Религии мира иудаизм основные идеи и положения
Иудаизм: кратко о религии
Всем приветище! Иудаизм — одна из древнейших монотеистических религий, то есть такой, в которой существует только один Бог — творец всего сущего. Само название религии происходит от имени Иуды. Только это не тот человек, который предал Христа. Это ветхозаветный Иуда, о котором мало информации в источниках. Тем не менее его дети стали называться “коленом Иуды”, что дало название народу иудеям — евреям.
В этом посте расскажем кратко об этой религии
Основные книги Иудаизма
Иудаизм — ветхозаветная религия, основной книгой которой является “Ветхий завет” Библии. В этом творении особо почитаются иудеями два текста: “Тора” и “Пятикнижие”. Эти тексты происходят непосредственно от Моисея (в иудейской транскрипции — Мойши). Эти два текста полностью регламентируют жизнь правоверного еврея (иудея). При этом для он должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, в то время как для нееврея достаточно исполнения семи:
- Идолопоклонство — грех! Надлежит верить только в единого Бога.
- Богохульство — грех! Негоже осквернять имя Всевышнего.
- Грех убийства (“Не убий”),
- Грех воровства (“Не укради”)
- Грех прелюбодеяния (“Не прелюбодействуй”)
- Грех употребления плоти живого животного.
- Суд должен быть справедлив.
Как нетрудно догадаться, эти грехи (запреты) вошли и в христианскую систему ценностей под названием “смертные грехи”, то есть те, которые оскверняют саму душу.
В третьем столетии до новой эры были написаны комментарии к Торе, которые получили название “Мишна”. После чего богословы не успокоились и написали комментарии к самой Мишне, которые получили название “Гемара”. Гемару также называют Талмудом. В нем различают две части: Галаху — закон, регламентирующую семейную, гражданскую жизнь иудея и Агаду — свод духовных установлений. Кстати, крайне рекомендую посмотреть список остальных мировых религий.
Основные религиозные принципы Иудаизма
- Существует только один-единственный Бог, которому надлежит поклоняться.
- Бог — это не просто некий высший разум или что, он — абсолютный источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости, высшее начало — так сказать.
- Все равны перед этим Богом независимо от расы, пола, вероисповедания.
- Вместе с тем миссия иудеев — просвещение человечества о божественных законах.
- Жизнь — это диалог Бога и человека. Этот диалог ведется как на индивиудальном уровне, так и на уровне наций (национальной истории), так и на уровне всего человечества.
- Человеческая жизнь имеет абсолютную ценность, потому как человек признается бессмертным существом (на уровне души), которое Бог создал по своему образу и подобию.
- Иудаизм — в чем-то идеалистическая религия, поскольку предполагает примат духовного начала над материей.
- Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии — пророка Бога, задача которого возвращение заблудшего человечества на божьи законы.
- В Иудаизме наличествует также учение о воскресении мертвых в конце истории человечества. Это учение получило название “эсхатология”.
Как видно, между Иуадаизму, Христианством и даже Исламом — существует серьезное сходство, которое просто нельзя игнорировать. Можно даже утверждать, что эти мировые религии появились благодаря Иудаизму. И в этом смысле миссия иудеев весьма рьяно реализуется! Как Вы считаете?
Немного истории
История этой религии вкратце представляет собой смену следующих стадий развития Иудаизма:
- Библейский иудаизм, которые имел место быть с 10 по 6 века до новой эры. Бог там называется Яхве, и он довольно жесток: вспомните как он говорил Иосифу убить своего сына Авраама, а затем смилостивился — так проходил проверку один из последователей веры в одного Бога.
- Храмовый иудаизм — это период с 6 века до новой эры по 2 век новой эры. Он также в себя включает эллистическую (античную) версию этой веры. Эта ветвь, как и предыдущая, связана с историей иудейского (еврейского народа) и оформилось, когда они вернулись в Палестину и отстроили второй главный храм. В этот период появился обряд обрезания и почитание субботы. Именно с этой версией этой религии и столкнулся сам Иисус из Назарета, когда говорил, что не суббота для человека, а человек для субботы.
- Талмудический иудаизм господствовал со 2 века новой эры по 18 век, точнее до 1750 года. Другое название — раввинизм. Именно поэтому правоверных евреев иногда называют раввинами. Эта версия вероучения известна возвеличиванием Талмуда: дескать Мишна чуть чуть отстранила евреев от Бога, поэтому следует теперь почитать изначальную версию учения, которая дана в Торе и Пятикнижии.
- Современный иудаизм — это версия вероучения с 1750 года по настоящее время.
Как нетрудно заметить, история евреев — это самый реальный признак всевластия духа над материей. Это доказывает тот факт, что этот народ с самого своего появления четко знал, где должно быть их государство. И это государство образовалось, пусть и не мирным путем в 1948 году. Более детально смотрите тут.
Лекция № 7. Иудаизм
Иудаизм – религия евреев. Иудаизм является самым ранним образцом монотеизма в мировой традиции (VII в. до н.э.). Некоторые положения национальной религии иудаизма стали фундаментом двух мировых религий — христианства и ислама. Оформление иудаизма в качестве монотеистической религии проходило в несколько этапов:
· политеизм (пантеонов ваалов);
· выделение в рамках пантеона племенного божества (около XI в. до н.э.);
· реформа культа в 622 г. до н.э., закрепившая статус Яхве в качестве единственного бога.
В иудаизме Бог (Яхве, Иегова) предстает как всемогущий мира и создатель закона, Торы. Он признается не только единым по своей природе, в противовес дуалистическим концепциям Бога, но и единственным. Главный символ веры евреев, Шема («Слушай»), гласит: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4). Деятельность Бога не ограничивается творением мира и Торы «в начале времен», декларируется его постоянное активное участие в делах мира (божественное провидение). Для обозначения его присутствия в истории еврейского народа возникает понятие Шехина (Присутствующий).
В рамках иудаизма находит оформление и концепция богоизбранного народа. Яхве заключает Завет (брит) с еврейским народом (Израилем), основанный на взаимных обязательствах: Израиль соблюдает послушание по отношению к Богу, в то время как Бог предоставляет покровительство своему народу. Цель этого Завета – создание народа святых и праведников, народа, который явился бы глашатаем для всего остального человечества, «светом для язычников», посредником между ними и Богом в деле установления божественного владычества на земле. Тесно связанным с данной концепцией оказывается и образ священной земли (Израиля, Палестины), которая выступает одновременно как условие и как символ выполнения завета.
1. Библейский (оформление системы верований и культовых практик, канонического текста Священного Писания).
2. Талмудический (разработка и оформление устного закона).
3. Раввинистический (формирование раввината в качестве религиозного института).
4. Реформационный (возникновение идеологии Гаскалы и движение за религиозную реформу).
Священное Писание иудаизма включает следующие части: Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писания), в совокупности составляющие Танах (по первым буквам названий). В традиции иудаизма Танах оценивается как откровение; сама Тора была продиктована Моисею на горе Синай.
Помимо писаного закона (Торы в более широком смысле слова) существует устный закон, нашедший выражение в текстах мидрашей и талмудической литературы. Под мидрашом понимается как особый метод интерпретации Священного Писания, так и текст, созданный на основе этого метода. В сфере права было осуществлено создание Мишны – собрания юридических норм, впоследствии дополненного трактатом «Тосефта» («Дополнение»). Однако толкования права, записанные в Мишне, не отражали интерпретаций и обоснований, исходя из которых они были созданы. В связи с этим были предприняты две попытки комментировать Мишну, в Вавилоне и в Палестине, получившие название Гемара. Мишна и Гемара в совокупности составляют Талмуд, регламентирующий жизнь верующего иудея с религиозной, юридической, этической и бытовой точек зрения.
Мишна состоит из 63 трактатов, объединенных в 6 разделов:
· Зераим (Посевы) – обряды, молитвы и законы, связанные с земледелием;
· Моэд (Праздники) – религиозные праздники;
· Нашим (Жены) – брак и семья;
· Незикин (Повреждения) – гражданское и уголовное право;
· Кодашим (Святыни) – жертвоприношения;
· Тогорот (Очищения) – обряды очищения.
- Основные идеи учения иудаизма.
Человек понимается в иудаизме прежде всего как этическое существо. Он наделен Богом свободой выбора между Добром и Злом, и в этом состоит его богоподобие: человек создан «по образу Божьему». Человек способен выбирать между повиновением и неповиновением Богу, благодаря чему и стал возможен Завет между ними (в соответствии с учением иудаизма, в отношениях Завета с Богом находятся все люди, а не только богоизбранный еврейский народ). Яхве как милосердный Бог всегда открыт для раскаявшегося грешника, готов простить его. Выделяются два аспекта отношения к Богу: любовь к Богу и страх Божий. В иудаизме формируется особая система ценностей, отличающаяся гуманистической и этической направленностью; в их числе – почитание родителей, милосердие, благотворительность, а также учение (понимаемое как изучение Торы). Создается сложный, тщательно разработанный этический кодекс, включающий 613 заповедей.
Вселенная в иудаизме трактуется исходя из концепции божественного творения. Между Богом и миром существуют отношения Завета, что проявляется во вселенском порядке (день сменяет ночь, за зимой следует весна). Природа становится пространством развертывания истории, местом встречи Бога и человека. Последний был создан в качестве господина земли, но потому он и является ответственным за нее и ее обитателей.
История представляет собой воплощение божественного замысла, путь к восстановлению божественного владычества в мире людей. Иудейская эсхатология находит выражение в учении о конце света, который будет предварен приходом Мессии («помазанника» из царского рода – «колена Давидова») и его правлением, а затем разрушением его царства. Грешники будут осуждены на гибель, тогда как праведники воскреснут. Концепция загробной жизни в иудаизме слабо разработана. Шеол (вопрошаемый) – это мир существования после смерти, однако это существование рассматривается лишь как тень жизни.
- Пророки и праведники в иудейской культуре.
Пророком в иудаизме зовётся человек, через которого Бог открывает свою волю остальным людям для того, чтобы те могли совершенствовать себя и тем самым улучшить своё будущее. Через пророков Всевышний обращается к миру. Кто будет пророком, определяет сам Бог, человек же не может избрать пророчество как профессию. При этом выбор может быть сделан вопреки желанию самого человека. Помимо нравственных поучений, пророки лечили, предсказывали будущее и давали советы от имени Бога. Некоторые пророки активно участвовали в политической жизни Израильского и Иудейского царств. Так, пророк Ахия вдохновил основателя Израильского царства Иеровоама, Елисей способствовал смене царской династии в этом царстве, а Даниил даже был провозглашён (хотя и на несколько часов) царём Вавилонским. Наиболее известными пророками являются Илья, Елисей, Исайя, Иеремия, Даниил.
Пророчества ранних пророков были включены в книги Танаха, повествующие об истории еврейского народа от прихода в Эрец Исраэль и до начала VIII в. до н. э. Пророчества более поздних пророков, начиная с Амоса и Исайи, записывались в виде отдельных книг либо самими пророками, либо приближёнными к ним писцами. Все эти произведения были объединены и получили в еврейской традиции общее название – «Книги Пророков». Пророчества этих книг могли служить примерами моральных поучений для будущих поколений.
Праведники. В иудаизме нет четкого и жесткого разделения на праведных и грешных. В иудаизме знают, понимают, утверждают, что любой самый что ни на есть праведник не может быть чист абсолютно, не иметь никаких грехов. Уж на что самый праведный и почитаемый еврейский лидер Моше-рабейну (Моисей или же Муса в нееврейских прочтениях) и тот за свои грехи был наказан свыше недопуском в мечту всей его жизни – в Эрец-Исраэль (в Святую Землю). Так о каком же посмертном разделении душ на ад и рай можно при этом говорить? Вообще, понятия ада и рая в иудаизме крайне приглушены, и очень невнятны. Иудаизм настраивает на нечто более существенное – НА БУДУЩУЮ ЖИЗНЬ, именно не на райское бесцельное «блаженство», а на вечную жизнь на Земле, полноценную и значимую жизнь.
- Храм в жизни иудеев. Обрядовая сторона иудаизма.
Центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Иерусалимский Храм («Дом Святости») – культовое сооружение, которое располагалось на Храмовой горе в Иерусалиме, на месте, где сегодня находится мусульманская святыня Куббат ас-Сахра («Купол над Скалой»). В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимы), а также утварь для священнослужения.
Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства и могло произойти лишь во время упрочения этого единства. И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Соломона. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля. В 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором, полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм сожжен в день девятого ава (ав – пятый месяц еврейского календаря при отсчете от исхода из Египта и одиннадцатый при отсчете от сотворения мира; соответствует приблизительно июлю – началу августа). Часть жителей была уничтожена, а часть угнана в вавилонский плен. Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет (950 – 586 до н. э.).
Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. – 70 н. э.) – Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом. В отличие от Первого храма (Храм Соломона), который просуществовал 364 года (950 – 586 до н. э.), Второй храм (Храм Зоровавеля, позже полностью реконструированный Иродом Великим) простоял 586 лет. Период между двумя храмами, когда он оставался разрушенным, составляет 70 лет (586 – 516 до н. э.).
Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слёз, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название «Стена Плача», так как слёзы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь (девятое ава– национальный день траура еврейского народа – день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. В 2012 году Девятое ава выпало на 29 июля).
Город длительное время находился в руинах и запустении. После того, как Палестину захватили арабы в 638 г., на месте, разрушенного Храма, священном и для мусульман, были построены исламские культовые сооружения, величайшими из которых являются Аль Акса (мечеть, расположенная на Храмовой горе Иерусалима. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. В мечети одновременно могут молиться до 5000 верующих) и Куббат ас-Сахра (один из первых памятников исламской архитектуры). Эти сооружения нередко принимались захватившими Иерусалим крестоносцами за Иерусалимский храм, что нашло свое отражение в произведениях изобразительного искусства того времени.
От Храма Ирода до настоящего времени дошли всего две руины: южная часть от западной стены внешней ограды Храма (известная как «Стена Плача») и заложенные блоками и застроенные т. н. «Золотые ворота» – бывшие входные арки в восточной стене. Утверждается, что эти ворота сами собой откроются в момент прихода Мессии.
Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен в будущем и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.
Основной институт еврейской религии после разрушения Иерусалимского храма, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины – синагога (от греч. «собрание», «дом собрания»). Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище».
Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.
В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат (седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы), праздники и будни.
По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.
Местом проведения публичного богослужения является синагога (гр. synagoge – собрание). В основе богослужения – чтение Торы; предусмотрен годовой цикл чтения, день окончания которого отмечается как праздник; сразу же после него чтение возобновляется с начала. Элементами богослужения являются также молитвы, благословения, псалмы, Шема. Служба проводится в понедельник и среду (утром), в шабат (в субботу вечером и утром), в праздники и священные дни (в двух последних случаях избираются тексты, соответствующие тематике события). Для проведения коллективного богослужения необходим кворум (миньян) – присутствие десяти совершеннолетних евреев-мужчин.
Семейные, домашние ритуалы включают особые застольные благословения, проведение праздничного пасхального ужина, освящение субботы и праздников и др. В иудаизме существует множество ограничений и запретов в области питания. Так, запрещено употребление в пищу свинины, мяса животных, питающихся падалью, моллюсков; предписывается не смешивать мясные и молочные продукты; обязательно соблюдение требований пасхального стола. Пища, соответствующая религиозным установлениям, называется кошерной.
Индивидуальный цикл жизни еврея отмечен несколькими обрядами. На восьмой день после рождения мальчика проводится церемония обрезания, после которой младенец получает имя. Новорожденным девочкам имя, как правило, дается в синагоге, в первый шабат после рождения. В 13 лет у мальчиков и в 12 лет у девочек отмечают религиозное совершеннолетие. Церемония бракосочетания ранее проводилась в два этапа, с промежутком в один год, однако теперь наблюдается тенденция объединять их. Помолвка включает подписание договора и дарение кольца, собственно бракосочетание — произнесение семи брачных благословений, во время которого новобрачные стоят под особым навесом.
При погребении умершего облачают в простой саван (одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу. Это одеяние обычно белого цвета. Как правило, в качестве савана используется костюм для мужчин, и нарядное длинное платье с длинными рукавами для женщин.) Близкие соблюдают тридцатидневный траур, на протяжении 11 месяцев читается особая молитва (кадит); ее принято читать также в годовщину смерти.
Иудаизм: особенности и происхождение
Это монотеистическая религия, основанная на вере в единого Бога (личного, неделимого, бесплотного и вечного существа), который является не только создателем мира, но и его постоянным надзирателем или опекуном. Господь дал вечный завет народу Израиля, обещая ему защиту и помощь в обмен на подчинение его заповедям.Религия иудаизм была сформирована во втором тысячелетии до нашей эры, она является национальным вероисповеданием евреев. Большинство последователей проживает в Соединенных Штатах Америки (5,6 миллиона) и в Израиле (4,7 миллиона).
Эта культура включает в себя несколько уникальных языков, каждый из которых дает обширную литературу, всеобъемлющую еврейскую философию, а также набор социальных обычаев и конвенций.
Основные религиозные принципы
Иудаизм подтверждает существование и уникальность Бога и подчеркивает выполнение заповедей наряду с соблюдением строгой системы убеждений. В отличие от христианства, которое требует более четкого определения Бога, эта вера предполагает, чтобы человек чествовал Бога через постоянную борьбу с указаниями Бога (Тора) и практикой заповедей. Православный иудаизм подчеркивает ряд основных принципов в своих образовательных программах. Основное убеждение в том, что существует одно-единственное всезнающее трансцендентное Божество, которое создало Вселенную и продолжает заботиться о своих творениях. Традиционное иудейство утверждает, что Господь установил завет еврейскому народу на горе Синай, открыл свои законы и 613 заповедей. Они были в письменной форме, иудаизм опирается на них ― отсюда появилась священная книга Тора.
Существует ряд основных принципов, которые были сформулированы средневековыми раввинскими властями. Они выдвигаются в качестве основополагающих основ:
- Бог вечен.
- Он является центром Вселенной, поддерживает ее и контролирует события, происходящие в мире.
- Бог создает материю и реальность, он абсолютный источник любви и мудрости.
- Существует только один Бог, которому следует повиноваться. Перед ним все равны, вне зависимости от пола, расы, вероисповедания.
- Он охотно принимает всех, кто приходит к нему.
- Миссия иудеев заключается в просвещении остальных людей о божественных заповедях.
- Хашем ― источник спасения. Каждый должен верить, что Господь спасет свой народ от порабощения, и поддерживать его завет для мессианской эпохи ― веры в будущее искупление.
- Задача иудаизма ― вернуть человечество на путь истинный и привлечь к божьим законам.
- Бог вознаградит праведников. Творец вознаграждает тех, кто соблюдает его заповеди, и наказывает тех, кто их нарушает.
- Жизнь ― это постоянный диалог с Господом.
Религия иудаизм, если кратко, затрагивает абсолютно все сферы жизни. В Библии описаны советы по ведению быта, правильному питанию, вопросы, касающиеся брака, рождения, смерти и т. д.
Немного истории
Кому поклоняются иудеи? Сторонники этой веры поклоняются единому Богу. Его имя не принято называть вслух без надобности. Еврейская Библия говорит о том, что евреи ― это избранный Господом народ. Все евреи ― это потомки Авраама, который заключил с Богом договор. Согласно Библии евреи происходят от древнего народа Израиля, который поселился на земле Ханаан между восточным побережьем Средиземного моря и рекой Иордан. Библия относится к детям Израиля как к потомкам общего предка израильтян ― Иакова.
В Книге Бытия рассказывается история Иакова и его двенадцати сыновей, которые покинули Ханаан во время сильного голода и поселились в Гошенах северного Египта. Правительство египетского фараона якобы порабощало своих потомков, хотя нет никаких независимых свидетельств того, что это происходило. После 400 лет рабства Бог Израиля послал пророка Моисея из колена Левия, чтобы освободить израильтян от рабства. Согласно Библии евреи чудесным образом эмигрировали из Египта (событие, известное как Исход) и вернулись на свою родину в Ханаан.
Согласно Библии после освобождения от египетского рабства народ Израиля жил в Синайской пустыне в течение сорока лет, прежде чем завоевать Ханаан в 1400 году до нашей эры. Живя в пустыне, согласно библейским писаниям, народ Израиля получил Десять заповедей на горе Синай через Моисея. Войдя в Ханаан, части земли были отданы каждому из двенадцати колен Израиля.
Исторические сведения
После падения Иерусалима Вавилония (современный Ирак) будет центром религии иудаизма более тысячи лет. Первые еврейские общины в Вавилонии возникли со времени изгнания племени Иудеи в Вавилон Иоакимом в 597 году до нашей эры, а также после разрушения Храма в Иерусалиме в 586 году до нашей эры. Еще много евреев мигрировали в Вавилон в 135 году нашей эры после восстания Бар-Кохбы. Вавилония стала центром еврейской жизни вплоть до XIII века. К первому столетию она быстро развивалась, население составляло 1 миллион евреев, которое увеличилось до 2 миллионов, составляя около 1/6 мирового еврейского населения в ту эпоху.
В период европейского Возрождения и Просвещения в общине произошли значительные изменения. Движение Хаскалы сопровождалось более широким Просвещением, поскольку евреи в XVIII веке начали кампанию за освобождение от ограничительных законов и интеграцию в более широкое европейское общество. Светское и научное образование было добавлено к традиционному религиозному обучению, полученному студентами, и интерес к национальной идентичности, включая возрождение в изучении истории и иврита, начал расти.
В 1870-х и 1880-х годах евреи в Европе стали более активно обсуждать иммиграцию в Израиль и возможность воссоздать еврейскую нацию на своей национальной родине, выполняя библейские пророчества, касающиеся Шиват-Циона.
В 1933 году с приходом к власти Адольфа Гитлера и нацистской партии в Германии положение евреев стало сложным. Иудаизм и его сторонники строго осуждались. Экономические кризисы, расовые антисемитские законы и страх перед предстоящей войной заставили многих евреев бежать из Европы в Палестину, в Соединенные Штаты Америки и в Советский Союз.
На сегодняшний день Израиль ― парламентская страна, где больше половины населения ― евреи. Крупнейшие еврейские общины находятся в Израиле и Соединенных Штатах с основными общинами в Европе, России и Канаде.
Великий основатель и пророк
Основателем считают пророка Моисея. Согласно Книге Исхода Моисей появился на свет, когда его народ, израильтяне, возрастал в количестве. Это обеспокоило египетского фараона. Поэтому он распорядился убивать новорожденных мальчиков-израильтян. Мать Моисея тайно скрыла его. Через дочь фараона ребенок был принят в качестве подкидыша из реки Нил и вырос с египетской королевской семьей. После убийства египетского рабовладельца Моисей бежал в Мадиам, где он встретил Ангела Господня, говорящего с ним на горе Хориб.
Бог послал Моисея, чтобы избавить израильтян от рабства. Моисей привел израильтян из Египта к библейской горе Синай, здесь ему были даны Десять заповедей от Бога, написанные на каменных табличках. Перед смертью Моисей оставил преемника ― Иисуса Навина, благословив его.
Основные идеи
Иудаизм совмещает в себе все моральные принципы других вер. Обычно еврейская этическая практика характеризуется такими ценностями, как справедливость, поиск истины, любовь к миру, любящая доброта, сострадание, смирение и чувство собственного достоинства. Этические практики включают практику благотворительности и воздержание от негативной речи.
- Господь является вездесущим, справедливым и всезнающим. Все равны перед ним.
- человек ― это духовно бессмертное существо, созданное Господом по своему подобию. Поэтому он должен следовать божьим законам и постоянно самосовершенствоваться.
- сторонники этой религии считают, что духовное начало преобладает над материальным миром. Но к окружающему миру нужно относиться с уважением и любовью.
Как видим, у иудаизма, христианства и даже ислама есть много общего, и совершенно точно, что иудаизм ― одна из великих мировых религий, а еврейский народ много страдал на протяжении всей истории.
Иудаизм: происхождение и особенности (стр. 1 из 3)
Федеральное агентство по образованию
Российский государственный университет им. И. Канта
ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»
ИУДАИЗМ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Студентки II курса
Заочной формы обучения
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ………………………………….4
ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ. ИДЕЯ ЕДИНОГО БОГА………………………11
Иудаизм (от др. евр. яхудут — жители древней Иудеи), наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм — вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам. Еврейская религия – одна из самых ярких культурных традиций. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения).
Иудаизм — это не просто религия еврейского народа, а свод законов, регламентирующий не только религиозную, этическую и идеологическую, но и практически все стороны жизни приверженцев этого учения. В иудаизме определены 613 мицвот (248 повелений и 365 запретов. Среди мицвот особо выделяются так называемые Десять Заповедей , содержащие универсальные этические нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей — как следствие действия принципа свободы воли, рассматривается как грех, который влечет за собой воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни. Также и всех правил выделяются семь, обязательных для исполнения всеми людьми: запрет Богохульства, запрет кровопролития, запрет воровства, запрет разврата запрет жестокости по отношению к животным, повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом. Канон священных книг иудаизма включает Тору(«Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала,хасидизм).
Начиная формироваться как религия Полистины иудаизм развиваться как религия не связанная с какой-либо территорией. Характерная черта иудаизма – замкнутость по национальному признаку. Одно государство, значит одна религия; люди, которые отказывались и не входили в эту систему считались как некая опасность.
Иудаизм относят к семье «монотеистических» религий, так же как христианство и ислам. Все три религии имеют много общего, как в отношении географии происхождения, так и в отношении теологической системы. Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: иудеи и христиане причисляют её к своим важнейшим религиозным текстам. Имеет много общего она и с Кораном. Некоторые ее центральные идеи — о существовании Единого Бога, единого универсального морального кодекса о том, что люди должны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, что евреи — народ, избранный Богом.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ — II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иудеем был патриарх Авраам, который заключил с Богом священный союз – “завет”. Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот ). За это Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которого произойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль — землю, на которой он создаст собственное государство. Потомки Авраама образовали союз 12 колен (родоплеменных групп), связанных кровным родством, которые происходили от 12 сыновей Иакова (Израиля).
Но прежде, чем получить обещанную Богом землю («землю обетованную»), потомки Авраама попали в Египет (около 1700 г. до н. э.), где 400 лет находились в рабстве. Из этого рабства их вывел пророк Моисей (Моше ). Затем последовало 40-летнее странствие по пустыне, во время которого все бывшие рабы должны были умереть, чтобы только свободные люди вошли в землю Израиля. Во время этого странствия по пустыне происходит центральное событие иудаизма и всей его истории: Бог призывает Моисея на гору Синай и через него дает всему еврейскому народу Десять Заповедей и Тору. Знаменуется начало существования евреев как единого народа, а иудаизма — религии, которую этот народ исповедует. Бог иудеев, названный именем Яхве («Сущий», из бытия которого проистекает все), не имел ни изображений, ни храмов.
В XIII в. до н. э., когда израильские племена пришли в Палестину, их религия представляла собой множество примитивных культов, обычных для кочевников. Лишь постепенно возникла израильская религия — иудаизм, в том виде, в каком он представлен в Ветхом завете. В ранних культах обожествлялись деревья, источники, звезды, камни, животные.
Следы тотемизма легко увидеть в Библии, когда речь идет о разных животных, но прежде всего — о змее и о быке. Существовали культы мертвых и предков. Яхве первоначально был божеством южных племен. Это древнесемитское божество представлялось с крыльями, летающим меж облаков и появляющимся в грозах, молниях, вихрях, в огне. Яхве стал покровителем племенного союза, созданного для завоевания Палестины, почитаемым всеми двенадцатью племенами и символизирующим связующую их силу. Прежние боги были частично отвергнуты, частично слились в образе Яхве (Иегова — более позднее литургическое переложение этого имени). Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет.
Эпоха Первого Храма
В ХI в. до н. э. евреи создают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим (Ерушалаим). В 958 г. до н. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь Единого Бога. В истории иудаизма начался новый, храмовый период , который длился около 1500 лет. В этот период Иерусалимский Храм становится главным духовным центром иудаизма .Служители Иерусалимского храма составляли особую категорию иудейского общества. Их потомки и до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты: жениться на вдове или разведённой и т.д.
В этот же период завершается написание Танаха — Священного Писания иудаизма (христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет). Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти.
В 587 г. до н. э. Израиль захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который разрушил Иерусалимский храм, а большинство иудеев насильственно переселил в Вавилонию. Духовным лидером и наставником переселенцев становится пророк Иезекииль. Он развил идею о возрождении Израиля, но уже как теократического государства, центром которого будет новый Иерусалимский Храм.
Новым в религиозной истории, характерным для иудаизма, отличительным его моментом является понимание отношения между богом и его “избранным народом” Израиля как отношения “союза”. Союз — это своего рода договор: народ Израиля пользуется особым покровительством всемогущего бога, он — “народ избранный” при условии, что останется верным, что будет следовать заповедям бога и, главное, не отступит от единобожия. Особенность иудаизма в том, что бог действует в истории своего народа.Своего рода конституцией этого союзнического отношения между Израилем и его богом является Закон, в котором Яхве выразил свою волю. Наряду с откровением бога в природе и истории стоит превыше всего Закон, в котором ясно и четко сформулирована в виде “заповедей” воля Господня.Вера в мессию в предсказаниях пророков становится основой иудаизма: мессия установит царство, где не будет вражды и страданий, где верные богу обретут мир и счастье, а грехи будут наказаны, свершится страшный суд.Иудаизм как “религия закона” столкнулся с тенденцией, проявлявшейся в том, что Закон превращался в нечто самодовлеющее, так что даже Яхве отступал в тень. Закон как бы становился обособленным от человека, превращался в нечто обладающее собственной логикой развития, так что его требования превращались в запутанный свод противоречивых предписаний; служение богу становилось равнозначным выполнению буквы Закона, не одухотворенному участием “сердца”.Религия сводилась тем самым в Израиле к чисто внешнему богослужению, в основе которого лежала уверенность в получении “справедливого” вознаграждения от бога за выполнение обрядов и следование предписанным нормам поведения.