Кирпич как вид искусства - Ремонт и дизайн от ZerkalaSPB.ru
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич как вид искусства

Материал и архитектура: самые оригинальные кирпичные постройки от древности до наших дней

САМАЯ ДЛИННАЯ ПОСТРОЙКА В МИРЕ

Самым протяженным архитектурным сооружением мира является Великая Китайская стена, длина которой составляет 8851,8 км. Построена она была еще в III в. до нашей эры и конструктивно представляет собой две кирпичные стены, установленные на каменном фундаменте. Через каждые двести метров по всей протяженности стены возведены сторожевые башни. Расстояние между кирпичными стенами в нижней части конструкции — 6 метров, а вверху, чтобы обеспечить большую устойчивость, они сближаются на полметра. Между стенами находится очень плотно утрамбованная глина.

Великая Китайская стена строилась в основном из керамического кирпича, сделанного из глины, перемешанной с соломой. Данную массу прессовали и формовали вручную. Затем кирпич высушивался на солнце, после чего обжигался. Делалось это очень просто — кирпич со всех сторон обкладывался соломой, которую потом поджигали. Несмотря на такую простую технологию изготовления, этот кирпич до сих пор поражает современных ученых своей прочностью.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ КИРПИЧНЫЙ КУПОЛ

Однако прочность — далеко не единственное преимущество керамического кирпича. В Римской Империи его широко использовали для создания таких сложных архитектурных конструкций, как своды и арки. С той поры роль кирпича в итальянской архитектуре огромна. Из него возводили практически все виды зданий от простых общественных построек до величественных соборов и церквей. Неудивительно, что самый большой купол из кирпича был сооружен именно в Италии.

Речь идет о куполе собора Санта-Мария дель Фьоре. Строительство самого здания началось во Флоренции еще в 1296 году, однако возвести купол над кафедральным собором не получалось более 100 лет. Сложность заключалась в том, что диаметр купола, который строился, чтобы продемонстрировать величие Флоренции, должен был составить 45 м, а работы необходимо было вести на высоте 55 м. К тому же заказчики отказались от проверенных временем конструктивных элементов: готических стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов, часто используемых северными соседями, чью архитектуру необходимо было превзойти.

Только в 1420 году архитектор Брунелесски предложил на суд специальной комиссии модель кирпичного купола в масштабе 1:8, которую после долгих споров одобрили и впоследствии реализовали в натуральную величину.

Тайна этой конструкции не разгадана и по сей день. Архитектору удалось найти настолько точный изгиб ребер, что он удерживает большой объем строительного материала, в результате чего очень прочная дуга ребер выдерживает угол 60 градусов. К тому же Брунелесски применил в своей работе особый вид кладки, известный еще со времен Римской Империи, и наклонил кирпичи внутрь, а не расположил их горизонтально, как делали его современники. Все это помогло ослабить внутренний распор и снизить нагрузку на основание. Строительство купола завершилось к 1434 году, и ничего подобного с тех пор построено не было.

ЛЮБИМЫЙ МАТЕРИАЛ ГАУДИ

Во многом благодаря тому, что кирпич позволял много экспериментировать с конструкцией и создавать новые ее формы, данный материал стал одним из любимых инструментов каталонского архитектора Антонио Гауди, прославившегося своим неповторимым стилем. В своих работах он не только очень активно декорировал фасад, но и непрерывно искал новые возможности конструкций.

В частности при реконструкции дома Бальто, Гауди придумал очень интересную систему по распределению веса за счет параболических арок, сложенных из кирпича. Такая система обладает большой устойчивостью, и ее можно сравнить со скелетом гигантского животного, выдерживающего большие нагрузки. Так как данная система арок находится непосредственно в интерьере, то по желанию заказчика она была покрыта штукатуркой и выкрашена в белый цвет.

Использование кирпича помогало Гауди делать его проекты неповторимыми даже тогда, когда заказчик ограничивал полет фантазии архитектора, как это было при создании Колледжа ордена Святой Терезы . Здесь именно священники решали какие архитектурные и декоративные элементы украсят фасад здания. Но против многочисленных кирпичных арок и декоративных композиций на зубцах здания не смогли устоять даже столь строгие заказчики.

Строительный материал способен оказать столь сильное влияние на архитектуру, что порой дает название архитектурным стилям, определяющим внешний облик целых городов и даже стран. Одним из таких стилей является «кирпичная готика», для которой характерны большое количество богатых орнаментальных деталей кладки и чередование красного или глазурованного кирпича с побелкой стен известью, что делалось для более четкой структуризации плоскостей. В настоящее время многие образцы данного архитектурного стиля, расположенные в Польше, странах Прибалтики, Северной Германии, стали объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Одним из ярчайших представителей кирпичной готики является Костел Святой Анны в Вильнюсе, при возведении которого архитекторы использовали 33 разновидности кирпича. Фронтон этого здания признан одним из величайших произведений архитектуры. Его отличают невероятная пластика, многообразие и декоративность линий и форм. Три изящные башни, равные по высоте, образуют симметричную композицию фасада, верх которого отделен карнизом от цокольной арочной композиции. Портал контрастирует с декоративной основной частью фасада, где нет ни одной плоской поверхности. А высокие узкие окна пересекает большая выгнутая килевидная арка, связывающая все композиционные элементы.

А вот для строительства другой жемчужины кирпичной готики — Церкви святого Николая, находящейся в городке Штральзунде на балтийском побережье Германии использовалось целых 65 разных видов кирпича. Для выкладки криволинейных форм, орнаментов и деталей декора здесь применялся так называемый лекальный кирпич, изготавливаемый в специальных формах. Само здание имеет форму трехнефной шестипролетной колонной базилики, чьи галерейные хоры венчают капеллы. Центральный неф имеет ширину 29 м. Западный фасад состоит из двух башен со стрельчатыми нишами.

Самая высокая кирпичная церковь в мире — Коллегиальная церковь Святого Мартина также построена по всем канонам кирпичной готики. Находится она в городе Ландсхуте, а высота ее составляет 130,6 м. Это здание также является типичным образцом баварских зальных храмов. При возведении его фасада использована оригинальная кладка из кирпичей различных оттенков, получившая название «баварская кладка».

А самая крупная кирпичная церковь в мире — Костел Святой Марии расположена в польском городе Гданьске и способна вместить в себя до 25 000 человек одновременно.

КИРПИЧ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Самое известное здание, построенное из кирпича в нашей стране, — это, конечно, Московский Кремль. Длина его стен составляет 2235 метров. В мире есть только 4 сооружения, в том числе упомянутая Великая Китайская стена, с большей протяженностью стен.

Кирпичные стены Кремля начали возводиться с 1485 года. Чтобы не оставлять Москву без защиты, строители сначала разбирали участок старой стены из белого камня, и на ее месте клали кирпич. Работами руководили итальянские архитекторы Феарованти и Соларио. Для строительства стен и башен использовался довольно крупный прямоугольный кирпич, вес которого достигал 8 кг. Верхнюю часть стен по итальянской традиции декорировали зубцами, похожими на хвост ласточки. Сами стены, гладкие с наружной стороны, с внутренней — включают в себя арочные ниши, которые облегчают и упрочняют конструкцию

Однако не стоит думать, что кирпич в Россию привезли иностранцы. В нашей стране существовали собственные традиции изготовления этого строительного материала, который назывался плинфой и представлял собой тонкий, часто квадратный, обожженный кирпич. Плинфа сушилась около двух недель в специальных деревянных формах, а затем обжигалась в печи. Из этого материала построены такие известные сооружения как киевские Золотые ворота и Пятницкая церковь в Чернигове.

Благодаря тому, что богатые месторождения глины встречаются практически на всех континентах, различные постройки из кирпича характерны не только для европейской культуры.

Например в Индии находится самый высокий минарет из кирпича высотой 72,6 метра, который носит название Кутб-Минар или Башня Победы. Кутб-Минар строился на протяжении около 175 лет — проект был завершен лишь в 1368 году. В разные периоды работами руководили разные зодчие, в результате чего ярусы башни отличаются друг от друга архитектурной стилистикой. Вся колонна от основания до вершины украшена узорами и надписями, вырезанными на поверхности кирпичей.

В Арабских странах из кирпича возводились купола многочисленных построек, в том числе базаров. Одним из самых живописных является купол базара в иранском городе Табризе.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ КИРПИЧНЫЙ ВИАДУК

Примечательно, что из кирпича строили не только жилые, оборонительные, религиозные или торговые сооружения, но и мосты. Самый большой в мире виадук из кирпича построен в Германии и носит название Гёльчштальбрюкке. При возведении этого железнодорожного моста в период с 1846 по 1851 годы было использовано свыше 26 миллионов кирпичей. Этот строительный материал не был широко распространен в то время, тем не менее председатель комиссии по руководству работами Иоганн Андреас Шуберт, руководствуясь собственным опытом и расчетами, выбрал именно его. И как показывает история, не прогадал. Одним из основных доводов в пользу использования кирпича, помимо его прочности, стало то, что местность строительства была богата месторождениями глины, что снижало затраты на строительные материалы и облегчало их доставку.

Читать еще:  Периметр разметки для кирпича

В проект не раз вносились изменения, самое существенное из которых — замена симметричных арок в центре конструкции на одну массивную арку. Это было сделано не столько для того, чтобы придать конструкции более эстетичный вид, сколько из-за особенностей грунта, который оказался не таким твердым, как предполагалось.

На сегодняшний день данный мост — часть действующей скоростной магистрали, соединяющей Дрезден и Нюрнберг. Его высота составляет 78 метров, длина — 574 метра, а ширина у основания — 23 метра.

КИРПИЧ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Благодаря новым современным технологиям производства кирпича, этот строительный материал вновь стал необычайно популярным и часто используется архитекторами для создания оригинальных форм.

В офисном здании Termeh Commercial Office Building, расположенном в иранском городе Хамадане, из кирпича сделана волнистая крыша, формирующая необычный облик постройки, фасады которой облицованы тем же рыжим кирпичом. Здание как бы вырастает из земли и служит продолжением тротуара.

Кирпич в своих работах использует даже такой оригинал и экспериментатор как Фрэнк Гери. Именно этот материал помог архитектору органично вписать в окружающую среду совершенно ассиметричную конструкцию Музея современного искусства MARTa в немецком Херфорде. Традиционный материал облицовки фасада — классический красноватый кирпич в сочетании с оригинальными металлическими крышами различной формы и высоты символизирует преемственность поколений и в то же время постоянное развитие в искусстве.

Эту же тенденцию взаимопроникновения и органичного сочетания традиций и современности, благодаря использованию в архитектуре кирпича можно увидеть и в недавно построенном корпусе галереи Тейт , спроектированном Herzog & de Meuron. Здесь фасад не такой плавный, как у Гери, а скорее напоминает своей формой грани кристалла, но облицована эта оригинальная форма также кирпичом.

А вот в архитектуре музея Ива Сен-Лорана в Марракеше кирпич выполняет уже другую роль. Фасад, собранный из массивных квадратных кирпичей благодаря оригинальной кладе вовсе не кажется тяжелым, а напротив напоминает легкие кружева, складывающиеся в узор, подобный переплетению нитей в ткани.

Причем кладка кирпича может выполнять не только эстетическую функцию. Необычный кирпичный фасад Центра Южной Азии по правам человека, расположенного в Индии, не только оригинально выглядит, но и защищает внутренние помещения от яркого солнечного света и шума.

В общем, какой бы ни была задумка архитектора, успешно реализовать ее поможет грамотно подобранный материал. Керамический кирпич, благодаря своим свойствам, не только органично вписывается практически в любую конструкцию, но дает возможность создавать новые оригинальные формы. Этому во многом способствуют новейшее усовершенствованное оборудование и технологии производства. В нашей стране одним из признанных лидеров по производству керамических изделий является ГК БРАЕР. Благодаря инновациям, разработанным в собственной лаборатории, качественному сырью, полностью автоматизированному процессу производства, современному европейскому оборудованию на заводах компании производится продукция высокого качества, позволяющая архитекторам воплощать в жизнь самые смелые свои идеи.

История возникновения кирпича

О Кирпиче

Из всех стройматериалов древнее кирпича только камень и дерево. Даже библейские писания упоминают о кирпиче как о строительном материале. В Библии сказано о том, что кирпичи обжигали: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней» (Ветхий завет. Бытие. Гл. 11:3). Таким образом, применение в строительстве обожженного кирпича восходит к глубокой древности.

Использование кирпичей постепенно вытесняло на второй план применение природного камня. Многие археологические раскопки свидетельствуют о том, что кирпич использовался в качестве строительного материала уже около 5 тыс. лет назад. Археологами на Среднем Востоке были найдены кирпичи, возраст которых может быть более 10 000 лет! Ученые выдвинули гипотезу о том, что эти кирпичи могли быть сделаны из глиняной массы, которая образовалась после затопления рекой близлежащих территорий. Глина и грязь формировались в кирпичи вручную и затем высушивались на солнце. Структура кирпичей показала, что при их изготовлении использовалась также смола. Поначалу строители применяли необожженный кирпич, поскольку под лучами жаркого солнца глина высыхала и становилась твердой, как камень.

Появление кирпича

В Египте люди научились обжигать кирпич уже за 3 тысячелетия до нашей эры, что подтверждается письменами манускриптов. Из-за низкой водостойкости сырцовый кирпич вытеснялся более долговечным керамическим, который получается путем обжига сырцового. На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, можно видеть, как получали кирпичи и как строили из них здания. Справедливости ради надо сказать, что разница между стройками той поры и нынешней не очень велика. Только правильность кладки стен древние египтяне проверяли треугольником и кирпичи носили на коромыслах, а принцип возведения зданий сохранился с тех пор практически без изменений. Велико значение кирпича и в архитектуре Месопотамии, территории между Тигром и Евфратом, где и сейчас клейкая глина имеется в избытке. Глина, вода, солома и солнце служили основой первым кирпичам. Резаную солому добавляли для прочности и крепости. «Отец истории» Геродот писал, что Вавилон во времена царя Навуходоносора (VI в. до н.э.) был самым большим и самым красивым городом, украшенным постройками из керамического кирпича. Описывая семиярусный храм (восстановленную Вавилонскую башню), он отмечает, что его облицовка была выполнена из голубого глазурованного кирпича. Раскопки Вавилона свидетельствуют о том, что часть города на восточном берегу реки Евфрат, которая имела площадь 4 млн. м2, была окружена защитной кирпичной стеной. В городе-государстве Ур в Междуречье, который в начале 2 тысячелетия до н.э. был главным городом Южной Месопотамии, ширина стены, сложенной из необожженного кирпича, составляла 27 м.

Следующим шагом в истории кирпича стало появление плинфы (в переводе с греческого слово «plinthos» обозначает «кирпич»). В отличие от современного, древний кирпич был квадратным и плоским (стороны 30-60 см, толщина 3-9 см). Другое греческое слово «keramos» переводится как «глина». А понятие «керамика» обозначает изделия из обожженной глины. Помимо глиняной посуды важнейшим продуктом гончарного ремесла в Древней Греции был хорошо всем знакомый кирпич.

В строительстве Римской империи так же широко использовался керамический кирпич для возведения сложных архитектурных конструкций сводов и арок.

На территории Древней Италии господствовали этруски, которые не только возводили свои храмы из сырцового кирпича, но и украшали их терракотовыми деталями. Кирпич в постройках того времени уже приобретает более привычную для нас продолговатую форму.

В Византии обожженный кирпич многие века был основным строительным материалом. Кладка выполнялась на известковом растворе, в который добавляли толченую кирпичную крошку. Иногда ряды чередовались с каменными. Средневековые зодчие широко использовали не только конструкционные возможности кирпича, но и декоративные. Наряду с узорной кладкой применялось ее сочетание с терракотовыми и майоликовыми деталями.

Искусство производства кирпича пришло в страны Европы вместе с военными походами римлян. С XII столетия самыми большими центрами кирпичного строительства становятся Ломбардия (сев. Италия), Франция и Германия. На территории Германии кирпич дал название целому стилю в архитектуре — кирпичная готика господствовала здесь на протяжении XII — XVI вв. Кирпич нашел свое применение во все времена архитектурных стилей: от романтизма до готики и ренессанса.

В Германии в1854 г. берлинским фабрикантов Шликейзен был изобретен штранг-пресс. В1858 г. архитектор Фридрих Хоффманн запатентовал кольцевую печь.

Первый кирпич, по словам историков, был изготовлен в древнем Китае. В Древнем Востоке кирпич имел своеобразную форму глиняных бутылок и напоминал современные батоны белого хлеба. В центральной китайской провинции Хунань при раскопках могил династии Восточная Хань (25 – 220 гг. н. э.) археологи обнаружили древний кирпич, на поверхности которого была видна надпись: «Покупайте мои кирпичи. Они принесут счастье и стоят совсем не дорого». По своей конструкции Великая Китайская стена, протянувшаяся на многие тысячи километров по территории Китая, представляет собой две кирпичные стены на каменном фундаменте, расстояние между которыми у основания составляет 6 м. Для большей устойчивости конструкции вверху стены сближаются на 0,5 м. Пространство между несущими стенами заполнено плотно утрамбованной глиной. Основным материалом для строительства великой Китайской стены был керамический кирпич, который изготавливали из глины, смешанной с соломой, путем прессования и формовки вручную. Сушили керамический кирпич при помощи солнечного тепла. Обжигали незамысловатым способом: обкладывали соломой и поджигали.

Технологический процесс, по которому изготавливали кирпич строительный керамический во времена строительства великой Китайской стены, был прост. Группа ученых, исследовавших в наше время керамический кирпич из отдельной части великой Китайской стены, были шокированы результатами лабораторных опытов: этот кирпич был подвержен суровым испытаниям на прочность, которые достойно выдержал, оставшись невредимым. Ученые обнаружили удивительный факт: древнекитайский керамический кирпич способен выдерживать нагрузки, которые в наше время способны выдержать только железобетонные конструкции. До сих пор остается загадкой, как кирпичи, изготовленные с применением примитивной технологии, обладают такими феноменальными свойствами. Потенциалу прочности, заключенному в древние керамические кирпичи, позавидовали бы многие технологические базы современного производства, изготавливающие строительный керамический кирпич сегодня. К сожалению, современный кирпич и технологии его изготовления не всегда показывают такие блестящие результаты, как это было в древнем Китае.

Читать еще:  Кирпич весил его половина

Самым древним типом кирпичей в западном полушарии считается саман, который изготавливался из известковой пористой глины с добавлением смолы, кварца и других минералов, а затем оставлялся сушиться на солнце.

Известковую пористую глину можно обнаружить в сухих регионах по всему миру, но, в основном, она добывается в Центральной Америке, Мексике и юго-западных территориях Соединенных Штатов Америки. Некоторые пирамиды, созданные ацтеками из самана, существуют до сих пор.

Применение кирпича на Руси

Технологический процесс, по которому изготавливали кирпич строительный керамический во времена строительства великой Китайской стены, был прост. Группа ученых, исследовавших в наше время керамический кирпич из отдельной части великой Китайской стены, были шокированы результатами лабораторных опытов: этот кирпич был подвержен суровым испытаниям на прочность, которые достойно выдержал, оставшись невредимым. Ученые обнаружили удивительный факт: древнекитайский керамический кирпич способен выдерживать нагрузки, которые в наше время способны выдержать только железобетонные конструкции. До сих пор остается загадкой, как кирпичи, изготовленные с применением примитивной технологии, обладают такими феноменальными свойствами. Потенциалу прочности, заключенному в древние керамические кирпичи, позавидовали бы многие технологические базы современного производства, изготавливающие строительный керамический кирпич сегодня. К сожалению, современный кирпич и технологии его изготовления не всегда показывают такие блестящие результаты, как это было в древнем Китае.

Самым древним типом кирпичей в западном полушарии считается саман, который изготавливался из известковой пористой глины с добавлением смолы, кварца и других минералов, а затем оставлялся сушиться на солнце.

Первым кирпичным домом в Петербурге стали палаты адмиралтейского советника Кикина, построенные в 1707 г. В 1710 г. на Троицкой площади был построен дом канцлера Г. П. Головнина. В 1711 сооружен дворец царевны Натальи Алексеевны – сестры Петра I. Летний и зимний дворцы Петра I были построены в 1712 г. Первым крупным кирпичным домом Петербурга стал Меньшиковский дворец (1710-1727 гг.), в настоящее время являющийся филиалом Государственного Эрмитажа. В 1713 г. Петр I издал специальный указ о строительстве новых заводов близ Санкт-Петербурга, приказав их владельцам «дабы всякий на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше». Для работы на кирпичных заводах города стали собирать мастеров со всей России.

В том же указе под угрозой разорения и ссылки царь запретил строительство каменных зданий во всех других городах страны, чтобы каменщики и прочий мастеровой люд, оставшись без работы, сами потянулись на строительство Петербурга. Каждый въезжающий в Санкт-Петербург был обязан в качестве платы за проезд отдать кирпич, привезенный с собой. По одной из версий, Кирпичный переулок в Петербурге назван так именно потому, что на том месте, где он расположен, принимался и складировался «кирпичный налог» за въезд в город. При Петре I качество кирпича оценивалось очень строго.

«Царский» кирпич подлежал семикратному обжигу. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более трех штук, то вся партия браковалась. Зато и стоят на невских берегах Петропавловская крепость, Зимний дворец и Смольный дворец свыше трехсот лет, не испытывая потребности в ремонте кирпичной кладки.

Тем не менее, вплоть до XIX в. производство кирпича было процессом крайне трудоемким. Формовали его вручную, сушить кирпичи можно было только летом, обжиг проводился в небольших переносных печах. В середине XIX в технологии производства кирпича произошел настоящий переворот: впервые были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, появились первые сушилки для кирпича, глинообрабатывающие машины, вальцы, глиномялки. Это позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень. Следующим возник вопрос качества продукции. Для того, чтобы отделить бракоделов от добросовестных производителей, была придумана система клеймения (XVIII в.): каждый кирпичный завод имел собственный фирменный знак — клеймо, который наносился на кирпич. В XIX в. появилось первое техническое описание кирпича, перечень его параметров и свойств, а также требования к качеству глинистого сырья. Выдержка из книги Свиязева И. И. Руководство к архитектуре, 1833 г.: “Глина, употребляемая для делания кирпича, должна быть не очень жирна и песчана, и иметь столько вязкости, чтобы смятый из нее в руке шарик, не легко разрывался. Если глина очень жирна, то выставленный на воздух шарик сильно трескается, и крошится, если глина суха или песчана; также подвергают шарик действию жара и замечают: не сплавляется ли глина и не выгорает ли”.

Русский кирпич второй половины ХIХ века обычно весил около 10 фунтов, или порядка 4,1 кг, и имел размеры 26-27×12-13×6-7 см. Такие габариты имеет строительный кирпич гражданских и культовых построек Коломны, выстроенных в конце ХIХ — начале ХХ вв. Современный стандартный кирпич получил свои размеры в 1927 г. и остается таковым и поныне: 250×120×65 мм. Российский ГОСТ требует, чтобы вес кирпича не превышал 4,3 кг. Каждая грань кирпича имеет свое название: самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая – «ложок», а малая – «тычок». Кирпич, укладываемый длинной стороной вдоль стены, образует кладку в полкирпича, ряд таких кирпичей в составе сложной кладки называется ложковым. Если кирпич укладывается длинной стороной поперек стены, ряд будет называться тычковым. Верстами называются крайние ряды кирпича, которые образуют поверхность кладки. Расположенные со стороны фасада версты называются наружными, а обращенные в помещения — внутренними. Все кирпичи, укладываемые между внутренней и наружной верстами, называются забутовочными кирпичами, или забутовкой.

Роль кирпича

Исторически так сложилось, что керамический кирпич в общей истории строительной индустрии мировой практики нашел надежную нишу своего применения, в которой, до сегодняшнего дня играет важную и лидирующую роль. Сегодня уже ни кто не сушит керамический кирпич на костре и не отвечает за качество производимого кирпича своей головой. С середины XIX в. началось активное развитие кирпичной промышленности, результатом чего стало появление современных заводов по производству кирпича. В наше время более 80 % это строительного материала производят предприятия круглогодичного действия, среди которых имеются крупные механизированные заводы производительностью свыше 200 млн. шт. в год. Количество видов современного кирпича трудно себе представить, настолько оно широко. Сейчас в мире выпускается кирпич более 15000 сочетаний форм, размеров, цветов и фактур поверхности.Разнообразие цветов и форм придает строениям неповторимый облик. Кирпич остается наиболее популярным материалом для сооружения различных конструкций: от простых заборов до роскошных вилл и многоэтажных зданий. Кирпич удобен в работе, прочен и долговечен. В настоящее время выпускается полнотелый, пустотелый кирпич, поризованные керамические камни, обладающие повышенными теплозащитными свойствами. Полнотелые кирпичи используют, к примеру, для возведения фундамента, а легкие пустотелые — для кладки стен. Этот древний и вместе с тем современный материал не потерял своей актуальности и в наши дни.

Торжественная закладка первого камня и памятной капсулы в строительство современного кирпичного завода

Современный роботизированный кирпичный завод в России

Кирпич как вид искусства


ИСТОРИЯ КИРПИЧА:


ОТ ПОТОПА ДО ИВАНА ГРОЗНОГО

Никто точно не знает, когда именно древнему человеку впервые пришло в голову обжечь кусок глины, из которой он строил жилище, и получить таким образом прообраз керамического кирпича. Вероятно, это могло произойти тогда же, когда люди научились делать первые сосуды из обожженной глины. В Библии о кирпиче упоминается как о строительном материале эпохи расселения человечества после потопа.

В русский язык слово «кирпич» пришло из тюркских языков: так, по-казахски «қыр» — это «грань», а «пеш» — «печь». Кстати, на немецком «кирпич» — это «цигель» (сравните с ним обрусевшее «тигель» — печь). А то самое всем знакомое «цигель-цигель ай лю-лю», как предполагают некоторые историки кино, могло прийти в сценарий «Бриллиантовой руки» из обрывков одесского жаргонного идиша, где оно превратилось в междометие со смыслом «пошевеливайся» (идиш очень близок к немецкому).

Первые сохранившиеся образцы применения кирпича восходят к древнему Египту и Месопотамии. Египтяне, впрочем, предпочитали сырец и научились обжигать его, как считают историки, в эпоху римского владычества. А вот в Месопотамии обожженный кирпич начали широко применять в эпоху Урука или Джемдет-Насра (3100-2900 гг. до Р. Х.).

На протяжении веков и тысячелетий форма кирпича различным образом варьировалась. Так, в Англии привычный нам прямоугольный обожженный кирпич впервые появился только в XVI веке. В Германии материал дал название архитектурному стилю — кирпичной готике, царившей в стране с XII по XVI века. Образцы ее можно увидеть сейчас, не выезжая за пределы России — в Калининграде, бывшем Кенигсберге, где сохранились средневековые немецкие кирхи. Заокеанские строители бережно перенесли европейскую традицию на новую почву: в вашингтонском Национальном музее строительства имеется 1800 различных кирпичей, произведённых в США в конце XIX — начале XX века.

Читать еще:  Плита ничиха wdx675 шамотный кирпич 405х1000х14

На востоке и в Азии кирпич шел своим особым путем, развивая орнаментальность, свойственную всей исламской культуре. И до сих пор восточный почерк в использовании кирпича нельзя спутать ни с чем.

На Руси в средние века использовали свой особый вид кирпича — тонкие обожженные пластины, которые назывались «плинфой». Однажды, рассказывают летописи, такая плинфа свалилась прямо на Ивана Грозного, когда он любовался еще не достроенным Софийским собором в Вологде. Археологи могут определить время и место производства русского кирпича по клеймам — к примеру, на московских раскопках. В столице Руси из стандартного кирпича стали строить с конца XV века. Как сообщают рукописные источники, в эпоху Ивана III итальянские мастера устроили за Андрониковым монастырем печь, «в чём ожигать кирпич и как делать, нашего Русского кирпича уже да продолговатее и твёрже, когда его нужно ломать, то водой размачивают. Известь же густо мотыками повелели мешать, как на утро засохнет, то и ножём невозможно расколупить».

Кирпич – виды, свойства, применение

На протяжении многих веков кирпич является одним из основных строительных материалов во всем мире. Со времен первых прототипов обожженной глины и до современных высокотехнологичных строительных материалов кирпич претерпел немало изменений, благодаря которым современное строительство загородных домов и городских многоэтажек, промышленных, коммерческих и многих других зданий демонстрирует высокое качество и надежность готовых построек из кирпича. Производство кирпича в наши дни ведется огромными темпами и объемами – спрос на этот материал всегда высок, и строительство домов из кирпича востребовано повсеместно и в любое время года.

Виды кирпича

Российский и международный рынок кирпича предлагает огромный ассортимент материалов. При этом основных видов кирпича всего 4: керамический, силикатный, огнеупорный и облицовочный. Остановимся подробнее на рассмотрении каждого из них.

Керамический кирпич

Классический красный кирпич, изготовленный из обожженной глины высокой прочности. Это самый универсальный и ходовой вид кирпича на российском рынке – он отлично подходит для закладки фундамента и строительства подвала, возведения несущих стен и создания малых архитектурных форм, а также для решения целого ряда других строительных задач. Все постройки из качественного керамического кирпича отличаются надежностью и долговечностью, поэтому загородное строительство России активно использует этот материал для возведения добротных коттеджей на века.

Красный кирпич изготавливается по технологии обжига пластичной увлажненной глиняной массы или по методу прессования более сухой глиняной массы. Современные предприятия выпускаю керамический кирпич не только традиционных красного и оранжевого цветов, но и практически любых других оттенков. По конструкции классический кирпич может быть полнотелым (строительный), пустотелым (экономичный) и облицовочным. По фактуре он бывает гладким и рельефным. Также кирпич классифицируется по многим другим техническим характеристикам, о которых поговорим позже.

Силикатный кирпич

Силикатный кирпич отличается о керамического не только белым цветом брусков, но и составом, технологией производства и назначением. Белый кирпич изготавливается из извести и песка по технологии автоклавного синтеза. Для придания материалу дополнительных эксплуатационных свойств и цветного оттенка в состав силикатного кирпича иногда включают функциональные добавки и красящие пигменты. В отличие от красного кирпича, белый имеет низкие показатели водостойкости, но зато обеспечивает более эффективную звукоизоляцию. Поэтому такой материал не может применяться в строительстве фундаментов, труб, печей и других объектов с высокими требованиями прочности и долговечности. Зато он отлично подходит для возведения ненесущих стен и межкомнатных перегородок.

Как и керамический, силикатный кирпич выпускается в полнотелой и пустотелой модификации. Он также может быть гладким или пористым, иметь натуральный или искусственно тонированный цвет, классический или нестандартный размер и т.д.

Огнеупорный кирпич

Несмотря на все свои технические преимущества, обычный керамический кирпич не приспособлен для длительного контакта с высокими температурами. Поэтому в строительстве каминов и кладке печей используется специальный огнеупорный кирпич, способный выдерживать температуры до 1800°С без деформаций и потери прочности. Строительство промышленных помещений в металлургии, стеклоделии и ряде других производств, работающих с высокими температурами, активно использует огнеупорный кирпич для возведения оснований и стен для печей, сводов помещений и других строительный конструкций, подверженных частому и сильному нагреву.

Благодаря высокой теплопроводности и благородному внешнему виду огнеупорный кирпич также пользуется спросом в гражданском строительстве и отделке – его используют для кладки печей и облицовки каминов в коттеджах. Огнеупорный кирпич изготавливается из обожженной огнеупорной глины (шамот – поэтому кирпич часто называется шамотным) с добавками кокса или графита для повышенной прочности. От состава и технологии производства шамотного кирпича зависят его технические характеристики и эксплуатационные возможности в гражданском и промышленном строительстве.

Огнеупорный кирпич делится на 4 вида:

  1. Кварцевый – однородный сплошной кирпич из песчаника или кварца с добавлением глины. По свойствам близок натуральным песчаникам: огнеупорен, но не устойчив к щелочам и окислам железа. Используется для изготовления сводов и стен печей, соприкасающихся только с металлом и пламенем.
  2. Глиноземный – самый распространенный шамот, устойчивый к перепадам температуры и контакту с щелочами, но не приспособленный для нагрева выше 1300° С.
  3. Известково-магнезиальный кирпич используется в металлургии.
  4. Углеродистый кирпич довольно редок – изготовленный из прессованного коксового или графитового порошка прочный материал используется в узкоспециализированной промышленности.

Облицовочный кирпич

Облицовочный кирпич – это прочный и надежный отделочный материал с презентабельным внешним видом и длительным сроком эксплуатации в контакте с любыми атмосферными явлениями. Влаго- и морозоустойчивый, облицовочный кирпич защищает стены здания от холода, ветра, осадков и грязи. Поверхность фасадного кирпича инертна к влаге, поэтому во время дождя такая облицовка не только не портится, но и очищается, обретая первоначальную ухоженность без вмешательства человека. Облицовочный кирпич изготавливается из известняка, цемента и пигментного компонента, придающего материалу широкий спектр цветов и оттенков. Изготовленный по технологии прессования цветной кирпич не выцветает даже через много лет службы.

Применяется облицовочный кирпич для отделки новых построек и реставрации фасадов, также из этого материала возводятся стены, заборы, архитектурные и даже интерьерные элементы. Прочный отделочный кирпич даже используется в качестве тротуарной плитки для прокладки цветных аккуратных пешеходных дорожек. Цвет, фактура, размер и другие индивидуальные параметры материала подбираются для любого архитектурного стиля и дизайнерского решения в оформлении фасада и других элементов здания и участка.

Технические характеристики кирпича

При выборе кирпича необходимо уделить пристальное внимание не только его типу, но и совокупности технических характеристик. Основные свойства кирпича, по которым классифицируется этот строительный материал: прочность, морозоустойчивость, плотность, теплопроводность и пористость.

Плотность

Плотность кирпича показывает отношение массы материала к его объему с учетом пор и пустот. То есть этот показатель косвенно отражает пористость и теплопроводность материала и поэтому используется в качестве одной из основных характеристик кирпича.

Пористость

Структура кирпича зависит от степени заполнения порами его объема. От коэффициента пористости строительного материала зависят многие его эксплуатационные характеристики: прочность, морозостойкость, теплопроводность и т.д.

Прочность

Ключевая характеристика кирпича, по которой ему присваивается цифровое обозначение марки, – это прочность. Этот показатель отражает способность материала противостоять определенным нагрузкам в определенных условиях без деформации и разрушения. Прочность кирпича, указанная маркировкой после буквы «М», показывает максимально допустимую нагрузку на 1 кв.см. поверхности материала. Например, кирпичи бывают марок М100, М200, М250, М300 и т.д. Чем больше числовой показатель – тем прочнее кирпич.

Теплопроводность

Теплопроводность кирпича отражается в указанном производителем коэффициенте теплопроводности, который показывает способность материала передавать тепло от одной поверхности к другой при условии изначальной разницы их температур.

Морозостойкость

Показатель морозостойкости стройматериалов очень важен для стран с переменным климатом – он показывает минимально допустимое для материала количество циклов замораживания и оттаивания без повреждения и потери прочности. Этот показатель маркируется буквой F и соответствующим числу циклов цифровым обозначением: F25, F35, F50, F100 и т.д. В России строительство промышленных помещений и жилых домов ведется с использованием кирпича с маркировкой не ниже F35.

Также кирпич на современном строительном рынке может иметь разную форму, размеры, цвет и другие вариативные внешние различия. Многообразие материалов позволяет в точности реализовать пожелания клиентов и воплотить дизайнерские решения проектировщиков на высоком уровне качества и эстетичности.

Экологически чистый, прочный и надежный, долговечный и презентабельный – кирпич широко применяется в строительстве по всему миру. Около 70% всех зданий в Европе строятся из кирпича, и даже несмотря на появление множества дешевых материалов и технологий в малоэтажном строительстве, именно кирпич остается лидером строительного рынка уже на протяжении многих столетий. Возведение коттеджа или строительство бани, устройство опоры для забора или облицовка фасада, благоустройство садовых дорожек или постройка промышленного завода – этот универсальный материал поможет эффективно решить любые строительные задачи.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector