10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила пожарной безопасности детям в школе

Правила безопасности для дошкольников и школьников

Пожар проще предупредить, чем потушить. Эта привычная фраза не теряет актуальности, особенно в отношении пожарной безопасности в детских учреждениях. Именно в дошкольном и школьном возрасте закладываются основные навыки безопасного поведения, вырабатывается бережное отношение к жизни и природе.

Детский сад

Любознательность детей, их тяга к игре с огнём и спичками часто приводят к пожару. Взрослые должны настойчиво объяснять ребенку основные правила пожарной безопасности, актуальные для дошкольников. Даже двухлетний малыш в состоянии понять, что нельзя трогать розетку и провода.

Лучшей формой закрепления знаний о правилах пожарной безопасности является игра. Воспитатель детского сада проводит дидактические игры, которые знакомят детей с огнеопасными предметами. Рассказать о профессии пожарного, раскрыть значимость его труда помогут экскурсии в пожарную часть, где детей особенно впечатлит знакомство с пожарной машиной.

Не менее познавательной может стать экскурсия по детскому саду, где воспитатель обратит внимание детей на знаки и пути эвакуации, огнетушители, устройства пожарной сигнализации.

Для того чтобы объяснить, какой вред спички могут нанести, если попадут в неумелые руки, можно читать и обсуждать с детьми стихотворения, сказки, разыгрывать их по ролям и иллюстрировать. С помощью занятий по решению проблемных ситуаций можно проверить, как дети усвоили правила поведения при пожаре:

  • если ты увидел, как что-то в квартире загорелось, вызови пожарных по номеру 101, назови свой адрес;
  • небольшое пламя можно погасить одеялом или водой (если рядом нет электропроводов, включенных в розетку), засыпать землёй;
  • от большого огня нужно спасаться, убегая из дома. Важно забрать из квартиры всех детей, не забыв о младенцах. Нельзя прятаться и пользоваться лифтом;
  • если из квартиры выйти не получается, не паникуй, не прыгай из окна, пожарные уже в пути и скоро тебе помогут;
  • если в квартире дым, дыши через влажную ткань;
  • если на тебе пылает одежда, нельзя бежать, так как она разгорится еще сильнее. Окунись в воду или катайся по земле, чтобы сбить огонь.

Различные мероприятия по пожарной безопасности в детском саду помогут детям быстрее и легче запомнить все правила.

Младшее и среднее звено школы

Когда ребенок поступает в школу, знания о пожарной безопасности закрепляются на уроках ОБЖ, тематических праздниках и конкурсах. Материалы пожарной тематики также могут использоваться при планировании урока. Например, в урок математики можно включить задачу о пожарных машинах, а во время рисования предложить ребятам изобразить последствия шалости с огнём.

Ученики начальных классов большую часть времени проводят в учреждении образования, оставаясь на продлённый день. Поэтому им необходимо помнить и соблюдать правила пожарной безопасности в школе:

  • не используй в школе спички, зажигалки и пиротехнику;
  • не оставляй без присмотра работающие электроприборы;
  • не разводи костры на школьной территории;
  • запрещается курить на территории школы;
  • умей пользоваться планом эвакуации. Знай, где находятся пути выхода при пожаре;
  • немедленно сообщи взрослым о запахе дыма или других пожароопасных ситуациях.

Внеурочная работа по пожарной безопасности, насыщенная конкурсами, выступлениями, эстафетами и праздниками, особенно интересна для школьников. Так, подготовительный этап конкурса, посвященный пожарной профилактике, можно провести на основе рисунков и поделок в каждом классе начальной школы.

В общешкольное мероприятие, организованное в форме художественной самодеятельности, уместно включить драматизацию произведений о пожаре известных авторов, а также исполнение песен.

Детям будут интересны викторины, КВН, игры типа «Поле чудес», спортивные соревнования. Процесс подготовки к этим мероприятиям позволяет увлечь ребят противопожарной тематикой и выработать стойкие навыки безопасного поведения.

Если беда все-таки произошла, важно помнить правильные действия при пожаре в школе:

  • сообщи педагогу или другому работнику школы об открытом пламени или задымлении;
  • находись возле учителя, следуя его указаниям;
  • не паникуй, внимательно слушая взрослых;
  • вместе с учителем выходи из здания школы. Не беги, не мешай товарищам, помогай малышам;
  • после эвакуации оставайся там, где указал педагог;
  • без разрешения взрослых нельзя участвовать в тушении пожара;
  • об ожогах и других травмах сообщи учителю.

Во время тренировок по действиям при пожаре с младшими школьниками отрабатываются практические навыки эвакуации: движение группой, движение гусиным шагом под дымом, ознакомление с работой огнетушителя.

Старшеклассники

Старшие школьники уже осознают важность соблюдения правил пожарной безопасности, однако для них не менее важно повторение и закрепление уже знакомого материала. В работе с ними нужно подчеркивать, что с большей самостоятельностью в их жизни расширяется и область ответственности — за безопасность, здоровье, материальное имущество. Проводя дома одни большую часть времени, школьники должны помнить о правилах пожарной безопасности:

  • выходя из квартиры, выключи электроприборы. Проверь, закрыты ли конфорки газовой плиты;
  • не суши вещи над плитой, они могут загореться;
  • не играй со спичками, зажигалками, фейерверками, свечами, бенгальскими огнями и аэрозольными баллончиками;
  • если в квартире пахнет газом, не включай свет и не зажигай спички, а немедленно вызови газовую службу с мобильного телефона по номеру 104. Домашним телефоном пользоваться нельзя. Проветри комнату;
  • газовые трубы не турник, не виси на них;
  • не дотрагивайся до электроприборов мокрыми руками и не пользуйся ими в ванной комнате;
  • не накрывай светильники бумагой и тканью;
  • не пользуйся электроприборами и розетками, которые искрят.

Прежние направления работы приобретают более серьезное звучание с учётом индивидуальности и инициативы подростков. Школьники среднего звена с удовольствием изготавливают плакаты и макеты по пожарной безопасности в различной технике — коллаж, мозаика, выпиливание, выжигание. Участвуя в художественной самодеятельности, дети принимают активное участие в формировании репертуара.

Экскурсия в пожарную часть несет в себе не только познавательную, но и воспитательную нагрузку. Возможность побывать в части, увидеть спасательное оборудование, работу пожарного со стволом, посидеть в пожарной машине привлекает и восхищает ребят.

На уроках ОБЖ школьникам предлагается надеть полный комплект боевой одежды пожарного, научится пользоваться пожарным краном и рукавом. Отрабатывая навыки эвакуации, школьники среднего и старшего звена готовятся к работе по пожарной профилактике с младшими товарищами. Работа со старшеклассниками наиболее насыщена пожарно-тактической подготовкой и введением профориентационной работы. Примерив на себя роль пожарных, ребята проникаются уважением к их героическому труду.

Провожая ребят на летний отдых, педагоги должны уделить внимание пожарной безопасности в лесу, так как подростки посещают оздоровительные лагеря, ходят в походы и выезжают на загородный отдых.

  • не разводи костёр без взрослых. В сухую и жаркую погоду достаточно искры, чтобы лес загорелся;
  • не поджигай сухую траву;
  • если начался лесной пожар, определи, куда ветер несёт огонь. Выходи из леса в ту сторону, откуда дует ветер. Расскажи о пожаре взрослым;
  • не кури в лесу;
  • не оставляй в траве бутылки или осколки стекла, так как они могут сработать как линзы и стать причиной пожара.

Урок по теме «Пожарная безопасность детей в школе и дома»

Воспитатель: Дитюк Е.П.

Цель: учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, давать оценку поступкам и делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, интерактивная доска, презентация, видеофильм, сюжетные картинки с опасной ситуацией пожаров.

I. Рассказ о причинах возникновения пожаров.

Учитель. В жизни человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники – все связано с огнем.
Долгие годы потребовались человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.
Но, как и вода, необходимая для жизни человека, приносящая огромные бедствия в период обильных паводков, так и огонь, создающий при помощи людей огромную пользу, при небрежном к нему отношении может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни.

Все вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины с тревожными сиренами. Пожар! Из-за чего же он происходит?

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете. И, тем не менее, количество пожаров растет.

Почему происходят пожары?

Примеры нескольких случаев с пожарами.

  1. 22 января. Родители ушли на работу, дома оставили 5-ти летнего сына. Спустя время в доме произошел пожар. О случившемся в дежурную службу МЧС сообщили соседи. Из-за позднего обнаружения пожара, спасти маленького Артёма было уже невозможно. К моменту приезда спасателей, крыша была полностью охвачена огнем, произошло обрушение. Тело ребенка работники МЧС обнаружили в ходе тушения под обрушившимися конструкциями дома.
  2. Десятилетний Иван шел к маме на работу и на улице возле дома увидел бочку с какой-то жидкостью. Он открыл бочку и бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги.
  3. Юра, играя в своей комнате со спичками, зажигал их и бросал в корзину с игрушками. Корзина загорелась, и пожар распространился по комнате. Спас его сосед.
  4. В одном из поселков Омской области дети во дворе дома сжигали мусор. Огонь перешел сначала на сухое сено, затем загорелись деревянные надворные постройки, в результате погибли два трехлетних малыша. Причиной этой гибели опять явилось неосторожное обращение с огнем детей постарше.
  5. Семилетний Дима решил поиграть со спичками в доме и тоже погиб. Просто у взрослых было много дел, никто и не задумывался о том, что за несколько минут может разыграться ужасная трагедия.
  6. Одиннадцати летний Миша принес в школу какой-то темно-серый порошок, неизвестный для него по происхождению и по составу, и предложил друзьям испытать его качества в огне. Алексей, Миша и Вадим развели костер; ближе всего к огню находился Алексей, ему Вадим и вручил порошок. С возгласами: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Алексей бросил порошок в пламя. Оно вспыхнуло, произошел взрыв. Алексей погиб, двое других мальчиков получили травмы и ожоги от вылетающих из костра предметов, осколков.
Читать еще:  Стальная профильная труба квадратная или прямоугольная характеристики

Демонстрация видеофильма, сюжетных картинок с опасной ситуацией пожаров.

Например: ребенок взял поиграть спички, и на нем загорелась рубашка; ребята собирали тополиный пух во дворе и подожгли его; мальчик стоит и поджигает мусор.

Каждый случай обсуждается по вопросу: правильно ли дети поступили или нет и почему?

Ребята совместно с учителем подводят итог, как нужно себя вести, чтобы не попасть в беду.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.

Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
Учитель. Правильно, с огнём.

Без рук, без ног, а на гору ползёт (Огонь).

Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь).

  • «Огонь не вода – схватит, не выплывешь».
  • «Воры обокрадут, стены останутся, а огонь в раз разорит».
  • «Огню да воде бог волю дал».
  • «Спи, царь Огонь», — говорит царица Водица».

При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.

При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «ноль – один».
И вот машины красные
Спешат в места опасные.

Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?

Дети. Это пожарные.

III. Беседа «Сделать правильный выбор».

Инструктирование по правилам пожарной безопасности.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:

  1. Не играйте сами и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных для малышей.
  2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.
  3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети.
  4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости (например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.
  5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, солярки).
  6. Не оставляйте не затушенных костров – это может привести к пожару.
  7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут в ней, но и приводит к пожару.

Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим.

IV. Итог занятия.

  1. Были ли вы свидетелями пожара?
  2. Какова была причина пожара?
  3. Где у вас дома хранятся спички?
  4. Разрешают ли вам взрослые самостоятельно включать электроприборы? Если да, то, как вы контролируете, уходя из дома, отключены ли они?

Памятка пожарной безопасности для детей

На территории Омской области ежегодно происходит много пожаров, причиной которых становится неосторожное обращение с огнем детей, травмы получают дети.
Одной из причин пожаров, происшедших по вине детей – это незнание элементарных правил поведения, отсутствие навыков обращения с огнем, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания.

Ребята! Чтобы избежать — пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности.

  • что брошенная ради баловства спичка может привести к тяжелым ожогам и травмами;
  • не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках, в подвалах;
  • не играйте со спичками, следите, чтобы со спичками не шалили ваши товарищи, маленькие дети;
  • не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, аэрозольные упаковки;
  • не растапливайте печи, не включайте газовые плитки;
  • не играйте с электронагревательными приборами – от них, включенных в сеть и оставленных без присмотра, может произойти пожар;
  • не применяйте свечи и хлопушки, не устраивайте фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, вблизи сгораемых предметов ;
  • не направляйте пиротехнические изделия в лицо, на насаждения и строения;
  • не храните пиротехнические изделия вблизи нагревательных приборов и открытого огня.

Если пожар все-таки произошел, вы должны знать, что необходимо сделать в первую очередь:

  • немедленной вызывайте пожарных по телефону «01», не забудьте назвать свою фамилию и точный адрес пожара, позовите на помощь взрослых;
  • срочно покиньте задымленное помещение;
  • если помещение, в котором вы находитесь сильно задымлено, то намочите платок или полотенце водой и дышите через него, пригнитесь к полу, и двигайтесь по направлению к выходу вдоль стены;
  • самое главное: как бы вы ни были напуганы, никогда не прячьтесь в укромные места.

И помните, что пожар легче предупредить, чем потушить!

ПАМЯТКА о мерах по стабилизации обстановки с гибелью детей при пожарах, предупреждения пожаров по причине неосторожного обращения с огнем

Пожары, возникающие по причине детской шалости с огнем – явление, к сожалению, далеко не редкое. Финал таких пожаров может быть очень трагичным – гибель ребенка.

Почти все маленькие дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность; их неудержимо манит к этому чуду природы. В возрасте от трех до пяти лет дети в своих играх часто повторяют взрослых, имитируя их действия, труд. В этом возрасте детям хочется все скорее узнать и испытать на себе. Стремление к самостоятельности особенно проявляется, когда дети остаются дома одни.
Нельзя быть уверенным в том, что оставшись один, ребенок не решится поиграть коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который однажды видел в лесу.

Бывают случаи, когда взрослые ввиду разных обстоятельств вынуждены оставлять детей на какое-то время без надзора.

Это опасно, особенно если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут выйти из опасного помещения наружу.
Нередки случаи, когда шалость переходит в хулиганство. Ради развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие «самолетики», поджигают почтовые ящики, обшивки дверей квартир, бросают в подъезды, зажженные дымовые шашки, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.

Как правило, виноваты во всех этих шалостях, прежде всего родители, старшие братья и сестры, которые оставляют детей без присмотра в квартирах, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда, потакая детским капризам, разрешают самостоятельно играть со спичками, поручают малолетним детям присматривать за топящимися печами, включать электроприборы.

Что нужно делать для того, чтобы избежать пожара от детской шалости с огнем:

  • рассказывайте детям о пожаробезопасном поведении;
  • будьте примером во всех ситуациях, связанных с соблюдением правил пожарной безопасности;
  • не оставляйте спички в доступном для детей месте;
  • не поручайте детям разжигать печи, газовые плиты, самостоятельно включать электробытовые приборы;
  • следите, чтобы дети не разжигали костры;
  • уходя из дома, не оставляйте малолетних детей без присмотра взрослых;
  • организуйте ребенку интересный досуг.

Научите ребенка правильным действиям при пожаре.

При обнаружении пожара или признака горения (задымления, повышенной температуры, запаха гари и т.п.) ребенок любого возраста должен немедленно покинуть помещение.

Сообщить о пожаре взрослым или в пожарную охрану по единому телефону спасения «01».

Как говорят: «Запретный плод сладок!», поэтому полезнее объяснить еще раз ребенку о подстерегающей его опасности, таящейся в коробке спичек, зажигалке, чем просто сказать: «Нельзя!»

Очень важно, чтобы дети запомнили эти советы. Личным примером учите, детей соблюдению привил пожарной безопасности. Только большой заботой о наших детях мы сможем предупредить пожары от детской шалости с огнем, сохранить свой дом, имущество и самое дорогое – жизнь ребенка

Правила пожарной безопасности в школе.

По каким причинам возникают пожары. Методики обучения школьников правилам пожарной безопасности. Основные правила поведения при пожаре.

Просмотр содержимого документа
«Правила пожарной безопасности в школе.»

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Читать еще:  План инструктажей по пожарной безопасности

По каким причинам возникают пожары

Методики обучения школьников правилам пожарной безопасности

Основные правила поведения при пожаре

Самыми незащищенными от огня являются дети, причем не только малыши, но и довольно подросшие ребята, которые уже давно учатся в школе. Каждый год во всем мире много людей погибает от огня, и среди них оказывается немало детей. Очень часто причинами пожара становятся игры детей и подростков с огнем, но не реже беда случается из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Для школьников младших классов учителя готовят программы, направленные на обучение малышей этим правилам. Но детей постарше этому уже не учат, по крайней мере, не во всех школах. А ведь пожарная безопасность в школе должна быть на высочайшем уровне, а правила пожарной безопасности для школьников должны быть всегда на слуху. Поэтому детей, как на занятиях, так и дома необходимо системно обучать тому, как пользоваться огнеопасными предметами, и что делать во время пожара, чтобы избежать больших неприятностей.

По каким причинам возникают пожары

Прежде чем говорить о том, каким правилам пожарной безопасности в школе должны учить детей, расскажем о наиболее частых причинах возникновения пожаров. Как вы понимаете, возникают они не только потому, что дети играют со спичками. Причин возгораний множество, а к основным из них относятся:

• Нарушение правил эксплуатации электрических приборов.

• Использование электроприборов и розеток даже с незначительной поломкой.

• Использование нескольких мощных электроприборов одновременно.

• Неосторожное обращение с огнем (разведение костров, использование для их разжигания горючих веществ и т.д.).

• Забытые включенные электроприборы.

• Неаккуратное обращение с огнеопасными игрушками (петарды, хлопушки и др.).

• Использование аэрозолей и других баллонов под давлением вблизи огня (аэрозоль от комаров у костра).

• Не затушенный окурок.

И это далеко не все причины, по которым возникают пожары, уносящие человеческие жизни. Согласно статистике, более 90 % пожаров возникает по вине человека, а поэтому все мы – не только учащиеся, должны изучать и запоминать правила пожарной безопасности. Школьники обязаны их повторять из года в год, а учителям это необходимо контролировать.

Методики обучения школьников правилам пожарной безопасности

Преподаватели младших классов начинают учить детей мерам безопасности, начиная с первых дней посещения школы. Дети узнают, что такое огонь, зачем он нужен, чем он опасен. Также учителя рассказывают первоклассникам о том, как нужно обращаться с огнем, что делать при пожаре и т.д. Так как младшие школьники еще не способны усваивать много информации, преподаватели проводит уроки по безопасности в форме игр и экскурсий в пожарную часть. Кроме того, детям предоставляется возможность увидеть все своими глазами. То есть школьникам показывают видео- и диафильмы, в которых они могут увидеть, по каким причинам возникают пожары, и как от них спасаться.

Учащиеся младших классов обязательно должны знать: что такое пожар, его причины, номер телефона пожарной службы и МЧС. Школьники должны уметь: пользоваться электроприборами, тушить костры, выводить малышей из помещения, где случился пожар. Пожарная безопасность для школьников начальных классов заключается в следующих простых правилах:

Нельзя трогать спички.

Нельзя играть возле открытого огня и раскаленных предметов.

Нельзя сушить возле них одежду.

Нельзя разводить костры без присутствия взрослых.

Нельзя забывать о включенных электроприборах.

При пожаре сразу сообщать взрослым.

Правила противопожарной безопасности для школьников среднего звена заключаются в том, что они должны знать: как обращаться с электрическими приборами, какие материалы легко возгораются, как пользоваться огнетушителями и другими средствами от огня и дыма, как спасать себя и детей. Занятия с учениками среднего звена проводятся в форме игр – викторин, конкурсов, а также наглядных практических занятий.

Правила пожарной безопасности в школе преподаются детям до окончания школы. Старшеклассники учатся тушить огонь самостоятельно. Для этого в школе проводятся специальные учения, благодаря которым старшие школьники овладевают элементарными правилами тушения пожара, спасения людей и т.д. К концу обучения в школе подростки должны знать: где расположены запасные выходы из здания и огнетушители, от чего может произойти возгорание, чтобы предотвратить его, как оказывать первую медицинскую помощь. Противопожарная безопасность в школе для учащихся старших классов сводится к следующим правилам:

Следить за детьми, чтобы они не играли с огнем.

Не нагревать предметы из неизвестного материала.

Не оставлять включенные электроприборы без присмотра, а уходя из дома выключать их из сети.

Не использовать горючие средства для разжигания костров, печей.

Тушить костры до конца.

Не поджигать сухую траву или тополиный пух.

Не кидать в урны горящие спички.

Не протирать включенные электроприборы влажной тряпкой.

Не вешать корзины с цветами над электроприборами или проводами.

Не тушить загоревшиеся электроприборы водой.

Звонить в пожарную службу при обнаружении даже самого мелкого пожара.

Это самые основные правила пожарной безопасности. В школе и дома детей нужно проверять и контролировать на их знание. Ведь не все школьники одинаково посещают занятия, и вполне может получиться так, что ребенок пропустит урок по пожарной безопасности. Поэтому все родители сами должны учить детей тому, как обращаться с огнем и как от него спасаться.

Пожарная безопасность в школе – это не только правила, которые детки должны заучивать наизусть. Тем более выучить правила это не значит уметь ими пользоваться. Детей нужно воспитывать и рассказывать о том, какие ситуации бывают в жизни. Школьники должны знать реальные истории, связанные с пожаром. Но главное, о чем важно знать каждому ребенку, это то, как вести себя во время пожара, и чего в этот момент делать нельзя.

Основные правила поведения при пожаре

Когда возникает пожар, нередко в панику бросает не только детей, но и взрослых. Но если последние хотя бы в общих чертах знают, что делать при пожаре, то школьники могут испугаться не на шутку и растеряться. Чтобы этого не было, ребенка нужно учить тому, как вести себя при малейшем признаке пожара, чтобы спасти себя и детей помладше.

В первую очередь ребенку необходимо сразу позвонить в пожарную службу «01» или службу спасения «112» и дать по телефону точную информацию о местонахождении здания.

Нельзя оставаться в горящем помещении и прятаться в шкафы или иные предметы мебели. Если пожар случился в квартире, нужно срочно ее покинуть, закрыв за собой дверь. Если в помещении есть дети, их необходимо вывести. Если путь к выходу лежит через горящую комнату, то необходимо закрыть в нее дверь и звать на помощь через окно.

Если пожар возник в подъезде, нужно оставаться в квартире и не открывать дверь до тех пор, пока огонь не будет потушен. При проникновении дыма в квартиру необходимо открыть окна.

Эти простые правила, которые помогут человеку не растеряться при пожаре и спастись от огня, должны знать все школьники, начиная с младших классов. Теоретические и практические занятия по пожарной безопасности в школах необходимо проводить как можно чаще, но не менее важную роль в обучении детей обращению с огнем должны выполнять родители школьников.

Памятка для детей по пожарной безопасности

Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, родители, воспитатели детских садов и учителя должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этой статье мы будем говорить о правилах и памятках по пожарной безопасности для детей.

Что такое противопожарная безопасность

Изучение пожарной безопасности и обучение поведению при возникновении критической ситуации входит в общеобразовательный курс школьной программы дошкольных заведений. Каждая мама неустанно повторяет своему малышу, что спичками играть нельзя. Постепенно эти истины закрепляются в мозгу ребенка, хотя иногда детям хочется проверить, почему же именно нельзя трогать спички.

Воспитывая ребенка, следует объяснять ему, какие действия могут привести к небезопасным ситуациям. Например, некоторые виды игр, пребывание в опасных для жизни и здоровья местах, могут стать причиной пожара.

Говорить с детьми о пожарной безопасности следует, чуть ли не с пеленок. Возраст 3-4 года считается оптимальным для того, чтобы рассказать ребенку азы пожарной «грамматики».

Ребенок должен понимать, почему пожары опасны, вреден ли дым, и что хуже, огонь или дым. Оставаться ли в горящей квартире или как-то (и как именно) из нее выбираться. Стоит ли пытаться тушить пожар самостоятельно и кого позвать на помощь, если дома нет взрослых.

На все эти вопросы у ребенка должны быть исчерпывающие ответы , позволяющие принимать правильное решение в критической ситуации.

Читать еще:  Бульденеж посадка и уход в открытом грунте

Как организовать занятие по пожарной безопасности с детьми

Чтобы организовать занятие по пожарной безопасности с детьми, следует понимать, какая аудитория будет присутствовать на этом занятии: дошкольники, школьники начальной школы, среднего или старшего звена.

Важным моментом является проведение бесед доступным для детей языком. Для дошкольников будут полезными рассказы, беседы и занятия в игровой форме, в форме сказок, инсценировок.

Часто для малышей проводят занятия в форме небольших спектаклей, а после представления в группах обсуждаются конкретные ситуации и моменты, связанные с пожарной безопасностью.

Родители дома должны проводить профилактические беседы с детьми на темы противопожарной безопасности. Дети должны знать, что спички являются необходимым инструментом для разжигания огня для приготовления пищи, но никак не игрушкой. Также важно, чтобы ребенок понимал, что нельзя трогать мокрыми руками электрические приборы, что-либо совать в розетки, касаться оголенных проводов.

Дошкольник должен уметь:

  • понять, что возникла небезопасная ситуация;
  • уметь выбраться из горящего или задымленного помещения;
  • уметь позвать на помощь взрослых.

Для школьников начальной школы помимо тематических классных часов учителя могут организовывать встречи с сотрудниками пожарной части, проводить развивающие игры по рисованию плана эвакуации из квартиры, класса, школы.

На уроках рисования дети могут совместно с учителем выпустить стенгазету на тему «Пожарная безопасность глазами детей».

Ученики начальных классов должны уметь:

  • определить «горящие точки» или очаги пожара;
  • уметь выбраться из горящего или задымленного помещения;
  • уметь позвать на помощь взрослых;
  • уметь вызвать пожарную бригаду (правильно назвать адрес, свои координаты и контакты).

Для старшеклассников также проводятся тематические классные часы, встречи с сотрудниками пожарной части и МЧС. Рекомендуется провести уроки в форме ориентирования по план-схемам эвакуации при пожаре.

Комплексный подход к проблеме позволит дать детям фундаментальные знания и умения вести себя в сложной ситуации, а также знать правила, которые предупредят возникновение пожара.

Старшеклассник должен уметь:

  • определить «горящие точки» или очаги возникновения пожара вокруг дома или в доме;
  • помочь членам семьи выбраться из горящего или задымленного помещения;
  • уметь разработать план домашней эвакуации в случае пожара;
  • знать и уметь применять на практике основные действия по тушению пожаров одежды и лечения ожогов;
  • знать и уметь применять на практике, как подготовиться к сезону лесных пожаров.

Пожарная безопасность в быту

Соблюдение правил по пожарной безопасности в быту связано с использованием электрических бытовых приборов, газовых горелок и воспламеняющихся предметов. Для того, чтобы избежать возникновения пожара дома, родители и педагоги должны объяснить детям требования по пожарной безопасности в быту.

  1. Спички, зажигалки и прочие предметы, с помощью которых можно разжигать огонь, не игрушка. Родители должны убирать их подальше от детских глаз, а дети, если наткнулись на подобные находки, ни в коем случае не должны брать их в руки.
  2. Нельзя использовать переносные электрические обогреватели для сушки белья.
  3. Нельзя оставлять электрические приборы без присмотра, они могут стать причиной пожара.
  4. Выходя из дома, следует проверить, выключены ли электрические приборы, газ и свет. Замыкание или газовая печка могут стать причиной возгорания.
  5. Во время отключения электричества многие семьи используют восковые или парафиновые свечи для локального освещения помещения. Дети с удовольствием наблюдают за пляшущим язычком пламени и даже играют с ним. Следует быть очень осторожными с горящими свечами, так как незащищенное пламя может легко переброситься на ближайшие предметы и стать причиной возгорания.
  6. В квартирах с неисправной или старой электрической проводкой нельзя пользоваться электрическими приборами. Нельзя перегружать старую проводку, поскольку она может привести к замыканию и возгоранию. Дети должны знать об этом.
  7. Розетки следует закрывать специальными защитными экранами или насадками.
  8. Сейчас практически у каждого школьника есть мобильный телефон. Объясните ребенку, что оставлять его на подзарядном устройстве без присмотра очень опасно.

Все вышеперечисленные правила в большей степени касаются родителей, поскольку их обязанностью является обеспечение безопасности ребенка. Что же касается самих детей, то в целях профилактики пожаров они должны уяснить следующее:

  • спичками, свечками, зажигалками и прочим играть нельзя. Если ребенком найдено что-либо из перечисленного, он должен отдать свою находку взрослым.
  • включать телевизор, компьютер, ноутбук без взрослых нельзя (речь идет о маленьких детях, которые еще не достаточно хорошо освоили эти гаджеты).
  • пользоваться любыми электрическими приборами без взрослых нельзя.
  • оставлять без присмотра включенные электроприборы нельзя.

Если возникла пожароопасная ситуация, то ребенок должен знать следующие правила и требования:

  • маленьким детям самостоятельно тушить пожар запрещается;
  • в случае возгорания или задымления помещения, его следует немедленно покинуть (выбежать из дома, квартиры). Если такой возможности нет, следует выйти на балкон и громко звать на помощь;
  • позвать на помощь соседей (если родителей нет дома), сообщить родителям о пожаре;
  • попросить соседей вызвать пожарную бригаду или сделать это самому по телефону 01;
  • запрещено прятаться в горящем или задымленном помещении под кроватями или в шкафах;
  • запрещается пользоваться лифтом во время пожара, так как он может выйти из строя из-за повреждения электропроводки;
  • если пламя перекинулось на одежду ребенка, он должен падать на пол и катаясь, тушить ее;
  • дым опасен не менее огня, поэтому для предотвращения отравления угарным газом лицо во время пожара следует прикрывать мокрым полотенцем или салфеткой.

Пожарная безопасность на природе

Возникновение пожара на природе представляет собой бесконтрольное горение растительности. Они бывают низовые (когда огнем уничтожается надпочвенный покров), верховые (горит биомасса древостоя) и подземные (горят торфяники).

Лесной пожар – огромные убыток для флоры и фауны, поэтому знать правила пожарной безопасности в лесу и вообще на природе должны все граждане, в том числе и дети.

В целях профилактики пожароопасных ситуаций на природе

Запрещено разбрасывать по лесу тлеющие спички, окурки. Разводить костер в лесу нужно только при соблюдении следующих правил:

  • место разведения костра необходимо тщательно выбрать, чтобы пламя не повредило большой участок почвы. Лучше разводить костер там, где не растет трава, где ранее уже разводили огонь.
  • место разведения костра необходимо окопать.
  • уезжая из леса, костер следует потушить, засыпать землей или песком, убедиться, что пламя потухло полностью.

Еще одно важное правило, касаемое разведения огня в лесу, запрещает это делать в жаркую сухую погоду. Сухая растительность очень быстро загорится, потушить ее при таких погодных условиях вряд ли удастся и лес пострадает. Во всяком случае, если разведение костра было запланировано, проследите, чтобы поблизости не было сухо растительности.

Не следует брать с собой в лес жидкости, которые легко воспламеняются, а также материалы, пропитанные такими жидкостями. Весь мусор заберите домой из леса, стеклянные осколки могут стать причиной пожара, поскольку от них в солнечную погоду могут отражаться солнечные зайчики, бумажные отходы также опасны.

При возникновении лесного пожара

Если в лесу случился пожар, по вашей вине или вы просто его обнаружили, немедленно сообщите в пожарную часть. Не поддавайтесь панике.

Если пожар еще не принял глобальных масштабов, вы можете попытаться потушить его самостоятельно, засыпая пламя песком, землей или заливая водой. Если же пламя огня слишком большое, покиньте место пожара, предварительно сообщив пожарным ориентиры, по которым они смогут найти пожар.

Если пожар верховой – уходите от огня, пригибаясь к земле и закрыв лицо мокрой салфеткой, чтобы не надышаться угарным газом. При низовом пожаре следует уходить в перпендикулярном направлении от огня.

Если забрать личные вещи нет никакой возможности, лучше закопать их в землю и вернуться за ними позже. Ждать помощи спасателей лучше на хорошо просматриваемых полянах, пространствах или в специальных укрытиях.

Памятка для детей во время возникновения пожара

В целях повышения безопасности детей педагоги и воспитатели должны донести для своих воспитанников следующую памятку по пожарной безопасности.

  1. Пожарную охрану следует вызвать по телефону 01. При этом необходимо внятно и четко назвать адрес и фамилию.
  2. Горящий электроприбор следует выключить и накрыть одеялом или ковриком. Это ограничит подачу кислорода к объекту возгорания и уменьшит (или затушит) пламя.
  3. Окна при пожаре лучше не открывать. Прямой доступ кислорода к очагу возгорания будет только усиливать горение.
  4. Важно оповестить о пожаре ближайших соседей.
  5. Если есть младшие братья или сестры, то старшие должны помочь им выбраться из горящего помещения.
  6. Важно знать, как правильно выбираться из задымленного помещения. Чтобы не надышаться угарным газом, выбираться следует ползком, или просто как можно ниже пригибаясь к земле. К лицу лучше приложить влажную салфетку или ткань.

Вместо заключения

Подводя итоги вышесказанному, нужно добавить, что обучая детей правилам поведения при пожаре и правилам, позволяющим предотвратить различные возгорания, педагоги должны учитывать возраст детей. Если для дошкольников достаточно уметь уйти от огня и сообщить о пожаре старшим, то школьники старшего звена должны уметь принять участие в тушении огня, эвакуации младших детей и оказании первой помощи пострадавшим.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector