2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мера по обеспечению пожарной безопасности в школе

Пожарная безопасность в школе: правила. Пожарная безопасность в школе: инструктаж

Школа в жизни каждого человека в определенное время играет очень важную роль. Для учеников она является не только местом, где они получают знания, но и источником общения. Для учителей это работа, а значит здесь должно быть комфортно и безопасно.

Также детские учреждения часто становятся местом проведения различных событий – это могут быть ярмарки, концерты или даже выборы. Поэтому пожарная безопасность в школе – это чрезвычайно важное дело, которое требует к себе большого внимания.

Кроме того, в 1994 году был принят закон, в котором указано, что все работники учреждения, а так же все учащиеся должны быть обучены правилам безопасного поведения.

В чем особенность школьных учреждений?

Каковы же особенности школы? Во-первых, это наличие помещений различного назначения (классные комнаты, кабинеты для таких предметов, как химия и физика, классы технологии с плитами и швейными машинами, спортивный зал, столовая, кухня).

Во-вторых, в среднеобразовательных учреждениях обучаются дети различных возрастов. Школы периодически проходят проверки на пожарную безопасность, в ходе которых учитывается состояние школы, огнетушителей и противопожарных уголков, наличие необходимой документации.

Инструкция

Пожарная безопасность в школе регламентируется правилами. Основным документом является «Инструкция по пожарной безопасности», которая включает в себя: общие положения, требования пожарной безопасности, действия при пожаре. В общих положениях указано, что весь персонал, а также все учащиеся, гости и посетители школы должны ознакомиться с данной инструкцией и следовать ей.

Что же говорят правила? Пожарная безопасность в школе всегда контролируется, поэтому указано, что все территории должны быть доступны для подъезда, на них не должно быть мусора, а так же ничто не должно мешать доступу к пожарному инвентарю.

К помещению самой школы предъявляются требования: вся территория должна быть поделена по классам опасности. Например, кабинет химии более опасен, чем кабинет пения. Также не должно быть горючего мусора. Мебель должна располагаться так, чтобы не перекрывались выходы и окна, а если на окнах есть решетки, то они должны открываться.

Указываются меры, необходимые для того, чтобы пожарная безопасность в школе была на высшем уровне, если планируется проведение мероприятий с большим скоплением людей. Также прописано, что в школе должно быть необходимое количество огнетушителей в исправном состоянии, а также следует провести инструктаж о том, как ими пользоваться.

Действия при пожаре

Что же делать, если возникла опасная ситуация из-за того, что в ненадлежащем виде была пожарная безопасность в школе? Инструкции должны быть вывешены на видное место. Первое и самое главное при пожаре или при его признаках, например задымлении или запахе гари или дыма, – нужно немедленно позвонить в службу спасения или набрать номер пожарной части, сообщить адрес школы, свою фамилию и рассказать о наличии в учреждении людей, назвать их количество.

Далее следует организовать эвакуацию и сообщить о происходящем директору. Он же, в свою очередь, должен убедиться, что вызваны пожарные, далее при необходимости обязан отключить электроэнергию. Директор участвует в организации эвакуации, обеспечивает встречу подъезжающих пожарных машин. Если его нет, все эти функции перекладываются на лицо, которое его заменяет.

Очень важно соблюдать все правила, которые включает в себя пожарная безопасность в школе. Инструкции являются обязательными для всех, ответственность за невыполнение пунктов может быть вплоть до уголовной.

Мероприятия

Раз в полугодие в каждом учреждении необходимо осуществлять учения. Чтобы проконтролировать, в каком состоянии находится пожарная безопасность в школе, проводятся проверки. Это нужно для того, чтобы подготовить всех к возможным чрезвычайным ситуациям. Но это далеко не все меры.

Ответственный за пожарную безопасность в начале учебного года или до его начала готовит план, в котором указывает, какие должны быть мероприятия в школе. Пожарная безопасность также контролируется и администрацией учреждения. В этот план обычно вписывают все, что связано с ней. Это и общие правила, которые предусматривает пожарная безопасность в школе, инструктаж и другие мероприятия.

Также необходимо провести обучение для учащихся. Они должны четко уяснить, какие существуют правила. Пожарная безопасность в школе включает: общие требования, указания того, что категорически запрещено. А также алгоритм действий на случай пожара.

Итак, к общим действиям относится: все учащиеся должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности, ученики старших классов обязаны знать, где находятся средства пожаротушения и уметь ими пользоваться. Все дети должны помнить, где расположен план эвакуации, и понимать, как им пользоваться.

При возгорании или подозрении на него необходимо немедленно сообщить об этом учителю или работнику школы. Категорически запрещено: приносить в школу легко воспламеняющиеся, горючие вещества или материалы, разводить костры или курить на территории школы, оставлять приборы, включенные в сеть без присмотра, использовать пиротехнику.

Что нужно знать

  • Сообщить работнику школы или учителю о возгорании.
  • Не паниковать, четко выполнять все указания взрослых.
  • Не мешать, не создавать давку, не бежать, помогать младшим ученикам и одноклассникам.
  • Ни в коем случае не пытаться самостоятельно устранить пожар.
  • При выходе из школы оставаться в указанном месте до дальнейших указаний.

Кроме того, в план мероприятий по пожарной безопасности могут быть внесены внеклассные занятия, на которых ребята смогут подробнее узнать о причинах пожара и действиях при возгорании. Также в школе может быть оборудован стенд с плакатами на тему безопасности.

Начальная школа

В начальной школе, в отличие от среднеобразовательной, дети младше, а значит в помощи нуждаются больше. Пожарная безопасность в начальной школе, так же как и в средней, регламентируется документально. Она, в принципе, не очень отличается от предыдущей касательно тех вопросов, которые относятся к действиям учителей и работников школы.

Для ребят существуют определенные правила. Пожарная безопасность в школе сводится к списку запрещенных действий и описанию того, что делать нужно. Имея в виду младших школьников, нужно помнить, что в силу возраста дети более эмоциональны, а значит в непривычной и опасной ситуации могут начать паниковать, несмотря на предупреждения. Вместо того чтобы покинуть помещение, ребенок может попытаться спрятаться в труднодоступном месте.

Чтобы избежать подобного или свести такие ситуации к минимуму, для малышей проводят уроки пожарной безопасности, на которых рассказывают, чего нельзя делать, какие существуют правила. Пожарная безопасность в школе включает в себя такие знания: как вести себя, если пожар все-таки случился, кто такие пожарные, и в чем заключается их работа, как они тушат огонь.

Необходимо, чтобы ребята поняли, как важно слушать старших, если произошла беда. Конечно, и от учителей в младшей школе требуется еще большая ответственность и внимательность.

Документы

Естественно, и в документальном виде регламентируется пожарная безопасность в школе. Документы должны быть всегда доступны для сотрудников учреждения. Один из них – это «Приказ об установлении противопожарного режима». Также важен «Приказ о назначении ответственных лиц». Кроме них, есть еще «Инструкция», о которой говорилось ранее, план эвакуации с приложением, в котором указаны все запасные выходы.

Также должен быть журнал учета средств пожаротушения. Туда вносится информация об их проверке. Журнал о проведении инструктажа по пожарной безопасности. Перечисленные документы являются строго необходимыми, но этот список также можно дополнить.

Пожарная безопасность – очень важный вопрос, если он касается общественных учреждений, а тем более детских. Подходить к нему нужно со всей ответственностью и не упускать даже самые незначительные вещи, ведь от этого в итоге может зависеть жизнь.

Мера по обеспечению пожарной безопасности в школе

Охрана труда и пожарная безопасность
в образовательных учреждениях N 11, 2012

1. Общие положения

1.2. Требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных, производственных и других видов специальных работ и занятий в образовательных учреждениях, определяются соответствующими межотраслевыми и отраслевыми правилами пожарной безопасности и иными действующими нормативными актами в области пожарной безопасности.

Читать еще:  Правила простановки печати в трудовой

1.3. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за обеспечение пожарной безопасности несут:

— в образовательных учреждениях в целом — их руководители либо лица, их замещающие;

— в структурных подразделениях образовательного учреждения — их руководители либо лица, их замещающие (другие лица, назначенные приказом руководителя образовательного учреждения);

— руководители инженерно-технических служб образовательных учреждений в пределах их компетенции;

— при выполнении в образовательном учреждении работ по договору подрядными (субподрядными) организациями — руководители этих организаций. При этом в обязательном порядке должен осуществляться контроль со стороны должностного лица образовательного учреждения, ответственного за пожарную безопасность.

1.4. Руководители образовательных учреждений обязаны:

— обеспечить выполнение требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ в области пожарной безопасности;

— обеспечить своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предлагаемых органами государственного пожарного надзора;

— назначить приказом лиц, ответственных за пожарную безопасность территории, зданий (сооружений), помещений, структурных подразделений (отделов, кабинетов, кафедр и т.д.), а также за исправность и эксплуатацию технических средств противопожарной защиты (ТСППЗ), вентиляционных и отопительных систем, электроустановок, молниезащитных и заземляющих устройств, систем противопожарного водоснабжения, средств связи, оповещения и первичных средств пожаротушения;

— обеспечить обслуживание и своевременный ремонт вышеуказанных систем и устройств;

— установить в образовательном учреждении строгий противопожарный режим в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), обеспечить его соблюдение всеми работниками учреждения, учащимися и посетителями;

— организовать и утвердить приказами составы добровольной пожарной дружины (далее — ДПД) и пожарно-технической комиссии (далее — ПТК), обеспечить их работу в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;

— создать в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами систему обучения требованиям пожарной безопасности работников образовательного учреждения, прохождения ими противопожарных инструктажей, утвердив своим приказом программу пожарно-технического минимума (далее — ПТМ) и противопожарного инструктажа, порядок и сроки их прохождения;

— обеспечить разработку и утверждение плана эвакуации людей при пожаре (далее — планы эвакуации людей), проводить в каждом полугодии практические тренировки по его отработке;

— организовать разработку памяток для работников, учащихся, посетителей и инструкций по пожарной безопасности исходя из особенностей пожарной опасности отдельных помещений, участков и деятельности структурных подразделений образовательного учреждения;

— обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при проведении в зданиях образовательных учреждений каких-либо массовых мероприятий;

— обеспечить круглосуточное дежурство обслуживающего персонала в организациях с постоянным пребыванием людей. Регулярно (но не реже одного раза в месяц) проверять качество несения дежурства работниками сторожевой охраны и ответственными дежурными из числа обслуживающего персонала, а также знание ими своих действий в случае возникновения пожара;

— в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами организовать обеспечение образовательного учреждения необходимыми средствами пожаротушения, связи и сигнализации, знаками пожарной безопасности;

— осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендаторами (при их наличии);

— не реже одного раза в полугодие организовывать проверки противопожарного состояния территории, зданий, сооружений и структурных подразделений образовательного учреждения с составлением акта и принимать меры к устранению выявленных недостатков;

— приказом по учреждению определить порядок проведения огневых и строительно-монтажных работ;

— не допускать проведения работ сторонними организациями без принятия мер по обеспечению пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях образовательного учреждения;

— привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении требований нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.

1.5. Лица, ответственные за противопожарное состояние структурных подразделений образовательного учреждения, обязаны:

— обеспечивать соблюдение в структурных подразделениях (участках) работниками и учащимися противопожарного режима;

— знать потенциальную пожарную опасность применяемых в учебно-воспитательном или производственных процессах веществ и материалов и обеспечить их применение и хранение согласно утвержденным требованиям;

— разрабатывать и представлять на утверждение руководителю образовательного учреждения инструкции о мерах пожарной безопасности и планы эвакуации людей при пожаре (как правило, совместно с должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность в учреждении);

— организовывать обучение работников требованиям пожарной безопасности на своем участке (в структурном подразделении);

— не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;

— осуществлять повседневный контроль за соблюдением подчиненными работниками требований пожарной безопасности;

— знать правила пользования имеющимися ТСППЗ, пожарной техникой, пожарным оборудованием, первичными средствами пожаротушения, средствами связи и обеспечивать их исправность и работоспособность. Об обнаруженных нарушениях противопожарных требований и неисправностях пожарной техники, ТСППЗ, средств связи, первичных средств пожаротушения немедленно сообщать руководителю образовательного учреждения (структурного подразделения) и принимать меры к их устранению;

— не допускать проведения огневых работ, выполняемых без наряда-допуска и выполнения нормативно-правовых требований пожарной безопасности при проведении огневых работ;

— обеспечивать по окончании рабочего дня осмотр и проведение уборки рабочих мест и помещений, отключение электроэнергии, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям эксплуатации должны работать круглосуточно;

— немедленно доводить до руководителя образовательного учреждения (структурного подразделения) сведения о возникновении аварийных ситуаций, способных привести к взрыву, пожару, а также создающих угрозу жизни и здоровью людей, и принимать необходимые меры по обеспечению эвакуации людей, остановке оборудования и недопущению возникновения пожара;

— не допускать загромождения противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями (устраивать в разрывах стоянки автотранспорта, хранить какие-либо материалы, инвентарь и оборудование), путей эвакуации, проездов, подъездов к зданиям, сооружениям, источникам противопожарного водоснабжения и пожарным лестницам, подступов к месту установки пожарной аварийно-спасательной техники, ТСППЗ, средств связи, первичных средств пожаротушения;

— контролировать исправное состояние оборудования, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, молниезащиты, заземляющих устройств защиты электродвигателей и другого оборудования, принимать меры для немедленного устранения имеющихся неисправностей.

1.6. Лица, ответственные за электрохозяйство образовательного учреждения, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами* обязаны:
________________
* Основными нормативными документами по электробезопасности являются Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (утв. постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 N 3 и приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 N 163) и приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей». В них приведены требования к персоналу, эксплуатирующему электроустановки, определены порядок и условия производства работ, рассмотрены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, испытаний и измерений в электроустановках всех уровней напряжения.

— обеспечить организацию и своевременное проведение профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов электрооборудования, аппаратов защиты и электросетей, а также своевременное устранение выявленных нарушений;

— осуществлять контроль за правильностью выбора и применения кабелей, проводов, аппаратов защиты, двигателей, светильников и другого электрооборудования;

— систематически контролировать состояние электрооборудования с целью предупреждения возникновения в них аварийных режимов работы.

1.7. Каждый работник образовательного учреждения обязан:

— знать и выполнять требования общей инструкции о мерах пожарной безопасности для образовательного учреждения и инструкции о мерах пожарной безопасности на рабочем месте;

— уметь применять имеющиеся в образовательном учреждении средства пожаротушения.

1.8. Ответственный дежурный по образовательному учреждению с круглосуточным пребыванием людей обязан:

— контролировать выполнение противопожарного режима в образовательном учреждении;

— периодически проверять несение службы дежурным персоналом и соблюдение им противопожарного режима;

— знать количество (по списку) находящихся в образовательном учреждении людей, знать места их размещения и ежедневно сообщать в пожарную аварийно-спасательную службу сведения о количестве людей, находящихся в каждом здании учреждения;

— иметь на рабочем месте комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию, индивидуальное средство защиты органов дыхания и ручной электрический фонарь;

— проверить наличие и состояние ТСППЗ, первичных средств пожаротушения, средств связи, дежурного и аварийного освещения, путей эвакуации и эвакуационных выходов.

1.9. В каждом образовательном учреждении должны быть разработаны:

— общая инструкция о мерах пожарной безопасности;

Читать еще:  Последовательность утепления деревянного дома

— инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях и на отдельные помещения;

— планы эвакуации людей;

— документация по эксплуатации ТСППЗ;

— инструкции и другие эксплуатационные технические документы, содержащие требования пожарной безопасности в соответствии со спецификой деятельности образовательного учреждения.

1.10. Общая инструкция о мерах пожарной безопасности утверждается руководителем образовательного учреждения и должна определять требования:

— к содержанию территории, в том числе дорог и подъездов к зданиям и сооружениям;

— к содержанию зданий, помещений, сооружений и обеспечению безопасности людей при пожаре;

— к противопожарному режиму и обязанности всех работающих в образовательном учреждении по его выполнению;

— к организации и допуску к выполнению работ подрядными (субподрядными) организациями в образовательных учреждениях;

— к содержанию водоисточников, средств пожаротушения, пожарной сигнализации и связи, а также порядок вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений и другие организационные вопросы;

— ответственность за состояние пожарной безопасности.

1.11. Инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях разрабатываются руководителями этих подразделений (как правило, совместно с должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность в учреждении), утверждаются руководителем образовательного учреждения и должны содержать:

— специфические противопожарные мероприятия для технологических и иных процессов, несоблюдение которых может привести к пожару;

— меры пожарной безопасности при эксплуатации оборудования, при подготовке к пуску их в эксплуатацию и после ремонта;

— порядок и нормы хранения пожароопасных веществ и материалов в помещениях структурного подразделения (лаборатории, мастерской, складе);

— режим применения аппаратов с открытым огнем;

— порядок сбора, хранения и удаления из помещения горючих материалов, содержания бытовых помещений, хранения санитарной и специальной одежды;

— порядок содержания имеющихся средств пожаротушения и распределение обязанностей по надзору за их техническим состоянием;

— действия работников при возникновении пожара, способ вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений и членов ДПД;

— порядок остановки оборудования, отключения вентиляции, основные указания по применению средств пожаротушения, порядок эвакуации людей и материальных ценностей, порядок осмотра помещений перед их закрытием.

1.12. Разрабатываемые в образовательном учреждении инструкции по пожарной безопасности и другие эксплуатационные технические документы должны основываться на действующих правилах, инструкциях и иных нормативных актах и находиться в соответствующих структурных подразделениях.

1.13. Инструкции должны периодически пересматриваться на основании противопожарного состояния образовательного учреждения и соответствующих распоряжений вышестоящих органов управления, при смене руководителя, но не реже одного раза в 3 года.

1.14. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках.

1.15. Запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в учебных классах и кабинетах.

1.16. Руководитель образовательного учреждения организует проведение с учащимися и студентами занятия (беседы) по изучению соответствующих требований пожарной безопасности.

1.17. Преподаватель по окончании занятий убирает все пожароопасные и пожаровзрывоопасные вещества и материалы в помещения, оборудованные для их временного хранения.

1.18. Проведение пожароопасных работ в образовательных учреждениях должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями раздела XVI «Пожароопасные работы» Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.

1.19. Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения осуществляется в соответствии с разделом XIX Правил противопожарного режима (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и иными действующими нормативно-правовыми актами в этой области. Более подробно об обеспечении и эксплуатации первичных средств пожаротушения см. главу 6.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Пожарная безопасность в школе

Безопасность общеобразовательного учреждения — комплекс мер, разработанных государственными органами и администрацией учреждения для максимальной защиты учащихся и имущества от внешних и внутренних угроз.

Такая безопасность охватывает достаточно широкий спектр разных позиций и направлений: экологическая безопасность, взрывобезопасность, радиационная безопасность, электротехническая безопасность и пожарная безопасность, о которой и пойдет речь.

Мероприятия по пожарной безопасности школьников
распределяются по следующим направлениям:

• приобретение и поддержка в состоянии полной готовности первичных средств пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава, шкафы, щиты, ящики, и т.д.);

• установка автоматической системы пожарной сигнализации;

• наличие сигнала тревоги на случай возгорания;

• наличие эвакуационных выходов;

• наглядная агитация по профилактике возгораний в виде стендов и плакатов;

• профилактическая работа с коллективом учеников и коллективом работников учреждения.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в школе несут руководитель и его заместители, заведующими учебными кабинетами и мастерскими.

Обязанность директора школы:

1. Обеспечивать выполнение правил пожарной безопасности и осуществление контроля за четким и неукоснительным выполнением режима работы всех работников, а также учащихся.

2. Принимать мгновенные меры по устранению недостатков, которые могут привести к возгоранию.

3. Регулярно (в соответствии с графиком) проводить разные виды инструктажей по противопожарной безопасности: первичный, повторный, внеплановый, целевой и др.

4. Разрабатывает и утверждает план эвакуации, а также порядок оповещения учащихся и работников о чрезвычайной ситуации.

5. Распределяет между работниками порядок действий на случай пожара.

6. Приказами по школе определяет ответственных за пожарную безопасность при проведении различных мероприятий (концертов, вечеров, новогодних елок и др.).

Правила поведения педработников, техперсонала
и учащихся при возникновении возгорания

Рассмотрим, какие действия должны осуществлять участники образовательного процесса в школе при пожаре.

1. При первых признаках пожарной ситуации (дым, запах жженого, запах газа и др.) учитель обязан оценить ситуацию, обеспечить безопасность школьников и возможное оказание им помощи.

2. Правильным поведением учитель обязан исключить появление паники среди детей и сотрудников.

3. Эвакуацию из помещения и здания осуществлять быстро, не паниковать и исключить встречные потоки людей.

4. При уходе из помещения, отключить оборудование и электроприборы, выключить свет, плотно закрыть окна, двери.

Действия педработников должны соответствовать установленной инструкции по пожарной безопасности.

Эвакуацию при пожаре педагог, ведущий урок, осуществляет согласно плану, пропустив вперед детей, взяв классный журнал, а оказавшись на безопасном расстоянии, сделать перекличку учеников по списку.

Перед педагогами, преподающими основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖ), стоит вполне конкретная задача — максимально научить детей предотвращать пожароопасные ситуации, а в условиях их возникновения — оценить ее правильно и выбрать верное решение.

В качестве профилактики возникновения пожароопасной ситуации первоочередная задача педагога-воспитателя — изучать правила пожарной безопасности, начиная с первого класса. Теоретические занятия чередовать с практическими.

В заключение необходимо отметить, что только правильно согласованные действия всех участников образовательного процесса позволят предупредить пожар, а в случае его возникновения — оперативно эвакуироваться и максимально сохранить материальные ценности.

Полный комплект необходимых документов по пожарной безопасности (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте.

Пожарная безопасность в школе

Из этой статьи вы узнаете, как обеспечить пожарную безопасность в школе – с каких мероприятий начать, как провести обучение, какие обязанности возложить на ответственное за ПБ лицо, разработать инструкции по пожарной безопасности, подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе.

Основной документ, которым следует руководствоваться при обеспечении пожарной безопасности в школе или на другом объекте, – это «Правила противопожарного режима в РФ».

Поскольку в школах одновременно находится больше 50 человек, по требованиям пожарной безопасности они относятся к объектам с массовым пребыванием людей. Особые требования предъявляются к школам-интернатам, детским садам и другим заведениям, в которых дети и взрослые находятся целые сутки.

С каких мероприятий по пожарной безопасности в школе начать?


Чтобы обеспечить пожарную безопасность в школе, разработайте и утвердите следующие приказы:

  • об установке противопожарного режима;
  • о назначении ответственных за ПБ в целом по школе и в отдельных кабинетах, мастерских;
  • о разработке инструкций по пожарной безопасности в школе – общеобъектовой, по отдельным видам работ, хранению материалов, кабинетам (для кабинетов физики, химии, информатики, мастерских – отдельных, для остальных – общих), для ответственного по ПБ, о действиях во время эвакуации при пожаре, о ПБ на прилегающей территории (стадион, школьный двор и т.д.);
  • об установке порядка обучения по ПБ (обучение по ПТМ, система инструктажей);
  • о разработке и утверждении программ обучения по ПТМ, инструктирований. Программу обучения по ПТМ нужно согласовать в подразделении МЧС, которое вас курирует;
  • об утверждении графика инструктажей, плана обучения по ПБ для сотрудников школы;
  • об утверждении графика проведения противопожарных тренировок;
  • об утверждении перечней необходимого противопожарного оборудования, инвентаря, графиков его техобслуживания, поверки, испытаний;
  • о разработке и утверждении правил пожарной безопасности в школе для учащихся.
Читать еще:  Утепление дома из ракушечника

После того как все указанные в приказах мероприятия по пожарной безопасности в школе будут выполнены, можно считать, что с ПБ у вас все в порядке.

Для успешной работы по ПБ понадобятся журналы:

  • регистрации инструктирований;
  • учета, осмотра огнетушителей;
  • техобслуживания пожсигнализации, системы оповещения;
  • проверки гидрантов;
  • проверки помещений;
  • учета, осмотра, испытаний средств противопожарной защиты.

Обучение правилам пожарной безопасности в школе

В учебном центре обучение по ПБ проходят:

  • директор;
  • инженер по ПБ;
  • ответственное за ПБ лицо;
  • работники, которые занимаются газо- и электросваркой;
  • члены комиссии по проверке знаний по ПБ.

При наличии минимум 3 прошедших обучение в центре сотрудников в школе можно организовать обучение и проверку знаний сотрудников в собственной комиссии. Для этого нужно разработать и согласовать в курирующем органе МЧС программу ПТМ.

Здесь выбирайте, что будет выгоднее и проще – обучать сотрудников самостоятельно или отправлять их на обучение в центр. Например, если в школе задействован всего 1 сварщик, проще отправить его на обучение в центр, чем разрабатывать для него отдельные программы обучения и обучать его «у себя».

Кто разрабатывает инструкции по пожарной безопасности в школе

Инструкции по пожарной безопасности в школе разрабатывает инженер, инструктор по ПБ (или как эта должность прописана в штатном расписании). Если подобного специалиста в штатном расписании нет, ее разрабатывает ответственное за ПБ лицо.

Единого требования к Правилам противопожарного режима по этому поводу нет, поэтому работодатель может поступать по своему усмотрению. Читайте как составляются инструкции по пожарной безопасности , в том числе в школе.

Обязанности ответственного по ПБ в школе

Ответственный за ПБ в школе:

  • следит за порядком содержания зданий и их частей, территорий;
  • обеспечивает наличие, соответствие требованиям и доступность эвакуационных путей;
  • обеспечивает наличие, исправность средств и систем пожаротушения, сигнализации, оповещения;
  • организовывает ПБ во время эксплуатации оборудования, мероприятий с массовым пребыванием людей (походов, дискотек, праздников);
  • разрабатывает планы эвакуации, обеспечивает их актуальность, наличие и доступность;
  • контролирует осмотр и закрытие помещений по окончании учебного дня у учеников и рабочего – у учителей;
  • проводит инструктажи по ПБ. Эту обязанность он может делегировать другому сотруднику, который прошел обучение;
  • организовывает тренировки персонала по эвакуации, использованию первичных средств пожаротушения, другие обучающие мероприятия по ПБ;
  • разрабатывает или согласовывает инструкции и правила пожарной безопасности в школе;
  • разрабатывает декларацию по ПБ. Образец заполнения пожарной декларации для школы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ

Как подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе

Как выполняются мероприятия по пожарной безопасности в школе, контролирует ГПН (Государственный пожарный надзор) МЧС РФ. Это делается в ходе плановых и внеплановых проверок.

  • Плановые проверки соблюдения правил пожарной безопасности в школе проводятся по ежегодному плану. Смотрите пример плана и результаты проведения плановых проверок проверок или на сайте вашей областной прокуратуры (например, для Оренбургской области – здесь http://www.orenprok.ru/right-menu/spspd/plans). Эти проверки проводятся 1 раз в 3 года.
  • Внеплановые проверки проводятся, если в ГПН МЧС поступили заявления от частных или должностных лиц о нарушении требований ПБ в конкретном учреждении. Также их назначают после технического перевооружения, реконструкций, капремонтов. Внеплановой проверки не избежать, если органы власти устанавливают на территории, к которой относится ваша школа, особый противопожарный режим.

По результатам проверок выдаются предписания на устранение нарушений, могут выписываться штрафы. Из размеры зависят от тяжести и повторяемости нарушения (первичное, повторное):

  • на должностное лицо – от 1 до 5 тыс. руб.;
  • на юридическое лицо – от 150 тыс. до 500 тыс. руб. Деятельность предприятия может приостанавливаться на срок до 90 суток.

В некоторых случаях при впервые выявленном нарушении можно «отделаться» предупреждением.

Штрафы накладываются также в случае возникновения на объектах пожаров:

  • на должностных лиц – от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 350 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Если в результате пожара пострадал или погиб человек – от 600 тыс. руб. до 1 млн руб.

Избежать плановых проверок можно, проведя аудит ПБ. Если независимая оценка пожарного риска будет положительной, плановых проверок не будет до окончания срока действия соответствующего заключения.

Не забывайте, что выполнение мероприятий по пожарной безопасности ежегодно проверяется во время подтверждения готовности школы к началу нового учебного года, которое проводится до 20 августа.

Качественную работу ответственного за пожарную безопасность в школе лица подтверждает наличие исправного оборудования и следующих документов по пожарной безопасности:

  • актов обследования вентканалов, дымовых, газовых каналов;
  • актов, подтверждающих проведение огнезащитной обработки деревянных систем здания (например, чердачных стропил);
  • внутренних и наружных противопожарных водоводов, актов их испытаний;
  • декларации ПБ;
  • документации по работам по огнезащите конструкций из металла, лестниц, повышению пределов огнестойкости;
  • документации на противопожарные элементы здания – окна, двери, шторы, люки;
  • инструкций по действиям персонала по эвакуации людей во время пожара;
  • перезаряженных огнетушителей, их паспортов;
  • планов эвакуации, соответствующих знаков;
  • пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, проектной документации, договоров на их обслуживание;
  • пожарных рукавов, заполненных журналов их перекатки (форма 54-Э), соответствующих актов. Если по дате годность пожрукава закончилась, но он находится в рабочем состоянии, проводится его проверка на герметичность. В случае положительного результата срок годности рукава продлевается на 10 лет. Соответствующие документы также должны иметься;
  • приказов о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность в здании в целом и в отдельных кабинетах, отделах, мастерских;
  • протоколов замеров сопротивлений изоляции;
  • протоколов испытания наружных противопожарных лестниц, ограждающих кровельных конструкций;
  • расчетов категорий взрывопожарной и пожарной опасности для некоторых категорий помещений;
  • сертификатов на отделочные материалы для внутренних работ;
  • удостоверений о прохождении обучения по ПБ, ПТМ, протоколов проверки знаний, журналов инструктирований;
  • эвакуационных выходов, их размеров, пропускной способности и состояния (свободный доступ, отсутствие хлама).

Кроме того, следует:

  • организовать места для курения;
  • не реже 1 раза в 6 месяцев проводить практические тренировки по эвакуации персонала и учащихся при пожаре для лиц, которые работают в пределах школы.

Кто несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в школе – арендодатель или арендатор?

Однозначного ответа, кто отвечает за пожарную безопасность в этом случае, в законодательстве нет. Поэтому если помещение в школе сдается в аренду частной секции или кружку, прописывать границы ответственности за ПБ следует в договоре.

Однако «спихнуть» все на арендатора, например перед проверкой, не получится. Установка системы противопожарной защиты – трудоемкая и затратная работа, которая, как правило, выполняется во время ремонта здания. И арендатор не сможет сделать эти работы сам (физически и финансово).

Поэтому целесообразно разделять ответственность за ПБ следующим образом: ответственность за установку системы противопожарной защиты возлагать на арендодателя, а за соблюдение правил пожарной безопасности (использовать исправные электроприборы, проходить инструктажи, не курить в помещении и т.д.) – на арендатора.

Итак, из этой статьи вы получили представление, как обеспечивается ПБ в школе. Были перечислены мероприятия, которые следует выполнить в первую очередь, обязанности ответственного за ПБ, порядки обучения и разработки по ПБ, даны рекомендации по подготовке заведения к проверке контролирующими органами, а также ориентировочные суммы штрафов за невыполнение требований ПБ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×