4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Требования к пожарным лифтам

Пожарный лифт: особенности конструкции, монтажа и стоимость

В многоэтажных зданиях в случае возникновения чрезвычайной ситуации специальные пожарные лифты значительно облегчают работу пожарных и помогают быстро решить проблему эвакуации людей. Обязательное наличие данных конструкций в ряде сооружений предусмотрено законодательством. Однако важно не только обеспечить здание таким подъемным оборудованием, но и позаботиться о правильности его монтажа, удобстве функционирования и эффективности.

Каким же образом решается проблема обеспечения многоэтажного здания эвакуационными лифтами и только ли в высотках они нужны? Давайте разберемся детально.

В каких сооружениях эвакуационный лифт обязателен?

Эвакуационный лифт согласно СНиП 21-01-97 должен устанавливаться в зданиях, относящихся к одной из следующих категорий:

  • любые здания высотой более 28 м, исключая многоквартирные жилые дома;
  • многоквартирные жилые дома высотой более 50 м;
  • детские дошкольные учреждения высотой более 5 м;
  • больницы высотой более 5 м;
  • специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирного типа) высотой более 5 м;
  • спальные корпуса школ-интернатов или детских учреждений высотой более 5 м.

Где может быть установлен пожарный лифт?

Эвакуационный лифт устанавливается внутри или снаружи здания и ограждается конструкцией из негорючих материалов с проемами и отверстиями для дверей, оборудования и систем вентиляции. От установки пожарных лифтов снаружи здания зачастую отказываются, поскольку она снижает эстетическую составляющую и часто не вписывается в архитектуру, хотя такое конструкционное решение гораздо удобнее для работы пожарных.

Какие предъявляются требования к пожарным лифтам?

Ответ на вопрос о том, какими должны быть лифты для транспортировки пожарных подразделений, можно найти в ГОСТ Р 52382-2010 «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных», ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», ГОСТ Р 22.9.11-2013 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий. Классификация. Общие технические требования».

Согласно ГОСТ лифты для пожарных подразделений изготавливаются из негорючих материалов. Они должны выдерживать вес не менее одной тонны и иметь габариты: не менее 1100 мм в ширину и 2100 мм в глубину, чтобы в кабине лифта могли свободно помещаться носилки. Для пожарного лифта обязательно предусматривается резервное питание, а также наличие специального кабеля для связи с пожарным подразделением снаружи здания. При любой высоте здания пожарный лифт должен достигать верхнего этажа не менее чем за одну минуту.

В кабине лифта обязательно устанавливаются потолочный люк и трап, с помощью которых в случае неполадок можно подняться на ближайший этаж. Разрешена установка в шахте специальных скоб, заменяющих трап. Шахта лифта должна сохранять такой уровень огнестойкости, чтобы обеспечивать безопасное передвижение лифта в течение двух часов с момента начала пожара. Двери кабины могут быть открыты только при удерживании в нажатом состоянии специальной кнопки. Как только кнопка отпущена, они должны сразу же закрыться, обеспечивая безопасность в тех случаях, когда лифт остановился на охваченном огнем этаже.

Шахты и холлы пожарных лифтов в подземных и цокольных этажах оснащаются автономными системами приточной противодымной вентиляции.

Инновационный эвакуационный подъемник «ПСК Содружество» – гарантия безопасности людей и успешного пожаротушения

Самым высоким современным требованиям к подъемной технике отвечает эвакуационный лифт «ПСК Содружество». Эту продукцию для обеспечения мер по борьбе с пожарами поставляет, монтирует, а также осуществляет ее сервисное обслуживание ООО «ПСК «Содружество». Помимо формального соответствия действующим нормативам, это подъемное оборудование обеспечивает всем группам населения, включая маломобильные, физический и психологический комфорт.

Уникальность лифтов «ПСК Содружество» состоит в том, что они позволяют подниматься пожарным с тяжелым специализированным оснащением на любые высотные отметки.

Особенности конструкции и работы

Подъемники «ПСК Содружество» производятся в различных модификациях. Наиболее универсальными являются самоходные кабины с ходовой частью зубчато-реечного типа. На поверхности здания монтируются мачтовые или рельсовые направляющие, обеспечивая подъемнику надежное закрепление и скорость передвижения свыше 90 м/мин. Предел огнестойкости всех узлов подъемника составляет более одного часа. Подъемники «ПСК Содружество» имеют разные габаритные исполнения, одномачтовый или двухмачтовый варианты, грузоподъемность от 800 до 8000 кг и вместимость от 10 до 100 человек. Все кабины полностью герметичны.

В подъемниках «ПСК Содружество» предусмотрены устройства для герметичной стыковки с окном/дверью сооружения. Один из вариантов такого устройства – выдвижной тамбур, через который можно проводить людей и переносить грузы из подъемника в здание/сооружение и обратно. Это повышает безопасность эвакуации и предотвращает усиление пожара, которое возможно при надуве воздуха через негерметичные соединения при стыковке.

Кабина подъемника обслуживается фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей безопасность людей при сильном задымлении или действии токсичных веществ.

Стоит отметить, что российские создатели подъемников «ПСК Содружество» участвовали в разработке ГОСТ Р 22.9.11-2013 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий. Классификация. Общие технические требования», который был утвержден приказом Росстандарта от 10 октября 2013 г. № 1146-ст. Этим стандартом устанавливается классификация и общие технические требования к средствам спасения людей из высотных зданий. Подъемники «ПСК Содружество» включены в перечень таких средств спасения. ГОСТ действует на территории РФ с 1 февраля 2014 г.

Особенности монтажа

Подъемники «ПСК Содружество» могут быть смонтированы как на внешней фасадной поверхности здания или сооружения, так и внутри, в пожарных лифтовых шахтах. На фасадной части предусмотрены варианты как стационарного, так и временного размещения. Для временного использования подъемники доставляются к зданию или сооружению и монтируются на мачты/рельсы при помощи специально разработанных автомобилей. Это актуально для жилых высотных зданий, которые имеют несколько подъездных секций, изолированных друг от друга.

Конкурентные преимущества

Подъемники «ПСК Содружество» всех моделей − уникальное российское изобретение, запатентованное в Роспатенте. Они могут быть использованы для подъема пожарных и техники в высотных зданиях, для эвакуации маломобильных групп населения из невысоких зданий, а также для транспортировки и работы боевых и спасательных антитеррористических подразделений. Подъемники «ПСК Содружество» устанавливаются практически на любой фасад здания без ущерба для его внешнего вида. Возможность временного размещения подъемников «ПСК Содружество» позволяет обеспечить быструю и эффективную организацию работы пожарных практически в любом здании, где пожаротушение и эвакуация людей имеющимися в наличии средствами затруднены или невозможны.

Срок поставки

В настоящее время ПСК «Содружество» заключен договор на серийное производство подъемников «ПСК Содружество» всех моделей. За вопросы производства отвечает одна из ведущих западноевропейских компаний в сфере подъемно-транспортного оборудования. При сборке лифтов используются стандартные комплектующие. За счет этого обеспечивается возможность быстрого изготовления различных серийных сертифицированных моделей подъемников «ПСК Содружество». С момента получения заказа они могут быть поставлены в течение 3–4 месяцев.

Читать еще:  Многолетние неприхотливые цветы для дачи фото

ГОСТ «Лифты для перевозки пожарных подразделений»

Лифт для перевозки пожарных подразделений бывает снабжен системой регулировки, спецсвязи и другими приборами. Он обеспечивает передвижение пожарной бригады на необходимый этаж при тушении огня.

Область применения. В каких сооружениях эвакуационный лифт обязателен?

Нормы безопасности при пожаре определяет ГОСТ Р 52382-2010, устанавливающий правила монтажа конструкций и безопасности пожарников во время движения. Государственный стандарт Р 53296-2009 регламентирует обязательность монтажа лифтов в различных зданиях. С этими документами должны быть ознакомлены руководящие органы всех учреждений и промышленных предприятий. ГОСТ Р 22.9.11-2013 содержит список требований к средствам эвакуации сотрудников из многоэтажных зданий, а также устройствам, которые расположены снаружи.

Монтаж ПЛ определяет Ст. 90 ФЗ № 123-ФЗ, которая рассчитывает количество лифтов и необходимость устройств подъема пожарников на этажи высотного дома. Определяются правила для жилых многоэтажных домов, где надо предусматривать эти конструкции. Регламентируется перечень требований к пожарным подъемникам, которые устанавливают в сооружениях.

Лифты для пожарных представляют собой подъемные приспособления, которые оснащены приборами связи и позволяют обеспечивать транспортировку работников пожарных служб на этажи домов.

Лифты должны обязательно устанавливаться на этих объектах:

  • детские сады и учебные заведения;
  • дома инвалидов при высоте здания больше 10 м;
  • многоэтажные жилые дома 50 м высоты;
  • корпуса предприятий, здания выше 28 м;
  • подземные ангары.

Основные параметры и размеры лифтов для пожарных

Необходимые стандарты размеров ПЛ регламентирует ГОСТ Р 52382, в том числе и правила безопасности подъемных изделий. Для отделки каркаса используют негорючие вещества. Нормы определяют обустройство кабин и сроки их эксплуатации. Устаревшие конструкции заменяют новыми или модернизируют. Если изделия изготовлены согласно нормам, то ущерб здоровью людей при возгорании будет минимальным.

Размер корпуса предусматривается не менее 1,1х2,1 м, чтобы обеспечить функцию перевозки носилок с потерпевшими и инвалидов-колясочников из поликлиник, домов престарелых, стационаров.

Ширина шахты должна составлять не менее 800 мм. Грузоподъемность передвижного устройства предусматривается не менее 630 кг — в многоэтажных жилых домах, и 1000 кг — в учреждениях и производственных корпусах. Скорость движения H/60, где H — высота объекта. Должны исправно работать вентиляционные приборы.

Требования к конструкции пожарного лифта и правила установки в зданиях

Пожарный лифт — элемент системы коммуникаций сооружения, один из группы технических средств, он обеспечивает перевозку пожарных бригад на этажи дома с целью проведения мер пожаротушения. Характеристики лифтов должны удовлетворять стандартам. В жилых домах грузоподъемность ПЛ составляет 630 кг, в учреждениях — 1 т.

Требования к лифтам для пожарников:

  1. На крыше подъемника имеется люк для пожарников.
  2. Необходимо чтобы лифты, которые движутся со скоростью 1 м/с, были снабжены кнопкой активации пожарного режима.
  3. Правила предусматривают также автоматическую активацию этого режима.
  4. Подъемники обеспечивают транспортировку людей на площадку или 1 этаж и отрывают двери для выхода.
  5. При горении вещества, из которых сделан подъемник, в норме не должны образовывать токсичные соединения, представляющие опасность для людей.
  6. Поверхность кабины подъемного устройства должна обрабатываться специальными огнеупорными составами, устойчивыми к высокой температуре.
  7. Должна быть обеспечена бесперебойная работа техники в условиях пожароопасности.

Режимы работы пожарного лифта

Подъемник для транспортировки пожарных является элементом противопожарной защиты зданий. После установки подъемного устройства организация снабжается документами по ТБ использования ПЛ при пожаре. Инженеры-разработчики и сотрудники пожарной инспекции должны работать совместно еще на стадии проектирования оборудования для защиты здания от пожара.

Документ «О правилах ППБ» предусматривает оборудование кабины выключателем, позволяющим вручную активировать режим перевозки пожарников. Если нажать кнопку «ON», то включается такой режим. Если нажать кнопку «Bypass», то приспособление переходит в стандартный режим.

Внутри подъемника имеется инструкция, как переключить лифт в режим перевозки пожарной бригады и правила пользования приспособлением при пожаре. Специалистов-пожарников обучают навыкам пользования подъемниками при локализации огня и тушении пожара и правилам борьбы с огнем в трудных условиях, при большом распространении пламени.

Регламент работы и документация

Во всех организациях и производственных предприятиях заранее надо проводить технический осмотр подъемника, должна проверяться работоспособность лифта, чтобы при пожаре он не подвел работников спецподразделений во время тушения огня и передвижения по этажам горящего сооружения.

Лифты с режимом перевозки пожарных подразделений функционируют в режимах:

  1. Перемещение пассажиров в стандартном режиме.
  2. «Пожароопасность». Определяет этапы действия приборов, когда обеспечивается автоматическое движение подъемника на 1 этаж.
  3. Режим «Перевозка пожарников» обеспечивает движение подъемника под управлением пожарников из подъемного устройства.

Движение осуществляется не с помощью автоматики, а после нажатия пожарниками специальной кнопки. По прибытии на этаж двери не открываются, как это происходит в условиях стандартного режима подъемника, а ими управляют пожарники из кабины подъемного устройства.

Двери открываются медленно, что позволяет пожарникам оценить обстановку, в случае близкого расположения пламени требуется закрыть двери кабины и переместить конструкцию пожарного подъемного устройства на более безопасную лестничную площадку другого этажа.

Применение пожарных лифтов

Возникновение возгорания в современном здании является ситуацией, которая требует наличия лифтов пожарного назначения для быстрого перемещения бригады спасателей и пожарных подразделений по этажам, а также ускоренной эвакуации людей. Пожарным лифтом называется устройство, с помощью которого обеспечивается быстрое перемещение пожарного расчёта по этажам для спасения людей и для обнаружения или тушения очага возгорания.

Обычный лифт в данной ситуации не может использоваться из-за своей невысокой грузоподъёмности, а также небольшой устойчивости перед влиянием огня и влажности. Грузоподъёмность современного лифта пожарного назначения составляет 630 кг.

Установка в зданиях

Лифтом для перемещения пожарных подразделений оснащаются следующие виды зданий:

  • любые здания за исключением многоквартирных домов, по высоте превышающие 28 метров;
  • многоквартирные современные дома, имеющие высоту от 50 метров;
  • детские образовательные учреждения, имеющие высоту от 5 метров;
  • больницы, по высоте превышающие 5 метров;
  • специализированные центры для престарелых людей и инвалидов с высотой от 5 метров;
  • стальные корпуса различных учреждений для детей, высота которых составляет более 5 метров.
Читать еще:  Оригинальный забор из горбыля своими руками

Монтаж пожарного лифта требует обязательного учёта некоторых нюансов. Перед его установкой предварительно изучаются пути движения спасательных расчётов, прибывающих в случае чрезвычайного происшествия на место возгорания. При этом обеспечивается их прямой доступ из лифтовой кабины во все возможные точки здания.

Пожарные лифты такого типа чаще всего устанавливаются в специально выделенном холле или располагаются рядом с кабинами для перевозки пассажиров. При этом они объединяются в группу с единым управлением. В спокойное время эти лифты могут применяться для перевозки грузов и пассажиров.

Устройства обязательно оборудуются горизонтально раздвигающимися дверями, имеющими автоматическое управление. Установленный лифт должен исправно функционировать даже тогда, когда в шахте из-за противодымовой вентиляции появляется избыток давления. Пол лифтовой кабины имеет противоскользящее покрытие, а поблизости от места расположения пожарного лифта находится эвакуационный выход на лестничную клетку.

Особенности конструкций

Лифты для перемещения пожарной бригады по типу управления отличаются от простых лифтовых кабин. Крыша пожарного устройства оснащена люком для эвакуации людей, а сам лифт управляется только с помощью нажимных кнопок, так как применение кнопок сенсорного типа не допускается.

При пожаре двери такого лифта очень медленно открываются после поданной команды находящегося во внутренней части кабины пожарного. Это делается для быстрой оценки главным ситуации на этаже и мгновенного закрытия дверей лифтовой кабины.

Пожарный лифт имеет специальную усовершенствованную систему управления, действующую при возгорании. При появлении огня все кабины немедленно спускаются к первому этажу здания и открываются до появления пожарных.

При работающей противопожарной системе они блокируются. Для разблокировки требуется применяемый пожарными ключ. Сегодня каждый современный изготовитель лифтов пользуется собственным ключом, активирующим режим перемещения пожарных расчётов.

Поэтому в здании оборудуются специальные сейфы, в которых для спасательных подразделений размещаются подходящие к определённой модели устройства ключи.

В соответствии с общепринятыми требованиями лифт для перемещения пожарных оснащается прочными огнестойкими дверями, выдерживающими воздействие пламени не менее часа.

Область применения

Лифт, установленный для перемещения пожарного расчёта, устанавливается во внутренней части или снаружи здания. Он обязательно ограждается специальной конструкцией, созданной из негорючих материалов, а также оснащённой дверными проёмами, различным оборудованием и вентиляционной системой.

Сегодня от монтажа лифтов с уличной стороны здания чаще всего отказываются, так как при этом снижается эстетическая составляющая и установленное устройство часто не подходит к окружающей архитектуре, хотя эта установка является более удобной для действий пожарных подразделений во время возгорания.

Регламент работы и документация

Работа современных лифтов пожарного назначения регламентируется следующими документами:

  • ГОСТ 52382–2010 «Лифты для перемещения пассажиров и лифты для действия пожарных служб»;
  • ГОСТ 53296–2009 «Монтаж современных лифтов пожарного назначения в зданиях»;
  • ГОСТ 22.9.11–2013 «Безопасность при наступлении возгорания. Применение средств спасения для эвакуации людей из современных зданий»;
  • ГОСТ 28911 «Конструкция современных лифтов для перемещения пожарных должна полностью соответствовать установленным нормам и правилам»;
  • ГОСТ 3047.1 «Пожарный лифт обязательно оборудуется в отдельно отгороженной шахте, ограждённой конструкцией с высокой степенью огнестойкости»;

В соответствии с принятыми стандартами для изготовления лифтов пожарного назначения применяются негорючие материалы. Это оборудование может выдержать не меньше 1000 кг веса и создаются не менее 1100 мм шириной, а также 2100 мм глубиной для лучшего размещения носилок во внутренней части кабины.

Современный пожарный лифт оснащается резервным типом питания и проложенным кабелем, обеспечивающим связь с работающей пожарной службой. В здании различной высоты современный пожарный лифт поднимается на верхний этаж в течение минуты.

Его кабина оснащается потолочным люком для быстрой эвакуации застрявших в шахте спасателей, а также прочным трапом, позволяющим при неполадках быстро подняться на следующий этаж. Также во внутренней части шахты устанавливаются скобы, которыми заменяется трап.

Шахта лифта обладает повышенным уровнем огнестойкости и не менее двух часов после появления пожара позволяет кабине безопасно передвигаться. Двери кабины удерживаются в открытом состоянии с помощью нажатия специальной кнопки.

После её отпускания двери сразу же закрываются, что обеспечивает необходимую безопасность при остановке кабины на охваченном пламенем этаже.

В холле, на главном этаже рядом с местом расположения входа в лифтовую кабину обязательно оборудуется специальная ниша или металлический шкаф с размещённой переносной лестницей. Они оснащаются металлической дверью, закрываемой специальным ключом, позволяющим перевести лифт в рабочий режим для осуществления перевозки пожарного расчёта.

Шахты современных лифтов пожарного назначения, расположенные в подземном и цокольном помещении высотного здания обязательно оснащаются современными вентиляционными системами, с помощью которых ликвидируется быстро распространяющееся по этажам задымление.

В современных зданиях при появлении пожара лифты для перемещения пожарных сильно облегчают их действия и помогают быстро эвакуировать людей. Обязательное оснащение такими кабинами некоторых высотных сооружениях предусмотрено российским законодательством.

Лифтовой холл: каким он должен быть?

Пассажирские лифты в жилом доме обычно размещают в едином объемно-планировочном пространстве, включающим шахту, лестнично-лифтовой холл, чтобы:

  • увеличить производительность вертикального транспорта;
  • установить одну схему управления для нескольких лифтов, разместив в одном машинном помещении;
  • сделать эффективным техническое обслуживание грузоподъемных механизмов;
  • усовершенствовать вентиляционную схему, обеспечивающую подпор воздушных потоков в шахты, лифтовые тамбуры.

Проектировщики считают рациональным размещение лифтового узла с холлом в центральной части здания, чтобы сократить расстояние между помещениями и вертикальным транспортом.

Требования к лифтовым холлам

Основные нормы, регламентируются правилами:

  • СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Обновленная версия СНиП 31-06-2009;
  • СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003;
  • НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».

Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь). При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты. Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.

Размеры

Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:

  • ширины кабины, глубины;
  • числа лифтов в одной линии.

Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.

Читать еще:  Какой сильный 8 дом в натальной карте

Ширина

Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:

  • при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра — если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 — когда размер равняется 1,5 — 2 м.
  • для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.

Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.

Глубина

Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:

  • 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
  • 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
  • 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;

Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.

Пожарная безопасность

Интенсивное распространение огня по вертикальным коммуникациям, при использовании горючих материалов в отделке, способно достигнуть катастрофических размеров до прибытия пожарных подразделений. Поэтому отделка тамбура подъемного устройства выбирается низкой горючести. Не допускается отделка материалами класса горючести Г3 и выше, дымообразования Д3, воспламеняемости В3. Выбирая отделочные материалы, стоит использовать металл, плитку, камень, огнестойкое стекло.

Класс горючести покрытия пола, независимо от размеров помещения, не должен быть выше «умеренной».

Расположение лифтов, габариты холла, зона безопасности (безопасное место, позволяющее защитится от пожара), тщательно рассчитываются не только из соображений удобства – все параметры обязаны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации инженерного оборудования любого сооружения.

Отдельного внимания заслуживает защита безопасных зон для МГН (маломобильные группы населения). Рекомендуется оснащать лифтовые узлы системами сигнализации предоставляющими возможность моментального оповещения о возгорании, задымлении.

Запрещается располагать рядом с холлом кладовые с легко воспламеняющимися горючими вещами, делать выходы прямо к лифтам.

Пути эвакуации

Согласно нормам СНиП 21-01-97 эвакуационным считается выход ведущий наружу из здания первого этажа сквозь фойе, коридор, лестничную клетку, с остальных этажей на лестничную клетку и лестницу третьего типа (наружное открытие).

Запрещает пользоваться лифтами и автоматическими лестницами при чрезвычайных ситуациях, а также выходами из шахт, предлифтовыми помещениями.

Эвакуация через лифтовой холл возможна лишь тогда, когда вертикальные коммуникации снабжены функцией транспортировки пожарных подразделений и отвечают требованиям к противопожарным преградам.

Пути эвакуации при чрезвычайной ситуации обязаны обозначаться на поэтажных планах строения, находиться на видном месте каждого уровня.

Освещение

Освещение лифтовых холлов осуществляется приборами общего и направленного действия: круглые сутки освещается площадка перед лифтом, а луч света одного из приборов направлен на створки вертикального транспорта. Количество поступающего света должно быть одинаковым во всех частях тамбура. Вертикальная плоскость обеспечивается качественным уровнем освещения, позволяющим отчетливо видеть кнопки подъемной машины.

В общественном здании пространство перед грузоподъемником чаще всего освещается люминесцентными лампами.

Экономить электроэнергию помогают светодиодные светильники, оборудованные датчиками с реакцией на шумы, передвижение. Срабатывая при возникновении движения, сенсор переводит оборудование в активное состояние.

Особенности холла для пожарных лифтов

Особые требования предъявляются к тамбурам для пожарных подъемных машин. Согласно ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», грузоподъемники для пожарных могут устанавливаться как в отдельном лифтовом холле так и в общем с остальными подъемными машинами. Располагающиеся на подземном и цокольном этажах лифтовые холлы должны оснащаться системой приточной автономной вентиляции, позволяющей создать избыточное давления при возгорании. Объем подаваемого воздуха определяется при помощи расчета скорости истечения 1,3 м/c сквозь одну распахнутую дверь тамбура подъемника для шахты, учитывая одну находящуюся в открытом состоянии дверь на этаже возгорания. Холл лифта оборудуется общедомовой системой извещения о пожаре. Если происходит срабатывание системы, грузоподъемник переходит в спецрежим “пожарная опасность”.

Двери в лифтовой холл

Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).

Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:

  • препятствует проникновению огня
  • обеспечивает беспрепятственный выход
  • защищает пассажиров пребывающих внутри
  • сдерживает воздействие огня на оборудование

Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри. Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры. Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.

Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:

  • лента, расширяющаяся при нагреве
  • высокой плотности базальтовая плита
  • удерживающий дым специальный контур

Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации. Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016.

Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри.

Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.

Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:

  • в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
  • грузоподъемник перевозит пожарные подразделения

Особые требования предъявляются к дверям для пожарных подразделений. Противопожарные нормы проектирования обязывают устанавливать дымогазонепроницаемые двери 2-го типа и перегородки противопожарные первого типа ограждающие тамбур подъемника. Сопротивление дверей дымогазопроницанию не может быть менее 1.96-105 м3/кг. Тамбуры подъемника оснащаются системами приточной вентиляции.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector