0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные принципы внешней политики китая

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА КНР В КОНЦЕ 1990-Х-НАЧАЛА 2000-Х ГГ

студент Института истории и международных отношений, КемГУ,

В конце 1990 годов Китай продолжал политику Дэн Сяопина «социализм с китайской спецификой», а также политику добрососедства и сотрудничества с другими странами, в то же время сохраняя курс опоры на свои собственные силы, независимость и самостоятельность.

Во времена руководства Цзян Цзэминя (1993-2003 гг.) и Ху Цзиньтао (2003-2013 гг.) сохранилась конфуцианская направленность внешней политики, главными принципами которой являлись:

  • «обеспечение гармоничного мира»;
  • «живи мирно с соседями и даруй им благоденствие»;
  • «обеспечение безопасности территории».

Подтверждением данных принципов могут послужить основные направления внешней политики Цзян Цзэминя. Китай продолжал строительство «пояса добрососедства» вокруг своих границ, признал многовекторность внешнеполитического курса Китая, которая отвечала национальным интересам страны. В 1997 году Цзян Цзэминь озвучил концепцию многополярности, «обеспечивающая равноправие всех членов мирового сообщества и благоприятствующую сохранению мира и стабильности» [3, с. 86.]. Главными особенностями многополярности являлись право всех государств на самостоятельный выбор пути развития, решение спорны проблем путем мирных переговоров, консультаций и диалога.

Также в конце 1990-х годов руководитель Китая представил внешнеполитическую стратегию, закрепляющую политику Дэн Сяопина с целью открытости, сотрудничества и кооперации КНР с другими странами. Данная стратегия была названа «опереться на Север, стабилизировать Запад, идти на Юг». Таким образом, Китай к периоду 2000-х годов видит себя в качестве региональной сильной державы и динамичной развивающийся центр влияния в рамках формирующегося полицентричного мира. Пекин начинает ориентироваться на «обретение статуса великой державы, которая участвует в формировании международных отношений» [5, р. 836]. Также в данном документе прослеживалась схожая идея противодействия гегемонизму, которая была представлена Дэн Сяопином. Многополярность рассматривалась как средство ослабления способности сверхдержавы к контролю за международной ситуацией и манипулирования ею.

На XVI съезде КПК 2002 года Цзян Цзэминь отметил, что мир и развитие оставались приоритетными направлениями внешней политики КНР, также Китай выступал за создание справедливого международного политического и экономического порядка. Руководитель снова подтвердил позицию КНР против всех форм проявления гегемонизма и силовой политики, а также выразил желание продолжать укреплять добрососедские отношения с соседними странами и усиливать региональное сотрудничество.

В начале 2000-х годов внешняя политика Китая становится глобальнее и масштабнее, устремления Цзян Цзэминя о возрождении китайской нации начинают осуществляться. Подтверждением этому может служить выступление Чжэн Бицзяна, общественного деятеля и в прошлом крупного партийного функционера, на форуме в Бао в 2003 году, где он озвучил идею «мирного подъема» Китая [4]. Согласно данной концепции, Китай продолжал следовать в согласии идеи «социализма с китайской спецификой» и одновременном участии в экономической глобализации и сохранения мирного международного окружения.

В 2004 году термин «мирный подъем» был заменен на «мирное развитие», то есть новая концепция политической элиты Китая утверждалась во внутренней и внешней политике Китая. В целом, данная концепция продолжает курс на установление добрососедских отношений и готовность нести «международную ответственность» [1, с. 26]. Также в этом году была окончательно озвучена концепция «гармоничного мира», которая трактует «мирное развитие» Китая в качестве взаимосвязи его с процессами глобализации и совместного развития мира. Таким способом конфуцианская идея «гармонии» выходит на первый план внешнеполитической стратегии Китая в начале 2000-х гг.

Концепция «гармоничного мира» была представлена мировому сообществу на саммите, посвященному 60-летию ООН, а официальное закрепление произошло на XVII съезде КПК в 2007 году. В своем докладе Ху Цзиньтао озвучил программу строительства «гармоничного общества» с внешнеполитической стратегией создания «гармоничного мира». На данном съезде снова была утверждена позиция Китая против любых форм гегемонизма, о том, что Китая сам не претендует на роль гегемона, а рассматривает мир в качестве «конкуренции и сотрудничества государств».

Для большего понимания понятия «гармонии» следует раскрыть его сущность. Концепция «гармоничного мира» содержит идею о необходимости ценить мир и уважать его многообразие, а также способствовать демократизации международных отношений. «Гармония» является одним из качеств равноденствия и мира с точки зрения конфуцианства. Кроме этого, данная концепция отражает доброжелательное мнение в отношении соседей в качестве самого ценного качества государства, а также искренность и честность в отношении соседей являются основой государства.

Таким образом, на протяжении периода конца 1990-х-начала-2000-х годов Китай продолжал начальные идеи Дэн Сяопина соответственно с изменением мировой обстановки и старался актуализировать конфуцианские философские идеи с современным положением международных отношений. Основными направлениями внешнеполитического курса политической элиты КНР были: строительство «пояса добрососедства», новая политика «многополярности», политика «мирного развития» и концепция «гармоничного мира», озвученная Ху Цзиньтао. Главным приоритетом для политической элиты Китая оставалось сохранение стабильности за пределами страны, а также заинтересованность КНР в участии создания нового миропорядка и международной безопасности.

Основные направления внешнеполитического курса КНР в отношении Японии в конце 1990-х-начале2000-х годов продолжали активизироваться, но в то же время происходили резкие спады в сотрудничестве в связи с некоторыми нерешенными вопросами. В основном, главной сферой была экономика, двустороннее сотрудничество в этой сфере улучшалось с каждым годом.

В 1997 году премьер-министр Японии Р. Хасимото предложил новую внешнеполитическую концепцию «Евразийская дипломатия», целью которой являлось укрепление сотрудничества и расширение связей с КНР, Россией и странами СНГ. Внешняя политика Японии в отношении КНР должна была исходить из четырех главных принципах: активизация диалога, взаимопонимание, расширение сотрудничества и совместная деятельность по строительству нового миропорядка. Также Япония стремилась начать сотрудничество с Китаем по вопросам обороны и безопасности. В 1998 во время визита Цзян Цзэминя в Японию страны выразили желание о необходимости двустороннего сотрудничества, основанного на мире и эконмическом развитии. В конце XX века и начале XXI века китайско-японское партнерство вышло на новый уровень.

С 2000-2004 гг. товарооборот между двумя странами увеличился, а также после поездки премьера-министра Японии Синдзо Абэ в Китай в 2006 году, товарооборот активизировался с новой силой и Япония заняла третье место, среди государств, ведущих торговлю с Китаем.

Что касается отношений Китая и стран Корейского полуострова, то, в основном, Южная Корея не сдала свои позиции в сотрудничестве с Китаем в экономической сфере, а осталась надежным партнером. Отношения между КНР и РК прошли путь «от дружбы и совместных отношений» (1992 г.) и к «полномасштабному совместному партнерству» (1998 г.) и «всестороннему совместному партнерству» (2003 г.). В конце 1990-х годов увеличилось количество встреч на высшем уровне, были подписаны соглашения в области авиации, автомобильной и телекоммуникационной промышленности, ядерной энергетике. В 2005 году во время визита Ху Цзиньтао были закреплены отношения в экономическом, гуманитарном сотрудничестве, стороны договорились о совместном принятии решения по международным вопросам, а также была проведена горячая линия между странами.

Кроме этого, к 2008 году усилилось трехстороннее взаимодействие Японии-Китая-Южной Кореи, которые стремились создать единую зону свободной торговли, сформировать валютный союз и ввести единую валюту в регионе Северо-Восточной Азии. Был установлен саммит трех стран, в процессе которого решались вопросы в сфере политики, развития в торговле и инвестиционного взаимодействия.

В конце 1990-х годов китайско-северокорейские отношения развиваются в союзническом ключе. КНР заинтересована в сохранении status quo на Корейском полуострове, так как любые проблемы могут содействовать созданию угрозы для безопасности региона Северо-Восточной Азии и территории Китая. КНДР с тревожностью встретила активизацию китайско-южнокорейских отношений в 1990-х годах, но все-таки Китай к началу XXI века остался экономическим и стратегическим партнером КНДР. В основном, на протяжении начала 2000-х годов двусторонние отношения укреплялись на высшем уровне в ходе многократных встреч и визитов руководителей стран. В процессе переговоров обсуждались вопросы расширения межпартийных связей, развития китайско-северокорейских торгово-экономических отношений, глобальных и региональных проблем. Кроме этого, в 2005 года во время визита Ху Цзиньтао в Пхеньяне «стороны выразили готовность способствовать решению ядерной проблемы Корейского полуострова путем мирного диалога» [2, с. 50].

Таким образом, внешнеполитический курс политической элиты Китая в период конца 1990-х и начала 2000-х годов в отношении стран Восточной Азии (РК, КНДР и Японии) соответствовал главным принципам внешней политики. Китай стремился создать «гармоничный мир», укрепляя партнерство и создавая мирное окружение вокруг страны.

Читать еще:  Использование теплоты дымовых газов для нагрева рассола

Основные принципы внешней политики Китая

Официальным началом отсчета политики реформы и открытости в Китае считается 1978 год, в декабре которого состоялось поистине историческое событие — пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва. В конце 70-х годов ХХ века страна оказалась перед труднейшими проблемами выборов пути дальнейшего развития. С 80-х годов ХХ века КНР умело действует в ряде треугольников двусторонних отношений. Китай гибко выстроился, во-первых, в тандем сверхдержав, во-вторых, в пространство “трех миров”, в третьих, трех достаточно различных частей развивающегося мира — Азии, Африки, Латинской Америки.

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия — сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай желает вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Для Китая характерна давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX-XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года новом Уставе записано, что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов:

• взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности;

• невмешательства во внутренние дела друг друга,

• равные и взаимовыгодные отношения;

• мирное сосуществование с другими странами мира .

Позже, в 1984 году, Дэн Сяопин следующим образом определил основные направления внешней политики страны: “Китайскую внешнюю политику 80-х годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI века», которую можно сформулировать главным образом, в двух фразах: первая: борьба против гегемонизма и защита мира во всем мире, вторая: Китай всегда будет принадлежать к “третьему миру”, причем это основа нашей внешней политики. Мы говорили о своей вечной принадлежности к “третьему миру” в том смысле что Китай, который сейчас, разумеется, из-за своей бедности относится к странам “третьего мира” и живет с ними всеми единой судьбой, по-прежнему будет принадлежать к “третьему миру” и тогда, когда станет развитой страной, богатым и могучим государством. Китай никогда не будет претендовать на гегемонию, никогда не будет третировать других, но всегда будет стоять на стороне “третьего мира”.

Исходя из сказанного, КНР предлагаются следующие принципы внешнеполитической стратегии :

• Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь, чтобы это приносило пользу всем странам мира, в частности развивающимся. • Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не вправе навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны заимствовать друг у друга, совместно процветать и не вправе отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны взаимно доверять, сообща защищать, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрожать силой. Выступать против различного рода гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к гегемонизму и экспансии.

• Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

• Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

• Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы слияния общих интересов, целесообразно преодолевать разногласия.

• Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

• Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

• Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их собственных законных интересов.

• Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга, развивать обмен и сотрудничество с политическими партиями и политическими организациями различных стран и регионов. • Продолжать широко развертывать народную дипломатию, расширять внешний культурный обмен, стимулировать дружбу между народами и продвигать развитие межгосударственных отношений. Принципы установления дипломатических отношений с зарубежными странами

На основе этих принципов Китай к концу 2002 года установил дипломатические отношения со 165 странами мира.

Аппарат и организации системы внешнеполитических связей

Основные органы и организации внешнеполитической службы Китая:

? Министерство иностранных дел КНР – это оперативный орган правительства, ведающий межгосударственными отношениями, делами соотечественников, проживающих за рубежом, и выполнением консульских функций. Во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие за внешние связи в пределах своей компетенции и подчиняющиеся МИД. В особых административных районах созданы Управления уполномоченного МИД, ведающие делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися правительства ОАР. Министр иностранных дел КНР — Ли Чжаосин; уполномоченный МИД в ОАР Сянган — Цзи Пэйдин, уполномоченный МИД в ОАР Аомэнь — Вань Юнсян.

? Китайское народное общество дружбы с заграницей создано в мае 1954 года. Его миссия состоит в содействии развитию дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами различных стран мира. В качестве представителя китайского народа общество устанавливает связи с дружественными к Китаю организациями и деятелями различных стран, поддерживает взаимные контакты с ними. Общество является коренным фактором развития дружеских отношений китайского народа с народами всех стран мира и имеет свои филиалы во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Председатель общества — Чэнь Хаосу.

? Китайское народное общество по изучению международных отношений создано в декабре 1949 года. Его миссия — изучение международных и внешнеполитических вопросов, международный обмен и развертывание народной дипломатии в интересах укрепления дружбы китайского народа с народами различных стран, содействия развитию отношений Китая с различными странами для вклада в дело мира во всем мире. Общество поддерживает широкие связи с политическими деятелями, дипломатами, видными общественными деятелями и учеными, а также с организациями по изучению международных проблем. Оно организует различные научные симпозиумы и дискуссии и активно участвует в них, ведет изучение и обмен мнениями по международным проблемам. Председатель общества — Мэй Чжаожун.

Основные принципы внешней политики Китая

Официальным началом отсчета политики реформы и открытости в Китае считается 1978 год, в декабре которого состоялось поистине историческое событие — пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва. В конце 70-х годов ХХ века страна оказалась перед труднейшими проблемами выборов пути дальнейшего развития. С 80-х годов ХХ века КНР умело действует в ряде треугольников двусторонних отношений. Китай гибко выстроился, во-первых, в тандем сверхдержав, во-вторых, в пространство “трех миров”, в третьих, трех достаточно различных частей развивающегося мира — Азии, Африки, Латинской Америки.

Читать еще:  С чего начать полиграфический бизнес

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия — сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай желает вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Для Китая характерна давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX-XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года новом Уставе записано, что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов:

• взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности;

• невмешательства во внутренние дела друг друга,

• равные и взаимовыгодные отношения;

• мирное сосуществование с другими странами мира .

Позже, в 1984 году, Дэн Сяопин следующим образом определил основные направления внешней политики страны: “Китайскую внешнюю политику 80-х годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI века», которую можно сформулировать главным образом, в двух фразах: первая: борьба против гегемонизма и защита мира во всем мире, вторая: Китай всегда будет принадлежать к “третьему миру”, причем это основа нашей внешней политики. Мы говорили о своей вечной принадлежности к “третьему миру” в том смысле что Китай, который сейчас, разумеется, из-за своей бедности относится к странам “третьего мира” и живет с ними всеми единой судьбой, по-прежнему будет принадлежать к “третьему миру” и тогда, когда станет развитой страной, богатым и могучим государством. Китай никогда не будет претендовать на гегемонию, никогда не будет третировать других, но всегда будет стоять на стороне “третьего мира”.

Исходя из сказанного, КНР предлагаются следующие принципы внешнеполитической стратегии :

• Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь, чтобы это приносило пользу всем странам мира, в частности развивающимся. • Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не вправе навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны заимствовать друг у друга, совместно процветать и не вправе отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны взаимно доверять, сообща защищать, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрожать силой. Выступать против различного рода гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к гегемонизму и экспансии.

• Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

• Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

• Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы слияния общих интересов, целесообразно преодолевать разногласия.

• Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

• Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

• Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их собственных законных интересов.

• Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга, развивать обмен и сотрудничество с политическими партиями и политическими организациями различных стран и регионов. • Продолжать широко развертывать народную дипломатию, расширять внешний культурный обмен, стимулировать дружбу между народами и продвигать развитие межгосударственных отношений. Принципы установления дипломатических отношений с зарубежными странами

На основе этих принципов Китай к концу 2002 года установил дипломатические отношения со 165 странами мира.

Аппарат и организации системы внешнеполитических связей

Основные органы и организации внешнеполитической службы Китая:

? Министерство иностранных дел КНР – это оперативный орган правительства, ведающий межгосударственными отношениями, делами соотечественников, проживающих за рубежом, и выполнением консульских функций. Во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие за внешние связи в пределах своей компетенции и подчиняющиеся МИД. В особых административных районах созданы Управления уполномоченного МИД, ведающие делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися правительства ОАР. Министр иностранных дел КНР — Ли Чжаосин; уполномоченный МИД в ОАР Сянган — Цзи Пэйдин, уполномоченный МИД в ОАР Аомэнь — Вань Юнсян.

? Китайское народное общество дружбы с заграницей создано в мае 1954 года. Его миссия состоит в содействии развитию дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами различных стран мира. В качестве представителя китайского народа общество устанавливает связи с дружественными к Китаю организациями и деятелями различных стран, поддерживает взаимные контакты с ними. Общество является коренным фактором развития дружеских отношений китайского народа с народами всех стран мира и имеет свои филиалы во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Председатель общества — Чэнь Хаосу.

? Китайское народное общество по изучению международных отношений создано в декабре 1949 года. Его миссия — изучение международных и внешнеполитических вопросов, международный обмен и развертывание народной дипломатии в интересах укрепления дружбы китайского народа с народами различных стран, содействия развитию отношений Китая с различными странами для вклада в дело мира во всем мире. Общество поддерживает широкие связи с политическими деятелями, дипломатами, видными общественными деятелями и учеными, а также с организациями по изучению международных проблем. Оно организует различные научные симпозиумы и дискуссии и активно участвует в них, ведет изучение и обмен мнениями по международным проблемам. Председатель общества — Мэй Чжаожун.

Основные принципы внешней политики китая

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Китайская внешняя политика в ближайшее десятилетие не претерпит существенных изменений. Тем не менее, контуры будущей геополитической стратегии Пекина просматриваются уже сейчас.

Динамичное бурное экономическое развитие Китая на протяжении десятилетий, рано или поздно, не может не конвертироваться в рост его влияния на международной арене. В 2010 году Китай по экономическому развитию обогнал Японию и стал второй экономикой мира. И при сохранении нынешних тенденций к 2015 году Китай потеснит на глобальном Олимпе США. Доля китайской экономики в мировом валовом производстве уже сейчас подросла до 10%. Китай также укрепил свои позиции в МВФ, превратившись в его основного донора и сделав важные шаги в направлении конвертации юаня. А в кризисные 2008-2009 годы Пекин для Фонда вообще стал едва ли не «спасителем». Под растущее влияние Китая была однажды создана G-20, существенно потеснившая влияние G-7.

Information Любопытный момент: международный рост Китая происходит вопреки кризисным явлениям в мировом экономике. В то время, как весь Мир до сих пор пребывает в тяжелом глобальном кризисе, не зная как оттуда выбраться, Китай наращивает позиции. При том, что этот кризис был придуман отнюдь не китайцами, а как раз наоборот: чтобы хоть как-то остановить движение «китайской машины». Тем не менее, на данный момент Китай все еще не готов полноценно взять на себя ответственность за судьбы мира. До тех пор пока не проведены внутренние китайские реформы, не повышена устойчивость, самодостаточность. Особенно, это важно сейчас, в период наиболее ответственных испытаний, когда глобальная экономика переживает период кризисной турбулентности.

Читать еще:  Полный сонник Новой Эры

В этой связи не удивительно, почему на высшем уровне власти КНР по-прежнему не до геополитики. Реформы сейчас более важная и актуальная задача. В свежем январском номере журнала «Цюши» новоизбранный Генсек КПК Си Цзинпин написал статью под названием «Всестороннее претворение в жизнь духа 18-го съезда требует налаживания работы по шести направлениям».

В этих условиях задачами китайской внешней политики пока что занимаются сугубо дипломаты. В контексте рассматриваемой темы возьмем за основу два базовых документа. Во-первых, статью главы МИДа КНР Яна Цзечи под названием «Неуклонно идти по пути мирного развития», опубликованную в газете «Жэньмынь Жибао» в конце декабря 2012 года. Во-вторых, более детальный доклад замминистра Чжана Шэнцзюня под названием «Отстаивать мирное развитие, содействовать сотрудничеству и взаимному выигрышу», заслушанного на 8-м дипфоруме «Голубой зал».

Отсюда можно сделать вывод, что базовыми принципами китайской внешней политики являются: а) мирное развитие – в противовес стратегии Запада, делающего ставку на ускоренную милитаризацию и подготовку к «большой войне» и б) сотрудничество в экономике с кем бы то ни было, для чего самое главное – поиск общих интересов, гибкость в отстаивании собственных интересов и умение находить компромиссы с партнерами. Кроме того, Китай выступает за урегулирование международных отношений на основе духа равноправия, взаимодоверия, толерантности, сотрудничества и взаимовыгоды.

По сути, Китай выступил за глобальное партнерство нового типа, суть которого в том, чтобы любая страна прилагала усилия не только к собственному развитию, но и развитию других стран. Однако, рассмотрим подробнее контуры формирующейся китайской внешнеполитической стратегии.

Во-первых, Китай последовательно придерживается курса на многополярность. Впервые Пекин провозгласил курс еще в 1985 году, когда существовала биполярность. И при однополярности настойчивость Пекина не ослабевала. Не стремится Пекин и к китайской «однополярности». «Китай отвергает логику, по которой какая-либо страна обязательно должна стремиться к гегемонии после того как станет могучей. Стремление к экспансии не является ни частью китайской культуры, ни содержанием китайской политики», — подчеркивает замМИДа Чжан Шэнцзюнь.

Таким образом, независимо от результатов экономического развития КНР политика добрососедства и дружбы усилится. А в условиях многополярности Китай застолбил за собой роль «азиатского полюса», стремясь доминировать в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Во-вторых, обеспечение международной преемственности. Нынешний миропорядок основывается на принципах Устава ООН. Китай выступает за сохранение сложившегося статус-кво. Подчеркнем: не за ликвидацию этой институции, а именно за реформирование. В подтверждение серьезности намерений доля взносов КНР в бюджет ООН выросла с 3,2% до 5,15%. Что бросается в глаза в сравнении с вечными долгами США перед ООН. Для сравнения: на Западе давно стремятся похоронить ООН, заменив ее диктатом силы. США уже не раз для продвижения своих интересов грубо игнорировали и мнение международного сообщества (Совбез ООН), и нормы международного права. Так было, например, и когда бомбили Югославию в 1999 году, и вероломно вторгались в Ирак в 2003 году, и односторонне признавали Косово в 2008 году, и свержение власти Каддафи в 2011 году. С точки зрения позиции Китая, подобного рода действия являются категорически недопустимыми.

В-третьих, внеблоковость. Китай сам не является участником ни одного из существующих блоков. Но и выступает против расширения других военных альянсов, особенно формируемых вдоль китайских границ. Будь-то расширение НАТО или строительство системы ПРО в Азии. Китай категорически против новой гонки вооружений, а конкурировать предпочитает в экономической, а не военной сфере.

В-четвертых, приоритет БРИКС, признание его растущей роли в меняющемся миропорядке. В Пекине призывают не ломать существующий порядок, основывающийся на принципах устава ООН и подменить влиянием БРИКС, а наоборот, вписать объединение в старый расклад. Разумеется, на практике это означает необходимость поделиться старым центрам силы G-7. Что категорически не устраивает Запад, привыкший жить «на широкую ногу».

В-пятых, ШОС как инструмент укрепления позиций в Евразии. Причем Китай стремится обеспечить баланс интересов в организации, чтоб каждый участник занял в ШОС свое уникальное место и получал взаимные выгоды.

Вызовы росту Китая. Впрочем, не только собственные растущие возможности Китая, но и другие факторы оказывают влияние на внешнюю политику. Это вынужденные факторы, с которыми Китаю тоже придется считаться. Как ни крути, но рост КНР наталкивается не только на содействие (со стороны друзей), но и на противодействие (со стороны конкурентов).

Во-первых, США объявили АТР приоритетом и сместили туда свое внимание с Евроатлантики. В 2010 году Китай был провозглашен главным противником нацбезопасности США. Вашингтон уже объявил и о «возвращении в Азию», и о создании нового Pacific-альянса. Причем такое повышенное влияние США к региону в основном характеризуется ростом военной активности. Что не может не усиливать военную напряженность.

Во-вторых, рост милитаризации Японии как ключевого регионального союзника США, заметно активизировавшийся с приходом к власти нового правительства Синдзо Абэ. В Токио уже не скрывают своих намерений «воевать» с Китаем. Впрочем, не будем столь буквально воспринимать соответствующие публичные заявления Токио, которые являются не более, чем элемент игры. В любом случае, против кого бы японцы не бряцали оружием, мир в регионе от этого устойчивее не станет.

В-третьих, обострение территориальных споров со странами АСЕАН. Прежде всего, за контроль над богатыми нефтегазовыми залежами шельфа Южно-Китайского моря. В целом, наблюдая за китайско-американским противостоянием, складывается интересная ситуация: с одной стороны, США бросают перчатку и провоцируют к открытой конфронтации. Как минимум, Вашингтон пытается раскрутить Пекин на гонку вооружений, оказавшуюся фатальной для СССР. При идеальном стечении обстоятельств Вашингтон пытается спровоцировать военные конфликты Пекина с соседями, что неизбежно должно экономически ослабить, измотать китайцев.

В свою очередь, Китай настойчиво уходит от удара и настойчиво призывает к мирному сотрудничеству. В Пекине исходят из реалий: Китай и США – две крупнейшие экономики в АТР, от того как они друг с другом сумеют договориться зависит развитие региона. И, разумеется, если обе страны будут конфликтовать от этого проиграют и все остальные страны региона. Собственно, в Пекине уже привыкли к нагнетанию напряженности в регионе и спокойно наблюдают за попытками выстраивания антикитайских альянсов. В сценарии китайско-американской войны никто всерьез не верит.

Во-первых, конфликты и даже война не являются фатальной неизбежностью для развития китайско-американских отношений. Пекин настойчиво предлагает Вашингтону отношения «нового типа»: взаимоуважение, сотрудничество, обоюдный выигрыш, поиск новых ответов для решения старых вопросов, ликвидация старых взаимных подозрений, уважать кардинальные интересы.

Во-вторых, АТР должен стать большой ареной для взаимного сотрудничества, а не ареной для гладиаторских боев. А США должны обходиться без пристрастий и «медвежьих услуг». Так, Китай выступил против поддержки Вашингтона на стороне Японии в китайско-японском споре. Равно как и против возобновления оружейных поставок на Тайвань как это предусмотрено в законопроекте о нацобороне на 2013 год.

…Ну а в целом, геополитическое влияние Китая можно рассматривать как альтернативу западным схемам. Китай не навязывает любой стране модели внутреннего устройства и последовательно не вмешивается в чужие внутренние дела. Более того, концепция многополярности позволяет каждой нации занять свое уникальное место в новом миропорядке. В свою очередь, Китай только стремится к экономическому сотрудничеству с окружающим миром и для продуктивности такого сотрудничества готов искать взаимную выгоду. Что касается китайского влияния как такового, здесь основная ставка делается на культурное влияние. Культура – это то, что притягивает многих людей к Китаю и без преувеличения то, за что мы Китай любим.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector