Дорогие кирпичи с клеймом - Ремонт и дизайн от ZerkalaSPB.ru
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дорогие кирпичи с клеймом

Сколько стоит старинный кирпич с клеймом и где его можно купить?

Раньше кирпичи выпускались с клеймом. Сегодня они пользуются популярностью ввиду своей редкости и оригинальности. В России купить старинный кирпич с клеймом можно за 75-10000 рублей.

Описание и предназначение

Старинный кирпич с клеймом – это строительный материал, выпущенный с клеймом завода-производителя. Раньше такие изделия делали путем ручной формовки. Клеймо ставили в виде букв или символов, изображения. Подобным образом маркировали стройматериал и подтверждали его качество, подлинность.

Покупка старинного кирпича с клеймом актуальна для тех, кто собирает различные старинные вещи. Коллекционирование кирпичных изделий называется брикофилией. Также кирпич с клеймом часто применяют для облицовки с целью придания дому оригинальности. Применяют подобные изделия в интерьере и экстерьере. Они экологичные и качественные. Отличаются высокой декоративностью. Позволяют подчеркнуть статус.

Кирпич с клеймом ММК, средняя цена — 100 руб.

От чего зависит цена изделия

Сложно назвать точную стоимость приобретения старинного кирпича с клеймом. На цену такого стройматериала влияют следующие факторы:

  1. Тип клейма.
  2. Редкость.
  3. Состояние изделия.
  4. Цвет.
  5. Качество.
  6. Страна производства.
  7. Год выпуска.
  8. Место приобретения.
  9. Количество покупаемых штук изделий.
  10. Завод-изготовитель.
  11. Необходимость заказа доставки.

Кирпич с клеймом Н.Ф, средняя цена — 500 руб.

Разновидности изделий

В зависимости от типа клейма можно взять такой стройматериал:

  • С изображением символа (подковы, орла, короны и т.п.)
  • С надписью, аббревиатурой.

По стране изготовления изделие может быть:

  • Зарубежным.
  • Отечественным.

В зависимости от состояния можно приобрести такой старинный кирпич с клеймом:

  • Плохо сохранившийся (с большими сколами, трещинами).
  • В хорошем виде (имеются незначительные повреждения).
  • В отличном состоянии (нет сколов и хорошо видно надпись, изображение).

По цвету можно приобрести такой стройматериал:

  • Красный.
  • Белый.
  • Коричневый.

В зависимости от места приобретения изделие может быть таким:

  1. Взятым по объявлению в интернете от частного лица.
  2. Купленным на онлайн-аукционе.
  3. Приобретенным на выставке.

Кирпич с клеймом А.Д. Шигаева, средняя цена — 1000 руб.

Ориентировочные цены

Старинный кирпич с клеймом в России продают по частным объявлениям и на интернет-аукционах по цене от 75 до 10000 рублей. Ниже в таблице представлена стоимость разных изделий.

МаркировкаОсобенностиЦвет стройматериалаСостояниеЦена в рублях за штуку
ММКвыпущен на Петербургском заводе Кононова М.М в 1860-1905 гг.красныйсколы, царапины100
Н.Фпроизведён Никифором Фёдоровым в Вышнем Волочкебелыйсколы500
А.Д. Шигаевадореволюционный Российской империи, XIX веккрасныйхорошее1000
СКВПвыпущенный в 1901 году во Владивостокекоричневыйтрещина950
Cemclогнеупорный, выпущенный до 1917 года в Англиибелыйхорошее500
Кларксонъ и Копроизведен в 1900-1910 гг. на заводе гражданина Соединенных Штатов Америки Дэвида Давидовича М. Кларксонакоричневыйхорошее10000
KF 7Кенигсберг, Германия, редкийкрасныйхорошее3000
Ф.Ш….Фстаринный имперский, Шталь из Севастополякрасныйсколы855
П. И. Миловановадореволюционный от купчихи Пелагеи Ивановны Миловановойкрасныйбольшой скол на углу5000
33 Варгунинъизготовлен на заводе купца, принадлежащего ко второй гильдии почетного гражданина С.А. Варгунинакрасныйхорошее75
Изображение подковыс завода Евгении Ивановны Спечинской, расположенного в СПБкоричневыйхорошее700
Колпинодореволюционного времени, выпущенный на заводе Михаила Васильевича Захаровакрасныйхорошее400

Кирпич с клеймом Колпино, средняя цена — 400 руб.

Если требуется доставка стройматериала, тогда придется ее оплачивать. Это дополнительные траты 250-600 рублей. Стоимость доставки зависит от транспортных расходов и тарифов компании.

Полезные рекомендации по приобретению

Предложений по покупке старинного кирпича с клеймом сегодня немало. Чаще всего такое изделие ищут в интернете. Но нужно быть осторожным. Ведь в сети действует немало мошенников. Они могут выставлять фотографию старинного кирпича в хорошем состоянии по низкой цене. При этом требуют оплату всей стоимости на карту. После получения денег исчезают и ничего не высылают жертве. Поэтому лучше покупать старинный кирпич по частному объявлению у продавца, который проживает рядом и с которым можно встретиться лично, чтобы осмотреть изделие. При заказе в интернете отдавать предпочтение следует проверенным сайтам. Не рекомендуется перечислять деньги продавцу до получения товара.

Перед оплатой следует осмотреть кирпич. Часто на фотографиях выкладывают изделие в хорошем состоянии, а присылают расколотое, треснутое. Есть также продавцы, которые дорого продают подделку. Поэтому важно знать, как должен выглядеть коллекционный старинный кирпич.

В России сформировалась тайная индустрия: кто скупает «строительный антиквариат»

Вторая жизнь «подземных» материалов начинается на «сером» рынке

Экскаватор с гигантской чугунной гирей крушит стены старого дома и оставляет на «поле боя» груды битого кирпича. Самосвалы, везущие этот битый кирпич на свалку. Клеймо с двуглавым орлом, выглядывающее из кучи строительного мусора…

Какая бесхозяйственность, вздыхаем мы: то ли дело в Европе, где, как говорят, ни один кирпичик не пропадает, все идет в ход. Ведь кусочки старинного дома — тоже антиквариат, к тому же кирпич и другие материалы можно использовать для реставрации.

Ну что ж — можно констатировать: в России в последние годы появилась-таки целая индустрия «строительного антиквариата». Кирпич, ежели он с клеймами и вообще старинный, — он, знаете ли, теперь денег стоит. Так что чугунные гири, возможно, скоро останутся только для бетонных пятиэтажек, а действительно ценные стройматериалы уже сейчас разбирают аккуратно и хранят бережно. Вопрос только в одном: не опасен ли такой рынок для исторического наследия?

Фото: Кадр из видео

На границе с Тульской областью. Заброшенная усадьба через дорогу от уже давно отреставрированной церкви. Здесь до 70-х годов прошлого века была школа, а теперь уже лет 40 — ничего. Два десятилетия назад по развалинам ходили все мальчишки с местных дач: подбирали шоколадного цвета выщербленные кирпичи с двуглавыми орлами на клеймах. «СИДОРОВЪ» — или что-то подобное — значилось под орлами. Сейчас и хотелось бы испытать те ощущения первооткрывателей, да не выходит. Не только потому, что «взрослые — это мы», но еще и потому, что клейменых кирпичей на виду нет как нет. Впрочем, несколько десятков сложены в дальнем углу — аккуратно, друг на друга — и чего-то ждут.

— Это что, барский дом реставрировать будут?! — радостно спрашиваю у сотрудников церкви.

— Да что вы, это один в деревне бизнес наладил: продает старинный кирпич в Москву…

Кирпич — двигатель прогресса

— Продать? Легко! — весело отвечает Алексей, наладивший малый бизнес на развалинах усадьбы, и присматривается к марке машины «покупателя». — Двести рублей за штучку! Много? Так это не советских времен кирпич, а настоящий царский! Попробуйте найдите еще где-нибудь! В районе, кроме меня, никто вам такого и не продаст. А то еще подделку подсунут — знаю, где их делают. У них там огромный завод…

Конкуренции у Алексея в деревне нет: он единственный молодой мужчина, работающий прямо здесь, а не в Москве или на крупном пищевом производстве международной компании по соседству. Развалины он, конечно же, не покупал, а пользуется, по его словам, бесхозным имуществом: уже ни школы, ни даже страны нет, в которой эта школа работала. А помещиков, которые строили, нет и подавно — вот появится наследник, поговорим.

Кому принадлежит усадьба — точнее, ее развалины, — пока непонятно (точнее, по умолчанию — государству: вскоре она должна быть выставлена на торги по программе «рубль за метр» как памятник архитектуры федерального значения). Но пока нет забора и охраны — сохранность отдельных кирпичей особенно никого не интересует. Поэтому Алексей чувствует себя достаточно спокойно. Впрочем, сколько материала ему уже удалось продать, малый предприниматель рассказать не согласился.

Вот только по поводу уникальности своего бизнеса он ошибается: фирмы, продающие старинные стройматериалы, уже развернулись на широкую ногу. По крайней мере, в Москве. «Наша компания с 2014 года занимается разбором старинных зданий и продажей старинного кирпича и плитки из старинного кирпича XVIII–XIX веков, — рассказали «МК» в одной из фирм, предлагающих антикварные стройматериалы. — У нас есть в продаже подлинный старинный кирпич, сделанная из него фасадная и интерьерная плитка, напольное покрытие. Кроме того, мы делаем реставрационные и монтажные работы, занимаемся проектированием и строительством, делаем дизайн-проекты с визуализацией, комплектацией и авторским надзором, строим винные погреба и комнаты, сигарные комнаты».

Читать еще:  Теплопроводность силикатный или керамический кирпич

— Старинный кирпич (с клеймом) по сути не является предметом антиквариата, поскольку его производственные количества не позволяют говорить о его уникальности, — рассказал «МК» коллекционер старинных кирпичей Владимир Смирнов. — Это не более (но и не менее!) чем материальное свидетельство прошедшей эпохи. Средний кирпичный завод в Петербурге производил несколько миллионов кирпичей в год и работал около 5–7 лет. Таким образом, различия в редкости самих кирпичей заключаются либо в весьма коротких сроках работы завода (мало уцелевших экземпляров), либо в локальности распространения клейм (небольшие кустарные производства в пределах волости), либо в особых малотиражных клеймах, специально использовавшихся в рекламных или выставочных целях.

Сам Владимир Смирнов, к слову, начал коллекционировать кирпичи в 2007 году, когда, будучи краеведом, столкнулся с кирпичами, клеймеными «Г.Л.», на Карельском перешейке, на месте разрушенной дореволюционной дачи. Занявшись изысканиями, Владимир выяснил, что кирпичи производил завод графа Левашова в Дибунах.

— Меня поразило это, поскольку образ графа как-то до этого не вязался у меня в голове с производством кирпича, — вспоминает коллекционер. — Дальше я стал обращать внимание на другие кирпичи с клеймами в Санкт-Петербурге и понял, что практически нет никакой информации об их производителях, сроках и месте работы завода. Это и стало моим предметом исследования, которому посвящаю все свободное время, — в частности, в 2017 году я стал соавтором каталога кирпичных клейм Санкт-Петербургской губернии. А коллекция в настоящее время насчитывает более 3000 различных экземпляров из 70 губерний и областей Российской империи и 25 стран.

Коллекционеры кирпичей, по словам Владимира Смирнова, имеются помимо Петербурга в Москве, Владивостоке, Калининграде, Самаре, Рославле, а также на Украине, в Белоруссии, Эстонии, Венгрии, Англии, Шотландии, США и других странах.

— Рост интереса к старинным кирпичам как объекту архитектурного декора связан с лофт-эстетикой, — говорит эксперт. — Они используются для украшения внутренних помещений баров, ресторанов, выкладки стенок каминов, барных стоек частных домов. Отсюда — внутренний рынок таких кирпичей и продажа их как массовыми партиями (после разборки старых строений), так и единичными экземплярами через интернет-аукционы и другие онлайн-площадки. Люди стали осознавать, что держат в руках материальные свидетельства истории своей страны, которые могут быть интересны другим. В настоящее время цены на рынке более или менее устоялись, однако это не мешает отдельным лицам безуспешно предлагать некоторые экземпляры за сотни тысяч рублей.

Клейменый кирпич может быть и поддельным — причем подделывались знаменитые марки еще во время их производства. Так же, как в 90-е годы на наших вещевых рынках продавались «абибасы» и «кавасоники», 150 лет назад переменой одной-двух букв имитировали знаменитые и дорогие английские марки кирпичей. Известны, по словам Владимира Смирнова, и современные подделки: на старинный кирпич без клейма наносится фантазийное название или рисунок клейма, выполненный современными техническими средствами. Бывает и так, что полностью новодельный кирпич делается с клеймом, скопированным со «старых мастеров».

— Покупатель, не знакомый с фактурой старинного кирпича и не владеющий знаниями по способам нанесения клейма, может вполне принять такие подделки за подлинники, — предупреждает коллекционер. — Правда, некоторым потребителям, которые не заботятся об исторической правдивости объекта, может вполне сгодиться просто красивый оттиск на кирпиче.

Лучшая вторая жизнь старинного кирпича – использование при реставрации старинных домов и усадеб. Фото: Антон Размахнин

До «столярки» не дозрели

— Рынок старинных стройматериалов, мне кажется, сформировался не так давно, — рассказывает краевед Александр Усольцев. — Но любители таких вещей были всегда, даже в начале 2000-х годов. Другое дело, что они чаще всего используют старинные кирпичи не для оформительства, а для коллекции. А широкие масштабы и, соответственно, формирование рынка — это уже 2010-е годы, когда началась масштабная реновация промзон, построенных в так называемом кирпичном стиле. Лофт-стилистика пробудила интерес к историческим кирпичным интерьерам. Из такого материала, конечно, не строят, но в отделке используют — в том числе дорогие рестораны.

Сейчас сбором таких материалов при демонтаже старых зданий занимаются уже не столько из любви к истории, сколько на продажу, констатирует краевед. Основной «полигон» для добычи кирпича — регионы, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область: там не только богатое наследие кирпичного строительства, но и хороший спрос на материалы для дизайна интерьеров. При этом история конкретных кирпичей — откуда они взяты, какие на них клейма — чаще всего оформителей не волнует.

— Где и как достают материалы, не рушат ли ради этого памятники истории — к сожалению, никому из потребителей не интересно, закупают там, где получается, — говорит Усольцев. — Цивилизованного рынка пока нет. И это речь только о кирпичах: другие материалы — такие, как «столярка», то есть двери, окна и тому подобное, — и в наши дни безжалостно выламывают при ремонтах, как это недавно было на Плющихе, и заменяют на новодел. Сознательность заказчиков пока не дошла до того, чтобы требовать сохранения старой «столярки»: ограничиваются стилизацией, функциональность важнее. Старые двери и наличники порой используются, но опять же не по назначению, а как стенные панели и заглушки.

Впрочем, так происходит только в Москве: уже в Подмосковье на наличники существует самый прямой и недвусмысленный спрос. Их покупают, чтобы украсить дачные дома и коттеджи — те, что выполнены в более или менее традиционной эстетике.

— Дом выстроили новый в 2015 году, а наличники уж очень хотелось, чтобы настоящей деревней пахло, — рассказывает Алина, хозяйка дома в деревне Талдомского района. — На старом доме, когда мы его купили, наличников уже не было: он разваливался, кто-то еще до нас их «сдернул». Соседи подсказали, где можно купить: в Тверской области, в Кимрах, нашли по объявлению мужика, который продает наличники. У него, когда мы приехали покупать, было много комплектов — домов, наверное, с двадцати. Говорит, что покупает наличники, когда сносят старые дома, но я не очень-то верю: возможно, он «обдирает» выселенные деревни, которых тут много.

Отдельный сегмент рынка стройантиквариата — старинная фурнитура: дверные ручки, шпингалеты, кнопки звонков… На эти предметы спрос имеется, отмечает Александр Усольцев.

— Это бывает нужно реставраторам, восстанавливающим старинную мебель, — объясняет краевед. — Да и дизайнерам современных интерьеров нравится старая фурнитура: она дешевле качественной современной, а выглядит лучше. Хотя уже сейчас в Китае делают копии чего угодно за сходную цену.

Чтобы купить старую фурнитуру, не обязательно ездить по объявлениям или обращаться в фирмы: достаточно рано утром поехать на блошиный рынок (можно не на московский, а в провинцию). И будет счастье: деревенская фурнитура первой половины ХХ века представлена в изобилии. А вот с бронзовой и латунной, а также с предметами XIX века, и тем более старше, — сложно: такая фурнитура высвобождается только при сносе или реконструкции действительно исторических зданий — усадеб, храмов, доходных домов. И торговля такими предметами идет с осторожностью — через Интернет. Как и канализационными люками, например: на сетевых порталах объявлений иногда попадаются люки «Мюр и Мерилиз» и другие старинные изделия.

Читать еще:  Какую нагрузку держит кирпич

Снос на продажу?

— С одной стороны, казалось бы, для большого города мода на старинные стройматериалы — это благо, — рассказывает Александр Усольцев. — Люди научаются отличать старое от новодела и ценить аутентичные вещи. Рост такой сознательности хорош и для городского наследия: люди начинают понимать, что новоделы никогда не заменят подлинных зданий. Но нельзя забывать, что эта мода оборачивается бедой для регионального наследия: в маленьких городах и деревнях люди, стремящиеся заработать денег на чем угодно, «обдирают» все. Историческая Россия массово развандаливается, причем выносят и отдают стройматериалы на продажу сами местные жители.

Эта беда началась с эмалевых табличек-указателей, вспоминает краевед. За ними последовали дорожные знаки устаревших образцов, фонари и прочие когда-то забытые, а теперь раритетные предметы уличной обстановки. Трудно удержаться, когда табличка или знак — «ничейные», а в Москве их цена может исчисляться пятизначной суммой. Вспомним аукционы с метрополитеновскими табличками: цены в начале этого года доходили до 50 тысяч рублей.

— В городе Егорьевске давным-давно висела табличка-стрелка, — вспоминает Усольцев. — Она была никому в городе толком не нужна, пока не приехал известный дизайнер и не упер (ну, или купил у кого-то из местных) эту табличку. Через много месяцев после этого табличку увидели в интерьере, на фоне которого снимался сам дизайнер, и возмутились…

— Развитие рынка предложений по старинным кирпичам в любом случае не должно идти за счет варварского разрушения исторических зданий и архитектурных объектов культурного наследия, находящихся под охраной государства, — говорит коллекционер Владимир Смирнов. — Это неприемлемо для всех истинных коллекционеров, и, более того, они сами зачастую оказывают содействие надзорным органам в обнаружении и предотвращении подобных противоправных действий.

Однако по всей России хватает руинированных и разрушающихся строений, не стоящих на охране и не подлежащих восстановлению, говорит эксперт. Их разбирать подчас приходится — и вот тут, чтобы зафиксировать для истории «биографию» этих зданий (датировку, заказчиков строительства), пригодятся клейма на старинных кирпичах.

Очередной скандал разразился не так давно в Москве: мозаика 1960-х годов, снятая из реновированной советской промзоны, вдруг была обнаружена в интерьере новооткрытого бара в центре города. Краеведческая общественность резко разделилась по отношению к этому случаю. Одни градозащитники (их оказалось большинство) возмутились: ведь ради интерьерного дизайна изуродовали огромное мозаичное панно, изъяв из него часть без всякого разрешения. Другие же (таких меньшинство) отмечают, что произведение искусства, наоборот, получает новую — слегка постмодернистскую, но полнокровную — жизнь.

Такие конфликты, похоже, неизбежны — поскольку не только разные регионы России движутся по пути охраны наследия с разными скоростями, но и в пределах одного города бывает очень разная краеведческая сознательность. Которая, конечно, в идеале предписывает по возможности сохранять не только сами артефакты, но и их исходный контекст и расположение.

СПРАВКА «МК»

• Цены на «строительный антиквариат» в Москве, июль 2020 г.:

• Кирпич красный с клеймами — от 50 рублей за штуку

• Изразцы печные — от 200 рублей

• Бронзовые дверные ручки — от 500 рублей (СССР)

• Эмалевые таблички с надписями, в хорошем состоянии — от 2000 рублей

• Наличник деревенский резной, в хорошем состоянии — от 3000 рублей

Кирпичное клеймо «БАИ»

Кирпичная ограда Армянского кладбища.

Кирпичное клеймо «БАИ» Игорь Андреевич Киселев в работе «Датировка кирпичных кладок XVI-XIX веков по визуальным характеристикам» датирует 1840-1870 годами.

А вот, что пишет И.Н.Ржанов в книге «О кирпиче и Московских кирпичных заводах, с прибавлением о ценах некоторых строительных материалов, о ценах разных работ и, о поставщиках и подрядчиках по постройкам в Москве» 1861 года издания о кирпичном о кирпичном заводе Байдакова за Калужской заставой.

Завод Байдакова давно существует, — кирпич довольно полномерный, вырабатывается более 3 миллионов. Цена на 22 и 21 рубль.

Информация из «Акта государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при проведении работ в связи с планированием строительных работ на объекте: «Подключение к центральной системе водоснабжения и водоотведения многофункционального жилого комплекса по адресу: Москва, Воробьевское шоссе, владение 4».

Топографическая карта Москвы 1838 года выполненная корпусом топографов.

Иллюстрированный план Москвы 1852 года.

Генеральный план столичного города Москвы из атласа Зуева 1858 года. Завод Байдакова на северо-западе, — остальные четыре показанных на карте завода в процессе атрибутации.

Военно-топографическая карта Шуберта 1860 года. Москва и окрестности. Игорь Андреевич Киселев атрибутирует клеймо 1840-1870 годами, — карта 1860 года. Получается что на карте нанесен именно кирпичный завод Байдакова.

Черниговское патриаршее подворье в Черниговском переулке.

Большая Никитская улица, тылы дома 6.

Ворота Покровской церкви в Новодевичьем монастыре.

Улица Земляной Вал дом 21/2-4 строение 3. Со стороны Путейского тупика.

4-й Голутвинский переулок дом 1/8 строение 4.

Улица Маросейка дом 6-8 строение 4.

Никольская улица дом 8.

Померанцев переулок дом 38.

Улица Покровка дом 17.

Улица Станиславского дом 20 строение 2.

Средний Кисловский переулок дом 3 строение 1а.

Сверчков переулок дом 10 строение 1.

Софийская набережная дом 32 строение 1. Здание в тылах Храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.

Софийская набережная дом 34 строение 6. Здание в тылах Храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.

Софийская набережная дом 34 строение 6.

Красная площадь дом 1. Здание Государственного исторического музея.

Никольская улица дом 8/1 строение 1. Со стороны Богоявленского переулка.

Малый Предтеченский переулок дом 1/2.

Большой Саввинский переулок дом 2 строение 7.

Поварская улица дом 21/17 строение 1.

Фундамент Троицкой церкви на Ленинградском проспекте.

Подпорная стена между Большим Дровяным переулком и Малым Дровяным переулком

Улица Александра Солженицина дом 27.

Ограда Рождественского монастыря со стороны келейного корпуса.

Улица Малая Ордынка дом 38 строение 2.

Комсомольский проспект дом 7 строение 2.

Комсомольский проспект дом 7 строение 1.

Никольская улица дом 17 строение 12.

Болотная улица дом 12.

Малый Власьевский переулок дом 7а.

Улица Остоженка дом 12 строение 4.

Погодинская улица дом 2 строение 8.

Погодинская улица дом 22 строение 3. Год постройки 1900.

Лужнецкий проезд. Чеботарная башня Новодевичьего монастыря.

Кирпичи и клейма. Доклад Илатовского П. И. Часть 1.

Описание

Город Питкяранта в 19 — начале 20 вв. крупный промышленный центр. В общей сложности в городе и его окрестностях работало около 30-ти шахт, около 10-ти олово,меде,железоплавильных заводов, стекольный завод (10 млн. бутылок в год), целлюлозно-бумажный завод и др. Все они естественно с печами, на строительство и последующий ремонт которых закупался качественный кирпич. А такой кирпич, в те времена, клеймили. Это делалось для контроля качества в случае предъявления претензий потребителем.
Кирпич с клеймом — это кирпич, который был выпущен с клеймом завода изготовителя. В старину производили кирпич ручной формовки. Старинный кирпич имеет различные клейма. Они могут быть выполнены в виде символов или букв. Как правило — это сокращение инициалов хозяина завода. При строительстве казенных предприятий завод выигравший поставку мог ставить клеймо в виде двуглавого орла. Такой старинный кирпич в народе получил название — имперский кирпич. В Санкт — Петербурге встречается самое большое количество различных клейм. На кирпичах можно встретить клеймо в виде ключа, короны, орла, якоря, подковы, название рек, городов и различных фамилий. На выпускаемом заводе клеймо могло видоизменяться. Зачастую заводы переходили от одного собственника к другому. Поэтому один и тот же завод мог за свою историю выпускать разнообразные клейма. Известны случаи, когда правление кирпичного завода переходила от отца к сыну и клеймо видоизменялось с сохранением фамилии, но с изменением дизайна.
В нашем городе,в связи с богатым промышленным прошлым, клеймёные кирпичи встречаются буквально на каждом шагу.Краеведческий клуб «Оберег» ,в ходе краеведческих экспедиций, собрал коллекцию кирпичей с клеймами, найденных на территории города и его окрестностей. Эта работа — попытка создать каталог этой коллекции и определение заводов производителей и поставщиков кирпичей. Это необходимо для дальнейших исследований истории нашего края.Итак вот кирпичи имеющиеся в коллекции клуба на данный момент.

Читать еще:  Срок эксплуатации красного кирпича

Кирпич с клеймом П.Бъляева. Кирпичи произведены на заводе коммерческого советника, купца первой гильдии Петра Абрамовича Беляева, а затем его наследников под фирмой «Товарищество П.Беляева наследники». Заводов было несколько и они располагались на правом берегу реки Невы в Шлиссельбургском уезде недалеко от деревни Малое Рыбацкое. Заводы П. Беляева впервые упоминаются в конце 1840-х годов.Эти кирпичи попадаются у нас повсеместно,конкретно данный экземпляр был найден на красной глинке.

Кирпич с клеймом Т.О.С.М. Завод принадлежал Товариществу Обработки Строительных Материалов в деревне Усть-Славянка Петербургского уезда, учрежденному архитекторами А.И.Резановым, В.А.Шретером и И.С.Китнером. Кирпичный завод Н.П.Кочетова существовал на этом месте с 1853г. и проработал до конца 1880-х. когда был вынужден закрыться из-за убыточности производства по сравнению с кустарным способом обжига. Кирпич изготавливался по передовой технологии на постоянно работающей обжиговой печи. В 1876 году в справочниках упоминается как «Невский кирпичный завод». Позже в этих местах появился завод Л.Ю.Укке .Этот кирпич был найден на красной глинке.

Кирпич клеймом УККЕ. Завод принадлежал фирме «Укке и Ко», основателем которой был дворянин (из обрусевших немцев) Людвиг Юльевич Укке. Фирма владела несколькими заводами:
1) В 1888г. был куплен и перестроен кирпичный завод, ранее выстроенный в 1860-х годах Николаем Кочетовым близ села Усть-Ижора, которым впоследствии в 1870-х владело «Товарищество Общество строительных материалов». Этот завод получил название «Славянский» .
2) В 1897 году году появляется вновь выстроенный второй завод в селе Усть-Тосна, который получил название «Тосненский»..
Заводы проработали до 1917 года. Этот кирпич был найден на красной глинке.

Кирпич с клеймом Громовъ и Ко. Кирпичи произведены на заводе фирмы «Громов и Ко», исходно принадлежавшей известному купцу-старообрядцу Василию Федуловичу Громову. Затем фирма перешла к его брату Илье Федуловичу, а с 1894г. — к действительному тайному советнику и Петербургскому городскому голове Владимиру Александровичу Ратькову-Рожнову (1834-1912). Им и был построен кирпичный завод в 1896 году, который располагался в деревне Малые Пороги Шлиссельбургского уезда. По некоторым данным на его кирпичном заводе к 1916 году трудилось до 400(!) человек.Оба эти кирпича были найдены в краеведческой экспедиции в Вялимяки. Точно такие же попадались мне на острове Нурмисаари (о. Дальний около заводского). Раньше там работала пилорама Громова, для переработки её отходов производства был построен целлюлозный завод. Клейма на этих кирпичах отличаются формой рамки и шрифтом. В каталогах представлены только эти два варианта клейма.

Кирпич с клеймом Г. С. Р.(Григорий Сергеевич Растеряев). Завод был основан в конце 1850-х годов в селе Щербинка (имение «Щербинское болото») Колтушской волости близ колонии Овцино на правом берегу Невы. В конце XIX века на заводе Растеряевых работало более 250 чел. и производилось 16млн. кирпича в год. Завод проработал до 1917 года.
Этот кирпич был найден на фундаменте плавильного завода Аласавота(около тропы здоровья).

Кирпич с клеймом А.С.З. Кирпич произведен на заводе Общества Александровского Сталелитейного завода. Данный казенный завод для своих нужд имел кирпичное производство с 1897 до середины 1910-х годов под управлением Александра Александровича Баранского. Завод получил название от местности – села Александровское, которое располагалось на Шлиссельбургском тракте из Санкт-Петербурга.
Эти кирпичи встречаются на верхней обогатительной фабрике Масууни(Юляристиойя) и плавильного завода(старая кирха,конец ул.Калинина).

Кирпич с клеймом ЕВМЕНТЬЕВЪ. Завод принадлежал Александру Фаддеевичу Евментьеву и был расположен в Петербургском уезде около Ново- Саратовской колонии на правом берегу реки Невы в Уткиной Заводи. Выстроен в 1897 году и просуществовал до 1917 года. На кирпичном заводе трудилось до 200 рабочих
Найден подпирающим дверь на старой базе торга.

Кирпич с клеймом Д.М.С. Кирпичный завод, расположенный близ с.Усть-Славянка Петербургского уезда принадлежал временному купцу 2-й гильдии Дмитрию Михайловичу Соболеву и был основан в 1866 году. В 1894 году Завод был продан Д.И.Тырлову-Жданкову.
Очень часто встречается на красной глинке.


Кирпич с клеймом ТЫРЛОВЪ. Производство завода Дмитрия Ивановича Тырлова-Жданкова. Началу сети его кирпичных заводов положили завод в с.Корчмино Шлиссельбургского уезда, купленный в 1893г. у наследников Д.И.Соболева, и два завода в колонии Овцино Шлиссельбургского уезда. Впоследствии Д.И.Тырлов-Жданков открыл еще в Шлиссельбургском уезде в 1898 году завод у ст.Колпино, а в начале 1900-х — в с.Ивановское. Наконец, в 1910-х его шестой завод начал работать в Царскосельском уезде близ станции Купчино. Большинство заводов проработали до 1914-17гг. Встречаются дефекты неполных клейм.На втором фото дефект переполненного клейма.Видимо оно было двухсоставное и собрано неправильно.В результате дважды повторены буквы РЛ. Найдены на острове Нурмисаари.

Кирпичи c разнообразным исполнением клейма «МК» произведены на заводах семьи крестьян Кононовых. С 1824 года на берегах р.Ижоры рядом с селом Усть-Ижора располагалось производство акцизного крестьянина Алексея Феофановича Блинова. Затем Михаил Федорович Кононов (1797-1872) построил здесь 2 завода. Последний раз завод М.М.Кононова упоминается в справочниках за 1903г.
Найден на острове Нурмисаари.

Кирпичи с клеймом Бр.Б. Данные кирпичи были произведены на заводах семьи промышленников Байковых, которые в 1848 году купили у графа Нессельроде земли в окрестности деревень Большое, Малое и Нижнее Куземкино на берегу р.Луги Ямбургского уезда.
На смену этим заводам в начале 1880-х на мызе Приречье напротив Б.Куземкино по р.Луге приходит завод «наследников Власа Байкова» Платона и Ивана Власьевичей Байковых (клейма «Бр.Б» ).На втором фото клеймо с дефектом второго пропечатывания.
Найдены на фундаменте в районе ж.д. моста.

Кирпичи с клеймами ВМ 1901 (Валаамский Монастырь) и цифрой 5. До 1917 года на Валааме действовало около 30 производств, в том числе 2 небольших кирпичных завода. Первый из них начал работу в 1785 году.
Эти два кирпича были найдены около церкви Александра Невского (Германовский скит Валаамского монастыря)ещё до начала реставрации.Церковь была построена в 1903 г.

Кирпич с клеймом «PIETILA» относится к продукции, производившейся в имении «Петиля» (названо по имени владельца). Судя по имеющимся данным, завод «Pietilä Tegelbruk» функционировал с середины 1880-х по 1904-й год. На втором фото надпись подкрашена для лучшего прочтения клейма. Этот кирпич был найден случайно, в единственном экземпляре. Больше ничего подобного не попадалось.

Кирпичи с клеймами ЖДАНИ НОВ.ГУБ., КВ и К , VULCAN. Кирпичи произведены на заводах «К. Вахтера и Ко.» в селе Волгино на землях усадьбы Ждани Новгородской губернии. В 1880 году купец первой гильдии К.Г.Вахтер основал несколько керамических заводов. Преобразовавшись в акционерное общество в начале 1900-х, завод проработал до 1919 года, после чего был национализирован. Использовались клейма:

1) «VULCAN» — применяется при нефтяном отоплении для Сименс-Мартеновских печей;
2) «КВиКо» — рекомендован для варочных и стеклоплавильных печей.

Кирпич с клеймом PHOE NIX.Несмотря на иностранную надпись это третий тип кирпичей выпускавшихся Боровическим заводом.
3) PHOENIX — выпускался для котельных и других топок, выдерживающий температуру 1400 градусов С.
Кирпичи производства этого завода попадаются довольно часто, видимо из за более низкой стоимости по сравнению с шамотными кирпичами иностранного производства. Хотя по качеству, а соответственно и сохранности, значительно им уступают. Это пока единственный «отечественный производитель» шамотного кирпича чья продукция попадается у нас.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector