1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святитель макарий митрополит московский

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (1478)

День памяти: 17 (30) апреля, 8 (21) августа

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии.

Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому ещё в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.

В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.

В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель.

Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставив кельи и ограду.

Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки.

Преподобный Зосима в одиночку противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок даже не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.

Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья стали также приходить в обитель для поселения.

Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая.

Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове.

Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк», и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.

По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.

Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.

Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения.

Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребён за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.

В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

12 января. Святителя Макария, митрополита Московского. (ВИДЕО)

Михаил поступил послушником в Пафнутьев-Боровский монастырь, где затем принял монашество и был назван при постриге в честь прп. Макария Египетского.

В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».

15 февраля 1523 г. он был возведен в сан архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Можайске.

Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь прп. Макария Египетского.

Архиепископ Новгородский
4 марта 1526 года был хиротонисан в архиепископа Новгородского. Хиротония была совершена в Успенском соборе Московского Кремля.

29 июля того же года он прибыл на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».

Архиеп. Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылал священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища и искоренять языческие обряды. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского), есть «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя и преподобный Трифон Печенгский (+ 1583).

В 1528 г., исполняя постановление Московского Собора 1503 г., святитель предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.

Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великого Новгорода. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор , над входом в когорт по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией. В соборе устанавливают амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.

Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.

Святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым н великим. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского . Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, святитель созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются.

Святитель сам неоднократно совершал длительные поездки как по всей епархии. Бывал он и за ей пределами — так, в период новгородского святительства, он дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти; и в 1539 году, когда он возглавлял избрание и поставление нового Всероссийского митрополита, святителя Иоасафа [1].

Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.

В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая.

По благословению святителя в Великом Новгороде составляется новый летописный свод, пишутся жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей (Топорков), работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.

Московский митрополит
С 19 марта 1542 г. — митрополит Московский и всея Руси.
В 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий.

Читать еще:  Как использовать монтажную пену зимой

На Соборах 1547 и 1549 гг. решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.

Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».

Летописи свидетельствуют о том, что Святитель ослеп на один глаз. Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть.

После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах.

В начале 1551 г. в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах.

В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563).

3 февраля 1555 г. святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.

В 1555 г. на праздник апостолов Петра и Павла из Вятки в Москву приносится чудотворная Великорецкая икона святителя Николая. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца.

Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды, в Успенском соборе, после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора.

Однако святитель повели отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению.

Один из неизвестных его современников писал:
«Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное. от зольного воздержания и елико ему едва ходити, кроток же и смирен, и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся умом всегда совершен бываше».

О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 г. и Полоцка в 1563 г.

Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины:

«Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли».
Однажды попросил грозный царь митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит».

Кончина
Последние дни жизни, кончина и погребение святителя были описаны в особой повести, которая дошла до нас в 7-ми списках, причем ранние — в составе Хронографа.
15 сентября 1563 г. святитель совершал крестный ход, во времх которого сильно простудился и заболел. Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутьев-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей.

4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе. Затем святитель у всех смиренно испросил прощения.

3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь Иоанн Грозный просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь , но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться.

Скончался 31 декабря 1563 г., когда колокол ударил к заутрени.

Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Отпевали святителя 5 архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение.

Почитание
Почитание Святителя началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 г., царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».

Имя святителя начиная с XVII в., встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа».

В 1988 году на Поместном соборе святитель был канонизирован для общецерковного почитания.

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Православный календарь на 12 января

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

12 января (30 декабря 2018 года по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Суббота 33-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать третьей недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественские святки. Согласно церковному Уставу, пост отменяется до Крещенского сочельника (18 января по новому стилю). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 8 христианских святых, известных нам по именам. Далее коротко расскажем о них.

Читать еще:  Расчет плитки на пол

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Московский Кремль является сердцем России не только потому, что в его стенах сосредоточена светская власть нашей страны. Именно здесь находится и главный храм Русской Церкви – Патриарший Успенский собор. Старейший из полностью сохранившихся храмов Москвы, где покоятся мощи многих первоиерархов Русской Церкви. В числе которых – святитель Макарий Московский, многое сделавший для усиления Московского государства как великой православной державы – Третьего Рима.

Будущий святитель родился около 1482 года от Рождества Христова в Москве. Решив избрать для себя монашеский путь, он принял постриг в Пафнутиево-Боровский монастырь в то время, когда в обители ещё хорошо помнили её основателя – преподобного Иосифа Волоцкого. На трудах именно этого подвижника духовно вырос отец Макарий, в дальнейшем реализовавший иосифлянские заветы как Первосвятитель Русской Церкви. В 1526 году отец Макарий был возведён в архиерейский сан, став архиепископом Новгородским и Псковским. Именно здесь он составил свои знаменитые «Четьи-минеи» – Жития святых. А уже в 1542-м владыка Макарий стал Митрополитом Московским и всея Руси.

Митрополит Макарий сделал всё, чтобы Россия стала настоящей духовной и политической наследницей Византии. В 1551 году именно он созвал знаменитый Стоглавый Собор, утвердивший основы Русского Православия, благодаря чему уже через четверть века после кончины святителя наша Церковь обрела Патриаршество. Немало усилий митрополит Макарий приложил и для организации на Руси книгопечатного дела. Именно при нём в Москве была открыта первая типография. В 1563 году святитель отошёл ко Господу. И сегодня мы вспоминаем его как строгого, но мудрого архипастыря. Предстоятеля воинствующей Церкви, с мнением которого всегда считался венчанный им на царство первый русский царь – молодой Иван Грозный.

Мученица Анисия Солунская. Раннехристианская святая родом из города Солуни (современные Фессалоники), мученица Анисия пострадала за верность Христу и Его Церкви в период правления в Римской империи императора-язычника Максимиана Геркула (царствовал в 284-305 годах от Рождества Христова). Этот нечестивый правитель издал указ, что каждый может беспрепятственно убить христианина. Однажды, когда святая Анисия шла в храм на молитву, её остановил воин-язычник, потребовав, чтобы та направилась на языческое празднование в честь идола Солнца. Страдалица отказалась, когда же воин применил силу, плюнула ему в лицо и исповедала себя христианкой. Тут же разъярённый язычник пронзил мученицу мечом. Христиане с почестями похоронили святую Анисию, а над её могилой воздвигли молитвенный дом.

Мученица Анисия Солунская. Фото: pravoslavie.ru

Священномученик Зотик Сиропитатель. Святой IV столетия, священнослужитель, прославившийся своим особым милосердием к нуждающимся людям. В молодости он состоял на службе у равноапостольного императора Константина Великого. Переселившись из Рима в Константинополь, будущий святой отказался от мирской службы, приняв священный сан, а на деньги, которые при расчёте ему дал император, отец Зотик основал больницу и странноприимный дом. Сын святого царя Константина, Констанций, царствовавший в 337-361 годах от Рождества Христова, предал Православие и стал приверженцем арианской ереси. Узнав, что его отец дал священнику Зотику много денег, он из зависти отдал приказ подвергнуть святого старца пыткам. Священника привязали к мулам и влачили по камням, пока он не отдал Богу свою бессмертную душу.

Священномученик Зотик Сиропитатель. Фото: pravoslavie.ru

Священномученик Тимон, апостол от 70-ти. Из текста Священного Писания, а именно книги Деяний Апостолов, известно, что ученики Христа, первые апостолы, избрали в Иерусалиме семерых последователей, ставших первыми диаконами Новозаветной Церкви. Один из них, святой Тимон, впоследствии стал епископом аравийского города Бастория, пострадал от язычников и иудеев, завершив жизнь распятым на кресте.

Священномученик Тимон, апостол от 70-ти. Фото: pravoslavie.ru

Мученик Филетер Никомидийский. Этот раннехристианский святой пострадал за Христа в годы правления двух императоров-язычников: Диоклетиана, царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова, и при Максимиане Геркуле (царствовал в 284-305 годах). Сначала Диоклетиан лично пытался склонить святого к предательству веры, за что получил в ответ:

Да заградятся уста всякого, будь он царь или кто иной, кто дерзает хулить Христа моего!

За это мученика Филетера бросили в раскалённую печь, но он чудесным образом вышел из неё невредимым. Император-мучитель отдал приказ прекратить преследования святого. Затем, уже при Максимиане Геркуле, он вновь был вызван на суд императора, где также исповедал свою твёрдую веру во Христа. И также язычники никак не могли казнить святого Филетера, а некоторые из его мучителей сами стали христианами и приняли мученические венцы. В итоге святого страдальца сослали на один из островов Мраморного моря, где он скончался в 311 году от Рождества Христова.

Преподобная Феодора Кесарийская. Святая VIII столетия, дочь знатных византийских патрициев, которую, когда девочка повзрослела, сам император Лев Исавр решил выдать замуж за одного из своих приближённых. Этот властитель Ромейского царства, правивший в 716-741 годах от Рождества Христова, был еретиком-иконоборцем, юная же дева ещё с детства православными родителями была посвящена Богу. Именно поэтому во время брачного пира, на который будущая святая была наставлена насильно, на Константинополь напали скифы и убили жениха. В этот же день святая Феодора скрылась из города, села на корабль и отправилась в обитель святой Анны, где провела детство. Там она приняла монашеский постриг и до конца своих дней пребывала в постоянных молитвах и строгой аскезе, будучи облачённой в вериги.

Преподобная Феодора Цареградская. Святая X века от Рождества Христова, также известная как блаженная Феодора. Широко известно дарованное ей Господом видение загробной жизни, в том числе – посмертных мытарств. В рамках небольшой календарной статьи очень сложно пересказать Житие святой Феодоры, а потому настоятельно рекомендуем познакомиться с пространными житийными материалами этой угодницы Божией.

Мученица Мария Данилова. Святая страдалица, чье житие опровергает штампы, будто бы в годы Великой Отечественной войны советская власть радикально изменила отношение к верующим. Мученица Мария, бывшая церковная староста закрытого храма небольшого ярославского городка Гаврилов-Ям, умерла в 1946 году в лагерном заключении. Прославлена в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Макарий, митрополит Московский и всея Руси

Клавдий Лебедев, «Венчание и принятие царского титула Иоанном IV»

Митрополит Макарий ( ок. 1482, Москва — 31 декабря 1563, Москва) — святитель, митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года), в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. Сторонник иосифлянства, последователь Иосифа Волоцкого. Ближайший советник царя Ивана Грозного.

В начале XVI века Московское великое княжество продолжало собирать под своей властью русские земли. В это время к Москве были присоединены Псков, Смоленск, Рязанское и Новгород-Северское княжества. Одновременно набирают силу тенденции по превращению Москвы в главный духовный центр не только Русского государства, но и всего православного мира. В Москве разворачивается небывалое до того строительство церквей, основывается Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, устанавливаются празднования новых святых. XVI столетие — время государственного и духовно-политического утверждения России. И одним из самых активных вершителей государственных и духовных процессов превращения Московского великого княжества в Российское царство был митрополит Московский и всея Руси Макарий.

Святитель Макарий родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей. Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия.Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя служению Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского.

В 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени — чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост, был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий Рождество-Богородицкий монастырь близ города Можайска. Летописи свидетельствуют, что лужецкого архимандрита весьма почитал сам великий князь Василий III, часто бывавший в можайской обители.

Митрополит Макарий. Икона

4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии — архиепископом Великого Новгорода и Пскова. При отправлении Макария к месту своего архипастырского служения великий князь Василий III вручил ему «казну» новгородских святителей, взятую Иваном III при «покорении Новгорода» в 1478 году.

Читать еще:  Инструкция по использованию автомобильной краски 12мл accessory

Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов.На второй год своего архиерейского служения святитель Макарий, следуя уставу преподобного Пафнутия Боровского и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515), а также исполняя постановления Московского Собора 1503 года, ввел в новгородских монастырях как обязательный общежительный устав, разграничил мужские и женские монастыри.

В1535 году по его указанию во Пскове был построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. О широте интересов архиепископа Макария свидетельствует поддержка им строительства в Новгороде на реке Волхов первой водяной мельницы.

В период новгородского архиепископства Макария широко развернулась его литературная, книгописная и редакторская деятельность. Около 1539 года по его инициативе был составлен так называемый Владычный свод Макария, продолжавший Летопись Новгородскую IV.

С.Афонина «Просветитель прп. Иосиф Волоцкий»

В 1540 году вместе со священником Агафоном архиепископ Макарий составил «Великий миротворный круг», в котором пасхалия была вычислена на 532 года вперед.

В 1529 году святитель Макарий предпринимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведения его в единый корпус Миней Четьих. Этот труд у святителя занял 12 лет. В 1541 году эта первая из трех редакций Великих Миней Четьих была передана им в библиотеку новгородского Софийского собора как вклад на помин души его родителей.

16 (19) марта 1542 года архиепископ Макарий был поставлен митрополитом Московским и всея Руси.

16 февраля 1547 года на Руси произошло знаменательное событие — великий князь Иван IV Васильевич принял царский титул. Московское великое княжество стало Российским царством. Чин «венчания на царство» Ивана IV подготовил митрополит Макарий, а затем он же совершил его в Успенском соборе Московского Кремля: торжественно, в присутствии всех иерархов Русской Православной Церкви, боярства и дворянства, возложил на юного государя бармы и царский венец.

А вскоре первый русский царь женился на боярышне Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. И вновь свадебный чин совершал митрополит Макарий.

Вскоре царь Иван Грозный собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого святитель предрек Ивану Грозному победу. Царь всегда с любовью и уважением говорил о своем отце-митрополите.

Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года, Угрюмов Г.И. 1800 г.

В ознаменование присоединения Казанского ханства в Москве был построен и освящен святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. После казанской победы Русская Церковь приобрела новую обширную епархию — Казанскую.

В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. По благословению митрополита пишутся жития русским святым или создаются их новые доработанные редакции. Многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские. За время его управления Русской митрополией канонизовано 45 святых.

Здесь крайне важен тот факт, что трудами митрополита Макария в русло общей московской религиозно-государственной идеологии были введены святые, прославлявшиеся издревле в городах, не имевших ранее к Москве никакого отношения. И жития их, соответственно, создавались в XVI веке заново, уже исходя из этих общегосударственных промосковских задач. Такими святыми были Варлаам Хутынский, Меркурий Смоленский, Петр и Феврония Муромские и многие другие.

Более того, митрополит Макарий старался привлечь в русские пределы и святость иных славянских народов, поэтому на церковных Соборах 1547–1549 годов было установлено всероссийское празднование и многих южнославянских святых — сербских и болгарских. Так Москва превращалась в духовный центр всей России и значительной части православного мира.

24 февраля 1549 года был Собор, созванный митрополитом Макарием, окончательно осудивший еретика Исаака Собаку, архимандрита Чудова монастыря, ранее уже осуждавшегося за порчу книг вместе с преподобным Максимом Греком († 1556 ). Многие годы (до 1551 года) митрополит Макарий на челобитные Максима Грека о помиловании ограничивался ответом: «Узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тобе не можем».

Репродукция картины художника Г. Лисснера «Иван Грозный у первопечатника Ивана Фёдорова»

23 февраля 1551 года в Москве начал работу другой Собор, созванный митрополитом, — знаменитый Стоглав. Вопросы, которых касался Собор, были самые разные. Это и внешность христианина, и его поведение, и церковное благочиние, и дисциплина, церковная иконопись, духовное просвещение и многое другое. По инициативе митрополита Макария составляются 10-томные «Лицевой летописный свод» (в нем до 16 тысяч миниатюр) и «Степенная книга царского родословия».

Огромную роль в распространении русской святости сыграли составленные в середине XVI века «Великие Минеи Четьи», в которых были собраны уже существующие или заново написанные жития многих русских святых.

Более 25 лет святитель Макарий и привлеченные им русские писатели, переводчики, книжники, переписчики, известные публицисты (среди них — Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Тучков, Ермолай Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, псковский священник Василий-Варлаам) трудились над 12 томами книг-миней. Работа была начата в Новгороде в 1529 году, где Макарий тогда был архиепископом, и закончилась в 1554 году.

При митрополите Макарий начинается в Русском государстве печатание книг. Первый Апостол вышел более чем за полгода до кончины святителя, а в вышедшем после его смерти Часослове (1565) упоминается о его участии — «благословением преосвященного Макария митрополита всея Руси составися сия штанба сиречь печатных книг дело, во царствующем граде Москве».

И. Горюшкин-Сорокопудов. Из века в век. 1910

В середине сентября 1563 года, митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого простудился и заболел.3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь просить благословения. Святитель высказал ему свое намерение уехать в монастырь своего пострижения — Пафнутиев, куда он давно собирался удалиться. Но царь уговорил его остаться.

Митрополит Макарий скончался 31 декабря 1563 года. Отпевали святителя пять архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую еще при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех последнее Божие благословение.

Погребен святитель Макарий в Успенском соборе Московского Кремля.

Почитание святителя началось сразу после его кончины; вскоре же появились и первые его иконы. Царь, вернувшись из похода против Литвы в 1564 году, просит перед надгробием святителя благословения, ибо митрополит Макарий еще до похода предсказал ему победу. Иван Грозный прикладывается к образам святителей Петра, Алексия, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится в Благовещенском соборе Кремля на четырехчастной иконе 1547 года.

Выход из церкви в Пскове. Морозов А.

Причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года.

Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием, изданные Археографическою комиссией.
Чин венчания на царство.
Владычный свод Макария, продолживший Летопись Новгородскую IV.
Послание Василию III.
Уставная грамота (1526—1530 гг.) игумену Духова монастыря Тихону.
Послание митрополиту Даниилу от 17 февраля 1536 года о поставлении смоленского епископа.
Грамота от 25 марта 1534 года об искоренении языческих требищ и обрядов.
Книга Степенная царского родословия.
Послание поучительно в Свияжск 21 мая 1552 года.

Митрополит Макарий на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Лит.: Макарий (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. М., 2002.
Архимандрит Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996
Урушев Д. А. Дивный святитель и пастырь // Истина и жизнь. 2006, № 5.
Из царствования Ивана Васильевича Грозного // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 1, с. 37.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1546. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 18 (кн. 35), с. 396—397.
Всемирный календарь. — СПб., 1917 (истор. отдел), с. 104.
Н. Дурново. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13,18.
Служба и акафист святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу // Сост. архимандрит Макарий (Веретенников). — М., 1995, с. 31—44.
Канонизация святых. — Троице-Сергиева Лавра, 1988, с. 79—91.
Дробленкова Н. Ф. Макарий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 76—88.
Исп. мат.: Макарий, митрополит Московский и всея Руси // Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×