1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Применение старой деревянной ложки

История деревянной ложки на Руси

История

деревянной ложки

на Руси

Как вы думаете, чем ели в давние времена на Руси?

На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Ложкарный промысел был распространён по всей России.

В старину русские люди носили ложку при себе, за поясом или за голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом приходил гость, то хозяин ложки ему не подавал, а ждал, когда тот достанет свою ложку.

Как вы думаете, из чего делали ложки? А из каких деревьев?

Ложки на Руси вырезали из дерева — липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант. Вырезание деревянных сувениров — это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, ведь всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.

«Ложкарной столицей» России называют в народе город Семёнов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Как вы думаете, как шел процесс изготовления деревянной ложки?

Первый этап изготовления деревянной ложки – раскалывание чурбана на баклуши.

Второй этап — обтесывание баклуши вчерне.

Первые этапы за частую доверяли детям. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время.

Заключительным этапом было скобление готовой продукции ножом, отшкуривание и полировка.

Какой же инструмент нужен был мастеру для обработки дерева?

При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши», занимал 20 минут.

А вот как выглядит самая большая деревянная ложка.

А для чего же еще на Руси использовали ложки?

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Загадки, пословицы и поговорки о ложке?

Да, была я деревянной,
А потом и оловянной,
Но теперь-то я стальная,
И ребят из группы
Лучше всех на свете знаю,
Ведь кормлю их супом.

Сахар ловко зачерпнула,
В чашку с головой нырнула,
Помешала чай немножко.
Кто она, ответь-ка?

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот —
Открывай пошире рот.

    Дорога ложка к обеду Ложку за окошко даром не выкинешь
    Яство сладенько, да ложка маленька. Запасливый гость без ложки не ходит. Без ложки и добрый едок станет. На незваного гостя не припасена и ложка. Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам Ложкой моря не исчерпаешь.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Аудиокниги (9)
  • Библиотека (5)
  • Всё для дневника (86)
  • компьютерные заморочки (5)
  • Вязание (1955)
  • вяжем детям (163)
  • вяжем крючком (34)
  • вяжем мужчинам (94)
  • вяжем спицами (620)
  • вязание на вилке (10)
  • головные уборы,шарфы и варежки (187)
  • игрушки (35)
  • копилка узоров (170)
  • купальники (7)
  • нужные советы (80)
  • платья,юбки и туники (145)
  • тапочки,носочки (115)
  • цветы,сумочки,пледы и т.п. (164)
  • Дача и всё о ней (53)
  • дизайн квартир (5)
  • дом советов (8)
  • интересные идеи (38)
  • Детям (25)
  • Диеты (93)
  • рецептики (16)
  • Домашний кинозал (26)
  • драма (5)
  • мелодрамы (6)
  • мультфильмы (4)
  • сериалы (4)
  • триллер,ужасы (3)
  • Здоровье (72)
  • Интересно (45)
  • деньги,богатство (3)
  • разное (6)
  • фразы,цитаты (14)
  • Искусство (83)
  • живопись (4)
  • народные умельцы (11)
  • стихи (67)
  • Компьютерные уроки (0)
  • Кулинарные рецепты (631)
  • вторые блюда (101)
  • дельные советы (15)
  • заготовки (25)
  • мультиварка (1)
  • напитки (13)
  • постные блюда (3)
  • рецептик (100)
  • салаты (84)
  • супы (31)
  • тортики и выпечка (230)
  • хлебопепчка (3)
  • Модные штучки (22)
  • Музыка (23)
  • Позитив (65)
  • видио (11)
  • камеди клаб (1)
  • притчи (15)
  • цветы (3)
  • юмор (4)
  • Полезные советы (94)
  • Психология (64)
  • советы (7)
  • этикет (3)
  • Разное (14)
  • автомобили (5)
  • в мире животных (7)
  • птицы (2)
  • Религия (24)
  • иконы (9)
  • молитвы (5)
  • праздники (5)
  • Рукоделие (356)
  • бисероплетение (19)
  • вышивка (44)
  • новогодние идеи (11)
  • полезные советы (28)
  • своими руками МК (198)
  • шьём сами (49)
  • Салон красоты. (78)
  • макияж (8)
  • маникюр,педикюр (5)
  • причёски (21)
  • Страны мира (0)
  • Театр дома (4)
  • Хочу всё знать! (45)
  • история человечества (12)
  • красивые женщины (9)
  • правители (5)
  • праздники (10)
  • Цветы и уход за ними (50)
  • комнатные растения (23)
  • полезные растения (10)
  • советы (12)
  • ядовитые растения (1)

Музыка

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

История деревянной ложки.

История деревянной ложки

У русских перед каждой трапезой было принято мыть руки, читать молитву или просто креститься на икону. Первым за стол садился хозяин, после чего своё место занимали остальные члены семьи: хозяин сидел во главе стола, под образом; с одной стороны стола сидели мужчины, с другой, напротив них,- женщины. Хозяйка – стряпуха подававшая пищу, располагалась на самом краю, а зачастую и вовсе не садилась и ела стоя. За столом всегда соблюдались традиционные нормы поведения. Неприличным считалось постоянно держать в руках хлеб и ложку и торопиться есть. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым.

Мясо ели только – тогда, когда в миске не оставалось другой еды и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу. Если кто-нибудь вёл себя за столом не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу. Вставать из-за стола после еды позволялось только с разрешения хозяина. Главным блюдом любой трапезы, был хлеб. К нему относились, как к Божьему дару. Каждое застолье начиналось с раздачи хлеба – хозяин отрезал и передавал всем по ломтю. В течении всей трапезы хлеб находился на столе, а остатки его после еды в специальной коробушке ставили на лавку под образами или заворачивали в скатерть и оставляли на столе до следующего приёма пищи». Деревянная, резная ложка – была одним из самых необходимых и почитаемых предметов домашней утвари в крестьянской семье. Вот о ней-то речь сейчас и пойдёт.

Читать еще:  К чему снится копать грядки и сажать

Начиная с XII века, ложки, как и все необходимые предметы, изготавливались внутри семьи, это была эпоха натурального хозяйства с домашним производством. Женщина ткала и пряла, мужчина должен был обеспечить дом предметами обихода из дерева и железа. У кого-то это получалось лучше других. Секреты ложкарного мастерства передавались от отца к сыну, из рода в род. Их домашнее производство совершенствовалось, и постепенно на его базе возникло ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий. Особенно ярко было развито ложкарное ремесло вокруг «селишка» Семёнова, Нижегородской губернии, где в 17-ом веке зародился и получил развитие ложкарный промысел. В городе Семёнове во второй половине 18-го века наблюдается резкий подъём ложкарного промысла. В 1811г. был открыт ложкарный цех. В 1889г. производством деревянных ложек занималось 6930человек разного пола и возраста, в год вырабатывалось более 3 миллионов деревянных ложек. В начале 20-го века Семёнов – признанная ложкарная столица. Основным местом сбыта товара была Нижегородская ярмарка, куда поступало до 90% всей произведённой за год продукции. В 1910году, самые дешёвые были детские ложки – 5-6руб. за тысячу ложек, а самые дорогие, пальмовые – 60-75руб. за тысячу ложек. Всего в Семёновском крае выделывалось ложек более 40 видов разной формы. В числе их различались: баская, полубаская, тонкая, рыбка, межеумок. Форма и размеры определялись назначением. По качеству материала и чистоте отделки в продаже было три сорта ложкарного товара: лицевой, очень хороший и хороший.

В ложкарно-веретённом районе Балахнинского уезда, а точнее его северо-западном углу, куда входили почти все селения трёх волостей Полянской, Павелковской и Катунской ( современный Чкаловский район), с центром расположенным около с. Пурех, было распространено «Пуреховское ложкарство». Процесс работы над ложкой балахнинских кустарей был проще семёновского: часто ложку с начала и до конца делал один мастер, в то время как семёновцы разделяли работу между отдельными членами семьи. Возможно, это связано с изготовлением в Пурехе грубых бурлацких ложек с толстым точёным черенком – «межеумок», не требующих их тщательной обработки, так как 23%местных ремесленников в 1858г. были бурлаками. В начале 20-го в. пурешане всё более стали переходить на изготовление «семёнок». В 1905г. в лошк.-веретён. районе Балахнинского уезда насчитывалось 1395 ложкарей в 796 семьях и вырабатывалось 12млн.712тыс. разных сортов ложек на сумму 66млн.931тыс.рублей. Сбыт изделий можно было разделить на 3 группы: самостоятельно, т.е. на базаре и «вольно»; скупщику на чистые деньги; «хозяину» под товар. Более высокий уровень благосостояния был у ложкарей, продававших изделия самостоятельно. И дом у них был лучше, и живности больше.

Ложки изготавливались из дерева способом вырезания или долбления тем или иным стальным инструментом. Делали их из берёзы, ольхи, осины, но предпочтение отдавали клёну, древесина которого обладает высокими декоративными качествами. Блестящие сердцевидные и годичные слои, разделённые тёмными линиями, создают довольно красивую текстуру. Кроме того, клён долго не выцветает. Кленовые ложки применяли, как правило, без какого либо покрытия. Но были ложки и окрашенные, и с цветной росписью. В хохломской волости ( Ковернинский р-он. п. Ковернино) ложка была «с золотом», получали золотой фон с помощью оловянного порошка (хохломская технология). Простую ложку украшали маленькими звёздочками, нанося узор штампиком — трафаретом из гриба – дождевика. Более затейлив был орнамент «лицевых» ложек – «под листочек», «под кудрину», «под фон», «травка». Следующей стадией окраски ложки было покрытие её олифой. Чаще всего ложки, главным образом ручки, украшались резьбой.

Технические приёмы производства ложек, хотя и не представляют большой трудности, но весьма многочисленны. Чтобы окончательно сделать белую ложку, необходимо было дереву побывать в руках кустаря не менее 13 раз. Резать было легче из сырой древесины, её пропаривали 2-3 часа.

Главный инструмент – топор «тесальный» раскалывал кряжики на «баклуши», затем вертикально поставленную « баклушу», удерживая левой рукой, обтёсывали, придавая ей форму лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и положе к черенку. Таким образом, лопасти черпачка постепенно придавалась округлая форма, а черенку — плоская или круглая. Затем у обработанной снаружи ложки вырубали теслом выемку. Использовались также «ложечные ножи» — это заточенное колечко с приваренным к нему прутком, ножи: обрезальный (для окончательной наружной отделки ложки) и скобельный (для скобления ложки). Толщина стенок после тесления черпачка – 4-5мм. Шейку черенка обрабатывали ножом в обоих направлениях – от лопасти к черенку и обратно. На конце черенка оставляли утолщение – «каковку», а так же украшали ложки резными ручками в виде коней, птиц или просто с нарезкой, а также росписью.

Небольшая часть семёновских ложек шла в Европу – в Стокгольм, Лондон, Париж, Берлин.

В послевоенные годы ложкарный промысел резко сократился из-за низкой оплаты труда. Это было следствием распространения металлических ложек, которые вытесняли в быту ложки деревянные. С 1950г. артель «Экспорт», кустарно-промыслового объединения «Ложкосоюз», стала называться «Хохломская роспись» (семёновская хохлома). В 1985г., здесь было начато изготовление составной ложки: черенок у неё изготавливался отдельно и вставлялся в лопасть, а также ежегодно приобретались белые ложки – «бельё» сделанные в ручную надомниками, бережно сохранявшими традиционную её форму. В настоящее время ЗАО «Хохломская роспись» является флагманом нижегородских художественных промыслов.

Деревянные ложки различной формы можно увидеть в экспозиции нашего музея, но есть 2 уникальные «старообрядческие» ложки, черенки (ручки) которых плоские, оформлены скульптурной резьбой. Скульптура – ( лат.язык, высекаю – вырезаю), делится на 2 осн. вида: круглую – предмет обрабатывается со всех сторон и рельефную – в которой объёмное изображение располагается на плоскости фона или «земля» (фон) отсутствует совсем, как на примере с нашими ложками где фигуры вырезаны по контуру.

Читать еще:  Как сделать гараж из трубы

И так, перед нами деревянные ложки (конец 19века) светло-коричневого цвета, покрытые лаком. Сделаны из цельного куска дерева.

Черенок 1-ой ложки плоский, вырезан в форме фигуры старца (резьба с обеих сторон черенка). Каждый элемент: лицо, руки, ноги, одежда – выражены при резьбе (отсутствует правая кисть — утеряна). Платье старца и головной убор украшены резным орнаментом. Черпачок овальной формы. С выпуклой стороны черпачка, запись о владельце «О. Пётр Новосельский 1884 – 1945». На черпачке другой ложки также надпись « О. Пётр Новосельский». Черенок плоский, на внешней его стороне вырезан лик святого. Заканчивается черенок кистью руки, изображающей троеперстие. Легенда гласит, что ложки принадлежали балахнинскому священнику Петру Новосельскому, который проживал в г. Балахна пр. Революции д.19. По его рассказу, эти ложки были приобретены им в Соловецком монастыре.

История рассказывает, что в старину к ложкам относились бережно, ценные ложки носили при себе в футляре, а простые деревянные хранили дома в ложечниках — полках для ложек или ложечницах — специальных корзинах.Широко применялась ложка и в обрядовых действиях. В родильной обрядности во время крестильного обеда подавались на стол ложки красного цвета. Отец втыкал все ложки в кашу и требовал за них выкуп («кто хочет кашу есть, тот выкупи ложку»). На крестинах было принято также гадать на ложках, которыми ели крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадёт кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится ещё один мальчик, если вогнутой-то девочка. О крестинной каше говорили: «Кашка на ложки, а молодец на ножки».

Ложка упоминалась в пословицах, поговорках, загадках. «В час по чайной ложке» (очень медленно). «Дорога ложка к обеду». «В бочке мёда ложка дёгтя» (говорили о чём-то неудавшемся). «Полно корыто людей набито» (миска с ложками). «Деревянка везёт, сечка сечёт, Емельян на возу поворачивается» (ложка, зубы, язык). «Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка).

Нашла применение ложка и в русской народной музыке, как ударный инструмент. Она была простая, деревянная, к рукоятке ложки иногда подвешивали бубенчики; комплект ложек состоял из 2,3 или 4 штук. Игрой на ложках сопровождались народные пляски и песни; применялись они и в инструментальном ансамбле. Народные исполнители достигали в игре на ложках большой виртуозности.

Ушли в прошлое из нашего быта деревянные ложки. У кого-то возможно служат они украшением жилища, лежат на почётном месте, радуют глаз формой, резьбой, да яркими красками, и такое тепло исходит от них…

Беседа «История деревянной ложки»

Елена Нешатаева
Беседа «История деревянной ложки»

История деревянной ложки

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

• Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать.

Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!

Ведущий: Ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье!

Оказывается, ложка — очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?

Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки” Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше,

Хлеб – кормилец, пища наша.

Чем же ели на Руси?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.

Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси не было до очень позднего времени. Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Делали ложки из разных пород деревьев: яблони, липы, рябины. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки, обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — мужчинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши», занимал 20 минут. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда придет незваный гость.

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: «Запасливый гость без ложки не ходит» или «Со своей ложкой по чужим обедам«

Читать еще:  Современные средства пожаротушения и их способ применения

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

Игра «Виды ложек»:

— столовая, десертная, чайная, кофейная, ложка разливная, ложка соусная, ложка для сахара или икры, для оливок, барная, для заваривания чая

Материал для изготовления ложек:

деревянные, мельхиоровые, фарфоровые, пластмассовые, серебряные, алюминиевые, нержавеющая сталь, позолоченные

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится Нижегородской области. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка — чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими — большая радость.

(Просмотр видеоролика “Игра на ложках”)

Ведущий: На самый великий, светлый праздник Пасхи среди маленьких детей устраивались игры-забавы с ложками: “Пронеси воду в ложке”. “Пронеси яйцо в ложке”. Мы сейчас тоже с вами поиграем в игру “Пронеси – не урони”.

А теперь я спрошу вас:

1. Каши зачерпнет

И отправит в рот.

2. Как называли специалистов по изготовлению ложек? ложечники

3. Как называется маленькая чурка, из которой изготовляют ложку? баклуша

4. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос, Что можно кушать ложкой?

Я ложкой люблю есть пирожное.

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку,

Вот сколько всего можно выхлебать ложкой!

5. Кроме еды, где еще используют ложки?

Ведущий: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен зачерпнуть конфет и угостить всех ребят за плодотворную работу.

Была березовая чурка,

Валялась, где лежат дрова.

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее не одно, а два.

Две чудесных ложки!

Округлых, звонких расписных!

Чечетку даже без гармошки,

Я так отплясывал под них!

Бежали по дорожке, собирали ложки.

Ложки не простые, ложки хохломские

Вятские, смоленские, ложки деревенские.

Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.

Ой, же – говори, заиграем ложкари.

Русская деревянная ложка

Сайт «Русская вера» уже публиковал фоторепортаж известного российского блогера-тысячника Антона Афанасьева «Старообрядчество в семеновском музее», в котором он показывает и рассказывает то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда. Сегодня Антон Афанасьев рассказывает про вторую часть семеновского музея, а точнее про то, как делали (да и сейчас делают, правда, не в таких объемах) деревянные ложки.

Семенов, точнее Семеновский уезд, по праву считался и являлся российским лидером в этой отрасли, и недаром герой книги Мельникова-Печерского сколотил капиталы именно на ложках. Здесь производилось более 2 000 000 ложек в год! Вообще в его «В лесах» отлично описан этот промысел.

Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.

Самих типов ложек огромное множество и точно назвать эту цифру вряд ли кто-то сможет, но вот в семеновском музее постарались собрать максимально возможное количество разнообразных ложек.

Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.

Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.

Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку «межеумок», которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».

Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды как своеобразный знак отличия, «вывеску».

Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).

Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»

Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.

Самая первая автоматизация в этом непростом промысле — лучковый станок. Он позволял обтачивать черенок ложи

Это ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы.

Одни из самых дорогих были ложки из клена, их редко расписывали, так как они сами по себе имели очень красивую фактуру. Самыми дорогими были ложки из фруктовых деревьев.

Всевозможные типы ложек.

Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши». У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

А это стадии уже полуавтоматического процесса.

А вот Авдей Маслов, один из немногочисленных специалистов по ручному изготовлению ложек (про него автор рассказывал в статье «О староверах на Нижегородчине»).

Ну и немного столетних фотографий в тему. Ложкари в Семеновском уезде.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector