1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лекция Тепловые пояса Земли

«Тепловые пояса Земли»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

  • Формировать представление о неравномерности нагревания Земли.
  • Формировать понятие о тепловых поясах Земли.
  • Дать представление об особенностях живой и неживой природы тепловых поясов Земли.
  • Развивать умение сравнивать и обобщать факты.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и стремление к её охране.
  • учебник «Окружающий мир» для 1 класса, авторы: Р.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков; мультимедийная установка,

    учебник «Окружающий мир» для 1 класса, авторы: Р.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков;

    карточки со «смайликами».

    1. Организация начала занятий.

    Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Включение учащихся в ритм работы.

    2. Введение в новую тему. Подготовка учащихся к УПД на основном этапе урока.

    К нам в гости пришёл мальчик, который очень любит задавать вопросы обо всём на свете. Зовут его Почемучка.

    Он приглашает нас в увлекательное Большое Кругосветное Путешествие по Земному шару.

    Мы будем изучать тепловые пояса планеты Земля.

    Но что это? Все для нас закрыты дороги-пути,

    Ответы на вопросы сначала ты найди.

    Дети отвечают на вопросы слайда 4.

    Молодцы, ребята! Вы успешно преодолели препятствие.

    Отправляясь в дальний путь
    С собой взять друга не забудь!
    Он выручит в любой беде,
    Поможет трудности преодолеть тебе!

    3. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

    Друзья с нами, отправляемся в путь!

    Путь нас ждёт долгий и трудный и в дороге необходимо.

    — Какие правила поведения необходимо соблюдать в пути?

    Дети отвечают и делают вывод о необходимости уважительного отношения к окружающим.

    Наш самолёт совершает первую посадку. Посмотрите в иллюминаторы.

    Заморожено стекло – боится холода оно.

    — Где же мы приземлились? Как Вы думаете, на улице тепло или холодно?

    Дети дают ответы.

    Оденьтесь теплее. Мы идём на улицу.

    Эта часть планеты покрыта ледниками. Температура воздуха очень низкая. Снежный покров держится почти круглый год.

    В местах, где из-подо льда на поверхность выходят скалы, существует собственный растительный мир: мхи, лишайники.

    Из животных в этих местах больше всего птиц. На скалистых местах собираются чайки, кайры, гагарки, тупики.

    — Каких ещё животных мы видим?

    Дети дают ответы по иллюстрациям слайда 11.

    Почему же здесь так холодно?

    Лучи солнца плохо обогревают это место. Они лишь скользят по поверхности, давая очень мало тепла.

    Эта часть нашей планеты называется холодным поясом.

    Нам пора отправляться дальше. Улетаем из холодного пояса Земли.

    Посмотрите, как изменилась природа.

    Это не случайно, ведь в эту зону солнечных лучей поступает больше. Называется этот тепловой пояс умеренным.

    Земля успевает нагреться. Здесь жаркое лето и холодная зима, а весна и осень прохладные.

    Здесь разнообразный растительный мир.

    Очень богат и животный мир этого теплового пояса.

    Полёт у нас сегодня длительный, нам приходится много наблюдать, анализировать. Необходимо отдохнуть, прежде чем лететь дальше.

    Дети по лесу гуляли
    За природой наблюдали.
    Вверх на солнце посмотрели.
    И их лучики согрели.
    Бабочки летали, крыльями махали.
    А мы дружно хлопали и ногами топали!
    Отдохнули от души –
    Как прогулки хороши!

    Из какого пояса улетаем? (Из умеренного теплового пояса)

    Сейчас мы отправляемся туда, где не надо ни печки, ни дров…

    В песок бросил тесто и завтрак готов…

    Больше всего солнечных лучей попадает на экватор. Здесь Земля больше всего получает солнечного тепла. Этот тепловой пояс называется жарким.

    Познакомьтесь с природой, растительным и животным миром этих мест.

    Дальше наш путь лежит от экватора к Южному полюсу.

    Мы встретим на своём пути умеренный тепловой пояс.

    — Вспомните, какие условия характерны для умеренного пояса?

    Слайд (повтор) 21, 22

    Дети отвечают с опорой на слайд.

    Наш самолёт совершает посадку. Но что это опять с нашим иллюминатором.

    Слайд (повтор) 24

    В каком тепловом поясе мы опять оказались? (В холодном)

    Обратите внимание на положение солнца по отношению к Земле. Мы на Крайнем юге, в Антарктиде!

    Почему же здесь так холодно?

    Этот пояс тоже носит название холодного пояса.

    Мы совершили путешествие от Северного полюса до полюса Южного.

    Познакомились природой различных тепловых поясов, растительным и животным миром, который нуждается в нашей заботе и охране.

    -Какие же тепловые пояса мы встретили на своём пути?

    (Устный опрос учащихся)

    4. Обобщение и систематизация Знаний. Работа в парах.

    – Ребята, а сейчас вы поработаете парами. Давайте вспомним правила работы в парах. Работаем тихо, дружно, помогаем друг другу.

    На страницах 40-41 изображены тепловые пояса и иллюстрации природы. Вы должны соотнести рисунки стрелочками с соответствующим тепловым поясом.

    Дети работают 1 мин. Определяю пару учащихся, которые работают правильно и быстро.

    – К какому поясу отнесёте верхние и нижние картинки?

    – 2-ые сверху и вторые снизу?

    5. Контроль и самопроверка ЗУН.

    – Мы сейчас поиграем в Светофор. Я буду задавать вопрос, вы его внимательно слушать, если ответ да, вы должны показать зелёную карточку, если нет, то красную.

    – Лучи солнца обогревают Землю неравномерно, поэтому Землю делят на тепловые пояса. (Зелёная)

    – Пояс, где вечная мерзлота – умеренный. (Красная)

    – Москва находится в умеренном поясе. (Зелёная)

    – Экватор, находится в умеренном поясе. (Красная)

    6. Рефлексия деятельности на уроке.

    Понравился ли вам урок?

    Покажите соответствующий значок.

    — Что лучше запомнилось?

    — Как вы оцениваете свою работу? Довольны ли вы работой на уроке? Покажите соответствующий значок.

    7. Домашнее задание.

    Составление рассказа «Я побывал….», пользуясь энциклопедией.

    методическая разработка урока окружающего мира по теме «Тепловые пояса»
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Предлагаю разработку дистанционного занятия по окружающему миру в 1 классе по теме «Тепловые пояса» по системе Л.В,Занкова. Материал можно использовать и для других программ.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Дистанционное занятие по окружающему миру на тему «Тепловые пояса Земли»,1 класс, система Л.В.Занкова

    Авторы урока: учителя начальных классов МОУ «СОШ 70» города Саратова Самохвалова Вера Владимировна

    Предмет: окружающий мир

    Тема: Тепловые пояса

    Тип урока: изучение нового материала

    Форма организации деятельности : индивидуальная

    2. Дистанционные образовательные технологии

    3. Здоровьесберегающие технологии

    Методы: наглядные, практические, диагностические – тест, метод самостоятельной работы.

    1. Формирование представления о неравномерности нагревания Земли, об особенностях живой и неживой природы тепловых поясов Земли.
    2. Формирование понятия о тепловых поясах Земли.
    3. Развитие умения анализировать и сравнивать рисунки, факты.
    4. Расширение кругозора учащегося и стремление к бережному отношению к природе.

    Планируемые предметные результаты : у учащегося формируется представление о тепловых поясах Земли; умения распознавать тепловые пояса Земли; ученик получит возможность понять неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности, соотносить тепловые пояса с территорией Саратовской области.

    Краткая аннотация; урок окружающего мира в 1 классе на тему «Тепловые пояса Земли», с использованием дистанционных образовательных технологий, размещен на сайте школы http://www.school70.com/ . лист инструкции, учебный материал, презентация, тесты, видеоматериалы, физминутка.

    Условия проведения дистанционного занятия: в режиме офлайн, индивидуальная консультация.

    Требования к уровню ИКТ компетентности обучающегося: умение работать в сети Интернет (выход на сайт по ссылке), элементарные знания пакета Microsoft Office.

    Тип доставки учебного материала: ссылка на страницу сайта с разработкой урока http://www.school70.com/ , по электронной почте rezepova64@gmail.com

    Время реализации: 35 минут.

    Необходимое оборудование и материалы: компьютер с выходом в Интернет, электронная почта, любая версия пакета Microsoft Office (достаточно Word и PowerPoint).

    Учебник «Окружающий мир» для 1 класса, авторы: Р.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

    Учебник «Окружающий мир» для 1 класса, авторы: Р.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

    I. Организационный момент (2 минуты)

    Учащийся на рабочем месте по электронной почте получает письмо с материалами урока.

    Лист инструкции : (Документ Word)

    II. Мотивационный блок. (2минуты)

    1.Введение в тему. Сделай первый шаг — открой презентацию №1 .

    2 . Вспомни материал прошлого урока . Подумай и ответь! (6 минут)

    Прочитай приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Проверь.

    Шар, глобус, чертёж, карта, физическая карта, карта путешествий, карта полушарий, небо, вода, горы, пески, земля, пустыня, поле, лес, ледники, моря,

    Модель Земли называется …(глобус) А условное изображение Земли на плоскости называют…(карта) Существует много видов географических карт. Это…(физическая, политическая, карта полушарий) На физической карте синим цветом обозначена -…(вода), коричневым -…(горы)_, жёлтым — …(пески), белым -…(ледники) Каждая карта имеет свой…(масштаб)

    1. Сторона света, в которой встает Солнце (восток)

    2. Одна из сторон света, на которые указывает стрелка компаса (север)

    3. Половина земного шара (полушарие)

    4. Изображение Земли на плоскости (карта)

    5. Модель Земли (глобус)

    6. Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому ( меридиан)

    III. Изучение учебного материала. (15 минут)

    Узнай новое . Презентация № 1 (слайды 7 -10)

    Как солнце освещает нашу планету?

    Какая часть земного шара получает больше света – середина или полюса?

    Какая часть нагревается сильнее? ЭКВАТОР

    Солнечные лучи на эту часть падают прямо, а к северу и югу

    В зависимости от количества получаемого Землей солнечного

    тепла, ее делят на тепловые пояса. Сколько тепловых поясов ты насчитал?

    Как они называются?

    Познакомимся с видеоматериалом по новой теме.(выполни шаг 2)

    IV. Физминутка (2 минуты) (выполни 3 шаг)

    V. Проверка знаний . (5 минут) ( выполни шаг 4)

    1. Выполнение заданий теста презентация № 3

    Тест «Тепловые пояса Земли»

    1. На сколько тепловых поясов условно делят поверхность Земли? а) 1 б) 2 в) 3
    2. Какие лучи сильнее нагревают Землю? а) все лучи б) падающие прямо в) падающие косо
    3. Где Земля получает больше всего тепла? а) на северном полюсе б) на южном полюсе в) на экваторе
    4. В каком тепловом поясе круглый год тепло? а) жаркий б) умеренный в) холодный
    5. В каком тепловом поясе холодная зима, теплое лето, прохладные весна и осень? а) жаркий б) умеренный в) холодный
    6. В каком поясе живая природа очень бедная? а) жаркий б) умеренный в) холодный
    7. В каком тепловом поясе лежит территория Саратова? а) жаркий б) умеренный в) холодный
    8. В каком тепловом поясе обитает слон? а) жаркий б) умеренный в) холодный
    9. В каком тепловом поясе обитает белый медведь? а) жаркий б) умеренный в) холодный
    10. В каком тепловом поясе обитает бурый медведь? а) жаркий б) умеренный в) холодный
    11. В каком тепловом поясе находится Россия? а) жаркий б) умеренный в) холодный

    VI . Итог занятия. ( 2 минуты)

    1. Какие три тепловых пояса есть на планете Земля?
    2. Что повлияло на образование тепловых поясов на поверхности Земли?

    VII. Задание для тебя. (2 минуты) (выполни шаг 5)

    Предлагаем сочинить сказку про пингвинчика Филю, крокодильчика Василия, лосёнка Ивашку.

    Героям твоей сказки предстоит интересное путешествие вокруг Земли. Расскажи о том, какие испытания поджидают их в пути, каких друзей или врагов они могут встретить!

    Отправляя своих героев в путешествие, повтори наш урок. Если есть вопросы по теме или ты хочешь узнать больше, вернись к листу инструкции и пройди по ссылкам.

    Свою сказку вышли по электронной почте (адрес ты знаешь)

    2.Почемучка. Полярный день, полярная ночь rutv.ru/brand/show/episode/91623/viewtype/tag

    Авторские рекомендации по использованию дистанционного урока окружающего мира в 1 классе на тему «Тепловые пояса »

    Учащийся на рабочем месте по электронной почте получает письмо с материалами урока.

    Способы взаимодействия (обмена информацией, выполненными заданиями, контроль и др.) между учителем и учеником через электронную почту.

    Контроль осуществляется при просмотре заполненной таблицы учителем (Документ Word), которую ученик пересылает на электронную почту школы

    Возможное дальнейшее применение урока: дальнейшее применение урока возможно как при проведении занятий с детьми, пропустившими занятия по причине болезни или в дни карантина.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг.

    Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн.

    Урок относится к проблемно — развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл.

    Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК «Школа России» Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту».

    Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме «Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты» 2016г.,ФГОС.

    В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема «Вода и её свойства».Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности.

    Название УМК Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо.

    Конспект урока по окружающему миру » Тепловые пояса Земли»

    Урок «Тепловые пояса Земли» 1 класс система Л.В.Занкова

    Цели:

    формирование представления о делении Земли на тепловые пояса ;

    закрепление навыка работы с картой;

    формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами;

    развитие пространственной ориентации через работу с картой;

    привитие интереса к изучению природы

    Оборудование:

    учебник «Окружающий мир» 1 класс, авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова;

    иллюстрации животных, растений, природных зон.

    Тип урока :

    Структура урока

    Организация внимания — 2 мин.

    Актуализация – 8 мин.

    Изучение нового -28 мин.

    Рефлексия – 2 мин.

    Просмотр содержимого документа
    «конспект урока по окружающему миру » Тепловые пояса Земли» »

    Урок по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 1 класс

    Разработала: учитель начальных

    классов ГБОУ ООШ с.Высокое Суханова Ирина Викторовна

    Урок «Тепловые пояса Земли» 1 класс система Л.В.Занкова

    формирование представления о делении Земли на тепловые пояса ;

    закрепление навыка работы с картой;

    формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами;

    развитие пространственной ориентации через работу с картой;

    привитие интереса к изучению природы

    учебник «Окружающий мир» 1 класс, авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова;

    иллюстрации животных, растений, природных зон.

    Организация внимания — 2 мин.

    Актуализация – 8 мин.

    Изучение нового -28 мин.

    Рефлексия – 2 мин.

    (Учитель в руках держит глобус)

    -Что такое глобус?

    -Расскажите всё, что знаете о нашей планете Земля, опираясь на глобус .

    (Учитель включает настольную лампу и ставит глобус)

    -Что напоминает вам данная модель?

    Игра «Тепло, холодно»

    (Учитель перемещает человечка по глобусу и спрашивает: «Где тепло будет человечку, а где холодно»)

    -Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

    -Как мы с вами выяснили, тепло неравномерно распределяется по поверхности Земли. В зависимости от количества получаемого солнечного тепла Землю делят на тепловые пояса. У каждой группы своё задание.

    -Откройте свои учебники на странице 40-41.

    -Какие вы видите тепловые пояса.

    -Чтобы подробнее узнать о тепловых поясах, мы будем работать в группах. У каждой группы своё задание. На столах у вас лежит дополнительная литература, иллюстрации, тексты о тепловых поясах из которых вы почерпнёте много нового и интересного.

    1 группа — работает с холодным тепловым поясом

    2 группа – работает с жарким тепловым поясом

    3 группа – работает с умеренным тепловым поясом

    Работа в группах

    План работы для каждой группы.

    1.Какие погодные условия в данном тепловом поясе (температура, осадки, времена года).

    2.Рассмотрите картинки и отберите только те, которые относятся к вашему тепловому поясу, при защите вы их повесите на доску.

    3.Рассказать какие животные и растения обитают в данном тепловом поясе.

    4.Найти картинки, которые соответствуют вашему тепловому поясу, и провести стрелки.

    5.Как вы оденете человека, который попадёт на ваш тепловой пояс?

    Дети, в ходе защиты, заполняют карту со своим тепловым поясом (карта отсканирована на доске), размещают картинки животных, растений, рассказывают о погодных условиях и т.д.

    -Когда группа защищает, вы ребята должны в своих учебниках зарисовать осадки, записать температура, провести стрелочки от картинок к тепловым поясам, т.е. заполнить всю карту.

    (После каждой защиты группы показ ролика.)

    (Вопросы для 1 группы)

    -Почему в холодном поясе многие животные белого цвета? Почему слон не сможет выжить в холодном поясе?

    -Почему в холодном поясе произрастет так мало растений?

    Игра «Отправляемся в путешествие»

    Вы должны своего одноклассника отправить в путешествие, но предварительно надеть соответствующую одежду для холодного пояса

    -Зачем вы надели даже шарфик с валенками на человека, который отправится в холодный тепловой пояс?

    План работы для 1 группы.

    1.Какие погодные условия в холодном тепловом поясе (температура, осадки, времена года).

    2.Рассмотрите картинки и отберите только те, которые относятся к холодному тепловому поясу, при защите вы их повесите на доску.

    3.Рассказать какие животные и растения обитают в холодном тепловом поясе.

    4.Найти картинки, которые соответствуют вашему тепловому поясу, и провести стрелки.

    5.Как вы оденете человека, который попадёт на холодный тепловой пояс?

    (Вопросы для 2 группы)

    -Почему растения, произрастающие в жарком тепловом поясе большие, с огромными листьями?

    Игра «Отправляемся в путешествие»

    Вы должны своего одноклассника отправить в путешествие, но предварительно надеть соответствующую одежду для жаркого пояса

    План работы для 2 группы.

    1.Какие погодные условия в жарком тепловом поясе (температура, осадки, времена года).

    2.Рассмотрите картинки и отберите только те, которые относятся к жаркому тепловому поясу, при защите вы их повесите на доску.

    3.Рассказать какие животные и растения обитают в жарком тепловом поясе.

    4.Найти картинки, которые соответствуют вашему тепловому поясу, и провести стрелки.

    5.Как вы оденете человека, который попадёт в жаркий тепловой пояс?

    (Вопросы для 3 группы)

    План работы для 3 группы.

    1.Какие погодные условия в умеренном тепловом поясе (температура, осадки, времена года).

    2.Рассмотрите картинки и отберите только те, которые относятся к умеренному тепловому поясу, при защите вы их повесите на доску.

    3.Рассказать какие животные и растения обитают в умеренном тепловом поясе.

    4.Найти картинки, которые соответствуют умеренному тепловому поясу, и провести стрелки.

    5.Как вы оденете человека, который попадёт в умеренный тепловой пояс?

    -Почему в умеренном климатическом поясе, такие разные природные зоны как леса, пустыни?

    -Как приспособились растения к обитанию в пустынях?

    -Мы с вами узнали много нового. А итог урока подведём отгадыванием загадок, но вы мне не только отгадку говорите, но и называете тепловой пояс в котором она встречается.

    1.Осенью рождаюсь, весной умираю,

    Зимой своим теплом землю согреваю (Снег)

    2.С неба пришёл, в землю ушёл. (Дождь)

    3.Кто только зимой растёт? (Сугроб, сосулька)

    4.Нен барашек и не кот, носит шубу круглый год.

    Шуба серая для лета, для зимы другого цвета. (Заяц)

    5.У какой птицы на крыльях чешуя? (Пингвин)

    6.Проживает в странах жарких,

    И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив.

    Им любуется он сам и показывает нам. (Павлин)

    7.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)

    4 класс. Окружающий мир. Пояса Земли.

    4 класс. Окружающий мир. Пояса Земли.

    Вопросы

    Задай свой вопрос по этому материалу!

    Поделись с друзьями

    Комментарии преподавателя

    Солн­це – ис­точ­ник тепла и света для всего жи­во­го на нашей пла­не­те, хотя Земля по­лу­ча­ет лишь одну двух­мил­ли­ард­ную часть воз­мож­но­го тепла. Из-за того что Земля имеет форму шара, сол­неч­ные лучи неоди­на­ко­во па­да­ют на ее по­верх­ность: в об­ла­стиэк­ва­то­ра сол­неч­ный свет па­да­ет почти от­вес­но, при­но­ся мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство тепла, к се­ве­ру и к югу от эк­ва­то­ра – под углом, давая мень­шее ко­ли­че­ство тепла, у по­лю­совс наи­боль­шим на­кло­ном, от­да­вая ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство тепла(рис. 1).

    Рис. 1. Па­де­ние сол­неч­ных лучей на Землю (Ис­точ­ник)

    Можно сде­лать вывод, что раз­ные участ­ки Земли по­лу­ча­ют раз­ное ко­ли­че­ство сол­неч­но­го тепла и света, это за­ви­сит от угла па­де­ния сол­неч­ных лучей (рис. 2).

    Рис. 2. Ин­тен­сив­ность на­гре­ва по­верх­но­сти Земли в за­ви­си­мо­сти от па­де­ния сол­неч­ных лучей (Ис­точ­ник)

    Тепловые пояса Земли

    По­верх­ность зем­но­го шара услов­но делят на три теп­ло­вых пояса: тро­пи­че­ский, уме­рен­ный, по­ляр­ный (рис. 3).

    Рис. 3. Теп­ло­вые пояса Земли (Ис­точ­ник)

    Тропический пояс

    Тро­пи­че­ский пояс рас­по­ло­жен по обе сто­ро­ны от эк­ва­то­ра: на се­ве­ре от эк­ва­то­ра – Се­вер­ный тро­пик (еще на­зы­ва­ет­ся тро­пик Рака), на юге – Южный тро­пик (вто­рое на­зва­ние – тро­пик Ко­зе­ро­га). Уме­рен­ный пояс рас­по­ла­га­ет­ся от тро­пи­ков до по­ляр­ных кру­гов: се­вер­ный и южный уме­рен­ные пояса. Се­вер­ный и южный по­ляр­ные по­лю­са на­хо­дят­ся за по­ляр­ны­ми кру­га­ми(рис. 4).

    Рис. 4. Теп­ло­вые пояса Земли (Ис­точ­ник)

    Тро­пи­че­ский пояс – самый жар­кий, по­то­му что Солн­це под­ни­ма­ет­ся вы­со­ко над го­ри­зон­том, по­сы­лая на Землю пря­мые лучи в те­че­ние всего года, по­это­му зима сход­на с летом. В тро­пи­ках вы­де­ля­ют сухой и дожд­ли­вый пе­ри­о­ды. На эк­ва­то­ре влаж­но и тепло, это спо­соб­ству­ет ак­тив­но­му раз­ви­тию уди­ви­тель­но­го мира флоры и фауны. Самые за­суш­ли­вые места на Земле на­хо­дят­ся на се­вер­ной и южной гра­ни­це тро­пи­ков. В пу­сты­нях этого пояса тем­пе­ра­ту­ра может до­сти­гать от­мет­ки +50⁰.

    Рис. 10. Паль­мо­вая роща на бе­ре­гу (Ис­точ­ник)

    Рис. 11. Тро­пи­че­ский лес (Ис­точ­ник)

    До­ли­на Смер­ти – самое жар­кое место Се­вер­ной Аме­ри­ки (рис. 13).

    Ата­ка­ма – самое за­суш­ли­вое место на Земле, на­хо­дит­ся в Южной Аме­ри­ке, дожди здесь идут один раз в несколь­ко де­сят­ков лет (рис. 14).

    Рис. 14. Пу­сты­ня Ата­ка­ма (Ис­точ­ник)

    Са­ха­ра – круп­ней­шая пу­сты­ня на Земле, на­хо­дит­ся на се­ве­ре Аф­ри­ки (рис. 15).

    Ка­ла­ха­ри – еще одна боль­шая пу­сты­ня, на­хо­дя­ща­я­ся на юге Аф­ри­ки (рис. 16).

    Рис. 16. Пу­сты­ня Ка­ла­ха­ри (Ис­точ­ник)

    Вул­кан Дал­лол – самое жар­кое место на Земле, на­хо­дит­ся в Аф­ри­ке (рис. 17).

    Рис. 17. Вул­кан Дал­лол (Ис­точ­ник)

    Умеренный пояс

    От тро­пи­ков до по­ляр­ных кру­гов про­сти­ра­ет­ся уме­рен­ный пояс. Боль­шая часть Рос­сии лежит в уме­рен­ном поясе. В за­ви­си­мо­сти от вре­ме­ни года сол­неч­ные лучи по-раз­но­му па­да­ют на по­верх­ность Земли: зимой – под углом, летом – почти прямо (рис. 18).

    Рис. 18. Па­де­ние сол­неч­ных лучей в дни зим­не­го и лет­не­го солн­це­сто­я­ния (Ис­точ­ник)

    Это объ­яс­ня­ет при­чи­ну смены вре­мен года. В уме­рен­ном поясе хо­лод­ная зима, теп­лое лето, про­хлад­ные весна и осень (рис. 19).

    Для уме­рен­но­го пояса ха­рак­тер­ны хвой­ные, ши­ро­ко­лист­вен­ные и сме­шан­ные леса (рис. 20–22).

    Рис. 21. Лист­вен­ный лес (Ис­точ­ник)

    Рис. 22. Сме­шан­ный лес

    В лесах оби­та­ет боль­шое ко­ли­че­ство птиц и тра­во­яд­ных жи­вот­ных, ко­то­рые хо­ро­шо при­спо­со­би­лись к смене вре­мен года. Также там оби­та­ет мно­же­ство хищ­ни­ков (рис. 23–31).

    Рис. 29. Бурый мед­ведь (Ис­точ­ник)

    Полярный пояс

    Для по­лю­сов ха­рак­тер­ны сколь­зя­щие сол­неч­ные лучи, ко­то­рые не на­гре­ва­ют по­верх­ность Земли. По­это­му от­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью этого пояса яв­ля­ют­ся низ­кие тем­пе­ра­ту­ры (до -60⁰). По­верх­ность по­лю­сов по­кры­та сне­гом и льдом тол­щи­ной до 4 ки­ло­мет­ров (рис. 32–33).

    Рис. 32. Се­вер­ный полюс (Ис­точ­ник)

    Рис. 33. Южный полюс (Ис­точ­ник)

    Ино­гда воз­ни­ка­ет по­ляр­ное си­я­ние (рис. 34).

    Рис. 34. По­ляр­ное си­я­ние (Ис­точ­ник)

    Осо­бен­но­стью по­ляр­но­го пояса яв­ля­ют­ся по­ляр­ный день (Солн­це не за­хо­дит за го­ри­зонт в те­че­ние по­лу­го­да) и по­ляр­ная ночь (Солн­це не под­ни­ма­ет­ся над го­ри­зон­том в те­че­ние по­лу­го­да).

    Мы уже знаем, что ось пла­не­ты Земля на­клон­на, по­это­му при вра­ще­нии во­круг Солн­ца то се­вер­ный, то южный по­ляр­ный пояс по­пе­ре­мен­но по­лу­ча­ет боль­шее ко­ли­че­ство света и тепла. Таким об­ра­зом, когда на одном поясе на­сту­па­ет по­ляр­ный день и лето, на дру­гом – зима и по­ляр­ная ночь. Вб­ли­зи по­ляр­ных кру­гов на­блю­да­ет­ся еще одно ин­те­рес­ное яв­ле­ние – белые ночи, ко­то­рые бы­ва­ют в июне, в пе­ри­од лет­не­го солн­це­сто­я­ния (рис. 35).

    Тогда ночь со­сто­ит из су­ме­рек.

    Санкт-Пе­тер­бург на­зы­ва­ют го­ро­дом белых ночей (рис. 36).

    Рис. 36. Белые ночи в Санкт-Пе­тер­бур­ге (Ис­точ­ник)

    Рас­ти­тель­ный и жи­вот­ный мир по­ляр­но­го пояса очень беден, по­то­му как при­спо­со­бить­ся к таким по­год­ным усло­ви­ям весь­ма непро­сто. На кам­нях про­из­рас­та­ют мхи и ли­шай­ни­ки (рис. 37, 38).

    Рис. 37. Мхи на камне (Ис­точ­ник)

    Рис. 38. Ли­шай­ни­ки на камне (Ис­точ­ник)

    На Се­вер­ном по­лю­се живут птицы (ту­пи­ки, кайры) (рис. 39, 40)

    на Южном по­лю­се – пинг­ви­ны (рис. 41).

    Рис. 41. Им­пе­ра­тор­ские пинг­ви­ны (Ис­точ­ник)

    Тол­стый слой под­кож­но­го жира по­мо­га­ет вы­жить жи­вот­ным – белым мед­ве­дям, тю­ле­ням, мор­жам (рис. 42–44).

    Рис. 42. Белый мед­ведь (Ис­точ­ник)

    Итак, сол­неч­ные лучи (рис. 45) па­да­ют на Землю под раз­ным углом, услов­но раз­де­ляя пла­не­ту на три теп­ло­вых пояса: тро­пи­че­ский, уме­рен­ный и по­ляр­ный.

    Читать еще:  Что такое регулятор газового давления
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector