2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Минделла Что означает Дерево

Миндальное дерево

Систематика
на Викивидах

Изображения
на Викискладе

Минда́ль (лат. Prunus dulcis , в прошлом — Prunus amygdalus или Amygdalus communis) — кустарник или небольшое дерево из подрода Миндаль ( Amygdalus ) рода Слива. Миндаль часто причисляется к орехам, хотя на самом деле он является косточковым плодом. По величине и форме миндаль похож на персиковую косточку.

Содержание

Общая информация

Миндаль произрастает на каменистых и щебнистых склонах на высоте от 800 до 1600 м над уровнем моря (миндаль бухарский доходит до 2500 м), предпочитает богатые кальцием почвы. Произрастает небольшими группами по 3—4 особи, отстоящие одна от другой на 5—7 метров.

Очень светолюбив, весьма засухоустойчив благодаря хорошо развитой корневой системе и экономной транспирации.

Цветёт в марте-апреле, местами даже в феврале, плоды созревают в июне-июле. Начинает плодоносить с 4—5 лет и плодоношение продолжается 30—50 лет. живет до 130 лет. Размножается семенами, корневыми отпрысками и пневой порослью. Переносит морозы до −25°с, но с началом вегетации страдает от весенних заморозков.

Миндаль растет в виде куста или деревца с красноватыми веточками. В высоту достигает 3 — 8 м, с ланцетными листьями. Похож на черешню. Цветки состоят из бокальчатой сростнолистной чашечки и розового или красного венчика. Цветки одиночные, до 2,5 см в диаметре, с белыми или светло-розовыми лепестками и одним пестиком. Плод — кожистая, покрытая волосками костянка, растрескивающаяся при созревании. Поверхность его гладкая или морщинистая. Косточка такой же формы, что и сам плод, покрыта мелкими ямочками, иногда с бороздками, 2,5—3 см длиной. Как декоративные: их главное достоинство — белые, розовые, красные и пурпурные рано распускающиеся простые или махровые цветки.

Распространение

Первичный очаг формирования находится в Передней Азии и в прилегающих районах, включая Средиземноморье и Среднюю Азию. В этих районах культура миндаля возникла за много столетий до нашей эры. В настоящее время самые большие насаждения миндаля находятся в области Средиземноморья, в Китае, в Соединенных Штатах Америки(штат Калифорния), в Копетдаге и Западном Тянь-Шане, в Средней Азии, на Кавказе и в Крыму. Выращивается он и в тёплых областях Словакии, чаще всего в виноградниках, а также в Южной Моравии и в Чехии в окрестностях Литомержице.

Характеристика

Химический состав и использование

Сладкий миндаль отличается от горького отсутствием амигдалина, который служит носителем типичного миндального вкуса. Чаще всего выращиваются три разновидности:

МИНДАЛЬ ГОРЬКИЙ (var. amara)

Содержит гликозид амигдалин, который легко разлагается на глюкозу, бензальдегид и сильно ядовитый цианистый водород. Поэтому не рекомендуется употреблять горький миндаль без его предварительной обработки, и вообще его не следует есть детям. Для ребенка смертельная доза составляет 10 миндалин, для взрослого — 50.

В процессе жаренья, прокаливания и варения цианистый водород исчезает.

МИНДАЛЬ СЛАДКИЙ (var. dulcis)

Со сладким семенем и незначительным содержанием амигдалина. Его пряность значительно слабее. Употребляется при жарении рыбы, в особенности форели.

МИНДАЛЬ ХРУПКИЙ (var. dulcis for. fragilis)

С плодами, имеющими тонкую и хрупкую скорлупу и сладкие семена.

Горький и сладкий миндаль используют в качестве лекарства, в косметике, питании и в качестве пряности. В фармацевтической промышленности из них вырабатываются галеновы препараты. Также употребляется в различных изделиях из теста, сладостях, для приготовлении ликёров и блюд с тонким вкусом. Особое место занимает он в китайской и индонезийской кухне, в которой орехи, миндаль и цитрусы добавляются к большому числу блюд, в особенности к рису, жареной птице, различным видам мяса и др. Жареный соленый миндаль хорошо дополняет напитки.

Миндальное масло употребляют в пищевой, парфюмерной и медицинской промышленности. Масло служит растворителем для камфары, употребляемой для инъекций, основой для лечебных и косметических мазей, так как смягчает кожу и оказывает противовоспалительное действие. Внутрь назначается как слабительное и обволакивающее.

Из жмыха, который остается после отжима масла из ядер, готовят муку, используемую для приготовления лекарств и кондитерских изделий. Иногда этой мукой откармливают животных. А также отгоняют эфирное масло (выход — 0,5—0,8 %), идущее на отдушку парфюмерных изделий.

Миндаль сладкий

Применение

Семена миндаля сладкого и хрупкого можно есть без предварительной тепловой обработки. Варенье с миндалем высоко питательно, дает полноту телу и очень полезно для почек. Зеленые плоды сладкого миндаля засаливают или засахаривают в варенье. Зрелые же ядра применяют в кондитерской промышленности.

Миндаль горький

Традиционное использование

В отличие от ароматического масла, в основном нет бензальдегида, и оно широко используется в медицине и косметологии. Его применяют как слабительное средство и как лекарство при бронхите, кашле, изжоге, болезнях почек и мочевого пузыря, желчных протоков. Оно помогает уменьшить боли в мышцах и смягчающе действует на кожу.

Медицинское действие

Обезболивающее, антиспазматическое, наркотическое, противоглистное.

Экстракция

Ароматическое масло получают из плодов методом дистилляции с паром. Орехи сначала прессуют и замачивают в теплой воде на 12—24 часа. Именно в это время образуется цианисто-водородная кислота, которая не содержится в сырых орехах. Большая часть коммерческого миндального масла подвергается ректификации, чтобы избавить его от цианисто-водородной кислоты. Получается лёгкая бесцветная жидкость с характерным «марципановым» запахом. Содержание: бензальдегид (95 %) и синильная кислота (5 %). Синильная кислота, или цианид, является известным ядом. Бензальдегид также обладает некоторой токсичностью.

Пищевая ценность

Миндаль содержат питательные вещества, которые встречаются в четырех основных группах продуктов питания человека: мясе, фруктах, овощах, молочных продуктах и в зерне. Миндаль является источником углеводов — главным источником энергии для организма человека. В 100 граммах этого продукта содержится около 550 килокалорий. Миндаль относится к растительным продуктам питания с очень высоким содержанием жиров без холестерина. Жир служит важным источником энергии организма. Миндаль на 50% от своей массы состоит из растительного масла — высоконенасыщенного жира. Миндаль содржит фосфор, медь и магний. В 100 граммах миндаля столько же кальция, сколько в 230 граммах молока, и столько же железа, сколько в 130 граммах мяса или нежирной свинины. Миндаль — источник растительного белка. Миндаль содержит рибофлавин (витамин В2) и витамин Е. В ста граммах миндаля содержится такое же количество витамина Е, сколько в 70 граммах зародышей пшеничного зерна или в 1 800 — 2 000 граммах печенки.

Галерея

См. также

Ссылки

  • Миндаль: Таксономия на сайте GRIN

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Миндальное дерево» в других словарях:

миндальное дерево — сущ., кол во синонимов: 2 • медонос (16) • миндаль (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Миндальное дерево — (Быт.43:11 ) хорошо известный плод, считавшийся одним из лучших произведений сада земли Ханаанской. Листки и цветы этого дерева похожи на листки и цветы персикового дерева и замечательно оно по своей способности давать рано зрелые плоды: цветет в … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Миндальное дерево — евр. шкедия Миндальное дерево. Родина этого дерева западная Азия, и его можно встретить по всем берегам Средиземного моря. Оно цветет, когда ветви еще голы, очень рано в январе, плод же вызревает в марте. Миндальные орехи упоминаются уже в… … Словарь библейских имен

Миндальное дерево — М.Д. (Prunus amygdalus) произрастает в Малой Азии, Сирии и Месопотамии. Это первое из плодовых деревьев, расцветающее весной в Палестине, поэтому по др. евр. оно называется шакед бодрствующее (ср. игру слов в Иер 1:11,12). В Быт 30:37 оно… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Миндальное дерево — Цветущее стремления твоего сердца исполнятся;кушать сладкие плоды будут тебя хвалить; горькие испуг … Сонник

Дерево — Главные деревья в Палестине описываются в нашей Энциклопедии каждое под его собственным названием. Они сгруппированы вместе следующим образом писателем кн. Екклезиаст: я возвысился как кедр Диванский и как кипарисовое дерево в горах Ермонских. Я… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Железное дерево — 1) каркас, каменное дерево, обрастница (Celtis australis L., С. caucasica Willd. и С. Tournefortii Lamk.) из семейства каркасовых (Celtideae, Gaudich) деревья 50 60 футов высотой, дико произрастающие в Крыму и преимущественно в восточной части… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Каркас (дерево) — У этого термина существуют и другие значения, см. Каркас. Каркас … Википедия

Луз — – миндальное дерево … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Луз — (миндальное дерево) название двух городов: а) (Быт.28:19 и др.) прежнее название Вефиля города, в колене Вениаминовом. б) (Суд.1:22 ,26) город в стране Хоттеев, названный его строителями по имени первого вышеупомянутого города. Где находился этот … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Концепция сновидящего тела в процессуальном подходе А.Минделла.

В образах сновидений можно найти отражение любого телесного симптома или боли. Арнольд Минделл назвал это отражение « сновидящим телом ». Неконтролируемые телесные переживания отражаются в сновидениях. Формулируя это по-другому, можно сказать, что ваше тело сновидит . При сосредоточении на телесных переживаниях и их амплификации, они всегда оказываются отраженными в сновидениях, которые у вас были до появления симптомов.

Как пишет сам автор, концепция Сновидящего тела была открыта в разгар напряженных вечерних дискуссий с группой преподавателей и студентов в начале 70-тых. На этих занятиях обсуждалась тема сновидений. Минделл заметил, что для того, чтобы быть хорошим толкователем сновидений, вовсе не обязательна тщательная подготовка в области понимания сновидений и мифов, и что сновидения можно понимать с помощью эмпирического подхода. Этот подход заключался в обращении пристального внимания на переживания сновидящего, на то, как он движется, как говорит, какие чувства испытывает. Первым открытием стало то, что сновидения можно переживать не только ночью, но в бодрствовании. Сновидение стало процессом, происходящим с человеком в бодрствующем, но измененном состоянии сознания. Минделл заметил, что даже, если человек не рассказывает о своем сновидении, то можно заметить, как «сон пытается происходить прямо у вас на глазах».

Читать еще:  Поделки из паллет для дачи

Другим значимым переживанием, подтолкнувшим автора к созданию концепции Сновидящего тела, был его собственный физический недуг. Труды по медицине и тем направлениям западной психологии и психотерапии, которые концентрировались на работе с телом, не дали Минделлу ответа на вопрос о том, что же обозначает болезнь, что же «хочет сказать само тело». Тогда он начал наблюдать за тем, как ведут себя люди, страдающие той или иной болезнью. У А.Минделла начало складываться впечатление, что само тело пытается не облегчить, а усилить переживание тела, пытаясь испытать боль с еще большей силой. Так появилась гипотеза о том, что у тела существует механизм, усиливающий симптом. Это привело к открытию того, что амплификация телесных симптомов является ключом к пониманию смысла заболевания. Работа с умирающими от рака помогла автору обнаружить связь между сновидениями и телесными симптомами. Сновидящее тело, по выражению А.Минделла, есть «нечто такое, что является сновидением и телом одновременно»

В таком случае, между сновидением и телом существуют зеркальные отражения, они взаимно дополняют друг друга. Как пишет Минделл, из его длительной практики ему не встретился еще ни один случай, когда телесные симптомы не находили бы отражения в сновидениях человека.

Минделл пишет, что впоследствии он почувствовал ограниченность работы со Сновидящим телом и начал замечать, что спонтанные движения и телесные сигналы, которые возникают у людей во взаимоотношениях и групповых взаимодействиях, могут наблюдаться и в сновидениях. Иными словами, Сновидение может проявляться в непроизвольных телесных сигналах. Таким образом, автор открыл, что Сновидящее тело проявляется на различных уровнях, или говоря языком процессуальной терапии, в различных каналах. Под каналами в процессуальной работе понимается различные формы восприятия. Таким образом, Сновидящее тело – это многоканальный передатчик информации, предлагающий принять сообщение несколькими путями. Концепция Сновидящего тела делает понятие «работа со сновидениями» и «работа с телом» практически неразличимыми.

Сновидение проявляется в различных аспектах повседневной жизни, включая ночные сновидения, телесные переживания и ощущения, непроизвольные движения, то, что раздражает или привлекает человека. Термин «Сновидение» Минделл приравнивает к юнговскому термину «бессознательное». Однако Минделл предпочитает более нейтральный язык, чем тот, который использовал К.Г.Юнг. Создание собственного, «нейтрального» языка также стало важным, поскольку язык Минделла отражает суть процессуальной работы, которая является синтезом психологии, физики, восточных практик и шаманизма.

Минделл выдвинул идею о сновидении и сновидческом теле, та парадигма, которой он следует в работе со сновидением и работе связанной с телесными симптомами «состоит в том, что он не знает, что означает «сновидение» или «тело». И когда кто-то пересказывает ему свой сон: «я про себя думаю, что слово «сновидение» — это просто общее понятие, означающее не более чем переживание, испытываемое спящим человеком. Поэтому я слушаю, смотрю и чувствую, чтобы выяснить, что именно находящийся рядом со мной индивид подразумевает под словом «сновидение».

Минделл говорит о том, что сновидение не является компенсацией, хотя в какой-то степени это так, но важно, что это некий процесс, который пытается произойти. Это процесс, который пытается происходить здесь и теперь. Так же как он пытается выразить себя через сны, снящиеся нам ночью, и возможно это дверь в наше бессознательное. Минделл предлагает не ассоциировать сновидение с чем-либо, хотя это то, «что делать множеству людей; не думаю, что его нужно отреагировать, хотя многие делают это непроизвольно; не думаю, что это послание из другого мира, хотя многие сновидения оказываются как раз этим»

Он предлагает следовать неведомому, и определяет это как наиболее полезный и практичный метод в повседневной работе со сновидениями. «Я получаю наиболее позитивную ответную реакцию от моих клиентов, когда забываю слова «сновидение», «тело», «боль», «проблема» или любой другой термин, который я до конца не понимаю, и ищу происходящий передо мной конкретный процесс. Таким образом, я работаю с парадигмой процесса, а не с заданной концепцией сновидений, поскольку такая концепция обычно оставляет за скобками тело, живое преходящее бессознательное».

Минделл говорит об особом языке сновидящего тела, что это некий процесс коммуникации, проявляющийся посредством телесных сигналов, поз при сидении, тональностей голоса, действий, и реакций, которые можно наблюдать не только во время разговоров, но и в сновидениях.

Работа со сновидящим телом должна начинаться с осознание сигнала , определение канала , в котором он имеет место, а затем амплификацию (усиление) этого сигнала до тех пор, пока не начинается процесс , и послание, которое скрыто за сновидящем телом не начнет разворачиваться и раскрываться.

Если процесс осознавания сновидческого тела происходит, то мы это есть потенциальный проход в другой мир. Это дверь, вход, приглашение, в другую реальность, которое можно принять или не принять. Двери сновидения дают вам взгляд на отдельную реальность.

Если вы открываете дверь сновидения и проходите через нее, то обретаете новый взгляд на реальность, ваши пространство и время изменяются, ваше представление о мире и об общепринятой реальности меняется, и вы можете заниматься тем, что Минделл называет «тайным сновидением» (secret dreaming) [4, C. 167]

Двери сновидения представляют собой устойчивые чувства, фразы, движения, или состояния ума, обладающие тремя характеристиками. Это:

1. Нечто, некто, или некоторый объект или человек, который захватывает мое внимание и является «не мной».

2. Время, которое имеет место «не сейчас»

3. Место или пространство, которое находится «не здесь». [4, C. 172]

Различие между дверями сновидения и вспышками-заигрываниями состоит в следующем: заигрывания – это неустойчивые, быстрые переживания, которые происходят в нашей повседневной жизни. Нужно быть очень внимательным и осознанным, чтобы их улавливать. В отличие от вспышек-заигрываний дверями сновидения, то они более постоянно требуют вашего внимания в течение времени; они представляют собой более основательные сигналы, как то фразы и слова, которые легко вспоминаются. Они устойчиво присутствуют в виде посланий и сигналов, в течении всего дня, года, жизни, а заигрывания представляют собой «предсигналы», и их легче упускать из вида, труднее поймать. Двери сновидения легче воспринимаются и запоминаются, нежели заигрывания, обычно мы, как правило, мы не сосредотачиваемся на них, полагая, что они составляют часть общепринятой реальности. Мы можем не отдавать себе отчета в их способности открывать вход в другую реальность. Мы узнаем, что они являются дверями, только испытывая их.

Когда же мы начинаем исследовать те сигналы и предложения, содержащиеся в нашем будущем (о чем мы мечтаем, чего бы не хотели, чтобы произошло в будущем) и прошлом (те события и ситуации, которые с нами происходили, есть ли люди с которыми мне легко и хорошо или есть человек, который мне невыносим), или исследуем наши различные комплексы, то можно проверить, не есть ли это дверь в Сновидение . Мы не можем таким же образом сосредоточиваться на заигрываниях, поскольку они едва заметны; они происходят слишком быстро.

Таим образом, чтобы понять сновидение, другого человека, таким, какое оно есть, во все полноте, необходимо научиться чувствовать свой собственный процесс сновидения. Игнорирование сновидения означает маргинализацию (вытеснение) глубочайших невыраженных переживаний, которые создают наши действия в обыденной жизни. Что в глубине наших повседневных проблем лежит сновидящее тело — наше самое поразительное переживание, обычно испытываемое только при приближении смерти или в оккультных и шаманских ритуалах.

Арнольд Минделл считает, что двое или более людей, вместе с их окружением, функционируют как тело, чьи процессы, телесные жесты, и другие синхроничности отражают их сновидения. Это похоже на «сон во плоти», тот сон, который сбывается наяву — по-русски можно назвать сноявью. И когда идет взаимосвязь и взаимодействие людей друг с другом, то это может проявляется в виде снов, дневных видений, синхронности у двоих или группы людей. Это несловесное знание, как чувство или ощущение, существующее до образов и действий.

Таким образом, процессуальный подход определяет, что Сновидящее тело проявляется на различных уровнях, или говоря языком процессуальной терапии, в различных каналах. Сновидящее тело – это многоканальный передатчик информации, предлагающий принять сообщение несколькими путями. Концепция Сновидящего тела делает понятие «работа со сновидениями» и «работа с телом» практически неразличимыми.

Растения в Библии: Миндаль

На территории современного Израиля и прилегающих территориях дико произрастают не менее 4 видов рода Миндаль (сем.Розовые). Один из них – Миндаль обыкновенный, Amygdalus communis – введен в культуру очень давно. Но является ли этот вид исходно диким для библейских территорий (как для России первична в лесах черная смородина), или палестинский миндаль убежал в природу из культуры, неизвестно.

Миндаль обыкновенный — листопадное дерево (реже кустарник) до 8 м высотой. Колючек на нем нет. Корни мощные и глубокие, что обусловливает относительную засухоустойчивость миндаля. Листья очередные, ланцетовидные (то есть длина превосходит ширину не менее чем в три-четыре раза). Длиной листья до 8 см. Цветки белые или бледно-розовые, до 3 см диаметром. Тычинок в цветке много, а плодолистик один. Цветет миндаль до распускания листьев, и цветет очень рано, начиная с первой половины февраля), во второй половине марта уже можно покупать зрелые плоды. Цветет миндаль раньше всех прочих из массовых деревьев Палестины, и цветет очень эффектно.

Читать еще:  Чем обеззаразить почву в огороде осенью


Миндаль по устройству цветка и плода со сливой очень схож (только околоплодник у него не сочный). Съедобная часть плода – это само семя. А у родственных растений (слив, вишни, абрикоса, персика) мы семена редко едим. Там нас привлекает сочная мякоть плода. Тогда как в культурном миндале пищевую ценность представляет именно содержимое «косточки», состоящее из сахаров и масла, которых там приблизительно поровну.

Дерево весьма морозоустойчивое. Зимой оно вполне переносит двадцатиградусный мороз. Однако чего совершенно не выносит, так это заморозков во время цветения. Цветы гибнут полностью, могут пострадать и молодые листья. Гибель листьев для миндаля убийственна. Это резко ограничивает продвижение миндаля на север.

С практической точки зрения основное количество растений миндаля в природе к прямому использованию непригодно, поскольку содержат гликозид амигдалин. Этот гликозид придает миндалю горький вкус (что еще не беда), но, расщепляясь, амигдалин образует цианистый водород, проще сказать – синильную кислоту. В небольших количествах это не слишком страшно, поскольку сам миндаль содержит антидот к цианидам – обыкновенный сахар. Однако можно и перекушать. И отравиться. Горький миндаль используют только как пряность, в небольших количествах (например, в марципане, где основными компонентами являются сладкий миндаль и сахар, а горький добавляют «для вкуса»).
К сожалению, большинство диких растений миндаля дает плоды именно с амигдалином (около 90% растений). Потому, найдя в дикой природе «сладкий» миндаль, человек начал его культивировать, размножая только вегетативно, в первую очередь прививками на дикий миндаль веток миндаля культурного (так же делают с яблонями). В Библии миндаль упоминается среди ценнейших растительных продуктов, наравне с благовониями (Быт 41:17). Как массовый пищевой ресурс плоды миндаля появились лишь после долгой работы по отбору и размножению его в культуре. Это возможно сделать только в условиях некочевой жизни стабильного аграрного социума, потому очевидно, что культуру миндаля израильтяне получили от предшествующих им народов. В Палестине и Сирии миндаль был известен задолго до Исхода. Это подтверждает и археология, и Библия.

Терминов для обозначения миндаля как растения в библейском иврите два.
1. Древнее слово לוּז (лУз), сохранившееся также в арабском языке (по-арабски оно звучит приблизительно как луазА). Как лУз миндаль упомянут в Быт. 30:37, это же слово означало и до-еврейское название Вефиля (Быт. 28:19), а впоследствии стало названием нового города на севере Палестины, основанного уцелевшим жителем «старого Луза» (=Вефиля) после изгнания его с родины (Суд 1:23-26).
2. Евреи дали миндалю собственное название שָׁקֵד (шакЕд), от глагола шакАдбодрствовать, не спать, быть начеку, поскольку это дерево просыпается весной первым. Производное того же глагола шакАд — מְשֻׁקָּדִים (мшукадИм) – означает «подобный миндалю по форме», в Синодальном переводе как наподобие миндального цветка (Исх 25 гл., в описании изготовления светильника скинии).
Связь еврейского названия миндаля с глаголом «бодрствовать» объясняется не только его природными особенностями, то есть ранним цветением. Слово шакЕд есть также символ того, что Бог «бодрствует», промышляя о мире. В книге Чисел (16 гл.) есть страшный рассказ о восстании части израильтян против Моисея. Они объявили его тираном. И возжелали демократии. Мол, все мы народ избранный, и нам слушаться Моисея нет причины. Зачинщиком бунта был левит Корей, возжелавший полноценного священства, а сообщниками у него были Дафан и Авирон из колена Рувимова. Эта публика верила, что справится с делом Исхода лучше, нежели Моисей. Были у них и ренегатские идеи – в частности, вернуться в Египет. Господь истребил верхушку бунтовщиков вместе с их семьями. Однако бунт не утих. Тогда, по повелению Божию, вопрос был поставлен на голосование. Сам Бог стал выборщиком, а израильтяне предлагали кандидатов. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать]; и положи их в скинии собрания, пред [ковчегом] откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. (Чис.17:1-5)
Употребленное здесь слово «жезл» нельзя понимать как обычный посох, на который опирались при ходьбе. Жезл был более оружием, нежели посохом. Длина его было около метра, и с одного конца он был заметно толще, нежели с другого. Проще сказать, дубинка. Она была не только оружием, но и символом власти. 12 жезлов – символов власти – были положены в скинию. Далее было вот что: На другой день вошел Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис.17:8). Вопрос был решен.

Другой интересный пример символики миндаля есть в эпизоде призвания пророка Иеремии (он не желал становиться пророком, и Господь увещевал его). Среди прочего Господь послал Иеремии некое видение: И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось (Иер.1:11,12). Специалисты утверждают, что язык книги Пророка Иеремии не слишком хорош. Тяжеловат, лишен литературного блеска. Поглядим на стихи с точки зрения благожелательного, но случайного читателя Библии. Он задастся вопросом – ну какая связь между тем, что Иеремия видит в видении миндаль, и словами Божиими Я бодрствую над словом Моим? Действительно, не просто тяжело написано, но и совершенно непонятно. Так вот, написано как раз блистательно. Во-первых, в тексте Иеремии ярко явлены отсылки к процветшему жезлу Аарона. Но – главное – обыграна связь глагола шакад и однокоренного с ним существительного шакЕд – в русском тексте это слова «бодрствовать»» и «миндальное дерево». Созерцание миндаля свидетельствовало Иеремии, что Господь бодрствует над своим пророком. Положил на него Свою руку. И ведет в бой. И что Слово Его есть уже и дело.

Сайт психолога Светланы Пилюгиной

Психология повседневной жизни

Главное меню

Навигация по записям

АРНОЛЬД МИНДЕЛЛ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЮНГА

Процессуально ориентированная психология, или процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) — теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей (психотерапию, личностный рост, групповые процессы) и заполняющее собой разрывы между искусством, психотерапией, духовной практикой и социальной активностью.

Парадигма Процессуальной работы предлагает новый взгляд на работу со всеми областями человеческого опыта, в особенности с теми, которые считаются проблемными или болезненными: телесными симптомами, конфликтами взаимоотношений, социальными напряженностями и политическими различиями.

Создатель процессуально-ориентированной психологии Арнольд Минделл – американский психолог, психотерапевт, писатель. Но прежде, чем стать психологом, Минделл закончил Массачусетсткий технологический институт и получил диплом физика. В 1961 он приехал в Цюрих продолжать свое физическое образование. Однако там он познакомился с работами К.Г.Юнга , заинтересовался его аналитической психологией и стал юнгианским аналитиком в институте Юнга. Минделл никогда не был лично знаком с Юнгом, более того, до своего приезда в Цюрих (спустя всего неделю после смерти Юнга!) он ничего не слышал о Юнге и аналитической психологии.

Юнг, которого всегда интересовало взаимоотношение между сновидениями и физической реальностью, последние годы жизни посвятил исследованию в сотрудничестве с физиком В.Паули связи между психологией и физикой. Незадолго до своей смерти он просил Марию Луизу фон Франц, свою ученицу и духовную наследницу, продолжить эти исследования (М.Л.фон Франц «Число и Время» – книга о единой основе психологии и физики). Из бесед Минделла с фон Франц и выросли его исследования в области процессуально-ориентированной психологии.

А.Минделл прошел профессиональную подготовку по юнгианской психологии, и процессуальную работу он оценивает как современное продолжение юнгианских традиций (хотя гештальт-терапевт, по его остроумному замечанию, может сказать, что она является новой ступенью в развитии гештальтистской практики). На самом деле процессуальная работа – это «пирог, каждая долька которого имеет свой собственный вкус» (из книги А.Минделла «Вскачь задом наперед»):

«Ролевая игра в процессуальной работе напомнит гештальт. Когда идет работа с мифами и сказками, это напоминает юнгианство. Стремление уделить внимание процессу осознавания похоже на випассана-медитацию, а доверие к текущему моменту – на даосизм. Кто-то увидит в процессуальной работе общее с хайкоми, биоэнергетикой, массажем или другими формами телесной работы». А.Минделл любит повторять, что в процессуальной психологии есть только одна техника – осознание, использует же она все, чего в данный момент требует процесс: буддизм, юнгиансую психологию, НЛП, гештальт и «многое другое, о чем мы и помыслить не можем».

Один из главных принципов Юнга — его телеологическая концепция («телеос» — цель), объяснение настоящего с точки зрения будущего, в отличие от принцина казуального, согласно которому события настоящего – это следствия прошлых событий. Настоящее определяется не только прошлым (каузальность), но и будущим (телеология). Каждое событие стремится к значимой цели. Юнг применял свою телеологическую концепцию к снам, Минделл применил ее к телесным переживаниям: он обнаружил, что физические симптомы, если их усилить и раскрыть, отражают образы из сновидений. Тело и взятый из сна образ — это два канала одного и того же глубинного процесса.

Юнговская концепция «бессознательного» А.Минделлом была расширена по той причине, что он считал необходимым в свою практику юнгианского аналитика включить движение и работу с телом. Таким образом, его практика работы со сновидениями стала работой со сновидящим телом, поскольку он включил в нее собственный эмпирический метод установления связи между телесными симптомами и ночными сновидениями. В результате была написана (в первой половине 1970-х) первая книга А.Минделла — «Сновидящее тело», которая адресована тем, кто хотел бы найти психотерапевтический подход, заполняющий существующую теоретическую брешь между психикой и телом. Сновидящее тело – это некая форма опыта, которая выражает себя посредством ощущений в теле и образов в сновидениях, и тело, и сновидение одновременно.

Подобно Юнгу, Минделл исходил из того, что все происходящее в жизни имеет смысл: «Изучая юнгианскую психологию, начинаешь понимать, а вернее, обнаруживаешь опытным путем, что события имеют свой смысл. Мысль, что боль в ноге сообщает мне о том, что я нездоров, казалась не совсем правильной. Внутри себя я слышал другой, более заботливый, голос: «Может то, что происходит с тобой, — нечто вроде сновидения!» Я задумался. Я всегда полагал, что сны имеют значение. Вот я и подумал: быть может, то, что происходит в теле, тоже имеет какой-то смысл, а не является просто патологией» (из книги «Вскачь задом наперед»). Минделл стал следовать процессу, стал следовать бессознательному, стал следовать телу и б лагодаря этому им было сделано замечательное открытие – идея саморазъяснения сновидения: если сосредоточиться на текущем процессе, то сон объяснит, раскроет себя сам. То же самое говорил Юнг, только другими словами: он утверждал, что в сновидениях содердится их собственная интерпретация.

В процессуальной работе важную роль играет телеологическая значимость симптома: ис–целение. Работая с симптомом, процессуальный терапевт обращает внимание не на то, откуда он (симптом) пришел (каузальная значимость), а с какой целью, для чего он есть у клиента; в отличие от казуального подхода (поиск причины и выявление причинно-следственных связей, например, обращение к детским травмам), взгляд, характерный, например, для психоанализа. В основе процессуальной работы лежит не поиск причин и ответ на вопросы «откуда?, почему?», а поиск цели и ответ на вопросы «зачем?, для чего?».

Отсюда разница между лечением, целью которого можно назвать поиск причины, породившей симптом, и избавление от симптома путем работы с причиной, – и исцелением. Ис-целение с точки зрения А.Минделла – путь к большей целостности путем интеграции того, что отвергалось. Симптом в процессуальной работе становится не проблемой, которую надо решать, не врагом, которого нужно победить, а другом, союзником, подарком. Симптом несет в себе дар, послание, смысл. Поэтому при исцелении не ставится цель избавления от симптома.

Связь процессуальной работы с юнгианским анализом и архетипами.

Читать еще:  Как размножить можжевельник в домашних условиях осенью

Аналитики не обучены отслеживать сигналы и обратную связь, они сосредоточены на содержании сновидения, а не на его процессе. С другой стороны, многие процессуальные терапевты пренебрегают символикой. Юнгианцы говорят, что на глубинном уровне все архетипы тесно переплетены между собой. Они имеют в виду, что как только погружаещься в образ, он начинает изменяться, течь (это течение и слияние архетипов и есть коллективное бессознательное). Минделл назвал это процессом. Таким образом, между аналитической психологией и процессуальной работой существует тесная взаимосвязь. Аналитик интерпретирует или дает советы, процессуальный терапевт помогает человеку самостоятельно раскрыть смысл своего сновидения. Однако часто хороший аналитик помогает жизни развернуться, а тот, кто работает с процессом, помимо прочего знает, как использовать поток-интерпретацию, которая сводит воедино настоящий и прошлый опыт человека.

Чтобы шаг за шагом описывать процесс сновидения, Минделл искал беспристрастный язык, не зависящий от таких терминов, как тело, материя или душа, но объясняющий события нейтрально. Он использовал информационную теорию, чтобы определить явления с точки зрения процесса, чувственно-ориентированных переживаний, сигналов и каналов. Таким образом, работа со сновидящим телом привела к созданию концепции процесса и каналов. Термин «процесс» указывает на непрерывное течение сигнала по различным перцептивным каналам. Он основывается на нескольких источниках, и один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Согласно процессуальной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент («первичный процесс»), и тот, который определяется как «чуждый» клиенту («вторичный процесс»). Более того, когда клиента поощряют принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется гранью или краем (англ. edge) идентичности человека.

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней усиливаются и разворачиваются вторичнопроцессуальные переживания до степени осознавания.

В книге «Сновидящее тело» А.Минделл использовал парадигму аналитической психологии, но в дальнейшем он больше не мог «втискивать» свои результаты в формат аналитического мышления: это было все равно что «плавать в открытом море на дырявой лодке. Я понял, что время и энергию, которые я затратил на починку старой лодки, можно было вложить в постройку новой. Итак, с некоторой печалью, страхом и волнением я начал строить другую лодку, ту, в которой мы с вами сейчас плывем. Так что я всегда с любовью ссылаюсь на Юнга, потому что именно он дал мне идею о том, что сновидения представляют собой собственные решения. Процессы являются самообъясняющими» (из книги «Квантовый ум»).

Минделл – последователь Юнга, но, развивая идеи Юнга, Минделл, в отличие от него, предлагает не только идти во вторичный процесс, не только осознавать, но и проживать его, тем самым его трансформируя.

Сновидение (как дыхание) – это почти неощутимый опыт, который происходит постоянно, даже когда мы спим. Он едва уловим, но мы можем его обнаружить с помощью осознания. Мы склонны маргинализировать сновидения (как и дыхание!), считая их чем-то само собой разумеющимся, однако сновидения – источник и снов, и реальности. Чтобы их почувствовать, необходимо сосредоточиваться на самых неуловимых тенденциях своей повседневной жизни. Именно в этом – отличие подхода А.Минделла к сновидениям: исследование прежде всего тенденций, которые дают начало не только сновидениям, но и всему телесному опыту. Это позволит понять свое обыденное «Я» и свои сны с совершенно новой позиции – с т.з. Создателя сновидений.

Сновидение – не просто духовный или мистический фактор. Мы не просто двигаемся: каждому нашему движению предшествует тенденция двигаться в определенном направлении. Сновидения – это ощущаемая нами тенденция к движению или мышлению, тенденция ощущать, видеть или слышать, которую мы чувствуем непосредственно перед тем, как ощущать, видеть или слышать.

Если эти тенденции не отслеживать, пропускать, оставляя незамеченными, они могут усиливать сами себя и становиться телесными симптомами. Они усиливают себя подобно квантовым феноменам в физике, а также феноменам сновидений в традициях аборигенов. Тенденция – понятие из квантовой физики. Один из ее основателей, Вернер Гейзенберг, предположил, что волновая функция (точнее, амплитуда волновой функции) – это тенденция некоего события в реальности, тенденция, дающая начало повседневной реальности (квантовая волновая функция представляет собой математическую структуру, используемую в физике для описания свойств частиц). Так вот сновидение (сон) – это образное представление этих тенденций, пытающихся воплотиться в реальности. Их осознание подскажет смысл сна. Истоки работы со снами находятся в разработанной Юнгом методике анализа сновидений. Но Минделл, в отличие от Юнга, предлагает два способа интерпретации сновидений (и это – два совершенно разных взгляда на мир):

1. С повседневной т.з. сон можно понимать как часть нас самих, которую нам нужно лучше узнать, расширить самотождественность, включив в нее персонажи или события сновидения; такая интерпретация основана на образах сновидения.

2. Духовная интерпретация – это интерпретация с т.з. Создателя сновидений: сон можно понимать как проявление некоей духовной силы. Она основана на той энергии, которая дает начало, создает образы сновидения.

Процессуальная работа также расширяет юнговскую технику активного воображения, созданную для установления рабочих отношений между осознающим разумом и бессознательным. Таким образом ее становится возможным использовать, когда визуальный канал меняется. Если мы видим персонаж сновидения и бессознательно начинаем двигаться, создается впечатление, что наш образ пропал. На самом деле процесс лишь сменил каналы. Информация, которая ранее явилась как видение, теперь проявляется в движении и обрабатывается в этом канале.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector