1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внешняя политика Дмитрия Медведева

Внешняя политика России при Дмитрии Медведеве

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Факультет заочного обучения

Внешняя политика России при Дмитрии Медведеве

1. Война в Южной Осетии. «Доктрина Медведева» ………………………… 5

4. Отношения с Японией ……………………………………………………… 16

5. Отношения с Евросоюзом ………………………………………………… 18

6. Отношения со странами СНГ (Беларусь) ………………………………… 21

Россия — один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН она несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит в «Группу восьми» промышленно развитых государств и является членом многих международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР, в основном при ведущей роли России — СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Россия вместе с Беларусью составляют так называемое Союзное государство.

Россия проводит многовекторную внешнюю политику. Она поддерживает дипломатические отношения с 178 странами, имеет 140 посольств. Внешняя политика России определяется президентом страны и осуществляется Министерством иностранных дел.

В предвыборной гонке 2008 года Президент России Владимир Путин заявил, что российская внешняя политика не изменится с приходом к власти первого вице-премьера Дмитрия Медведева.

«Я знаю Дмитрия Анатольевича очень давно, мы с ним вместе работаем в течение более 17 лет. Дмитрий Анатольевич, особенно когда он работал руководителем администрации президента, был одним из самых близких членов моей команды и именно с ним вместе, непосредственно мы вырабатывали все основные решения, в том числе в самом важном для нас внешнеполитическом направлении — направлении СНГ», — пояснил Путин.

Путин назвал Медведева «одним из авторов всей политики, которую Россия проводила в этом направлении» [1, с. 24].

2 марта 2008 года на должность Президента Российской Федерации вступил Дмитрий Анатольевич Медведев, набравший 70,28 % голосов избирателей.

Целью данной работы является анализ внешней политики России при Медведеве.

В период правления Путина российская позиция была достаточно жесткой, в политической риторике достаточно жестко обозначался российский подход и российская линия.

Актуальный вопрос, будет ли тон Медведева таким же, или напротив, Медведев попытается каким-то образом по-новому налаживать отношения со своими коллегами за рубежом, сможет ли Медведев усилить кооперационную линию внешней политики России? Это очень важно для России, поскольку понятно, что политический кризис в отношениях с Западом не идет на пользу ни России, ни ее партнерам.

Это важно и западным партнерам. Это важно и для самого Медведева, потому что объективная политика — это фундамент отношений.

Задачи, которые стоят перед президентом во внешней политике стали главными на начальном этапе президентства. Главное то, что внешней политикой страны руководит президент. И, естественно, исходя из этого, президент Медведев сформулировал свою президентскую внешнюю политику. Совершенно очевидно, что внешнеполитический курс, основная стратегическая линия принципиально не изменились, то есть существует преемственность во внешней политике. Эту преемственность и Медведев, и бывший президент, нынешний премьер-министр Путин постоянно подчеркивают. С другой стороны, понятно, что президент Медведев достаточно долгое время профессионально занимался вопросами внутренней политики, и внешняя политика оставалась если и в поле его зрения, то на втором плане.

Сейчас Медведев обеспечил свое президентское руководство и свою роль во внешней политике и политике безопасности.

Глава 1. Война с Южной Осетией. «Доктрина Медведева»

8 августа 2008 года Грузия начала крупномасштабную военную операцию против сепаратистской республики Южная Осетия, в которой проживает много граждан России. В тот же день в военные события вмешалась Россия. К 12 августа 2008г. крупные военные действия прекратились, и республика была полностью защищена от грузинских войск. Совместно с президентом Франции Николя Саркози был разработан план мирного урегулирования (т. н. «План Медведева-Саркози»), целью которого было прекращение военных действий, отвод войск на позиции до 8 августа и гарантии безопасности для Абхазии и Южной Осетии. Так как вынести вопрос о статусе этих республик на международное обсуждение не удалось, 26 августа 2008 года Россия по указу президента Дмитрия Медведева признала их независимость в одностороннем порядке. Этот шаг вызвал резкую негативную реакцию на Западе и странами СНГ, но серьёзных санкций против России не последовало.

Война в Южной Осетии стала первым с 1979 года случаем ввода войск России в иностранное государство.

31 августа 2008 года Дмитрий Медведев в ходе своей встречи с дипломатическими представителями России в других странах и международных организациях, огласил «5 позиций» внешней политики России:

«Первая позиция – Россия признает первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами. И в рамках этих принципов, этой концепции международного права, мы и будем развивать наши отношения с другими государствами.

Второе – мир должен быть многополярным. Однополярность — неприемлема. Доминирование — недопустимо. Мы не можем принять такое мироустройство, в котором все решения принимаются одной страной, даже такой серьезной и авторитетной, как Соединенные Штаты Америки. Такой мир — неустойчив и грозит конфликтами.

Третье – Россия не хочет конфронтации ни с одной страной. Россия не собирается изолироваться. Мы будем развивать настолько, насколько это будет возможно наши дружеские отношения и с Европой, и с Соединенными Штатами Америки, и с другими странами мира.

Четвертое – безусловным приоритетом является для нас защита жизни и достоинства наших граждан, где бы они ни находились. Из этого мы будем исходить при осуществлении своей внешней политики. Мы будем также защищать интересы нашего предпринимательского сообщества за границей. И всем должно быть понятно, что если кто-то будет совершать агрессивные вылазки, тот будет получать на это ответ.

И, наконец, пятое. У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно связывают дружеские добросердечные отношения, исторически особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах. И развивать такие дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями. Вот из этого я буду исходить при осуществлении нашей внешней политики».

Все вышеизложенное – заявка на принципиальное изменение внешнеполитического статуса России [2, с. 24].

Глава 2. Отношения с США

Эпоха Путина, особенно второй срок его президентства, характеризовалась значительным ухудшением отношений не только с Европейским Союзом, но и с Соединенными Штатами Америки. Обострение затронуло все аспекты взаимодействия России и США, включая военный.

В публичном (риторическом) поле Россия и США занимали неодинаковые позиции по многим спорным международным вопросам. Россия не одобряла вторжение США в Ирак, возражала против любого силового воздействия на Иран с целью свертывания его атомной программы, протестует против одностороннего признания независимости Косово. Москва сохранила военное сотрудничество с Ираном, поставляла вооружение нелояльным Вашингтону государствам в разных частях мира — Сирии, Венесуэле, отказывалась признавать ХАМАС террористической организацией. Россия высказывала явное недовольство заигрыванию с НАТО государств СНГ, отрицательно относится к увеличению американского влияния в Украине и в Грузии. И, наконец, Россия проводила внутреннюю политику, которая очевидным образом раздражала США.

С победой Дмитрия Медведева на президентских выборах в Российской Федерации встал вопрос о том, будет ли продолжаться внешняя политика Москвы в том же ключе или претерпит какие-либо изменения.

В то же время обсуждался один из главных вопросов, обсуждаемых в политических кругах, а именно прояснение будущих взаимоотношений Москвы и Запада в период президентства Медведева.

Между тем США и некоторые европейские государства, в частности Франция, Британия и Германия, рекомендовав преемнику Путина соблюдать то, что Запад называет законом и свободой, высказались за обусловленное сотрудничество с ним. США и Евросоюз утверждают, что в России правит отсталая демократия и, как следствие, Медведеву следует исправить ситуацию в стране в соответствии с пожеланиями Запада. В этой же связи СМИ Запада за последние дни, нагнетая негативную атмосферу, пытались изобразить политику Путина в отношении США и ЕС как неконструктивную и требовали от его преемника более широкого взаимодействия с Западом.

6-8 июля 2009 года Дмитрий Медведев проводил переговоры с Бараком Обамой во время его официального рабочего визита в Москву. Во время визита были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России [3, с. 24], и намечены ориентиры сокращения стратегических наступательных вооружений.

В сентябре 2009 года администрация Барака Обамы объявила о своем решении не размещать средства противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. Хотя было заявлено, что это решение не связано с позицией России, обеспокоенной данными перспективами, данное решение создало благоприятную почву для визита Дмитрия Медведева в США, назначенного на 22 сентября 2009 года.

Во время двусторонних переговоров президентов Медведева и Обамы 24 сентября российская сторона согласилась с тем, что «к Ирану могут быть применены санкции, если он не согласится свернуть свою ядерную программу» [4, с. 24].

Также Дмитрий Медведев объявил, что новый договор по сокращению ядерных вооружений может быть готов к декабрю 2009 года, и что принято решение отказаться от размещения ракетных комплексов в Калининградской области [5, с. 24].

Читать еще:  Серый ламинат и бежевые обои

8 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. Д. А. Медведев заявил, что подписание договора «упрочило не только безопасность России и США, но и безопасность всего мирового сообщества». Также по мнению президента «договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США» [6, с. 24].

Начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров считает, что «достигнутые в СНВ-III договоренности снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России» [7, с. 24].

По мнению глава комитета СФ по международным делам Михаила Маргелова СНВ- III позволит России сэкономить «миллиарды долларов на переоснащении существующих средств доставки, не тормозя при этом модернизацию вооружений» [8, с. 24].

Одним из важнейших вопросов для России является вступление в ВТО.

В Июле 2006 года на переговорах экс-президента России Владимира Путина и экс-президента США Джорджа Буша на саммите G8 о заключении соглашения с США по вступлению России в ВТО оканчиваются безрезультатно. Официальная причина провала переговоров — несогласие США с применением ветеринарных мер в отношении экспорта свинины и говядины в Россию. Кроме того, Джордж Буш объяснил Владимиру Путину, что сенат США указывает на российские проблемы с защитой интеллектуальной собственности и несоответствие внутренней политики России демократическим принципам.

Итоги деятельности правительства Дмитрия Медведева в 2012-2018 годах. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года состоялось вступление в должность избранного президента РФ Владимира Путина. В связи с его инаугурацией правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым складывает свои полномочия, в соответствии с требованием российского законодательства.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об итогах деятельности кабинета министров.

Распоряжения и законопроекты

В период с 8 мая 2012 года правительство Медведева приняло 25 тыс. 717 постановлений и распоряжений. В Госдуму были также внесены 1 тыс. 755 законопроектов, 1 тыс. 542 из которых приняты парламентом и подписаны президентом. По состоянию на апрель 2018 года, на разных стадиях рассмотрения Думой находятся еще 270 правительственных законопроектов (в том числе внесенных предыдущими составами правительств).

Экономические показатели

За период работы правительства Медведева номинальный ВВП России в рублях вырос на 35% — с 68 трлн 164 млрд руб. в 2012 году до 92 трлн 37 млрд руб. в 2017 году. При этом в долларах, по данным Международного валютного фонда, ВВП сократился на 24% — с $2 трлн 17 млрд в 2012 году до $1 трлн 527 млрд в 2017 году. По общему объему ВВП в долларах Россия опустилась c 9-го на 12-е место среди стран мира, а на душу населения (также в долларах) поднялась с 53-го на 48-е место.

В 2012-2017 годах все федеральные бюджеты в России были исполнены с дефицитом. В 2012 году доходы составляли 12 трлн 856 млрд руб., расходы — 12 трлн 895 млрд руб., дефицит — 0,06% ВВП. По предварительным данным за 2017 год доходы выросли до 15 трлн 89 млрд руб., а расходы — до 16 трлн 426 млрд руб. Дефицит — 1,5%.

Инфляция в России по итогам 2017 года опустилась до рекордно низкого показателя — 2,5%.

На 2018 год доходная часть бюджета запланирована на уровне 15 трлн 257 млрд руб.; расходная — 16 трлн 529 млрд руб.

Инвестиции в основной капитал в РФ увеличились на 27% — с 12 трлн 586 млрд руб. в 2012 году до 15 трлн 967 млрд руб. в 2017 году.

По индексу человеческого развития Россия поднялась с 55-го места (0,788 пункта) в 2012 году до 49-го места (0,804 пункта) в 2016 году, перейдя из разряда «высокий уровень развития» в «очень высокий уровень развития».

Социальная сфера

Численность населения в России за время работы правительства Медведева увеличилась на 2,7%, с 143 млн человек в 2012 году до 146,9 млн человек в начале 2018 года (с учетом воссоединения c Россией Крыма и Севастополя, население которых — 2,4 млн человек). Рождаемость на 1 тыс. человек уменьшилась с 13,3 человека в 2012 году до 12,4 в 2017 году. Смертность трудоспособного населения при этом также сократилась на 15,8% — с 5,75 человека до 4,84, а младенческая смертность — на 34,9% — с 8,6 до 5,6.

Уровень безработицы изменился незначительно. Если в мае 2012 года он составлял 5,8%, то в апреле 2018 года — 5%.

Среднемесячные назначенные пенсии выросли на 47% — с 9 тыс. 41 руб. в 2012 году до 13 тыс. 304 руб. в 2017 году.

С 2012 по 2017 год число зарегистрированных преступлений снизилось на 10,5% — с 2 млн 302 тыс. до 2 млн 59 тыс.

Майские указы

Одной из главных задач правительства было исполнение «майских указов» — пакета из 11 документов, который президент РФ Владимир Путин подписал 7 мая 2012 года, в день инаугурации. Они затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы госуправления, а также развития Вооруженных сил.

В рамках реализации указов правительству было необходимо исполнить 218 поручений, в том числе в 2012-2013 годах — 131. 11 июля 2012 года для надзора за их выполнением была создана Комиссия при президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ, которую возглавил Путин. Также за реализацией майских указов следят Контрольное управление Администрации президента и органы исполнительной власти в регионах. Общественным контролем занимается Общероссийский народный фронт. В нем был создан Центр по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза», который возглавляет Николай Николаев.

Сводный отчет об исполнении майских указов правительство публиковало семь раз: трижды в 2013 году, а также в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах.

4 мая 2017 года в очередном отчете сообщалось, что на исполнении находятся 53 поручения, из которых 37 должны быть выполнены до 2020 года, по остальным срок не определен. Наибольшее количество поручений находилось в Минэкономразвития и Минобрнауки (по 11), Минстрое (8) и Минобороны (7).

В «майских указах» был определен ряд целевых социально-экономических показателей, в том числе со сроком выполнения в 2018-2020 годах.

  • По итогам 2017 года ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,68 года (в 2012 году — 70,5 лет, целевой показатель в 2018 году — 74 года).
  • Средняя номинальная начисленная заработная плата в России, согласно данным за февраль 2018 года, — 40 тыс. 443 руб. (в 2012 году — 26 тыс. 629 руб., рост на 51,8%). Однако реальная заработная плата выросла в последнем отчетном 2016 году по сравнению с 2011 годом только на 5,4% вместо целевых 50%.
  • Рост производительности труда в 2016 году по сравнению с 2011 годом составил 3,7% (целевой показатель в 2018 году — 50%).
  • Продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП в 2017 году достигла 21,7% (цель в 2018 году — 30%).
  • Численность высокопроизводительных рабочих мест в 2017 году составляла 17,6 млн при целевом показателе 25 млн к 2020 году.
  • Уровень современных образцов вооружений и техники в российской армии в 2017 году, по словам министра обороны Сергея Шойгу, достиг 59%, что в 3,6 раза выше, чем в 2012 году (тогда показатель составлял 16%). Всего в 2012-2017 годах в войска поступили более 58 тыс. единиц и различных комплексов.
  • Доля российских научных публикаций в международных научных журналах выросла с 2,08% в 2010 году до 2,45% в 2016 году, превысив плановый показатель в 2,44%.
  • В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, опубликованном в октябре 2017 года, Россия заняла 35-е место (в 2012 году — 120, целевой показатель в 2018 году — 20-е место).

В ходе большой пресс-конференции 14 декабря 2017 года Путин оценил, что майские указы выполняются «удовлетворительно». «Как и планировалось, все будет доведено до логического завершения, и эти целевые показатели будут достигнуты» — предположил глава государства.

10 апреля 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев накануне отчета Госдуме заявил: «Несмотря на сложности, несмотря на диспропорции, несмотря на ситуацию в отдельных регионах, все-таки удалось выйти на плановые показатели, установленные указами. Я считаю, что это в общем очень неплохой результат».

Крупные инфраструктурные проекты

Построены или реконструированы 136 крупных объектов здравоохранения, более 5,7 тыс. детских садов, более 400 школ, отремонтировано 26 тыс. км дорог федерального значения (52,5% от общей протяженности).

В 2012-2018 годах были введены или достраиваются крупные инфраструктурные объекты: космодром Восточный, Керченский мост, стадионы к чемпионату мира по футболу 2018 года. Проведена Олимпиада в Сочи (2014), такие крупные международные спортивные турниры как Кубок конфедераций (2017), чемпионат мира по хоккею с шайбой (2016), начато регулярное проведение Гран-при по автогонкам в классе «Формула-1» (2014).

Читать еще:  Полиграфия как бизнес от документов до оборудования

Внешняя политика России при Дмитрии Медведеве

Содержание

«Доктрина Медведева»

12 июля 2010 года Д. А. Медведев заявил, что главная цель внешней политики — «способствовать росту благосостояния граждан, их защите, культурному развитию, развитию страны в целом». [2]

Война в Южной Осетии

8 августа 2008 года Грузия начала крупномасштабную военную операцию против республики Южная Осетия (в ходе которой, в частности, применились реактивные системы залпового огня против ночного города [3] ), в которой проживает большое количество граждан России. Однако, в тот же день в войну вмешалась Россия. К 12 августа крупные военные действия прекратились, и республика была практически полностью зачищена от грузинских войск. Совместно с президентом Франции Николя Саркози, выступившим в роли посредника, был разработан план мирного урегулирования (т. н. «План Медведева-Саркози»), подразумевавший прекращение всяких военных действий, отвод войск на позиции до 8 августа и гарантии безопасности для Южной Осетии и Абхазии. Поскольку вынести вопрос о статусе этих республик на международное обсуждение не удалось, 26 августа Россия по указу Медведева признала их независимость в одностороннем порядке. Хотя этот шаг вызвал довольно резкую негативную реакцию на Западе, никаких серьёзных санкций против России не последовало

Война в Южной Осетии стала первым с 1979 года случаем ввода российских войск в иностранное государство

Отношения с США

6-8 июля 2009 г. Дмитрий Медведев проводил переговоры с Бараком Обамой во время его официального рабочего визита в Москву. Во время визита были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России [4] , и намечены ориентиры сокращения стратегических наступательных вооружений

В сентябре 2009 г. администрация Барака Обамы объявила о своем решении не размещать средства противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. Хотя было заявлено, что это решение не связано с позицией России [5] , обеспокоенной данными перспективами, данное решение создало благоприятную почву для визита Дмитрия Медведева в США, назначенного на 22 сентября 2009 г. Во время двусторонних переговоров президентов Медведева и Обамы 24 сентября российская сторона согласилась с тем, что «к Ирану могут быть применены санкции, если он не согласится свернуть свою ядерную программу». [6] Также Дмитрий Медведев объявил, что новый договор по сокращению ядерных вооружений может быть готов к декабрю 2009 г., и что принято решение отказаться от размещения ракетных комплексов в Калининградской области [7]

8 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет [8] . Д. А. Медведев заявил, что подписание договора «упрочило не только безопасность России и США, но и безопасность всего мирового сообщества». Также по мнению президента «договор может действовать и быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей системы ПРО США.» [9] Начальник Генштаба ВС России генерал армии Николай Макаров считает, что «достигнутые в СНВ-III договоренности снимают взаимные озабоченности и полностью отвечают интересам безопасности России» [10] . По мнению глава комитета СФ по международным делам Михаила Маргелова СНВ-III позволит России сэкономить «миллиарды долларов на переоснащении существующих средств доставки, не тормозя при этом модернизацию вооружений» [11]

Отношения с Китаем

В июне 2009 года между Д. А. Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао состоялись переговоры, после которых Медведев объявил о заключении российско-китайского соглашения в энергетике примерно на 100 млрд долларов США [12] . Это крупнейшая сделка в истории отношений России с Китаем [12]

Отношения с Евросоюзом

В ноябре 2010 года Д. А. Медведев заявил, что одной из целей в отношениях России с Евросоюзом является введение безвизового режима. [13]

Политика на Ближнем Востоке

Россия активно высказывается по поводу путей урегулирования арабо-израильского конфликта. Так, Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что Россия поддерживает идею создания Палестинского Государства со столицей в Восточном Иерусалиме [14]

«Все-таки это будет российская внешняя политика, а не личная политика Дмитрия Медведева»

Сейчас в политической элите США идет дискуссия: игнорировать отступление России от норм демократии, чтобы не портить отношения, или открыто критиковать Россию. Свое мнение в интервью обозревателю «РИА Новости» Наргиз Асадовой изложили бывший советник президента Буша по России в совете национальной безопасности Том Грэм и советник по России Барака Обамы профессор политологии Стэнфордского университета Майкл Макфол.

На прошлой неделе президент США Джордж Буш поздравил Дмитрия Медведева с победой на президентских выборах 2 марта и высказал надежду на «дальнейшую конструктивную работу». Американский президент и члены его администрации не стали комментировать ни разгон «Марша несогласных» в Москве, ни акцию движения «Наши», прошедшую возле посольства США в Москве на следующий день после выборов. (Несколько сотен «нашистов» установили рядом с посольством кастрюлю с надписью «Щи», на которую активисты приклеивали рецепты этого блюда, выкрикивая: «Мы призываем наших «заклятых друзей» за океаном: лучше научите ваших жен варить щи!» и «Вы еще ответите за Косово!»)

Нынешняя администрация Белого дома предпочитает публично не критиковать российские власти за отступление от демократических норм. Более того, недавно Джордж Буш выразил надежду, что его преемник на посту главы государства продолжит эту политику и, несмотря на разногласия, будет поддерживать отношения с Россией в целях сохранения стабильности.

Все три фаворита предвыборной гонки США — Хиллари Клинтон, Барак Обама и Джон Маккейн — выступили с резкими заявлениями в адрес России и назвали президентские выборы в России недемократичными. «Сегодняшние президентские выборы в России, где водворение Дмитрия Медведева в качестве лично указанного Владимиром Путиным преемника никогда не подвергалось сомнению, являются вехой в отступлении этой страны от демократии»,— заявила Хиллари Клинтон. «Я разочарован тем, что эти выборы не были по-настоящему свободными и честными из-за отсутствия свободных СМИ, преследования лидеров оппозиции и политических партий»,— прокомментировал Барак Обама. А сенатор Маккейн, кандидат на пост президента США от Республиканской партии, считает, что «Путин пытается восстановить былую Российскую империю» и «навечно остаться у власти в России».

Майкл Макфол: Надо говорить честно о том, что происходит в России

— Ожидаете ли вы либерализацию в российской политике после избрания президента Дмитрия Медведева?

— С одной стороны, я очень рад, что Путин не пошел на третий срок, что в России все-таки новый президент. Но с другой стороны, в ходе президентских выборов в России не был соблюден главный принцип демократических выборов. Это принцип конкуренции. Я считаю, что это настоящая беда для России. Что касается будущего развития России, то никто в США не знает, каким оно будет. Это уникальная ситуация для России, когда есть сильный, популярный президент Владимир Путин, который скоро станет премьером, и слабый, неизвестный президент Дмитрий Медведев, вся карьера которого развивалась под покровительством Путина. Судя по предвыборным речам Медведева, он разделяет многие либеральные идеи. Он даже критиковал нынешнюю ситуацию в России, признав существование проблем с коррупцией. Он даже обещал бороться с коррупцией при помощи независимых СМИ. Я ни разу не слышал, чтобы Путин говорил нечто подобное.

В общем, я не ожидаю больших изменений в российской политике. Медведев очень зависит от Путина, и я не вижу разногласий между ними в том, что касается экономических или политических реформ. И даже если такие разногласия возникнут, то у Путина достаточно власти, как у премьера правительства и лидера решающего большинства в парламенте, чтобы в случае необходимости подвергнуть президента Медведева процедуре импичмента.

— Изменится ли внешняя политика России при Медведеве?

— Трудно сказать. Медведев нечасто высказывался на внешнеполитические темы. Но я отметил его поездку в Сербию, где он заявил, что не будет признавать независимость Косово. То есть продолжает политику Путина. С другой стороны, в Давосе он мягко критиковал агрессивную внешнюю политику Путина.

— Как по вашему, стоит ли критиковать Россию за отступление от демократических норм или вы поддерживаете тактику администрации Джорджа Буша, которая предпочитает публично не высказываться на эту тему?

— Я считаю, что политика нынешней администрации Белого дома неконструктивна. И Клинтон, и Обама, и Маккейн говорят о деградации демократии в России. Ни один здравомыслящий человек, занимающийся внешней политикой в США, не скажет, что Путин сделал прекрасные демократические реформы, и мы это поддерживаем. Вопрос в том, как на это реагировать. Сенатор Маккейн говорит о том, чтобы изгнать Россию из G8, он говорит о политике изоляции России. У Барака Обамы более взвешенный подход. Критиковать Россию за несоблюдение демократических норм, говорить о том, что вот мы вас выгоним из G8, такая политика не работает. Но в то же время стараться не замечать того, что происходит в России, чтобы не дай бог не оскорбить господина Медведева, это тоже не выход. Я считаю, что надо говорить честно о том, что происходит в России, и при этом продолжать конструктивное сотрудничество. На мой взгляд, наилучшим примером подобных отношений между Россией и США были времена Рональда Рейгана. Он начал вести переговоры о контроле над вооружением еще с Андроповым, и вместе с тем он не скрывал своего отношения к коммунизму.

Читать еще:  Полина значение имени его судьба и характер

— Какие приоритеты ставит Барак Обама в отношениях с Россией?

— Для Барака Обамы самый главный вопрос в отношениях с Россией — это вопрос сокращения ядерного арсенала в России и США. Он считает, что если между нашими правительствами удастся наладить хорошее, конструктивное сотрудничество в определенных сферах, это поможет развивать и другие негосударственные контакты между Россией и США, развивать связи с гражданским обществом.

— Как реагировать на антизападные выпады со стороны молодежных движений в России? Например, на недавнюю акцию «Наших», которые принесли кастрюлю с надписью «Щи» к американскому посольству.

— Я не думаю, что этих ребят нужно арестовывать за это. Я с ними как-то встречался и убежден, что они просто не разбираются в международной политике, они стали жертвой пропаганды. Я думаю, что с ними надо разговаривать, встречаться, объяснять.

— Но российские власти сильно ограничили возможность для западных организаций делать культурные проекты в России. Недавно в Россию не пустили главу Human Rights Watch, закрыли отделения Британского совета.

— Это, конечно, XIX век какой-то. Разве плохо, если люди в России будут говорить на английском языке? Если Россия хочет быть сильной, уважаемой страной, разве выгодно, чтобы студенты не говорили на английском языке? Мы приветствуем открытие российских фондов и НКО в США. Я считаю, что чем больше таких контактов между нашими странами, между нашими людьми, тем лучше будут развиваться отношения между США и Россией.

— Будущему президенту США придется решать все эти проблемы непонимания между нашими странами. Что бы вы посоветовали вашему президенту сделать для улучшения отношений с Россией?

— Во-первых, администрация Буша часто делала то, что хотела, не учитывая мнение России. Установление системы ПРО в Восточной Европе — это типичная ситуация. Если президентом станет Барак Обама, то он постарается уйти от принятия односторонних решений. Второе: надо больше работать с политиками в России. Сейчас, когда я общаюсь с представителями российских властей, меня всегда удивляет их позиция: если это хорошо для вас, то, значит, это плохо для нас, и наоборот. Это устаревшее мышление, характерное для XIX или XX века. Сейчас у нас другие угрозы, другие проблемы. Если мы работаем вместе, то это выгодно и для вас, и для нас.

— Предполагает ли Барак Обама, если станет президентом США, работать с российской оппозицией?

— Это очень деликатный вопрос. Принципиально важно встречаться с российской оппозицией и относиться к ней с уважением.

Том Грэм: Россия не представляет никакой стратегической угрозы для США

— В России недавно прошли президентские выборы. Вы ожидаете изменения политики России при президенте Медведеве?

— Россия нуждается в диверсификации, модернизации экономики, нужна реформа здравоохранения, образования и так далее. Россия должна перейти от периода реставрации к периоду модернизации. Я думаю, что, учитывая все эти вызовы, с которыми сталкивается Россия, ее политическая система нуждается в децентрализации. Поэтому я думаю, что некая либерализация, более открытое общество, более открытая политическая система почти неизбежна.

— Как вы думаете, новый президент России смягчит внешнюю риторику по отношению к США и Западу в целом?

— Медведев, как президент, который разрабатывает стратегические параметры внешней политики, будет оказывать определенное влияние. Но все-таки это будет российская внешняя политика, а не личная политика Дмитрия Медведева. В любом случае я считаю, что России необходима интеграция в мировую экономику. А основную роль в мировой экономике сейчас играют США, ЕС, Китай и Индия, которые являются рыночными экономическими системами. Чтобы конструктивно работать в такой среде, нужно уменьшить напряжение в отношениях со своими внешними партнерами: между США и Россией, между Европой и Россией. Поскольку президентские выборы в России уже закончились, сейчас как раз настало время для более позитивных шагов в российской внешней политике. Президент Буш уже беседовал по телефону с Дмитрием Медведевым, главы европейских стран направили в Москву поздравительные телеграммы Дмитрию Медведеву. То есть это показатель того, что есть желание улучшить отношения между нашими странами.

— А как США стоит реагировать на недружественные акции движения «Наши», участники которого на прошлой неделе принесли кастрюлю с надписью «Щи» к американскому посольству в Москве, после того как президент Путин призвал западных лидеров научить своих жен щи варить.

— А зачем на это реагировать? Такие демонстрации бывают везде время от времени. С точки зрения дипломатических отношений, с точки зрения продвижения наших интересов в России лучшая реакция на подобные выступления — это никакая. Если бы было какое-то насилие против американского посольства, как это было десять лет назад,— это другой вопрос. В этом случае надо предпринимать жесткий демарш, потому что это касается безопасности наших граждан.

— Нынешняя администрация США предпочитает избегать открытой критики Кремля за отступление от демократических норм. Вы считаете это правильной тактикой в отношениях с Россией?

— Я всегда был сторонником так называемой тихой дипломатии. Особенно сейчас. Россия — это не Советский Союз. 20-30 лет тому назад была идеологическая борьба между США и СССР, тогда действительно был смысл открыто критиковать Советский Союз. Потому что агрессивное распространение советской идеологии имело значительные негативные последствия в США. Сегодня Россия и США больше не являются стратегическими противниками, Россия не представляет никакой стратегической угрозы для США.

— А как же полеты российских бомбардировщиков в непосредственной близости от эсминца США в Тихом океане и возле Аляски? Это не вызывает у вас опасения?

— А разве США прекратили подобные действия со своей стороны? Я не думаю, что это знак того, что Россия собирается стать стратегическим противником США. Скорее это попытка показать, что Россия восстанавливает свою мощь и становится важной державой в мире.

— В своих выступлениях вы часто говорите, что Россия и США имеют общие угрозы и должны сотрудничать, чтобы с ними успешно бороться. Но в России гораздо чаще говорят об угрозе с Запада — расширении НАТО, установлении системы ПРО в Европе. Стоит ли серьезно относиться к подобным заявлениям российских военных и политиков?

— Надо серьезно относиться к подобным заявлениям. Тем не менее я думаю, что это ошибочное представление со стороны России. Это представление — результат разного понимания того, что было в конце 80-х — начале 90-х годов, когда произошло объединение двух Германий. За последние 15-16 лет у российских политиков было некоторое недопонимание роли НАТО после вывода советских войск из Восточной Европы. У нас сложилось другое представление о наших обязательствах. Но мир очень сильно изменился с тех пор. НАТО и ПРО в Европе не представляют угрозу для России. Но в России многие считают, что мы не считаемся с российскими интересами, не обращаем на них внимания.

— Одностороннее объявление независимости Косово и его дальнейшее признание США и европейскими странами как раз можно считать таким примером, когда мнение России не было принято во внимание.

— Ну, вы знаете, прислушиваться — это не значит слушаться. Мы выслушиваем аргументацию, оцениваем, убедительна она или нет. Если можно найти компромисс, то хорошо, если нет, что же, такое тоже бывает. Нельзя сказать, что мы не прислушиваемся к России. У нас есть совместные проекты по борьбе с ядерным терроризмом. Или при разработке резолюций ООН против Ирана — разве мы не слушаем российскую сторону? Именно благодаря России последняя резолюция по Ирану получилась не такой жесткой, как нам бы этого хотелось.

— Сейчас в США идет предвыборная кампания, и кандидаты время от времени высказываются в адрес России. Чаще всего это критические высказывания. Изменится ли политика следующего президента США по отношению к России?

— Если честно, я думаю, что ни один из кандидатов не имеет пока продуманной политики по отношению к России. Во время предвыборной кампании позитивные высказывания о России и российско-американских отношениях не принесут никаких политических дивидендов. Поэтому кандидаты могут позволить себе не всегда взвешенный подход к России. Но когда один из них станет президентом США, станет очевидно, что существуют области, в которых мы просто обречены работать с Россией. Это нераспространение ядерного оружия, работа по сокращению ядерного арсенала в России и США, борьба с ядерным терроризмом, развитие мирного атома. Все эти проблемы можно решить только в сотрудничестве с Россией.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×