35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способ передачи чужой речи

Способы передачи чужой речи – это правила, которые описывают оформление предложений с косвенной речью, предложений с прямой речью и предложений с цитатами в них.

1. Предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью необходимы для того, чтобы передавать суть чужого высказывания при этом, не сохраняя особенностей речи говорящего данную речь.

Предложения с косвенной речью являются сложноподчинёнными предложениями: в них главное предложение отражает слова автора, а зависимое (придаточное) – отражает чужую речь.

Косвенная речь представляет собой чужую речь, которая передается в форме зависимого (придаточного) предложения. Как правило, косвенную речь помещают после слов автора.

Косвенная речь присоединяется к словам автора при помощи союзов и союзных слов что, чтобы, будто, где, когда и др., союза- частицы ли.

При помощи союзов что, как, будто косвенно передаётся содержание повествовательных предложений чужой речи.

В.А. Пертров написал: «Все произведения Маяковского представляют собой отражение того непростого времени».

В.А. Пертров написал, что все произведения Маяковского представляют собой отражение того непростого времени.

Еще один пример:

Иннокентий сообщил: «Сегодня выдающийся день, когда мы сможем претворить все наши мечты в реальность».

Иннокентий сообщил, что сегодня выдающийся день, когда они смогут претворить все их мечты в реальность.

При помощи союза чтобы можно косвенно передать содержание побудительных предложений чужой речи.

Пройдя через овраг, он развернулся и сказал Матрене: «Ты бы смотрела под ноги!»

Пройдя через овраг, он развернулся и сказал Матрене, чтобы она смотрела под ноги.

Еще один пример:

Выйдя со двора, Петр прокричал в открытые ворота: «Заходи в гости, когда вернешься из столицы!»

Выйдя со двора, Петр прокричал в открытые ворота, чтобы он заходил в гости, когда вернется из столицы.

При помощи союзных слов что, кто, какой, как, где, когда и др. и союза-частицы ли можно косвенно передать содержание вопросительных предложений чужой речи.

«Вы хотите еще чаю с плюшками?» — спросила матушка, наклоняясь к нам поближе.

Спросила матушка, наклоняясь к нам поближе, не хотим ли мы еще чаю с плюшками.

Или еще один пример:

«Когда Вы собираетесь покинуть Санкт-Петербург?» — поинтересовался мужчина, не смотря нам в глаза.

Мужчина поинтересовался, не смотря нам в глаза, когда мы собираемся покинуть Санкт-Петербург.

Таким образом, для передачи чужой речи существует несколько способов.

  1. Предложения с прямой речью, которые воспроизводят чужую речь, не изменяя ее.
  2. Предложения с косвенной речью, которые передают содержание чужой речи при этом, не сохраняя всех особенностей речи говорящего.
  3. Простые предложения с вводными словами и вводными предложениями также можно использовать при передачи чужой речи. Содержание чужой речи передаётся самим предложением, вводные слова и предложения заменяют слова автора.
  4. Простое предложение с дополнением, которое используется для передачи темы чужой речи.

Предложения, которые воспроизводят чужую речь различными вариантами, можно назвать синтаксическими синонимами.

Предложения с прямой речью и знаки препинания в них

Правила оформления прямой речи часто вызывают сложности у учащихся 9 класса. Именно поэтому сегодня мы расскажем, как правильно ставить нужные знаки препинания при оформлении текста, имеющего прямую речь.

Итак, в том случае, если прямая речь находится непосредственно возле слов автора, то необходимо поставить кавычки в начале и в конце прямой речи. Слова автора же не выделяются кавычками.

Рассмотрим несколько вариантов.

  1. Когда при разрыве прямой речи словами автора не должен находиться знак препинания или должна быть запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то в этом случае как перед словами автора, так и после них нужно поставить запятую и тире. Прямая речь после слов автора начинается со строчной буквы.

Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь, — слова автора, — прямая речь».

Пример: «Я тебе, Вася, — сказал Михаил Иванович, — расскажу интересную историю о войне».

Или еще один пример:

«Сегодня мы, — сказал Петрович, — сможем завершить начатое так много лет назад».

  1. Когда при разрыве прямой речи словами автора должна находиться точка, то перед словами автора мы заканчиваем прямую речь запятой и тире, а после слова автора ставим точку и тире. Далее прямая речь начинается обязательно с заглавной буквы.

Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь, — слова автора. — Прямая речь».

Пример: «Поехали, Вася, — сказал Михаил Иванович.- По дороге я расскажу тебе интересную историю о войне».

Или еще один пример:

«Ты заходи почаще, — сказала бабушка Вероника. – Я всегда с радостью расскажу тебе все, что помню о тех днях».

  1. Когда при разрыве прямой речи словами автора должен находится вопросительный или восклицательный знак или многоточие, то очень важно, что данные знаки препинания должны быть сохранены, а после них необходимо поставить тире. После слова автора ставим точку и тире. Далее прямая речь начинается обязательно с заглавной буквы.

Схема выглядит следующим образом: «Прямая речь!(?) — слова автора. — Прямая речь».

Пример: «Вот это да! — воскликнул Михаил Иванович.- Мне очень понравилась эта история о войне».

Или еще один пример:

«Как еще мне до тебя докричаться! – воскликнула Анастасия. – Мне так жаль, что это произошло».

В случае если прямая речь находится внутри слов автора, то до начала прямой речи нужно поставить двоеточие, а в конце нее запятую и тире, если прямая речь не заканчивалась на вопросительный или восклицательный знаки. Слова автора после прямой речи пишутся со строчной буквы.

Схема выглядит следующим образом: Слова автора: «Прямая речь», — слова автора.

Пример: Вася ответил: «Сегодня прекрасная погода», — и пошел плавать в озере.

Или еще один пример:

Маргарита сообщила: «Завтра я выхожу замуж», — и не сказав больше не слова, развернулась и ушла прочь.

Если же прямая речь заканчивалась на вопросительный или восклицательный знаки, то данные знаки сохраняются, а после них ставится тире. Все остальное оформление также, как описано выше.

Схема выглядит следующим образом: Слова автора: «Прямая речь! (?)» — слова автора.

Пример: Вася воскликнул: «Какая сегодня прекрасная погода!» — и пошел плавать в озере.

Или еще один пример:

Петр удивленно сказал: «От тебя я этого никак не ожидал!» — и молча вышел за дверь.

Цитаты и знаки препинания при них

Цитаты — это такие выдержки, которые дословно взяты или из определенного текста или из устного высказывания. Цитаты используются для того, что подтвердить или пояснить мысли другого говорящего.

Выделение цитат в письменной речи подвержено определенным правилам. Обязательным условием является выделение их в кавычки и обязательное указание на первоисточник. В том случае, если цитата из текста или высказывания взяла не полностью, а лишь частично, то вместо пропуска слов ставят многоточие.

В книге Маркова сказано, что «неопределенность – это важная часть процесса …, который в свою очередь предопределяет последствия» (Марков М.В., Сборник сочинений, 1998, с. 62).

Еще один пример:

Поэзия Лермонтова, по словам К.П.Кич «органичный продукт …, не обремененный грузом отчаяния» (Кич К.П. Избранное, 1987, с. 77).

Существует еще несколько правил оформления цитат в письменной речи.

  1. Цитата может быть прямой речью в том случае, если она сопровождена словами автора. В такой постановке цитат она оформляется по всем правилам и нюансам прямой речи, которые описаны выше.
Читать еще:  Как из семечек клубники вырастить рассаду

А.С. Пушкин писал: «Поэтом быть сложно, но так важно».

Еще один пример:

В.В. Прахин ответил: «Я не могу утверждать за всех, но сам абсолютно уверен в том, что он был прав и как ученый и как простой обыватель».

  1. Косвенная речь также может представлять собой цитирование. В такой постановке цитата выделяется кавычками, но первая буква строчная.

К.К. Кир писал, что «сегодняшнее сообщество представляет собой единый организм мыслей и идей, которые обязательно найдут свое проявление в дальнейшем».

Еще один пример:

В.Г. Белинский подтвердил, что «все произведения автора уникальны, но противоречивы, так как совершенно не соотносятся с внутренним миром автора».

  1. Цитата может быть введена в речь другого автора при помощи вводных слов или даже вводных предложений.

По мнению Царева В.Г., «это слишком длительный процесс, который должен контролироваться государством».

Еще один пример:

В соответствии с мнением В.Г. Адрианова, «сегодня важно не упустить момент и ввести в оборот данную новую криптовалюту, так как рынок абсолютно к ней готов».

  1. Если необходимо процитировать стихотворение, то в том случае, если цитирование полное и все строки данного произведения полностью соблюдены, то кавычки ставить не нужно.

Здесь нужно вспомнить стихотворное произведение Лермонтова «Молитва» (1839 г.):

В минуты жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

Таким образом, передача чужой речи представляет собой сложный процесс, но подчиняется определенным правилам, которые важно соблюдать.

§ 78. Способы передачи чужой речи

Чужая речь — это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесенная ранее. Чужой речью называется также и то, о чем человек думает, что он пишет. Чужая речь передается различными способами: при помощи предложений с прямой речью, косвенной речью, а также простым предложением.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Диалог. Знаки препинания при диалоге

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся. Например: Пан указывал ручкой на стул: — Садись. Григорий садился на краешек. — Как тебе нравятся наши лошади? — Добрые кони. Серый тоже хорош. — Ты его почаще проезжай (Шолохов).

Предложение с косвенной речью

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации. Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли. Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

Цитаты и знаки препинания при них

Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли. Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью. Например: В. Г. Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка». Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. Тогда она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы. Например: Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневнике, имеет глубокое философское содержание. По словам Ф. И. Шаляпина, искусство может переживать времена упадка, но «оно вечно, как сама жизнь».

Упр. 79. Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.

1. Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (Пушкин). 2. «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Лермонтов). 3. «Позвольте. — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4. «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Паустовский). 5. «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булгаков). 6. Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.

Упр. 80. Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.

1. Замолчи строго сказал Красильщиков. 2. Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3. Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4. Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе. 5. Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы. 6. Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.

Упр. 81. Составьте предложения с прямой речью, используя данные реплики.

1. Мы не опоздаем? 2. Да нет, не думаю. 3. Дело в том, что я не поеду. 4. Ну что ж. Мне даже завидно. 5. В общем, мне здесь, признаться, будет лучше, чем в Крыму. 6. Прощайте!

Упр. 82. Составьте несколько предложений с косвенной речью.

1. Успеем ли мы приехать на вокзал? 2. Времени у нас достаточно. 3. Его друг с нами не поедет. 4. Им можно позавидовать. 5. Эти места лучше Крыма. 6. Когда они приедут? 7. Как они отдохнули?

Упр. 83. Перепишите текст, заменяя прямую речь косвенной.

«Нравится наш город?» — спросили дети. «Нравится, особенно его украшают цветы», — сказал я. «У нас уже пятьдесят тысяч розовых кустов. В будущем году выполним план». — «И тут план», — удивился я. «А как же? Сколько жителей в городе — столько и должно цвести кустов!» — «Кто же такое придумал?» — «Иван Иванович». «А кто он, этот Иван Иванович?» — поинтересовался я. «Он один из первых строителей города, — гордо объявила девочка. — Он сам цветы сажает».

Упр. 84. Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.

1. Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь. (Белинский). 2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3. . Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4. В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5. Краткость — сестра таланта (Чехов).

Читать еще:  Посев баклажан на рассаду практичные советы

Способы передачи чужой речи Пунктуация в предложениях с чужой речью (основные правила)

Способы передачи чужой речи

Пунктуация в предложениях с чужой речью (основные правила)

Цитата точно воспроизведенная чужая речь. Она передается с точки зрения того, кому она принадлежит (1-е лицо обозначает автора цитаты, а не того, кто цитирует). Границы цитируемого текста и объем цитаты определяет тот, кто использует (воспроизводит чужую речь).

Чужая речь – речь самого говорящего или другого лица, произнесенная или написанная в другой момент речи.

Способы передачи чужой речи:

1) прямая речь (чужая речь строится с точки зрения автора слов, в форме цитаты);

2) косвенная речь (чужая речь строится с точки зрения того, кто ее использует; это проявляется в выборе местоимений и форм глагола);

3) смешанная форма (используется цитата, точно воспроизводится часть слов, в состав цитаты не включаются местоимения и глагольные формы, указывающие на автора цитаты).

Грамматические конструкции с чужой речью

Цитата записывается без кавычек со сдвигом к правому краю листа. Автор указывается на следующей строке без точки

И жить торопится, и чувствовать спешит.

Цитата с указанием автора или источника цитирования в скобках

Точка внутри кавычек ставится не в цитате, а после скобок. Другие знаки ставятся внутри кавычек (в этом случае точка после скобок не нужна).

«Счастливые часов не наблюдают» ().

«А вы ноктюрн сыграть могли бы / На флейте водосточных труб?» (В. Маяковский)

«Арктур не взвизгнул, он только вздрогнул, повернул на мгновенье к пастуху незрячие белые глаза, потом добрался до канавы, оступился и упал» (предложение 32).

Предложение с прямой речью (прямая речь – цитата)*

[см. дополнения ниже]

1. Слова автора в препозиции.

А: «ПР». А: «ПР?» А: «ПР!» А: «ПР…» Примечание: постановка точки после закрытых кавычек и поставленных в них (?), (!) и (…) требует применения особого правила – пока этим можно пренебречь.

2. Слова автора в постпозиции.

«ПР», – а. «ПР?» – а. «ПР!» – а. «ПР», – а.

3. Слова автора в интерпозиции: кавычки открываются и закрываются один раз!

«ПР, – а. – ПР». «ПР, – а, – пр».

4. Слова автора в интерпозиции, но содержат два вводящих глагола: один – к первой части прямой речи, другой – ко второй.

1. Фамусов возмущается: «Ужасный век! Не знаешь, что начать!»

2. «Все по-французски, вслух, читает запершись», – говорит Лиза о Софье.

3. «Служить бы рад, – говорит Чацкий. – Прислуживаться тошно».

4. «Служить бы рад, – говорит Чацкий и объясняет, почему он этого не делает: – Прислуживаться тошно».

СПП с придаточным изъяснительным (косвенная передача содержания чужой речи без цитирования)

Знаки препинания как в сложноподчиненном предложении.

Софья пускает слух о том, что Чацкий сошел с ума.

Автор объявляет читателю, что сразу же готов познакомить его с героем своего романа.

СПП с придаточным изъяснительным (придаточная часть – цитата)

Придаточная часть отделяется запятой. Цитата заключается в кавычки и пишется со строчной буквы. Знак (…) используется только в том случае, если пропускаются слова внутри цитаты.

Автор пишет об Онегине, что «два дня ему казались новы уединённые поля».

Пушкин говорит о Ленском, что «он сердцем милый был невежда».

Включение цитаты как части предложения (члена предложения, группы членов предложения, одной из частей сложного предложения).

Цитируемые слова оформляются в кавычках и пишутся со строчной буквы.

Онегин отправляется на бал, одетый «подобно ветреной Венере».

Уже в ранней молодости Онегин в тонкостях постиг «науку страсти нежной».

Лирический герой стихотворения Лермонтова «Благодарность» благодарит лирическую героиню «за тайные мучения страстей, за горечь слёз, отраву поцелуя».

Обозначение источника информации, мнения, оценки с помощью вводной конструкции (без цитирования)

Вводная конструкция (слово, сочетание слов, предложение) выделяется запятыми.

Как пишет Пушкин, Онегин старался поначалу щадить чувства Ленского.

Обозначение источника информации, мнения, оценки с помощью вводной конструкции (чужая речь – в форме цитаты)

Вводная конструкция (слово, сочетание слов, предложение) выделяется запятыми; цитата заключается в кавычки и пишется со строчной буквы. Двоеточие после вводного предложения не требуется.

Как пишет Пушкин, «блажен, кто смолоду был молод».

Онегин, по мнению автора, имел «резкий. Охлажденный ум».

Бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого – косвенная передача содержания чужой речи

Говорящий не претендует на точное воспроизведение чужого слова, поэтому кавычки в письменной речи не используются (иначе нужно просто строить предложение с прямой речью).

Но говорят: вы нелюдим.

Все говорят: нет правды на земле.

Указание на чужую речь с помощью частиц мол, дескать. Иначе слова исходят как бы от говорящего.

Кавычки не используются. Чужая речь передается приблизительно, но некоторые слова передаются точно. Частицы выделяются запятыми, как вводные слова.

Соседи говорят, что он, мол, чересчур гордый. Он, дескать, даже поздороваться не хочет.

Примечание. Кавычки могут также использоваться для 1) выделения слова в ироническом значении, или 2) в значении, отчуждаемом от говорящего (можно вставить слова «так сказать»), или 3) в качестве именно слова. Например: 1) «Старик» вел себя несолидно; 2) Она познакомила меня со своими «предками»; 3) Выделите приставку в слове «бессмысленный».

*Цитирование стихотворного текста

1. Короткие фрагменты оформляются одним из обычных способов.

2. Цитата, включающая несколько стихотворных строк, оформляется с разделением на строки с помощью (/); начало каждой строки пишется с прописной буквы. Например: пишет: «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать – / В Россию можно только верить».

3. Стихотворная цитата может быть оформлена с новой строки с соблюдением абзацного отступа и сохранением деления текста на стихотворные строки; кавычки в этом случае не используются; все остальные правила пунктуации соблюдаются. Например:

В начале стихотворения «Пророк» читаем:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

*Цитата в цитате

Если внутрь цитаты включается другая цитата, то используются разные виды кавычек: внешние – «ёлочки» («……..»), внутренние – «лапки» („…. ”). Например: Пушкин пишет, что «на модном слове „идеал” тихонько Ленский задремал».

*Сокращения в цитатах

Сокращая цитату, говорящий выбирает только то, что ему нужно для развития собственной мысли, а также те слова, которые противоречат грамматическим правилам косвенной передачи чужой речи (если цитата не передается как прямая речь, а является частью простого или сложного предложения в собственном тексте говорящего).

1. Если сокращение делается в середине текста, то на месте пропущенных слов пишется многоточие. Чтобы не путать его с авторским многоточием, можно заключить этот знак в специальные скобки: /…/. Например: Лирический герой благодарит возлюбленную «за всё, чем /…/ обманут в жизни». Ср: «за всё, чем я обманут в жизни».

2. Если сокращение делается в начале цитаты, введенной как прямая речь перед словами автора, то после кавычек используется многоточие, но первое слово цитаты пишется с прописной буквы (ведь это начало предложения в целом). Обрыв цитаты в конце также обозначается многоточием. Например: «Бога глас ко мне воззвал» – читаем мы в стихотворении «Пророк».

Читать еще:  Дом из бруса от а до я

3. Если сокращение делается в начале цитаты, введенной в прямую речь, которая стоит после слов автора, то после многоточия в кавычках цитата начинается со строчной буквы. Например: Мы читаем в стихотворении «Пророк»: «…глаголом жги сердца людей».

В художественном тексте используется также несобственно-прямая речь. В этом чужая речь не выделяется кавычками, не получает специального грамматического оформления, а узнается по специфической лексике, содержанию, эмоциональной окраске. Например (чужая речь выделена синим цветом): «Рюхин старался понять, что его терзает. Коридор с синими лампами, прилипший к памяти? Мысль о том, что худшего несчастья, чем лишение разума, нет на свете? Да, да, конечно и это» ().

Способы передачи чужой речи (коллективный способ обучения). 11-й класс

Класс: 11

Цель урока:

  • Знать: способы передачи чужой речи.
  • Уметь: различать авторскую и прямую речь, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью, находить способы передачи чужой речи.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

— На дом было заданно определить значение паронимов.
— Что такое паронимы? Дайте определение.

(Дети дают определение и на доске дописывают значение паронимов).

— Понятливый “быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо”.
— Понятный “обоснованный, доступный пониманию”.
— Доверительный “высказывающий полное доверие кому-либо, чему-либо, чему-нибудь”.
— Доверчивый “легко доверяющий, питающий ко всем доверие, основанный на доверии”.
— Гуманный “направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый”.
— Гуманитарный “обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека”.
— Исполнительский “осуществляющий принудительное исполнение чего-либо”.
— Исполнительный “старательно исполняющий поручения”.
— Вечный “не перестающий существовать, сохраняющий на многие века”.

Работа в ПСС (парах сменного состава).

(Ученик-учитель диктует ученику-ученику предложения, а ученик-ученик должен правильно вставить пароним, например):

— В каком предложении уместно использовать прилагательное “понятливый”?

  1. Он был охвачен негодованием, вполне. в его положении.
  2. Практикант оказался на редкость.
  3. Антон с тоской принялся объяснять вполне. с его точки зрения, вещи.
  4. Мы начали с … детям слов и постепенно усложнили материал.

В этом предложении уместно употребление слова “понятливый”, т. е. “быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо”.

Ответы 1,3,4 неверны. В этих предложениях уместно употребление слова “понятный”, в 1 предложении это слово имеет значение “обоснованный” в 3-4 предложениях — “доступный пониманию”

3. Изучение нового материала.

а) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

— Давайте мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу.

— Перед вами предложение:

Мы разговорились, и когда у нас зашла речь о физическом труде, то я выразил такую мысль: нужно, чтобы сильные не порабощали слабых, чтобы меньшинства не было для большинства паразитом или насосом, высасывающим из него хронически лучшие соки, то есть нужно, чтобы все без исключения – и сильные и слабые, богатые и бедные – равноценно участвовали в борьбе за существование, каждый сам за себя, а в этом отношении нет лучшего нивелирующего средства, как физический труд в качестве общей, для всех обязательной повинности.

(А.П. Чехов, “Моя жизнь”, глава 6).

— Прежде чем выяснить, есть ли в данном предложении чужая речь, нам необходимо вспомнить, что в синтаксисе русского языка есть предложения, в которых, кроме своей собственной речи, передаётся речь другого лица (чужая речь).

— Итак, ребята, этот материал для вас не нов, давайте вспомнить:

— Что такое прямая речь? (Высказывание другому лицу, переданное в авторском повествовании, или самого автора. Если это высказывание воспроизводиться как факт, ставший посторонним для момента речи).
— А как называется лицо, передающее чужую речь? (Автором, а его слова – авторские).
— А иначе сказать? (Авторское повествование или авторская речь).
— Какими же способами передаётся авторская речь? (Предложениями с прямой речью, предложениями с косвенной речью).

Конструкция с несобственно-прямой речью – предложениями с вводными словами, указывающими на факт чужой речи, и при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о(об), относящихся к глаголу – сказуемому со значением времени, например:

  1. Погода, по словам стариков, стала совсем не такой, как прежде (временная конструкция).
  2. Он заговорил об анархии производства при капиталистическом строе, которое расходуется бесплодно. (М. Горький)

Давайте повторим –

— Итак, прямая речь – это. (чужая речь, переданная от лица говорящего)

— Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Из авторской речи и прямой)
— Какими частями речи обычно выражается авторская речь? (Глаголами, иногда существительными со значением речи, мысли, например: сказал, слушал, проговорил, подумал и т. д. Или существительными, указывающими на лицо: сама сказала).
— Как может располагаться авторская речь по отношению к прямой? (Авторская речь может стоять в препозиции — подлежащее предшествует сказуемому или в постпозиции или интерпозиции – сказуемое предшествует подлежащему).
— Каким ещё способом передаётся чужая речь? (Предложениями с косвенной речью).
— Что такое косвенная речь? (Чужая речь, переданная от лица автора в виде придаточной части сложного предложения).
— Предложения с прямой речью представляют собой какие сложные предложения? (Сложноподчиненные предложения с придаточной частью изъяснительной).
— А какую функцию выполняет главная часть таких предложений? (Она выполняет ту же функцию, что и авторские слова в предложениях с прямой речью: в главной части говорится о факте чужой речи и её источнике).
— Какова же функция придаточной части? (Она передаёт содержание чужой речи, например: Вот мама мне говорила, что глаза человека – это его душа).
— Есть ещё способы передачи чужой речи? (Есть, это конструкция с несобственно – прямой речью).

Дайте характеристику таким конструкциям.

(Несобственно – прямая речь характеризуется совмещением в себе особенностей и прямой, и косвенной речи, например: Кто она такая? Она ученица нашего класса? Нет, она не отличница, просто хороший человек, который поможет в трудной ситуации. К сожалению, не все это понимают. Здесь присутствуют и авторские высказывания и косвенная речь, которая сливается с авторской).

Все способы передачи чужой речи мы вспомнили?

Конечно же, остался ещё один способ.

Нередко содержание чужой речи передается предложениями с вводными словами. Которые указывают на сам факт чужой речи, например: «По словам родителей, наша школа даёт детям хорошие знания».

А так же при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о (об), например:

«Директор заговорил об аттестации учащихся, которая проводится в форме ЕГЭ».

— Итак, давайте вернемся к нашему предложению и выясним, есть ли в данном предложении чужая речь? (Конечно же, есть).
— Каким способом она передана? (Несобственно – прямой речью).

4. Закрепление материала.

Итак, ребята, мы повторили все способы передачи чужой речи. А теперь мы постараемся в тексте находить чужую речь и определять способ ее передачи, объяснят знаки препинания.

Если это необходимо.

Для этого предоставлен теоретический материал. С помощью, которого вам легче будет выполнить задание.

5. Работа с текстом с взаимопроверкой (работа в ПСС)

— Перед вами текст из произведения Губарева.

— Сегодня мы с вами, работая с текстами, учились находить чужую речь, переданную различными способами.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector