1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

III Внешняя политика Китая на рубеже XXXXIвв

Внешняя политика КНР (вторая половина ХХ века) (стр. 1 из 5)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева

Кафедра всеобщей истории

по курсу Новейшая история стран Азии и Африки

Внешняя политика КНР (вторая половина ХХ века)

Студент 5 курса заочного отделения

Поворот к реализму (70-80гг.)

Теория и практика

Политика и экономика

Стратегическая оборона или угроза соседям?

Традиции и современность

Заключение. Специфика и универсализм курса Китая

В последние два десятилетия двадцатого века мы стали свидетелями впечатляющего усиления позиций Китая в мировой политике и экономике. Эти достижения страны представляют особый интерес, поскольку во многом связаны с проведением государством стратегии, в немалой степени альтернативной открытым и либеральным моделям, взятым на вооружение «переходными» и некоторыми развивающимися государствами.

Важным средством обеспечения национальной стратегии развития была внешняя политика КНР. Ее часто квалифицируют как консервативную. Действительно, многие основополагающие внешнеполитические принципы остаются неизменными уже 50 лет (они касаются прежде всего понимания суверенитета страны и основ взаимодействия между государствами), однако необходимо видеть и существенные перемены, ясно отличающие международный курс Китая после начала реформ в конце 70-х -начале 80-х годов от линии, проводившейся в годы «культурной революции» (1966-1975 гг.). В связи с этим стоит отметить, что международный курс Китая два десятилетия назад впервые в истории страны стал предметом научного анализа и дискуссий, а соответствующие разработки аналитиков воплощались в официальную линию. На рубеже 70 — 80-х годов в Китае создаются или возобновляют работу научно-исследовательские учреждения, занимающиеся проблемами международных отношений, в том числе: Институт современных международных отношений при Госсовете КНР; институты международных проблем в Шанхае и Пекине (МИД КНР); пекинский Институт международных стратегических исследований, связанный с министерством обороны и Генеральным штабом НОАК, а также исследовательские институты АОН КНР. В 1982-1983 гг. в целях координации внешнеполитических исследований при Госсовете КНР создается Центр исследований международных проблем во главе с Хуань Сяном. С начала 80-х годов в Китае увеличивается количество научных изданий, посвященных вопросам внешней политики КНР и международных отношений (с 1981 г. возобновляется издание журнала «Гоцзи вэньти яньцзю», начинается издание журнала «Сяньдай гоцзи гуаньси», выходившего до 1985 г. нерегулярно, а с 1986 г. — ежеквартально). Нынешняя внешняя политика КНР продолжает обновляться, хотя она в значительной своей части и строится на развитии концептуальных подходов 80-х годов. Примечательно, впрочем, что уже тогда, еще до коллапса социалистической системы и распада СССР, китайское руководство, как представляется, выработало достаточно продуктивную парадигму отношений КНР с внешним миром, вполне оправдавшую себя в драматичных обстоятельствах начала 90-х годов. Процесс модернизации внешней политики Китая в 90-е годы был постепенным, что характерно и для китайских реформ. Во многом его ход представлял собой достройку сооружения, состоявшего из проверенных временем элементов и конструкций.

Существенной особенностью китайской внешней политики остается постоянный поиск несиловых, достаточно экономичных и вместе с тем эффективных, не исключающих жесткости, решений, а также упор на индивидуальные отношения с отдельными государствами. Соответственно, немалая часть аналитической работы при подготовке тех или иных дипломатических ходов посвящается рассмотрению существующих в мире противоречий, возможности их использования в интересах страны. Китай крайне редко сам выступает с какими-либо крупными международными инициативами. Обыкновенно эта страна не торопится и с оценками мировых событий, часто занимая выжидательные или нейтральные позиции. Эволюцию китайской внешней политики в последнее двадцатилетие можно с некоторой долей схематизма представить в виде нескольких продолжающихся трансформаций и меняющихся соотношений, имея при этом в виду существенную разницу в обеспечивающей национальную независимость «статике» внешней политики и ее «динамике», ориентирующейся на поддержание процесса социально-экономического развития.

Поворот к реализму (70-80 гг.)

Уже во второй половине 70-х годов понятие «модернизация» прочно вошло в жизнь гигантской страны как главная целевая установка. Однако после декабрьского (1978 г.) пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва серьезной ревизии были подвергнуты параметры, направления и возможные темпы этого процесса: период «урегулирования», своего рода критической инвентаризации ресурсов развития занял примерно три года (1979-1981 гг.). Прежняя программа «четырех модернизаций», закрепленная в решениях XI съезда КПК в 1977 году и предусматривавшая усиление военной и индустриальной мощи КНР в относительно сжатые сроки с помощью крупномасштабного импорта технологий и оборудования, была в значительной мере свернута, в том числе во внешнеэкономической части. Ресурсов страны при более трезвом взгляде явно не хватало на массированное обновление промышленности.

Сам факт основательного пересмотра путей реализации центральной идеи развития страны и признания необходимости серьезных экономических реформ создал важный прецедент — одновременно стало возможным критическое переосмысление других сторон государственной деятельности, в том числе внешней политики. Последняя, как известно, содержала значительный конфронтационный компонент, хотя с конца 1977 — начала 1978 гг. в КНР все чаще стали говорить и писать о возможности отсрочить начало мировой войны и добиться мирной передышки для осуществления модернизационных планов. Подчеркнем, что вплоть до начала 80-х годов речь шла именно об отсрочке, а не о принципиальной возможности предотвратить возникновение мировой войны. Внешняя политика КНР на рубеже 70-80-х гг. оставалась формально неизменной: по-прежнему декларировалась политика «единого антигегемонистского фронта», провозглашенная еще при жизни Мао Цзэдуна в середине 70-х годов. Сказывались и историческая инерция и особенности международной ситуации вокруг Китая в конце 70-х годов. В то же время в начале 80-х годов в растущей мере стали выявляться стратегические издержки курса «единого фронта». Значительно осложнилась ситуация у китайских границ: с конца 70-х годов к напряженности вдоль китайско-советской, китайско-монгольской и китайско-индийской границ прибавилась конфронтация на китайско-вьетнамской границе, ввод советских войск в соседний Афганистан, дальнейшее усиление советского военного потенциала на Дальнем Востоке и в западной части Тихого океана, а также охлаждение отношений Китая с КНДР. Идея «единого фронта» начинала терять смысл и даже превращалась в угрозу национальной безопасности. Все меньшее понимание она находила и в быстро дифференцировавшемся «третьем мире», озабоченном главным образом экономическими проблемами.

С другой стороны, к началу 80-х годов была практически достигнута важная в тактическом отношении цель нормализации отношений с США. Проведение политики «единого фронта» позволило Китаю за короткий период времени резко укрепить отношения с этой страной, сыграв на стратегических интересах Вашингтона в противостоянии Москве. В декабре 1978 г. было опубликовано совместное китайско-американское коммюнике об установлении с января 1979 г. дипломатических отношений между двумя странами, в котором США признавали правительство КНР в качестве единственного законного правительства Китая. В июле 1979 г. КНР и США подписали соглашение о торговле, которое предусматривало создание прочной долговременной основы для дальнейшего развития двусторонних торгово-экономических связей. Кроме того, между двумя странами в конце 70-х годов был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в области науки и техники, культуры, образования, сельского хозяйства, освоения космического пространства, атомной энергетики и др.

Читать еще:  С чего начать полиграфический бизнес

Помимо непосредственного значения, все эти соглашения открывали Пекину дорогу к интенсификации сотрудничества с другими развитыми странами и прежде всего Японией, на которую часть китайского руководства возлагала особые надежды в осуществлении модернизации. В 1978-1980 гг. между двумя странами были подписаны соглашения о торговле, содействии культурному обмену, научном и техническом сотрудничестве, а также достигнут ряд других договоренностей. В августе 1978 г. между КНР и Японией был заключен договор о мире и дружбе. С конца 70-х годов на регулярной основе стали проводиться встречи руководителей двух стран, стабильно развивалась торговля, объем которой увеличился за период 1977-1981 гг. более чем в три раза — до четверти всего внешнеторгового оборота КНР. Дав сильный импульс развитию отношений КНР с развитыми странами, политика «единого фронта» тем не менее, не оправдала наиболее оптимистичных расчетов китайского руководства. В начале 80-х годов стало очевидно, что Вашингтон не намерен способствовать воссоединению Тайваня с материковой частью Китая в обмен на поддержание китайской стороной отношений «стратегического партнерства» с США. Более того, с приходом администрации Рейгана США активизировали связи с Тайванем — в том числе в военной области — в ущерб отношениям с КНР. Стали очевидными и ограниченные возможности внешней помощи, а также зарубежных инвестиций и кредитов в деле модернизации. Западные партнеры были готовы предоставлять Китаю крупные займы под поставки промышленного оборудования (тем более что в ходе структурной перестройки в развитых странах высвобождались значительные мощности). Однако условия кредитов были весьма жесткими, цены — высокими, а ограничения на передачу передовой технологии оставались весьма строгими. В мае 1982 г. Дэн Сяопин в беседе с руководителем Либерии выразил свое разочарование по этому поводу: «В настоящее время мы проводим политику экономической открытости, стремимся использовать иностранные капиталы и передовую технологию, что помогло бы нам в развитии экономики. Однако получить капитал и передовую технологию из развитых государств — нелегкое дело. У некоторых людей там по-прежнему на плечах головы старых колониалистов, они желают нам смерти и не хотят, чтобы мы развивались».

III Внешняя политика Китая на рубеже XXXXIвв

Официальным началом отсчета политики реформы и открытости в Китае считается 1978 год, в декабре которого состоялось поистине историческое событие — пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва. В конце 70-х годов ХХ века страна оказалась перед труднейшими проблемами выборов пути дальнейшего развития. С 80-х годов ХХ века КНР умело действует в ряде треугольников двусторонних отношений. Китай гибко выстроился, во-первых, в тандем сверхдержав, во-вторых, в пространство “трех миров”, в третьих, трех достаточно различных частей развивающегося мира — Азии, Африки, Латинской Америки.

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия — сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай желает вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Для Китая характерна давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX-XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года новом Уставе записано, что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов:

• взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности;

• невмешательства во внутренние дела друг друга,

• равные и взаимовыгодные отношения;

• мирное сосуществование с другими странами мира .

Позже, в 1984 году, Дэн Сяопин следующим образом определил основные направления внешней политики страны: “Китайскую внешнюю политику 80-х годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI века», которую можно сформулировать главным образом, в двух фразах: первая: борьба против гегемонизма и защита мира во всем мире, вторая: Китай всегда будет принадлежать к “третьему миру”, причем это основа нашей внешней политики. Мы говорили о своей вечной принадлежности к “третьему миру” в том смысле что Китай, который сейчас, разумеется, из-за своей бедности относится к странам “третьего мира” и живет с ними всеми единой судьбой, по-прежнему будет принадлежать к “третьему миру” и тогда, когда станет развитой страной, богатым и могучим государством. Китай никогда не будет претендовать на гегемонию, никогда не будет третировать других, но всегда будет стоять на стороне “третьего мира”.

Исходя из сказанного, КНР предлагаются следующие принципы внешнеполитической стратегии :

• Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь, чтобы это приносило пользу всем странам мира, в частности развивающимся.

• Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не вправе навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны заимствовать друг у друга, совместно процветать и не вправе отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны взаимно доверять, сообща защищать, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрожать силой. Выступать против различного рода гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к гегемонизму и экспансии.

• Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

• Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

• Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы слияния общих интересов, целесообразно преодолевать разногласия.

• Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

• Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

• Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их собственных законных интересов.

Читать еще:  Ползать к чему снится сон

• Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга, развивать обмен и сотрудничество с политическими партиями и политическими организациями различных стран и регионов.

• Продолжать широко развертывать народную дипломатию, расширять внешний культурный обмен, стимулировать дружбу между народами и продвигать развитие межгосударственных отношений. Принципы установления дипломатических отношений с зарубежными странами

На основе этих принципов Китай к концу 2002 года установил дипломатические отношения со 165 странами мира.

Аппарат и организации системы внешнеполитических связей

Основные органы и организации внешнеполитической службы Китая:

? Министерство иностранных дел КНР – это оперативный орган правительства, ведающий межгосударственными отношениями, делами соотечественников, проживающих за рубежом, и выполнением консульских функций. Во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие за внешние связи в пределах своей компетенции и подчиняющиеся МИД. В особых административных районах созданы Управления уполномоченного МИД, ведающие делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися правительства ОАР. Министр иностранных дел КНР — Ли Чжаосин; уполномоченный МИД в ОАР Сянган — Цзи Пэйдин, уполномоченный МИД в ОАР Аомэнь — Вань Юнсян.

? Китайское народное общество дружбы с заграницей создано в мае 1954 года. Его миссия состоит в содействии развитию дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами различных стран мира. В качестве представителя китайского народа общество устанавливает связи с дружественными к Китаю организациями и деятелями различных стран, поддерживает взаимные контакты с ними. Общество является коренным фактором развития дружеских отношений китайского народа с народами всех стран мира и имеет свои филиалы во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Председатель общества — Чэнь Хаосу.

? Китайское народное общество по изучению международных отношений создано в декабре 1949 года. Его миссия — изучение международных и внешнеполитических вопросов, международный обмен и развертывание народной дипломатии в интересах укрепления дружбы китайского народа с народами различных стран, содействия развитию отношений Китая с различными странами для вклада в дело мира во всем мире. Общество поддерживает широкие связи с политическими деятелями, дипломатами, видными общественными деятелями и учеными, а также с организациями по изучению международных проблем. Оно организует различные научные симпозиумы и дискуссии и активно участвует в них, ведет изучение и обмен мнениями по международным проблемам. Председатель общества — Мэй Чжаожун.

Взаимодействие Китая и Индии на рубеже XX-XXI вв

Взаимодействие Китая и Индии на рубеже XX-XXI вв.

Степень изученности( подробно)

Предмет — основные направления взаимодействия Индии и Китая на рубеже XX-XXI вв

Цель — выявить и проанализировать основные направления сотрудничесва

Задачи — проанализировать торгово-экономическое, политическое сотрудничество двух государств

За последние годы в российской и зарубежной исторической и политической науке появилось достаточно большое количество работ, которые посвящены развитию китайско-индийских отношений. В работах 1990-х годов исследует период после окончания «холодной войны», изменение политики двух стран в отношении друг друга. В данных работах проводится анализ политики Китая в территориально-пограничном споре, где отмечается стремление Китая избегать конфликтных ситуаций в регионе, урегулированию спорных вопросов мирными средствами1. Автор также сделал определенный прогноз дальнейшего развития отношений двух государств на различных уровнях.

, в своей книге «Китай и внешний мир» дал характеристику внешнеполитического курса КНР, с учетом 40-летней истории2. Он провел детальный анализ каким образом различные внешние и внутренние факторы повлияли на политику Пекина.

Большую ценность представляют работы , в которых описывается процесс создания соответственных мер доверия по пограничному вопросу3. Статьи B. C. Кузнецова освещают вопрос формализации китайско-индийских отношений после ядерных испытаний, проведенных Индией в 1998г.4 В 2013 г. автор издал книгу «Китайско-индийские отношения 1950-1963 гг.», в которой исследуются различного рода связи между КНР и Республикой Индия с периода установления между ними дипломатических отношений по 1963 г.

Ядерная проблема в китайско-индийских отношениях затрагивается в монографии 5. В ней подробно рассматриваются проблемы генезиса ядерного оружия в Южной Азии.

В работах проводится анализ пакистанского фактора на китайско-индийские отношения, как изменялась политика КНР в отношении Пакистана6. Автор считает, что изменение подхода Китая в отношении проблем безопасности Азиатско-тихоокеанского региона во многом влияет и на изменение политика КНР в отношении Пакистана.

Среди китайских авторов заслуживают внимание работы — «Новые рассуждения о дипломатии Индии в XXI в.» У Юнъняня, Чжао Ганьчэна и Ма Ина, в которых анализируется политика Индии в отношении Китая и стран Южной Азии7. Особо следует отметить «Развитие Индии и ее внешняя стратегия» Сунь Шихая8, «Внимание на Индию: становление державы» Ма Цзяли9. Большое число работ, посвященных двусторонним отношениям между Китаем и Индией, было подготовлено Институтом изучения Южной Азии при Китайской академии общественных наук и Институтом изучения Южной Азии при Сычуаньском университете.

Значительное место эта проблема занимает и в трудах индийских ученых. Особо следует отметить работу бывшего министра иностранных дел и премьер-министра Гуджрала10. Автор проводит исследование внешней политики своей страны и отношений с КНР. Аналитическое исследование двусторонних отношений содержится в публикациях бывшего посла Индии в анганатана, ученых В. Кхана, М. Малика, , Г. Чатураведи, Ш. Шармы, С. Дутта, А. Ачарии. Также заслуживает внимания коллективная работа «Павлин и Дракон: индийско-китайские отношения в XXI в.»11, в которой автор захотел дать объективную оценку политики Индии в отношении Китая, общего состояния двусторонних отношений в различных сферах. Значительное число работ, посвященных двусторонним отношениям этих стран было подготовлено индийским Институтом изучения Китая.

На Западе также появилось большое число статей и исследований по вопросам отношений между Китаем и Индией и их пограничного спора. Следует отметить книгу Н. Максвелла «Война Индии против Китая», опубликованную в 1971 г12. Ответственность за вооруженный конфликт 1962 г. автор возлагает на правительство Индии и лично на Дж. Неру, которые придерживались бескомпромиссной позиции по территориальному вопросу. даже силой оружия, тогда как у Китая отсутствовали намерения и силы принять ее вызов.

Источниковую базу исследования составляют разнообразные материалы, которые можно разделить на несколько групп. В первую группу входят официальные и документальные материалы, которые содержат данные по вопросам внешней политики КНР и Индии, а также отдельные факты политического, торгово-экономического сотрудничества изучаемых стран. Особо следует отметить тексты совместных заявлений, деклараций, резюме по итогам встреч совместной рабочей группы по пограничным вопросам содержатся в материалах официальной газеты «Жэньминь жибао» и агентства Синьхуа. Ко второй группе можно отнести справочные и статистические издания, экономические и дипломатические обзоры13. Третью группу составляют официальные выступления глав правительств, речи государственных деятелей, представителей МИД КНР. Тексты заявлений внешнеполитического ведомства находятся на сайте МИД КНР и публикуются в еженедельном англоязычном журнале «Beijing Review».

Читать еще:  Выбираем плитку для ванной комнаты

План: 1глава — взаимодействие китая и индии при Цзян Цзэми?не

    Политическое сотрудничество Экономическое Культурное?

2глава — взаимодействие при Ху Цзиньта?о

1 , Индия и Китай ищут пути к сотрудничеству // Информационный бюллетень ИДВ РАН, 1995. — № 3.- C.121-133

2 Китай и внешний мир. М.: Международные отношения. 1990. С. 351

3 Гималайские границы Китая // Границы Китая история формирования: сб. статей. М: Памятники исторической мысли, 2001. С.289-347

4 Китайско-индийские отношения 1950-1963 гг. М.: ИДВ РАН, 2013. 270 с

5 Ядерная проблема в индийско-пакистанских отношения (вторая половина XX — начало XXI века). М.: Научная книга, 2003. 256 с.

6 Китайские политологи об отношениях между КНР и Пакистаном на современном этапе//Проблемы Дальнего Востока, 2004. №4. — 327с.

7. . . 21 . (Новые рассуждения о дипломатии Индии в XXI в). — Шанхай, 2004. 350 с.

8. . (Развитие Индии и ее внешняя стратегия). — Пекин, 2000. 290 c.

9. . . (Внимание на Индию: становление державы). — Тяньцзинь, 2002. 235 c.

10 Gujral, I. K. Continuity and Change: India’s Foreign Policy (Гуджрал, и изменения: Внешняя политика Индии). — New Delhi: Macmillan, 2003, — p. 264

11 The Peacock and the Dragon. India-China Relations in the 21st Century (Павлин и Дракон. Индийско-китайские отношения в 21-м веке). — New Delhi: Har-Anand,- 2000.-p.89

12 Maxwell, N. India’s China War (Максвелл, Н. Индо-китайская война). — London: Jonathan Cape Ltd., 1970. – p.123

13 . (Дипломатия Китая). — Пекин, 1996-2003.

Внешняя политика в конце XX — начале XXI в.

Внешняя политика Российской Федерации в постсоветский период характеризуется следующими особенностями:

  • — изменения в геополитическом пространстве в силу смены парадигм в мировой политике в связи с окончанием холодной войны, крушения СССР и социалистической системы;
  • — переход от биполярной системы международных отношений к многополярной, многовекторной внешней политике;
  • — появление нового направления во внешнеполитической деятельности — отношений с бывшими советскими республиками, а ныне странами СНГ (рис. 25.2).

Рис. 25.2

Главными направлениями внешней политики России, начиная с 1992 г., являются следующие.

  • 1. Проблемы европейской безопасности. Россия и НАТО.
  • 2. Российско-американские отношения.
  • 3. Россия и СНГ.
  • 4. Взаимоотношения России с государствами Азии, Африки и Латинской Америки.

Безопасность на европейском континенте, приближение НАТО к российским границам в результате принятия в ряды альянса Польши, Чехии и Венгрии стали приоритетами во внешней политике России. В 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы — организацию, рассматривающую все основные европейские проблемы.

Нормализовались отношения с НАТО. В мае 1997 г. в Париже был подписан документ, определяющий взаимодействие России и НАТО. Новым шагом в этом направлении стала Декларация «Отношения Россия — НАТО: новое качество» (май 2002 г.), в соответствии с которой учреждался Совет «Россия — НАТО», являющийся механизмом консультаций и выработки

совместных решений и действий России и государств — членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе.

В 1997 г. на встрече в Денвере (США) глав семи крупнейших промышленно развитых стран было одобрено вступление России в Парижский и Лондонские клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в число ведущих стран мира («Большая восьмерка») в 1998 г.

Российско-американские отношения всегда занимали важное место в международной деятельности обеих стран. Российское руководство предприняло ряд инициатив: с боевого дежурства снято около 600 стратегических ракет, в январе 1993 г. был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СПВ-2), по которому число ядерных боеголовок сокращаюсь на 2/3. Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент В. В. Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г.

Углубляются стратегические отношения. Во время визита Президента США Дж. Буша-младшего в Москву в мае 2002 г. была достигнута договоренность о новом соглашении по сокращению стратегических наступательных вооружений (СПВ-3).

На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, па которых согласовываются многие экономические, политические, военные, миграционные и иные вопросы.

Россия и Белоруссия решили углубить интеграцию путем создания союзного государства, становление которого идет непросто.

С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе.

Однако ситуация на постсоветском пространстве продолжает оставаться сложной. В августе 2008 г. произошел российско-грузинский военный конфликт, спровоцированный нападением грузинских войск на российских миротворцев и мирных жителей в Южной Осетии. Грузия хотела насильственно вернуть эти земли под свою юрисдикцию. Операция по принуждению грузинских властей к миру была завершена 12 августа 2008 г., грузинские войска были вытеснены с этих земель, а Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

В 2007 2010 гг. президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации были согласованы и подписаны документы о создании Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с целью создания единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное движение товаров.

Взаимовыгодно развиваются отношения России с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими государствами. Одно из первых мест здесь занимают отношения с Китаем, одной из крупнейших мировых держав. В июле 2001 г. в Москве был подписан российско-китайский договор о партнерстве сроком на 20 лет. Данное соглашение создает основы для широкого сотрудничества.

Россия 22 августа 2012 г. стала 156-м членом Всемирной торговой организации (далее — ВТО), пройдя долгий и трудный переговорный путь, длившийся с 1993 по 2011 г. Вступление в ВТО было очень важно для нашей страны, ибо данная международная организация регулирует торгово-экономические отношения между государствами, способствует созданию благоприятных условий для всемирной торговли.

Непросто развивались отношения с Японией, для которой главным вопросом всех контактов с Россией является проблема Курильских островов.

Традиционным экономическим и политическим партнером остается Индия, с которой в январе 1993 г. был подписан договор о дружбе и сотрудничестве, а также заключено соглашение о передаче ей криогенных ракетных двигателей.

Новый импульс отечественной внешней политике придала активная деятельность Президента РФ В. В. Путина на международной арене. Им были установлены личные партнерские отношения с лидерами большинства государств. Заметно вырос авторитет России в политике.

В 2000 г. в Москве Президентом РФ была утверждена новая концепция внешней политики России, которая исходила из многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с многообразием его интересов. Место России в мире определялось как великой евразийской державы, несущей ответственность за поддержание безопасности на земном шаре по всем направлениям, как на глобальном, так и региональном уровнях.

Таким образом, в своей международной политике Россия стремится к прочному миру, установлению партнерских отношений со всеми странами, включению в орбиту мировых экономических связей на равноправной и недискриминационной основе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector