1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деревянные духовые Деревянные музыкальные инструменты названия

Виды музыкальных инструментов

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты — это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне. И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные — флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог. — представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) — типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон — король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков — натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей — клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон — примеры свернутых труб.

Как выучить ноты детям? — читайте тут.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов — одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом — так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли. и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня — щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас — смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные — клавикорды и клавесины — появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано — инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного «пианино». Старший брат пианино — да что там брат — король! — так и называется: рояль. Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой — и один из самых древних! — музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи.

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука. ) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок — основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель — губная гармоника.

губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа.

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами. Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже. играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. 🙂

терменвокс

Разделение инструментов на эти группы — всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные. Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

Музыкальные инструменты: Деревянные духовые

Музыкальные инструменты. Деревянные духовые

Так называют музыкальные инструменты, в которых звук извлекается при помощи колебания воздуха в полой трубке. Одни из них изготовляют из дерева, другие — из металла. Это очень важно, ведь именно материал, из которого делают инструмент, влияет на характер и тембр его звучания — звук металла сильно отличается от звука, издаваемого деревом. В связи с этим духовые инструменты делятся на две группы — деревянные и медные. Но все они имеют одно общее качество: в отличие от клавишных или струнных инструментов они одноголосны. То есть на каждом из них можно сыграть только одну мелодию. Поэтому в оркестре применяют обычно по два и более инструмента одного вида.

Читать еще:  Сочинениеописание зимы на английском

Что представляют деревянные духовые инструменты? Это полые трубки, снабжённые сложным клапанным механизмом. Изготовлялись они из дерева, впрочем, часто и из другого материала. Особенно повезло флейте. Она была любимицей королей и аристократов, поэтому в XVIII в. её иногда делали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота. В наше время — это особый металлический сплав.

Если все струнные инструменты свою форму получили где-то в одно время, группа деревянных духовых развивалась неодинаково. Одни инструменты известны со времён далёкой древности, другие появились недавно. Каждый из них имеет индивидуальную конструкцию. Общим для них является способ извлечения звука.

Звучащим телом в них является столб воздуха, заключённый в трубке. Он приходит в колебание, когда исполнитель вдувает в неё воздух. Если закрыть клапанами все отверстия в трубке, инструмент издаст самый низкий звук. Если постепенно открывать отверстия, столб воздуха будет укорачиваться, а звук повышаться. Для вдувания воздуха у флейты устроено особое губное отверстие, а у других деревянных духовых инструментов — специальное приспособление, называемое тростью: сложенные вместе и связанные камышовые пластинки. В нижней части трубки некоторые инструменты имеют небольшое расширение, похожее на колокольчик, — раструб, его нет у флейты и фагота.

Слушание: Флейта. Диапазон инструмента.

Флейта — один из старейших инструментов семейства. Её прапрабабушкой была тростинка. Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника, или беззаботное пение лесных птиц?

Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Но флейта умеет петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо. Послушайте, как чарующе звучит она в знаменитой «Мелодии» из оперы Глюка «Орфей».

Слушание: Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

Флейта может звучать как человеческий голос, недаром её звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само её название не случайно происходит от слова flatus -дуновение. Вспомните оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: колоратурным пассажам дочери Мороза в самом начале оперы вторят виртуозные наигрыши флейты.

Слушание: Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент).

Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, чистым и мягким. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент. Вряд ли найдётся народ, у которого не было бы своей флейты. Испокон веков она была пастушьим инструментом – её звуками пастухи созывали свои стада.

Слушание: Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». II ч. (фрагмент).

В Древней Греции была распространена многоствольная флейта — флейта Пана, или Сиринкс. Эту историю рассказывали многие древнегреческие авторы. Флейтисты в Элладе и Риме пользовались особым почётом.

Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из них — это тростник. Так же как под пальцами Афины заливается флейта, в устах Пана поёт Сиринкс. (Пан — бог лесов и рощ. Он родился покрытый волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, бородой и хвостом).

Когда-то Сиринкс была прекрасной девой. Влюблённый Пан преследовал её, но густой лес укрыл уносящуюся от него прочь девушку. Пан уже было настиг её и простёр вперёд руку. Он думал, что догнал её и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а листва тростника. Говорят, что деву скрыла от него земля, а вместо неё родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и после этого не смог её найти. Тогда он понял, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил её. Пан собрал все тростинки, как части тела, соединил их вместе, взял их в руки и стал целовать свежие срезы. Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс зазвучала.

Слушание: Пан-флейта. Einsamer Hirte («Одинокий пастух).

Высоко ценили флейту и в Средние века. Играли в то время на продольной флейте, которую держали как дудочку — вертикально. Звук её мягче современной, более нежен, но зато он менее ярок и сила его звучания уступает поперечной флейте. Её так назвали потому, что держат горизонтально.

В XVII в. обе флейты — и продольная и поперечная были распространены в быту и в профессиональной музыке. Обе вошли в первые оркестры. Продольная флейта обладала более поэтичным звуком, и её называли «нежной флейтой». Но поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине XVIII в. она вытеснила прямую флейту из оркестра.

Гобой не менее древен, чем флейта. Его прапрабабушкой является первобытная свирель. Более близкие его предки – древнегреческий авлос и кавказская или среднеазиатская зурна.

В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока. В таком виде, как мы его знаем, он был создан французскими мастерами в XVII в. и вскоре вошёл в состав оркестра. Почти целое столетие гобой был кумиром музыкантов и любителей музыки. Люлли, Рамо, Бах, Гендель отдали дань этому замечательному инструменту.

Слушание: Гобой. Диапазон инструмента.

Гобой представляет собой коническую трубку с раструбом и трость, которую исполнитель держит во рту. Это наконечник, сделанный из двух камышовых пластинок, прилегающих друг к другу. Когда в них вдувают воздух, они приходят в колебание, заставляющее звучать воздушный столб внутри трубки. Благодаря некоторым особенностям конструкции, гобой почти не меняет настройку. Поэтому стало традицией именно по нему настраивать весь оркестр.

Гобой достаточно подвижный инструмент, хотя и уступает в этом отношении флейте. Это скорее поющий, нежели виртуозный, инструмент.

Чтобы познакомиться со звучанием гобоя, послушайте «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». А в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» гобой изображает утку, громко крякающую и неуклюже переваливающуюся с боку на бок.

Слушание: Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

Слушание: Английский рожок. Диапазон инструмента.

Самый близкий родственник гобоя – английский рожок, который ещё называют альтовым гобоем. Он чуть больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, как сказал Н. А. Римский-Корсаков: «лениво-мечтательный».

Английскому рожку часто поручают напевные мелодии, например, вступление к ариозо Лизы из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», Поэма для симфонического оркестра, хора и солистов «Колокола» 4 часть, С. В. Рахманинова и др.

Слушание: Рахманинов. Колокола. Поэма для симфонического оркестра, хора и солистов. IV ч. (фрагмент).

Кларнет. Мы знаем, что флейта и гобой уже более трёх столетий являются участниками оркестра. Кларнет появился в нём только на рубеже XVIII-XIX вв. Предком кларнета был народный средневековый инструмент — свирель шалюмо. В 1690 году немецкий мастер Деннер усовершенствовал его. Верхний регистр созданного Деннером инструмента поразил современников своим резким, пронзительным тембром, напоминавшим звук трубы. В то время трубу именовали Clarino. Поэтому новому инструменту дали имя Clarinetto — маленькая труба. Оба названия связаны с латинским словом Clarus — светлый, что прекрасно характеризует тембр этих инструментов.

Слушание: Кларнет Диапазон инструмента.

Кларнет немного напоминает гобой. Это цилиндрическая деревянная трубка с раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом. Но сама трость отличается от гобойной: она состоит не из двух, а из одной тростниковой пластинки, прикреплённой к мундштуку, похожему на птичий клюв. Кларнетист держит «клюв» во рту и, вдувая в него воздух, заставляет инструмент звучать. Так возникает звук совершенно особой окраски, полный, округлый, отличающийся необыкновенным благородством.

Читать еще:  Какие иконы обязательно должны быть дома

Кларнет — один из совершеннейших инструментов, требующий от исполнителя очень малого расхода воздуха. Он необыкновенно подвижен. Пассажи, скачки, арпеджио — всё это с лёгкостью удаётся кларнету. Кроме того, кларнет обладает ещё одним очень важным качеством: ему доступно гибкое изменение силы звука, постепенное усиление и ослабление звука. Всё это сделало кларнет одним из самых выразительных голосов оркестра. Недаром многие композиторы именно кларнету поручают выразительнейшие соло в своих произведениях.

Во второй половине XVIII века возможности этого инструмента были оценены по достоинству благодаря ярким оркестровым и ансамблевым сочинениям Рамо, Иоганна Кристиана Баха, Генделя, Моцарта, Вебера, а затем, в XIX веке, Брамса и других авторов.

Слушание: Брамс. Квинтет для кларнета и струнного квартета. II ч. (фрагмент).

Есть несколько разновидностей кларнета. Кроме основного существует ещё малый кларнет с диапазоном на кварту выше обычного, отличающийся пронзительным звуком, а также бас-кларнет, звучащий октавой ниже обычного. Тембр бас-кларнета сочный, звенящий, а в низком регистре мрачный, угрюмый.

Фагот — самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных духовых. Его родословная восходит к первой половине XVI в. Предком фагота считается басовая свирель бомбарда. Пришедший ей на смену фагот был построен каноником Альфаньо дельи Альбонези. Большая деревянная перегнутая вдвое трубка инструмента напоминала вязанку дров, что и запечатлелось в названии. Итальянское слово il fagotto означает «вязанка». Новый инструмент пленил современников мягкостью и благозвучностью тембра, и, по контрасту с хриплым, грубым голосом бомбарды, его стали называть «дольчино» — сладостный. В дальнейшем он был значительно усовершенствован и с конца XVII в. вошёл в состав оркестра.

Слушание: Фагот. Диапазон инструмента.

Ствол фагота очень велик, поэтому играть на нём, как на флейте или кларнете, было бы невозможно. Мастера нашли оригинальный выход: трубку сложили пополам. К верхней части трубки прикрепляют изогнутую металлическую трубку, на которую надета трость. Во время игры фагот на шнурке подвешивают на шею. Тембр фагота на протяжении диапазона меняется от мощного, грозного внизу до пронзительного и напряжённого вверху.

В XVIII в. в Европе фагот пользовался огромной любовью современников: одни называли его гордым, другие — нежным, меланхолическим, религиозным. Эта привязанность доходила до того, что количество фаготов в оркестре иногда превышало количество скрипок: четыре фагота при трёх скрипках во времена Генделя. В общем, фагот многое видел, обладает огромным опытом музицирования в салонах, домах, дворцах, концертных залах. Во многих случаях фагот незаменим.

Иоганн Фридрих Фаш – один из крупнейших композиторов Германии первой половины XVIII века. Он родился близ Веймара, служил капельмейстером при дворе Лукавече, затем в Цербете. Он написал три оперы, кантаты, мессы, оркестровые сюиты, концерты, сонаты для солирующих инструментов. Авторитет его настолько велик, что И. С. Бах сам переписал пять из его оркестровых сюит, а в рукописном архиве Ф. Э. Баха был найден годовой обиход его церковных сонат. Соната C-dur для фагота – один из ярких примеров раскрытия виртуозных возможностей инструмента.

Слушание: Иоганн Фридрих Фаш. Соната C-dur для фагота I ч.

Нередко исполняемая фаготом мелодия в быстром темпе создаёт комическое впечатление. Это использовал М. И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики трусливого поклонника Людмилы Фарлафа. Когда он встречается с колдуньей Наиной, чередующееся стаккато двух фаготов передаёт его трусливую дрожь. Но иногда фагот звучит трагически. В начале Шестой симфонии П. И. Чайковского, фагот играет скорбную сосредоточенную мелодию. А теперь вспомните симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк». Роль дедушки в этой сказке играет фагот. Пожилые люди часто ворчат на своих внуков. Низкий, ворчливый, немного хриплый голос фагота очень подходит к этой роли.

Одна из разновидностей фагота – контрфагот — очень похож на фагот. Его диапазон на октаву ниже основного. Применяется он для усиления басовых голосов оркестра.

Вопросы и задания:

  1. Какой деревянный духовой инструмент является самым древним?
  2. Что такое поперечная и продольная флейта?
  3. Какой инструмент надо добавить, чтобы семейство деревянных духовых стало полным: флейта, кларнет, фагот?
  4. Какой инструмент среди них является самым высоким?
  5. Как извлекаются звук на кларнете?
  6. Чем отличаются тембры звучания деревянных инструментов?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 29 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Английский рожок. Диапазон инструмента, mp3;
Гобой. Диапазон инструмента, mp3;
Кларнет. Диапазон инструмента, mp3;
Фагот. Диапазон инструмента, mp3;
Флейта. Диапазон инструмента, mp3;
Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», часть II (фрагмент), mp3;
Брамс. Квинтет для кларнета и струнного квартета, часть II (фрагмент), mp3;
Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика», mp3;
Пан-флейта. Одинокий пастух, mp3;
Рахманинов. Колокола, часть IV (фрагмент), mp3;
Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка» (фрагмент), mp3;
Фаш. Соната до мажор для фагота, часть I, mp3;
Чайковский. Танец маленьких лебедей, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Какие существуют виды духовых инструментов?

Духовые инструменты очень отличаются по своей структуре и звучности от всех остальных инструментов, причем они выделялись в музыке всех культур еще с доисторических времен. Классификация этих инструментов хорошо отражает взаимосвязь и различия между разными видами духовых.

Как устроены духовые инструменты?

Духовой инструмент состоит из резонаторов определенного типа (как правило, в форме трубок). В них происходят колебания столба воздуха, который игрок вдувает в духовой инструмент, а вследствие этого усиливается звук.

Звуковой диапазон духового инструмента определяется размерами его резонаторов. Например, звук, извлекаемый из толстой тубы, низкий, поскольку длина ее воздушного канала способствует низкочастотному колебанию потока воздуха. А звучание тонкой флейты будет высоким за счет более узкой формы инструмента, а, соответственно, и меньшего объема резонатора: при таких условиях столб воздуха чаще колеблется о его стенки, следовательно, звук становится выше.

Увеличить частоту колебания столба можно за счет ускорения вдувания воздуха, то есть если создать более быструю и острую воздушную струю.

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на две группы:

  • медные духовые инструменты;
  • деревянные духовые инструменты;
  • клавишные духовые инструменты.

Изначально такое распределение возникло из-за материалов, используемых для изготовления того или иного инструмента, но впоследствии оно стало в большей степени относиться к способу извлечения из него звука. Материал инструментов, изготавливаемых в наше время, медью и древесиной не ограничивается и может быть самым разнообразным – от металла и до пластика, от латуни и до стекла, но за этими инструментами все равно будет закреплена принадлежность к одной из вышеназванных групп.

Деревянные духовые инструменты

При игре на них звук извлекается благодаря изменению длины столба воздуха. Этого можно достигнуть при открывании особенных отверстий, что находятся на инструменте, а каких именно – зависит от расстояния, на котором эти отверстия друг от друга находятся.

Деревянные духовые инструменты делятся на две подгруппы: лабиальные и язычковые. Распределение зависит от того, каким способом воздух вдувается в инструмент.

В лабиальных вдувание воздуха происходит через поперечную щель, расположенную на головке самого инструмента: благодаря этому струя воздуха рассекается и способствует внутреннему колебанию воздуха.

К лабиальным духовым инструментам относятся дудка, а также флейта и ее разновидности.

В язычковых вдувание происходит с помощью язычка – тоненькой пластины вверху инструмента, вследствие чего столб воздуха приходит в колебание.

К язычковым духовым инструментам относят: саксофон, кларнет, фагот и их разновидности, а также такие инструменты, как балабан и зурна.

Медные духовые инструменты

От способа звукоизвлечения, вызываемого определенным положением губ на инструменте и силой вдувания воздушной струи, зависит принадлежность инструмента к медным духовым. Эти духовые инструменты раньше были медными, впоследствии латунными, а иногда и серебряными.

Медные духовые инструменты тоже делятся на подгруппы.

Особенность вентильных инструментов заключается в том, что они, собственно, оснащены тремя или четырьмя вентилями, которыми управляет игрок с помощью пальцев. Нужны они для того, чтобы увеличить длину струи воздуха посредством увеличения длины самого инструмента и таким образом понизить звук. Это происходит при нажатии на вентиль, когда в трубку включается добавочная крона и инструмент дополнительно удлиняется.

К вентильным инструментам относятся: труба, валторна, туба, саксгорн и другие.

А вот у натуральных духовых инструментов добавочных трубок нет совсем: они извлекают звуки только из натурального звукоряда и не способны играть мелодические линии, поэтому практически перестали использоваться еще в начале XIX века. К этой подгруппе относят горн, фанфару, охотничий рог и подобные инструменты.

Добавочная выдвижная трубка в форме буквы U, которая называется кулиса, характеризует такой вид медных духовых, как тромбон. Движение этой трубки влияет на длину потока воздуха, соответственно, и на тон звука.

Клавишные духовые инструменты

Отдельно в этой классификации выделяют клавишные духовые инструменты. Их особенность в том, что в их структуре находятся язычковые и подвижные трубки – в них через специальные меха накачивается воздух.

Среди них выделяют две подгруппы:

  • язычковые — фисгармония, аккордеон, мелодика, баян;
  • пневматические — орган и некоторые его виды.

Духовые инструменты симфонического оркестра

Флейта, фагот, гобой, туба, валторна, тромбон, кларнет и труба – те духовые музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. Рассмотрим часть из них.

Флейта

Изначально флейта действительно изготавливалась из древесины, однако позже, в XIX веке, основным материалом для этого инструмента стало серебро. Само слово «флейта» уходит корнями в древние времена; тогда это название относилось ко всем без исключения духовым инструментам. Считается, что флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов в принципе – первые предки этого инструмента появились уже около 43 тысяч лет назад.

Ранее существовала продольная флейта, которую музыкант держит перед собой, как дудку, однако в период после эпохи барокко она была вытеснена поперечной, которую держат сбоку, отводя руки в сторону. Именно поперечный вариант представляет себе большинство людей, слыша понятие «флейта». В симфоническом оркестре в основном задействованы две флейты. Используется флейта чаще всего для классических произведений. Среди других духовых освоение флейты дается большинству людей лучше всего, а учить ноты для флейты не сложнее, чем ноты для пианино или гитары.

Тромбон

Тромбон – единственный медный духовой инструмент, который не претерпел никаких изменений спустя века своего существования, и остался таким же, каким его знали древние музыканты. Тромбон является единственным инструментом, который не транспонирует, то есть высота реального звука которого совпадает с высотой звука в нотной записи. Под словом «тромбон» обычно понимают такую его разновидность, как теноровый тромбон. Существуют также альтовый и басовый тромбоны, но их используют очень редко.

В симфоническом оркестре обычно задействованы три тромбона. Чаще всего тромбон встречается в таких музыкальных жанрах, как джаз и ска-панк.

Гобой

Тот вид, который гобой имеет сейчас, он приобрел в XVIII веке. Его предшественниками еще с древних времен были такие инструменты, как авлос, зурна, волынка и другие. Для гобоя характерен певучий тембр, схожесть с человеческим голосом. Сам он имеет коническую форму и набор из двадцати трех мельхиоровых клапанов на корпусе.

Симфонический оркестр насчитывает в своем составе гобои в количестве двух штук. Произведения эпохи классицизма и барокко — основной репертуар этого инструмента.

Труба

Среди медных духовых именно труба может звучать выше всех. Изготовляют ее из таких материалов, как латунь, медь либо серебро. Она является одним из самых древних инструментов. Изначально ее использовали как сигнальный инструмент, но с XVII столетия она стала элементом симфонического оркестра.

В симфоническом оркестре используют три трубы. Применяется этот инструмент в самых разнообразных жанрах: в классике, в джазе и т. д.

Туба, в отличие от трубы, наоборот, является самым низкозвучащим элементом. Кроме того, по размеру и весу туба тоже превышает все остальные медные духовые инструменты. Из-за этого на ней нередко играют стоя, что, кроме всего прочего, подразумевает соответствующую физическую подготовку музыканта. Она является изобретением бельгийца Адольфа Сакса XIX века. Как и труба, туба – вентильный инструмент.

В оркестре, в основном, используется одна-единственная туба.

Более-менее серьезного уровня игры на любом духовом инструменте можно добиться за три-четыре года систематической практики. Развитие музыкального слуха поможет ускорить прогресс. Считается, что деревянные духовые инструменты немного проще осваивать, чем медные; а сложнее всего ученикам даются валторна и тромбон.

Объяснить маленьким деткам, что такое медные духовые инструменты, будет проще с помощью видео. Предлагаем посмотреть следующий видеосюжет:

Деревянные духовые Деревянные музыкальные инструменты названия

Группа деревянных духовых инструментов

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготовлялись исключительно из дерева, откуда исторически и произошло их название. Современные деревянные духовые инструменты редко делают из дерева, чаще применяют различные сплавы металлов (никель, серебро, золото, платина) или пластик. В группу деревянных духовых инструментов входят инструменты четырёх семейств со всеми своими разновидностями.

Деревянные духовые инструменты представляют собой трубки цилиндрического или конического сечения. Расширенная часть трубки – раструб. Это важнейшая темброобразующая часть инструмента. Части трубки с клапанами и рычагами – колена. Все деревянные духовые инструменты для удобства хранения и транспортировки делаются разборными.

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

1. лабиальные (лат. labium — губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта и её народный вариант дудка.

2. язычковые (лингвальные; лат. lingua — язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов.

Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон.

Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот, старинные шалмей и круммхорн, большинство народных духовых инструментов — дудук и зурна.

Группа деревянных духовых инструментов формируется по ансамблевому принципу: каждый исполнитель имеет свою партию. Партии духовых пишутся парами на нотоносце.

Процесс формирования группы деревянных духовых инструментов был более продолжительным и сложным, чем струнной группы. Длительное время ее состав ограничивался флейтами, гобоями и фаготами. Лишь к концу XVIII века с появления в симфоническом оркестре кларнетов группа деревянных духовых инструментов приобрела статус самостоятельной группы оркестра.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector