании. Сказка В. Г. Сутеева «Под грибом» вполне соответствует этим требованиям. Во – первых, сюжет сказки доступен для понимания и осмысления, во-вторых, героев сказки не много и их образы хорошо знакомы детям, фразы немногословны и логичны. Между тем, в содержании сказки поднимается сразу две главных проблемы, нередко имеющих место в жизни: возможность договориться, принять другого, «потеснить своё пространство и интересы», иногда вопреки собственным удобствам и возможность заступиться, защитить кого-то, осознавая некоторые преимущества соперника.
Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки. Учитывая это, необходимо стимулировать проявление доброжелательности в отношениях между детьми, изучать общение детей со сверстниками, создавать условия для совместных игр, что наиболее целесообразно осуществить в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек). Работа над сказкой «Под грибом» соответствует этим задачам. Взрослый знакомит детей с новыми играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями. В ходе таких игр осваивается умение действовать по правилам и по очереди, по простому алгоритму, схеме, модели. Игры, связанные с исходной инициативой взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, Дети учатся действовать соответственно сюжету и правилам (до трёх правил); сдерживать себя: начинать движение после определённых слов, останавливаться в указанном месте и пр.
Педагогическая позиция в отношении к ребёнку основана на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия.
Основной стиль общения педагога с детьми – личностно ориентированный (учёт интересов и потребностей детей, предоставление ребёнку права выбора деятельности, партнёров по совместной деятельности, безоценочное принятие каждого ребёнка, создание условий эмоционального комфорта и психологической защищённости).
Исследователями А. Г. Гогоберидзе и С. Г. Машевской была предложена классификация игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. Действительно, внимательно понаблюдав а воспитанниками в процессе работы, несложно заметить, что ребёнок охотнее выбирает ту позицию, в которой чувствует себя наиболее комфортно, что следует учитывать взрослому при организации игры драматизации:
— Ребенок — “режиссер” — имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
— Ребенок -“актер” — наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
— Ребенок -“зритель” — обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
— Ребенок — “декоратор” — наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Это условное разделение не даёт право педагогу ограничить действия ребёнка наиболее комфортной для него ролью, необходимо предоставить возможность представить себя в различных ролях и ситуациях, не используя предложенную классификацию как некий штамп. Напротив, желательно показать ребёнку то многообразие, которое позволяет ощутить смена ролей и позиций участников.
Примерный план работы с воспитанниками средней группы над содержанием сказки «Под грибом».

№ п/п Содержание Цель Пояснения, оборудование
1 Беседа «Волшебство театра». Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности. Раскрыть основные понятия, связанные с театром.
2 Игра «Волшебные превращения» в героев сказки «Под грибом» Развивать внимание, зрительную память, координацию движений, умение с помощью мимики и жестов передавать образ сказочных героев. Мультфильм, ободки с изображением персонажей
3 Д/игра «Узнай по силуэту». Отгадывание загадок про персонажей сказки. Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки по которым их определили. Учить угадывать персонажей по описанию. Силуэты персонажей.
4 Рассматривание иллюстраций Учить рассказывать о сюжетах сказки по иллюстрациям. Слайды или иллюстрации эпизодов сказки
5 Музыкальная минутка.
Игра «Прячем зайчика».
Игра «Животные весёлые и грустные». Учить воспринимать музыку веселого и грустного характера, слышать её выразительные средства, соотносить музыку со сценками и эпизодами сказки, определять при помощи музыки настроение персонажей.. Развивать творческую самостоятельность в передаче сказочного образа, используя песенную и танцевальную импровизацию. Музыкальное сопровождение
6 Игра-драматизация сказки «Под грибом» Побуждать детей принимать участие в театрализованной игре-драматизации по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты. костюмы, маски и атрибуты
7 Лепка «Одну простую сказку» Учить создавать настольный пластилиновый театр сказки, проявляя творческую самостоятельность в создании пластилиновых героев сказки обыгрывании их. пластилин
8 Речевая игра «Слова-родственники» на основе сказки Учить подбирать родственные слова. Иллюстрации или театральные фигурки персонажей
9 Театрализованная игра «Под грибом» Поддерживать желание активно участвовать в театрализованной игре. Развивать творческие способности в передаче художественного образа. Кукольный театр «Под грибом»
10 Игровое занятие «Мы веселые ребята», игра «Доскажи словечко» Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей.
11 Разыгрывание сказки (стендовый и пальчиковый театр) Учить разыгрывать отрывки сказки используя пальчиковый и стендовый театр. Фигурки для театра
12 Речевая игра «Слова наоборот». Игра: «Если да — похлопайте». Упражнять в подборе антонимов, развивать внимание, скорость мышления.
13 Двигательное упражнение «Лесные жители», «Покажи и угадай» Развивать общую моторику, снижать телесные напряжения, развивать наблюдательность, мышление.
14 Сказка по кругу Учить рассказывать сказку, передавая мяч друг другу. мяч
15 Игровое задание «Представьте себе» Развивать творческое мышление детей. Иллюстрации, сказочная мелодия
16 Игровое занятие «Мы любим сказку» Продолжать работу над эпизодами сказки «Под грибом». Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Объединить в единое целое картины третью и четвертую часть театрализованной игры с использованием декораций костюмов. Костюмы, маски, ободки
17 Занятие по изодеятельности «Рисуем сказку» Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. Цветные карандаши, краски, листы бумаги
18. Изготовление коллективной работы «Создаём сказку» Учить последовательно рассказывать и изображать эпизоды сказки, располагать персонажей на пространстве листа, дополнять необходимыми деталями и декорациями Листы бумаги формата А3, рисунки детей или подготовленные изображения персонажей сказки «Под грибом», клей-карандаш, краски, кисти

Читать еще:  Как поменять водяной счетчик своими руками

Взаимодействие с родителями
№ п/п Форма работы Тема
1 Консультация – рекомендация на информационном стенде «Чудо по имени Театр»
«Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
4 Информация в уголке для родителей «В помощь родителям» «Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок.
5 Выставка детских рисунков «Любимый персонаж сказки»

Заключение.
Развитие творчества дошкольников через игру-драматизацию – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех основных направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета).
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).
Ожидаемые результаты.
В процессе осуществления работы предполагаются следующие результаты:
— У дошкольников развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в игре по сюжету сказки.
— Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
— Дети выразительно исполняют ролевые действия, реплики, песни.
— У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
— В группе пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, видами театра, персонажами кукольного театра.
— Дети становятся дружнее, сплочение, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.
Перспективы распространения методической разработки.
Все мероприятия данной разработки направлены на развитие творческой личности ребёнка, обогащение эмоционального опыта ребёнка, социально-коммуникативных навыков, развитие психических функций, раскрепощение, но в то же время развитие навыков саморегуляции, внимательного отношения к окружающим.
Разработку можно использовать как в дошкольном учреждении, при организации кружковой работы, а так же семейном воспитании. Указанные игры и упражнения можно использовать также при работе с любым другим литературным материалом при соответствующей корректировке содержания. Помимо этого, разработка может быть полезна при организации работы с детьми различных возрастных категорий и уровня развития как базовая схема построения ряда занятий. Рекомендуется при этом соблюдать последовательность этапов работы над произведением, тогда как игры и упражнения, входящие в содержание, можно менять местами, дополнять, усложнять или упрощать в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 «Лесовичок» Старооскольского городского округа

Login

Воспитатель МДОУ детский сад № 47
Пискунова Татьяна Георгиевна

Художественная литература, и особенно сказки, являются для детей-дошкольников особой формой действительности — это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.
Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и яр­ко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.
Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенно­сти: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в резуль­тате сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и разви­ваться.
Если в произведении, прочитанном в группе и понравившимся детям, есть четко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности, что особенно характерно для сказок, его можно предложить для разыгрывания.
Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе уже прошли куколь­ный спектакль и после него игры-беседы детей с персонажами. Поскольку для кукольного спектакля заранее отобраны определенные сцены, их можно повто­рить и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям. В спектаклях, постав­ленных в группе впервые, принимает участие и взрослый. Это желательно в связи с тем, что воспитатель сможет незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, не нарушая тем са­мым общего развития сюжета игры.
Лучше всего, если игра будет разворачиваться в уголке сказок. Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю. При желании уже в ходе игры некоторые из артистов, от­казавшихся от определенных ролей, могут быть замечены другими детьми, из числа зрителей. Воспитатель должен также всячески поощрять и даже стиму­лировать нравственное общение артистов и зрителей, возникающее по ходу раз­вития сюжета, а также любые дополнения, вводимые детьми в сюжет, если они связаны с проявлением подлинно ценностных ориентации или возможностью показать, исправить, сформировать более высокий уровень социальных эмоций.
Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с деть­ми. Доля участия педагога в этом процессе зависит от возраста и опыта участ­ников игры.
После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполните­ли, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз, и поэтому в ней будет участвовать несколько человек. Самый ответственный момент в этом распределении — подбор артистов для исполнения противоположных ролей. Роль положительного персонажа жела­тельно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль от­рицательного героя предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением. Причем надо иметь в виду, что от отрицательной роли такой ребе­нок может отказаться, тогда воспитатель либо вызывает «добровольцев» на эту роль, либо берет ее сам (особенно в первых играх-драматизациях, когда у детей еще нет соответствующих навыков).
Дети по-разному относятся к проигрыванию отрицательной роли . Одни из них стараются ближе к тексту воспроизвести речь и действия отрицательно­го персонажа, при этом явно чувствуется формальное исполнение роли, в кото­рой не затрагивается эмоциональная сфера ребенка. Есть дошкольники, которые категорически отказываются играть «плохих» персонажей, и могут очень оби­деться, если им предложить подобную роль (в этом случае взрослый не должен настаивать, можно предложить такому ребенку роль второстепенного персона­жа нейтрального или положительного характера) . Но есть еще небольшая группа детей, которые с нескрываемым удовольствием, очень эмоционально проигрывают роль отрицательного персонажа. Воспитатель здесь должен осо­бенно внимательно наблюдать за тем, не вносит ли ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким сказочным моментам, которые являются по существу аналогами соответствующих жизненных ситуаций. От­метив пристрастное отношение к отрицательной роли, воспитатель должен, ис­пользуя косвенные методы руководства игрой (например, выступая в качестве одного из персонажей игры-драматизации), постараться показать всем детям жестокость поступков отрицательного героя, а также выявить эмоциональное отношение к этой роли ее исполнителя. Здесь особенно важны отклики зрите­лей, их эмоциональная оценка и действий персонажа, и особенностей игры «ар­тиста».
Можно ввести дополнительные сцены. Игра-драматизация, если исполь­зовать ее не в жесткой, а в гибкой, подчиненной определенным задачам форме, может дать педагогу перспективные условия для воспитания нравственных чувств у детей
Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с ге­роем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В реко­мендуемых играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во.

Читать еще:  Значение и перевод имени рустам

время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные и отрица­тельные роли. Как правило, ребята творчески изменяют события, восстанавли­вают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях. Педагог только исподволь, незаметно направляет ход игры, оставляя у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совер­шении поступков, что невозможно при чтении сказки, когда ребятам так хоте­лось активно вмешаться в события.
После восприятия сказки и игр – драматизаций педагог проводит с детьми и их родителями следующую работу:
1. Фиксирование всего, что рассказывают родители о детях в связи со
сказкой и игрой.
2. Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых
си­туаций.
3. Фиксирование ситуаций, возникающих естественно и созданных специально, в которых необходимо проявить нравственные качества, изобра­женные в сказочных ситуациях.
4. Составление характеристик на тех детей, которые участвовали в
этих ситуациях.
5. Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых
предлагается отразить самые интересные моменты из сказок, услышанных ра­нее.

Литература:
Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д Кошелевой. — М., 1985.
Дошкольная педагогика / под общей ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой.-М., 1983

ТЕМА 5. Методика проведения игр-драматизаций с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Основные вопросы:

1. Характеристика игры-драматизации. Виды игр-драматизаций.

2. Отличие игр-драматизаций от сюжетно-ролевой игры.

3. Методика проведения игр-драматизаций с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.

Драматизация – это игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание литературного произведения. Ученые, изучающие игры-драматизации детей дошкольного возраста, сходятся в утверждении важности этого вида художественной деятельности для развития таких качеств личности, как инициатива, самостоятельность, воображение, эмоциональная отзывчивость. Именно в играх-драматизациях у детей развиваются особая чуткость и внимание к действиям людей, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, стремления и желания. Используя игры-драматизации можно достичь высокой динамики в формировании у детей с интеллектуальной недостаточностью коммуникативного поведения и социального общения, что способствует социализации личности ребенка: введение его в мир природы и человеческих связей и отношений, передача ему образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

В современной характеристике игр-драматизаций раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми. В частности, это:

— наличие динамического сюжета;

— использование разнообразных средств выразительности;

— возможность использования приобретенного ранее социального опыта.

Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что:

— сюжет игры заранее определен автором литературного произведения;

— состав участников, последовательность происходящих событий зависит от драматизируемого произведения.

1. Дети выступают в роли персонажей игры.

2. Дети изображают героев с помощью игрушек, озвучивают их.

3. Стендовые игры или игры с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками (фланелеграф, теневой театр).

4. Театр «Петрушки», «Би-ба-бо» — имеют перчаточный принцип устройства, используется ширма.

Особенность в работе с дошкольников с интеллектуальной недостаточностью заключается в том, что если игры первого вида вполне приемлемы для детей данной категории (2, 3, 4) целесообразно использовать только педагогом для создания игровой ситуации при объяснении или закреплении материала.

Обучение играм-драматизациям происходит поэтапно:

1. Подготовительный этап:

─ работа с текстом (текст произведения в случае необходимости адаптируется, упрощается);

─ подготовка атрибутов игры;

─ работа над развитием движений и развитием речевых навыков.

2. Знакомство с текстом.

3. Подготовка к проведению игры-драматизации (распределение ролей с учетом психофизических особенностей детей, заучивание текста, работа над произносительной стороной речи, работа над пантомимикой, отработка последовательных действий).

4. Проведение игры-драматизации.

При отборе пособий, оборудования, материала для игр-драматизаций в каждой возрастной группе специального детского сада следует учитывать запас детских впечатлений, знаний и интересов. Пополнение его должно быть не случайным, а с учетом освоенности детьми приемов работы с ним.

Игра-драматизация требует соответствующей организации и места. Условно оборудование для игры можно подразделить на:

─ театрально-игровой материал: игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи;

─ дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, занавеси и т.д.

─ декорации: плоскостные, полуобъемные, с устойчивой подвижной основой или статичные, рисованные, аппликационные, сконструированные;

─ элементы костюмов: головные уборы, воротники, манжеты;

Организатором и ведущим в игре-драматизации является педагог. Действия детей или игровых персонажей сопровождаются речью. Важным компонентом игры является музыка, которая стимулирует к выполнению эмоционально насыщенных игровых действий.

Вопросы и задания:

1. В чем основные отличия игр-драматизаций от сюжетно-ролевых игр?

2. Подберите 2-3 игры-драматизации по каждому году обучения для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

3. Проведите заседание «круглого стола» с воображаемым педагогическим коллективом на тему «Нужна ли игра-драматизация в специальном детском учреждении. Почему?».

4. Составьте рекомендации для родителей о создании дома условий для игр-драматизаций.

5. Адаптируйте текст сказки «Теремок» с учетом особенностей детей. Составьте свои рекомендации по использованию этой сказки специальном детском учреждении.

6. Разработайте содержание работы по уточнению действующих персонажей и порядка их появления в сказке «Теремок» (используя продуктивные виды деятельности детей).

7. Подготовьте реферативное сообщение по теме «Особенности использования игр-драматизаций на разных годах обучения в специальном детском учреждении».

Литература:3, 15, 23, 25, 26, 34, 39.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Консультация для педагогов «Игры-драматизации и ее виды».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский «Салгал» с. Усть-Элегест МР «Кызылский кожуун» Республики Тыва Консультация для педагогов «Игры-драматизации и ее виды» Подготовила учитель русского языка МБДОУ д/с «Салгал» Шойлаа О.К. с. Усть-Элегест 2017 г.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Читать еще:  К чему снится спасают из воды

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»,- писала Н. К. Крупская. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. И поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игры-драматизации являются одним из видов театрализованных игр. Однако и те и другие имеют определенные отличия. Театрализованные игры, в отличие от игр-драматизаций имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах.

В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Имеются различия и в уровне самостоятельности ребенка. Самостоятельно в игры-драматизации даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают театрализованные игры по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте игра-драматизация возможна как самостоятельная деятельность. Этому предположению существует несколько подтверждений. Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

Игры-драматизации — это особенный вид деятельности детей дошкольного возраста, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

В старшем возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр. Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов . В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

В дошкольном образовательном учреждении, где количество двуязычных детей преобладает, возникают трудности в усвоении русского языка, так как речевое общение на русском языке не сформировано. Приоритетной задачей в моей работе является развитие устной речи у детей нерусской национальности. Формирование и совершенствование навыков устной речи идет посредством использования устного народного творчества: потешки, пословицы, поговорки, считалки, частушки, сказки. Применение игровых технологий играет важную роль в обучении русскому языку с детьми-билингвами. Игры-драматизации развивают не только устную речь, но и активизируют познавательную деятельность, обогащают словарный запас детей. После чтения сказок, маленьких рассказов о детях, о животных, они инсценируются. Перед инсценировками происходит большая предварительная работа: режиссерская постановка, изготовление масок, подготовка костюмов. словарная работа, совершенствование дикции. Использование игр-драматизаций оказывают позитивное влияние на обучение и усвоение русского языка в условиях двуязычия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Выделяют несколько уровней игр-драматизаций: -Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей. -Ролевые диалоги на основе текста. -Инсценировки произведений. -Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям. -Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. На каждом из перечисленных уровней могут использоваться несколько видов игр-драматизаций Л.П. Бочкарева: 1.Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию.

2.Настольный театр с плоскостными и объемными фигурами — это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально в условиях ДОУ.

3.Настольный конусный театр. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты — геометрические фигуры. Голова — круг, туловище и конечности — конусы, ушки — треугольники, а усы — прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная фигурка «скользит» по столу. Так как поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей.

4. Игры-драматизации с пальчиками. Они особенно полезны для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5 — 6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. В таком театре все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол — мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей — характерные черты того или иного животного. Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано. В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector