Как залить отмостку вокруг гаража
Как сделать отмостку вокруг гаража
Самостоятельная постройка гаража является задачей довольно сложной для выполнения. Причем имеется в виду не лишь общая трудоемкость процесса, но и необходимость технологического соответствия проводимых действий установленным нормам. Например, многими домашними мастерами (а иногда и профессионалами) часто уделяется поверхностное внимание сооружению отмостки вокруг постройки, что неправильно в корне. О том, как делается отмостка вокруг гаража своими руками и зачем это, вообще, делать, и пойдет речь в этой статье.
Общее описание
Прежде чем переходить к непосредственному описанию технологии сооружения отмостки, необходимо определиться с тем, что этот элемент собой представляет и для какой цели предназначен.
Отмостка – это элемент постройки, представляющий собой полосу материала вокруг периметра фундамента, основным назначением которой является защита этой части постройки от внешних воздействий.
Обратите внимание! От правильности изготовления отмостки зависит сохранность фундамента.
Немаловажно будет заметить, что отмостка может иметь как жесткую форму изготовления (бетонная заливка), так и нефиксированную (утрамбованный щебень). Однозначно сказать какой вариант является наиболее правильным нельзя, так как решать вопрос выбора необходимо исходя из конкретной ситуации. Однако стоит заметить, что какое бы технологическое решение ни было принято, необходимые для работ материалы должны быть качественными.
Изготовление бетонной отмостки
Как было сказано выше, одним из вариантов изготовления отмостки является выполнение бетонной заливки. Проводить этот процесс необходимо поэтапно:
- Сначала проводится подготовка к работам. Здесь подразумевается очистка периметра гаража от возможных загрязнений, а также разметка. Дело в том, что ширина отмостки будет находиться в зависимости от ширины свесов крыши. Защита фундамента должна быть как минимум на 20 см шире, чем свесы. Для разметки участка грунта можно использовать металлические или деревянные колья, между которыми натягивается прочная нить.
- Далее следует очередь земляных работ. Внутри очерченного периметра снимается слой дерна и выкапывается траншея глубиной около 30 см. Дно траншеи стоит обработать гербицидными составами с целью предотвращения роста корней растений, что может впоследствии привести к растрескиванию отмостки. Основание также следует утрамбовать.
- Когда траншея буде готова, внутри нее нужно смонтировать опалубку. Для ее изготовления можно взять фанерные щиты. Высота этих частей может подбираться так, чтобы соответствовать высоте будущей отмостки, то есть, как минимум выступать над поверхностью земли на 5 см. Опалубка выполняется только по внешнему относительно гаража периметру траншеи.
- Далее внутрь траншеи насыпаются поочередно слой песка, толщиной около 10–15 см, а затем слой щебня средней фракции такой же толщины. Стоит добавить, что перед засыпкой щебня периметр внутри опалубки следует разделить деревянными досками соответствующей ширины. Назначение таких разделителей – не допустить возможность последующего растрескивания опалубки, а также обеспечить возможность посекционного выполнения работ. При установке этих элементов своими руками необходимо учитывать, что расстояние между ними может выбираться произвольно, но обычно составляет около 1 м.
- Поверх насыпанных слоев выполняется бетонная заливка. Для приготовления раствора необходимо смешать в пропорции 1/3 цемент и песок, которые разбавить водой до оптимальной консистенции. Верхний слой заливки разравнивается, подобно бетонной выравнивающей стяжке и оставляется до застывания.
В итоге работ получается жесткая отмостка, которая будет защищать фундамент. Кроме того, следует добавить, что, вследствие сезонных смещений грунта, отмостка может фундаменту повредить. Чтобы этого не происходило, между защитой и «телом» фундамента необходимо оставить небольшой зазор шириной около 1–2 см, для чего можно использовать, например, сложенный в несколько раз рубероид.
Нефиксированная отмостка
Ещё одним вариантом изготовления отмостки является так называемая нефиксированная отмостка. Для её изготовления потребуются следующие действия:
- Аналогично вышеописанному случаю выкапывается траншея.
- Дно траншеи покрывается слоем песка, толщиной около 15 см.
- Далее выполняется сама кладка с применением цементного раствора.
На этом основные моменты работ завершаются. С точки зрения монтажа этот вариант значительно проще, по сравнению с обозначенным выше способом, да и цена материала получается ниже.
Обратите внимание! Однако такая защита крайне чувствительна к механическим воздействиям. Поэтому в местах, которые планируются для проходов, требуется дополнительное усиление поверхности. Например, можно уложить тротуарную плитку. Для этих целей поверх щебня насыпается слой песка, а затем с использованием цементного раствора укладывается плитка. Швы между отдельными элементами кладки затираются тем же раствором.
Как видно с изложенного выше материала, самостоятельное изготовление отмостки вокруг гаража вполне возможно, но при работах следует соблюдать все правила монтажа.
Видео
Благодаря видеоматериалу, вы сможете наглядно ознакомиться с технологией производства отмостки вокруг гаража:
Этапы устройства отмостки своими руками
Устройство отмостки описано в СНиП 2.02.01-83. В этом документе сказано, что водонепроницаемые полосы должны быть сделаны вокруг каждого здания. Зачем нужна отмостка? Ее нужно делать для защиты фундамента дома от влаги.
Горизонтальную защитную полосу стоит сделать шириной не менее 1-2 м, она должна проходить по периметру дома. При строительстве отмостки важно обращать внимание на ее прочность. Очень часто делают утепление защитной полосы. Кроме того, она должна не пропускать воду и плотно примыкать к стенам фундамента. Необходимо уделять пристальное внимание качеству строительства, чтобы вода не проникала в щель между отмосткой и цоколем.
Конструкция защитной полосы может быть 2 видов, строители используют для ее возведения разные материалы. Вы можете выбрать любую конструкцию, но следует помнить о том, что защита фундамента должна удовлетворять следующим функциональным требованиям:
Теперь вы знаете, для чего нужна отмостка.
Требования СНиП
Подробную информацию о размерах отмостки можно узнать, изучив СНиП. Обращайте внимание на вид грунта, поскольку каждый из них имеет свой тип просадочности. Все лессовые (глинистые) грунты можно отнести к просадочным. Если вы еще не знаете типа грунта на вашем участке, то для его определения обратитесь в специализированную лабораторию.
Изучив СНиП 2.02.01-83, вы увидите, что документ утверждает грунты 2 типов:
- Грунты I типа. К ним можно отнести те, просадка которых возможна при действии на них внешней нагрузки. От собственного веса просадка очень мала, допустимо до 5 см.
- Грунты II типа. Это те грунты, величина просадки которых превышает 5 см. Возможна просадка не только от внешней нагрузки, но и под влиянием собственного веса земли.
В документе представлена информация о том, какой ширины стоит делать отмостку. Если на вашем участке грунт I типа, то заливайте бетонную ленту шириной 1,5 м. Если лабораторный анализ показал, что грунт относится ко II типу, то сделайте отмостку шириной не менее 2 м.
Если на участке грунты, которые можно отнести к нормально несущим, то ширина отмостки должна быть не менее 0,8 м. Толщина отмостки является важным параметром, но СНиП нормирует ее в меньшей степени.
Снимите растительный слой с почвы, произведите выемку грунта. Насыпьте на дно щебень, песок или глину. Толщина основания должна быть не менее 15 см. Положите слой гидроизоляции и теплоизоляции. Готовая отмостка из бетона должна возвышаться над нулевой отметкой хотя бы на 5 см.
Если вы хотите сделать пешеходную отмостку, то должны уделить особое внимание прочности бетонной площадки. Рекомендуется увеличить ее ширину — это позволит сделать бетонное покрытие более надежным и комфортным для пешеходов.
Обратите внимание на уклон защитной ленты из бетона. На 1 м покрытия уклон должен составлять не менее 1 см. Чаще всего эту величину увеличивают, заливая отмостку с уклоном 3 см. Помните о том, что не стоит делать слишком крутой скат, ведь это будет способствовать увеличению скорости стока воды. В этом случае отмостка начнет разрушаться с краю. 10 см на 1 м ширины считается максимально допустимым уклоном.
Схема отмостки с уклоном
Очень хорошо, если вы можете позволить себе выделить дополнительные средства на сооружение водоприемных желобов. Их устанавливают на внешней границе бетонной площадки. Установив желоба, вы отведете дождевые воды от дома. Выделите достаточно средств на устройство бетонной отмостки.
Сооружение отмостки своими руками
Существует несколько способов возведения отмостки. Проще всего залить горизонтальную бетонную ленту, схема строительства достаточно простая. Сначала сделайте разметку и выкопайте котлован, установите опалубку. Засыпьте глину или щебень, хорошо утрамбуйте основание. Соорудите гидроизоляцию и уложите слой утеплителя. После этого возьмите арматурную сетку и аккуратно поместите ее сверху утеплителя.
Теперь можно заливать бетон, используйте примерно 80% готового раствора. Разровняйте его и утрамбуйте, а когда основной слой затвердеет, сделайте разметку поперечного уклона. Используйте для этого специальные рейки, прибейте их к опалубке.
Вторую часть бетона делайте более густой, раствор нужно выкладывать по секциям. Разравнивайте его, ориентируясь на рейки.
Устройство бетонной отмостки может выполняться и другим способом. Он заключается в отсыпке выравнивающего слоя на первом этапе строительства защитной ленты из бетона. Насыпьте больше щебня или глины ближе к стенам цоколя, аккуратно распределите материал и хорошо его утрамбуйте.
Для контроля уклона используйте уровень, пригодится в работе и нивелир. Когда вы положите гидроизоляцию и поместите в котлован слой теплоизоляции, залейте опалубку. Контролируйте уклон, обрабатывайте поверхность правилом.
Обратите внимание на бетонный раствор. Лучше всего в этом вопросе ориентироваться на ГОСТ. Если вы живете в местности с суровым климатом, то купите автодорожный бетон. Используйте марку не ниже М200, тогда отмостка будет служить очень долго.
Есть еще одна технология возведения отмостки. Асфальтобетонная площадка имеет твердый верхний слой, который образуется при застывании минеральных наполнителей. Эта технология строительства наиболее выгодна, если рассматривать бюджет, ведь асфальтобетонная отмостка доступна многим.
Особенности возведения мягкой отмостки
Мягкой называют ту отмостку, которая не имеет твердого верхнего слоя. Магазины предлагают потребителям большой выбор современных материалов. Если вы не желаете тратить времени на устройство бетонной отмостки, то можете остановиться на мембранных материалах. Их можно монтировать в любом климате, погодные условия не оказывают влияния на процесс укладки. Срок службы мембраны более 60 лет.
Отмостка будет состоять из нескольких слоев, профилированная мембрана заменит гидроизоляционный материал. С ней очень легко работать, мембрана не разлагается в почве, она не трескается. Используя ее в строительстве отмостки, вы получите возможность реализовать самый смелый проект.
Выберите наиболее подходящее финишное покрытие для отмостки, учитывая тенденции ландшафтного дизайна. Это может быть растительный субстрат или гравий. Устройство отмостки из тротуарной плитки понравится многим владельцам загородных домов. Вы можете сделать ландшафтный проект индивидуальным, выложив отмостку из брусчатки.
Отмостка из бетона привычна многим, но чаще всего в новых домах используется другая технология. Мягкая отмостка позволит сэкономить, ведь строительство обойдется намного дешевле, если вы выберете эту технологию.
Для частного домостроения важно сделать ландшафтный дизайн уникальным. Мягкая отмостка даст вам эту возможность, например, вы можете использовать отмостку в качестве пешеходной дорожки. Можно сделать на ее месте озеленение или выбрать любой другой вариант.
Теперь вы знаете, для чего нужна отмостка и какие преимущества у этой технологии строительства.
Как правильно обустроить въезд в гараж своими руками
Для любого автовладельца важно иметь не только гараж, но и оборудовать правильно въезд в него. От того, насколько точно и удобно он будет выполнен, зависит безопасный заезд автомобиля. Небрежно сделанный въездной вход может привести к тому, что на территорию гаража неудобно будет въезжать, а также в него станут попадать осадки в виде дождя и снега. О том, как правильно и с наименьшими затратами и силами сделать въезд в гараж, расскажем ниже.
Въезд в гараж
Погодные неприятности в виде грязи, наледи, луж, способны создать проблемы перед любым гаражом. Обледенелые выступы, на которых колеса машины проскальзывают, увеличивают не только нагрузку массы на подвеску автомобиля, но и становятся причиной внештатных ситуаций.
Темное время также может стать причиной возникновения неисправностей из-за постоянного риска задеть бампером какое-либо препятствие. Кроме того, накапливающаяся вода у входа в гараж активно старается попасть вовнутрь помещения. Все эти моменты подчеркивают значительность правильной организации въезда в гараж.
Разновидности въездов в гараж
Обустраивая гараж, обязательно оборудуйте для него въездной путь. Это поможет не только сделать заезд удобным, но и сгладит перепад плоскости перед воротами. Оснастив дополнительно оборудование пандусом, вы сможете защитить внутреннюю часть помещения гаража от попадания внешних осадков.
Отличным решением для подземных гаражей также будет оборудованный въезд. Он послужит ориентиром и станет пополнением для усиления грунта. Правильно оборудованный заезд способен минимизировать тяжесть на ходовой узел, что гарантирует безопасную парковку и беспроблемный въезд.
Заехать в гараж можно:
- по въезду, оборудованному пандусом;
- по отмостке;
- по стяжке.
Рассмотрим каждый вид по отдельности далее.
Как сделать въезд в гараж с подъемом и спуском
Основная цель сооружения – организация удобного въезда в помещение гаража. Чем более крутой пандус, тем удобнее его использовать. Пандусы в гараж бывают двух видов:
- сооружение с подъемом;
- пандус со спуском (чаще всего используется в подземных гаражах).
Отличительной особенностью между ними является: у пандусов с подъёмом имеются бордюры для предотвращения съездов, а у сооружений со спуском в роли ограничителя выступают стены.
Размеры пандуса обычно составляют примерно на 30 см больше, чем ширина гаражных ворот. В конце тоннеля пандуса сооружение ненамного расширяется, чтобы облегчить въезд автомобиля. Средняя длина составляет 3-5метров, в зависимости от выбора владельца гаража.
В устройстве пандуса предусмотрен наклон поверхности и система дренажа. Чтобы не скапливалась вода, перед порогом устанавливается специальная небольшая канава с вмонтированной решеткой. Такой дренаж отлично выводит осадки и не дает скапливаться дождевой воде. По желанию хозяина гаража можно установить навес, чтобы уберечь гаражные ворота от сильного ветра или снегопада.
Материалом для изготовления пандусов могут служить различные варианты:
У каждого материала есть свои плюсы и минусы.
Деревянный пандус легко собирается. Он прост в изготовлении, но не долговечен. Менять его или собирать заново вам придется раз в два-три года.
Металлическое сооружение – наиболее надежный и долговечный вариант. Но при низких температурах появляется коррозия.
Бетонный пандус – самый подходящий вариант по соотношению качество-цена. Правильно установленное, по всем технологическим нормам, сооружение прослужит долго.
Отмостка
Отличительной особенностью сооружения является поверхность из забетонированного или асфальтового материала с уклоном от гаража отвода сточных вод.
Наиболее вероятным вариантом для оснащения остмосткой гаража будет сооружение наклонной поверхности пола с уклоном на 20 градусов, ширина может базироваться до 1 метра и более, в зависимости от того, какую площадь занимает гараж.
Часто можно увидеть, как отмосткой выложена вся территория перед домом или гаражом. Варианты выкладки могут быть различными: плитка, бетон, асфальт. Выложенная отмостка перед гаражом по всем техническим правилам будет не только выглядеть хорошо, но и поможет без трудностей заезжать вовнутрь помещения.
Стяжка
Вариантом изготовления въезда из стяжки служит смесь, состоящая из цемента и песка, или забетонированный слой с примесью асфальтовой крошки. Стяжка является идеальным вариантом для въезда в гараж в том случае, когда необходимо выровнять и придать твердости поверхности. Стяжка применяется, когда грунт недостаточно жесткий.
Специалисты по обустройству рекомендуют сделать порог заезда в гараж чуть выше (примерно на 15-20см), даже если уровень въездной колеи одинаковый. Это поможет защитить помещение от осадков.
Как правильно сделать въезд в свой гараж
Перед тем, как приступить к строительным работам, проводят предварительный расчет. По средним показателям правильный выезд должен быть больше на 30 см по ширине, чем ворота гаража. Размер может варьироваться, в зависимости от желаний владельца и особенностей прилегающей территории.
Наклон заезда рассчитывается по нормам, описанным в СНиПе. Средний показатель составляет примерно 15-20 градусов на всем расстоянии пути.
Перед установкой рекомендуется:
- расчистить территорию перед гаражом от мусора;
- при наличии коммуникаций – изолировать их в специальные короба или рассчитать конструкцию с учетом их включения или обхода.
Как правильно сделать пандус в гараже подземном
Строение пандуса для гаража представляет собой небольшой помост, который примыкает к въезду в гараж. Он ставится под небольшим углом. Изготовить пандус можно своими руками, как во временном, так и в постоянном варианте.
В первом случае подъезд делается из досок – подойдут любые пиломатериалы. Плюсом такого изготовления является:
- быстрота;
- небольшая цена;
- скорость ввода в эксплуатацию.
- недолговечность;
- малые нагрузки;
- разрушение от влаги.
Оптимальным вариантом для изготовления пандуса послужит бетон. Как изготовить или залить въезд в гараж, расскажем далее.
Бетонированный пандус
Для строительства подъезда к гаражу вам понадобятся:
- цементная смесь (М400);
- доски для деревянной опалубки;
- песок и щебень;
- арматура.
Перед тем, как приступить к работе, подготовьте участок:
- Очистите от мусора. Обозначьте границы. Уплотните грунт с помощью вибромашины. Образовавшуюся площадь залейте водой, это поможет в усадке почвы.
- Следующий этап – формирование опалубки. Установите конструкцию из досок или любых пиломатериалов, в которую будет заливаться бетон.
- Сварите каркас из арматуры в виде сетки и установите на дно опалубки. Он придаст прочности бетону и поможет ему прослужить долго.
- Смешайте все ингредиенты в пропорции: цемент 1 часть + щебень 5 частей + песок 3 части. Заливайте опалубку полученным раствором сразу после изготовления.
- Пандус заливается в несколько слоев. Можно условно отмерить 10-15 см и протянуть вдоль опалубки нитку или леску. Залитый слой выравнивается при помощи шпателя и тщательно утрамбовывается, чтобы избежать пустот и внутренних пузырей.
- Сформированным слоям дают время на высыхание, не забывая отслеживать их состояние.
- Перед готовым пандусом для въезда в гараж обязательно формируют дренажную канаву. Для этого выкапывается траншея с наклоном на глубину 40-50 см. Полученный дренаж будет выводить воду в специально установленный резервуар или просто на отдаленный участок.
- Канаву бетонируют, и сверху устанавливают решетки, чтобы предотвратить попадание грязи, листьев и иного мусора.
Как сделать отмостку
Подобная конструкция также имеет большое значение не только для заезда в гараж, но и для хозяйственных нужд. Отмостка помогает отвести сточные воды от фундамента. Материалом для изготовления может послужить бетон или тротуарная или бордюрная плитка. Оборудованный подъезд к гаражу своими руками этими материалами не только смотрится красиво и аккуратно, но и обеспечивает безопасные маневры при въезде автомобиля.
Основные правила при обустройстве оснастки:
- ширина – до 0,5-0,7 метра;
- высота устанавливается в зависимости от особенностей материала, который будет использоваться (щебенка или гравий до 50 см. бетон или плитка до 40-60 см);
- уклон въезда – до 10-15 мм на каждые полметра (если отмостка строится в подземном гараже).
Обустройство площадки под отмостку:
- Подготовьте площадь перед гаражом. Уберите мусор и утрамбуйте поверхность до ровного состояния.
- Следующий шаг – выкладка щебня или гравия на грунт. Вместо опалубки устанавливаем бордюр и начинаем производить укладку плиток или брусчатки.
- Выкладывая материал, корректируем установку при помощи киянки (легкими постукиваниями).
- Зазоры между уложенными плитками или брусчатками засыпаем песком.
Правильная стяжка
Установка стяжки аналогична вышеперечисленным способам. Первым делом необходимо произвести расчеты будущей площади стяжки, а также необходимых материалов. После расчистки участка и установки опалубки с арматурой на дно выкладывается песчаная подушка из песка, цемента и щебня или гравия (высотой 10-15 см), а затем заливается бетоном. Если въезд предназначается для грузовых автомобилей, лучше всего использовать в качестве основы подушки бетон М 500, 600 и выше.
Заключительный этап состоит в эстетическом оформлении. Украсят вашу площадку различные полимерные покрытия, придадут аккуратный вид, а также помогут сохранить длительный срок эксплуатации бетонного основания.
Материалы для строительства въезда
Задумываясь об изготовлении въезда в гараж, просчитайте заранее площадь вашего участка. Также подготовьте материал, который вам будет необходим:
- цемент (чем выше его марка, тем прочнее будет основание);
- песок;
- бетон (сухой или разбавленный, определенной марки);
- вода;
- глина;
- плитка;
- бордюрный камень;
- брусчатка;
- щебень, гравий.
В заключение
Оборудовав площадку для заезда в гараж по всем техническим правилам, вы, как автовладелец, сможете уверенно и безопасно совершать любые маневры. Кроме того, любые внешние осадки не попадут внутрь, а значит, фундамент гаража прослужит долго.
Затратив силы, время и деньги на установку, вы с лихвой окупите удобство и комфорт от въезда автомобиля в гараж.
Как создается устройство отмостки
Устройство отмостки можно охарактеризовать как заключительный вид работ при постройке дома. Чаще всего ее выполняют совместно с обустройством въезда в гараж или лестницы крыльца. Но отделка фасада здания должна быть завершена до обустройства бетонной отмостки.
Что представляет собой отмостка
Не всем строителям, самостоятельно выполняющим работы по возведению дома на собственном участке, может быть понятно, для чего нужна отмостка. Надо пояснить, что ее назначением является в первую очередь защита фундамента от паводковых и дождевых вод, но в некоторых случаях она выступает и как элемент благоустройства территории перед домом. В итоге выходит хорошо утепленная, неподвластная разрушительному действию весенних вод и разнообразных осадков конструкция.
Будет очень удобно и красиво, если покрытие отмостки выполнить из того же материала, который использован для мощения тротуаров или подъезда к гаражу.
Поскольку главное, для чего нужна отмостка, — это обеспечение отведения влаги от фундамента и стен, ее гидронепроницаемости надо уделить повышенное внимание. Если данный элемент отсутствует, а к строению вплотную примыкает грунт с растущими растениями, конструкция может чрезмерно увлажняться, а корни растущих поблизости кустарников способны нанести фундаменту немалый вред.
В прежние времена по периметру зданий выполняли обрамление из глины, иногда — с насыпанным сверху щебнем — это так называемая мягкая отмостка. В наше время ее делают разве что вокруг гаражей или хозпостроек. Чаще всего выполняется устройство отмостки из бетона — этот материал позволяет соорудить сплошную поверхность, лишенную щелей. Особенно важно это будет в тех случаях, когда нет уверенности в надежности гидроизоляции фундамента.
Если же она выполнена правильно, то можно применять в обустройстве и такие материалы, как щебень, брусчатка, а также плиты. Иногда, если позволяют технические возможности, выполняется асфальтобетонная отмостка.
Как подготовить грунт
Чтобы отмостка получилась прочной, следует предварительно утрамбовать грунт по всему периметру фундаментных стен. Далее следует подготовить место под устройство бетонной площадки: снять верхний растительный слой, мешающий нормальному трамбованию. При недостаточном снятии верхний слой грунта, оставшийся на прежнем месте, будет поглощать влагу и удерживать ее — это может серьезно повредить стены постройки ниже того уровня, на котором находится отмостка.
После того, как будет расчищено достаточно места, сверху укладывают слой дренажа. Его толщина выбирается в зависимости от того, какой фракции подобран материал, и от финишного слоя, который может быть выполнен, к примеру, из брусчатки. Расчеты можно выполнить следующим образом: измеряется толщина снятого слоя земли, из этого значения вычитается толщина покрытия и слоя песка на дне. Полученное число и определяет, какой по толщине слой устраивать для заполнения. При необходимости можно немного приподнять финишное покрытие — так делают в тех случаях, когда отмостка одновременно играет роль пешеходной дорожки.
Что надо учесть при выполнении работ
Правила сооружения регулируются нормами СНИП, где прописано множество требований. Если создавать конструкцию в соответствии с ними, выполнять понадобится каждое. Но в частном строительстве мало кто соблюдает все требования СНИП — этими нормами лишь руководствуются при совершении расчетов.
При работе надо помнить про уклон отмостки — его направляют обязательно в противоположную от стен сторону. Обеспечить его можно двумя путями: формированием склона путем утрамбовывания земли в траншее или выполнением планировки покрытия при укладке.
Уклон выполняется в 1,5-2% — это примерно 10 мм на 50 см ширины самой отмостки и соответствует требованиям СНИП.
Между отмосткой и стеной должен быть соблюден зазор. Он обеспечивает защиту от разрушения гидроизоляции подвальных стен. При несоблюдении этого правила отмостка, сделанная из брусчатки или плит, при воздействии мороза будет давить на стену. А при любых механических нагрузках, например, при хождении, будет повреждаться изоляция наружной поверхности. Для предотвращения таких неприятностей должен быть оставлен компенсационный шов в пару сантиметров толщиной, который наполняют пенополистиролом или песком или просто прокладывают рубероид в два слоя.
Высота цоколя будет зависеть от материала, из которого сделана отмостка. Для щебенки и гравия цоколь поднимают на 30 см в высоту. При твердой и плоской поверхности цоколь следует делать больше — примерно 50 см.
Поверхность из брусчатки
Чаще всего отмостка выполняется из бетона или из брусчатки. В строительных магазинах и на базах последняя представлена в самых разных цветах и формах. У брусчатки края выполняются ровными или с фаской, представляющей собой закругления по периметру элемента или части. Такого рода закругления серьезно снижают риски откалывания краев, конструкция дольше сохраняет целостность и приятный внешний вид.
Из такой брусчатки принято выполнять тротуары, причем используются разные по размеру плитки. Устройство отмостки из тротуарной плитки занимает совсем немного времени. Толщина элементов может быть разной. Чаще всего используют куски толщиной 6 см — этого достаточно, чтобы выдержать нагрузки, которые возникают при ходьбе по ним. Чтобы брусчатка имела бы завершенный внешний вид, применяют бордюры и разнообразные элементы для отделки краев.
Такая брусчатка спокойно переносит перепады температуры — ее состав специально разрабатывается с учетом постоянных нагрузок и изменчивой окружающей среды. Большое разнообразие форм позволяет выполнять устройство бетонной площадки, выложенной орнаментом. Чтобы получилась приятная глазу картина, должна быть тщательно выбрана схема для ее создания. Зазоры между элементами наполняют песком.
Технология сооружения покрытия из камня почти не отличается от предыдущего способа. Каменная брусчатка может быть пиленой или колотой, желтого, красного, серого или черного цвета. Если в одной партии куски немного отличаются оттенком, это не будет браком — таково природное свойство данного материала. Порой именно это свойство является определяющим при выборе материала, поскольку создает иллюзию естественности покрытия.
Каменные элементы бывают в форме кубов или параллелепипедов. Как и в предыдущем случае, элементы укладываются на слой из песка или щебенки толщиной в 3-5 см, затем заполняются швы и все утрамбовывается.
Отмостка, изготовленная из бетона
Одним из наиболее простых и экономичных решений можно назвать устройство бетонной отмостки. Но при этом следует помнить, что к смесям из бетона существуют определенные требования по ГОСТ. Перед тем, как сделать отмостку, желательно ознакомиться с этими требованиями и приобрести подходящий для вашего случая рабочий материал.
Отмостка из бетона обеспечит сооружению водонепроницаемость. Толщина должна быть самое меньшее 7-10 см. Отмостку отделяют от стены компенсационным швом и делят швами через каждые 6 м. Для декора можно использовать камни — например, гальку любого диаметра. Укладывать ее можно с любой желаемой частотой.
Делаем из тротуарных плит
При создании бетонной отмостки из тротуарных плит действия будут похожи на устройство предыдущих вариантов. Плюсы такого материала в том, что при повреждении одного элемента его можно с легкостью поменять на другой. Плиты, представленные на строительных рынках, могут быть квадратной или прямоугольной формы. У квадратов стороны составляют 30, 40 или 50 см, а толщина — 4-8 см. У прямоугольников ширина — 50 см, длина — 100 см, толщина — 4,5 см. Они могут иметь разные цвета и фактуры — от идеально гладкой до рифленой.
Так же, как и для бетонной площадки, для плит предварительно готовят слой щебня или песка, затем укладывают элементы, швы заполняют и трамбуют. Ширина для отмостки должна выбираться таким образом, чтобы не пришлось подрезать плиты — для этого она планируется равной одной или двум закупленным плитам.
Щебенка для устройства
Очень просто в выполнении сооружение из обычного щебня. Его удобно использовать, если уровень грунтовых вод очень высокий, а также в тех случаях, когда выполняется дренаж по периметру здания. Кроме щебня можно использовать керамзит, гальку или гравий. В сочетании с подушкой из глины получится мягкая отмостка. Можно выбрать состав материала так, чтобы весь он был одной и той же фракции, но тогда его не получится плотно утрамбовать, и ходить по нему будет не особенно удобно.
На хорошо утрамбованный грунт устраивают геотекстиль, сверху делают насыпку из щебенки. Слой должен быть толщиной примерно 10 см. Геотекстиль не позволит гранулам материала смешиваться с почвой и не допустит прорастания сорняков. Чаще всего такую насыпь делают при сооружении гаража своими руками — она довольно экономична и вполне справляется со своими функциями.