Митрополит Иларион Алфеев впервые совершил старообрядческую Литургию - Ремонт и дизайн от ZerkalaSPB.ru
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрополит Иларион Алфеев впервые совершил старообрядческую Литургию

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН В СОСЛУЖЕНИИ 23 ЕДИНОВЕРЧЕСКИХ КЛИРИКОВ СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ СТАРЫМ ЧИНОМ В ХРАМЕ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПОД БОРОМ

22 января 2018 года, в день празднования святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. Храм входит в комплекс Черниговского Патриаршего подворья, в зданиях которого размещается ОЦАД.

За богослужением, которое совершалось древнерусским чином, архипастырю сослужили руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, настоятель Покровского храма в Рубцове, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия священник Михаил Желтов, а также клирики старообрядных приходов Русской Православной Церкви из города Москвы и Московской области, Киевской митрополии, Тихвинской, Ростовской и Новочеркасской, Нижнетагильской, Кузнецкой, Иваново-Вознесенской, Лысковской, Витебской, Ростовской епархий.

В их числе сослужащего духовенства единоверческих старообрядных приходов– архимандрит Иринарх (Денисов), архимандрит Ахилла (Шахтарин), игумен Кирилл (Сахаров), иеромонах Сергий (Гапонов), иеромонах Антоний (Аненко), иеромонах Варсонофий (Яшин), протоиерей Евгений Саранча, протоиерей Борис Кицко, протоиерей Сергий Гончаров, протоиерей Георгий Крылов, протоиерей Виктор Баденков, иерей Андрей Фастов, иерей Алексей Гугливатый, иерей Сергий Чиж, иерей Даниил Хохоня, иерей Валерий Булычев, иерей Сергей Комаров, иерей Сергий Ефременко.

В алтаре молился проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин).

За богослужением молились учредитель благотворительного Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор фонда, член Наблюдательного совета Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции Л.М. Севастьянов.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

В архипастырском слове по завершении Божественной литургии Владыка сказал:

«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с этим днем, когда мы вспоминаем святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.
Подвиг христианской жизни и христианского свидетельства может иной раз стоить человеку самой жизни. В дни, когда царь Иван Грозный ввел на Руси опричнину и несправедливо подверг многих людей репрессиям и казням, святитель Филипп встал на защиту правды Божией. Он не побоялся грозного царя, ибо перед своим духовным взором имел только одного Царя – Господа Иисуса Христа. Именно Ему он служил от юности своей, Ему посвятил все свои силы и отдал всю свою жизнь. И когда настало время засвидетельствовать перед грозным царем о правде Божией, он бесстрашно встал на защиту этой правды. И жизнь его окончилась мученически: по приказу царя он был сначала свергнут с митрополичьего престола, затем заточен, и в конце концов удушен царским опричником Малютой Скуратовым.

Всякий раз, вспоминая эту историю из жизни нашего русского государства, мы прославляем святителя Божия как человека, который явил нам тот образ действий, по которому и нам надлежит соизмерять свою жизнь. Не всякого из нас Господь призывает к свидетельству именно такого рода, даруя нам возможность жить во времена благополучные и мирные, когда между Церковью и земной властью установлены добрые взаимоотношения.
Но за свою 2000-летнюю историю Церковь неоднократно переживала эпохи гонений и времена мученичества. Эти времена еще помнят и многие из нас, когда исповедание святой православной веры было подвигом и когда человек, открыто исповедующий веру, нередко рисковал своей жизнью, а иной раз и жизнью своих близких.

Мы живем в благополучные времена, но это не значит, что нам следует расслабиться и успокоиться. Господь все равно ожидает от нас подвига свидетельства о Его правде. Эта правда Божия раскрывается через наше богослужение, доброделание, через исполнение заповедей Божиих, а если необходимо, то и через свидетельство о Боге и о правде Его перед внешним миром.

Я хотел бы сегодня сердечно приветствовать собравшихся здесь клириков единоверческих старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Впервые, думаю, в таком количестве собрались вместе клирики, несущие служение по старому обряду. Мы еще поговорим сегодня о значении старого обряда на семинаре, который также впервые проводится в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия.
Церковь Христова сильна своими традициями, своим благочестием, своей древностью и тем, что, несмотря на различные веяния времени, мы все сохраняем ту правду Божию, которую получили от Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов.

Читать еще:  Серый ламинат в интерьере скучно не будет

Неслучайно наша Церковь называется Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Каждое из этих слов имеет особое значение.

Церковь едина, потому что, несмотря на различия во взглядах людей, в их мировоззрении, в их социальном положении, она объединяет всех тех, кто добровольно захотел последовать за Христом. Она объединяет все приходы и все епархии по всему миру. Это единство невозможно поколебать ничем. И если происходит в Церкви какой-либо раскол, то это не Церковь раскалывается надвое или на несколько частей, а отдельные группы людей по тем или иным причинам отходят от Церкви. Церковь же по-прежнему сохраняет свое единство.

Церковь является святой не потому, что состоит из святых людей. Если бы Господь хотел иметь Церковь, состоящую из одних святых, у которой нет проблем и конфликтов, то, наверное, Он создал бы ее из ангелов, а не из людей. Но так как Церковь создана из людей, а несть человек иже жив будет и не согрешит, и все мы носим на себе человеческую плоть, и все мы подвержены разного рода грехам и соблазнам, то святость Церкви обеспечивается не нашей святостью, а святостью Самого Бога, Который ее создал. Сам Господь Иисус Христос – краеугольный камень нашей Церкви. На Нем зиждется все церковное здание, а мы лишь кирпичики в этом здании.
Каждый из нас важен для Бога. Но не мы даем Церкви святость, а она дает ее нам. И в Церкви мы приобщаемся к этой святости через церковные Таинства и наипаче через Святое Причащение, когда внутрь своего тела принимаем Тело Господа и когда частью нашей крови становится Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Церковь является соборной, ибо управляется собором епископов, и служение в ней совершается соборно; в Церкви сохраняется наследие Вселенских и Поместных Соборов древней Церкви. А все новые вопросы, которые надлежит решить, так же решаются соборно. И все мы в той или иной степени участвуем в этом соборном церковном делании.

И, наконец, Церковь является апостольской, потому что в основании своем имеет апостольскую веру. И каждая Поместная Церковь возводит свое бытие к тому или иному апостолу. Как, например, Русская Православная Церковь свое бытие возводит к святому апостолу Андрею Первозванному, а другие Церкви имеют начало от других апостолов. Но еще более важно то, что апостольское учение сохраняется в Церкви.

Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы, независимо от того, какого обряда придерживаемся, старого или обычного (я не хочу называть обычный обряд новым, ибо это другой извод того же древнего православного обряда) – независимо от того, как мы молимся, сколькими перстами крестимся, осознавали себя членами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о которой Господь наш Иисус Христос сказал, что «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18). Пусть Господь помогает каждому из нас на тех местах, где мы несем свое служение, укрепляет нас в наших трудах, а Пресвятая Богородица покрывает от всякого зла честным Своим омофором. Пусть молитва святого Иоанна Предтечи, в храме которого мы сегодня собрались, и молитва святителя Филиппа, чью память мы сегодня торжественно празднуем, укрепляет нас на жизненном пути. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

E-mail: info@hilarion.ru
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство «Вебстрой», 2015

o_apankratov

Зряще из Нова — града

И Свет во тьме светится, и тьма Его не объят (Ин., зач. 1).

В канун памяти Аввакума: они о себе

Небольшой довесочек к вчерашней новости о служении митр. Илариона (Алфеева) по старому обряду.
Вообще-то фото, что выше, можно было бы поставить и без комментариев (уж больно выразительное:)) . Но есть ещё впечатления приславшего этот снимок небезызвестного (в том числе на этих страницах:)) берсеневского настоятеля. Короче, чтыи да разумеет(с):

Читать еще:  Внешняя политика Дмитрия Медведева

Игумен Кирилл (Сахаров). Вторая старообрядная Литургия митрополита Илариона (Алфеева)

Честно говоря, я немного растерялся, когда поступило приглашение принять участие в архиерейской Литургии в церкви Покрова в Рубцово, при которой располагается Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. В воскресный день, на который приходилась память святого апостола Андрея Первозванного. В этом году уже во второй раз митрополит Волоколамский Иларион, Председатель Отдела внешних церковных связей, намеревался здесь служить. Когда я участвовал в совершении Литургии митрополитом в первый раз, мне, помимо, конечно, главного, было это важно вот еще почему. Не так давно в Успенском соборе Московского кремля служил по старому чину митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Меня тогда там не было. Было передано, что один из главных организаторов и участников сказал, что если будет участвовать игумен Кирилл, то у него испортится настроение. Чувствовать себя изгоем всегда неуютно. Вот почему приглашение на Литургию в Рубцово стало для меня своеобразной реабилитацией. Надо сказать, что и в отношениях с митрополитом Иларионом не все у меня было безоблачным. Когда я однажды попытался послужить по старому чину в одном из его храмов, то на мое прошение была наложена пространная отрицательная резолюция, в которой, в частности, говорилось: «Пусть служит в своем храме, а если ему нечем заняться, то Священноначалие позаботится об этом». От одного из приближенных к митрополиту как-то услышал: «Владыка у нас еще не старый, но каждый раз, когда он читает очередную статью игумена Кирилла, то хватается за сердце». Мне всегда было неловко, когда я доставлял кому-то огорчение. В этом плане я весь в мать – она тоже не находила себе места, когда кто-то на нее обижался.
Причиной моей растерянности после получения приглашения на Литургию было еще и то, что я, как и многие православные в России, в большом напряге в связи с приближением т.н. Всеправославного Собора, в подготовке которого ОВЦС, возглавляемый митрополитом Иларионом, играет ключевую роль. Я, однако, сознавал, что нахожусь в системе, и что мое отсутствие будет воспринято напряженно. В воскресенье рано утром (в половине шестого) у себя на приходе начали читать полунощницу и последование ко Святому причащению. Полунощницу – потому что в церкви Покрова в Рубцово ее не читают.

Неожиданно. Казалось бы, все просто – назначить чтеца и пусть читает параллельно совершению священником проскомидии. По старому обряду священник после совершения входных молитв и облачения, стоя у престола, вычитывает особые приготовительные молитвы. Т.к. входных молитв еще не было, и служащие не были облачены, возник вопрос, когда же их читать? Пришлось это делать без предварительного совершения входных молитв на часах, сразу после облачения.
Встреча архиерея была назначена на 9.30 (на Рогожском в это время служба уже в самом разгаре). Часы были прочитаны до приезда владыки (исключая то, что в новообрядной практике называется «изобразительные» и читается только в Великий пост – «Лик Небесный…» и пр.). Чтение часов до приезда архиерея – обычная практика в новообрядных храмах последних десятилетий (я застал еще, когда их читали в присутствии Патриарха Пимена). Приезд митрополита задержался еще на полчаса (неудивительно, учитывая его колоссальную занятость). Возникшую паузу заполнил просмотром воспоминаний о недавно скончавшемся старейшем московском клирике прот. Герасиме Иванове – почетном попечителе нашего храма. Батюшка был из безпоповцев. Долгое время он служил в Богоявленском Елоховском соборе. До конца жизни крестился двуперстно (сам Патриарх ему благословил в соборе креститься двуперстно).
Участвовали в службе 8 священнослужителей, среди которых был один архимандрит, один игумен, один священноинок. Остальные – «белые» священники. Как и в прошлый раз, был только один диакон – о. Никола, японец по национальности. Когда я узнал, что он даже иеродиакон, то подумал: «Наверное, в будущем он будет архиереем в Японии. Здесь, в Стране восходящего солнца, он будет вводить в православных храмах старый обряд и т.п.». Нужно сказать, что в целом он служил неплохо. В 10.00 появился митрополит Иларион – небольшого роста, с юным интеллигентным лицом, худощавый. Подумалось: «Легко обладателю такой комплекции, в отличие от меня, обремененного «трудовым мозолем» — заметно выступающим животом (из-за этого возникают нагрузки, от которых начинают болеть ноги)».
Впервые облачение архиерея проходило на середине храма. При этом хор читком пропевал соответствующие песнопения. Диакон-же, почему-то их еще и дублировал, произнося вслух (как это принято в новообрядческой практике). Накладка. Дай Бог, чтобы эти вещи были учтены на будущее. Я всегда говорю своим: «Нужно делать акценты не на том, что произошло, а на выводах из произошедшего». Особо примечательна в архиерейском облачении была митра – с большой белой опушкой, чеканкой икон на медных медальонах, высоким восьмиконечным крестом.
Антифоны на Литургии не пелись, а читались, видимо, с целью сократить время и силы. Читались также блаженны и тропари на них (кроме ирмоса). На Трисвятом архиерей кроме знакомого «Господи, Господи призри с небесе…» еще возглашал: «Буди рука Твоя на мужа, десница Твоя на сына человека, его же укрепил еси Себе». При втором, со словами: «Господи Боже сил, обрати ны, просвети лице Твое: и спасени будем». При третьем: «Троице Пресвятая: Отче и Сыне и Святый Душе, призри с небесе святаго Своего и благослови вся». Очень хорошо прочитал апостол известный головщик Глеб Печенкин. На втором апостоле священнослужители, сидевшие справа и слева от архиерея на горнем месте, поменялись местами, причем каждый при этом припадал к архиерею, лобызая его палицу и десницу. Интересно, какая символика заключается в этом перемещении? Когда диакон выносил Евангелие для чтения на амвоне, произошла заминка – свещеносец стал обходить аналой со свещой посолонь, а диакон привычно — против солнца. Обратил внимание, что на великом входе все сослужащее архиерею духовенство после слов «Всех вас да помянет Господь Бог…» осеняло народ крестами (кажется, у старообрядцев так не делается). Митрополит служил спокойно, размерено, без лишней помпезности и напускной важности. Прост в служении и в общении. Заметил, что стоило ему оторваться от чиновника, как он сбивался на новообрядный текст. Так, например, было с молитвой перед причащением «Верую Господи и исповедую…» Духовенство же, приветствуя друг друга в то время как хор речитативом пел Символ Веры, делало это кто во что горазд. Дело в том, что до сих пор нет одного, безусловно авторитетного, варианта архиерейского чиновника, где были бы прописаны все нюансы действий, как самого архиерея, так и сослужащих ему священников, диаконов и прочих. В конце 33 псалма владыка прочитал молитву на освящение нового иконостаса, после чего окропил его святой водой (у старообрядцев не практикуется чтение специальных молитв на освящение икон). Народу на сей раз был полный храм. Многие мужчины были в кафтанах (у нас на приходе таких только единицы). За всю службу митрополит не сделал практически ни одного замечания. Молча выслушивал все подсказки. У меня на приходе за службу не менее 10 замечаний: за громкие разговоры за свечным ящиком, перешептывания, хождения, сидение в неположенное время, поклоны в неположенное время или когда их совершают невпопад и т.д. с неизменными поклонами за подобные замечания после службы.
На трапезе в непринуждённой обстановке владыка общался с духовенством и гостями. В слове, сказанном им, запомнилось, что «Служение по старому чину нас вдохновляет» и, как всегда, восхищение древним пением. Нередко я с досадой наблюдал за междусобойчиками в условном президиуме праздничных трапез. Не так было здесь. Ряду участников трапезы было предложено сказать слово. Я в своем выступлении предложил практиковать за трапезами пение духовных стихов. Это предложение было одобрено и архимандрит Иринарх, настоятель единоверческой церкви в с. Михайловская слобода запел известный духовный стих про Генисаретское озеро. Заключительные слова каждого куплета дружно подхватывали сотрапезники (кажется я, «приняв на грудь» пару рюмок белого вина, пел громче всех) . Хотелось озвучить еще некоторые предложения, но я сдержался: по опыту знаю, что особенно при общении с «сильными мира сего» лучше не доделать, чем переделать. Внес одно предложение — успокойся, помня слова: «Опрометчиво, не рассчитав сил, устремившись достигнуть лучшего, потеряешь то хорошее, что имеешь сейчас».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector