2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поэма 12 блок разбор

«Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока

«Сегодня я – гений!» — так написал Александр Александрович Блок, поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать». Октябрьская революция 1917 года, которой посвящена поэма, стала событием, разделившим жизнь всех людей начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не смог принять новую власть и ценности, установленные ею, эмигрировали из России навсегда. Те же, кто остался, должны были раз и навсегда определиться со своим отношением к тому, что произошло. Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.

«Двенадцать» — эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете». Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле», «расстригу-попа», старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.

Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни», «в зубах цигарка», «примят картуз», и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз». Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.

Поэма построена на контрасте: «черный вечер» и «белый снег». Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом: «Кругом огни, огни, огни…» А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет «святой», потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

И в то же время это «грустная злоба». Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить. Действительно, остается только грустить и скорбеть. Образ повествователя является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который «был никем», но «станет всем»:

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство «толстоморденькой» Катьки, которая «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла». Эта сцена – композиционный центр поэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев. И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой».

Есть ли будущее у тех, кто «вдаль идет державным шагом»? Для кого теперь «свобода без креста», а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они «без имени святого». Но в финале поэмы неожиданно возникает образ Иисуса Христа. До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?

Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока — «в белом венчике из роз впереди Исус Христос». Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.

Наверное, от того, какую оценку дать этому символу, и будет зависеть разгадка поэмы: что это – благословение или проклятие революции? Очевидно, что каждое последующее поколение найдет свое объяснение. Но до тех пор, пока эта поэма будет тревожить умы и сердца людей, произведение будет воистину гениальным.

Поэма А.А. Блока «Двенадцать» (урок-исследование)

Разделы: Литература

Ц е л и у р о к а: Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения; развивать умение учащихся анализировать, систематизировать прочитанное, делать выводы, обобщать, строить собственные высказывания; развивать наблюдательность, понимать роль художественной детали; содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, происходящих в наше неспокойное время; прививать интерес к настоящему будущему страны, родного края.

Т и п у р о к а: урок-исследование

М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы, исследование отдельных её глав.

О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме “Двенадцать”, план анализа художественного произведения, выставка книг поэта.

Х о д у р о к а

I. Вступительное слово учителя. (слайды 1-4)

Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”, – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, ставит много вопросов (сл. 5)

– Почему поэма названа “Двенадцать”?

– Каков смысл её названия?

– Кто герои произведения?

– Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

– Какие символы присутствуют в произведении?

– Какая музыка слышится автором?

На эти вопросы мы постараемся ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока, которая и в год создания, и сейчас, спустя 93 года со дня написания, вызвала и вызывает столько разных диаметрально противоположных мнений.

Вообще, “Двенадцать” – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику было очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.

Читать еще:  Брус из бревна бензопилой своими руками

“Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”,– так отозвался о произведении Л.Д.Троцкий.

Сегодня мы, анализируя отдельные главы и строфы, побываем в роли исследователей, ознакомимся с трактованием двух критиков, с двумя взглядами на идейное содержание поэмы А.Блока, на изображение революции в ней. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет представлять взгляды исследователя А.В.Терновского, а другая – С.В.Ломтева. В полемическом споре мы, надеюсь, правильно поймём идейное содержание произведения, уловим суть вопросов, волнующих критиков столь долгое время.

Казалось бы, мы рассматриваем события давно минувших дней, но с тем далёким временем в нашем третьем тысячелетии есть много схожего, общего. Как и в 1917-18 годах, так и сегодня решается судьба великого государства, ведь четвёртого декабря ваши родители должны будут исполнить свой гражданский долг – принять участие в выборах, проголосовать за лучших представителей народа. Перед каждым гражданином в то далёкое время тоже стоял вопрос: с кем идти в будущее, остаться в России или покинуть Родину, сейчас мы также должны сделать правильный выбор, который повлияет на будущее страны и, безусловно, на ваше будущее.

А.А.Блок в 1918 году выполнил свой гражданский долг: он рассказал о том, что волновало, переполняло его, что звучало и жило в нём.

II. Работа над темой урока.

Анализ произведения мы будем проводить по плану, который лежит у вас на партах (сл.6)

1. Творческая история создания поэмы.

А начнём мы с творческой истории поэмы. Интересно узнать, как сам автор отметил этот период в своей записной книжке. (Сообщение ученика)(сл.7)

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

“3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)”.
“8 января. Весь день “Двенадцать””.
“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое)?”
“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец исторического процесса”…”
“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет”.
“25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)”.
“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. “Двенадцать””.
“28 января… “Двенадцать””.
“29 января… Сегодня я – гений!”
“18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”.

Вывод: (сл.8). Из творческой истории мы узнали о том, что для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время, Блок создал “Двенадцать”.

2. Жанр и стиль композиция поэмы “Двенадцать”.

Прежде чем приступить к анализу, разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции поэмы. (Сообщение ученика)

Вывод: (сл.9) “Двенадцать” – эпическая поэма, она как будто составлена из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро меняющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. Есть в поэме и лирические мотивы. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, – призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Учитель: Музыка у Блока – метафора, выражение “духа”, звучание жизни. Музыка эта выражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованными стихами.

3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?

Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика). (сл.10)

Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Это число подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстаёт перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.

4. Кто же герои поэмы? Как автор рисует их образы? (коллективная работа) (сл.11)

Аналитическое чтение глав поэмы.

– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.

Герои обрисованы лаконично и выразительно.

1. Это образное сравнение:

Читать еще:  Малобюджетная бетономешалка своими руками

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.

2. Речевая характеристика:

…длинные волосы
И говорит вполголоса:
– Предатели!
– Погибла Россия!
Должно быть, писатель –
Вития.

3. Хлёсткий эпитет и оксюморон

… долгополый
Сторонкой за сугроб…
Что нынче невесёлый
Товарищ поп?

(Вития – оратор, красноречивый человек)

4. Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.

5. Среди них – Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей : “Над собой держи контроль!” (гл.7)

6. Подробнее нарисована Катька:
Запрокинулась лицом, ( гл. 4)
Зубы блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя. Катя,
Толстоморденькая…

Её образ жизни:
… у ней керенки в чулке, ( гл. 2)
… с офицерами блудила, (гл. 5)
… в кружевном белье ходила.

Притягательное обаяние: (гл.7)
удали бедовой
В огненных её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча

7. Ванька (гл.4)
Он в шинелишке солдатской,
С физьономией дурацкой
Крутит, крутит чёрный ус…

5. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. ( сл.12)

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:

…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

И дальше отряд идёт “державным шагом”, интонация повествования меняется, становится торжественной.

6. Образы-символы поэмы “Двенадцать”. (Коллективная работа) (сл.13)

Аналитическое чтение поэмы.

Передать всю зыбкость, напряженность душевного состояния героев, все переживания, описать сложившуюся ситуацию помогают образы-символы. Давайте вместе найдём их в тексте.

а) – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы – 1 глава;

Анализ поэмы А.Блока «Двенадцать»

Автор: Ирина Нестерова ✔ 12.04.2019

Нестерова И.А. Анализ поэмы А.Блока «Двенадцать» // Энциклопедия Нестеровых

Поэма Александра Блока «Двенадцать» написана в январе 1918 года. Это первое произведение о революции и единственное в своем роде. В ней отражено отношение поэта к испытаниям, выпавшим на долю России.

Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в 1918 году, когда Россию сотрясали революционные потрясения. На создание данного произведения поэта подвигло тяжелое переживание за судьбу страны и тревога о последствиях грядущих стихийных перемен.

Сюжет поэмы «Двенадцать» выглядит следующим образом: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

Смысловая трактовка поэмы у разных авторов отличается. Так одни считают её гимном революции, другие наоборот воспринимают её как неприятие революционных перемен.

Поэма состоит из двенадцати глав. Каждая глава по мнению ряда критиков являет собой символично: двенадцать месяцев, двенадцать апостолов. Название поэмы «Двенадцать» олицетворяет собой отряд, который осуществлял революционные судилища в переулках Петрограда. По мнению Александра Блока революция – это буря. По этой причине в поэме буря, как живая, как еще одно действующее лицо.

Образы поэмы можно разделить на образы старого мира и нового мира. Так к старому миру поэт относит старуху, попа, барышню в каракуле. Самым явным образом отмирающего старого мира является шелудивый пес, который никак не отстанет от двенадцати красноармейцев. Однако, по мнению Александра Блока, старый мир обречен на гибель, так как двенадцать красноармейцев, олицетворяющих 12 апостолов нового мира, новой веры гонят его проч. Он не только отвратителен, но и достаточно силен. Он не отстает от 12 красноармейцев, но обречен на гибель. Двенадцать – это патриотические воплощения революционной силы. Им буря не страшна. Они беззаветны и горят вековой злобой.

Александр Блок демонстрирует сложившуюся в стране ситуацию с обоих сторон: старый мир и новый мир.

Ритм поэмы меняется от первой главы ко второй. В отличии от относительно спокойного и обыденного, во второй главе, с появлением двенадцати красноармейцев, он становится маршеровым.

В поэме «Двенадцать» используется множество художественных средств и приемов. Так А.Блок широко использует противопоставление черного и белого.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.

Ритмический строй, рифма, лексика от первой до двенадцатой главы, постепенно меняясь, выражают мысль о том, что стихийное, разрушительное начало революции преодолевается, превращаясь в организованную силу, способную обновить мир. Поэма населена множеством героев, представленных отдельными репликами. Речь становится яркой, появляются исчерпывающие характеристики:

– Ох, Матушка-заступница!
– Ох большевики загонят в гроб!
– Уж мы плакали, плакали!

По сюжету жестокость нарастает от главы к главе. Восьмая глава поэмы рисует страшную картину погромов:

Ужь я ножичком
Полосну, полосну.
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку.

Очень символичен и конец поэмы. В финале произведения неожиданно возникает образ Иисуса Христа. До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Однако символизм момента, когда красноармейцы стреляют в силуэт вдали, не зная что это Христос- очевиден. Стары мир не отстает, а Христа они не видят и стреляют в чистоту и веру, сами того не зная.

Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

Так каково все же значение образа Иисуса Христа в поэме «Двенадцать»? Образ Христа ожидаем и является логическим продолжением того трагичного действа, которое отражено в произведении. Именно он становится символом трагического преображения «русского строя души» в революционную эпоху. Путь новой России воспринимается Александром Блоком как крестный ход на встречу новому миру, неопределенному будущему.

Однако наличие кровавого флага в руках Христа делает возможной и иную интерпретацию финала поэмы. Возможно – это не Иисус идет впереди страшной процессии, а сам антихрист. И идут двенадцать в сопровождении старого мира в тьму и безверие.

Читать еще:  Монтаж перегородок разбираемся в особенностях материалов

Сочинение Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)

Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. Содержание весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет. Собственно вся канва повествования подводит читателя к известным строчкам кульминации, когда позади 12 шелудивый пес прежнего мира, а впереди Христос как символ мира нового, чистого.

Ницше описывал человека как канат от животного к сверхчеловеку, растянутый над пропастью. У Блока мы видим похожую конструкцию, эти 12 и являются тем самым канатом, который висит над пропастью, над бездной. Подтверждение этому факту мы снова видим у Ницше: «В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».

Герои поэмы, которые олицетворяют собой весь революционный народ, голытьбу и прочий низкий люд, являются этим переходом, они как таковые не заслуживают сочувствия, Блок подчеркивает наступившее безбожие, отсутствие моральных устоев. Тем не менее, именно они символически по числу апостолов являются предтечами новой эры, новой веры, новой правды. На руинах прежней Руси создается нечто иное, другое, настоящее.

Поэт представляет типичных фигур из прежней Руси: старушка, которая сетует о плакате, «невеселый товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель, вития». Также характерна фигура буржуя, который пару раз упоминается как типичный представитель своего времени и шелудивого пса, который прячется за буржуем как старый мир. Они представляют собой типажи, которые утратили подлинность, изжили себя.

Теперь на свободу вырвалась народная революционная стихия. Они «идут без имени святого» и «ко всему готовы». Этот факт подчеркивается в поэме описанием зверств совершаемых двенадцатью и Петькой в частности.

Они не понимают, кто идет перед ними, и могут только выстрелить вперед, окликать, но в ответ получают только смех, который метелью носится по всей поэме. Этот смех суровый, смех стихии, которая является значительно большим чем сами 12. Подтверждается сам факт роли людей в процессе революции, которые представляют собой не более чем канат над пропастью, только переход и не более того.

Блок противопоставляет противоположности с самого начала. Вечер у него черный, как дела героев поэмы, но снег белый, в том числе и снег всеохватывающей метели. Этот белый снег и есть символ новой истины, которая больше всего прежнего и представляет собой цель всего действа.

Анализ поэмы Двенадцать Блока

Сегодня можно смело утверждать, что поэма Блока «Двенадцать» — это и ода революционным переменам 1917 года, и реквием по ним же: запирайте етажи, нынче будут грабежи.

Можно даже предположить, что в одном произведении Блок и благословляет революцию, и проклинает её. Так о чём же она?

Сам поэт, слушая «музыку» революции, вначале был потрясён, даже поглощён ею, но впоследствии, разочаровавшись её итогами, эмигрировал за границу. Но от своего творения не отрёкся. Ведь изначально революция 17 года представляла собой не столько политическую игру, сколько радостную стихию наступающих перемен. Многие передовые люди того периода были одушевлены мыслью, что новая Россия, уничтожив мир рабов и господ, будет способствовать установлению на всей земле «царствия Божия».

Поэтому и звон разбивающихся стёкол, и потрескивание уличных костров, и смерть Катьки, и бегство её дружка, воспринимаются нами единственно возможными исходами происходящих событий.

Поэма состоит из двенадцати глав. В первой поэт погружает читателя в мир проклятий и упрёков, слышащихся в адрес новой власти. Но отряд красноармейцев, тоже, кстати, состоящий из двенадцати человек, запугивает всех на своём пути. Это отряд, который уполномочен без суда и следствия расстрелять любого, кто нарушит законы комендантского часа в военном Петрограде.

Но завязка произведения заключена во второй главе. Именно здесь прорисовываются «живые» лица, которые, получив власть, могут отомстить своим обидчикам. Но за что?

И далее читатель узнаёт о горькой судьбе практически всех участников отряда, и оправдывает их. Поэт не направляет читателя. Тот сам приходит к выводу о справедливости мщения.

Кульминация произведения — шестая глава: встреча отряда с Катькой и Ванькой. Решение принимается мгновенно: огонь на поражение.

Последующие главы – своеобразная развязка. Это и сомнения бывшего ухажёра Катьки, и его выбор в пользу служения идеям революции.

Но чем же закачивается поэма?

Несмотря на ветер, красноармейцы идут вперёд. И ведёт их Иисус Христос.

Смысл концовки неоднозначен. С одной стороны, мы готовы признать, что старый мир без насилия изменить невозможно. И чтобы изменить мир к лучшему, «новые апостолы» готовы взвалить на свои плечи всю тяжесть ответственности за содеянное.

С другой, образ Иисуса Христа в поэме. Это попытка автора хоть как-то освятить ошибки революции, её итоги. Попытка защитить её саму от самой себя. И это вера в светлое будущее, без которой всё стало бы просто бессмысленным.

К тому же, стоит отметить, что Христос и до сих пор воспринимается всеми, как мученик, взваливший на плечи свои грехи человечества, которое никак не может прийти к мысли о справедливости не только смерти, но и жизни.

Анализ стихотворения Анализ поэмы Блока Двенадцать по плану

Анализ поэмы Блока Двенадцать

Возможно вам будет интересно

Произведение представляет собой два небольших стихотворения, вошедших в поэтический сборник стихов «Четки». Основной темой стихотворения является утоленная любовь автора, выраженная в признании спокойного, непоколебимого

Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано Александром Сергеевичем Пушкином в 1836 году. Это последний год жизни великого поэта и писателя. Так по прошествии полгода после написание стихотворения – он погиб

Многие стихотворения Есенина отыскали собственную популярность как песни и романсы. Голубая да веселая страна – стихотворение, которое во многом имеет песенную структуру, мы видим как повторяются

Произведение «Умру я скоро» было написано русским поэтом Некрасовым в 1867 году. Вообще, стих написан не просто так. Он посвящается другу, который якобы неизвестен. Стихотворение «Не может быть» было отправлено Некрасову человеком

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector