0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем диоген жил в бочке

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Барышомания (23)
  • Турецкая песня (21)
  • Родительский день (4)
  • шедевры музыки (4)
  • Урок турецкого языка (2)
  • Пушкин (1)
  • спорт (1)
  • плееры (1)
  • Бетховен (0)
  • (0)
  • а вы пмните? (13)
  • американский ликбез (1)
  • англия (7)
  • архитектура (7)
  • балет (18)
  • беседы с мудрецами (11)
  • ведение дневника (40)
  • вечерний отдых (86)
  • восток — дело тонкое (15)
  • галерея (46)
  • гитара (0)
  • дача (21)
  • доброе утро (22)
  • Документальное кино (6)
  • дом и дворик московский (39)
  • живопись (115)
  • животные (8)
  • избранное — любимые посты (38)
  • изобретатели (5)
  • история (43)
  • История гимнов (1)
  • история джаза (4)
  • камни и амулеты (11)
  • кино (57)
  • китай (22)
  • классическое искусство (3)
  • книги (57)
  • Лиру (5)
  • мастер (2)
  • минута славы (4)
  • мои клипы (8)
  • мосты (5)
  • Музыка (152)
  • музыкальные инструменты (19)
  • музыканты исполнители (36)
  • наука (2)
  • Нац.парки россии (2)
  • Неформат (8)
  • Новости (22)
  • новости мира (6)
  • Обычаи и праздники (7)
  • опера (16)
  • оперетта,мюзикл (2)
  • Оперные певцы и дивы (61)
  • оркестры мира (3)
  • памятники (22)
  • песня, романс (203)
  • Пещеры и гроты (0)
  • Последний концерт — память (52)
  • поэзия-стихи (207)
  • природа (122)
  • проза (2)
  • публицистика (4)
  • путешествия (3)
  • Путешествия (12)
  • размышления (26)
  • разное (73)
  • рамочки и схемы (28)
  • редкость музыкальная (1)
  • религия (18)
  • ретро (2)
  • рок—ролл (2)
  • рок—ролл,классика рока (1)
  • романтика (3)
  • русский голос (7)
  • саундтреки (9)
  • Сказания,мифы,приметы (6)
  • скульптура (5)
  • ссылки (0)
  • Старая пластинка (1)
  • Стихи становятся песней (4)
  • танец (22)
  • театр (5)
  • театр (1)
  • тема с вариациями (5)
  • тесты на темы (11)
  • Укромные уголки России (1)
  • уроки (33)
  • Учёные и изобретатели (3)
  • фото (23)
  • футбол (25)
  • цитаты (2)
  • Цитаты (1)
  • шахматы (4)
  • Шопен (27)
  • электронная музыка (2)
  • юмор (28)
  • япония (15)

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

Музыка

Стена

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Бочка Диогена» — добровольная изоляция от внешнего мира

Картина английского художника-прерафаэлита Джона Уотерхауса

Картина французского художника Жна-Леона Жерома

Бочка Диогена — это фразеологизм.

Фразеология — одно из самых ярких средств языка, «жемчужина русской речи». Метафоричность, эмоциональность, оценочность фразеологизмов придают любому высказыванию необыкновенную выразительность.Фразеологизм «Бочка Диогена» традиционно и ошибочно понимается буквально: бочка — жилище Диогена. Известный философ был нищ и бездомен, и поэтому жил в бочке.

Смысл этого фразеологизма означает мудрое, философское отношение к жизни, суть которого — довольствоваться малым. На самом деле Диоген жил не в бочке, а в маленьком домике, который афиняне насмешливо прозвали «ифос» (бочка). Прозвали из зависти: Диоген был очень популярен, и к нему шли ученики из всех концов Греции.

По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400—325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.

О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.). «Бочка» — перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог обитать Диоген, это пифос — большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Клосского дворца (XVI в. до н. э.) на Крите.

Он дожил до дней Александра Македонского. Когда Александр был в Коринфе, он пришел посмотреть на Диогена. Тот лежал и грелся на солнце. «Я Александр, царь Македонии, а скоро и всего мира, — сказал Александр. — Что для тебя сделать?»

— «Отойди в сторону и не заслоняй мне солнце», — ответил Диоген.

Александр отошел и сказал друзьям: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».

Умер Диоген будто бы в тот же самый день, что и Александр в далеком Вавилоне. Почувствовав приближение конца, он притащился на городской пустырь, лег на краю канавы и сказал сторожу: «Когда увидишь, что не дышу, столкни в канаву, пусть братцы-псы полакомятся». (Диоген принадлежа к школе киников, утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность).

Но коринфяне отняли у сторожа тело Диогена, похоронили с честью, над могилой поставили столб, а на столбе — мраморного пса.

Бочка Диогена

Бочка Диогена
По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400—325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.
О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.).
«Бочка» — перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог обитать Диоген, это пифос — большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Кносского дворца (XVI в. до н. э.) на Крите.
Иносказательно: о добровольной изоляции от внешнего мира.

Читать еще:  Посадка выращивание и уход

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Бочка Диогена» в других словарях:

Бочка Диогена — БОЧКА ДИОГЕНА. Устар. Книжн. Условия жизни в полном уединении, в отрыве от общества. Дайте бочку Диогена, Ганнибалов острый меч; что за славу Карфагена столько вый отсёк от плеч! (К. Прутков. Честолюбие) ДИОГЕНОВСКАЯ БОЧКА. Первым он… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Бочка Диогена — Бочка Діогена. Прятаться въ діогеновскую бочку (иноск.) удаляться отъ людей (намекъ на циника Діогена, удалившагося отъ людей, избравъ мѣстомъ пребыванія бочку). Ср. Марка онъ видѣлъ, и какъ ни прятался тотъ въ діогеновскую бочку, а Райскій… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

бочка Диогена — Прятаться в диогеновскую бочку (иноск.) удаляться от людей (намек на циника Диогена, удалившегося от людей, избрав местом пребывания бочку) Ср. Марка он видел, и как ни прятался тот в диогеновскую бочку, а Райский успел уловить главные черты… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Бочка Диогена — Книжн. О чём л., символизирующем оторванность от жизни, от общества. БТС, 93; Ф 1, 33. /em> Восходит к одному из преданий о древнегреческом философе Диогене. БМС 1998, 56 57 … Большой словарь русских поговорок

бочка Диогена — О месте проживания человека, ведущего аскетический образ жизни. Согласно легенде, древнегреческий философ Диоген (404 323 гг. до н.э.) жил в бочке, доказывая возможность быть счастливым при сведении своих жизненных потребностей к минимуму … Словарь многих выражений

БОЧКА — Наговорить (насказать) сорок бочек арестантов. Прост. Ирон. Очень много наговорить чего л. неправдоподобного. БТС, 46, 93; Жиг. 1969, 112; Подюков 1989, 16; Мокиенко 1986, 110; Мокиенко 1990, 140; БМС 1998, 57. Наплановать семь бочек арестантов.… … Большой словарь русских поговорок

бочка — и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. см. тж. бочечка, бочечный, бочковый, бочковой 1) а) Большой деревянный сосуд с двумя плоскими днищами и выпуклыми, стянутыми обручами стенками или металлическая ёмкость цилиндрической формы (используется обычно как… … Словарь многих выражений

бочка — и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. 1. Большой деревянный сосуд с двумя плоскими днищами и выпуклыми, стянутыми обручами стенками или металлическая ёмкость цилиндрической формы (используется обычно как тара для хранения и перевозки продуктов, горючего … Энциклопедический словарь

Диогеновская бочка — БОЧКА ДИОГЕНА. Устар. Книжн. Условия жизни в полном уединении, в отрыве от общества. Дайте бочку Диогена, Ганнибалов острый меч; что за славу Карфагена столько вый отсёк от плеч! (К. Прутков. Честолюбие) ДИОГЕНОВСКАЯ БОЧКА. Первым он… … Фразеологический словарь русского литературного языка

КИНИКИ — (греч. kinikoi; лат. cynici циники) одна из т.н. сократических филос. школ Др. Греции. Ее представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и… … Философская энциклопедия

bubligum9000

bubligum9000

По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400—325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию.Диоген стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:

простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
верность, храбрость, благодарность.

Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пес). От этого слова происходит название школы, кинизм. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.

О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.).
«Бочка» — перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог обитать Диоген, это пифос — большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Кносского дворца (XVI в. до н. э.) на Крите.

Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

* Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

* Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его.

Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

Читать еще:  Идеи дизайна и планировка участка на склоне

* Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
* Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

* Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.

Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

* Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

* Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

* На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».

Памятник Диогену в Синопе (современная Турция)

* Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

* Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.

* Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.

* Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.

* Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.

* Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

* Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.

* Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

* Я — гражданин мира.

* Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

Бочка Диогена

Пошленький стишок студенческой поры на философском факультете:

Жил-был в бочке Диоген,
Он держал в руке свой.

Стишок бил, однако же, в точку: древнегреческий философ-киник Диоген действительно жил в бочке, чем широко известен народу, и действительно, если верить дошедшим до нашего времени легендам о нем, публично мастурбировал. Публичность действий и поступков была его философской аргументацией. Так, в ответ на определение Платоном человека как животного, лишенного шерсти и перьев, Диоген поймал петуха, ощипал его догола и, пустив на волю, торжественно провозгласил: «Теперь ты — человек !» Платон был посрамлен.

Но вернемся к мастурбации. По одной легенде Диоген таким способом доказывал, что в свободе от потребностей и властвовании над ними можно идти как угодно далеко, мужчине можно обойтись без женщины. Согласно другой, мастурбируя, он поглаживал живот и говорил : «Вот бы и над голодом получить такую власть».

Увы, голод был сильнее даже Диогена, философу приходилось иногда и попрошайничать. Но и тут он не унижался, а требовал: «Подайте философу, ведь он вас учит жить, дуралеи !» Греки умели ценить и шутку, и юмор, и дерзость, Диогену подавали.

Может возникнуть ассоциация с бомжами: попрошайничал, жил в бочке, обнажался прилюдно . Такая поверхностная аналогия принципиально неверна. То-то и оно , что Диоген имел «прописку» и его «адрес» был известен всей Греции: «Афины (потом Коринф), агора (торговая, самая людная площадь — прим. В.С.), бочка (большая глиняная бочка, пифос, в которых греки хранили вино)». Он мог быть богатым и ни в чем не нуждаться — его приглашали властители многих городов, в частности могущественных и богатых Сиракуз. Его звал к себе Филипп Македонский. Но он отказывал могущественным правителям в их стремлении покровительствовать ему, поскольку превыше всего ценил личную свободу.

Диоген не был ленивым бродягой, он трудился, только труд его был своеобразен: он был, если так можно выразиться, практическим философом. Если Сократ вел беседы и диспуты, то Диоген совершал поучительные действия и поступки, как с тем же ощипыванием петуха. Более того, саму свою жизнь он сделал живым учебником, практическим пособием по философии кинизма. Он был и остается, пожалуй, единственным философом, у которого слова и поступки сливались воедино, образуя философию практического действия. В бочке он писал свои сочинения: «О любви», «Государство» («Полития»), «Эдип», «Фиест» (трагедии) и др. И тут же на торговой площади внедрял свое учение. Некоторые легенды о его философских поступках-притчах настолько известны, что давно стали своеобразным мировым фольклором. Так, все знают, что он мог часами ходить днем по людной площади с зажженным фонарем, отвечая на недоуменный вопрос, зачем он это делает: «Ищу честного человека».

Читать еще:  Смородина посадка и уход

Поразительна по силе влияния и значению философская телесная практика Диогена, составлявшая сердцевину его учения. Киник объявлял, что настоящий человек не имеет права быть рабом страстей, алчных разрастающихся потребностей и всяческого «чревоугодия». Человек свободен и потому обязан жить просто и довольствоваться малым. Только тогда он будет счастлив и доволен собой и жизнью. А это, наряду с прочим, значит, что человек должен быть слит с природой, не быть изнеженным и хилым, не быть ее осквернителем и врагом. К тому, что Диоген жил в бочке круглый год, надо добавить, что он ходил босым по снегу, одеждой ему служил простой хитон из грубого полотна, а когда он увидел однажды, как мальчик пьет воду, загребая ее из ручья ладошкой, он выбросил и кружку, поняв, что можно обойтись и без нее. Таков был Диоген, и не день-два, — ради эпатажа или философского куража, — а всю жизнь вплоть до смерти на 90-м году жизни. И это — подвиг.

Философ закалял свое тело: летом катался по раскаленному солнцем песку, а зимой обнимал статуи , запорошенные снегом. По поводу закалки Диогена тоже осталась легенда. Однажды некий «олимпиец» сказал Диогену:

— Как жаль, Диоген, что ты никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка был бы первым!
— Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские.
— В каких же это? — не понял атлет.
Диоген ответил :
— Я состязаюсь в борьбе с пороками.

Великое значение философии Диогена и киников заключается в том, что они учили людей не быть рабами роскоши, комфорта и материальных благ, показывали пример власти свободного духа над прихотями потребностей. Свое тело они делали послушным инструментом непритязательной жизни, освобожденной от благ изнеженной цивилизации. Свободе духа и независимости Диогена завидовали даже могущественные властители. Есть целая серия легенд о встречах с Диогеном Александра Македонского. Вот одна из самых известных .

Однажды Александр Великий подъехал к Диогену и сказал:
— Я Александр — великий царь!
— А я — Диоген-собака. Тем, кто мне подаст, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих — кусаю.
— Не хочешь ли ты отобедать со мной?
— Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру .
— А ты меня не боишься?
— А ты — добро или зло?
— Разумеется — добро.
— Кто же боится добра?
— Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя ?
— Отойди чуть в сторону, ты заслоняешь мне солнце!
Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал: «Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном».

Греки ругались с Диогеном, бранили, он не оставался в долгу, но они также и понимали его величие и любили его. Когда хулиганы однажды разбили его бочку, мудрое городское начальство постановило хулиганов высечь, а Диогену выделить новую бочку. Такова одна из легенд о Диогене.

Похоронили Диогена близ городских ворот. Над могилой была воздвигнута колонна, а на ней — собака (символ кинизма). Другие соотечественники оказали Диогену почет, соорудив ему бронзовые памятники, на одном из которых было написано :

«Время состарит и бронзу, лишь Диогенова слава
Вечность саму превзойдет и никогда не умрет!»

На другом памятнике Диогену, на родине философа в г. Синопе, вырезали эпитафию:

«Время точит и камень, и бронзу.
Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!
Ведь ты учил нас довольствоваться малым
И наметил пути продвижения к счастливой жизни!»

Шли века и тысячелетия, а о Диогене человечество помнило. Правда, не всегда понимая его, а часто и вульгаризируя.

Один из печальных примеров такой вульгаризации преподнесли современные психиатры, назвав одну из психических аномалий в человеческом поведении «синдром Диогена». Сама аномалия описана была в 1955 году в исследовании А. Кларка, Г. Мейникара и Дж. Грея. Вот как описан «синдром Диогена» в одном из психиатрических словарей: «Синдром Диогена — термин, означающий клиническое состояние, характерное пренебрежительным отношением одиноко живущих престарелых людей к бытовым вопросам. Чаше всего возникает у активных ранее людей, ориентированных прежде всего на работу и имевших социальный успех. Постепенно, с отходом от привычной профессиональной и общественной деятельности, они перестают заботиться о своей внешности и жилище, кое приходит в запустение и превращается в склад старых и никому не нужных вещей; не уделяют должного внимания правильному питанию, что может вести к истощению и даже смерти. Вместе с тем у них возникают необратимые изменения характера: появляется недоверчивость, необщительность, нереалистичность установок и — главное — негативизм по отношению к людям, предлагающим помощь».

Психиатрам нет дела до эпитафий древних. Ага, ходил в дерюге, жил в бочке, значит больной, назовем-ка такое отклонение «синдромом Диогена».

Но Диоген жил в бочке на самой людной торговой площади (. ), поближе к людям! Он не сторонился людей, был всегда в состоянии публицистического диспута с ними. И был замечательно социально деятелен — искал человека, переоценивал ценности. Сам синдром точен, но приклеенное к нему название, на мой взгляд, абсолютно некорректно и свидетельствует о философско-исторической некомпетентности психиатров.

Фасцинация образа-символа философа-киника Диогена Синопского будет вечна для человечества, ищущего днем с огнем Человека и понимающего, что довольствоваться малым — единственное спасение в гиперпотребительском мире, провоцирующем в человеке физическое и духовное ожирение И он дал великий пример светского аскетизма ( см.: Аскет 21 — го века ) пусть и в его крайней во многом экстремальной форме.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector