23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование игр драматизаций в дошкольном возраста

Игра-драматизация – средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно – практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.

Вместе с игровым действием развиваются и зачатки воображения ребёнка, возможности которого связаны с вхождением в элементарную игровую ситуацию с вариативным использованием сначала отдельных предметов, а затем цепочек ролевых действий.

Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.

Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

  • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
  • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
  • Непосредственная игра детей

Игра – драматизация разнообразна и представлена различными по своему содержанию целями, задачами и формами.

Организация работы с детьми

Работа с детьми проводится в двух основных формах:

— специально организованная работа педагога с детьми;
— нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Время проведения специально организованной работы педагога с детьми – пятница – вторая половина дня. Нерегламентированная деятельность может осуществляться дошкольниками ежедневно (в утренние или вечерние часы) в процессе их свободной самостоятельной деятельности.

Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом.

Предлагаемые нами задания сгруппированы по блокам, каждый из которых имеет преимущественно свою направленность и соответствует определённому этапу обучения. Мы выделяем пять этапов обучения и, соответственно, пять блоков игр.

На всех занятиях мы обучали детей приёмам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка своих работ и работ своих товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе игры оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.

Разрабатывая данные блоки заданий, мы считали, что основным условием формирования воображения должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребёнком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы обучения включали систему игр, в которых предлагали задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

При разработке системы нами учитывались принципы отечественных и зарубежных психологов о единстве сознания и деятельности, развитии психики в деятельности, о потенциальных возможностях ребёнка, “зоне ближайшего развития”.

На первом этапе (первый блок) главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.

Ведущее место в работе с детьми по развитию воображения на этом этапе занимают игры с пением (хороводы). Они позволяют привыкнуть к товарищам по занятиям, к коллективным требованиям, так как от детей в этих играх не требуется активного поведения.

Примеры игр из первого блока.

“Скворушка прощается”, “Осень”, “Маленькие труженики”

Задачи, решаемые в процессе игр: развивать воображение, общительность; поддерживать радостное настроение и уверенное поведение.

Педагог проговаривает каждую строчку стихотворения, сопровождая её соответствующими движениями, затем все вместе повторяют текст и движения к нему.

ТЕМА 5. Методика проведения игр-драматизаций с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Основные вопросы:

1. Характеристика игры-драматизации. Виды игр-драматизаций.

2. Отличие игр-драматизаций от сюжетно-ролевой игры.

3. Методика проведения игр-драматизаций с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.

Драматизация – это игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание литературного произведения. Ученые, изучающие игры-драматизации детей дошкольного возраста, сходятся в утверждении важности этого вида художественной деятельности для развития таких качеств личности, как инициатива, самостоятельность, воображение, эмоциональная отзывчивость. Именно в играх-драматизациях у детей развиваются особая чуткость и внимание к действиям людей, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, стремления и желания. Используя игры-драматизации можно достичь высокой динамики в формировании у детей с интеллектуальной недостаточностью коммуникативного поведения и социального общения, что способствует социализации личности ребенка: введение его в мир природы и человеческих связей и отношений, передача ему образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

В современной характеристике игр-драматизаций раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми. В частности, это:

— наличие динамического сюжета;

— использование разнообразных средств выразительности;

— возможность использования приобретенного ранее социального опыта.

Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что:

— сюжет игры заранее определен автором литературного произведения;

— состав участников, последовательность происходящих событий зависит от драматизируемого произведения.

1. Дети выступают в роли персонажей игры.

2. Дети изображают героев с помощью игрушек, озвучивают их.

3. Стендовые игры или игры с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками (фланелеграф, теневой театр).

4. Театр «Петрушки», «Би-ба-бо» — имеют перчаточный принцип устройства, используется ширма.

Особенность в работе с дошкольников с интеллектуальной недостаточностью заключается в том, что если игры первого вида вполне приемлемы для детей данной категории (2, 3, 4) целесообразно использовать только педагогом для создания игровой ситуации при объяснении или закреплении материала.

Обучение играм-драматизациям происходит поэтапно:

1. Подготовительный этап:

─ работа с текстом (текст произведения в случае необходимости адаптируется, упрощается);

─ подготовка атрибутов игры;

─ работа над развитием движений и развитием речевых навыков.

2. Знакомство с текстом.

3. Подготовка к проведению игры-драматизации (распределение ролей с учетом психофизических особенностей детей, заучивание текста, работа над произносительной стороной речи, работа над пантомимикой, отработка последовательных действий).

4. Проведение игры-драматизации.

При отборе пособий, оборудования, материала для игр-драматизаций в каждой возрастной группе специального детского сада следует учитывать запас детских впечатлений, знаний и интересов. Пополнение его должно быть не случайным, а с учетом освоенности детьми приемов работы с ним.

Игра-драматизация требует соответствующей организации и места. Условно оборудование для игры можно подразделить на:

─ театрально-игровой материал: игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи;

─ дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, занавеси и т.д.

─ декорации: плоскостные, полуобъемные, с устойчивой подвижной основой или статичные, рисованные, аппликационные, сконструированные;

─ элементы костюмов: головные уборы, воротники, манжеты;

Организатором и ведущим в игре-драматизации является педагог. Действия детей или игровых персонажей сопровождаются речью. Важным компонентом игры является музыка, которая стимулирует к выполнению эмоционально насыщенных игровых действий.

Читать еще:  Портфолио студента как инструмент получения перспективной работы

Вопросы и задания:

1. В чем основные отличия игр-драматизаций от сюжетно-ролевых игр?

2. Подберите 2-3 игры-драматизации по каждому году обучения для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

3. Проведите заседание «круглого стола» с воображаемым педагогическим коллективом на тему «Нужна ли игра-драматизация в специальном детском учреждении. Почему?».

4. Составьте рекомендации для родителей о создании дома условий для игр-драматизаций.

5. Адаптируйте текст сказки «Теремок» с учетом особенностей детей. Составьте свои рекомендации по использованию этой сказки специальном детском учреждении.

6. Разработайте содержание работы по уточнению действующих персонажей и порядка их появления в сказке «Теремок» (используя продуктивные виды деятельности детей).

7. Подготовьте реферативное сообщение по теме «Особенности использования игр-драматизаций на разных годах обучения в специальном детском учреждении».

Литература:3, 15, 23, 25, 26, 34, 39.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Использование игр драматизаций в дошкольном возраста

Психолого-педагогическая характеристика игр — драматизаций

Игры-драматизации — это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Следует отличать игры-драматизации от сюжетно-ролевых игр. Отличительной особенность первых является не только сюжет, но и характер игровой деятельности. Игры-драматизации являются одним из видов театрализованных игр. Однако и те и другие имеют определенные отличия. Театрализованные игры, в отличие от игр-драматизаций имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Имеются различия и в уровне самостоятельности ребенка.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. Вырошниной, Н. Карпинской, Е. Трусовой, Л. Фурминой и др., было установлено следующее.

Самостоятельно в игры-драматизации даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают театрализованные игры по предложению воспитателя и под его руководством (Л. Фурмина). Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте игра-драматизация возможна как самостоятельная деятельность (Сигуткина). Этому предположению существует несколько подтверждений.

Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное (Н.Карпинская). А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности (Кофман).

В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л. Вырошнина).

Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов (Е.Трусова).

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Выделяют несколько уровней игр-драматизаций:

1. Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей.

2. Ролевые диалоги на основе текста.

3. Инсценировки произведений.

4. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

5. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

На каждом из перечисленных уровней могут использоваться несколько видов игр-драматизаций (Л.П. Бочкарева):

1. Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию.

2. Настольный театр с плоскостными и объемными фигурами — это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально в условиях ДОУ.

3. Настольный конусный театр. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты — геометрические фигуры. Голова — круг, туловище и конечности — конусы, ушки — треугольники, а усы — прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная фигурка «скользит» по столу. Так как поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей.

4. Игры-драматизации с пальчиками. Они особенно полезны для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5 — 6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. В таком театре все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол — мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей — характерные черты того или иного животного. Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано. В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации.

5. Театр марионеток. Марионетка — это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы.

6. Театр теней. Этот театр справедливо считается одним из самых условных театров. В нем нет, по словам Нины Яковлевны Симонович — Ефимовой, «никаких рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа). Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми. Именно потому, что силуэт — обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено. Рисунки детей всегда красивы, всегда приятны. И рисуют дети «эмблемами».

Становится очевидным, что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

Читать еще:  Как пристроить веранду к дому из поликарбоната

По мнению известного психолога А.Н.Леонтьева «Развитая игра-драматизация — это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей»

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Однако необходимо помнить и о санитарно-гигиенических требованиях к театральному инвентарю. Так, например, врачи-педиатры считают, что не все виды кукольных театров могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Длительные действия ребенка с вытянутой и поднятой над головой рукой противопоказаны в этом возрасте, тогда как театр марионеток, при котором дети действуют сидя, признан одним из самых психо-физиологичных видов театра для детей этого возраста. Немаловажную роль играет и внешний облик кукол.

Значительный вклад в решение этого вопроса внесла художница Наталья Васильевна Поленова, дочь выдающегося русского художника В.Д. Поленова. Куклы Натальи Васильевны были очень оригинальны. У них отсутствовал профиль, благодаря чему возникала условность, близкая к культуре древней ритуальной маски северных народов Сибири, и куклы как бы превращались в произведения пластического искусства с присутствующей в них мерой условности.

Эта идея Натальи Васильевны была высоко оценена художниками, но не подхвачена педагогами. Куклы для пальчикового театра, марионеток и др. делались и делаются массивными партиями, с лепной головой, в которой четко обозначены застывшие в одном выражении черты лица, которых, кстати, часто не видно маленькому зрителю.

Зато Вальдорфский детский сад в своем кукольном театре широко использует пластичность и условность образов кукол. Фрея Яффке пишет об этом так:

«Внешний облик куклы не меняется на протяжении всего действия: смеется она или сердится, спешит или никуда не торопится, — лицо ее остается неизменным. Поэтому в спектаклях для дошкольников нужно отказываться от кукол с карикатурными формами (например, ведьма с длинным носом); тогда дети из наблюдателей превращаются в активных участников представления. Характер куклы во всей глубине может быть выражен, прежде всего, через цвет одежды. Так, например, желто-золотое одеяние короля с пурпурной мантией излучает достоинство, а красно-фиолетовое платье старой мудрой женщины вызывает благоговение. Злые образы никогда не окружаются нежными светлыми тонами, для них используются приглушенные темные цвета».

Мы согласны с подходами вальдорфских педагогов в вопросах, связанных с организацией этой работы, с технологией изготовления кукол. Но считаем, что при этом большее внимание надо уделять художественному развитию детей.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качества ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, на занятиях по художественному труду дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, внесения различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. В другом случае, основание для кукол из ткани могут сделать педагоги и родители. А множество разнообразных плащей и накидок и других атрибутов в состоянии изготовить сами дети. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению.

При этом мы не согласны с подходом Ф. Яффке относительно цвета, при котором желто-золотистый цвет связывают с достоинством, а красно-фиолетовое платье — с мудростью. Это формирует цветовые стереотипы. Гораздо важнее организовать работу с детьми таким образом, чтобы каждый ребенок сумел найти для своего замысла соответствующий ему видимый образ.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.

Поэтому, осуществляя работу с детьми в театрализованной деятельности, нельзя ограничиваться развитием только исполнительского творчества. Мера собственной активности ребенка может быть очень разной.

Для одних спектаклей они могут все сделать сами:

— обдумать содержание спектакля;

— определить в нем роль для себя;

— на основе собственных представлений изготовить для спектакля куклу или сделать для себя костюм.

В других — выступать только в роли костюмеров и исполнителей.

В третьих — быть просто зрителями и участниками спектакля, который для них подготовят педагоги и родители.

Но какую бы меру самостоятельности и активности не выбрал ребенок, ведущую роль всегда играет педагог. Именно от его профессионального мастерства и личной заинтересованности зависит степень вовлеченности ребенка в игру, сохранение его интереса и творческой активности на протяжении всей игры, грамотное достижение поставленных педагогических и психологических целей. Существуют особые требования к методике проведения и руководства играми-драматизациями на разных этапах дошкольного возраста. Эти требования мы рассмотрим в следующем параграфе нашей работы.

Театрализованные игры в детском саду

Майя Рассахатская 06.05.2018 6 10.5k

Игровая деятельность в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) направлена на формирование личности ребёнка. Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в них происходит всестороннее развитие дошкольников. В связи с этим педагог должен ответственно подходить к выбору игр и упражнений.

Значение театрализованных игр для дошкольников

В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.

В процессе театрализованной игры дети учатся подмечать интересные идеи и реализовать их в жизни

Цели и задачи проведения театрализованных игр в детском саду

Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДОУ:

  • Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
  • развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
  • формировать волевые черты характера;
  • развивать и тренировать выразительность речи;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала.

Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:

  • Первая младшая группа:
    • способствовать развитию внимания и тренировке памяти;
    • формировать умение слушать и понимать речь;
    • способствовать формированию выразительности речи;
    • развивать речевую и умственную активность.
  • Вторая младшая группа:
    • воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;
    • формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;
    • способствовать обогащению и выразительности речи;
    • развивать память, мышление, воображение, внимание;
    • учить правильно оценивать себя и действия окружающих.

      Воспитанникам младших групп педагог демонстрирует все игровые действия на собственном примере

      Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

      Науменко О. Н., воспитатель

      «Основные задачи театрализованных игр в разных возрастных группах ДОУ»

      Виды театрализованных игр в детском саду

      В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:

      • Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.
      • Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.

      В театрализованных играх дети учатся интонировать и развивать сюжетную линию

      Игры-драматизации

      В детском саду выделяют следующие виды таких игр:

      • Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
      • С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
      • Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
      • Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.

      Персонажей-кукол можно изготавливать вместе с детьми. Это поможет дополнительно создать коммуникативные контакты в группе, а также найти дошкольникам интересное и полезное занятие.

      Действия с куклами более интересны для ребят средней и старшей групп ДОУ

      Режиссёрские игры

      Среди этого вида игр принято выделять следующие:

      • Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.
      • Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.
      • Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.
      • Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.
      • Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.

      В младших возрастных группах детей больше привлекают игры с наглядными предметами (картинками, игрушками и т. п.)

      Отмечу, что театрализованные игры отличаются от других (сюжетно-ролевых и проч.) обязательным наличием, независимо от вида деятельности (будь это настольный театр картинок или импровизация), сюжета, основанного на литературных и фольклорных материалах.

      Таблица: особенности театрализованных игр в разных возрастных группах

      • Формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев.
      • Драматизации как таковой ещё нет, но во время занятий воспитатель перевоплощается в персонажей и меняет интонацию, включая тем самым её элементы.
      • Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а лишь подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенностей поведения.
      • Происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой.
      • Фигурки пальчикового театра ребёнок использует совместно со взрослым.
      • Для детей становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей.
      • Усложняются тексты: содержание несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку и отличается более интересными языковыми средствами.
      • Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счёт освоения игры-драматизации и настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, действия на ширме и др.
      • Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей.
      • Углубляется игровой опыт за счёт освоения разных видов игры — драматизации и режиссёрской театрализованной игры.
      • Происходит частичный переход игры в речевой план за счёт объединения разных видов игр.
      • Дети заинтересованы играми «с продолжением» сюжета.
      • Игровой опыт углубляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые).
      • В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных и произведения русских классиков.
      • Усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т. д.
      • Детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета.
      • Происходит совершенствование приобретённых навыков.

      В играх-драматизациях в младшей группе воспитатель является главным действующим лицом

      Проведение и организация театрализованных игр в ДОУ

      Театрализованные игры несут в себе большой развивающий потенциал. Их проведение требует от воспитателя особой внимательности.

      Методика проведения театрализованных игр в ДОУ

      Соблюдение требований и методик способствует успешной организации игры.

      Требования к играм

      К организации этого вида игровой деятельности предъявляют следующие требования:

      • Содержание и тематика игр должна соответствовать возрасту, нести в себе смысловую (нравственную, ценностную и др.) и эмоциональную нагрузку.
      • Элементы театрализованных игр должны включаться в ежедневные занятия и во вовсе формы педагогического процесса.
      • Дети должны быть максимально активными при подготовке и проведении игр.
      • На всех этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.

      Этапы работы с игровым материалом

      В педагогической практике принято выделять 3 этапа работы с игровым материалом:

      1. Восприятие материала литературных и фольклорных произведений: происходит знакомство детей с сюжетом сказок, потешками, считалками и др. Воспитатель может рассказывать наизусть или читать готовый текст. Если игра импровизированная, объясняется ситуация, которую дошкольники будут обыгрывать.
      2. Освоение специальных умений и навыков: объяснение воспитателем или знание детьми специфики деятельности театральных специальностей («актёр», «режиссёр», «сценарист», «оформитель» и «костюмер»), умение выполнять их роли.
      3. Самостоятельная творческая деятельность: после знакомства с текстом, разработкой реквизита, происходит переход к игре, где дети действуют самостоятельно, а воспитатель только направляет игру в нужное русло.

      Работа по совершенствованию театрально-игровых навыков

      Прежде чем приступать к игре, необходимо проводить с детьми подготовительные занятия. Для этого в педагогике разработано несколько основных методов совершенствования навыков:

      • Моделирование ситуаций. Метод предполагает выполнение заданий, тренирующих умение переключаться с одного действия на другое, контролировать жесты и мимику. Например, детям предлагают представить себя то лёгкими облачками, то массивными скалами и т. п.
      • Творческая беседа. Воспитатель ведёт диалог, активирующий творческое сознание детей, путём постановки проблемных вопросов. Например, просит представить и описать идеальный дом, игрушку и т. п. При этом должны быть заданы наводящие вопросы типа «Какого цвета?», «Сколько этажей в доме?», «Сколько комнат?» и т. д.
      • Ассоциации. Метод направлен на активацию творческих способностей ребёнка путём выстраивания ассоциативных рядов. Это помогает создавать на основе возникающих образов новых персонажей и т. п. Например, воспитатель называет слово «домовой» и спрашивает, что дети представили («маленький человек», «лохматый», «большой», «страшный», «добрый» и т. д.).

      Важную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Педагог должен не только выразительно декламировать или рассказывать что-либо, уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеть основами актёрского и режиссёрского мастерства. Это способствует повышению творческого потенциала самого воспитателя и помогает совершенствовать театрализованную деятельность дошкольников.

      Рекомендации к проведению

      Театрализованные игры эффективны на любых занятиях и в различных видах деятельности. Для более успешной организации игры следует придерживаться следующих рекомендаций:

      • Внимательно слушайте ответы и предложенные детьми варианты: ваша задача поправить, если что-то идёт не так или ребёнок не совсем понял свою задачу. Например, вы поручили ему роль «костюмера», но он предлагает хорошие дополнения сценария. Внимательно выслушав все варианты, вы сможете использовать их в игре, а также вовремя объяснить ребёнку его задачу.
      • При отсутствии ответов переходите к действиям персонажа. Если видите, что ребёнок не совсем понимает, что именно от него требуется в роли персонажа, задайте ему вопросы, которые помогут представить, как действует его герой, какое у него настроение и т. д.
      • Стремитесь вызвать радость после проделанной работы, находите для этого разные способы поощрения: аплодисменты, сладкие призы и др.

      Важно, чтобы по окончании игры были довольны как актёры, так и зрители

      Временной план игры

      В зависимости от возрастных особенностей дошкольников длительность игры может быть различной:

      • Первая младшая: продолжительность игры не превышает 7 минут. Но если воспитатель планирует проведение серии игр, время увеличивается до 12–15 минут.
      • Вторая младшая группа: обычная игровая деятельность составляет не более 7 минут, серия игр — не более 20.
      • Средняя группа: игры проводятся от 7 до 20 минут.
      • Старшая группа: от 7–10 до 25 минут.
      • Подготовительная группа: от 10 до 25–30 минут.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector