27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электричество объяснение для детей

«Такое разное электричество» Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром.

«Такое разное электричество»

Цель: обобщить и расширить знания детей об окружающем мире.

Задачи: уточнить и расширить представления детей об электричестве. Уточнить знания о том, где живет «опасное» электричество и как оно помогает человеку.

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества. Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов. Закрепить правила безопасного использования электроприборов.

2.Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемам практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызвать радость от открытий. Воспитывать умение работать в коллективе.

Билингвальный компонент: : лампочка-шамы, электроприборы- электр куралдары, , электричество – электр тогы, молния-найзагай.

Словарная работа : рационально, электрон.

Оборудование: игрушка на пульте управления, д/и «Найди пару», разрезная картинка «Лампочка» ,иллюстрации по теме занятия (виды электростанций), правила безопасного поведения в картинках, макет мини-электростанции, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности : коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком и варежка, расчески, бумажные бабочки, воздушные шары, шерстяные тряпочки ,запрещающие знаки поведения при грозе, смайлики солнышка и тучек, фигурка человечка.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться, доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

-Мне нравится, когда человек улыбается, это значит, что у него хорошее настроение.

-А что вы любите делать, когда у вас хорошее настроение? (любят играть)

-Смотрите, что я вам принесла. Игрушка с пультом управления.

-Попробуем ее включить? (не включается)

Проблемный вопрос: -Почему машинка не включается? Что случилось? (ответ детей)

-Попробуем поставить батарейку. Игрушка заработала. Почему?

Что за сила скрывается в батарейке? (электричество) на казахском языке — электр тогы.

-Правильно, когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток и она заработала.

— Ребята, а у нас в группе есть электричество?

-Как догадались, что оно у нас есть? (розетки, провода, лампочки и т.д.)

-Зачем нам электричество? Что работает с помощью электричества? (ответы детей)

Давайте вспомним, для чего нужны человеку электроприборы? (ответы детей) Поиграем в игру «Как предметы помогают человеку».

(На столе лежат карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которое показывает, для чего этот предмет нужен),

— возьмите по 1 каждый и найдите себе пару. Объясните свой выбор. ( Например: пылесос-ковер, кастрюля- плита, волосы- фен и др)

Ребята, а вы знаете, какой прибор заработал первым от электричества? (высказывают свои предположения), вот сейчас мы это и выясним.

Пригласить детей к столам. ( На столе лежит разрезанная картинка – «лампочка».)

Проблемная ситуация :- обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, что это разрезные части картинки. Возьмите каждый по одной части, попробуйте вместе собрать общую картинку. (складывают картинку)

-Что получилось? (эл. лампочка) Билингвальный компонент : лампочка-шам. Повторите .

— Для чего нужна лампочка?

-Скажите, как вы думаете, всегда ли люди использовали для освещения лампочки? (ответы детей)

Хотите узнать ? Предлагаю вам окунуться в прошлое и проследить, как люди освещали свои жилища в разное время.

— Об этом нам расскажет Ксюша. Она подготовила проект « Как появилась лампочка?».

Представление проекта ребенком, остальные дети слушают.

— Так что же было сначала, а что потом? (отвечают)

3. Физминутка «Провода». Сейчас, я вас приглашаю поиграть в игру «Провода»

Нужно выстроиться в одну линию и присесть на корточки. На одном конце провода вилка (воспитатель), на другом лампочка (последний ребенок).

Воспитатель берет за руку крайнего ребенка- вилку включили в розетку и электричество пошло по проводу. Дети по очереди встают и вновь садятся, образуя волновое движение. Когда встает последний ребенок, он поднимает руки вверх – лампочка включилась.

Лампочка выключилась — крайний ребенок опускает руки, дети делают обратное волновое движение. Электричество ушло в розетку, воспитатель отпускает руку ребенка. Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам,

Чтоб работали приборы: холодильник, мониторы, кофемолка пылесос,

Ток энергию принес!

Ребята, вы хотите узнать как электричество Б.К. электр тогы

приходит в ваши дома, в наш детский сад? Тогда, приглашаю вас за столы.

4. Новый материал : рассказ воспитателя. Показ слайдов (картинок).

— Электричество рождается на больших электростанциях (картинка №1) и по проводам(карт. №2) , спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, приходит в дома, магазины, предприятия – туда, где оно нужно. Этот провод для электричества, как дорожка.(карт.№3) Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких проволочек. Вот по этим проволочкам электрический ток попадает в розетки и выключатели. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, и чем –то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие- премаленькие частицы – электроны.

2 Так же есть гидроэлектростанции . Это электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора, вырабатывается электричество. Оно подается в специальные подстанции, а от них потом также по проводам ток бежит туда, где без него не могут обойтись. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища.

3 Ветряные электростанции . В.Э. производят электричество за счет энергии перемещающихся воздушных масс – ветра.

4 Солнечные электростанции, атомные электростанции . Но обо всем этом подробнее вы узнаете, когда пойдете в школу.

-Скажите, а для чего еще люди используют электричество, кроме освещения помещения? (ответы детей: для пользования электроприборами) электр куралдары

Электроприборы в нашей жизни стали нашими помощниками. Но также они могут принести и вред, если мы, люди, не будем выполнять правила обращения с электроприборами.

— Давайте вспомним их. На столах лежат картинки, рассмотрите их. Сформулируйте основные правила безопасности при работе с электроприборами.

1. Нельзя брать руками за провод, можно брать в руки только вилку.

2.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.

3.Нельзя одновременно включать сразу все приборы, может произойти замыкание.

4.Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.

5.Уходя из дома необходимо выключить все электроприборы.

6.Нельзя использовать прибор, если поврежден его кабель.

7.Не касайтесь руками оголенных проводов.

8.НЕ оставляйте включенные электроприборы без присмотра.

9. Не заливай водой горящие электроприборы.

10.Не играй с розетками.

11.Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствии.

4. А вы знаете, ребята, что люди научились приручать электричество и даже прятать его в специальных «домиках»: аккумуляторах, батарейках – их называют элементы питания. (показать картинку) Мы сейчас с вами проверим: правда ли электрическая система может работать от обычных батареек. Убедимся , что в них живет электричество.

Опыт с макетом: электрическая цепь.

Рассмотрите, что вы видите? Как вы думаете, что должно произойти, что мы можем увидеть? (ответы детей)

-1.Включаем (не работает) –Почему?

-Что нужно для того, чтобы лампочка загорелась?

-2.Подсоединяем провода к батарейке. Что произошло? Почему?

-Зачем нужны выключатели? (для рационального (экономного) использования электроэнергии.

— А кто из вас знает, для чего люди используют эти «домики» для хранения электричества? — Где их применяют? (фотоаппарат, фонарики, пульт управления…)

-Электричество, которое находится в батарейках называется – статическое.

Оно безопасно для людей.

-Есть еще одно тихое, неопасное, незаметное эл-во, которое живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть .

Знаете, что это такое? Хотите узнать?

Приглашаю вас в страну «волшебных предметов».

Разделитесь по 4 человек и подойдите к столам. (делятся на подгруппы)

На каждом столе лежат схемы – помощники, согласно которым вы будете следовать. И если вы все выполните верно, то сможете поймать то самое электричество, про которое я вам говорила и поиграть с ним.

На столе пластмассовые палочки/ расчески и бумажные бабочки, схема.

Воздушные шарики, схема.

Коробка с пенопластовыми шариками, стекло, варежка.

Вывод: – Расскажите, что у вас получилось? Как предметы(бумага/ шарики) стали волшебными? (наэлектризовались) Почему?

— Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде- повсюду и появляется оно при трении двух разных предметов. Электричество может притягивать, двигать предметы.

Называется оно также – статическое.

-А еще есть электричество, которое создает природа. Как вы думаете, о чем я говорю? (молния) На каз. языке молния будет — найгазай

Читать еще:  Магнитный сварочный зажим массы

Молния – это сильный электрический заряд, который исходит из облака в направлении другого облака или в направлении земли.

Управлять молнией невозможно, но можно себя обезопасить, если соблюдать некоторые правила безопасности:

Во время грозы выключите приборы из розетки

Не разговаривайте по мобильному телефону

Держитесь подальше от водоемов

Не прячьтесь под одиноко стоящим деревом

Не катайтесь на велосипеде или самокате.

5. Итог занятия :Обратная связь

О чем мы с вами говорили сегодня?

-Кому что запомнилось?

Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет.Если вам понравилось наше занятие, то вы возьмете лампочку, которая улыбается. А если нет, то лампочку, которая со знаком вопроса. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет.

Благодарю за выбранные фишки.

Хочу закончить занятие стихотворением:

Электричество, все знают, — это очень хорошо

Если правильно все делать – благо нам несет оно.

Если ж правила нарушишь-

Будет много разных бед.

Соблюдай ты все советы

И не нарушай запрет!

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром

На тему: «Такое разное электричество»

В подготовительной «Б» группе.

Воспитатель: Нагайченко Инна Васильевна

Опыты с электричеством для детей: охранная сигнализация своими руками

Физика электричества: как работает электрический ток

Если вы когда-нибудь смотрели на некое электронное устройство и задавались вопросом «Как оно работает?» и «Могу ли я сделать это сам?» — или если ваш ребенок уже вырос из электронного конструктора «Знаток» и готов двигаться дальше, книга «Электроника для детей» — то, что вам нужно, особенно таким дождливым летом, как нынешнее. Если вы в детстве с упоением разбирали радиоприемник, а сейчас ваш сын спрашивает, как устроен компьютер, эта книга для вас. Отрывок, который мы публикуем сегодня, даст детям первое представление об электричестве и поможет собрать первое собственное устройство — охранную сигнализацию.

Прежде чем мы приступим к опытам с электричеством — немного физики. Как электричество заставляет лампочку гореть? Здесь действует сочетание четырех понятий. Это:

Что такое электрон

Все, что нас окружает, состоит из атомов — частиц настолько малых, что разглядеть их можно только с помощью особого типа микроскопа. Но сами атомы состоят из еще меньших частиц — протонов, нейтронов и электронов.

Протоны и нейтроны образуют ядро атома (его центр), а электроны вращаются вокруг этого ядра, как планеты вокруг Солнца. Протоны и электроны несут электрические заряды, протоны имеют положительный заряд, а электроны — отрицательный.

Именно поэтому электроны удерживаются в атоме: положительный и отрицательный заряды притягивают друг друга подобно разноименным полюсам магнитов.

Некоторые вещества обладают проводимостью: если воздействовать на них энергией (например, запасенной в батарейке), то электроны в них начинают перемещаться от атома к атому!

Напряжение заставляет электроны двигаться

Присоединив к лампочке батарейку, вы подали на нить лампочки напряжение. Это напряжение, измеряемое в вольтах (В или V), толкает электроны в одном направлении, заставляет их двигаться по нити. Чем оно выше, тем больше электронов будет передвигаться по нити.

Представьте себе нить в виде трубы, целиком заполненной шариками. Если с одного конца трубы втолкнуть шарик, с ее противоположного конца тут же без всякой задержки выпадет другой шарик.

Чем больше шариков вы будете заталкивать в один конец трубы, тем больше их будет выпадать из другого. Именно так ведут себя электроны в нити накаливания лампочки, когда на нее подается напряжение.

Электрический ток

Электрический ток — это течение потока электронов по нити лампочки. Вы могли слышать слово течение применительно к реке: «У этой реки сильное течение». Это значит, что по реке протекает много воды. Электрический ток подобен этому течению: если говорят «сильный ток», это значит, что по проволоке протекает много электронов.

Сила тока измеряется в амперах (А). При увеличении напряжения в цепи увеличивается и сила тока. Как вода течет по склону под действием силы тяготения, так ток течет от положительного вывода батарейки (+) к отрицательному (—). При этом сами электроны движутся в противоположном направлении — от отрицательного вывода к положительному. Однако применительно к току всегда говорят, что он течет от плюса к минусу.

Сопротивление уменьшает силу тока

Напряжение заставляет электроны двигаться и тем самым создавать электрический ток, а сопротивление препятствует этому току. Это подобно игре с садовым шлангом: если сжать его, сопротивление потоку воды увеличится и поток ослабнет, т. е. воды станет протекать меньше. Но если открыть кран еще больше, увеличится давление (это будет подобно повышению напряжения), и поток воды увеличится, даже если шланг останется сжатым в той же степени. Сопротивление в электричестве действует подобно сжатию шланга, а измеряется оно в омах (Ом или Ω).

Теперь я объясню вам, как электроны, ток, напряжение и сопротивление действуют вместе, заставляя светиться лампочку.

Зажигаем лампочку

Концы нити накаливания лампочки соединены с деталями ее цоколя: один — с боковой поверхностью его корпуса, другой — с центральным контактом. Когда вы присоединяете лампочку к батарейке, вы создаете то, что называется электрической цепью. Цепь — это путь, по которому ток может течь от плюса батарейки к минусу.

Создаваемое батарейкой напряжение заставляет электроны двигаться по цепи, частью которой является нить накаливания лампочки. Нить обладает сопротивлением, ограничивающим силу тока в цепи. Когда электроны преодолевают сопротивление нити, она становится такой горячей, что начинает светиться, т.е. испускать свет.

Чтобы батарейка могла заставить электроны двигаться, цепь между ее выводами не должна иметь разрывов, т. е. должна быть замкнутой.

Чтобы электричество могло работать, всегда необходимы замкнутые цепи. Достаточно разомкнуть цепь — создать в ней хоть один разрыв в каком-либо месте, и лампочка сразу погаснет! Давайте рассмотрим электрические цепи более подробно.

В чем электрическая цепь подобна системе труб

Давайте продолжим рассматривать электричество, сравнивая его с течением воды в трубах. Представьте себе систему труб в виде замкнутой петли с насосом, которая целиком заполнена водой. В одном месте эта система имеет сужение.

Насос играет роль батарейки, которая питает цепь энергией. Сужение в трубе уменьшает поток воды. Так же действует сопротивление в электрической цепи.

Теперь вообразите, что вы можете ввести в эту систему труб некое измерительное устройство, которое позволит определять количество воды, протекающей через него за одну секунду. Обратите внимание, что здесь я говорю лишь о том, сколько воды протекает через одно случайно выбранное место в трубе, а не об общем количестве воды в трубах. Точно так же мы будем говорить о силе тока в цепи: сила тока — это количество электронов, протекающих через определенную точку цепи в секунду.

Знакомьтесь: выключатель

Вы пользуетесь выключателями каждый раз, когда зажигаете или гасите свет. Когда свет в комнате горит, выключатель составляет часть замкнутой цепи, раз по лампе проходит ток. Но что происходит, когда выключатель размыкают? Происходит то же самое, что при разъединении провода в цепи: ток через лампу прерывается, и лампа гаснет, так же как в разомкнутой цепи, показанной выше.

Вокруг себя вы можете найти самые разные выключатели, и это очень простые устройства. Они соединяют два провода, чтобы замкнуть цепь, и разъединяют их, чтобы разомкнуть ее. Даже зная лишь это, можно создавать неплохие схемы, чем мы и собираемся заняться.

Проект: охранная сигнализация

Выключатель можно сделать из самых разных вещей — даже из двери. В этом проекте вы превратите дверь в огромный выключатель, чтобы создать охранную сигнализацию, которая будет издавать предупредительный сигнал каждый раз, когда кто-нибудь попытается войти в комнату.

Чтобы создать такую сигнализацию, нужно прикрепить к двери несколько проводов и полоску алюминиевой фольги таким образом, чтобы при закрытой двери цепь была разомкнутой и ничего не происходило, а при открывании двери цепь замыкалась, включая зуммер.

Над дверью мы повесим оголенный (неизолированный) провод, а на верхний край двери наклеим полоску фольги и соединим эти элементы с разными концами электрической цепи, в состав которой входит зуммер. При открывании двери свисающий оголенный провод коснется фольги и тем самым замкнет цепь, заставив зуммер звучать.

Материалы и инструменты:

  • Зуммер. Зуммеры бывают пассивными и активными. Пассивным нужен входной сигнал звуковой частоты, а активным — только напряжение. Для этого проекта вам понадобится активный зуммер, который работает от напряжения 9–12 В (например, KPIG2330E от KEPO. Подойдет также зуммер, который продается в магазинах автозапчастей под названием «Индикатор звуковой (повторитель)» или «Звуковой повторитель поворотов», рассчитанный на напряжение 12 В).
  • Стандартная батарейка 9 В для питания цепи.
  • Разъем для подключения батарейки к цепи (колодка или клемма для «Кроны» с проводами).
  • Алюминиевая фольга.
  • Неизолированный провод. Подойдут гибкая медная проволока без изоляции (не перепутайте с обмоточным эмалированным проводом, такой не годится), старая гитарная струна или что-нибудь подобное.
  • Лента для крепления всех элементов. Это может быть изолента, скотч и т.п.
  • Кусачки (бокорезы) для обрезания проволоки и удаления изоляции с проводов.
  • Ножницы (не обязательны). Ими удобно резать фольгу.
Читать еще:  Ветрогенератор своими руками чертежи изготовление

Шаг 1. Проверка зуммера. Прежде всего проверьте, работает ли зуммер. Прижмите его красный провод к положительному (+) выводу батарейки, а его черным проводом коснитесь ее отрицательного (—) вывода. Зуммер должен издать громкий звук. Если отсоединить любой из его проводов от батарейки, звук должен прекратиться, поскольку цепь будет разомкнута.

Шаг 2. Подготовка фольги. Отрежьте ножницами полоску фольги шириной около 2,5 см и длиной во всю ширину рулона.

Шаг 3. Закрепление фольги на двери. Закрепите оба конца полоски фольги на верхнем крае двери двумя кусочками клейкой ленты. Эта полоска будет служить контактом для проводов от батарейки и зуммера.

Шаг 4. Подготовка контактного провода. Возьмите кусок неизолированного провода длиной около 25 см.

Шаг 5. Соединение зуммера с контактным проводом. Соедините один конец контактного провода с оголенным концом черного провода разъема для подключения батарейки. Сделать это просто: скрутите вместе неизолированные концы этих проводов и обмотайте скрутку куском изоленты.

После этого тем же способом соедините красный провод разъема для подключения батарейки с красным проводом зуммера.

Шаг 6. Установка зуммера и контактного провода. Теперь установите зуммер и контактный провод над дверным проемом. Сначала клейкой лентой прикрепите контактный провод к притолоке двери таким образом, чтобы, когда дверь закрыта, он свисал перед дверью, а при ее открывании ложился на полоску фольги.

Теперь клейкой лентой закрепите над притолокой зуммер так, чтобы его черный провод мог касаться полоски фольги на двери. Неизолированный конец этого провода прикрепите клейкой лентой к фольге.

Шаг 7. Подключение источника питания. Закрепите над дверью батарейку и подключите к ней разъем. Теперь ваша сигнализация должна выглядеть примерно так:

Шаг 8. Проверка сигнализации. Проверьте работу сигнализации. При открывании двери оголенный контактный провод должен коснуться фольги на двери, включив тем самым зуммер, который издаст громкий звук. Чтобы проверка была более достоверной, попросите кого-нибудь другого открыть дверь.

Шаг 9. Если сигнализация не работает. Если при открывании двери зуммер не включается, надо попытаться отрегулировать положение контактного провода так, чтобы при открывании двери он точно касался фольги. Если касание происходит правильно, попробуйте заменить батарейку. Если и это не поможет, проверьте соединения проводов разъема батарейки с проводами схемы и, если понадобится, выполните их заново.

Почему человек бьется током? Клуб почемучек

Давайте начнем рассказ с простого физического опыта.

ИГРА 2. Электрорыбалка

На этом же принципе основана игра в рыбалочку. Для нее понадобятся пластмассовые ручки или линейка и мелкие разноцветные бумажки. Задача ребенка — выловить всех рыбок только с помощью ручки или линейки. А для этого ее надо периодически наэлектризовывать, потерев об одежду. Если играют двое, то можно ловить рыбки каждый своего цвета.
В общем, принцип тот же, что и во всем известной магнитной рыбалке. Только теперь мы для ловли «рыбы» используем силу статического электричества.

Надеюсь, Диме и Дениске понравился мой ответ? На следующем занятии мы будем разбирать вопрос: » Откуда на окнах морозные узоры? «
А чтобы я ответила на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!

10 комментариев:

В центре атома всё-таки не протон, а ядро. В нём столько же протонов, сколько электронов в атоме.

Согласна — вы правы 🙂 Хоть я и старалась упрощать модель для детского понимания, но тут у меня явный перебор. Спасибо за замечание! Текст подправила.

Таня, спасибо за очень интересный ответ! Диме покажу наглядно теперь. Про муку и машины так интересно! А вот про ручки и игру я сразу вспомнила Мы в школе так же забавлялись)))

Женя, очень рада, что понравилось) А про машины — это я как раз нашла специально для Димы 🙂 Я как раз подумала, что ему эти факты будут интересны, зная вашу любовь к механизмам 🙂
Насчет игры — похоже, я одна в школе мимо нее прошла)))

И мне очень понравилось. И бой, и рыбалка.
И недовольное лицо котейки))))
И осьминожка — просто супер!

Рада, что интересно:) А кот, действительно, был очень недоволен. Он у нас и так расчесываться не любит, а тут еще искры и треск)))

О! Как вовремя для нас эта тема! Спасибо!

Здорово, что попала в нужный момент 🙂

Ой, здоровские опыты, спасибо!

Занимайтесь на здоровье! 🙂

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в «Подписи комментария» профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя — оно отобразится в подписи.

«Чудеса с электричеством»

Представляю краткосрочный проект «Чудеса с электричеством» (занимательные опыты со статическим электричеством), который был реализован в рамках дополнительного образования (кружок) естественно-научной направленности «Опыты и эксперименты».

Просмотр содержимого документа
«»Чудеса с электричеством»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

«ДЕТСКИЙ САД №10 «Радуга»

«Чудеса с электричеством»

Занимательные опыты со статическим электричеством

Автор: Венгрус Тимофей

«Чудеса с электричеством»

Занимательные опыты со статическим электричеством

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный с 10.04.2017г. по 14.04.2017г.

Автор проекта: Венгрус Тимофей

Руководитель проекта: Нефёдова Александра Викторовна

Актуальность: Однажды, в детском саду, после дневного сна, воспитательница расчесывала девочек и их волосы стали «прилипать» к расческе, как к магниту. Мне стало интересно и я спросил: «Что это за фокус?» Мне сказали, что волосы у девочек наэлектризовались, получили электрический заряд! Но, к ним же ничего не подключали! Я знаю различные электроприборы: стиральные машины, телевизоры, фен, ингалятор. Они работают тоже от электричества. Я знаю, что электричество очень опасно и шутить с ним нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но оказывается, что есть статическое электричество — неопасное, тихое, незаметное. Интересно, как же его можно получить?

Цель: изучить причину образования статического электричества.

Объект исследования: статическое электричество.

Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.

Предметы электризуются, если их потереть друг об друга, образовывая статическое электричество.

Все наэлектризованные тела притягиваются друг к другу.

Узнать, что собой представляет статическое электричество.

Выяснить причину возникновения статического электричества.

Провести опыты со статическим электричеством.

1. Изучение литературы, просмотр мультфильмов и научно-познавательных передач.

2. Беседа с родителями и воспитателем.

3. Проведение экспериментов.

Теоретическое исследование проблемы

— что такое статическое электричество;

— причины возникновения статического электричества.

— просмотр мультфильмов «Фиксики», «Смешарики»;

— просмотр научно-познава-тельной передачи «Почемучка»;

— чтение энциклопедии «Мир вокруг нас»;

— спросил у родителей и воспитателя.

Практическое исследование проблемы

— какой материал, при трении может электризоваться;

— причины возникновения статического электричества;

— все ли вещества электризуются;

— может ли вода обмениваться электронами.

Практическое использование результатов исследования.

— познакомить со статическим электричеством ребят группы.

— демонстрация занимательных опытов.

1 этап. Теоретическое исследование проблемы.

Что такое статическое электричество и

причины возникновение статического электричества.

Что же такое статическое электричество? Ответить на этот вопрос я попросил маму. Она спросила у воспитателя и взяла интересную энциклопедию в детском саду. Мы с ней стали читать ее и рассматривать иллюстрации вечером дома. Папа зашёл в интернет, нашел там интересную детскую передачу «Почемучка». А ещё я смотрел мультфильмы «Фиксики» про электричество и «Пин-код» («Смешарики»). И вот что я узнал.

Любой предмет живой или неживой природы состоит из различных веществ. А каждое вещество, в свою очередь, из мельчайших частиц, которые можно рассмотреть только под микроскопом — это атомы. Основную массу атома представляет ядро, внутри которого находятся частицы двух видов. Одни из них имеют положительный заряд — это протоны, а вторые — нейтроны, эти частицы не имеют заряда. Вокруг атомного ядра вращаются электроны, обладающие отрицательным зарядом. В обычном состоянии количество протонов соответствует такому же количеству электронов, и атом в этом случае, является нейтральным. Атом может терять электроны и становиться положительно заряженным. А если получает электроны — то становится отрицательно заряженным. Одинаковые по знаку заряды – отталкиваются друг от друга, а разные – притягиваются. Электроны могут перемещаться от одного атома к другому. И когда на поверхности одного атома становится больше отрицательных частиц, а другого меньше и образуется статическое электричество. Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, т.е. когда нет тока – это «отдыхающее» электричество.

Читать еще:  Бизнесплан салона красоты пошаговая инструкция

Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.

Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).

2 этап. Практическое исследование проблемы.

Чтобы понять, как получается статическое электричество, необходимо провести опыты. В этом мне помогла Александра Викторовна, воспитатель, которая показывает нам опыты и эксперименты. Она подобрала опыты и необходимый материал. И мы приступили к интересным исследованиям.

Опыт «Статическое электричество»

Цель. Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.

Материал и оборудование:

Два воздушных шарика

Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара. Поднесём их друг к другу. Что происходит? Они отталкиваются друг от друга именно той стороной, которой были натёрты об шерсть.

Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит? Шарик притянул волосы к себе.

Положим алюминиевую банку на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы или шерстяную ткань. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит? Банка начинает катиться за шариком.

Натирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно. (Приложение 1)

Опыт «Понятие об электрических зарядах»

Цель: показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

Материал и оборудование:

Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например – шерсть или волосы, которые очень легко теряют свои электроны. Когда мы трём шарик об шерсть происходит разделение электрических разрядов, шерсть отдаст свои электроны, электроны перебегут на шарик и он станет отрицательно заряженным. Если этот шарик поднести к нейтральным предметам (которые не натирали), электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на другую сторону предмета. Поэтому та сторона предмета, которая ближе к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить обратно с шарика на предмет, тогда шарик и предмет перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. (Приложение 2)

Опыт «Танцующая фольга»

Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Материал и оборудование:

Тонкая алюминиевая фольга.

Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?

Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, другая сторона полоски – отрицательно. Положительно заряженная сторона полоски притягивается к отрицательно заряженной расческе. Так фольга «танцует»

Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. (Приложение 3)

Опыт «Прыгающие хлопья»

Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Материал и оборудование:

Чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев.

Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?

В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. (Приложение 4)

Опыт « Гибкая вода»

Цель: узнать, что в воде электроны свободно перемещаются.

Материал и оборудование:

Раковина и водопроводный кран.

Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться. (Приложение 5)

Опыт «Электрический спрут»

Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.

Макет спрута из бумаги

Из тонкой бумаги отрезали полоску и нарезали 8 полосок-щупалец. Хорошенько погладили спрутика шерстяным шарфом. Наэлектризованного спрута подняли и скрутили в кольцо не разрезанную сторону листа. Щупальца растопырились в стороны! Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватят! Почему так происходит?

Вывод: «щупальца» спрута получили отрицательно заряженные частицы, поэтому оно отталкиваются друг от друга. (Приложение 6)

Практическое использование результатов исследования.

Теперь я знаю, что такое статическое электричество и как оно образуется. Я подтвердил свою гипотезу о том, что статическое электричество образуется, если потереть предметы друг о друга. Но, мои опыты опровергли предположение, что все наэлектризованные предметы притягиваются друг к другу. Мне удалось выяснить, что притягиваются только предметы с разноименными зарядами, а с одноименными – отталкиваются.

Теперь знания и умения я применяю при показе друзьям фокусов с наэлектризованными предметами – «Волшебный шарик», «Живые волосы», «Электрический спрут», «Гибкая вода» (Приложение 7)

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2016

Материалы сайтов Интернета:

http: // ru. wikipedia. org/wiki/ Статическое электричество

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×