0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тактика борьбы с пожаром

ФАКТОР ВРЕМЕНИ ПРИ ПОЖАРАХ. ТАКТИКА БОРЬБЫ С ОГНЕМ

Эффективность борьбы с пожаром зависит от места нахождения очага пожара, конструктивных особенностей судна, вида горящего материала.

Пожары на судне можно разделить на два типа:

— начальный пожар (загорание);

Начальный пожар или загорание продолжается 100–120 сек, после чего при определённых условиях пожар может стремительно расшириться.

По истечении 5 минут начальный пожар перерастает в расширяющийся и для его локализации или ликвидации потребуются уверенные действия тренированных судовых пожарных бригад и компетентное руководство. Всегда существует опасность расширения пожара на новые источники горючих материалов.

Капитан судна и командный состав обязаны знать конструктивные особенности своего судна, имеющееся на судне противопожарное оборудование и имущество и их ограничения. Кроме того, им необходимо знать свойства и критические характеристики перевозимого груза, методы тушения пожаров при возгорании такого груза и имеющиеся ограничения.

Согласно требований Международного Кодекса по Управления Безопасностью судна. На каждом судне должны иметься разработанные и одобренные Компанией Планы аварийных действий (Contingency Plans), содержащие процедуры действий Капитана и экипажа в случае возникновения опасностей, организацию установления связи и обмена информацией между командованием судна и руководством компании, систему докладов и процедуры оповещения береговых служб.

Кроме того, на судне должны иметься оперативные планы по борьбе с пожарами, предусматривающие действия экипажа и командования судна при возникновении пожаров в различных помещениях судна и при различных ситуациях.

Организация и руководство действиями на случай пожара определены Расписание по Тревогам (Emergency Plan и Muster List).

Такие Расписания составляются с учетом типа судна, его устройства и количества экипажа на борту.

Расписание по тревогам предусматривает состав аварийных партий, инструкции для аварийных партий и личные обязанности по тревогам для каждого члена судовой команды.

Типовое Расписание по Тревогам включает:

1) Командный Центр, или Группа Общего руководства во главе с Капитаном судна. Место сбора группы – ходовой Мостик. Группа включает (но не ограничивается) следующий персонал судна:

— Старший помощник капитана,

Группа обеспечивает общее руководство действиями всех аварийных групп, установление и ведение необходимой связи, как внутрисудовой, так и с береговыми службами, безопасность судовождения. Все доклады командиров аварийных групп поступают на Мостик. Таким образом, действия групп анализируются и координируются с Мостика.

2) Группа технической поддержки, или группа Машинного отделения во главе со старшим механиком. Эта группа обеспечивает работу главных двигателей судна, всех механизмов и устройств – пожарных и балластных насосов, систем осушения, энергетических установок, в т.ч. аварийного дизель-генератора и др. Группа подчиняется Командному центру судна, докладывает на Мостик о любых изменениях в обстановке или работе механизмов, получает инструкции о дальнейших действиях. Основная цель экипажа в борьбе с пожаром на судне – не допустить человеческих жертв.Эта цель достигается эффективным поиском пострадавших в зоне пожара, их эвакуацией в безопасное место и локализацией очага пожара.

Следует избегать ненужного риска для членов пожарных команд – если горящее помещение успешно эвакуировано – можно задействовать стационарные системы пожаротушения.

Выполнение всех стратегических задач достигается при условии достаточной подготовленности пожарных бригад, грамотном руководстве с Мостика и обеспечении непрерывной и надежной связи командиров аварийных постов с Командным центром.

ДЕЙСТВИЯ ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРАМИ. ФАЙЕР – ПЛАН

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

— обнаружение пожара и выявление его места и размеров;

— ограничение распространения пожара;

— предупреждение возможных при пожаре взрывов;

— ликвидация пожара и его последствий.

На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны:

— различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;

— элементы систем сигнализации обнаружения пожара;

— элементы спринклерной установки;

— элементы средств пожаротушения;

— путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д.;

— элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию.

Однако, по усмотрению администрации, указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.

Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов левого и правого бортов).

Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна. Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один из этих языков. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара. Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота требуется, чтобы на всех судах были составлены и отработаны оперативные планы пожаротушения. Оперативный план пожаротушения — это документ, содержащий основные пожарно-технические данные об отдельных судовых помещениях, которые необходимы капитану как руководителю тушения пожара. При наличии этого документа сокращается время на изучение аварийных помещений в процессе тушения пожара, при этом больше внимания можно уделить разведке и обстановке самого пожара. Оперативные планы пожаротушения должны быть составлены на сухогрузные трюмы, грузовые отсеки и помповые отделения наливных судов. Машинное и котельное отделения, топливные цистерны, жилые и служебные помещения, фонарные, малярные, подшкиперские, а на пассажирских судах — на жилые помещения пассажиров и экипажа, расположенные между главными противопожарными зонами, т. е. на судовые помещения, где могут возникнуть наиболее сложные в тактическом отношении пожары. Оперативные планы пожаротушения являются программой действий капитана, в них предусматривается, что и как нужно делать аварийным партиям при тушении возникшего пожара, что должно быть использовано для этих целей, количество сил и средств необходимых для тушения наиболее сложного по обстановке варианта пожара.

Как бороться с пожаром на судне

Тушение пожаров на современных судах требует особого подхода и отличается от обычных действий. Здесь важным является вид и предназначение судна, свойства груза, а также техническое и противопожарное оснащение. Несвоевременная ликвидация возгораний вдалеке от причалов грозит человеческими потерями и материальным ущербом из-за невозможности быстрой эвакуации.

Читать еще:  Базилик когда сажать на рассаду

Принципы и правила

Противопожарная безопасность судна – сфера ответственности владельца, но на период плавания он делегирует ее капитану. На каждом судне должен быть помощник капитана по пожарной безопасности, а обязанности между другими членами экипажа распределяются в зависимости от их рабочей области. Например, старший механик обеспечивает безопасность, следит за состоянием и профилактикой в машинном отделении.

Знания и сплоченность экипажа судна очень важны для быстрого тушения, ведь конструкция любого судна предполагает быстрое распространение пожара по отсекам и каютам. Поэтому в каждом помещении судна устанавливают стационарные системы пожаротушения, которые соответствуют определенным требованиям.

К тому же все члены экипажа должны четко знать последовательность действий при пожаре и свои обязанности во время его тушения. Для этого регулярно проводятся учения и тренировки с применением тренажеров, а члены экипажа повышают уровень квалификации.

Учитывая количество людей в экипаже судна, создают одну или несколько специальных групп, которые называют аварийными партиями. Они необходимы для борьбы с пожарами, затоплениями, неисправностями технических средств, чтобы обеспечить живучесть судна. Аварийные партии бывают кормовыми, машинного отделения и носовыми.

Если пожар на судне не ликвидирован в течение 15 минут, то дальнейшая ситуация усугубляется в разы. Этому способствует быстрое нагревание металлических конструкций судна, наличие множества емкостей с горючими материалами.

Профилактика возгораний

Профилактика пожаров — важнейшая часть борьбы с возгораниями на судне. Во-первых, проверяется исправность технических средств, целостность переборок, работоспособность систем пожаротушения. Все результаты и данные осмотров заносятся в судовой журнал.

Во-вторых, проводится обучение по пожарной безопасности на судах. Члены экипажа сдают экзамены и получают сертификаты и дипломы о прослушивании курса. Своевременные инструктажи закрепляют знания и помогают узнать специфику судна в части пожарной безопасности. Также составляют планы пожаротушения, на которых указано размещение всех необходимых технических средств и устройств в различных отсеках судна.

На судах в обязательном порядке дежурит пожарная вахтенная служба. В ее обязанности входит проверка соблюдений требований пожарной безопасности членами экипажа, обходы судна, осмотр противопожарных перекрытий. Именно на пост вахтенной службы в первую очередь поступает сигнал об обнаружении возгорания или задымления.

Установлены правила по обращению с электроприборами, пожароопасными веществами, использованию огня на судах, а также обозначены требования к отведению определенных мест для курения и их оснащения средствами безопасности и маркировкой.

Огневые работы часто приходится проводить во время плавания. Однако это может повлечь за собой создание аварийной ситуации, в том числе возникновение пожара на судне. Перед началом таких работ их согласовывают с капитаном и придерживаются всех правил защиты.

Также на судах нельзя загромождать проходы и эвакуационные пути, все оборудование и технические средства пожаротушения должны быть исправны. В зависимости от длины судна создают определенное количество аварийных постов. На одних из них хранят средства пожаротушения и инструмент. В некоторых случаях разрешено объединять посты в один, если размер судна небольшой.

Действия по тушению

Борьбой с пожаром на судне руководит его капитан или в его отсутствие другие уполномоченные лица. Основные действия при этом:

Разведка позволяет узнать параметры пожара, места возгораний на судне и масштабы происходящего. Одновременно определяют наличие и объем горючих веществ, завалов, особенные условия развития пожара, эвакуационные пути. Разведка заключается в осмотре отсеков, изучении состояния конструкций судна (температура переборок, их целостность).

Если обнаружено задымление, то членов группы разведки обеспечивают средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальными костюмами. Они могут использовать инструмент для расчистки проходов, разборки конструкции, чтобы был доступ к очагу для пожарной техники и средств его тушения.

Немедленно проводится эвакуация людей из опасных зон, при невозможности самостоятельного выхода. Это первоочередная задача, которая выполняется при малейшей возможности. При их эвакуации основная часть средств пожаротушения должна находиться на предполагаемых путях прохождения людей.

Тушение пожара в основном производится стационарными системами пожаротушения. Принципиально отличается последовательность и список действий в машинно-котельном отделении, жилых и административных помещениях.

Если пожар обнаружил член экипажа, не входящий в состав аварийной или вахтенной службы, то он обязан через ближайший извещатель подать сигнал на все посты. Далее включается система сигнализации. Она также подает различные звуки, по которым члены экипажа узнают о происходящем. Например, сигнал оповещения о пожаре отличается от сигнала перед выпуском пара в отсеки или каюты. Это необходимо для своевременной эвакуации и недопущения нанесения вреда здоровью.

Обнаруживший при возможности должен обесточить электрооборудование, находящееся в опасной зоне. Для дополнительной информативности необходимо стучать в переборки и громко кричать о пожаре. После ликвидации возгораний проводят тщательный осмотр судна.

Если тушение стационарными системами не происходит, то помещение задраивают, закрывают люки. Нагретые конструкции охлаждают огнетушащими веществами из пожарных стволов, когда это безопасно. При тушении подача таких веществ осуществляется через люки.

Используемые системы пожаротушения

Как и на обычных пожарах, на суднах используют различные огнетушащие вещества и установки нескольких типов. Однако системы пожаротушения в этом случае монтируют при постройке судна. Колена трубопроводов устанавливают определенным образом.

Для конкретных помещений и суден предназначены следующие типы систем пожаротушения:

  1. жилые помещения – спринклерная система;
  2. танкеры, газовозы, с горизонтальной загрузкой – дренчерная система;
  3. машинное и насосное отделение – пенная система;
  4. перевозка сжиженных газов – порошковая система.

Водяная система пожаротушения — основная на любом судне. Она всегда присутствует на них вне зависимости от назначения и размеров. Бывает кольцевой и линейной. В первом случае трубы располагают между собой на одинаковом расстоянии и закольцовывают. Во втором случае от основной трубы идут ответвления.

Система водяного пожаротушения на современном судне включает насосы, которые защищены специальными заслонками. В судоходной терминологии они обозначены как кингстоны. Они при необходимости преграждают путь воды из-за борта в другие помещения.

Кольцевая система имеет преимущество – при выходе из строя одного из участков трубопровода, остальные продолжают работать и охватывают его подконтрольную зону. Поэтому расстояние между трубами строго регламентировано и зависит от размеров отсеков или участки палубы судна.

Водяное орошение и завесы применяют в исключительных случаях, а также при выходе из строя машинно-котельного отделения судна. Пар представляет угрозу для человека, поэтому необходима экстренная эвакуация из помещения, если прозвучал сигнал о начале работы такой системы пожаротушения на судне.

ФАКТОР ВРЕМЕНИ ПРИ ПОЖАРАХ. ТАКТИКА БОРЬБЫ С ОГНЕМ

Эффективность борьбы с пожаром зависит от места нахождения очага пожара, конструктивных особенностей судна, вида горящего материала.

Читать еще:  Когда сажать репчатый лук на рассаду

Пожары на судне можно разделить на два типа:

— начальный пожар (загорание);

Начальный пожар или загорание продолжается 100–120 сек, после чего при определённых условиях пожар может стремительно расшириться.

По истечении 5 минут начальный пожар перерастает в расширяющийся и для его локализации или ликвидации потребуются уверенные действия тренированных судовых пожарных бригад и компетентное руководство. Всегда существует опасность расширения пожара на новые источники горючих материалов.

Капитан судна и командный состав обязаны знать конструктивные особенности своего судна, имеющееся на судне противопожарное оборудование и имущество и их ограничения. Кроме того, им необходимо знать свойства и критические характеристики перевозимого груза, методы тушения пожаров при возгорании такого груза и имеющиеся ограничения.

Согласно требований Международного Кодекса по Управления Безопасностью судна. На каждом судне должны иметься разработанные и одобренные Компанией Планы аварийных действий (Contingency Plans), содержащие процедуры действий Капитана и экипажа в случае возникновения опасностей, организацию установления связи и обмена информацией между командованием судна и руководством компании, систему докладов и процедуры оповещения береговых служб.

Кроме того, на судне должны иметься оперативные планы по борьбе с пожарами, предусматривающие действия экипажа и командования судна при возникновении пожаров в различных помещениях судна и при различных ситуациях.

Организация и руководство действиями на случай пожара определены Расписание по Тревогам (Emergency Plan и Muster List).

Такие Расписания составляются с учетом типа судна, его устройства и количества экипажа на борту.

Расписание по тревогам предусматривает состав аварийных партий, инструкции для аварийных партий и личные обязанности по тревогам для каждого члена судовой команды.

Типовое Расписание по Тревогам включает:

1) Командный Центр, или Группа Общего руководства во главе с Капитаном судна. Место сбора группы – ходовой Мостик. Группа включает (но не ограничивается) следующий персонал судна:

— Старший помощник капитана,

Группа обеспечивает общее руководство действиями всех аварийных групп, установление и ведение необходимой связи, как внутрисудовой, так и с береговыми службами, безопасность судовождения. Все доклады командиров аварийных групп поступают на Мостик. Таким образом, действия групп анализируются и координируются с Мостика.

2) Группа технической поддержки, или группа Машинного отделения во главе со старшим механиком. Эта группа обеспечивает работу главных двигателей судна, всех механизмов и устройств – пожарных и балластных насосов, систем осушения, энергетических установок, в т.ч. аварийного дизель-генератора и др. Группа подчиняется Командному центру судна, докладывает на Мостик о любых изменениях в обстановке или работе механизмов, получает инструкции о дальнейших действиях. Основная цель экипажа в борьбе с пожаром на судне – не допустить человеческих жертв.Эта цель достигается эффективным поиском пострадавших в зоне пожара, их эвакуацией в безопасное место и локализацией очага пожара.

Следует избегать ненужного риска для членов пожарных команд – если горящее помещение успешно эвакуировано – можно задействовать стационарные системы пожаротушения.

Выполнение всех стратегических задач достигается при условии достаточной подготовленности пожарных бригад, грамотном руководстве с Мостика и обеспечении непрерывной и надежной связи командиров аварийных постов с Командным центром.

ДЕЙСТВИЯ ПО БОРЬБЕ С ПОЖАРАМИ. ФАЙЕР – ПЛАН

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

— обнаружение пожара и выявление его места и размеров;

— ограничение распространения пожара;

— предупреждение возможных при пожаре взрывов;

— ликвидация пожара и его последствий.

На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны:

— различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;

— элементы систем сигнализации обнаружения пожара;

— элементы спринклерной установки;

— элементы средств пожаротушения;

— путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д.;

— элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию.

Однако, по усмотрению администрации, указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одному экземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один экземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.

Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов левого и правого бортов).

Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны составляться на официальном языке государства флага судна. Если этот язык не является английским или французским, они должны содержать перевод на один из этих языков. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распространения пожара. Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота требуется, чтобы на всех судах были составлены и отработаны оперативные планы пожаротушения. Оперативный план пожаротушения — это документ, содержащий основные пожарно-технические данные об отдельных судовых помещениях, которые необходимы капитану как руководителю тушения пожара. При наличии этого документа сокращается время на изучение аварийных помещений в процессе тушения пожара, при этом больше внимания можно уделить разведке и обстановке самого пожара. Оперативные планы пожаротушения должны быть составлены на сухогрузные трюмы, грузовые отсеки и помповые отделения наливных судов. Машинное и котельное отделения, топливные цистерны, жилые и служебные помещения, фонарные, малярные, подшкиперские, а на пассажирских судах — на жилые помещения пассажиров и экипажа, расположенные между главными противопожарными зонами, т. е. на судовые помещения, где могут возникнуть наиболее сложные в тактическом отношении пожары. Оперативные планы пожаротушения являются программой действий капитана, в них предусматривается, что и как нужно делать аварийным партиям при тушении возникшего пожара, что должно быть использовано для этих целей, количество сил и средств необходимых для тушения наиболее сложного по обстановке варианта пожара.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 17 ; Нарушение авторских прав

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ «Тактика тушения лесных пожаров» ПО ПМ 02 «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

«Тактика тушения лесных пожаров»

Читать еще:  Тенелюбивые цветы для сада многолетние цветущие

Принципы стратегии, тактики и техники борьбы с лесными пожарами.

Тактика тушения лесных пожаров.

Этапы тушения пожара

Принципы стратегии, тактики и техники борьбы с лесными пожарами

В непосредственной борьбе с лесными пожарами все большую роль играют современные технические средства: авиация, химия, применение техники — бульдозеров, грунтометов, использование взрывного метода и т. д. Наряду с этим не утратили своего значения и простые, сложившиеся, традиционные средства подавления лесных пожаров: лопаты, топоры, вед ра; тем более, что молодые деревца и ветви для захлестывания огня име ются обычно поблизости и это способствует оперативности и маневренности в борьбе с огнем.

Но дело не только в технике. В борьбе с лесными пожарами огромное значение имеют вопросы стратегии и тактики борьбы.

Прежде всего необходимо помнить Суворовский принцип: «Быстро та, глазомер и натиск». Пожар важно захватить в самом начале. При лю бых технических средствах борьбы — простых или сложных — необходимо учитывать вид и размеры лесного пожара, его природу, определить направление пожара и опасность его дальнейшего распространения.

Первоначальные действия определяются размером площади, охваченной пожаром, и имеющимися в наличии средствами подавления огня.

При небольшой величине пожара можно справиться с огнем местными силами и средствами. Например, при начальном очаге низового по жара площадью до 10-15 м 2 с огнем могут справиться один-два человека, а если они с большим опытом, то и на большей площади — 0,1-0,2 га.

Напротив, при крупных лесных пожарах могут потребоваться усилия десятков, сотен (и даже тысяч) людей и применение особых стратегических, тактических и технических средств борьбы.

К первоначальным действиям относится рекогносцировка, или раз ведка, лесного пожара, устанавливающая его основные параметры. Разведка может быть наземной и воздушной. Лесные пожары являются объектом по стоянного внимания при наблюдениях со спутников Земли. Данные разведки (рекогносцировки) служат основой для принятия решения и разработки стратегического и тактического плана борьбы с лесными пожарами.

Борьба с лесными пожарами ведется не только путем непосредственного тушения огня, но и путем локализации пожара, т. е. ограничения его территории, задержки продвижения пожара.

Локализация — это специфичный, характерный для борьбы с лесны ми пожарами метод. Эти два пути часто сочетаются между собой и дополняют один другого.

В зависимости от вида пожара применяют следующие технические приемы и способы непосредственного тушения и локализации лесных пожаров:

захлестывание кромки пожара;

засыпка кромки грунтом;

подавление наземного огня грунтом;

тушение огнегасящими химическими веществами;

прокладка заградительных полос;

— пуск встречного огня;

В зависимости от вида пожара и его размера, изменений во времени различается и тактика борьбы с лесными пожарами.

Большое значение имеет расстановка сил на пожаре. Во главе даже «низовых звеньев» — небольших бригад — должны стоять опытные люди.

На любом лесном пожаре необходимо предусматривать меры по обеспечению безопасности людей.

Тактика тушения лесных пожаров

Тактика — это совокупность приемов борьбы с пожаром в конкрет ных условиях, с учетом особенностей пожара и леса, наличных средств борьбы. Тактика — это не просто совокупность, но и система приемов, направленных на быстрейшее подавление пожара. Вопросы тактики должны рассматриваться на разных уровнях: тактика отряда пожаротушения, бригады (группы) тушения, от дельного тушилыцика (пожарного, рабочего).

Выбор тактики имеет очень большое значение в борьбе с лесными пожарами. Правильная расстановка рабочей силы, умелая разработка плана тушения обеспечивают успех в наступлении на пожар.

Несмотря на необходимость действовать быстро, без малейшего про медления, руководитель должен обдумать весь порядок тушения и его план.

Необходимым условием этого является четкое представление о пожаре, которое может быть получено только после его тщательной разведки.

Разведку небольшого пожара производят, обходя его по кромке. С увеличением площади пожара число людей, занятых разведкой, должно увеличиваться. При крупных лесных пожарах производится рекогносциров ка с воздуха, которая является наиболее полной. В задачи разведки входит уточнение границ пожара, определение его вида, силы, интенсивности горе ния в различное время суток и скорости продвижения. Особое внимание следует уделить разведке по фронту пожара. В процессе ее обычно состав ляется предварительный план тушения. Во время разведки большое внимание следует уделить местонахождению естественных рубежей, чтобы мак симально использовать их при тушении пожара. На плане пожара должны быть отмечены наиболее пожароопасные участки, чтобы предотвратить подход к ним огня в процессе борьбы с пожаром.

Разведка должна изыскивать наиболее рациональные и эффективные способы, учитывать динамику пожара , так как по мере его развития изме няются условия тушения: увеличивается длина кромки, изменяется интенсивность горения в связи со сменой объекта пожара. Правильно составленный прогноз развития пожара позволяет выбрать наиболее успешные способы с минимальными трудозатратами.

При прогнозировании развития пожара необходимо учитывать структуру и влажность горючих материалов, состояние атмосферы и ха рактер погоды. При большой силе ветра возможна трансформация низово го пожара в другие виды — верховой и пятнистый, что должно найти отра жение в плане тушения. Неустойчивость воздушной массы делает борьбу с пожаром исключительно трудной. Ее следует учитывать в прогнозе развития пожара. При проведении разведки с воздуха нельзя забывать о том, что крупные лесные пожары формируют над кромкой мощную конвекцион ную колонку, обусловленную большой разностью температур. Колонка может достигать высоты нескольких сот метров, что затрудняет полеты над кромкой пожара.

Целесообразно иметь прогноз погоды на ближайшие 5-7 дней. При этом следует обратить внимание на возможность выпадения осадков, силу ветра и преобладающее его направление.

Для составления плана тушения необходимо иметь схему распро странения пожара, на схеме пожара показать сопредельные территории. На схеме обозначают все имеющиеся естественные рубежи: тропы, дороги, реки, ручьи, просеки, поляны, редины и т. д.

Руководитель тушения должен продуманно отнестись к выбору способов тушения и тактических приемов. Ошибки руководителя порождают неуверенность в группах тушилыциков, приводят к дальнейшему распространению пожаров и дополнительной трате сил и времени. К сожалению, таких случаев в практике борьбы с лесными пожарами немало. И если приходится отступать, то делать это надо на заранее предусмотренные ру бежи. Об этом также должен позаботиться руководитель.

При тушении пожара большое значение имеет правильная расста новка силы.

Рис. 1. Схема тушения небольшого низового пожара с флангов (из Международной анкеты по лесным пожарам — Мелехов, 1936)

Рис. 2. Схема тушения с тыла (по Серебренникову и Матренинскому)

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×