145 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проанализируйте сцены прощания с домом настасьи

Все темы в одном произведении. Распутин В.Г. « Прощание с Матёрой»

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Повесть «Прощание с Матёрой» была написана в 1976 году и сразу привлекла к себе внимание читателей. Прошло уже столько лет, ушла в прошлое социалистическая система, выросло несколько поколений новой России, однако произведение остаётся актуальным. Причина в том, что автор затрагивает проблемы и темы, которые волнуют и сегодня, «вечные», как можно их охарактеризовать.

В основе сюжета — реальный факт: строительство Братской ГЭС, во время которого были затоплены некоторые деревни, в том числе, и родное село писателя.

Это рассказ о судьбе людей, живущих в деревне Матёра, которая уже почти триста лет стоит на берегу Ангары .Размеренная, спокойная жизнь деревни нарушена строительством электростанции. Судьба Матёры предрешена: деревня будет затоплена. Как повели себя жители, узнав о данном событии? По-разному. Рада молодёжь — ведь она сможет жить в домах со всеми условиями. И трагично восприняло новость пожилое поколение, ведь здесь прошла его жизнь, на кладбище покоятся близкие и любимые люди. Всё должно исчезнуть.

Распутин В. выразил свои мысли о судьбе страны, народа, о том, что происходит утрата нравственных ценностей, традиций, памяти.

Конец произведения трагичен: затапливается Матёра, гибнет Дарья. Однако читатель понимает, что нравственная победа на стороне таких, как она, умеющих отстоять свой дом, свою родину, верных памяти предков.

Я предлагаю краткий обзор некоторых тем и связанных с ними проблем. Однако это настолько всеобъемлющее произведение, что можно, кажется, по любой теме найти ответы в нём. Так что данный список тем можно ещё продолжать. Главное — хорошо понять основные мысли автора, характеры героев, показанных им. И тогда данный повесть станет просто универсальным примером при написании сочинения и по литературу, и по русскому на ЕГЭ.

Важность формирования такого нравственного качества, как доброта.

Доброта как основа нравственности человека

В любом произведении обязательно поднимаются нравственные проблемы: каким должен быть человек, что должно быть основой его характера, мировоззрения, поступков, как надо относиться к людям.Не исключение и повесть Распутина В.

Много положительных качеств личности можно перечесть. Однако всё же одним из важнейших черт характера человека является доброта. Ведь именно она – основа всего остального: гуманизма, милосердия, порядочности, отзывчивости, толерантности и т.д. Добрый человек способен понять другого и помочь ,с ним легко , спокойно и надёжно, он вселяет уверенность во всё хорошее.Страшно, когда доброта не свойственна человеку. Не знаешь тогда, чего можно ждать от него. Потеря доброты — это шаг к нравственной деградации, душевной пустоте.

Так и героев произведения Распутина «Прощание с Матёрой» можно разделить на добрых и нет. И тогда станет сразу понятно, почему они себя так ведут, чем объясняются и поступки.

Доброта души свойственна людям старшего поколения. Пережив страшные годы войны, невзгоды, потеряв близких и родных людей, они остались чуткими и понимающими других, способными к сопереживанию, а значит , добрыми.

Молодёжь же, к сожалению, на первый план ставит материальное благополучие, удобства, комфорт, совершенно не задумываясь над той болью, которую испытывают представители старшего поколения, как им тяжело прощаться с местами, где прошла их жизнь, где каждый уголок напоминает о тех, кого уже давно нет. «Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место». Душевная чёрствость – это и есть отсутствие доброты сердца. А это привело к трагедии — к гибели героини. Окажись рядом сочувствующие, понимающие люди, может, и не произошло бы этой беды.

Тема памяти, связи настоящего и прошлого не может не волновать писателя. Он с глубокой болью пишет о том, что рвутся эти нити, связывающие эпохи, что уходит из сердец память , верность предкам, своему роду.Родной дом, в котором дорого буквально всё: природа родного края, каждая тропинка, исхоженная не раз с детства, могилы близких – это всё так мило человеку. И когда это вдруг исчезает по чьей-то воле, словно рвётся ниточка, соединяющая человека с прошлым, с предками.

Матёру стирают с лица земли. Никогда её жители уже не пройдут по знакомым улицам, не откроют родные двери. Всё исчезнет. Не каждый сможет пережить такое.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем. Не случайно так переживает Дарья , что не смогла перенести останки родителей с острова, что потонут они в этом искусственном озере. И к ней могут так же отнестись теперь её внуки и дети- вот чего боится Дарья. А ещё ей страшно от того, что её внук Андрей вообще считает, что «память- это плохо, без неё лучше».Забыть прошлое, не ценить его — это очень страшно. Не случайно в народе всегда с презрением относились к людям «без роду и племени».«А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле», — пишет автор.

«На то ты и человек»,- говорит Павел. Да, человек обязан помнить, эта память делает его сильнее, мудрее, человечнее, добрее.Произведение Распутина — это предупреждение о том, что созидать, разрушая старое, — это неверный путь, он обязательно приведёт к отрицательным последствиям. Прежде всего, к душевной чёрствости и к неизлечимым ранам в сердцах людей.Смог же Петруха поджечь свой дом, чтобы поскорее получить компенсацию. Разве это не душевная чёрствость?

Распутин В.: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.

Это одна из проблем повести.

Связь поколений проявляется в том, что дети живут по законам, которые переданы им их родителями. На всю жизнь запомнила Дарья слова отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть» .Жить по совести — вот чему учило старшее поколение и продолжает учить молодёжь. Усвоят ли они, молодые люди, эти уроки, если уже сегодня способны пройти мимо беды своих родителей, не понять их горя.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем.Дарья решительно борется за свою избу. Это для неё связь с прошлым, со всеми теми, кого давно уже нет.Не могут понять Дарью ни сын Павел, ни невестка.Трудно жить, когда нет взаимопонимания между старшим и младшим поколением. Умение понять и принять друг друга – это так важно в жизни.

Над этим размышляет автор повести.Власть – это представители народа. Задача власти — работать во благо людей, учитывая их интересы, понимая их нужды.Проблема взаимоотношения народа и власти ,пусть косвенно, но раскрывается в произведении Распутина В.

Ещё Хрущёв Н.С. начал политику уничтожения «неперспективных деревень». А ведь каждая такая деревня — это люди, пусть их немного, но каждый со своей судьбой, жизнью. Перечеркнуть жизнь человека, не подумать о судьбе его — вот что часто было свойственно в социалистическое время.

Да, людям давали квартиры, но разрывали их связи с прошлым.И Матёра затопляется по чьему-то распоряжению. Понятно, что электричество нужно во всех уголках страны. Но если эта цель приводит к смерти, как погибла Дарья ,жительница Матёры, то такие цели благородными уже не назовёшь.

Жук и Воронцов — лишь исполнители чьих-то распоряжений, хотя именно на них выплёскивают жители свой гнев. Это представители власти дали распоряжение, не обдумав его, как следует. Хотя и исполнители в чём-то тоже виноваты. Не случайно они заблудились в тумане и не могут найти Матёру, словно заблудились в делах своих и помыслах, не ведают, что творят.

Чем грозит вмешательство человека в законы природы?

Как проявляется сущность характера человека через его отношение к природе?

Важность экологического воспитания молодёжи.

Человек долгие годы считал себя хозяином природы. Повернуть реки вспять, затопить какую-то территорию- это было привычным делом . Не думали о нарушении экологического равновесия, когда решали государственные задачи.Строительство ГЭС нарушило равновесие в природе, привело к экологическим проблемам.

Но ещё более важна проблема «экологии души» человека, когда люди становятся чёрствыми, видя гибель родных мест, уничтожение красоты природы.

Проблема взаимоотношения человека и природы в рассказе Распутина рассматривается как нравственная. Очень важно, чтобы человек чувствовал себя хозяином на земле, а не временно проживающим на ней, чтобы и ему было до всего дело.

Родина – это и огромная страна, в которой мы живём, и то место, где родились.Матёра — родина для многих поколений её жителей, для Дарьи, Настасьи, Анны, их детей и внуков. И она должна исчезнуть. Как переживают представители старшего поколения! Так страшно — потерять родину.

С какой болью Дарья говорит : «Кто ж старое дерево пересаживает?». Как тяжело им уезжать с родных мест, где прожита жизнь.Ведь родина — это не только земля, но и всё, что связано с ней, память о прошлом, почитание предков.

Эти чувства необходимо передавать молодёжи. Какой же пример показали ей, стерев с лица земли Матёру, спиливая на её глазах скамейки и кресты на кладбище, убирая ограды, чтобы всё сжечь?

«Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.» В.Распутин. Что в слове, что за словом?»

Для чего человек живёт?

Читать еще:  Действия обслуживающего персонала при возникновении пожара

В чём его предназначение.

В какой-то момент жизни каждый человек задаёт себе эти вопросы.Размышляет над ними и Дарья, главная героиня повести В.Распутина.Она уверена, что жить надо по совести, как учил её отец, по законам нравственности. Не должна рушиться связь поколений.

Дарья переживает: «Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет». Ей кажется, что не смогла она уберечь могилы близких, что на ней рвётся эта цепочка, связывающая поколения.Дарья размышляет над общечеловеческими философскими вопросами: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?». Она задумывается о назначении человека.Свою правду жизни она нашла: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

Похожие взгляды на жизнь имеют и другие герои: баба Настасья, дед Егор, Симка, Екатерина, Богодул. Им всем свойственна ответственность за происходящее пред своими предками. Все они живут по законам совести, трудолюбивы, честны, благородны.

Не все герои думают так. Есть те, кто живёт сегодняшним днём, заботами о материальном благополучии, не думая о будущем. Это Петруха, Клавка. Сегодня хорошо — и ладно. Они не думают о смысле жизни, им не жаль Матёру, что сгорят дома, построенные их родителями, что будет затоплена земля, которую возделывали многие поколения их предков.

Душевное равнодушие, безразличие отталкивает от этих персонажей. Так жить нельзя — невольно думает читатель. “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”.Каждому человеку приходится нести ответ за свои дела и поступки на этой земле. Не надо забывать об этом.Нельзя жить будущим , не помня прошлого.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина

Повесть «Прощание с Матёрой» входит в группу произведений, относящихся к «деревенской прозе». Такие авторы, как Ф.Абрамов, В.Белов, В. Тендряков, В.Распутин, В.Шукшин поднимали проблемы советской деревни. Но в центре их внимания не социальные, а нравственные вопросы. Ведь именно в деревне, по их мнению, ещё сохранились духовные основы. Анализ повести «Прощание с Матерой» помогает лучше понять эту мысль.

Сюжет произведения построен на реальных событиях. В 1960 году во время строительства Братской ГЭС была затоплена родная деревня писателя – Старая Аталанка. Жителей многих окрестных сёл переместили на новую территорию из зоны затопления. Подобная ситуация описана в повести «Прощание с Матёрой», созданной в 1976 году: деревня Матёра, находящаяся на одноимённом острове, должна уйти под воду, а её жителей отправляют в недавно построенный посёлок.

Смысл названия повести «Прощание с Матёрой»

Название повести символично. Слово «Матёра» связано с понятиями «мать» и «матёрый». Образ матери сопряжён с центральным персонажем – старухой Дарьей, хранительницей традиций, на которых держится жизнь дома, семьи, деревни, мира. Кроме того, Матёра связана с фольклорной и мифологической фигурой – Мать-Сыра Земля, которая считалась у славян символом женского начала и плодородия. «Матёрый» значит крепкий, опытный, много повидавший.

Слово «прощание» вызывает ассоциации с вечной разлукой, смертью и памятью. А также соотносится со словом «прощение», с последним раскаянием. Продолжим ниже анализ «Прощание с Матерой».

Проблематика повести Распутина

Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.

С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.

Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей». Мы видим в произведении три поколения. К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.

К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия. Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому, и это одна из ключевых мыслей в анализе «Прощание с Матерой». Так, Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным. В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего. Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи. Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился. В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.

Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие. Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.

«Распутинские старухи» в анализе повести «Прощание с Матёрой»

«Распутинские старухи» — это мудрые хранительницы памяти, традиций, уходящего в прошлое жизненного уклада. Но главное – носительницы духовного начала, которые размышляют о человеке, о правде и совести. Главная героиня повести «Прощание с Матёро», старуха Дарья, стоит на последнем рубеже, ей немного осталось жить. Старуха многое видела, воспитала шестерых детей, из которых троих уже похоронила, пережила войну и смерть близких.

Дарья считает, что она обязана сохранить память о прошлом, ведь пока она жива, не исчезли бесследно те, о ком она помнит: её родители, сват Иван, погибший сын и многие другие. Неслучайно и свою избу Дарья обряжает в последний путь, как покойника. А после этого уже не разрешает никому входить в неё.

Всю жизнь Дарья старалась следовать завету отца о том, что жить надо по совести. Сейчас ей трудно не от старости, а от тяжести мыслей. Она пытается найти ответы на главные вопросы: как правильно жить, каково место человека в этом мире, возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим, или каждое следующее поколение должно идти своим путём.

Символика в повести Распутина «Прощание с Матёрой»

Немалую роль в произведении играют образы-символы. Если вы делаете анализ «Прощание с Матерой», не упустите эту мысль. К таким символам можно отнести образ Хозяина острова, царского лиственя, избы, тумана.

Хозяин в повести «Прощание с Матёрой» – это маленький зверёк, охраняющий и стерегущий остров. Предчувствуя всё, что произойдёт здесь, он обходит свои владения. Образ Хозяина соединяется с представлениями о домовых – добрых духах, берегущих дом.

Царский листвень – необъятное, могучее дерево. Его не смогли спилить рабочие, приехавшие уничтожить лес перед затоплением. Листвень соотносится с образом мирового древа – первоосновы жизни. Это ещё и символ борьбы человека с природой и невозможности победы над ней.

Изба – дом, основа жизни, хранительница очага, семьи, памяти поколений. Неслучайно Дарья относится к своей избе, как к живому существу.

Туман символизирует неясность, размытость будущего. В конце повести люди, поплывшие на остров за старухами, долго блуждают в тумане и не могут найти дороги.

Надеемся, что приведенный в этой статье анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина оказался полезным и интересным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с подобной тематикой. Возможно вас также заинтересуют статьи по теме:

Урок по произведению В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»

Цели урока :дать идейно-художественный анализ повести ; показать активную позицию любимых распутинских героев в борьбе за сохранение природы , земли , малой родины ; вовлечь учащихся в разговор о вечных ценностях , о смысле человеческой жизни , о связях прошлого с наступающим и будущим , о родине , о духовном единении людей и преемственности поколений

Просмотр содержимого документа
«Урок по произведению В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»»

Урок по произведению В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»

(Идейно-художественный анализ повести )

Оформление : портрет писателя , фотографии ; выставка книг В. Распутина .

Цели урока :дать идейно-художественный анализ повести ; показать активную позицию любимых распутинских героев в борьбе за сохранение природы , земли , малой родины ; вовлечь учащихся в разговор о вечных ценностях , о смысле человеческой жизни , о связях прошлого с наступающим и будущим , о родине , о духовном единении людей и преемственности поколений .

Предварительное домашнее задание :

1.Прочитать повесть «Прощание с Матерой» , выразить своё отношение к прочитанному (написать отзыв ) .

2. Пересказ или чтение эпизодов (по группам) :

1-я группа . «Разорение пожогщиками кладбища »

2-я группа . «Царский Листвень »

3-я группа . «Дарья обряжает свою избу »

Эпиграфы к уроку :

Я далеко от мысли , что

Как писатель пишу на все

Вкусы… Но я другим быть не могу .

У кого нет памяти ,

У того нет и жизни .

« Прощание с Матёрой » — это прощание с важной для героев и автора частью жизни ,невозвратно уходящей . Валентин Распутин прямо говорит : « Я не мог не написать «Матёру» , как сыновья , какие бы он ни были , не могут не проститься со своей умирающей матерью » .

Читать еще:  Поделки из деревянных паллет

В повести « Прощание с Матёрой » легко «прочитывается » судьба села Аталанка , где прошли детские годы писателя . Аталанка в годы строительства Братской ГЭС попала в зону затопления , и , хотя село перенесли на новое место , наладить прежний уклад жизни было чрезвычайно трудно . «Негде стало сеять хлеб . Многие новые пашни не годились : кругом было в основном глина . В землю тоннами «вбухивали» удобрения .ю но и они мало помогали …» Рукотворные моря лишили людей привычного уклада жизни , лишили родной земли – малой родины .

— каковы ваши впечатления от прочитанного , Что показалось странным , необычным в повести ? Какой вам запомнились распутинская Матёра ?

● Все , что рассказал Распутин в своём произведении , волнует … Всё пронизано любовью к родной природе , к пустым русским людям с их сложной судьбой …

● Ясно представляют созданные писателем картины жизни , переживаюза судьбы жителей Матёры ….

● Сибирская река Ангара , а на ней Матёра . Матёра – это остров и деревня , носящие одно название . « Остров растянулся на пять с лишним вёрст , и не узенькой лентой , а утюгом , — было где разместиться и пашне , и лесу…» — пишет В. Распутин . А совсем рядом ещё один остров Подмога ….

● « Лучше этой земли не сыскать » , — решил тот , кто первым открыл для людей Матёру . « И тихо , покойно лежал остров , тем пачё родная , самой судьбой назначенная земля … От края до края , от берега до берега хватало в ней и раздолья , и богатства , и красоты , и дикости , и всякой твари по пре – всего , отделившись от материка , держала она в достатке – не потому ли называлась громким именем Матёра ?»

● В деревне жили старики и старухи , любили они свой край , свою землю . Жили тем , что ухаживали за домом , огородом , ходили за скотиной , возились с детишками , « сохраняя во всём жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения » . Тревожились старики , часто и тяжко вздыхали , поглядывая в сторону « правого берега за Ангару , где строился большой новый посёлок » .

● Матёра готовилась к своему концу (затоплению , так как на реке решили построить мощную гидроэлектростанцию ) , и в то же время « остров продолжал жить своей обычной и урочной жизнью : поднимальсь хлеба и травы , вытягивались в земле корни отрастали на деревьях листья , пахло отцветающей черёмухой – и влажным зноем зелени …» . Некоторые избы пустовали : люди уехали .

— Матёра находится за тысячи километров от станции . Правы ли мы будем , если скажем , что «ветер истории » , судьба страны не задели Матёру ?

● Нет , не правда . автор говорит , что деревня на своём веку повидала всякое. «Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог » ; « … грохотал здесь бой между колчаковцами , занявшими остров , и партизанами »; « знала деревня наводнения , знала пожары , голод , разбой…» …. Но жизнь «текла» , встречая и провожая горы .

● Деревня так и жила триста с лишним годков , «перемогая любые времена и напасти» …

● В годы войны , как и вся страна , Матёра послала своих сыновей защищать Родину . Многие не вернулись . Осиротела Матёра . Потрясает судьба Настасья и Егора . С войны не вернулись два их сына , а третий утонул , провалившись с трактором под лёд , ушла из жизни их дочь . Остались старики совсем одни .

У Дарьи война тоже забрала сыновей : один на чужой стороне остался лежать в братской могиле , а другой , заменивший ушедшего , погиб во время лесоповала .

● Но жизнь продолжается . И вот уже масштабы больших строек коснулись острова . Научно-технический прогресс «взялся» за великие реки , превращая чудеса природы в простую силу вращения турбин . При строительстве гидроэлектростанции Матёра будет затоплена .

— в какую ситуацию попадают люди ? Если остров ( а значит , и деревня ) будет затоплены , зачем автор подробно рассказывает , откуда «есть и пошла Матёрская земля» ? Ведь деревню мы видим в последнее лето её существования . Почему писателя интересует это время ? Должны ли мы знать об этом ? Поразмышляем .

● Гибель Матёры тяжело переживается людьми старшего поколения … Старики вынуждены переселяться на правый берег Ангары . Вода реки и речками поднимается и разольется , затопит многие земли , в том числе и Матёру .

● В повести постоянно звучит голос старухи Дарьи и её подруги . Этот древний остров Матёра – их жизнь , прошлое , их земля , их традиции , устои , могилы предков , Матёра – это земля , вскормившая поколения селян и обухоженная ими , политая их потом ….

● Плотина , пересекающая Ангару , одновременно как бы «разрезает» и жизнь людей на две уже не связанные между собой части : на прошлое , которое скоро станет дном , и будущее – без корней в прошлом .

Сами жители стали именоваться «граждане затопляемые…» .

● Валентин Распутин считает , что мы должны знать «свои корни» . Как у людей есть предки , так есть и прошлое у земли . А чем больше знаешь о человеке , о родной земле , тем ближе и дороже .

— А так ли необходимо затапливать Матёру , Ради кого , ради чего разрушается Матёра ? Как по-хозяйски рачительно организовать переезд людей ?

● Строительство ГЭС – это необходимо для блага народа . Но делать нужно все по-хозяйски и по-человечески .

● Не оскорблять живущих на этой земле людей … «мы живые людей , мы пока здесь живём … Покуда я здесь живу , поло мной земля , и не нахальте на ней . Можно эту очистку под конец сделать , чтоб нам не видать» , = кричит Вера Носарева пожогщикам .

● Старуха Дарья уверена : люди понимают , что топить Матёру не надо , а всё-таки делают «своё грязное дело» .

И Павел сомневается в правильности такого решения правительства ….

● А вот сын Павла Андрей живёт по-другому . Он рвётся на великую стройку . «Наша Матёра на электричестве пойдёт , тоже пользу будет людям приносить» , — говорит он . Казалось , что переселение не всколыхнуло его . Но вот автор пишет , как вёл себя Андрей : «Чо вчера , как приехал , и по сегодня , как уезжать , Андрей не выходил никуда дальше своего двора …» , значит , в глубине души и ему жалко Матёру .

Как ведут себя пожогщики? (чтение или пересказ главы 3-сцена разорения кладбища.) Какие чувства у вас вызывает сцена разорения кладбища?

●Чтобы ускорить переселение стариков, эти горе-новаторы пытаются оборвать все корни, связывающие жителей Матёры с прошлым, лишить их памяти. Об этом «говорит» самый впечатляющий эпизод книги – разорение пожогщиками кладбища… на глазах жителей. «Сиротливые, оголенные могилы, сведенные в одинаково немые холмики»… Страшно то, что наделали Воронцов и Жук.

«А старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки». Дарья приходит к выводу, что «в обществе стало утрачиваться чувство «совестливости» («совесть постарела, старуха стала».)

● А вот ещё эпизод. Пожогщики, присланные произвести очистку острова, пытаются справиться с могучей лиственницей, которую жители назвали «царским Лиственем». О Листвене шло поверье, что им крепится остров к дну речному, к общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра. Даже техника «новаторов» была бессильна перед Лиственем. «Неповалимый», — сдался бригадир и, зная теперь Лиственю полную цену, ещё раз смерил его глазами от земли до верху… « И выстоявший, непокорный Листвень продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто».

● Незабываемы страницы о том, как Дарья убирала, белила свою избу, украшала её пихтовыми ветками, обряжала. Все подруги спешили помочь старой Дарье. Но она не захотела принять помощи. Все это непонятно пожогщикам. « Ты, бабка, в своем уме? Жить, что ли, собралась? Мы завтра пожигать будем, а она белит. Ты что?».

Последний свой долг Дарья видела в том, чтобы « по-родному, по-свойски» проводить Матёрую. Утром она сказала: « Всё, зажигайте. Но чтоб в избу ни ногой…»

Писатель в Дарья показывает сильный, полный величия и достоинства характер . Характер человека, несущего в себе связь времен…
— Как вы понимаете слова Дарьи: « У кого нет памяти, нет жизни» ? Можно ли повесть «Прощание с Матёрой» назвать открытым протестом против варварского уничтожения великих сибирских рек, родной земли?

●Книга в. Распутина «Прощание с Матёрой»- открытый протест против варварского уничтожения человеком великой природы.

Вывод. Писатель предупреждает, предостерегает всех против «дерзкого обращения с природой, против самоуверенного вмешательства в заведенный ею порядок». [1. С. 537*], ритм жизни. Но ещё важнее, что он говорит о необходимости бережного, осторожного обращения «с человеком, его судьбой и укладом жизни».

Носителями бесспорного нравственного капитала, растраченного их благополучными, но непутевыми наследниками, является Дарья и её подруги, отживающие свой век великие старухи, великие своим нравственным духом. Выношенная Дарьей полнота нравственных ценностей не имеет приемника, у неё нет духовных наследников.

Ради чего живем? Не напрасно ли? Что оставим после себя?

Старая Дарья понимает, что «правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

Написать сочинение-рецензию на повесть В. Распутина «прощание с Матёрой».

Прочитать 1-2 произведения современных писателей на тему «человек и природа». ( Произведения: В. Астафьев «Царь-рыба»; В. Шукшин. Рассказы; Ю. Щербак «Чернобыль»; Д. Гранин «Картина»; И. Полянская «Чистая зона»; В. Губарев «Саркофаг».)

Подумать над вопросами:

–что мы теряем и что приобретаем в отношениях с природой?

-что значит «экологическая совесть»? вспомните литературных героев, обладающих этой совестью.

-природа формирует весь душевный склад человека. Докажите это на примерах.

-ни один русский писатель не мыслит себя вне природы. Покажите это на примерах прочитанных книг.

Читать еще:  Пожар и его развитие

Распутин В. Г. Век живи- век люби: повести. Рассказы/Послесловие И. Дедкова. М.,1985.

Русская литература ХХ века: Очерки, портреты, эссе: Книги для уч-ся 11 кл./ Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. М.: Просвещение,1996.

Шапошников В. Валентин Распутин. Новосибирск,1978. ( Серия «Литературные портреты».)

Прощание с Матёрой Анализ произведения Распутина

Очень важно название острова, где раскинулась деревня. Матёра — матерь — мать. Материнское начало жизни, основа — всё это соединяется с названием той части земли-матушки, которая должна уйти под воду, потому что строится гигантская плотина, разольётся великое рукотворное море.

Какая же здесь трагедия, всего-то деревню переселяют, и не в чистое поле, не в дикий лес — в заранее выстроенный, современный посёлок, где и вода горячая из крана, и газовая плита на кухне — ведь радоваться нужно! Почему же так тревожно на душе матёринцев, почему событие воспринимается трагически?

Возникает образ очень конкретный (с деревушкой вот что случилось) и обобщенный, философский (с миром что-то случилось!). Матёра — это и реальный остров со старухой Дарьей, с дедом Егором, с Богодулом и непутёвым Петрухой, с бабами и детьми) но одновременно это образ того многовекового уклада, который теперь уходит — навсегда?

Но это и символ того исчезающего мира, где был остров Буян (недаром его вспоминает старуха Дарья), и тёмный лес, без которого русская жизнь невозможна, и болото с лягушками, да и сама Дарья не та ли Василиса Премудрая, постаревшая в тяготах жизни? Распутин явно готовит нас к чему- то очень важному, неспешно разворачивая историю Матёры.

Так возникает очень важная для Распутина и традиционная ключевая в его творчестве тема вечного и естественного хода событий, течения жизни, той великой природной, исторической цепи, где каждый лишь одно из звеньев. А дальше — неожиданный слом естественного хода жизни, катастрофа для этого мира, причём Распутин ясно сознаёт трагичность происходящего: жизнь не остановилась, ГЭС строить надо, но продолжение новой жизни — гибель старой, воздвижение ГЭС — смерть Матёры. —

Случилось что-то страшное со всеми нами, считает Распутин, и это не частный случай, это не просто история деревни, происходит разрушение чего-то очень важного в душе человека, и для писателя становится совершенно ясно, что если сегодня можно топором ударить по кресту на кладбище, то завтра будет можно сапогом в лицо старику.

Старуха Дарья знает, что её избу сjжгут — разбирать и перевозить ещё отцом поставленную избу немыслимо, да и посёлок новый сложен из кирпича, но когда зашёл к ней поджогщик, он застал её с кистью, потому что с утра Дарья белила печь.

— Ты, бабка, в своём уме? Жить, что ли, собралась? Мы завтра поджигать будем, а она белит. Ты что?

— Завтра и поджигай, поджигатель, — остановила его сверху Дарья суровым судным голосом. — И завтри, слышишь, и завтри придёшь поджигать — чтоб в избу не заходил. Избу чтоб мне не поганил. И выйдет оторопевший мужик, услышав этот голос сверху.

Сверху, потому что на столе стоит Дарья, печь добеливая, но ещё потому, что неизмеримо выше она этого мужика, который вечное мужское — создавать, возводить, строить, совершать — сменил на разрушение, на уничтожение. Это мать, Матёра, судит блудного сына, забывшего, для чего предназначен на земле человек.

А сама Дарья вымоет полы, добелив печь, занавески новые повесит, а потом, заметив, как быстро сохнет побелка, подумает горько: «Чует, чё к чему, торопится. Ох, чует, чует, не иначе». И в этот вечер она прощается с избой, с домом, как с живым существом, с родным.

В сознании детей Матёры ничто не дрогнет при мысли, что обречен родной уголок. Рвётся связь с землёй, с Матёрой, но рвётся и связь с матерью, и особенно ярко это видим мы в образе Петрухи, деревенского лоботряса, который и имя-то своё — Никита — потерял, откликаясь на прозвище. Сам этот Петруха сожжёт свою избу, чтобы получить страховку, и загорится материнский дом, а он матери отсчитает 15 рублей, чтобы пропить остальное.

Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи, и страшно, что и порубщики, и пожогщики — это дети Матёры, дети деревни, как внук Дарьи Андрей, уезжающий строить ту плотину, которая погубит и Матёру, и дом, где он родился.

Так опять, как в повести «Последний срок», рождается в «Прощании с Матерой» тема распадающейся связи поколений. Рвётся та вечная цепочка жизни, где каждый человек является звеном. Павел, сын Дарьи, жалеет мать, понимает её горе, но нет времени, нет сил что-то сделать. А Андрей, его сын, уже и понять не может чувств своей бабки. Автор использует приём параллелизма в раскрытии характеров и нравственных основ героев.

Вот Дарья убирает огород, собирает картошку, хотя Павел твердит ей, что не нужна «эта картоха». Бросить посаженное, посеянное, не довести начатое до конца для Дарьи невозможно. А Андрей, отправившись на покос, вешает косу на берёзу и бежит ягоду брать, а потом уедет, и с горечью отметит Дарья, что внук даже Матёру не обошёл, не попрощался, в дом родной не заглянул.

Порвалась великая цепь, и то, что было естественно для Дарьи, кажется глупостью, деревенской дичью для Андрея.

Переехала Матёра, осталась в бараке до утра Дарья, старухи и мальчик. Утром приедет катер. Финальная сцена явно становится символической: Матёра, окутанная туманом, уходит, исчезает. Если до этого мы видели контраст: твердь — хлябь, земля — вода, то теперь -всё сгинуло в кромешной тьме тумана».

Матёра окружена злом, и когда из этого тумана доносится голос Павла, сына Дарьи, потом голос Петрухи, на катере разыскивающих остров, не откликается ни мать, ни Матёра. «Кругом были только вода и туман. И ничего, кроме воды и тумана».

3ло затопило, захлестнуло добрый, тёплый мир Матёры, скрыло навсегда, как ушёл прежде от нашествия злых сил на дно святого озера Китеж-град. И точно так же, как Китеж является душам светлым и чистым, Матёра живет в сердце.

Последние строчки повести не просто символичны, они рождают необычные ассоциации. « … Сильнее запестрило в окне, сильнее засвистел ветер, и откуда-то будто с под низу донёсся слабый, едва различимый шум мотора».

Мотор там, внизу, значит Матёра не потонула, а вознеслась ? Или нет её больше на этой земле, которая забыла заветы предков, живёт лишь суетными заботами дня и о вечном не думает? Распутин создаёт финал- притчу, которая никогда не знает одного толкования, однозначного ответа, но ведёт прежде всего к осмыслению нравственных основ жизни.

Если жить принципом «после нас хоть потоп», то этот потоп обязательно наступит, причём он сначала смоет в душах что-то очень важное. Если дед Егор ещё может сказать: «Я здесь хозяин. Я родился в Матёре. И отец мой родился в Матёре. И дед», — то покорителям при роды это ощущение корней, живой связи с миром просто неведомо. Притчевая, символическая основа повести имеет философскую, мировоззренческую почву: рушатся естественные связи поколений, нарастает ощущение утраты вечных ценностей, уходят старики — носители тех традиций, которые воспринимались и как главные, и как бесконечные.

Принять те новые принципы жизни, которые предлагает ход событий, герои Распутина не могут. И не потому, что не хотят жить в кирпичном доме, мыться в ванне и покупать хлеб в магазине, а прежде всего потому, что за эти удобства от них требуют отдать Матёру.

Эти герои Распутина не могут словами сформулировать свои чувства, но мы ощущаем, что гибель Матёры — это разрушение не просто патриархального, старого уклада, а крушение некой cсистемы, целого мироустройства, Старухе Дарье просто некому передать всё то, что несёт она в душе.

Так возникает тема почвы и поросли, и она материализуется в образе вечного дерева — лиственницы, которую никто не называл так, но только «царь-дерево», «царский листвень». С каких пор жило поверье, что как раз им, царским лиственем, и крепится остров к речному дну, к одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра.

Строители сносят деревню, срубают кресты на кладбище, но жителям Матёры нечего им противопоставить, кроме вспышки бессильной злости. А дальше пожогщики выйдут с топором на листвень.

Распутин увидел трагедию, он очень убедителен, когда, художественно осмысливая происходящее, доказывает, что социалистическая идеология неминуемо ведёт к формированию в людях сознания архаровцев, чей принцип прост: делать всё, за что платят деньги и дают премии.

Для себя они давно сделали вывод: не нужны никакие глупые и бесполезные разговоры о почве, корнях, доме, нужно урвать и бежать дальше, страна большая, на наш век хватит, а после нас … Что противостоит этой нехитрой и подлой, бесчеловечной идейке?

Распутин выстраивает в ситуации исчезновения (или, по крайней мере, размывания) системы ценностей свой особый нравственный мир, противостоящий и начальству, задумывающему великие преобразования, и архаровцам, их осуществляющим.

Лишившись нравственных корней своих предков, не принимая новые представления о жизни, старуха Дарья и другие герои Распутина создают в противовес, в противопоставление новой цивилизации языческую по своей сути систему мироздания и мировоззрения. Входят в душу древние, из сказок, из песен, преданий образы, мысли, идеи, и листвень становится символом деревни, он держит её.

Больше Дарье опереться не на что, поэтому этот мир обречён. Нет той идеи, которая объединит поколения, нет тех вечных ценностей, которые дадут нравственную силу и стойкость …

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector