1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика структурного наполнения принципов охраны здоровья населения

Принципы охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению.

Авторским коллективом НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко под руководством доктора медицинских наук профессора В. А. Жукова в 1990 г. была раз­работана концепция службы экстренной медицинской помощи, где были изложены основные принципы организации ЭМП пораженным нЧС.

Эти принципы основаны на общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению страны и отражают меди­ко-социальные особенности этого периода, заключающиеся в массо­вом поступлении пораженных, нуждающихся в срочной медицинской помощи и резком изменении условий жизнедеятельности населения. Эта концепция, ас 1991 г. и Положение, явились теоретической осно­вой для разработки и внедрения организационно-функциональной мо­дели службы медицины катастроф, основанной на единых принципах и критериях.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 195 от 28 февраля 1996 г. «Вопросы Всероссийской службы медицины катас­троф» утверждено Положение о Всероссийской службе медицины ка­тастроф.

В основу деятельности службы в современных условиях были за­ложены следующие основные принципы:

  1. Государственный и приоритетный характер.

Служба медицины катастроф — централизованная государствен­ная служба. Ее государственный характер обеспечивается постанов­лениями Правительства Российской Федерации о создании в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Служба должна быть готова к оказанию эк­стренной медицинской помощи в любом районе страны на суше, на воде, а также за рубежом при разных видах ЧС мирного и военного времени.

Среди других служб она имеет приоритетный характер (наряду со спасательными) в обеспечении постоянной готовности сил и средств, их мобильности и способности в кратчайшие сроки оказывать необхо­димую медико-санитарную помощь пораженным.

Служба медицины катастроф организуется по территориальному принципу с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Формиро­вания, учреждения и органы управления с использованием людских и материальных ресурсов создаются на базе существующих и вновь орга­низуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, клинических и других научно-исследовательских учреждений.

  1. Централизация и децентрализация управления.

Централизация управления обеспечивается созданием единой ин­формационно-диспетчерской системы службы, способной обеспечи­вать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Централизация управления предполагает единое управление все­ми службами медицины катастроф Российской Федерации независи­мо от их ведомственной принадлежности на любом уровне (федераль­ном, региональном, территориальном).

Децентрализация управления предусматривает возможность и не­обходимость принятия решения каждым звеном службы и автономно­го выполнения задачи в конкретной ситуации по оказанию медико-са­нитарной помощи пораженным в конкретной обстановке.

Он предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств, планирование взаимодействия с другими службами системы быстрого реагирования, прогнозирование вариантов использования сил и средств в различных регионах, специальную подготовку и повышение квали­фикации всего личного состава службы (руководителей, специалистов, в т. ч. инженерно-технических и др.).

Это создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых очагах поражения без существенной их перестройки.

  1. Принцип основного функционального предназначения сил и средств.

Этот принцип означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использованы для выполнения определенного функционального предназначения с целью оказания первой медицин­ской, доврачебной, первой врачебной помощи, оказания квалифици­рованной и специализированной помощи, проведения противоэпиде­мических и санитарно-гигиенических мероприятий. То есть в составе службы должны быть различные формирования (бригады), учитываю­щие особенности тех или иных чрезвычайных ситуаций.

7. Лечебно-эвакуационные мероприятия

При ликвидации меди­ко-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций организуются на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по на­значению.

  1. Принцип единства медицинской науки и практики.

Он означает, что организация службы медицины катастроф и ее функционирование в ЧС должны строиться с учетом достижений оте­чественной и зарубежной медицинской и фармацевтической науки и практики с использованием методов рациональной диагностики, стан­дартизации лечебно-диагностических и профилактических мероприя­тий на этапах медицинской эвакуации.

  1. Принцип материальной заинтересованности и моральной ответственности медицинских и других специалистов, задейство­ванных в медицинских формированиях и подразделениях по оказанию экстренной помощи пораженным в ЧС.

Этот принцип подкреплен Постановлением Совета Министров СССР от 07.04.90 г. № 339 и Директивой Минздрава от 25.06.90 г. № 02-14/53-14, в соответствии с которыми установлены условия оп­латы труда и выплаты компенсаций за дежурства и участие в оказании экстренной медицинской помощи и спасательных работах при ЧС. Ре­ализация этого принципа может быть осуществлена и другими мерами поощрения.

  1. Мобильность, оперативность и постоянная готовностьформирований и учреждений к работе в ЧС.

Она достигается созданием запасов имущества и медикаментов, регулярными тренировками личного состава формирований, его высо­ким профессионализмом, совершенствованием системы связи и опо­вещения, постоянной готовностью медицинских бригад, отрядов, гос­питалей и больниц, использованием современных транспортных средств. Своевременность использования службы медицины катаст­роф зависит от своевременности информации о возникновении ЧС.

  1. Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.
Читать еще:  Как рассчитать нужное количество плитки на пол

Осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о статусе спасателя. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликвидации медико-санитарных по­следствий межнациональных конфликтов только на добровольных на­чалах (по контракту).

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 465 . Нарушение авторских прав

Принципы охраны здоровья основные

«. Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны. «

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Принципы охраны здоровья основные» в других словарях:

Основные принципы земельного законодательства — 1) основные, исходные положения земельного законодательства; 2) (для целей Земельного кодекса Российской Федерации) принципы: учета значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритета охраны земли как важнейшего компонента… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

СТО 1.1.1.02.001.0673-2006: Правила охраны труда при эксплуатации тепломеханического оборудования и тепловых сетей атомных станций ФГУП концерн «Росэнергоатом» — Терминология СТО 1.1.1.02.001.0673 2006: Правила охраны труда при эксплуатации тепломеханического оборудования и тепловых сетей атомных станций ФГУП концерн «Росэнергоатом»: 3.2 аварийная ситуация : Ситуация, которая может привести к… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Охрана здоровья детей и подростков — в СССР, система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих гармоничное духовное и физическое развитие детей и подростков, предупреждение заболеваний и снижение смертности. Уже в первые дни существования Советской власти по … Большая советская энциклопедия

Государственная политика в области охраны труда — одно из основных направлений государственной внутренней политики. Государство является гарантом справедливой социальной политики, координатором интересов всех групп общества. Обязанность государства защищать право каждого человека на труд в… … Российская энциклопедия по охране труда

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

риск — 2.19 риск (risk): Потенциальная опасность нанесения ущерба организации в результате реализации некоторой угрозы с использованием уязвимостей актива или группы активов. Примечание Определяется как сочетание вероятности события и его последствий.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

безопасность — 2.38 безопасность (security): Сочетание доступности, конфиденциальности, целостности и отслеживаемое™ [18]. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 22600 2 2009: Информатизация здоровья. Управление полномочиями и контроль доступа. Часть 2. Формальные модел … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

оценка — 3.9 оценка (evaluation): Систематическое определение степени соответствия объекта установленным критериям. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 99: Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ — ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. I. Основные принципы организации здравоохранения. Здравоохранение система мероприя тий, направленных к поддержанию здоровья и трудоспособности населения. В понятие У. входят все мероприятия по оздоровлению среды (физической и… … Большая медицинская энциклопедия

Основные принципы охраны здоровья граждан

Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

Читать еще:  Исполнительно техническая документация для локализации аварийной ситуации

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

В целях создания возможностей для реализации гражданами права на охрану здоровья государство предпринимает меры: политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В Законе об охране здоровья №323-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 №317-ФЗ) главы 2, 8, 10, 11 появляются в связи с расширением содержания ряда положений, которые в Основах 1993 г. были представлены недостаточно полно либо не представлены совсем. Так, если в ст. 2 раздела 1 Основ было названо пять принципов охраны здоровья, то в Законе об охране здоровья их число увеличено до 9. Принципам посвящена целая глава 2, состоящая из 10 статей: в ст. 4 поименованы все 9 принципов, а каждый отдельно взятый принцип далее разъясняется в отдельной статье.

Законом № 323-ФЗ по-прежнему названы 4 принципа, содержавшиеся в Основах:

соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

К ним Федеральный закон № 323-ФЗ добавил:

приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

приоритет охраны здоровья детей;

доступность и качество медицинской помощи;

недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

соблюдение врачебной тайны.

Представляется, из списка дополнений принципиальное значение для эффективного обеспечения здоровья населения имеют принципы приоритета охраны здоровья детей и недопустимости отказа в оказании медицинской помощи.

Структурирование и расположение принципов в целом выдерживает логику нормативного материала, основой для формирования которого являются нормы-принципы Конституции РФ. Неслучайно руководствуясь, наверное, конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанностью его признания государством (ст. 2 Конституции РФ), на первое место законодатель поставил принцип соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий. Как представляется, остальные принципы в некоторой степени развивают его положения как главного, стержневого для всех основополагающих идей в сфере охраны здоровья граждан.

Конкретная детализация содержания принципов отражает и государственную политику в области медицины. Так, принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан и при оказании медицинской помощи характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

В свою очередь, реализацию принципа социальной защищенности граждан закрепляет статья 9 Закона об охране здоровья, где сформулированы конкретные мероприятия, гарантирующие социальные права граждан в случае утраты здоровья различной степени тяжести и последствий.

Впрочем, на этапе принятия Закона в литературе высказывалась справедливая критика в адрес законодателя, касающаяся непосредственно основополагающих идей охраны здоровья граждан. В частности, правомерно указывалось: в отличие от Основ в проекте закона отсутствует принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья, который при разработке соответствующих нормативных положений почему-то «выпал» из поля зрения законодателя. Впрочем, к «отсутствующим» специалисты могут отнести также принципы недопустимости отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства, соблюдения врачебной тайны Каменская Н.А. Проблемы формирования общих принципов реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Медицинское право. 2011. N 4. С. 20 — 24..

Справедливости ради стоит отметить: в принятой редакции Закона указанные замечания отчасти учтены. В основные идеи охраны здоровья граждан включены социальная защищенность граждан, недопустимость отказа в медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны.

Положительным, на наш взгляд, является также отказ законодателя от возведения в разряд принципов запретов на осуществление эвтаназии и клонирование человека, представляющих, по сути, требования к регулированию соответствующих общественных отношений.

Каждый принцип охраны здоровья граждан в законе подробно раскрывается и детализируется. Так, определены четкие критерии принципа доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, присвоен статус принципа информированному добровольному согласию на медицинское вмешательство и праву на отказ от него, установлен безоговорочный запрет на клонирование человека. Принцип приоритета профилактических мероприятий характеризует переход от системы здравоохранения, направленной на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья, основанной на приоритете здорового образа жизни и профилактике заболеваний. охрана здоровье профилактический

Читать еще:  Для умелых рук Критерии выбора порозаполнителя

Раскрывая принцип «Приоритет охраны здоровья детей» в ст. 7 Закона об охране здоровья, законодатель выделяет разработку и реализацию органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления программ, направленных на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, принятие мер по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями. Представляется вполне уместным упоминание в ст. 5 обязанности государства гарантировать гражданам защиту от любых форм дискриминации при предоставлении медицинской помощи.

Значимость установленных в Законе принципов не вызывает сомнения. Их совокупность соответствует международным стандартам обеспечения и реализации прав гражданина и человека в сфере охраны здоровья. Не случайно, соблюдение всех вышеперечисленных принципов обязательно для всех лиц, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам страны.

1. Понятие медицинской помощи. Основные принципы охраны здоровья граждан

Российская Федерация гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ, Конституциями и иными законодательными актами республик, входящих в состав РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ все граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

Объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается Е соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно- диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера пс уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со ст. 53 настоящих Основ.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, контактировавших с ними. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей ( иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Работающие граждане в случае болезни имеют право на неоплачиваемый отпуск продолжительностью три дня в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

Основы законодательства РФ « Об охране здоровья граждан» ( ст. 2) закрепили следующие основные принципы охраны здоровья граждан:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Гарантией осуществления медико-социальной помощи гражданам является предоставление первичной медико-санитарной помощи: скорой медицинской помощи; специализированной медицинской помощи; медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями; медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×