9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 решающих направлений при тушении пожара

Понятие о решающем направлении оперативно-тактических действий на пожаре

Для достижения успеха на пожаре основные усилия следует сосредоточить на важнейшем направлении или участке в нужное время, которое на пожаре считается решающим. На второстепенных направлениях и участках можно ограничиться минимальными силами, идя при этом на рассчитанный риск.

На пожаре решающим направлением оперативно-тактических действий считается направление, на котором использование сил и средств в данный момент времени обеспечивает наилучшее условия решения основной задачи.

После сосредоточения основных сил и средств на решающем направлении в действие вводятся силы и средства, обеспечивающие тушение пожара и на других направлениях. Правильное определение решающего направления на пожаре — это своевременное сосредоточение и введение необходимого количества и ассортимента сил и средств на этом направлении, что позволяет выполнить основную задачу на пожаре — локализацию и ликвидацию пожара в сроки и размерах, определяемых тактическими возможностями привлеченных к огнетушению сил и средств пожарной охраны и взаимодействующих служб.

Спасти, остановить, ликвидировать — такова общая формула оперативно-тактических действий, вытекающая из основной задачи подразделений на пожаре.

Основная цель первоочередного и концентрированного введения сил и средств на решающем направлении — сосредоточить на нем необходимое количество и ассортимент сил для успешного проведения спасательных работ (выполнение цели «спасти»), а также средств подачи огнетушащих веществ для обеспечения их подачи с нормативной интенсивностью (выполнение цели «остановить» и частично цели «ликвидировать»).

Практикой определены принципы выбора решающего направления оперативно-тактических действий:

1. Если опасные факторы пожара (ОФП) угрожают людям и спасти их невозможно без введения в действие средств пожаротушения, то основные силы и средства подразделений пожарной охраны сосредотачивают для обеспечения спасательных работ (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Огонь угрожает людям

2. Если возникает угроза взрыва на пожаре, то силы и средства вводят в местах, где действия подразделений обеспечат предотвращение взрыва (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Предотвращение взрыва

3. Если горит одна часть объекта и огонь распространяется на другие его части, то силы и средства концентрируют на участке, где распространение пожара может привести к наибольшему ущербу (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Предотвращение ущерба

  • 4. Если огнем полностью охвачено стоящее отдельно здание или сооружение, то при отсутствии угрозы распространения огня на соседние объекты основные силы и средства вводят в местах наиболее интенсивного горения (рис. 3.5).
  • 5. Если горит отдельно стоящее здание (сооружение), создается угроза близко расположенному, более ценному зданию или сооружению, основные силы сосредотачивают и вводят на тушение пожара со стороны негорящего здания (сооружения) (рис. 3.6).

Рис. 3.5. Места наиболее интенсивного горения

Рис. 3.6. Со стороны негорящего здания (сооружения)

Кроме перечисленных принципиальных положений для определения решающего направления начальствующий состав должен хорошо знать закономерности распространения пожаров в различных зданиях и сооружениях, обладать мастерством и опытом.

Решающее направление оперативно-тактических действий следует рассматривать в динамике, во взаимодействии с обстановкой и ее изменением, так как оно соответствует лишь определенному периоду работы на пожаре. Поэтому очень важно при изменении обстановки на пожаре своевременно корректировать расстановку сил и средств, вводить дополнительные или резервные силы, осуществлять перегруппировку сил на тех участках, где могут создаться повышенная угроза, новые опасности и участок может стать решающим.

Основные положения

30. Проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара для спасения людей, достижения локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки должно осуществляться путем организованного применения сил и средств участников боевых действий по тушению пожара.

Далее — «основная боевая задача».

31. Выполнение основной боевой задачи обеспечивается своевременным привлечением участников боевых действий по тушению пожаров, пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования, средств связи и иных технических средств, стоящих на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

32. При проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС проводится разведка пожара, включающая в себя необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожара ;

создание условий, препятствующих развитию пожара и обеспечивающих его ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

Читать еще:  Обряды для удачи и везения

ограничение или запрещение доступа к месту пожара, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к нему территориях;

охрана места тушения пожара (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения) до прибытия правоохранительных органов;

эвакуация с места пожара людей и имущества, оказание первой помощи;

приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия ОФП, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях .

Часть 8 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

33. При проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара определяется направление, на котором использование сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров, в данный момент времени обеспечивает наиболее эффективные условия для выполнения основной боевой задачи .

Далее — «решающее направление».

34. Решающее направление на пожаре всегда одно, но в ходе проведения боевых действий по тушению пожаров на месте пожара оно может меняться при выполнении поставленных задач в зависимости от оперативно-тактической обстановки на пожаре и условий тушения.

35. При определении решающего направления старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия участниками боевых действий по тушению пожара , следует исходить из следующих основных условий:

реальная угроза жизни людей, в том числе участников боевых действий по тушению пожаров на месте пожара, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна — силы и средства подразделений пожарной охраны направляются на спасение людей;

угроза взрыва или обрушения строительных конструкций — силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение взрыва или обрушения строительных конструкций;

охват пожаром части здания (сооружения) и наличие угрозы его распространения на другие части здания (сооружения) или на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на направлениях, где дальнейшее распространение пожара может привести к наибольшему ущербу;

охват пожаром отдельно стоящего здания (сооружения) и отсутствие угрозы распространения огня на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;

охват пожаром здания (сооружения), не представляющего на момент прибытия подразделений пожарной охраны ценности, и наличие угрозы перехода пожара на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений пожарной охраны сосредоточиваются и вводятся на защиту соседних, не горящих, зданий (сооружений).

36. При проведении боевых действий по тушению пожаров на месте пожара с участием сил и средств других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы .

Часть 3 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

37. Проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

38. При проведении боевых действий по тушению пожаров личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества .

Часть 15 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

39. По решению РТП при достаточности сил и средств на месте пожара разведка пожара, боевое развертывание сил и средств, ликвидация горения, проведение АСР и других специальных работ могут выполняться одновременно.

40. При тушении пожаров одновременно проводятся АСР, включающие в себя действия по спасению людей, материальных ценностей и снижению вероятности воздействия ОФП, которые могут привести к травмированию или гибели людей, а также к увеличению материального ущерба.

41. Проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара с использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде осуществляется в соответствии с Правилами проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде .

Приказ МЧС России от 09.01.2013 N 3 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 марта 2013 г., регистрационный N 27701).

Определение и принципы выбора решающего направления на пожаре

При тушении пожара важно не только правильно использовать технику и приспособления, но также действовать точно и оперативно, чтобы предупредить смертельные исходы и материальные потери. Для концентрации на первостепенных действиях и спасения человеческих жизней важно выбрать решающее направление на пожаре. Под этим определением понимают направленность служебных действий, при которой используемые человеческие и технические силы обеспечивают оптимальные условия решения задач.

Читать еще:  Ремонт перфоратора типа бочка энергомаш своими руками

Принципы выбора решающего направления

Решающее направление подразумевает перебрасывание личного состава и технических приспособлений на определенные участки для оптимизации пожаротушения. Цели мероприятия – предупреждение распространения пламени, успешная эвакуация, спасение человеческих жизней и ценного имущества, подавление очага возгорания.

Определены 5 принципов выбора решающего направления:

  • угроза человеческой жизни;
  • вероятность взрыва;
  • вероятность материального ущерба;
  • активно разгорающееся пламя;
  • опасность перекидывания огня на близкорасположенные постройки.

Выбор направления в ответственности руководителя личного состава, прибывшего на пожар, или заменяющего его по уставу лица. Если руководящее лицо неправильно определит направленность действий, то это усилит негативные последствия, повысит риск человеческих жертв. Поэтому руководитель обязан иметь достаточные теоретические знания и практические навыки по описываемому вопросу, должен обладать организаторскими и аналитическими способностями.

При выполнении служебной задачи команда пожарных периодически сталкивается с изменением ситуации. Пожар распространяется, перебрасывается на иные объекты, начинают проявляться его последствия, что принуждает руководящее лицо менять направление. Если пожар интенсивный, то возможно разделение управляющих функций между несколькими должностными лицами.

Решение об изменении направления может быть принято на разных этапах пожаротушения:

  • при подключении дополнительных руководителей бригады;
  • при прибытии личного состава на место;
  • при локализации пожара.

Ориентируясь на изменяющиеся условия, командир дает личному составу команды по изменению рассредоточения сил, по включению дополнительных технических средств пожаротушения.

5 принципов

В нормативной документации и учебных литературных источниках понятие направления рассматривается вкупе с 5-ю принципами выбора.

Принцип первый: спасение людей

Делая выбор решающего направления на пожаре, руководящие лица пожарной службы ставят главной целью предотвращение гибели людей, если возможность для самостоятельной эвакуации отсутствует. По команде служащие подразделений направляются на спасание людей, застрявших в горящем здании, освобождают эвакуационные маршруты. Если аварийный путь недоступен из-за завала, задымления или возгорания, то пожарные организуют иные способы безопасной для жизни и здоровья эвакуации.

Принцип второй: предотвращение угрозы взрыва

Ресурсы вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение возможного взрыва и последующего обрушения здания или его отдельных конструкций. Это следующая по важности после эвакуации задача, требующая решения руководящего лица. Для примера, если в горящем здании установлены баллоны с газом, то руководитель дает команду служащим направиться в указанное помещение для предупреждения детонации.

Принцип третий: минимизация материального ущерба

Третий принцип берется в учет, если в горящем здании нет людей, но находятся материальные ценности. Либо высока вероятность распространения пламени по помещениям, возгорания близко расположенных построек. Ресурсы сосредотачиваются и вводятся на направлениях, где возможно нанесение пламенем существенного ущерба.

Принцип четвертый: борьба с интенсивным горением

В данном случае основные силы направляют для тушения пожара в отдельном здании, где нет людей и материальных ценностей, но пламя сильное. Другие здания расположены поодаль, нет риска перекидывания огня на них, поэтому пожарные сосредоточены на ликвидации наиболее мощных очагов возгорания.

Принцип пятый: защита соседних объектов

Из пяти основных принципов выбора направления действий последний берется в учет в случае, когда возгорание интенсивное, горят все части здания, людей в нем нет. Но есть риск, что воспламенится близко расположенное строение, представляющее культурную или материальную ценность. Преимущественные силы сосредоточены на защите значимого строения от возможного возгорания.

В программу обучения пожарных служащих входят лекции, посвященные правильному и оперативному выбору направления действий при пожаре. Перечисленные принципы обязан знать каждый руководитель пожарной бригады, в противном случае он не может считаться компетентным специалистом.

Принципы выбора решающего направления.

Принципы выбора решающего направления.

Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156
«Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Решающее направление выбирается исходя из следующих принципов:

1) имеет место реальная угроза жизни людей, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна — силы и средства подразделений направляются на спасание людей;

2) развитие пожара создает угрозу взрыва или обрушения строительных конструкций — силы и средства подразделений сосредоточиваются и вводятся на направлениях, обеспечивающих предотвращение взрыва или обрушения строительных конструкций;

3) пожаром охвачена часть здания (сооружения), при этом существует угроза его распространения на другие части здания (сооружения) или на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся на направлениях, где дальнейшее распространение пожара может привести к наибольшему ущербу;

4) пожаром охвачено отдельно стоящее здание (сооружение) и нет угрозы распространения огня на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся в местах наиболее интенсивного горения;

5) пожаром охвачено здание (сооружение), не представляющее на момент прибытия подразделений особой ценности, при этом существует угроза перехода пожара на соседние здания (сооружения) — силы и средства подразделений сосредотачиваются и вводятся на защиту не горящих зданий (сооружений).

Читать еще:  Как вырастить можжевельник из ветки

Дайте определение пожарной охраны.

ФЗ от 21.12.1994г № 69 – ФЗ «О ПБ»

Пожарная охрана – это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

Виды технического обслуживания.

Приказ МЧС России от 18.09.2012г № 555 – «Об утв. МТО системы МЧС России»

а) для техники повседневного использования:

— контрольный осмотр (перед выходом из пункта постоянной дислокации учреждения, при заступлении л/с на дежурство с привлечением техники, на привалах и остановках, перед преодолением водной преграды и после ее преодоления);

— ежедневное ТО (ЕТО);

— ТО техники на пожаре, при проведении АСДНР (учений);

— номерные виды ТО (ТО-1, ТО-2 и.т.д.);

б) для техники, содержащейся на хранении:

Виды Пожарной Охраны.

ФЗ от 21.12.1994г № 69 – ФЗ «О ПБ»

— государственная противопожарная служба (ФПС и ППСС РФ);

— муниципальная пожарная охрана;

— ведомственная пожарная охрана;

— частная пожарная охрана;

— добровольная пожарная охрана.

6) Основания проведения плановых и внеплановых проверок.

ФЗ от 21.12.1994г № 69 – ФЗ «О ПБ»

ст. 6.1. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:

1) трех лет со дня:

ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности. Периодичность проведения таких проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган государственного пожарного надзора:

сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Разведка пожара.

Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156
«Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Разведка места пожара (далее — разведка) проводится в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара. Разведка ведется непрерывно с момента сообщения о пожаре и до завершения его ликвидации.

Что такое РСЧС?

ППРФ от 30.12.2003 № 794 – «О РСЧС» (в ред.26.01.2017г.)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС – это система объединяющая органы управления, СиС ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМС и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector