0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Холст для живописи грунтовка

Технология подготовки холста для масляной живописи

В художественных салонах существует богатый выбор загрунтованных холстов разных размеров, натянутых на подрамник.

Упакованные в красочную вакуумную упаковку, они имеют прекрасный товарный вид. Но так ли они хороши на самом деле?

Если присмотреться внимательно, мы увидим ряд существенных недостатков, которые не позволят нам их использовать для профессиональной работы.

Во-первых, уже сам подрамник порой вызывает сомнения. Очень часто он поведён винтом, а сочленения склеены наглухо, что недопустимо. Особенно ужасной бывает натяжка. Нити не параллельны краям подрамника, гвозди (или скобы) забиты бессистемно и вразнобой. Очень часто производитель не стесняется сдавать товар, где в углах подрамника, холст уже успел дать существенные складки. Проклейки и грунт наносятся так же бессистемно. Нередки случаи, когда для ускорения просушки слоёв в грунт вносятся сомнительные химикаты, которые впоследствии не дают красочному слою полноценного скрепления с холстом. В наше время широко используется акриловый грунт. Для «родственной» акриловой живописи он очень хорош. Но масляные краски имеют абсолютно другую природу, и с ними акриловый грунт не имеет никакой связи. Уже на ощупь становится понятно, что грунт скользит, и масляную краску он не держит.

ПОДРАМНИК. Прежде всего нужно правильно выбрать подрамник. Он должен быть прочным, желательно не тяжёлым. И обязательно разборным. Склеивание пазов категорически не допускается. Холст очень подвержен изменениям влажности, и подвижное соединение пазов обеспечивает возможность регулировать его натяжение при помощи специальных клиньев. Проверьте внимательно, не поведён ли подрамник винтом, из сухой ли сосны он изготовлен. Обязательно нужны скосы или округлый бордюр по краю подрамника, чтобы картинная плоскость ни в коем случае не примыкала к дереву. Любой серый налёт – это тревожный сигнал. Производители подрамников говорят, что это, мол, не плесень, «только дерево на воздухе полежало». Это верно лишь отчасти. Если Вы абсолютно уверены, что Ваша работа ВСЕГДА будет храниться в идеальных условиях, то проблем нет. Но помните, что любое неблагоприятное изменение влажности запустит в серых местах процесс гниения. А холст заражается мгновенно, и без помощи реставратора вам тогда вряд ли удастся обойтись. Наилучшие подрамники производятся в Черногории, в городе Спуже, в маленькой домашней мастерской Николы Кнежевича по прозвищу Гаро («Брюнет»). Неплохие подрамники продаются в парижском магазине “Passage Cloute” на rue des Boulets. В нашей стране я предпочитаю мастерскую в Переславле Залесском. Реставраторы советуют протирать подрамник олифой, все грани, за исключением той, что примыкает к картинной плоскости. Эта процедура не только защитит от гниения, но и от влажности. Подрамник не поведёт винтом. Внимательно измерьте линейкой или шнуром диагонали подрамника, иначе ваш холст будет иметь не прямоугольную, а ромбовидную конфигурацию. Помимо эстетического дефекта, неправильная форма подрамника скажется на качестве натяжки холста.

НАТЯЖКА ХОЛСТА. Прежде всего Вам необходимы специальные деревянные или металлические клещи с максимально широким захватом. Руками натягивать холст бесполезно. Получится слабо и, главное, неравномерно. Реставраторы предпочитают большие деревянные клещи, потому что дерево не травмирует холст. Также приготовьте гвозди мелкого размера. В наше время стало модно пользоваться степплером. Гвозди предпочтительнее, так как при натяжке необходимо холст фиксировать точечно. Скобы степплера Вам это не дадут сделать. У них, в свою очередь, есть своё веское преимущество – они тонкие и не рвут нити холста. Так что выбирайте. Отрежьте холст острыми ножницами. Тупые ножницы оставляют лохматые края, торчащие нитки потом едут и тянутся. С каждой стороны запас холста нужен не менее 3 сантиметров. При натяжке каждый край холста Вам придётся складывать. Так эстетичнее, а, главное консервируется край холста. В этом случае он никогда не разлохматится. Вначале следует натянуть углы. Фиксируете сначала один угол 2 гвоздиками с одной грани угла и с другой. Клещами тянете одну из прилегающих сторон холста к следующему углу. Выберите удобную для вас горизонтальную нитку, чтобы она по всей длине точно соответствовала краю подрамника. Это поможет Вам избавиться от перекоса холста по отношению к подрамнику. Советую по всей длине нитку отметить карандашом. Когда Вы будете натягивать стороны, это поможет проследить уровень натяжки, чтобы не перетянуть и не недотянуть холст. То же самое делаете с другими углами и сторонами. Итак, углы натянуты. Далее холст натягивается крест-накрест. Выбираете одну из сторон холста и фиксируете тремя гвоздями середину. Почему три гвоздя? Когда Вы потянете холст с противоположной стороны, если он закреплён одним гвоздём, то может надорваться. Три гвоздя напротив должны точно по ниткам соответствовать гвоздям с противоположной стороны. Далее Вы двигаетесь от центра к углам попеременно с каждой стороны. Повторюсь, что гвозди набиваются попарно точно напротив. Для качественной натяжки Вам придётся от каждого гвоздя прослеживать нитку до противоположной стороны и там точно забивать гвоздь. Это занимает время, но обеспечивает качество. Натягивать холст слабо не имеет смысла – он провиснет. Натягивать «изо всех сил» тоже не рекомендую. Во-первых подрамник может приобрести вогнутую форму. Во-вторых, при излишнем натяжении в тех местах, где забиты гвозди, холст может поехать и даже порваться. А это уже проблема.

КЛЕЙ. Разумеется, самый лучший клей – осетровый. Но в наше время это такой же деликатес, как чёрная икра. Поэтому не грех воспользоваться более доступным пищевым желатином. Пропорция сухого клея к воде – 8-10 %. Если, например, у Вас 40 грамм желатина, значит, Вам понадобится пол литра воды. Замочите желатин на 40 минут. Затем варите его на водяной бане, помешивая, до тех пор, пока он полностью не растворится. Добавьте антисептик. Очень сильный антисептик – пентахлорфенолят натрия. Но он ослабляет действие клея. За неимением лучшего часто пользуются порошковым стрептоцидом из аптеки. Это хороший антисептик. Но он не удобен в приготовлении – с трудом растворяется в кипящей воде. Реставраторы говорят, что оптимальный вариант – катамин. Им они и пользуются.

ПРОКЛЕЙКИ. Из инструментов Вам понадобится шпатель, а также флейцевая кисть или густая сапожная щётка. Я лично предпочитаю шпатель шириной 50 см и густую сапожную щётку, в которой пучки волоса вклеены в шахматном порядке. Дождитесь пока приготовленный клей немного остынет. Советую поймать тот момент, когда клей только-только из жидкого становится желеобразным. Если клей будет слишком жидким, есть опасность, что он не закроет дырки холста ( а это – главная цель проклейки), а то, ещё доброго, впитается в холст насквозь. В этом случае ваша работа будет запорота. Если вы упустите момент, и клей станет чересчур густым, он ляжет на холст неравномерно, наростами, и, кроме этого опять-таки не закроет все дырки. Слишком много на щётку клея не берите. Наносите клей равномерно. И сразу по всей плоскости холста снимите клей шпателем. На холсте должно остаться минимальное количество клея, необходимое лишь для того, чтобы закрыть дырки. Дождитесь полного высыхания клея. Оптимальное время – сутки. Тщательно прошкурьте холст мелкой наждачной бумагой. Для второй проклейки разбавьте имеющийся клей, предварительно растопив его, ровно пополам, чтобы получилась концентрация в 4-5%. Многие советуют добавлять в этот момент мёд в качестве пластификатора. Я считаю, что перегружать грунт компонентами не полезно. Моя практика показывает, что, если грамотно наносить клей тонким слоем и тщательно счищать шпателем, переклейки холста не происходит, и, следовательно в пластификаторе нет нужды. Для второго слоя не нужно превращать клей в желе. Его нужно использовать в жидком виде но, естественно не горячим. Нанесите второй слой так же быстро и равномерно. Снимите излишек клея шпателем, даже если на первый взгляд, слой получился не очень толстым. В принципе, если всё было сделано правильно, 2 проклеек достаточно. Коли есть сомнения, можно нанести ещё один слой той же концентрации, или, разбавив ещё раз пополам до 2,5% ГРУНТ. Для приготовления грунта Вам необходим ещё один компонент – мел или цинковые белила. Белила следует замочить отдельно в воде минут на сорок. А затем добавить в растопленный клей. Есть вариант добавить белила большой концентрации в 5% клей. Лично я придерживаюсь другого правила. Добавляю растворённые белила в умеренном количестве в клей малой концентрации 3-2,5%. Это позволяет нанести грунт равномерно, в 2-3 слоя. Растворяя белила в клее, имейте в виду, что излишнее количество белил на клей малой концентрации сделает грунт хрупким. Клей не будет «держать» грунт, и впоследствии он осыпется. Грунт наносится в жидком виде, тонким слоем и также счищается шпателем. Для окончательной просушки Вам потребуются сутки. Технологический смысл грунта – масло из красочного слоя должно войти в грунт, и тем самым связать их между собой. Если из свежего грунта не испарилась вода, значит, «место» для масла занято, и сцепления не произойдёт. То-есть красочный слой с поверхности холста просто отшелушится. Чтобы просушить грунт, не оставляйте его стоять на полу – сквозняк, стелющийся по полу чрезвычайно опасен. Лучше всего поставить Ваш холст на стеллаж или на табуретку. Это относится и к хранению уже написанных картин. Подготовка холста к масляной живописи требует времени и внимания. Если Вам это окажется не под силу, советую обратиться к живописи акриловыми красками. Говорят, что это технология будущего.

Читать еще:  Только грунтовка металлических ворот

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Коллекция книг о живописи и искусстве

Для учащихся в художественных учебных заведениях

  • Главная
  • Каталог книг
  • Учимся рисовать
  • Биографии
  • Статьи об искусстве
  • Ищу книгу

Содержание:

  • Предисловие
  • Применение различных материалов в пейзажной живописи
  • Основа под живопись
  • Холст
  • Подрамник
  • Натягивание холста на подрамник
  • Увлажнение холста
  • Проклеивание холста, 1 часть
  • Проклеивание холста, 2 часть
  • → Грунтовка холста, 1 часть
  • Грунтовка холста, 2 часть
  • Грунтовка холста, 3 часть
  • Грунтованные холсты фабричного изготовления
  • Холст на картоне
  • Картон
  • Текстолит
  • Фанера
  • Доски
  • Тонирование грунта
  • Масляные художественные краски
  • Белые красящие вещества
  • Жёлтые красящие вещества
  • Красные красящие вещества
  • Синие красящие вещества
  • Зеленые красящие вещества
  • Фиолетовые красящие вещества
  • Коричневые красящие вещества
  • Черные красящие вещества
  • Палитра красящих веществ
  • Масла, применяемые при изготовлении красок
  • Способы самостоятельного приготовления масляных красок
  • Выбор красок
  • Смешивание красок
  • Корпусные и лессирующие краски
  • Краски для работы при сильном морозе
  • Лаки
  • Разжижители масляных красок
  • Художественные принадлежности
  • Рисунок и его значение в пейзажной живописи
  • Материалы для рисунка, часть 1
  • Материалы для рисунка, часть 2
  • Материалы для рисунка, часть 3
  • Техника рисунка
  • Рисунок в творчестве некоторых известных художников
  • Этюд, часть 1
  • Этюд, часть 2
  • Техника современной пейзажной живописи

Грунтовка холста, 1 часть

Грунтом для живописи называют пигментированный слой определенного состава, нанесенный на поверхность основы для придания ей необходимых для работы красками физико-механических и оптических свойств. К первым относятся: фактура поверхности, структура слоя грунта, прочность, эластичность и характер сцепления слоя грунта с основой и красочным слоем, наносимым на его поверхность. Под оптическими свойствами грунта понимаются цвет, светоотражающая способность поверхности и светоустойчивость грунта.

Льняной холст, не покрытый грунтом, неприемлем для непосредственной работы на нем масляными красками, так как он обладает слабыми светоотражающими свойствами, несветопрочен. Его рыхлая, подвижная поверхность плохо принимает краску и неудобна для работы; связующее вещество из красок впитывается тканью и, окисляясь, разрушает холст, одновременно разрушается и краска, утратившая свое связующее вещество. Во избежание этого холст проклеивают и покрывают слоями грунта.

К холсту, подготовленному для живописи масляными красками, предъявляются определенные требования. Вот основные из них:

  1. Нужно, чтобы слой грунта был достаточно тонким, прочным и эластичным и служил надежным фундаментом для наносимых слоев красок; он должен хорошо противостоять всем физико-механическим воздействиям, неизбежным в процессе создания картины и ее хранения в последующее время.
  2. Слой грунта должен надежно изолировать основу от проникновения в нее связующего вещества из красок (масла, эмульсий и т. п.). Это нужно, чтобы, с одной стороны, удержать в пасте красок необходимое количество связующего вещества, а с другой — защитить основу, в особенности холст, от повреждения и разрушения. При значительной утрате связующего вещества масляная краска жухнет, сильно изменяясь в тоне, и утрачивает свою первоначальную чистоту, силу и звучность цвета, а также прочность и эластичность.
  3. Требуется, чтобы слой грунта прочно сцеплялся с основой, иначе грунт вместе с живописью может отслаиваться от холста и осыпаться.
  4. Поверхность грунта должна иметь определенный светоустойчивый цвет, так как она принимает непосредственное и активное участие в создании колорита картины. Изменение цвета или тона грунта может повлечь за собой изменение и разрушение первоначального колористического строя произведения.
  5. Необходимо, чтобы поверхность грунта легко принимала и прочно удерживала красочные слои, а грунт обеспечивал прочное сцепление с краской.
  6. Масса грунта не может содержать в своем составе материалы и вещества, которые дают нежелательную химическую реакцию при взаимодействии с красками.
  7. В составе грунта недопустимо содержание материалов, подверженных гниению и плесени. Если же они имеются, их надо обработать антисептиками.

Применяемые в масляной живописи грунты состоят из пигментов (наполнителей) и связующего вещества. В качестве пигментов могут применяться свинцовые, цинковые, титановые, баритовые белила, мел, бланфикс, гипс. Связующим веществом для массы грунта служат клеевые водные растворы преимущественно животных клеев, клеемасляные эмульсии, масло, масляные лаки, синтетические вещества типа эмульсии ПВА.

Помимо этих основных веществ, образующих массу грунта, в неё входят пластификаторы: мед, глицерин, касторовое масло, — повышающие эластичность пленок грунта, а также антисептики.

В зависимости от вида связующего вещества различают следующие типы грунтов: клеевые, эмульсионные, полумасляные, масляные и синтетические.

Клеевые грунты состоят из смеси водного клеевого раствора с сухим порошком мела или сухими белилами, наиболее просты и несложны в приготовлении. Массу грунта получают тщательным смешиванием клеевого раствора с пигментами: мелом и белилами.

Предназначенные под живопись масляными красками клеевые грунты отличаются хорошим сцеплением с поверхностью холста, простотой приготовления и быстротой просыхания. Наряду с достоинствами грунты этого типа имеют и некоторые отрицательные качества. Масляные краски, нанесенные на холсты с клеевыми грунтами, сильнее прожухают, нежели на холстах с эмульсионным или масляным грунтом. Этот дефект можно в значительной мере устранить, если нанести на поверхность грунта перед началом живописного процесса жидко разведенную лаком масляную краску или покрыть грунт тонким слоем смеси из равных частей мастиксового или даммарного лака, смешанного с маслом.

Долговременная практика применения клеевых грунтов многими поколениями художников подтвердила превосходную сохранность выполненной на них живописи. Не случайно, следуя лучшим традициям мастеров пейзажной живописи прошлых столетий, на этих грунтах предпочитает писать многочисленная группа наших мастеров-пейзажистов.

Предпочтение, отдаваемое многими мастерами клеевому грунту, объясняется прежде всего тем, что он обладает в полной мере отличными живописными качествами, позволяя работать различными методами, начиная от тонкослойной живописи с детальной проработкой всех частей пейзажа и кончая многослойной корпусной техникой со сложным построением живописно-красочной поверхности. В то же время грунты этого типа просты в изготовлении, быстро просыхают и легко наносятся на холст.

Присущая клеевым грунтам способность впитывать в себя известное количества масла из красок в значительной степени устраняется нашими мастерами сообразно их технике и методу живописи. Одни вносят некоторые добавки в пасту самих красок в виде различных лаков, другие подбирают наиболее отвечающий грунту разжижитель для красок, позволяющий регулировать впитывание грунтом масла, третьи дают грунту полностью насытиться маслом или лаком в подмалевке, а затем уже в полную силу продолжают писать, зная, что грунт больше не будет впитывать масло из пасты красок. В результате, установив меру впитывания клеевым грунтом масла из красок и соответствующим образом компенсируя ее, живописцы достигают того, что это свойство клеевого грунта совершенно не отражается на сохранности первоначальной тональности их живописи, силе цвета, его выразительности и насыщенности.

Отдельные мастера советской живописи следующим образом приготовляют и грунтуют холсты клеевыми грунтовками.

П. Д. Корин, много лет работавший на клеевых грунтах, поступал так: на проклеенную один раз и хорошо просушенную ткань он, после легкой пемзовки, наносил массу грунта, приготовляемую из раствора рыбьего клея (1:20) и сухих цинковых и свинцовых белил, взятых поровну. Разогрев клеевой раствор, он добавлял в него порошок белил в таком количестве, чтобы масса грунта имела консистенцию жидкой сметаны. Тщательно перемешанный, чуть теплый состав художник наносил широкой щетинной кистью топким и ровным слоем на холст, сначала в одном направлении (по основе), затем в противоположном (по утку). Художник наносил грунт легко, не втирая его кистью, и давал ему просохнуть в течение суток. На холстах, загрунтованных этим способом, художником выполнено большинство его произведений. «Этот грунт, — говорил П. Д. Корин, — не только превосходно обеспечивает прочную связь красок с ним, по и краски сохраняют на нем всю свою звучность и первоначальную красоту своего цвета. Этим же грунтом пользовался в последние годы жизни М. В. Нестеров» (1) .

И. Э. Грабарь грунтовал холст так: на поверхность проклеенного холста наносил одним топким слоем хорошо перетертую массу клеемелового грунта консистенции сметаны, имеющую один из таких составов:

Читать еще:  Фасадные грунтовки для кирпича

Первый состав:

  • Клей осетровый — 50 г
  • Мел кусковой, отмученный и измельченный — 800 г
  • Вода дистиллированная — 1000 куб. см

Второй состав:

  • Клей осетровый — 60 г
  • Мел кусковой, отмученный — 750 г
  • Вода дистиллированная — 1000 куб. см

Масса грунта первого состава применялась для малосеансовой живописи. Грунт с большим содержанием клея предназначался для многосеансовой живописи.

Масса грунта наносилась флейцем на проклееную поверхность холста тонким слоем. На этом обычно и заканчивалась грунтовка. Лишь при употреблении холстов с редким переплетением нитей художник покрывал его вторично топким слоем массы этого же грунта.

Если на загрунтованную таким образом и хорошо просушенную в течение 2—3 суток поверхность холста положить мазок краски, то вокруг мазка образуется темное пятно, показывающее, что грунт впитал в себя довольно значительное количество масла из краски. Благодаря втягиванию грунтом из краски излишнего количества масла красочный слой крепко сцепляется с основой живописи — загрунтованным холстом, покрытым клеемеловым грунтом. При этом на загрунтованной поверхности холста остается красящее вещество, содержащее минимальное количество масла, а масляная живопись приобретает многие наиболее ценные свойства пастели. Необходимо заметить, что пастель все-таки легко подвергается разрушению, а живопись, выполненная на этих клеемеловых грунтах, сохраняется хорошо.

Я. Д. Ромас грунтует проклеенный им на подрамнике холст следующим образом: массу клеевого грунта приготовляет смешением средней крепости водного клеевого раствора рыбьего или желатинового клея с сухими цинковыми белилами в порошке с добавлением небольшого количества глицерина, придающего грунту эластичность. Масса грунта по консистенции напоминает довольно жидкую сметану. Художник наносит ее на холст жесткой щеткой тремя последовательно накладываемыми слоями. Первый слой Ромас наносит щеткой довольно тонким слоем, с силой втирая массу грунта в холст. После просыхания грунта его поверхность пемзуется. Второй и третий слои наносятся щеткой легко, очень тонким и ровным слоем. После полного просыхания грунта, обычно через 10—15 дней, на нем можно писать. Этот тип грунта, по словам Ромаса, наиболее подходит к его манере живописи и технике и обеспечивает в процессе работы на нем масляными красками отличную сохранность и неизменяемость колорита и всей живописи в целом.

А. В. Куприн грунтовал проклеенный на подрамнике холст по-своему. Способ приготовления массы для грунта был таков: тщательно отмучив тонко измельченный кусковой мел и перетерев его на каменной плите курантом с водой, художник смешивал его с теплым клеевым раствором того же состава и той же консистенции, которыми пользовался для проклейки (1:12). Затем он наносил грунтовочную массу щетинной кистью очень тонким и ровным слоем, давал ему просохнуть 3—4 часа и после этого наносил и просушивал второй слой. В заключение холст покрывался третьим слоем, массу для которого художник приготовлял из того же клеевого раствора, мела и сухих свинцовых или цинковых белил, взяв на 3 весовые части мела 1 весовую часть белил. Через 2—3 суток холст был готов.

Массу грунта А. В. Куприн тщательно перетирал на плите курантом, доводя ее до консистенции жидкой сметаны. Этот грунт, обладая исключительно приятной, чисто белого цвета поверхностью, хорош и удобен в работе: он слегка тянет масло из красок, но не обезмасливает их, краски на нем хорошо закрепляются и не прожухают.

  1. ↑ — А. В. Виннер. Материалы и техника живописи советских мастеров. М., издательство «Советский художник», 1958, стр. 87—88.

Как загрунтовать холст

После того как вы и хорошо проклеили холст»>Проклейка холста желатином, нужно его правильно загрунтовать. В интернете и книгах вы можете найти довольно много разных рецептов грунта, но не каждый грунт даст вам нужный результат. Грунты бывают на разной основе: масляные, клеевые, эмульсионные… Вы можете попробовать приготовить грунт самостоятельно, но для большинства грунтов вам придется искать какие-нибудь особые компоненты и точно соблюдать технологию приготовления, иначе ничего не получится. Сейчас в каждом художественном магазине продают акриловый грунт, который может сэкономить вам довольно много времени. Я сама, как многие художники использую этот грунт и он довольно хорошо себя показал.

Чаще всего используют белый грунт, но для некоторый техник требуется грунт цветной. В магазине я видела еще и черный акриловый грунт, но пока не использовала его. На белом грунте можно написать все, а цветной подходит только для написания работ в цветовой гамме грунта. В общем берем белый и не заморачиваемся 🙂

Перед тем как грунтовать холст посмотрите, хорошо ли он проклеен. Если холст равномерно поблескивает и все просветы между нитями закрыты желатином, то можно приступать. Грунт наносится большой щетинной кистью тонким слоем, начиная с одного края.

Только что купленный грунт я слегка развожу водой, чтобы слой был тоньше и кисть двигалась легче. Если нанести грунт толстым слоем, то он работа потрескается. На фото ниже на холст нанесен первый слой грунта. Видно,что слой получился с просветами, так как грунт наносился тонко. Теперь его нужно хорошо просушить, перед тем как нанести последующий слой. Затем нанести еще один слой, просушить и загрунтовать холст в третий раз.

Здесь виден результат хорошей грунтовки. Слой получился равномерно белым, аж захотелось писать маслом!

После работы сразу же промойте кисть и рабочее место, т. к. акриловый грунт не отмывается после высыхания.

Чтобы окончательно убедиться в качестве проклейки и грунтовки холста переверните его и посмотрите на обратную сторону. Если вы обнаружите много белых точек, то вы плохо проклеили холст.

Если точек несколько или их нет вообще, то вы проделали хорошую работу – грунт не просочился на обратную сторону 🙂

У меня холст получился без точек, значит картина будет качественной и будет долго радовать своего обладателя:)

Мы убедились, что загрунтовать не так уж трудно, главное соблюдать правила:

– грунтовку наносить тонким слоем несколько раз

– просушивать холст после каждого слоя

– мыть кисти сразу

Загрунтуйте ваш холст правильно и вам захочется рисовать!

Как грунтовать холст

Когда вы красите комнату, вы наносите слой грунтовки. Когда мастера маникюра рисуют ногти, они наносят базовое покрытие перед добавлением цвета. Аналогичный процесс должен быть сделан на вашем холсте, прежде чем создавать искусство. Знание того, как грунтовать холст, является простым, но бесценным умением, если вы хотите исследовать мир акриловой или масляной живописи. Здесь мы познакомим вас с тем, почему холст должен быть загрунтован и как это сделать правильно.

Что нужно для грунтовки холста?

Для грунтовки холста используется материал, называемый гипс.

На первый взгляд, гипс выглядит так же, как белая краска. И вообще, все начинается с красящего пигмента, который затем дополняется, как правило, мелким порошком и каким-то связующим.

Ингредиенты могут варьироваться в зависимости от типа, который вы используете — существуют различные сорта, которые лучше всего подходят для разных видов красок, включая акриловые и масляные краски.

Независимо от вариаций, цель гипса одна — выровнять холст. Его наносят на холст, а затем дают высохнуть, прежде чем приступать к живописи.

Зачем грунтовать холст?

Думайте о грунтовке как о праймере, когда красите комнаты в доме. Гипс защищает волокна холста , делая поверхность вашей картину прочной.

Это также делает рабочую поверхность более мягкой для краски, что уменьшит расход краски при создании вашего произведения искусства. Холст также может испортить щетину ваших кистей, а слой гипса также защитит и ваши кисти.

Белая краска вместо грунтовки?

Как подготовить холст

Следуйте этому руководству по натягиванию холста на подрамник.

Вам понадобится

  • Холст
  • гипс
  • Кисть или губки
  • Палитра или маленькая чашка для гипса

Шаг 1

Соберите свои принадлежности. Поместите немного гипса на палитру или в маленькую чашку. Не окунайте свою кисть прямо в банку с гипсом. Соберите кисть или губку и палитру рядом с холстом.

Шаг 2

Окуните губку в чашку, набрав большое количество гипса.

Покрасьте холст в одном направлении, покрывая всю поверхность холста. Пытайтесь наносить гипс как можно более тонким слоем, чтобы у вас была ровная поверхность. Загрунтуйте всю поверхность холста, включая торцы, если вы планируете на них рисовать.

Шаг 3

Дайте гипсу подсохнуть, а затем повторите процесс вторым слоем. Но на этот раз наносите гипс в другом, перпендикулярном направлении. Еще раз дайте подсохнуть гипсу.

Шаг 4

При желании можно добавить и третий слой. Еще раз дайте гипсу высохнуть.

Вероятно, это покажется немного лишним и вы не увидите разницы, когда гипс высохнет. Но вы можете быть уверены, что подготовили холст к живописи правильно. Как только ваш окончательный слой полностью высохнет, начните работу над живописью!

Читать еще:  Чем загрунтовать стену если нет грунтовки

Часто задаваемые вопросы

Какой наилучший способ нанесения гипса?

Как вы можете видеть на фотографиях, я использовал губку для нанесения гипса. Лично мне нравится как плоская и ровная губка наносит гипс. Однако для этой цели вы также можете использовать кисть. Попробуйте зарезервировать одну кисть для гипса только для достижения наилучших результатов.

Почему мой холст после грунтования не такой ровный и прочный, как хотелось бы?

Как только гипс высохнет, оцените свою поверхность. Если это не то, что вам хотелось бы, вы можете применить мелкозернистую наждачную бумагу ошкурив поверхность холста, чтобы сгладить ее. Будьте аккуратны чтобы не счистить слой гипса, который просто загрунтовал ваш холст!

Какой тип гипса использовать?

Есть огромное множество доступных типов гипса. Самый традиционный тип — белый, но на данный момент вы также можете найти черные, прозрачные, тонированные или текстурированные гипсы.

В то время как эксперименты с различными оттенками и типами могут быть интересными, обязательно используйте подходящий тип гипса для типа картины, которую вы будете делать. Например, акриловая грунтовка лучше всего подходит для акриловой краски. Если вы зайдете в местный художественный магазин, сотрудник должен быть помочь вам выбрать лучший гипс, соответствующий вашим потребностям.

Текстурирование холста гипсом

Вам не нужно применять гипс для полного выравнивания холста. Вы художник, в конце концов, так что проявите творческий подход! Неравномерно нанесенный гипс может быть классным способом начать абстрактную живопись, добавив текстуру к холсту с самого начала. Есть даже экстра-плотные варианты гипса, чтобы вы могли сделать массивную текстуру на холсте.

Основа под масляную живопись. На чём рисовать маслом?

Словосочетание «холст масло» знает, пожалуй, каждый, но как только начинающий художник собирается посвятить своему новому хобби несколько часов, а то и недель, и лет, у него появляется множество вопросов по поводу технологии масляной живописи. Какой холст купить? — один из самых распространённых.

Начнём с того, что маслом можно писать практически на чём угодно, главное, чтобы основа была хорошо загрунтована и выполнена по возможности из природных материалов. Изначально картины писались на деревянной доске (так до сих пор пишут иконы профессиональные иконописцы). Были случаи, когда художники рисовали картины на металле или на смешанной поверхности (синтетический холст или смесь синтетики и льна). Современная промышленность выпускает товары для художников очень хорошего качества, поэтому такие эксперименты с основой под картину встречаются редко. На всякий случай, я опишу возможные варианты, которые пригодятся художнику — как студенту, так и любителю, как начинающему живописцу, так и опытному самоучке.

Грунтованная бумага.

Это очень экономичный способ начать писать маслом. Также он подойдёт для первых недель рисования маслом на пленэре, когда нужно расписаться, научиться делать точные замесы краски и класть их в нужное место. Разумеется, бумага менее долговечна и прочна, по сравнению с холстом или картоном, поэтому использовать бумагу под живопись маслом стоит только для черновых работ или эскизов.

Бумага для живописи маслом тщательно подготавливается. Лучше использовать ватман или плотную акварельную бумагу (если нужна более фактурная поверхность). Лист бумаги размачивается водой (он должен немного набухнуть), а после натягивается на планшет (я сделаю подробную фотостатью об этом отдельно). В натянутом положении бумага высушивается. Сверху лист покрывается слоем клея — проклейка обязательна! Можно использовать не густой клей ПВА или желатин. Советую проклеивать бумагу на 2-3 раза, тогда краска не будет впитываться в лист и качество живописи будет лучше. Можно использовать для грунтовки бумаги акриловый грунт. После тщательной просушки лист срезается и делится на удобные форматы.

Прежде чем покрывать лист бумаги клеем, можно загрунтовать бумагу акварелью или гуашью в нужный цвет: разные оттенки зелёного, серый, песочный и прочие. На такой бумаге сложного в меру яркого цвета удобно писать, сохраняя цветную основу в некоторых местах этюда. Это поможет гармонизировать цвета в картине и вообще выстроить по цвету этюд.

Грунтованную бумагу удобно брать на пленэр для этюдов, сырые этюды маслом на бумаге легко переносить, согнув листы дугой и сцепив противоположные стороны зажимом для бумаги. На грунтованной бумаге легко выполнять эскизы, прикрепив лист кнопками к планшету. Хранить такие этюды тоже проще, чем холсты (они занимают меньше места и легко убираются в папку). Из минусов — этюды жухнут (как бы хорошо ни была проклеена бумага, масло из краски уходит внутрь, а поверхность картины становится матовой. Можно протереть её льняным маслом — на некоторое время блеск вернётся, но это скорее пластырь, чем лечение. Сгибать и скручивать этюды маслом на бумаге категорически запрещено — это механически разрушает красочный слой.

Грунтованный картон для масляной живописи.

Можно подготовить картон самим по вышеописанному методу, а можно купить грунтованный картон в художественном салоне — кому как удобнее. Картон более плотный и прочный, согнуть его будет сложно, зато для рисования на нём не нужен планшет. А этюды маслом на картоне можно переносить, проложив между слоями картона рейки или силовые кнопки (я уже писала об этом в статье: “Пленэр маслом: как донести написанную картину до дома в целости.” https://jotto8.ru/blog/plener-maslom-kak-donesti-napisannuju-kartinu-do-doma-v-tselosti ).

Грунтованный картон из салона «тянет» краску — он впитывает масло из краски и при высыхании картина сильно жухнет. Можно дополнительно покрасить картон акриловым грунтом, чтобы избежать этого.

Дерево.

Писать маслом на деревянной доске очень приятно и хорошо. Подойдёт как гладкая, хорошо отполированная доска из чистого массива дерева, так и фанера. Тонкую фанеру (2-3 мм) использовать под живопись не рекомендуется, её может повести от влаги в помещении или от изменения температуры. Слишком толстая фанера тоже не подойдёт — её сложно оформлять в раму и располагать в интерьере, да и картина получится излишне тяжёлая и громоздкая.

Перед тем, как писать маслом, дерево также грунтуется и проклеивается вышеизложенным способом. Картины маслом на дереве хорошо хранятся, почти не жухнут ( https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/pozhukhlost ) и отлично переносят изменения температуры. Кстати, на дереве также хорошо писать темперой. А вот акрилом удобнее рисовать на бумаге, картоне, холсте.

Холст на подрамнике.

Классическая основа под масляную живопись — холст на подрамнике. Текстильная основа в меру сильно натягивается на специальную деревянную раму по периметру. Я не буду описывать тонкости натяжки холста — это тема целой статьи. Но, для тех, кто настроен заниматься живописью серьёзно, придётся поучиться это делать — свои подрамники и холсты для живописи иметь выгоднее и удобнее.

Холст на подрамнике можно купить готовый, нужного размера и конфигурации — квадрат, прямоугольник, даже круг или овал. Как вариант, приобрести отдельно модульный подрамник (рейки нужного размера), собрать его самостоятельно и обтянуть уже загрунтованным холстом, купленным в салоне. Но это тоже вариант для ленивых — профессиональные художники так не работают.

Из готовых холстов на подрамнике стоит выбирать основу из натуральных материалов — льна или хлопка. Такой холст меньше деформируется от воздействий среды и более долговечен. Холст для живописи из смешанного полотна (с примесью синтетических волокон) более подвержен продавливанию и провисанию, а соответственно, деформациям поверхности картины (это происходит от неравномерного натяжения и разбухания волокон ткани). Живопись, в этом случае, может пострадать.
Синтетические холсты для живописи (полиэстер) не подвергаются деформации от влаги и перепада температур, не гниют, но пока не прошли проверку временем, чтобы можно было уверенно их рекомендовать для живописи.
Выбирать холст нужно тщательно. Следует также обратить внимание на зернистость поверхности холста: бывают холсты крупнозернистые, средней зернистости и мелкозернистые. В зависимости от предпочтения художника и живописных задач, можно использовать все три разновидности холстов по фактуре. Для фактурной, размашистой живописи кистями и мастихином, лучше выбрать крупнозернистый холст, для лессировочной и классической послойной с невысокой фактурой — мелко- или среднезернистый. Не технологичное использование фактуры холста ведёт к быстрому состариванию и разрушению красочного слоя. Например, большие наслоения краски утяжеляют тонкий холст, а это ведёт к провисанию и растрескиваниям, слишком гладкое письмо по излишне фактурному холсту выявляет нежелательные бугристости.

При выборе холста под живопись также важно, чтобы на ткани не было ткацкого брака — прореживания, узелков, утоньшений или утолщений нити. Имеет значение и способ переплетения волокон (например, диагональ суровая имеет характерный диагональный рубчик, а двунитка, соответственно, двойное крестообразное плетение).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector