1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Названы лучшие лицеи и гимназии столицы

Коррекция классов

В России ликвидируются элитные школы и гимназии

Общеобразовательная школа-интернат «Интеллектуал»

Фото: Александр Щербак / «Коммерсантъ»

Лучшие московские школы оказались на грани банкротства. В сентябре им в несколько раз сократили финансирование. Сейчас они вынуждены искать спонсоров либо урезать программы и становиться частями больших образовательных корпораций. Педагоги боятся, что реорганизацию элитные школы не перенесут. Укрупнение грозит также школам для инвалидов и девиантных детей. Эксперты отмечают, что московская модель уравниловки распространяется на всю страну. Те же самые процессы проходят в Туле, Рязани, Ульяновске. На очереди — другие регионы. На 11 октября в Москве намечен митинг против усреднения образования.

Всю неделю у здания столичной мэрии на Тверской улице в одиночных пикетах с плакатами «Школы должны быть разными!» дежурили учителя школы-интерната для одаренных детей «Интеллектуал». В конце сентября вышел приказ департамента образования Москвы об объединении их школы с гимназией №1588. В случае если школа на слияние не согласится, ей обещали серьезные денежные проблемы. Собственно, они уже есть. Принятый ранее федеральный закон об образовании упразднил все виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи, специализированные, коррекционные и другие. И лишил их права на дополнительное финансирование программ: углубленное изучение предметов, деление классов на подгруппы, индивидуальные занятия, проектно-исследовательскую деятельность, медико-психологическое сопровождение учеников, круглосуточное пребывание.

Авторы этого закона надеялись, что если муниципальные власти посчитают расходы целесообразными, то оплатят их самостоятельно из местных бюджетов. В большинстве регионов так и сделали. Но Москва пошла другим путем.

Неравный брак

Столичная мэрия объявила, что все дети равны и элитные школы — не нужны. В каждой должны быть созданы «равные возможности», в том числе финансовые. В 2011 году был запущен пилотный проект по повышению качества образования. Участникам предлагали поднять действовавший тогда минимальный норматив на содержание ребенка — с 63 до 123 тысяч рублей в год. Обычные районные учреждения охотно соглашались на условия. Продвинутые, имевшие прежде гораздо большие деньги, — не спешили. Тем более для них был установлен переходный мораторий на снижение «тарифов». Но в этом сентябре все надбавки срезали.

«Сейчас мы получаем в два раза меньше, чем соседние школы, — рассказывает учитель математики Алексей Сгибнев. — Когда начали задавать вопросы чиновникам, просить хотя бы уравнять нас по деньгам с остальными, получили ответ, что это возможно только путем слияния. Но такие проблемы поспешно не решаются. Создать что-то хорошее нелегко. А разрушить можно в одно мгновение».

Занятия в общеобразовательной школе-интернате «Интеллектуал»

Фото: Александр Щербак / «Коммерсантъ»

В акциях протеста участвуют практически все «интеллектуалы». Пока педагоги стоят в пикетах, ученики бомбят письмами инстанции — начиная от президента, заканчивая районными чиновниками. А родители готовят иски в суд об отмене «неравного брака».

«Школа, с которой нас сватают, в хозяйственном плане — крепкая, — осторожно рассказывает представитель родительского комитета «Интеллектуала» Елена Новоселова. — Хорошая мебель в холле, занавески, свежий ремонт. Но у наших ребят другие приоритеты. После учебы они целый день пропадают на факультативах, ведут научные разработки. Большинство остаются на пятидневку в интернате. Мы, например, живем в Новой Москве. Каждый день тратить по четыре часа на дорогу нереально. Конечно, в другой соседней школе тоже есть кружки, но за все, кроме спортивных секций, там собираются брать деньги. Мы ознакомились с проектом прайса на сайте: час индивидуальных занятий — 2 тысячи, кружок два раза в неделю — 12 тысяч в месяц. По нашим подсчетам тот объем внеурочных занятий, что сейчас предлагает «Интеллектуал», обойдется примерно в 30 тысяч рублей в месяц. У нас почти 30 процентов семей — малоимущие. Столько платить они не смогут».

Полная инклюзия

«Интеллектуал» — не единственная школа, попавшая под программу слияния. В финансовую ловушку угодили почти два десятка московских школ. Почти все входят в топ-500 лучших школ России, составленный Минобрнауки.

Распоряжение о реорганизации получило и Государственное бюджетное образовательное учреждение (ГБОУ) №1189 имени Курчатова. Школа образовалась в 90-е годы при поддержке Центра компьютерного обучения Курчатовского института. Ученые-практики преподавали ребятам физику, химию, математику. Сегодня «курчатовка» считается одной из сильных математических школ. По итогам прошлого года 98 учеников стали победителями турнира Ломоносова, проводимого МГУ, 24 — выиграли региональный этап Всероссийской школьной олимпиады. Сейчас школе предписано влиться в ряды соседнего ГБОУ №2077. Комплекс создан два года назад и уже вобрал в себя значительную часть образования района Щукино: чиновники поглотили три обычных средних школы, школу для подростков с девиантным (неадекватным, а часто социально-опасным) поведением и школу для умственно отсталых детей 8-го типа (крайняя степень).

Здание «курчатовке», правда, обещают оставить. Пока. Как сложится в будущем — никто не знает. У девиантной школы, например, помещение экспроприировали. Самых спокойных ребят рассортировали по обычным классам. А злостных хулиганов перевели на домашнее обучение.

«Основа нашей школы — высокий уровень поступающих, — считает отец пятиклассницы ГБОУ №1189 Антон Соловьев. — Если упразднят название, то уже в следующем году сюда придут обычные дети. Они не потянут текущую программу и ее уровень придется опускать для всех учеников. Родительский актив готов участвовать в разработке встречного плана развития школы. Одно из предложений — создание Курчатовского образовательного комплекса с сохранением высокого уровня образования».

В сентябре лицей №1525 (более известный как «Воробьевы горы») выселили из Дворца пионеров и отобрали название. Сейчас под известным брендом «Воробьевы горы» создан новый образовательный комплекс из двух местных школ, двух детсадов и колледжа. А ГБОУ №1525 переселили в пристройку школы №1305 у метро Красносельская. Адаптация на новом месте проходит болезненно. Хотя большая часть преподавателей осталась, половина учеников ушли. Приходится начинать все сначала.

Занятия в общеобразовательной школе-интернате «Интеллектуал»

Фото: Александр Щербак / «Коммерсантъ»

«Для нас главное — сохранить атмосферу и уровень, — рисует перспективы учитель литературы и русского языка лицея Евгения Абелюк. — Получится или нет — не знаю. В прошлый понедельник вела уроки в школе №1305, с которой нас сливают. Заменяла заболевшего учителя. Когда прозвенел последний звонок, ко мне вошла в класс женщина с таким, знаете, очень прокуренным голосом и спросила: «В туалет выпускали?» — «Да. А что случилось?» —»Там все накурено», — сказала мне она. Я говорю: «А что, вы — не выпускаете?» — «Мы знаем, кого выпускать». То есть у нас совершенно разные ценности».

Замдиректора по науке физико-математического лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи говорит, что им также «в мягкой форме» поступило уже три предложения об «укрупнении»: «Пока удается лавировать. Для нас слияние неприемлемо. Мы общаемся с укрупненными школами. Никто не рад. Коллективы педагогов и школьников полярных школ — не сливаются. Они слишком разные. Были примеры. Так в одной из школ даже пришлось поделить этажи и туалеты, чтобы дети не дрались на переменах. Есть понятие зона ближайшего развития, среда. Это важно для мотивации учебы. Если из школы уходит тепло отношений, если на разговоры по душам нет времени и оснований, привлекательность учебы падает».

Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Марина Пинская отмечает, что международный опыт «смешивания разных контингентов» существует. Такое часто практикуется в Соединенных Штатах для оздоровления слабых школ. Однако там обязательно учитывают пропорции «носителей разных ценностей». Как установили американцы, благополучных учеников в таком коктейле должно быть не менее 65 процентов. В противном случае «серость» победит. Работает ли эта цифра в российских реалиях — исследований не проводилось.

Процесс слияний-поглощений в Москве продолжается третий год. По статистике за это время образовано 894 многопрофильных холдинга, поглотивших 3063 школы, детсада и колледжа. Рассматриваются заявки еще от 62 бюджетных учреждений на создание 18 корпораций. Официальную идею коллективизации озвучил московский министр образования Исаак Калина: «Объединение позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. В том числе в таких комплексах будет и дошкольное образование. У учителей появляется полноценная нагрузка, чего не было в маленьких школах. Ресурсы крупных образовательных комплексов позволяют подавляющему большинству московских школ преподавать любой предмет на необходимом школьникам уровне и вести любую профилизацию».

Фото: Надалинский Евгений / «Коммерсантъ»

Подразумевалось, что реорганизация должна проходить исключительно с согласия родителей. Но почти в каждом случае укрупнения сопровождались протестами. «Пожары» быстро гасились. «Применяется простая технология, — просвещает зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. — Родители один раз приняли решение не объединяться, директора сняли и сказали, что он не умеет с ними работать. Во второй раз приняли решение не объединяться — директора сняли и сказали, что он не умеет работать. На следующий раз управляющий совет от страха, что будет директор какой-нибудь совсем ужасный, уже на все согласен».

Экспертов смущает, что при всем при том с момента образования первых «больших корпораций» прошло немало времени, прозрачной системы обмена опытом и сравнения работы школ до и после слияния — нет. В качестве показателя успешности реформ столичная мэрия часто приводит цифру, что с 2010 года количество московских школ, подготовивших лауреатов городских олимпиад, увеличилось на 37,5 процента, Всероссийской — на 15 процентов. «Есть подозрения, что это всего лишь манипулирование статистикой, — уверяют в независимом межрегиональном профсоюзе «Учитель». — Если все школы слить в одну, то при единственном победителе олимпиад на город мы будем иметь результат 100 процентов».

«Ушки» и «Чэшки»

«Лента.ру» опросила родителей «холдингистов».

«Были ГБОУ №2047, а стали №2109. Прибавились три школы и семь садиков, — рассказывает Ольга Петрова из Южного Бутово. — Пока ничего не изменилось. Разве что в начальных классах к АБВГД-эшкам добавились новые буковки: ЕРСУФЧ : Ешки, Рэшки, Сэшки, Ушки, Фэшки и Чэшки. По мне — так показуха и ничего больше. В стране всеобщей имитации это неудивительно. Это как с зимним временем — мы работаем на благо народа».

Читать еще:  Мебельные петли виды конструкция назначение установка

Первыми неприятные перемены ощутили представители корпораций, куда влили «особые» школы и детсады: коррекционные, девиантные, вечерние. «Наш сад для детей с задержкой развития и аутизмом год назад стал структурным подразделением комплекса №398 в Выхино, — рассказывает мама двух дошколят Екатерина Музафарова. — Раньше в группах находились по 15-19 человек. Весь день с ними работали дефектологи, логопеды. Действовала театральная студия, лечебный массаж, физиопроцедуры. Теперь все сняли — мы же стали общеобразовательным учреждением, а не коррекционным. Сейчас обсуждаются тарифы на дополнительные услуги: от 3200 до 4500 рублей в месяц за кружок. Малокомплектные группы с больными детьми хотят доукомплектовывать здоровыми — до 25 человек. У специалистов срезали зарплату и они увольняются».

Фото: Светлана Привалова / «Коммерсантъ»

В некоторых столичных районах «инклюзия» приобретает причудливые формы. В Лефортово в прошлом году в комплексе №415 собрались четыре детсада, обычная школа, «английская» и вечерняя.

«Сначала все члены холдинга обитали автономно в своих зданиях, — говорит муниципальный депутат Лефортово Александра Андреева. — В начале сентября около 30 учеников вечерней школы стали учить вместе с обычными школьниками. Возраст у «вечерников» был самый разный — от 15 лет и старше. К одиннадцатиклассникам посадили трех взрослых дядь 21-24 лет, только что вернувшихся из армии. Они матерились при детях, занятия посещали через раз, могли пинком открыть дверь в учительскую и развалиться на диване. На дисциплине, конечно, это сказывалось не лучшим образом. Дети стали задавать вопросы — почему им позволено все, а нам — ничего. Когда родители заинтересовались, что происходит, юноши куда-то исчезли. Но осадок остался. Гарантии, что они не появятся завтра — нет».

По словам директора центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергея Косарецкого, московский рецепт слияний-поглощений постепенно распространяется на регионы. Звонят учителя из Тулы, Рязани, Ульяновска.

«Чему удивляться?»

«Изначально все задумывалось ради ликвидации межшкольного неравенства, — объясняет эксперт. — Но если учреждения объединяются формально, по территориальному признаку, неравенство сохранится и внутри нового комплекса. Условно пятые классы, которые перешли из слабой школы, останутся такими же слабыми по качеству подготовки, как и раньше. А школа «отчитается» сильными детьми, которые определят ее имидж. Внешняя дифференциация заменится внутренней».

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич уверена, что о качестве образования изначально никто и не думал. Главная причина реформ — экономия бюджетных средств. Чем крупнее — тем дешевле. Вместо десяти учителей можно оставить пять.

«Чему удивляться? — недоумевает она. — Разве в других отраслях у нас по-другому? А как мы выбираем губернаторов? Как назначаются министры? Школа просто показывает то, что происходит с государством, с его схемой управления. Когда компетентность, самостоятельность являются не то что ценностью, а препятствием для тотального управления всем и вся».

Рейтинг лицеев Москвы и крупных городов России

Содержание

Как составляется рейтинг лучших лицеев?

Рейтинг лицеев Москвы

Рейтинг лицеев России

Как составляется рейтинг лучших лицеев?

Обычная общеобразовательная школа или лицей? — этим вопросом родители задаются задолго до начала учебного года. Причём вопрос этот совсем не зависит от возраста ребёнка. Некоторые специализированные школы осуществляют наборы с 1, 5, 9, 10, 11 классов. Конечно, при такой постановке вопроса предпочтительнее окажется лицей — здесь и предметов больше, и изучаются они более обширно, и учителя все — высококвалифицированные специалисты (что подтверждается наличием у них учёной ступени). Просто сказка, а не школа.

Но при всех положительных сторонах таких образовательных учреждений, у них есть и существенные минусы:

  • за высокий уровень знаний придётся платить. Причём обязательно и регулярно. Это и благотворительные взносы и расходы на специализированные книги, репетиторов и т.д.;
  • сильная социальная расслоённость детей;
  • большая загруженность учеников.

Если все это вас не пугает, действительно стоит присмотреться к самым достойным школам вашего города.

Прежде чем познакомить вас с полным списком лучших заведений 2017 года, хотелось бы обратить внимание на то, что зачастую региональный и общероссийский рейтинг имеет несколько существенных разногласий. Всё дело в разных критериях оценивания.

Всероссийский рейтинг школ составляется согласно:

  • проценту учеников, которые набрали на ЭГЕ максимальное количество баллов;
  • общей успеваемости выпускников (в процентном соотношении);
  • количеству выпускников, поступивших в ТОП-20 ВУЗов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана и другие).

Как видите, показатели достаточно общие, и не могут показать полной картины происходящего в регионах. А всё потому что абитуриенты часто не стремятся штурмовать московские ВУЗы. Да и пространственные цифры не дадут полного впечатления ни о качестве работы педколлектива, ни о внутренней атмосфере школы. Иногда очень даже хорошие лицеи остаются за бортом, только потому, что по каким-то причинам не дотягивают до строгих критериев отбора.

В Москве дела с рейтингом ещё строже, ведь здесь уже учитывается целых 8 показателей:

  1. Процент отличных оценок по аттестации.
  2. Процент учеников, которые сдали ЭГЕ с максимально возможными баллами.
  3. Количество победителей предметных олимпиад на московских и всероссийских олимпиадах.
  4. Участие в городских массовых мероприятиях и развитие внутришкольной занятости учеников.
  5. Количество детей с ограниченными возможностями.
  6. Количество детей, которые находятся на учёте в детской комнате милиции.
  7. Количество учеников, победивших в спортивных соревнованиях во всероссийском масштабе.
  8. Сотрудничество с детскими садами.

Насколько справедлив такой рейтинг, судить крайне сложно, ведь победы чаще всего получают именитые лицеи при ВУЗах. Действительно ли они дают самое лучшее образование? Вопрос спорный. Всё потому, что многие критерии совсем не зависят от того насколько хорошо обучают детей — тут на первый план выходит директорская работа. Да и в ТОПе никто не учитывает:

  • доброжелательность учителей;
  • насколько дружные и сплочённые классные коллективы;
  • как проводится психологическая адаптация детей с последующим формированием их, как личностей;
  • микроклимат в школе, в общем, и в педколлективе в частности.

А именно эти параметры нужны нам намного больше, чем количество именитых преподавателей и инклюзивных детей.

Рейтинг лицеев Москвы

Первое почётное место среди лучших учебных заведений столицы по версии 2017 года занял лицей Высшей школы экономики. В первый раз за своё существование он поднялся на столь высокую ступень, сместив прошлогоднего лидера — лицей № 1535 с углублённым изучением китайского языка (он теперь второй). Третье место аттестационный комитет отдал школе № 179 «Московского института открытого образования». Эти три школы стали не только самыми лучшими в образовании, но и смогли предоставить своим ученикам прекрасные условия для досуга.

А вот лицей № 1580 им. Баумана в первую тройку, к сожалению, не вошел — он только четвёртый. За ним не менее знаменитая школа № 1514

И замыкают десятку рейтинга лучших учебных заведений Москвы:

  • технический колледж № 21;
  • лицей «Вторая школа»
  • школа № 57;
  • лицей № 1568 им Пабло Неруды;
  • школа № 1329.

Так распределились места среди школ-лидеров этого года. Хочется сказать, что мнение любой комиссии — дело сугубо индивидуальное и отображает только точку зрения данного статистического агентства. Поэтому при выборе лицея больше внимания обращайте не на место в списке, а на специфику и особенности конкретного учебного заведения. Также очень важно учитывать и то, насколько легко и комфортно ребёнок сможет самостоятельно добраться в школу (даже при наличии собственного транспорта вы физически не сможете постоянно его возить и забирать).

Рейтинг лицеев России

Как говорилось ранее, этому рейтингу будет, чем нас удивить, ведь критерии отбора весьма специфичны и зачастую не сильно соответствуют реальным показателям той или иной школы.

Лидерами всероссийского рейтинга ожидаемо стали московские школы:

  1. Лицей № 1580 им. Баумана.
  2. СУНЦ школа-интернат им. А. Н. Колмогорова МГУ им. М. В. Ломоносова.
  3. Лицей «Покровский квартал» (№ 2095).

Как видите, здесь нет лидеров московского рейтинга — лицея «Высшей школы экономики», школ № 179 и № 1535. Хотя в списке они есть — на 7, 11 и 13 позиции соответственно. Такое распределение мест хорошо показывает относительность каждого из рейтингов.

Но, несмотря ни на что, позитива в таких рейтингах много, потому что в них входят не только московские школы. К примеру, в первую сотню лучших учебных заведений наравне с московской гимназией № 1530, входит и экономико-математический лицей № 29 города Ижевска.

А лучшими лицеями Новосибирска стали:

  1. СУНЦ НГУ — 5 место всероссийского рейтинга.
  2. Гимназия № 1 — 38 место.
  3. Лицей № 22 «Надежда Сибири» — 198 место.

А вот тверской представитель в рейтинге только один — школа с углубленным изучением математики № 17 заняла почётное 189 место.

Немного опередила Тверь Уфа — лицей № 153 оказался на 40 месте рейтинга, а № 93 — на 163.

Ожидаемо высокие ступеньки занимают учебные заведения СПБ. Вторая столица всегда конкурирует с Москвой за первенство — и этот рейтинг не исключение. Итак:

  1. Президентский физико-математический лицей № 239 — 9 место.
  2. Санкт-Петербургский физико-математический лицей № 30 и Академическая гимназия им. Д.К. Фаддеева СПбГУ — 16 и 17 место соответственно.
  3. Академическая гимназия № 56 — 35 ступенька.

И завершает пятёрку лучших лицей «Физико-техническая школа» Академического университета. Он на 52 строчке рейтинга. А это всего лишь на несколько строк выше от Физико-математического лицея № 31 города Челябинска.

Не пасуют перед мэтрами отечественного образования и школы Московской области — они уверенно заняли свои места во всероссийском рейтинге. Так, Физико-математический лицей, который находится в городе Сергиев Посад, уверенно держится на 88 позиции.

Читать еще:  С пистолетом и мандатом

  1. Физико-математический лицей № 5, который находится в городе Долгопрудный — 109 место.
  2. Школа № 6, в г. Мытищи — 120.
  3. Физико-технологический лицей им. П. Л. Капицы — 140.
  4. Гимназия № 1 города Раменское — 164.
  5. Фрязинская школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов — 165.

Директорам этих учебных заведений есть, чем гордиться — на них равняются многие.

Средние школы Казани также не отстают:

  1. Лицей № 131 — 21 место.
  2. Лицей имени Н.И. Лобачевского КФУ — 48 место.
  3. Гимназии № 7, № 19, № 2 — 99,108 и 151 место соответственно.
  4. Лицей № 6 «Перспектива» — 141 место.

В рейтинге лучших школ России ещё очень много громких имён, но упоминать их все сейчас не представляется возможным. Но даже если выбранного вами учебного заведения там нет — это совсем не значит, что ваш ребёнок не сможет получить достойное образование. К примеру, из Иркутска в ВУЗы Москвы и СПБ приезжает поступать много выпускников и большинство из них становятся студентами, а ведь ни один лицей этого города не представлен в ТОП-200 лучших. Поэтому учите своих детей там, где хорошие, добрые и чуткие педагоги, так образование ваших чад всегда будет на высоте.

Рейтинг лучших школ Москвы 2018 – полный список

Выбор школы для ребенка – дело, требующее раздумий, обстоятельности и хорошей информированности. Неплохим ориентиром может послужить рейтинг Департамента образования, оценивающий вклад школ в дело просвещения юных умов.

При составлении последнего рейтинга (данные 2016/2017 гг.) столичный Департамент ориентировался на следующие показатели:

  • оценки учеников по ОГЭ и ЕГЭ;
  • какие результаты демонстрировали они на олимпиадах (как московских, так всероссийских) и на соревнованиях;
  • а также (веянье нового времени) – есть ли у школ возможность работать с детьми, у которых существуют проблемы со здоровьем.

Также оценивается уровень работы по «профилактике правонарушений» (впрочем, степень загрузки учащихся ведущих школ Москвы такова, что там на сон-то едва хватает, не то что на преступления). Место в рейтинге приносит не только почет, но и солидные денежные вливания от мэрии, которые получат только лучшие школы Москвы 2018 года.

Полный список (в рейтинге 292 школы), мы рассмотрим в конце, а сейчас топ-10 лидеров, после обучения в которых можно смело поступать в один из лучших ВУЗов Москвы.

10. Школа № 1329

Открывает рейтинг московских школ 2018 года, согласно Департаменту образования, школа № 1329. Еще несколько лет назад она ничем не выделялась из ряда себе подобных, пока не было решено развить физико-математический класс. Пригласили преподавателей с мехмата МГУ, организовали спецзадания, готовят детей к олимпиадам, турнирам и вывозят в детские лагеря с образовательным уклоном.

По результатам Всероссийской олимпиады 2018 г. школа может похвастаться четырьмя призерами по математике, пятью – по физике и (что довольно неожиданно) девятью по праву. Также помимо профильного инженерного класса, в школе есть профильный медицинский при Сеченовском университете. Попасть туда не так просто – придется сдавать экзамены. Зато в результате помимо обычной программы ребенок может научиться даже стрелять из лука – этому виду спорта обучают в одной из школьных секций.

9. Школа № 1568

Несмотря на молодость, лицей имени Пабло Неруды (именно таково полное название школы № 1568) прочно утвердился в числе лучших учебных заведений столицы для школьников. Основан он был лет двенадцать назад директором одного из московских лицеев, перетащивших с собой весь цвет преподавательского состава. Неизвестно, как отнеслась к этому школа бывшая, но нынешней это явно пошло на пользу. Если первый набор составил чуть более пятидесяти учеников, то после ряда слияний в лицее стали учиться дети с 1 по 11 классы.

Учиться в лицее трудно, об этом сразу предупреждают как родителей, так и их отпрысков. Детей там держат в спартанских условиях; тройки – самая обычная оценка, хорошистов мало, а вот отличников вообще не бывает. Попыток схалявить не прощают: не сделал домашнее задание – сразу двойка в журнал. Учиться ребенку (а также его родителям) придется много, свободного времени почти не останется. Профиль школы – естественные науки, математика, информационные технологии и углубленное изучение английского и испанского языков.

8. Школа № 57

Несмотря на разразившийся в 2016 году скандал, в результате которого некоторые преподаватели школы были объявлены в международный розыск, а также двукратную смену директора (или, возможно, благодаря ей), школа № 57 остается одной из лучших для обучения детей. Судить об этом позволяют результаты олимпиад.

Конкурс в школу большой, поэтому родители вначале записывают своих чад в так называемые «группы развивающего обучения». Туда набирают дошколят в числе до 300 человек. Правда, поступления это не гарантирует. Также нет гарантии, что чадо перейдет в профильный класс – далеко не все ученики школы способны выдержать заданные ею же жесткие стандарты. Поэтому в профильный есть шанс попасть со стороны, хотя придется столкнуться с высокомерием старожилов. Ведь эта школа, несмотря на все неприятности, по-прежнему считается элитной.

7. Лицей «Вторая школа»

Физико-математическое направление в школе всегда было сильным, и когда-то в ней собирался один из самых сильных преподавательских составов СССР. Хотя с момента основания этого образовательного учреждения прошло более 60 лет, оно по-прежнему стабильно входит в первую десятку лучших в Москве.

Обучение в лицее построено по принципу ВУЗа – от лекций до практических работ. Обычными учебниками преподаватели не пользуются, у них есть собственная программа. По результатам Всероссийской олимпиады ученики «Второй школы» завоевали 13 мест по математическому направлению, 7 по физике и 7 по экономике. Результаты по ЕГЭ тоже очень неплохие – более 80% учеников набирают по 220 баллов и выше по трем предметам. Однако, попасть в обетованные физико-математические небеса непросто. Дети должны выдержать ряд экзаменов (особенно устрашающе, судя по отзывам, выглядит устная математика).

6. Технологический колледж № 21

Школа при ТК № 21 среди остальных – белая ворона. В ней обучаются дети с нарушением слуха – глухие и слабослышащие. Они могут получить здесь начальное, основное общее и среднее специальное образование по профилям: автомеханик, столяр, дизайнер (разные отрасли), архивариус, программист и так далее.

К настоящему времени школа накопила большой опыт в обучении детей с особенностями. У педагогов есть опыт работы не только со слабослышащими, но и с ребятами с особенностями в психологическом развитии. Им школа помогает не только выучиться, но и устроиться на работу.

5. Лицей № 1580

Это бывшая школа № 1180, основанная под покровительством Технического университета им. Баумана. Специализируется он, как уже можно догадаться, на физико-математическом направлении, однако при желании можно углубить свои знания английского языка или информатики. Учатся там в основном те, кто планирует в будущем поступать в Бауманский – как утверждается, почти 90% учеников попадают именно туда.

В старших классах обучение построено по вузовскому принципу, начиная от лекций и заканчивая антуражем в виде зачетных книжек. Помимо гранита науки, ученики имеют возможность натренировать и более тонкие душевные мускулы – у лицея есть собственная театральная студия и даже рок-группа.

4. Школа № 1514

Это образовательное учреждение было основано в далеком 1952 году как сугубо математическое. Однако после открытия под эгидой Российского гуманитарного университета культурологического отделения школьники могут выбрать также гуманитарный (углубленное изучение словесности и иностранных языков) или культурологический (философия, история, и даже такая экзотика, как латынь) профили. Кроме того, в 10 классе, если будут и другие желающие, можно выбрать и естественнонаучное направление.

Как и гуманитарное, так и математическое отделение в школе сильные – призеры олимпиад попадаются и там, и там. Коллектив школы не забывает, что учатся-то дети, поэтому там постоянно проводятся какие-то экскурсии, игры, конкурсы и праздники. А на каникулах учащиеся могут попасть в специализированные лагеря отдыха или проходить практики по выбранному профилю обучения. Понятно, что в обитель знаний попасть непросто, и конкурс составляет 4-5 человек на место. Поступить туда можно после достаточно сложных для детей этого возраста экзаменов.

3. Школа № 179

Еще одна старая советская школа с сильными физико-математическими традициями. Правда, они чуть было не оказались утерянными в 80-е годы прошлого века, однако начиная с века нынешнего в школе начало возрождаться преподавание математики. Помимо нее, у учебного заведения еще несколько профилей, куда входит и биолого-математический, а также экспериментальный изобретательский (он же инженерно-технический). Но даже если взять предметы, профильное обучение по которым отсутствует, ученики школы № 179 умудряются и тут показать отличные результаты – например, побеждают на олимпиадах по русскому языку.

Хотя статистика по ЕГЭ у школы не самая высокая (более 220 баллов получают не более 73% учеников), однако по количеству поступивших в ВУЗы у нее мало соперников. Школа выгодно отличается еще и по количеству детей в классе – их не более 20, а порой чуть больше десятка. Чтобы поступить туда, ребенку придется выдержать экзамены – письменную математику (для всех профилей), а также, в зависимости от специализации, собеседование или устный экзамен.

2. Школа № 1535

На втором месте в списке лучших школ Москвы 2018 года находится еще одно учебное заведение с богатыми советскими традициями. Это школа-долгожитель – основана она была еще в 1929 году, и с тех пор претерпела множество метаморфоз – от образцового учреждения с углубленным изучением восточных языков до экспериментального лицея при Институте стран Азии и Африки. Однако после реконструкции и слияния гуманитарное стало лишь одним из направлений обучения. Теперь учащиеся могут выбрать филологический, социальный, экономический, физико-математический (ну какая же старая московская школа без него), психологический (под эгидой психфака МГУ) или медико-биологический (организованный после вливания школы № 35, находившейся под покровительством Медицинского университета им. Сеченова).

Читать еще:  Самодельный стол для фрезера

Однако блистает школа в изучении языков – ее учащиеся стабильно являются призерами олимпиад по английскому, китайскому и французскому языкам. Неудивительно, ведь даже театральная студия у них на французском, химия на английском, а еще при желании можно выбрать японский и арабский языки. При поступлении в школу детям придется сдать экзамены, в числе которых, помимо обычного русского языка, есть еще и иностранный, а также математика.

1. НИУ ВШЭ лицей

Прошедший год в первый раз стал суперуспешным для лицея при университете Высшая школа экономики. Он удостоился почетного первого места среди школ г. Москвы, потеснив прежнего бессменного лидера – школу № 1535. Отличается лицей несколько нетрадиционной системой классов, более привычной западным странам. Ученики делятся на группы по выбранным ими самостоятельно предметам. Количество человек в группе обычно не превышает двадцати. Ученики сами решают, какие предметы они будут изучать, и сами же (с помощью учителя, конечно) составляют учебный план.

Всего в лицее шесть направлений – от экономического до востоковедения и дизайна. Возможно, именно эта оригинальная система помогла лицею при ВШЭ взобраться на школьный Олимп. Впрочем, злые языки утверждают, что выбирался в лидеры лицей чисто благодаря количеству выпущенных учеников. Ведь что такое 300 выпускников школы № 1535 против 700 из лицея ВШЭ.

Названы лучшие лицеи и гимназии столицы

ТОП-10 нового рейтинга московских школ фактически не изменен

11 октября столичный департамент образования обнародовал новый, уже второй по счету, рейтинг московских школ. Как и в прошлом году, школы ранжировали по результатам ЕГЭ и олимпиад. Однако в этом году решили учесть и результаты аттестации в 9 классе (ГИА). Это единственные объективные, независимые измерители, которые нельзя сфальсифицировать, пояснили «МН» в Московском институте открытого образования (МИОО), который и составил этот рейтинг. Верхнюю часть ТОП-300 составляют действительно самые известные и популярные учебные заведения.

Первая пятерка гимназий и лицеев по сравнению с прошлым годом не изменилась. В ТОП-10 московских школ появились новички. На шестом месте теперь Центр образования 218, на седьмом — физмат лицей 1580 при МГТУ им. Баумана, на девятом — гимназия 1518.

«МН» публикуют самые интересные выдержки из интервью с директорами этих по-настоящему выдающихся школ.

1. Лицей № 1535

— Говорят, что интернет — это помойка, что телевидение калечит детей, что современное кино ужасно сказывается на них, — это неправда. И это вдвойне неправда, поскольку это формирует у ребенка пространство выбора. Школа это пространство сужает, а торгово-развлекательный центр говорит: «Здесь лучше, чем во дворе, приходи сюда, у тебя есть возможность выбрать этот продукт, этот. Конечно, мы поработали на тебя как команда, желающая что-то продать. Но мы сделали так, чтобы тебе было интересно, чтобы у тебя было пространство свободы. Конечно, эта свобода структурирована, ты выберешь это или это, ты своими руками и головой уже ничего не создашь, но выбор — это же увлекательная штука».

И вот здесь школа все время как-то отступала, она привыкла, что она партнер традиций, что она партнер семьи, которая выращивает ребенка, исходя из понятий о нравственности, из традиций семейного воспитания. Учитель пришел с теми же нравственными позициями, с той же самой традицией и пытается в школе с рупором в руках продолжать это делать. Этого уже недостаточно, семья не успевает сегодня справляться с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Предложение значительно богаче, динамичнее, и оно не «про хорошо или плохо», оно «про разное». Школа должна вступить на эту непривычную для себя землю, научиться воевать на чужом поле. Полный текст интервью.

2. Центр образования № 57

— Как я уже говорил, мы здесь занимаемся той частью социума, для которой инструментом является голова. Как эта голова причесана, помыта и приглажена: французскими духами или шипром, нас, честно говоря, не интересует. Интересует то, что там внутри. Когда человек состоится, а состоится он тогда, когда у него будет возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал. Вот это меня интересует. Если мы будем считать, что в этой касте такие есть, а в этой нет, то мы перечеркнем главный принцип: нас интересует не форма головы, не цвет кожи и не запах от нее, а то, что внутри, – способность совершать те или иные интеллектуальные операции. Главную воспитательную задачу своей деятельности мы видим все-таки в формировании того, что в шутку у нас принято называть пуританским кодексом труда. Есть притча о Марфе и Марии, но, если не углубляться в богословие, то, когда полсемьи в церкви, а полсемьи в лавке осталось, то и те, и другие правы. Полный текст интервью.

3. Лицей «Вторая школа»

— И можно, и нужно говорить о новой интеллигенции. В этом смысле, я всегда вспоминаю термин, который придумал Солженицын. Он некоторых людей с высшим образованием называл «образованцами», потому что дальше образования, суммы знаний, подчас очень глубоких знаний, ничего другого в человеке не присутствовало. С моей точки зрения, интеллигентом может быть человек, не получивший высшего образования, но вот Бог дал ему такие качества интеллигентного человека. Интеллигентность — это совокупность нравственных, моральных качеств и принципов. Так мы подбираем и учителей. В понятие хороший учитель входит не только его умение общаться с детьми и вкладывать в их головы знания. Их идейные и нравственные качества должны быть созвучны тем остальным, которые уже работают в этой школе. И ребята сюда шли не только потому, что здесь было интересно учиться, не только потому, что к 6-му, 7-му классу они уже были влюблены в математику, физику. Полный текст интервью.

4. Гимназия № 1543

— Самая сложная область человеческой деятельности, это педагогика. Потому что воспитание ребенка, я все время об этом говорю, это постоянный поиск почти невесомого: поистине золотого ключика, который дает нам возможность приоткрыть чуть-чуть внутренний мир ребенка и через узкую щелочку посмотреть туда. Потому что без знания этого внутреннего мира общение с ребенком очень трудно. А поскольку найти этот ключик, вот это все невесомое страшно трудно, поэтому педагогика – это одна из самых сложных все-таки видов деятельности человеческой на земле. Вообще ребенка трудно понять. Вот я, проработав всю жизнь в школе, я не могу сказать, что я до конца понимаю ребенка. Понять более-менее ребенка может только другой ребенок. Потому что их ментальность совпадает. А взрослому трудно понять, потому что для того, чтоб приблизиться к этому пониманию, для этого нужно постоянно делать усилия над собой – физические, нравственные, душевные — какие хотите. Это очень большой труд. А мы ленивы. Полный текст интервью

5. Гимназия № 1514

— Важно дать такое образование, чтобы, выйдя из школы в изменяющийся мир, ребята могли реализовать себя, чтобы им было интересно. Получив образование в одном профиле, чтобы это не мешало им реализовывать себя в другом. Не знаю, насколько в этом уникальность школы, но один из наших преподавателей – физик, он кандидат философских наук, у нас есть математик, кандидат биологических наук, учитель физики, который имеет второе образование филологическое, очень многие филологи окончили математическую школу или физико-математическую школу. Полный текст интервью.

6. Центр образования №2187. Физико- математический лицей №1580 при МГТУ им. Баумана8. Центр образования № 548 «Царицыно»

Я записал интересную серию монологов детишек старшей группы детского сада на тему «Кем ты хочешь стать?». Девочки говорят об удачном замужестве, а мальчики о желании социально состояться. Поэтому для них точка опоры — это образ своего будущего ближайшего, который они себе создают. Совершенно точно это — их семья. И третье, на мой взгляд, это их сверстники. Мы до конца еще не оценили такой важнейший фактор влияния, как социальная сеть и открытость, емкость и ментальность информации, которой она располагает. Ещё дети адски не переваривают ложь во всех ее проявлениях. Вообще, школа не должна быть территорией лжи — к сожалению, это часто практикуется. Мы стараемся, чтобы такого не было. У этого поколения сложно с авторитетами. Они очень сильно хотят видеть некую референтную фигуру в нашем политическом истеблишменте, видеть людей, соответствующих их идеалу. Недавно у нас была микроконференция памяти Стива Джобса. Вот, пожалуйста, однозначно авторитет.

9. Гимназия №151810. Школа-интернат «Интеллектуал»

Мы принципиально не делаем школу ареной политической борьбы. Мы можем дискутировать, обсуждать, доносить свои позиции друг другу, дети могут задавать любые вопросы, но, в общем, это частное, личное мнение каждого. Позиции у детей могут быть совершенно разные. Вот в 11-м классе, классным руководителем которого я являюсь, есть дети либерально-православные, есть дети этно-конфессиональные, которые придерживаются национальных серьезных взглядов, татары, при этом они мусульмане. Есть дети, придерживающиеся либерально-демократических взглядов в классическом понимании вопроса. Самые разнообразные мнения. Интересна палитра детей, которая направлена на гуманитарные профессии, там будущие социологи, лингвисты, экономисты, историки, вот у них такая яркая политика, возникают политические дискуссии. Есть биологи, которые анархисты. (Смеются.) Есть абсолютно аполитичные дети, кто-то дозрел, кто-то не дозрел. Кому-то интересно, кому-то не интересно. Но возможность пообщаться, поговорить и про политику, и про религию, есть.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×