На поле куликовом 5 часть анализ
Александр Блок — На поле Куликовом: Стих
Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуно’чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали’…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока
Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).
Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.
В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».
Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.
В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.
В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»
Урок литературы на тему «Мотивы творчества. А.Блок. «На поле Куликовом» (интеграция с программой «Социокультурные истоки»
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Урок литературы в 8 классе (интеграция с программой «Социокультурные истоки»)
«Мотивы творчества. А.А.Блок. Цикл «На поле Куликовом»
1. Выделение в творчестве А.Блока исторической темы.
2. Развитие устной речи обучающихся, логического и образного мышления, эстетического вкуса.
3. Воспитание любви к русской поэзии и истории.
Методические приемы: рассказ учителя, сообщения обучающихся, создание творческого проекта.
ТИП УРОКА : Объяснение нового материала.
I . Подготовка к восприятию. Присоединение.
1. Вступительное слово учителя.
2. Опрос домашнего задания.
II . Основная часть.
1 . Слово учителя.
2. Доклад обучающегося о России на рубеже XIX и XX веков.
3. Доклад обучающегося о Куликовской битве.
4. Комментарий учителя о специфике цикла в целом.
5. Комментированное чтение цикла стихотворений «На поле Куликовом».
6. Беседа по прочитанному тексту.
7. Рассказ учителя о посещении Куликова поля.
8. Работа в парах (составление синквейна на тему «Куликово поле»)
III . Итоги урока. Рефлексия
1.Работа в группах (творческий проект « Мой А.Блок. «На поле Куликовом»)
Тема урока: «Мотивы творчества. Александр Александрович Блок. Цикл «На поле Куликовом»
Подготовка к восприятию. Присоединение.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке литературы мы познакомились с вами с биографией замечательного русского поэта Александра Блока. Это имя, этот «звук» в русской и мировой поэзии двадцатого века – из самых ценных. Одно из тех редких имен, что означают: истинный поэт, поэт-гражданин.
Александр Блок прошел недолгий, но сложный творческий путь, заполненный большими историческими событиями и явлениями. На глазах у Блока происходили никогда не слыханные ранее исторические перемены, Старая и «новая» Россия, история и современность – это вопросы, которые всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ. Один из исследователей его творчества, В.Орлов, назвал его «самым историческим поэтом в литературе 20 века, ибо все, что он писал, проникнуто духом живой, каждодневно творимой истории».
2. Опрос домашнего задания:
— Что больше всего интересовало поэта? (Жизнь народа)
_ Какая Россия у Блока после революции 1905 года? (Официальная, бюрократическая, самодержавная и народная).
— Что для поэта Россия? (Это родина).
— Я вам предлагаю на основе творчества А.С.Блока поговорить о наших истоках.
Что, по-вашему, является истоком для человека? (родной дом, родители, родная улица, родной город). Что для вас означает слово «Родина»? (ресурсный круг на восприятие темы)
II . Основная часть. Объяснение нового материала
— «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — писал поэт о ведущей теме своей поэзии. (Запись в тетради). Что это за тема? (Тема Родины)
Лучшим произведением о Родине до революции 1917 года является стихотворный цикл «На поле Куликовом», написанный в 1908 году. В нем поднята большая патриотическая тема борьбы русского народа за национальную независимость Родины.
Чтобы понять, чем руководствовался поэт при создании данного цикла стихов, нужно хорошо представить эпоху, когда он его создавал.
2.Доклад 1. (Долгих Е.)
Рубеж 19-20 веков был для России кризисным. Кризис состоял в том, что происходила смена исторических эпох. Положение России, разделенной на два лагеря, поэт уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей на Куликово поле, чтобы отстоять свою национальную независимость. За образами борющихся станов Блок прежде всего скрывает современных людей и события. Поэтому блоковский цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее — о неразрывной связи прошлого, настоящего, будущего .
— Чувство исторической современности выражено в стихах Блока не прямолинейно, не в форме лозунгов, деклараций. Источником веры была Россия.
-Так каковы же мотивы творчества А.Блока при создании цикла «На поле Куликовом»? Что призывало поэта к творчеству?
(Блок обратился к теме Куликовской битвы в 1907-1908 годы. Победа на Дону для него -«символическое событие русской истории», Куликовская битва для поэта – исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.)
-Что же это за событие?)
3. Доклад 2 . (Акимов И.)
8 сентября 1380 года соединенные силы русских княжеств одержали решительную победу над огромным войском Золотой Орды, двигавшейся на Русь под предводительством хана Мамая. Произошло это на Куликовом поле около реки Непрядвы за Доном. Воины обеих сторон сражались с неслыханным упорством. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от великой тесноты.
Войско Мамая наступало первым, устремившись в атаку с высокого места. Вслед за конницей шла пехота тесным строем. Шли с копьями наперевес.
Не выдержав натиска, русские войска стали отступать. Победа, казалось, была на стороне Мамая. Но тут выступил из леса хорошо спрятанный засадный полк под опытным предводительством двоюродного брата Дмитрия – князя Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка Волынского и ударил в тыл и фланг войскам Мамая. Выдержка, с которой русские в засадном полку дождались нужного момента, не выдав своего присутствия, решила многое. Победа была полная, и войско Дмитрия далеко преследовало Мамая.С обеих сторон полегло более половины воинов. Сражаясь, оба войска понимали, что от исхода битвы зависит многое. Это был перелом в сознании, в самосознании русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и государственной независимости.
4. Комментарий учителя о специфике цикла в целом.
Лирический цикл – жанр, редкий в классической поэзии. Понятие цикла подразумевает, что каждое из входящих в него стихотворений сохраняет свою целостность, но при этом связано сетью перекличек: сюжетных, словесных. (запись в тетрадь)
Символисткая поэзия обращена к «своему» читателю, который готов за буквальным смыслом искать иносказание.
Взаимоотношение трех персонажей: лирического героя (видящего чуть больше, чем остальные герои), его двойника (олицетворение его дурных страстей и помыслов) и героини, чей лик тоже двоится.
5. Комментированное чтение цикла «На поле Куликовом».
Итак, 1908 год «На поле Куликовом». Пойдем вслед за Александром Блоком.
Чтение учителем 1стихотворения по строфам:1 строфа:
В историческом плане – русское войско, переправившись, отрезало возможность бегства; в символистском плане – граница между историческими периодами.
Желтый цвет связан с застойностью, косностью.
Река раскинулась – широкое пространство; обрыв – опасность, берега – сужается пространство, степь – враждебное пространство.
Обычно Россия – мать, а не жена, такое нарушение предсказано гаданием перед Куликовской битвой. Переправа через Дон была скорее концом, чем началом пути. Враг похож на нас самих. Нам исход боя, но отступать нельзя
В историческом плане: наш путь лежит навстречу врагу, в символистском: уравнивание нашего и татарского войска: бьемся со своими двойниками.
Мгла – наваждение враждебного мира.
Ночь – неожиданна, в ней оказались, по-видимому, переправившись.
Я приступаю к борению без страха, хотя знаю, что грозит мне.
Показан бой. Светлые стороны нашей души сталкиваются с темными.
Бросился в бой, принять важнее, чем выйграть.
Степная кобылица – татарская.
Испуганные тучи – символ враждебных и темных сил.
Борение страшно, рвет душу, но мрак отступает.
Сердце, плачь – очищение в слезах.
Мы выходим за пределы здешнего мира, всецело отдаваясь надминой и надличной борьбе.
6.Беседа по прочитанному тексту:
— Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты).
— Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)
— Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной, в тоске безбрежной)
— Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)- Какое настроение создает отрывистость этого ритма? ( напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»)
— Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)
— Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»).
7.Рассказ учителя о посещении Куликова поля учителя.
Чтение стихотворения Д.Самойлова «Ах, поле, поле…»
Ах, поле, поле, поле, ах, поле, поле, поле
А что растет на поле? — Одна трава, не боле,
А что растет на поле? — Одна трава, не боле.
А что свистит над полем? А что свистит над полем.?
Свистят над полем пули, еще свистят снаряды.
А кто идет по полю. А кто идет по полю.
Идут по полю люди, военные отряды.
Блестят они на солнце гранеными штыками,
Потом прижмутся к полю холодными щеками.
А что потом на поле. А что потом на поле.
Одна трава, не боле. Одна трава, не боле.
В 2018 году мне посчастливилось побывать в Тульской области и посетить мемориальный комплекс «Куликово поле». Музейный комплекс «Куликово поле» расположен в непосредственной близости от поля битвы. Новый музей – это новая жизнь памятного места, поля битвы 1380 года.
Перед его создателями стояла непростая задача: соединить прошлое, которое хранит Куликово поле и его мемориалы, с современностью, которая требует самых свежих идей и способа подачи традиционных фактов.
Проект нового музея был разработан заслуженным архитектором России С. В. Гнедовским.
В главном здании комплекса 25 октября 2016 года начала действовать основная экспозиция «Сказание о Мамаевом побоище. Новое прочтение».
Историю Куликовской битвы новый музей преподносит в двух плоскостях. Сначала рассказ о сражении 1380 года идет на основе «Сказания о Мамаевом побоище». Летописную историю подкрепляют подлинные свидетельства Куликовской битвы – находки археологов, обнаруженные исследователями на поле сражения.
Затем летописная история подвергается всестороннему научному анализу, и Куликовская битва предстает перед посетителем в свете современного научного знания. Разделы этой части экспозиции представляют многоплановую научную деятельность, которую музей ведет на протяжении десятилетий по изучению истории Куликовской битвы и Куликова поля: реконструкция исторического ландшафта XIV века, который помог определить лесные и степные территории и место сражения, археология Куликова поля и поиск реликвий Куликовской битвы, захоронений павших воинов, воссозданные картины жизни древних поселений Куликова поля.
Все разделы экспозиции сконцентрированы на центральном экспонате – главном макете поля Куликовской битвы. В специальной витрине-пирамиде реконструирован ландшафт XIV века и представлена хроника событий 7 и 8 сентября – от переправы русского войска через Дон до момента жестокой схватки, в которую вот-вот вступит Засадный полк.
Детская экспозиция «Один в поле не воин» – это многомерное пространство, не только позволяющее изучить учебный материал о Куликовской битве, но и совершить таинственные открытия. Погрузившись в глубину веков, мир древнерусской литературы и тайны военного искусства, юный посетитель может узнать, почему один в поле не воин и пройти увлекательный квест в кабинете времени. Благодаря этой экспозиции история Куликовской битвы стала понятна даже для самых маленьких посетителей.
По задумке авторов концепции нового музея, посетитель начинает погружение в историю сражения в вводном зале «Битва и битвы». Вписывая Куликовскую битву в контекст мировой истории, вводный зал рассказывает о схожих с Куликовской битвой событиях, которые вершили судьбу целых наций. Для нашей страны такими важными сражениями наряду с Куликовской битвой стали Бородинское сражение и битва у Прохоровки.
8. Работа в группах. Создать синквейн на тему «Куликово поле»
III . Итог урока. Рефлексия
— Почему Блок обращается к истории прошлого?
— О чем идет повествование в цикле? (ресурсный круг)
— Предлагаю вам, ребята выполнить творческий проект на тему «Мой А.Блок. «На поле Куликовом».
На поле Куликовом
Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуно́чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали́…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
Виниченко Владимир: Цикл Блока — анализ. Блок, «На поле Куликовом»
Лучшее, что было в русской литературе после Тютчева», – примерно так охарактеризовал цикл известный литературовед К. Мочульский, на работы которого опирается данный анализ. Блок «На поле Куликовом» писал в преддверии катастрофических событий, определивших раз и навсегда судьбу России. И художник слова почувствовал их близость, что делает его воистину русским национальным поэтом, которого невозможно вписать в тесные рамки какого-либо направления или литературной школы.
Литературный контекст
«На поле Куликовом», анализ которого представлен в этой статье, было создано в 1908 году и входило в цикл «Родина». О работе поэта над стихотворением свидетельствует его драма «Песнь судьбы», в которой историческая тематика подается в лирическом ключе. Также в связи с Куликовским циклом необходимо упомянуть статью поэта «Интеллигенция и революция». В ней Блок создает образ «непробудной тишины», которая нависла над страной. Это затишье перед бурей, предваряющее битву. Именно в ее недрах, считает поэт, зреет судьба русского народа.
В статье поэт, отсылая к стихотворению «На поле Куликовом», анализ дает взаимоотношениям народа и интеллигенции в современной ему России. Блок определяет эти два класса как тайных врагов, однако между ними есть черта, их соединяющая, – то, чего между русскими и татарами не было и не могло быть.
Композиция
Построение цикла – это первое, с чего необходимо начинать анализ. Блок «На поле Куликовом» разделил на пять частей. Стихотворение «Река раскинулась», идущее в цикле первым, охватывает читателя порывом ветра степи. В центре оказывается образ России, которая, словно вихрь, несется сквозь ночную мглу. И с каждой новой строчкой это движение становится все стремительнее.
С подобным динамичным вступлением входит в контраст нежное лирическое стихотворение «Мы, сам-друг. », продолжающее цикл «На поле Куликовом». Блок (анализ ясно показывает это) для следующей главы своего поэтического дневника – «В ночь, когда Мамай. » – определил роль композиционного центра. Именно здесь появляется образ Богородицы, в котором угадываются черты Прекрасной Дамы. Последние два стихотворения цикла («Опять вековою тоскою» и «И мглою бед») продолжают мотивы ожидания будущей бури, всеохватывающей тишины, которая предваряет скорую битву.
Историософская концепция
В 1912 году в качестве примечания к одному из стихотворений цикла «На поле Куликовом» Блок – анализ должен учитывать это – назвал битву с татарами символической. Другими словами, поэт придает образу Куликовского сражения универсальные черты, а значит, оно оказывается применимым по отношению к другим поворотным событиям российской истории, включая предстоящие. Сражение с татарами можно рассматривать как метафору борьбы сил тьмы и света, причем изначально бой ведется за душу конкретного человека (лирического героя), и победа одной из этих сторон окончательно решит, какая же у России судьба.
Производить анализ (Блок, «На поле Куликовом» – поле великого сражения) можно и в другом ключе. В первом стихотворении цикла указан мотив движения вперед, вызывающего страдание. На этом основании интересно было бы сопоставить творчество Блока и Брюсова. Последний в одном из стихотворений поприветствовал пришедших разрушать гуннов, чем вызвал естественные вопросы и претензии со стороны читающей публики. На самом деле Валерий Брюсов (равно как и Блок) понимал неотвратимость грядущих перемен, пусть и весьма болезненных.
Образы
Продолжаем анализ. Блок «На поле Куликовом» насытил символико-многозначными, универсальными образами. Так, Россия, ее путь изображается подчеркнуто динамично – настолько, что невольно вспоминается удачное сравнение Гоголя своей страны со стремительной тройкой, которая постоянно куда-то мчится. Что интересно, в одном из стихотворений Блока встречается образ России «с мутным взором колдуна» – вполне вероятно, что поэт использовал отсылку с повести «Страшная месть». Интересен также образ Прекрасной Дамы – Богородицы. Он указывает на специфику патриотизма Блока: любовь поэта к Родине пронизана эротическим чувством, которое сопоставимо с тягой к любимой женщине.
Средства выразительности
Анализ (Блок, «На поле Куликовом») был бы неполным без исследования средств выразительности. Поэт обильно употребляет эмоционально заряженные восклицательные предложения, помогающие раскрыть внутреннее состояние лирического героя цикла. Часть тропов была заимствована из фольклора – эпитеты и метафоры, создающие народнопоэтические образы (грустящей реки, кровавого заката). Последнее неминуемо вызовет у читателя ассоциации с древнерусской литературой – в частности, «Словом. » и «Задонщиной». Стихотворный размер цикла – ямб.
Таким образом, как продемонстрировал анализ (Блок, «На поле Куликовом»), поле дает литературоведам большой материл для изысканий. Вместе с этим цикл поэта считается одной из вершин его творчества, наряду с «Двенадцатью» и «Скифами».