1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные элементы цепной передачи

Черчение

Цепные передачи

Передача энергии между двумя или несколькими параллельными валами, осуществляемая зацеплением с помощью гибкой бесконечной цепи и звездочек, называется цепной.

Цепная передача состоит из цепи и двух звездочек — ведущей 1 (рис. 190) и ведомой 2, работает без проскальзывания и снабжается натяжными и смазочными устройствами.

Цепные передачи дают возможность передавать движение между валами в значительном, по сравнению с зубчатыми передачами, диапазоне межосе­вых расстояний; имеют достаточно высокий КПД равный 0,96. 0,97; ока­зывают меньшую, чем в ременной передаче, нагрузку на вал; одной цепью передают вращение нескольким звездочкам (валам).

К недостаткам цепных передач относятся: некоторая неравномерность хода, шум при работе, необходимость тщательного монтажа и ухода; необ­ходимость регулировки натяжения цепи и своевременной смазки; быстрый износ шарниров цепи; высокая сто­имость; вытягивание цепи в период эксплуатации и т. д.

Наибольшее распространение цепные передачи получили в раз­личных станках, велосипедах и мо­тоциклах, в подъемно-транспортных машинах, лебедках, в буровом оборудовании, в ходовых механиз­мах экскаваторов и кранов и осо­бенно в сельскохозяйственных ма­шинах. Так, например, в самоходном зерновом комбайне С-4 имеется 18 цепных передач, приводящих в движение целый ряд его рабочих органов. Цепные передачи часто встречаются и на предприятиях текстильной и хлопчатобумажной промышленности.

Детали цепных передач

Звездочки. Работа цепной передачи во многом зависит от качества звездочек: точности их изготовления, каче­ства поверхности зубьев, материала и термообработки.

Конструктивные размеры и форма звездочек зависят от параметров вы­бранной цепи и передаточного отношения, определяющего число зубьев меньшей ведущей звездочки. Параметры и качественные характеристики звездочек установлены ГОСТ 13576-81. Звездочки роликовых и втулочных цепей (рис. 191, I) профилируют по ГОСТ 591-69.

Рабочий профиль зуба звездочки для роликовых и втулочных цепей очерчен дугой, соответствующей окружности. Для зубчатых цепей рабочие профили зубьев звездочек прямолинейны. В поперечном сечении профиль звездочки зависит от числа рядов цепи.

Материал звездочек должен быть износостойким, способным сопротив­ляться ударным нагрузкам. Звездочки изготовляют из сталей 40, 45, 40Х и других с закалкой до твердости HRC 40. 50 или цементируемой стали 15, 20, 20Х и других с закалкой до твердости HRC 50.. .60. Для звездочек тихоходных передач применяют серый или модифицированный чугун СЧ 15, СЧ 20 и др.

В настоящее время применяют звездочки с зубчатым венцом, изготов­ленным из пластмасс. Эти звездочки характеризуются пониженным изно­сом цепи и малым шумом при работе передачи.

Цепи. Цепи изготовляют на специальных заводах, а их конструкция, размеры, материалы и другие показатели регламентированы стандартами. По своему назначению цепи разделяют на следующие типы:

  • грузовые цепи, (рис. 192,I) служащие для подвески, подъема и опу­скания грузов. Применяются главным образом в грузоподъемных машинах;
  • тяговые цепи (рис. 192, II), служащие для перемещения грузов в транспортирующих машинах;
  • приводные цепи, служащие для передачи механической энергии от одного вала к другому.

Рассмотрим несколько подробнее приводные цепи, применяемые в цеп­ных передачах. Различают следующие виды приводных цепей: роликовые, втулочные, зубчатые и крючковые.

Роликовые цепи (рис. 192, III) состоят из чередующихся наружных и внутренних звеньев, которые имеют относительную подвижность. Звенья выполнены из двух пластин, напрессованных на оси (наружные звенья) или на втулки (внутренние звенья). Втулки надеты на оси сопряженных звень­ев и образуют шарниры. Чтобы уменьшить износ звездочек при набегании на них цепей, на втулки надевают ролики, которые заменяют трение сколь­жения трением качения (рис. 191, II и III).

Оси (валики) цепей расклепывают и звенья становятся неразъемными. Соединение концов цепи производят: при четном числе звеньев — соедини­тельным звеном, а при нечетном — переходным.

При больших нагрузках и скоростях с целью уменьшения шага и диаме­тра звездочек применяют многорядные роликовые цепи.

Роликовые цепи с изогнутыми пластинами (рис. 192, IV) состоят из одинаковых звеньев, подобных переходному звену. Эти цепи применяются тогда, когда передача работает с ударной нагруз­кой (реверсирование, толчки). Деформирование пластин способствует га­шению ударов, которые возникают при входе цепи в зацепление со звез­дочкой.

Втулочные цепи (рис. 192, V) по своей конструкции не отличаются от предыдущих, но не имеют роликов, что приводит к усилению износа зу­бьев. Отсутствие роликов удешевляет цепь и уменьшает ее массу.

Втулочные цепи, так же как и роликовые, могут быть однорядными и многорядными.

Зубчатые (бесшумные) цепи (рис. 192, VI) состоят из набора пла­стин с зубьями, шарнирно соединенных в определенной последователь­ности. Эти цепи обеспечивают плавность и бесшумность работы. Их применяют при значительных скоростях. Зубчатые цепи сложнее и до­роже роликовых и требуют особого ухода. Рабочими гранями пластин, воспринимающих давление от зубьев звездочки, служат плоскости зу­бьев, расположенные под углом 60°. Чтобы обеспечить достаточную из­носостойкость, рабочие поверхности пластин закаливают до твердости Н RC 40. 45.

Для того чтобы исключить соскальзывание зубчатых цепей со звездочек при работе, их снабжают направляющими пластинами (боковыми или вну­тренними).

Крючковые цепи (рис. 192, VII) состоят из одинаковых звеньев специ­альной формы и не имеют никаких дополнительных деталей. Соединенней разъединение звеньев осуществляются при взаимном наклоне на угол при­близительно 60°.

Втулочно-штыревые цепи (рис. 192, VIII) собирают из звеньев с помощью штырей, изготовляемых из стали СтЗ. Штифты расклепывают, а в соединительных звеньях их фиксируют шплинтами. Эти цепи находят большое применение в сельскохозяйственном машиностроении.

Для обеспечения хорошей работоспособности цепи материалы ее элемен­тов должны быть износостойкими и прочными. Для пластин используют сталь 50 и 40Х и закалкой до твердости HRC35. 45, для осей, валиков и втулок — сталь 20Г, 20Х и др. при твердости HRC54. 62-, для роликов — сталь 60Г при твердости HRС48. 55.

В связи с износом шарниров цепь постепенно вытягивается. Регулирова­ние натяжения цепи обеспечивается перемещением оси одной из звездочек, применением регулирующих звездочек или роликов. Обычно натяжные ус­тройства позволяют компенсировать удлинение цепи в пределах двух зве­ньев, при большей вытяжке цепи для звена ее удаляют.

Долговечность цепи во многом зависит от правильного применения смазки. При скорости цепи (v) равной или менее 4 м/с применяют пери­одическую смазку, которая осуществляется ручной масленкой через каждые 6. 8 ч. При v s 10 м/с применяют смазку масленками-капельницами. Более совершенна смазка окунанием цепи в масляную ванну. При этом погружение цепи в масло не должно превышать ширины пластины. В мощных быстроходных передачах применяют циркуляционную струй­ную смазку от насоса.

Читать еще:  Что делать если в школе пожар правила

Цепные передачи – описание, виды, плюсы и минусы

Широкое применение цепных передач в самых различных машинах и механизмах обусловлено набором предоставляемых ими характеристик. Главными достоинствами подобного способа передачи энергии выступает универсальность, простота и экономичность.

Под цепной передачей понимается передача вращательного движения, которая осуществляется между расположенными параллельно друг к другу валами при помощи бесконечной цепи, соединяющей размещенные на них звездочки. Как ременная, цепная передача относится к передачам с гибкой связью. Однако, она способна изгибаться исключительно в одной плоскости, поэтому может быть эффективно использована только для расположенных параллельно валов.

Особенности цепной передачи и ее отличия от ременной

Первое серьезное отличие двух самых широко распространенных видов передач – цепной и ременной – было указано выше. Оно заключается в возможности изгиба цепи только в одной плоскости и, как следствие, использование исключительно для валов, расположенных параллельно друг другу.

Другим немаловажным отличием выступает отсутствие в цепной передаче ключевого значения такого важного параметра, как угол обхвата цепью звездочки. В отличие от ременной передачи он не играет настолько серьезной роли в обеспечиваемых при передаче энергии характеристиках.

В качестве существенного фактора, являющегося плюсом цепной передачи, можно назвать отсутствие необходимости предварительно натягивать цепь, так как действие механизма обеспечивается зацеплением звеньев цепи с зубьями звездочек.

Важной особенностью цепной передачи выступает возможность эффективного использования практически для любых межосевых расстояний – как для малых, так и для больших. Она дополняется способностью передачи мощности от одного вала сразу нескольким. Кроме того, цепная передача может быть как понижающей, так и повышающей, что также является характерной отличительной чертой этого способа передачи энергии.

Классификация цепных передач

При классификации цепных передач применяется несколько признаков. Например, по функциональному назначению и способу использования в машиностроении и других отраслях промышленности различают три вида цепей:

грузовые. Основной целью использования этого типа выступает подвеска и перемещение различных грузов. В подобной ситуации механизм, как правило, является частью какого-либо грузоподъемного оборудования или устройства, а скорость перемещения, главным образом, по вертикали составляет не более 0,5 м/с;

тяговые. В этом случае цепь также используется для перемещения грузов, но с более высокой скоростью, достигающей 2-4 м/с. Это объясняется тем, что движение осуществляется в значительной степени по горизонтали с применением таких механизмов, как элеваторы, транспортеры, эскалаторы и т.д.;

приводные. Наиболее распространенный вариант цепей, обычно используемый с малым шагом, что позволяет снизить нагрузки и увеличить срок службы изделия. Целью его использования выступает передача энергии в крайне обширном интервале скоростей, причем показатель передаточного отношения является величиной постоянной.

Именно последний вид цепей применяется в цепных передачах. Более того, слово приводные при их описании часто опускается, а в большей части технической и справочной литературы понятия «приводная цепь» и «цепь в цепной передаче» в значительной степени тождественны.

Другими классифицирующим параметрами цепных передач выступают:

тип цепи – роликовые, зубчатые или втулочные;

число рядов – одно- и многорядные;

количество ведомых валов/звездочек – двух- и многозвенные;

расположение звездочек – горизонтальные, вертикальные или наклонные;

вариант регулировки степени провисания цепи – с натяжной звездочкой или специальным натяжным устройством;

конструкция – открытые и закрытые;

влияние на частоту вращения валов – повышающие и понижающие.

Достоинства цепной передачи

Большая часть преимуществ цепной передачи обычно рассматривается по сравнению с ременной. Это вполне логично, так именно эти два способа передачи вращательной энергии используются наиболее широко. Некоторые достоинства цепной передачи наглядно проявляются по отношению к зубчатой, которая также применяется на практике достаточно часто.

Основными плюсами использования цепной передачи выступают такие:

высокий уровень прочностных характеристик, который допускает намного более серьезные нагрузки. В результате при компактных размерах обеспечивается большая эффективность;

возможность использования в одном механизме сразу нескольких ведомых звездочек;

возможность передачи энергии на крайне серьезные расстояния, доходящие до 8 м;

относительно небольшой (по сравнению с ременной передачей – меньше в 2 раза) уровень радиальной нагрузки на валы;

высокая эффективность. КПД цепной передачи находится на уровне 90%-98%;

серьезная мощность передаваемой энергии, параметры которой достигают нескольких тысяч кВт;

впечатляющие показатели скорости движения цепи и значения передаточного числа, составляющие, соответственно, до 35 м/с и 10;

отсутствие такого негативного фактора, характерного для ременной передачи, как скольжение;

простая и удобная замена цепи, которая дополняется отсутствием необходимости серьезного начального натяжения.

Недостатки цепной передачи

Количество очевидных минусов рассматриваемого способа передачи энергии существенно меньше числа достоинств, перечисленных выше. Тем не менее, недостатки присутствуют и к их числу относятся:

достаточно высокая цена изготовления механизма и главной его расходной части – самой цепи;

отсутствие возможности применять передачу при реверсировании без ее полной остановки;

использование цепной передачи предусматривает практически обязательное применение картеров;

далеко не всегда конструкция механизма позволяет обеспечить удобную подачу смазки к шарнирам и звеньям цепи;

при небольшом количестве зубьев наблюдается непостоянство скорости движения цепи, что становится причиной колебания такого важного параметра как передаточное отношение;

высокий уровень шума, сопровождающего эксплуатацию устройства;

серьезные требования к правильному расположению валов;

необходимость в постоянном контроле над работой механизма и его обслуживании, отсутствие которых могут привести к быстрому износу.

Сравнение недостатков и достоинств показывает, что при грамотном использовании цепная передача позволяет добиться высокого КПД при разумном уровне затрат. Главное при этом – грамотно воспользоваться очевидными преимуществами этого механизма, минимизировав его минусы.

Цепные передачи

Цепной передачей называется механизм, служащий для преобразования вращательного движения между параллельными валами при помощи двух жёстко закреплённых на них колёс-звёздочек и надетой на них бесконечной цепи.

Простейшая цепная передача (рис. 44) состоит из ведущей звёздочки 1, цепи 2 и ведомой звёздочки 3. В отличие от ремённой передачи цепная передача работает подобно зубчатой без проскальзывания.

Цепная передача, как и ремённая, принадлежит к числу передач с гибкой связью. Гибким звеном в этом случае является цепь 2, входящая в зацепление с зубьями звёздочек 1 и 3. Цепь состоит из соединённых шарнирами звеньев, которые обеспечивают подвижность или «гибкость» цепи. Передаточное число цепной передачи рассчитывается по формуле

Читать еще:  Что за цветок ранункулюс

где СО] и со2 — угловая скорость ведущей и ведомой звёздочек; п и П2 — частота вращения ведущей и ведомой звёздочек; z HZ2 число зубьев ведущей и ведомой звёздочек.

Рис.44. Схема цепной передачи:

1 — ведущая звездочка; 2 — цепь; 3 — ведомая звездочка; 4 — натяжное устройство

Цепную передачу можно классифицировать как передачу зацеплением с гибкой связью (ремённая — трением с гибкой связью). Зацепление позволяет обойтись без предварительного натяжения цепи. Однако в конструкции цепных передач для компенсирования удлинения цепи при вытяжке во время работы и обеспечения эксплуатационной стрелы провисания / ведомой ветви иногда предусматриваются специальные натяжные устройства 4. Кроме перечисленных основных элементов, цепные передачи включают смазочные устройства и ограждения.

Основные цепные передачи, представленные на рис. 45, подразделяются по следующим основным признакам:

  • 1. По типу цепей: с роликовыми 2 (рис.45, а); с втулочными 4 (рис.45, б); с зубчатыми 5 (рис.45, в).
  • 2. По числу рядов роликовые цепи делятся на однорядные (рис.45, а) и многорядные (например, трёхрядные, рис.45, б).

Рис. 45. Типы цепных передач:

а- с роликовой цепью; б- с втулочной цепью; в — с зубчатой цепью; г — многозвенной передачи: 1 ведущая звездочка; 2 — роликовая цепь; 3 — ведомая звёздочка; 4 — втулочная цепь; 5 — зубчатая цепь

  • 3. По числу ведомых звёздочек 3: нормальные двухзвенные (рис.45, а, б, в); специальные — многозвенные (рис. 45, г).
  • 4. По расположению звёздочек: горизонтальные; наклонные; вертикальные.
  • 5. По способу регулирования провисания цепи: с натяжным устройством (см. рис. 44); с натяжной звёздочкой (роликом).
  • 6. По конструктивному исполнению: открытые (рис.45) и закрытые, расположенные внутри корпуса редуктора.

Цепные передачи можно использовать как при больших, так и при малых межосевых расстояниях. Они могут передавать мощность от одного ведущего звена 1 к нескольким ведомым звёздочкам 3 (рис.45,г).

Основными достоинствами цепных передач являются:

  • — возможность передачи вращения на достаточно большие (до 8 м) расстояния;
  • — возможность передачи в движение одной цепью нескольким валам;
  • — меньшая, по сравнению с ремёнными передачами, нагрузка на опоры и валы;
  • — сравнительно высокий к.п.д. (т| = 0,97. 0,99);
  • — могут осуществлять передачу достаточно значительных (до нескольких тысяч киловатт) мощностей;
  • — допускают скорости движения до 35 м/с и передаточные числа до
  • — повышенная вибрация и шум;
  • — интенсивный износ шарниров вследствие трения и трудностей
  • — вытягивание цепи из-за износа шарниров и удлинения пластин, что приводит к увеличению шага;
  • — более сложное, по сравнению с ремёнными передачами, обслуживание.

Цепь — это многозвенная гибкая связь, которая может использоваться для перемещения грузов (тяговые цепи), подвески или подъёма и опускания грузов (грузовые цепи), для передачи движения (приводные цепи).

По характеру выполняемой работы цепи подразделяются на две группы: тяговые и приводные. Цепи стандартизованы, их производят на специализированных заводах. Выпуск только приводных цепей в России превышает 80 млн. в год. Ими оснащается ежегодно более 8 млн. машин.

Приводные цепи осуществляют передачу движения непосредственно от источника энергии к рабочему органу или через промежуточные устройства. В СНГ приводные цепи стандартизованы и изготовляются на специализированных заводах. Для них характерны малые шаги (для уменьшения динамических нагрузок) и износоустойчивые шарниры (для обеспечения долговечности).

Основными геометрическими характеристиками цепей являются шаг и ширина, основной силовой характеристикой — разрушающая нагрузка, устанавливаемая опытным путём. В соответствии с международными стандартами применяются цепи с шагом, кратным 25,4 мм (т. е.

Согласно ГОСТ 13568—75*В России изготовляются следующие приводные роликовые и втулочные цепи:

ПРЛ — роликовые однорядные нормальной точности;

ПР — роликовые повышенной точности;

ПРД — роликовые длиннозвенные;

ПРИ — роликовые с изогнутыми пластинами, а также роликовые цепи для буровых установок (в быстроходных передачах).

Наибольшее применение нашли приводные цепи, представленные на рис. 46, которые делятся на втулочные, роликовые, зубчатые и фасоннозвёздочные.

Втулочная цепь (рис. 46, а) состоит из наружных 1 и внутренних 2 пластинчатых звеньев, соединённых между собой шарнирно. С наружными звеньями жёстко связаны валики 3, на которые с возможностью поворота посажены втулки 4. Втулки зафиксированы в отверстиях внутренних пластинчатых звеньев 2. Такая конструкция цепей делает их дешёвыми и уменьшает их массу, но приводит к усилению износа зубьев звёздочек из- за значительного трения между звёздочками и втулками цепи.

Роликовая цепь (рис. 46, б) по конструкции от втулочной отличается тем, что на её втулках 4 установлены свободно вращающиеся ролики 5, что позволяет заменить трение скольжения между цепью и зубьями звёздочки трением качения.

Износостойкость роликовой цепи значительно выше, чем втулочных, поэтому их применяют при скоростях до 20 м/с, однако, их масса и стоимость выше втулочных цепей.

Втулочные и роликовые цепи могут быть однорядными и многорядными.

Зубчатые (бесшумные) цепи (рис. 46, в) в каждом звене имеют набор пластин 6 с двумя зубьями, соединённые в определённой последовательности.

Различные конструкции таких цепей отличаются устройством шарниров 8 и расположением направляющих пластин 7, служащих для предотвращения бокового сползания цепи со звездочки. Зубчатые цепи работают при скоростях до 25 м/с. Они работают наиболее бесшумно, поэтому их называют бесшумными.

Фасоннозвенные (крючковые) цепи (рис. 46, г) применяются при малых скоростях (до 3. 4 м/с) в условиях плохой смазки и при отсутствии

жёстких требований к габаритам передачи.

Некоторые типы таких цепей, например, крючковые допускают свободное разъединение звеньев.

Звёздочки цепей профилируют и изготавливают в соответствии со стандартами.

Основными параметрами звёздочки цепной передачи (рис. 47, а) являются:

  • — шаг t задаётся в соответствии с ГОСТом на цепи;
  • диаметр делительной окружности dd звёздочки, на которой располагаются оси шарниров цепи равен

Рис. 46. Общие виды и устройство приводных цепей:

  • а) — втулочная; б) роликовая; в) — зубчатая; г) фасоннозвенная: 1 — наружное пластинчатое звено; 2- внутреннее пластинчатое звено; 3 — валик; 4 — втулка; 5-ролик;
  • 6 — пластина; 7 — направляющая пластина; 8 — шарнир; 9 — звено
Читать еще:  Целозия выращивание из семян

где 2 — число зубьев звёздочки;

Рис. 47. Основные параметры звёздочек цепной передачи: а) — параметры роликовой и втулочной звёздочек; б) — профили зуба роликовой и втулочной звёздочек; в) — профиль зуба зубчатой звёздочки

  • диаметр ролика d(рис. 47, а, б) определяется по ГОСТ;
  • -радиус впадины звёздочки г определяется по формуле

-диаметр окружности выступов Д равен

-диаметр окружности впадин D, определяется по формуле

Конструкции звёздочек для роликовых и втулочных цепей могут быть изготовлены для одно-, двух- и трехрядной цепи.

Стандартный профиль звездочек зубчатой цепи (рис. 47, в) имеет зубья прямолинейного или криволинейного профиля. Для направления пластин цепи в звёздочке имеется прорезь.

Ширина зуба звёздочки ТП рассчитывается по формулам:

— для однорядной

где ВВн — расстояние между внутренними пластинами цепи (см. рис. 46).

Минимальное число зубьев малой звёздочки для роликовых и втулочных цепей определяется по следующей эмпирической формуле

для зубчатых цепей zlmin принимается на 20. 30% выше.

Основные параметры цепных передач

Цепные передачи.

Конструктивные особенности цепных передач.

Цепная передача – это передача зацеплением с гибкой связью. Она состоит из ведущей и ведомой звездочек, огибаемых цепью.

Условное обозначение цепных передач на кинематических схемах:

Достоинства

1 могут приводить в движение одной цепью несколько валов

2 по сравнению с зубчатыми передачами, имеют возможность передачи движения на большие расстояния (до 8 м)

3 по сравнению с ременными передачами: более компактны; передают большие мощности; меньшая радиальная нагрузка на валы; обеспечивают постоянство передаточного числа

Недостатки

1 значительный шум при работе

2 плохо работают на больших скоростях

3 быстрое изнашивание шарниров цепи

4 удлинение цепи при изнашивании и сход ее со звездочек.

5 необходимо организовывать смазку

Области применения цепных передач

Цепные передачи применяются в станках транспортных, сельскохозяйственных и других машинах для передачи движения между параллельными валами на значительные расстояния, когда применение зубчатых передач нецелесообразно, а ременных невозможно. Наибольшее применение получили цепные передачи мощностью до 120 кВт при окружных скоростях до 15 м/с.

Цепи цепных передач называются приводными.

Приводная цепь — главный элемент цепной передачи. Она состоит из соединенных шарнирами отдельных звеньев. Помимо приводных цепей, бывают тяговые и грузовые цепи.

Основные типы стандартизованных приводных цепей

1. роликовые

t – шаг цепи

Цепь состоит из наружных и внутренних звеньев. Наружное звено собрано из двух наружных пластин и валиков, запрессованных в их отверстиях. Внутреннее звено состоит из двух внутренних пластин и втулок, неподвижно закрепленных в отверстиях внутренних пластин. На втулке свободно надеты закаленные ролики. Наружные и внутренние звенья в сборе образуют цилиндр. Ролики, перекатываясь по зубьям звездочек, уменьшают их изнашивание. Роликовые цепи применяют при скоростях до 15 м /с.

2. втулочные

Втулочные цепи не имеют роликов, поэтому они дешевле и легче роликовых, но износостойкость их ниже. Втулочные цепи применяют в неответственных передачах при скоростях ≤ 1 м /с

Роликовые и втулочные цепи могут быть:

однорядными многорядными

Применение многорядных цепей значительно уменьшает габариты передачи в плоскости, перпендикулярным осям.

Пример обозначения приводных цепей по ГОСТ 13568-97.

ПР — 25,4 — 60 – однорядная приводная роликовая цепь с шагом 25,4 мм и разрушающей силой 60 кН.

2ПР – 25,4 – 114 – двухрядная приводная роликовая цепь с шагом 25,4 мм и разрушающей силой 114 кН.

3. зубчатые

Для высокоскоростных передач большой мощности применяют зубчатые передачи.

Звенья цепи состоят из набора шарниро соединенных между собой двузубых пластин. Рабочие грани пластин расположены под углом 60º . Этими гранями каждое звено цепи вклинивается между двумя зубьями звездочки, имеющими трапециевидный профиль. Благодаря этому зубчатые цепи работают плавно, с малым шумом, лучше воспринимают ударную нагрузку и допускают более высокие скорости. Их применяют при скоростях v ≤ 35 м/с. Число пластин определяет ширина цепи В, которая зависит от передаваемой мощности. По сравнению с другими зубчатые цепи тяжелее и дороже. Для устранения бокового спадания цепи со звездочек применяют направляющие пластины, расположенные в середине или по бокам цепи.

Основные параметры цепных передач

1 Средняя скорость цепи: v = z1∙n1∙t /60000, м/с где z1 – число зубьев малой звездочки;

n1, об/мин – частота вращения малой звездочки;

Скорость цепи ограничивают: сила удара в зацеплении, износ шарниров; повышенный шум передачи.

2 Передаточное число цепной передачи: U = n1/n2 = z2/z1, обычно U≤7,

где z1, z2– число зубьев меньшей и большой звездочек;

n1, n2 , об/мин – частоты их вращения;

Непостоянство передаточного числа цепной передачи не превышает (1. 2)%, но вызывает неравномерность хода передачи и поперечные колебания цепи. Среднее передаточное число за оборот постоянно. Передаточное число ограничивают: габариты передачи, диаметр большой звездочки, угол обхвата цепью малой звездочки.

3 Числа зубьев звездочек, принимают: z1 =29 -2∙Uпри z1 ≥ 13и z1 =35 -2∙Uпри z1 ≥ 17.

Для ведущей звездочки: z1=13…15- тихоходная передача, z1=17…19- средняя передача, z1=19…23- быстроходная передача. Для возможности укладки шарниров достаточно z1=7. Числа зубьев звездочек ограничивают: износом шарниров, динамическими нагрузками, шумом передачи. Чем меньше число зубьев, тем больше износ шарниров.

По мере изнашивания шаг цепи увеличивается, и ее шарниры поднимаются по профилю зуба звездочки на больший диаметр, что может привести к соскакиванию цепи. Поэтому число зубьев большой звездочки ограничивают: z2max = 120.

Звездочки цепной передачи отличаются от зубчатых колес профилем зубьев, размеры и форма которых зависит от типа цепи.

4 Шаг звездочки равен шагу цепи. Шаг t звездочки измеряют по хорде делительной окружности.

5 Делительная окружность, проходит через центры шарниров цепи: d = t/sin(180º/z)

6 Межосевое расстояние передачи: а = (30…50)∙t,ммреже: а =(d1+d2)/2+(30…50),мм

Оптимальное межосевое расстояние передачи определяется из условия долговечности цепи

7 Число звеньев цепи,предварительно определяется по формуле:

Чтобы не применять переходное звено для соединительных концов цепи, расчетное значение числа звеньев, Wокругляют до ближайшего целого четного числа. После окончательного выбора числа звеньев уточняют межосевое расстояние:

Для исключения перенатяжения цепи из-за неточностей изготовления и монтажа передачи ведомая ветвь должна иметь небольшое провисание f, для чего расчетное межосевое расстояние уменьшают на (0,002. 0,004)∙а

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector