0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вниманию родителей ребенокизгой травма на всю жизнь

Как помочь ребенку-изгою

Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. Ему одинаково подвержены как мальчики, так и девочки. Чаще всего ребенок, отвергаемый коллективом в детском саду, становится изгоем и в школе.

По результатам исследований различных отечественных и зарубежных психологов в группу риска попадают:

  • дети с плохими социальными навыками, не умеющие общаться, чрезмерно опекаемые родителями;
  • дети, страдающие какими-либо физическими или умственными недостатками, очень умные или глупые дети — «не такие, как все»;
  • агрессивные и импульсивные дети.

Самооценка таких детей, как правило, либо сильно занижена, либо завышена, они считают, что их недооценивают, никто не знает, какие они на самом деле. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания, не умея вести себя в соответствии со своими притязаниями и выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания со знаком «минус» — становятся объектами насмешек и унижений.

Что в поведении ребенка может послужить сигналом о помощи для родителей:

  • ребенок неохотно идет в школу (детский сад) и рад любой возможности не пойти туда;
  • часто плачет без видимой причины;
  • возвращается домой подавленным и угрюмым;
  • мало говорит о своей школьной жизни, не упоминает никого из одноклассников;
  • его не приглашают на вечеринки, дни рождения, в гости, и он никого не приводит к себе.

Что же делать родителям, если их малыш оказался изгоем в коллективе?

Первое и самое главное — вдохнуть поглубже и успокоиться. Не нужно пытаться самим найти и наказать обидчиков ребенка или же перевести его в другое учебное заведение, если только оно не является специализированным, а ребенок не имеет физических или умственных недостатков. Без устранения причин в новой школе или детском саду ваш ребенок вполне может занять старое место отвергнутого. Пассивно ждать и надеяться, что ситуация разрешится сама, тоже не следует.

Для начала попробуйте проанализировать причины, по которым ваш ребенок стал изгоем. Если речь идет о детсадовском или младшем школьном возрасте, обратитесь за помощью к учителю (воспитателю). Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже родителей, поэтому если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав классу знак, что ребенок ему нравится, что у него что-то получается лучше всех.

В подростковом возрасте такая помощь может иметь обратный эффект. Подростки не любят сверстников, которых выделяют взрослые, особенно если им не понятно, чем «любимчик» лучше них. Если в младших классах уважают тех, кого хвалит учитель, то в старших, наоборот, нахваленные вызывают зависть. Поэтому поищите помощи у школьного психолога, попросите его провести в классе тренинги социализации. Если причина отверженности в агрессивном поведении самого ребенка, запишите его на тренинги по снижению уровня агрессии или же поведите его на индивидуальную консультацию к психологу.

Выясните, в чем именно заключается остракизм или, другими словами, какой сценарий травли. Попробуйте вместе с ребенком составить антисценарий. Ведь преследователи привыкли и ждут от жертвы определенной реакции, научите ребенка реагировать нестандартно. Такое поведение собьет с толку преследователей, и вполне вероятно, что, не получая ожидаемого, они скоро перестанут нападать.

И наконец, важно, чтобы ребенок чувствовал, что вы на его стороне, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Тогда никакое преследование со стороны сверстников не сможет поколебать его уверенности в себе и в мире.

Ребенок-изгой: признаки и способы устранения проблемы (часть вторая)

Регулярные насмехательства со стороны сверстников приносят большой вред и нарушают здоровое развитие детской личности. Впоследствии такие люди страдают различными психологическими проблемами, которые мешают им строить гармоничные отношения с окружающими: коллегами по работе, противоположным полом, друзьями.

Как понять, что ребенок изгой

Изгои, в большинстве случаев, выбираются еще в начальной школе, и, если в ситуацию не вмешиваются взрослые, ребенок продолжает занимать эту позицию весь период обучения в школе. Чтобы этого не произошло, родители должны внимательно наблюдать за детским поведением и вовремя предпринимать соответствующие меры.

Признаки того, что ребенок занимает позиции изгоя:

  • У ребенка резко ухудшается настроение, когда речь заходит о школе, одноклассниках;
  • Со школы такие дети часто возвращаются в подавленном состоянии, расстроены, могут быть озлоблены;
  • Часто без очевидных причин ребенок может расстроиться или начать плакать;
  • Он редко рассказывает истории, которые произошли с ним в школе;
  • Ребенок сильно радуется при наступлении каникул или когда он заболел, так как отпадает необходимость посещать школу;
  • Когда возникает надобность связаться с коллегами по учебе (например, узнать домашнее задание), он делает это с неохотой или же совсем отказывается от таких действий;
  • К ребенку редко приходят друзья, и он сам нечасто ходит в гости;
  • У него могут пропадать личные вещи или школьные принадлежности и на вопросы родителей об обстоятельствах пропажи ребенок отвечает уклончиво;
  • Ссадины, царапины и синяки, которые скрываются от взрослых, также могут быть признаком того, что ребенок является изгоем.

Будьте внимательны к своему чаду, даже если вы наблюдаете один-два из вышеперечисленных моментов, то стоит разобраться в причинах. Обозначенные особенности поведения и настроения ребенка могут указывать не только на то, что ребенок не принят в коллективе, но и на то, что у него есть какие-либо психологические проблемы.

Ошибки, которые часто допускают родители

Узнав о том, что ребенок не пользуется популярностью и подвергается нападкам со стороны сверстников, родители, как правило, впадают в одну из двух возможных крайностей.

В первом случае взрослые объявляют ребенка жертвой и начинают вести активную борьбу с обидчиками и их родителями, учителями. В случае если причиной неприятия ребенка коллективом является его склонность к агрессии, плохие привычки или какие-нибудь отклонения в поведении – ситуация только усугубляется. Ребенок, опираясь на поддержку семьи, начинает вести себя более безнаказанно и в итоге от его поведения страдают сами родители. Иногда, чтобы решить проблему, аутсайдера переводят в другое учебное заведение, но в большинстве случаев, ситуация повторяется заново.

Вторая крайность – когда родители начинают обвинять в происходящем самого ребенка, мотивируя это тем, что раз его обижают, значит, есть за что. Оставаясь наедине со своими проблемами, такие дети становятся еще более замкнутыми и неуверенными в себе. Если на ранних сроках у такого ребенка не наблюдается склонность к агрессии, впоследствии могут появляться вспышки жестокости и проявления озлобленности по отношению к сверстникам, учителям и даже родителям.

Как правильно реагировать на ситуацию

Определив, что у ребенка существуют большие проблемы в общении со сверстниками, родители должны быть готовы к тому, что действовать необходимо по следующим направлениям:

  • Оказание поддержки ребенку;
  • Помощь в установлении контактов со сверстниками;
  • Взаимодействие с психологом или другим детским специалистом;
  • Обращение в школу и к родителям детей, которые устраивают травлю.
Читать еще:  Татарские имена мальчиков современные

Оказание поддержки ребенку

В случаях, когда ситуация зашла далеко и ребенок подвергся сильному моральному или физическому давлению, его необходимо на время отстранить от обидчиков. Важно дать время пережить полученную травму, поэтому в некоторых ситуациях целесообразно на несколько дней отказаться от посещения учебного учреждения.

Если есть малейшее подозрение, что речь идет о травле – постоянном и целенаправленном унижении одного ребенка другими – необходимы защита и вмешательство взрослых, при чем, как можно быстрее. Маленький человечек порой просто не в силах противостоять сплоченной группе, нет у него для этого ни знаний, ни ресурсов, ни рычагов влияния. Полученная психологическая травма может оказать влияние на всю жизнь, «сломать» личность.

При этом родители должны постараться по душам поговорить с ребенком и узнать истинные причины произошедшего. Если он не настроен на диалог, не следует настаивать, но впоследствии нужно вернуться к разговору. Взрослые должны показать, что они настроены помочь, но для этого им необходимо знать полную картину. При этом не стоит высказывать по отношению к обидчикам оскорбления или угрожать им. Ребенок должен понимать, с одной стороны, что все ситуации могут быть решены мирным путем; а с другой – быть уверенным в том, что вы при необходимости готовы его защитить.

Поддержка ребенка также заключается в том, чтобы родители по возможности устранили факторы, которые могут быть причиной насмешек. Следует всегда следить за чистотой тела и детской одежды, параллельно приучая ребенка к опрятности и аккуратности. Если в школе существуют определенные требования к внешнему виду или форме одежде, следует стараться соблюдать их.

Помощь в установлении контактов со сверстниками

Для того чтобы помочь ребенку найти общий язык с одноклассниками, необходимо увеличить его круг общения. Один из таких способов – почаще водить свое чадо на различные выставки, концерты и другие мероприятия, которые посещают его сверстники. Знакомство с новыми людьми положительно сказывается на детских коммуникативных навыках.

Также полезными могут быть следующие рекомендации:

  • Приглашайте в гости одноклассников (но только посоветовавшись с ребенком);
  • Поддерживайте ребенка, если он хочет посещать различные поездки или другие мероприятия, которые устраиваются в школе;
  • Не забирайте ребенка из школы сразу после окончания учебы, если после уроков проводятся какие-нибудь факультативные занятия;
  • Если чадо отказывается посещать школьные кружки, запишите его в какую-нибудь городскую секцию, в соответствии с его интересами.

Взаимодействие с психологом или другим детским специалистом

Как было сказано в первой части статьи, дети, которые подвергаются нападкам со стороны сверстников, нередко обладают некоторыми психологическими особенностями. Кроме качеств, которые выступают в роли причины непопулярности (замкнутость, неумение общаться), некоторые нарушения могут развиваться как следствие конфликтов, которые переживает ребенок. Так, по причине частых насмешек, ребенок может стать более агрессивным, даже если раньше у него такой склонности не наблюдалось.

Поэтому родителям, которые выявили тот факт, что их чадо занимает позицию изгоя, рекомендуется обратиться к психологу. С помощью длительной работы со специалистом ребенок:

  • повысит собственную самооценку,
  • сможет научиться избегать или решать при необходимости конфликтные ситуации,
  • будет отстаивать себя и свои интересы приемлемыми способами,
  • станет выражать свои эмоции (злость, недовольство, тревогу) так, чтобы это было понятно другой стороной и принималось сверстниками,
  • научится просить поддержки и помощи как у ровесников, так и у взрослых, когда необходимо получить совет или защиту.

Также психолог может предоставить рекомендации родителям, благодаря которым они смогут оказывать ребенку компетентную помощь и поддержку.

Все это поможет изменить ребенку свое общение с другими в детском коллективе и выйти из позиции изгоя.

Обращение в школу и к родителям детей, которые устраивают травлю

Если родители выявили, что их ребенка обижают в школе, не следует приходить и прилюдно разбираться с обидчиками. К мотивам, из-за которых он стал изгоем, добавиться еще один – чрезмерная опека со стороны взрослых. Поэтому оптимальным вариантом является беседа с учителем. Если педагог в курсе ситуации, он сможет поделиться своими наблюдениями, так как иногда дети освещают картину не полностью. Если учитель не знает о том, что ребенок регулярно подвергается насмешкам, следует ввести его в курс дела и попросить принимать соответствующие меры.

Часто непопулярность ребенка инициируется лидером детского коллектива, которого поддерживают другие дети. В таких случаях можно поговорить с родителями зачинщика, для того, чтобы они предприняли соответствующие меры.

Ребенок, который занимает позицию изгоя – это проблема, к решению которой следует подходить всесторонне, вовлекая как обидчиков, так и того, кто занимает позицию жертвы. Только совместное участие родителей, учителя и детского психолога позволит быстро исправить ситуацию и зажить ребенку спокойной и счастливой жизнью.

Детская психологическая травма: причины и последствия

Многие психические отклонения берут свое начало в далеком детстве. Поэтому, психологическую травму у ребенка по праву можно назвать серьезной проблемой, справиться с которой будет очень сложно. Потребуется много сил и терпения, чтобы полностью преодолеть деструктивные последствия психологической травмы.

Принято считать, что детская психика весьма подвижна и склонна адаптироваться под практические любые ситуации, однако не стоит забывать, что в ней могут надолго задержаться любые происшествия, которые вызвали сильный эмоциональный всплеск.

Иногда дети даже не воспринимают травмирующие события как таковые, если они случились в раннем возрасте, но несмотря на это они все равно способны оказать существенное влияние на формирование характера, мировосприятия, фобий и сомнений.

Причины детской психологической травмы

Любое явление имеет под собой причину, ничто не происходит без явных на то оснований. Психологическая травма часто появляется из-за целой цепочки различных событий, которые в результате оказывают самое разрушительное действие на неокрепшую детскую психику.

Для того чтобы найти способ коррекции психологической травмы, предстоит понять, какие именно обстоятельства стали причиной ее формирования.

Тяжелая длительная болезнь

В случае серьезного заболевания, ребенок постепенно начинает относиться к себе как к слабому и беспомощному существу. Наблюдая за отчаянием и усталостью на лицах родителей, он будет относиться к себе с каждым днем все хуже и хуже. Конечно, спустя какое-то время все самые грустные и печальные воспоминания померкнут, но где-то глубоко в душе все равно останется осадок.

Уже будучи взрослым, человек будет с недоверием прислушиваться к собственному здоровью, опасаясь найти отголоски той страшной болезни. Нередко в таких условиях формируется боязнь или фобия перед любыми проявлениями недомогания.

В результате многие перспективные возможности будут упущены, ведь человек концентрируется не на достижении собственных целей, а на том, чтобы не столкнуться со своими страхами. Таким образом, формируется личность, отличающаяся повышенной тревожностью, которая не способна взять на себя ответственность за свою жизнь.

Смерть близкого человека

Печально, но жизнь не может состоять только из радостных моментов. Порой может возникнуть такая ситуация, когда придется столкнуться с настоящим горем. Если ребенок потерял одного из родителей, то это не пройдет для него бесследно. Пережив смерть близкого человека, дети зачастую становятся тревожными, чувствуют, что мир потерял для них яркие краски и перестал быть безопасным.

Читать еще:  Конкурсы для девочек 9 лет

Смерть всегда воспринимается, как самая большая катастрофа, беда, от последствий которой нельзя избавиться. Ребенок может обижаться или злиться на родителя, который посмел его «бросить», чувствовать себя одиноким и никому не нужным.

Предательство взрослого человека

Нередко дети сталкиваются и с несправедливым отношением к себе со стороны взрослых. Одним из самых травмирующих событий такого плана можно назвать развод родителей.

Ребенок расценивает уход из семьи мамы или папы как предательство и самую страшную несправедливость. Он теряет веру в окружающих людей, пребывая в полной уверенности, что если предал самый близкий человек, то от простых знакомых или друзей стоит ожидать того же.

Подобное отношение к окружающим будет мешать ему в построении доверительных отношений со сверстниками.

Нехватка родительского внимания

К сожалению, не все дети получают в семье заботу и внимание в должном объеме. Чаще всего они предоставлены сами себе, поскольку родители проводят практически весь день на работе, а свободное время вынуждены тратить на решение хозяйственных и повседневных забот.

Но и во вполне благополучных и обеспеченных семьях дети не всегда могут похвастаться вниманием со стороны мамы и папы. Некоторые родители пытаются держать дистанцию со своим ребенком, считая, что таким образом они развивают в нем самостоятельность.

Все дети, вне зависимости от возраста и условий проживания, нуждаются в ласковых объятиях мамы и тихом смехе папы, они хотят чувствовать, что любимы. Но если ребенок предоставлен сам себе, не получает родительского тепла, то в итоге он вырастет не самостоятельным, а неуверенным в себе и замкнутым. Не проявляя участия к своему чаду, мамы и папы сами взращивают в нем кучу комплексов.

Школьная травля

Не каждому ребенку дано стать звездой класса, иногда дети сталкиваются и с буллингом, то есть травлей со стороны одноклассников. Когда к ребенку начинают относиться как к изгою, то это не только отрицательным образом влияет на его психику, но имеет также ряд других негативных последствий.

Издевательства и насмешки ведут к тому, что ребенок становится отстраненным и замкнутым. Он испытывает обиду и не понимает, почему к нему так относятся, предпочитает полностью уйти в себе и держаться ото всех на расстоянии.

Последствия психологической травмы в детстве

Детская психологическая травма никогда не проходит бесследно и всегда оказывает пагубное влияние на формирование гармонично развитой личности. Ребенок, переживший травмирующее событие, уже будучи взрослым, не сможет жить полноценной жизнью и будет испытывать трудности в поиске своего места в этом мире. Так какие же последствия могут быть у психологической травмы?

Страхи и фобии

Детская психика достаточно быстро реагирует на разные формы жестокости, насилия или пренебрежения. Зачастую все это ведет к появлению страхов и фобий. Тревожные воспоминания и душевные терзания мешают наслаждаться жизнью, поскольку могут напомнить о себе в любой момент.

Ребенок испытывает сомнения в себе и своих поступках, перепроверяет чуть ли не каждый свой шаг, чувствует нервозность и беспокойство. По сути, он со временем становится заложником собственных страхов, которые полностью берут его жизнь под контроль.

Панические атаки

Паническая атака – это результат истощения и перегрузки нервной системы. Сознание человека, как и самый мощный компьютер, нуждается в регулярном отдыхе и «профилактическом уходе». В противном случае оно будет как бы «зависать» на самых травмирующих моментах жизни, постоянно прокручивая самые болезненные воспоминания, по сути, приобретая некую циклическую форму.

Если человек постоянно переживает негативные события, то рано или поздно у него скапливается слишком много тревог и переживаний. Сознание в этот момент будет стремиться защитить себя от пагубного вмешательства, способного привести к нервному истощению.

Это же относится и к детям. Когда его защитная система находится на грани, то появляются различные расстройства, будь-то истерика или плаксивость.

Неуверенность в себе

Любая личность, имеющая психологические расстройства, отличается повышенной тревожностью, мнительностью и неуверенностью в себе. Пережив психологическую травму, ребенок на самом деле ощущает свою мнимую ущербность и несостоятельность. Он становится нерешительным и боится пробовать что-либо новое, опасаясь новых разочарований.

Неуверенность в себе чаще всего проявляется в попытках избежать любых ситуаций, способных доставить дискомфорт. Любая незнакомая среда или событие начинают вызывать страх и панику.

Недоверие к окружающим

Одним из самых крупных последствий после перенесенной детской психологической травмы по праву можно назвать недоверие к окружающим людям и событиям. С самого раннего возраста в человеке зреет убежденность, что мир несправедлив к нему, что он таит в себе опасность и каждый встреченный человек способен на предательство. В итоге человек воспринимает всю свою жизнь исключительно в негативном ключе.

Недоверие – весьма пагубное чувство, которое мешает совершать уникальные открытия и ощущать радость каждого прожитого дня. Человек, не способный доверять другим, всегда будет с опаской относиться ко всему новому и, прежде чем сделать следующий шаг, он вначале будет рассматривать его с точки зрения безопасности.

Замкнутость, вспыльчивость, ревнивость, раздражительность и агрессивность – вот те немногие симптомы, которые характерны для недоверчивого человека.

Психологическая травма – есть ли шанс на полноценную жизнь?

Психологическая травма – это такое состояние человека, когда он не может пережить тяжелое событие, которое ранее угрожало его жизни и безопасности, в результате чего он теряет свои жизненные силы и ресурсы. Каждый раз, когда человек оказывается в ситуации, в которой он переживает состояние потери безопасности, он получает травматичный эмоциональный заряд. Если такие ситуации многократны в течение жизни, травмы исчисляются сотнями и составляют целые цепочки, влияющие не только на эмоциональное состояние, но и на убеждения и поведение человека, а также на его здоровье.

Психологическая реакция на травму может быть острой, непосредственно следующей за воздействием, или отсроченной во времени. Например, негативный опыт раннего детства (потеря или развод родителей, тревожный или игнорирующий стили воспитания, болезнь или зависимость члена семьи, материальные ограничения, условия войны) может сопровождать человека на протяжении всей жизни, вызывая бессознательный страх, панику, растерянность, беспомощность. При этом человек может не понимать истоков этих чувств, использовать стереотипные психологические защиты, повторяя замкнутый круг неудач и тягостных переживаний.

Травма детства или наследство?

Психотравмирующий опыт, полученный в детстве и оставшийся непроработанным, во взрослом возрасте может стать причиной различных психологических или даже психиатрических проблем. Травмирующее событие и непроработанные тревожные чувства могут жить в подсознании людей на протяжении многих лет. Другие события, происходящие уже во взрослой жизни, могут пробудить старые раны, вызванные негативным детским опытом.

Но есть и ещё одна проблема, связанная с психотравмирующими ситуациями. Существует механизм наследственной передачи психологической травмы: если она не разрешается в одном поколении, то передаётся по наследству детям или внукам. Травматическое переживание, вина, стыд образуют сложное переплетение, воздействие которого не ограничивается одним только первым поколением, но и переходит на следующее поколение. Так, дети становятся «носителями» непроработанных страданий и травматизаций, непризнанной вины и ответственности их родителей. Такие неразрешённые и непроработанные психологические травмы могут вызвать в следующих поколениях психические расстройства — например, шизофрению. По этой причине рекомендуется внимательно относиться к своему психологическому состоянию. В этом случае, для восстановления психологического равновесия необходимо прилагать большие усилия и обращаться за профессиональной психотерапевтической помощью.

Читать еще:  Заводы которые изготавливают детские площадки

У взрослых людей могут быть психологические травмы, не связанные с детскими переживаниями. Причиной их чаще всего становятся внезапная смерть близких, автомобильные аварии с тяжёлыми последствиями для здоровья, природные катаклизмы, теракты, тяжелый развод. Травма закрепляется тогда, когда возникающие негативные эмоции и чувства не прорабатываются, а накапливаются.

Как обнаружить психологическую травму?

Проявления психологической травмы могут быть разнообразными. В одних случаях – это подавленность, сниженное настроение, чувство тоски, отчаяния, безысходности. В других – невозможность выйти из порочного круга повторения неудачного жизненного сценария. Например, попадание в созависимые отношения, невозможность построить семью или доверительные отношения с партнером, неудовлетворенность работой.

Возможно формирование устойчивых реакций страха, испуга, недоверия на определенные события, напоминающие травмирующие. Последствия травм могут выражаться гневом, раздражением, перепадами настроения, тревожностью, возникновением вегетативных и соматических расстройств. Появление этих реакций может быть отсрочено во времени.

Психологическая травма может выглядеть как неадекватная эмоциональная реакция, физические или соматические переживания в обычных, на первый взгляд, ситуациях.

Например, человек, находясь вне дома, замечает, что у него безо всяких причин возникает чувство тревоги, учащается сердцебиение или возникают другие некомфортные чувства (например, страх, ощущение опасности). Если такие ощущения возникают на протяжении длительного времени и в определённых ситуациях, они могут быть вызваны последствиями детской психологической травмы.

Кроме того, психологическая травма может сопровождаться провалами в памяти. Воспоминания, касающиеся травмирующего события, стираются из памяти.

В таком случае, нередко люди совершенно не помнят себя в детстве: как они жили, что делали, что с ними происходило. Такие провалы в памяти могут быть признаком того, что в детстве с этим человеком произошло что-то психотравмирующее, и память заблокировала воспоминания об этих негативных событиях. Например, человек не помнит лица близких ему людей, не узнаёт на фотографии родственников, с которыми много общался в детстве. Такие пробелы в памяти могут быть признаком затаившейся в глубине сознания непроработанной детской травмы. В подобных случаях человеческая память будет активно блокировать воспоминания о пережитых психотравмирующих ситуациях и делать всё, чтобы сохранить функциональные возможности человека, избегая сильных травмирующих переживаний. Для восстановления психического здоровья очень важно обнаружить подобные провалы, помочь в этом может только профессиональный психотерапевт или психиатр.

Можно ли измерить уровень травматизации и последствие травмирующих событий?

Установить зависимость между соматическими расстройствами и воздействием стрессовых, травмирующих событий пытались американские ученые Холмс и Раге. Им удалось сформировать шкалу, в которой каждому травмирующему событию соответствовал балл, указывающий на силу тяжести воздействия. На вершине этой шкалы расположены наиболее тяжелые происшествия, к которым относятся: смерть супруга и члена семьи, взятие в заложники, развод или разрыв с партнером, тюремное заключение, физическая травма или болезнь, увольнение, выход на пенсию. Стоит отметить, что такие позитивные события, как свадьба, примирение супругов, беременность, рождение ребенка тоже включены в шкалу стрессовых событий.

Другими травмирующими событиями являются, например, реорганизация на работе, изменение финансового положения, смена работы или должности, растущие долги, перемена места жительства. Желающим измерить свой уровень стресса предлагается просуммировать баллы, соответствующим произошедшим за год событиям. Полученный показатель укажет на риск возникновения посттравматического стресса.

Последствием психологической травмы может стать возникновение посттравматического стрессового расстройства и снижение адаптации. Посттравматическое расстройство может проявляться как постоянное переживание травмирующего события в мыслях или во сне. В результате этого, у человека снижаются способность к концентрации внимания, появляется рассеянность, заторможенность. Сильные переживания по отношению к значимому травмирующему событию могут снижать чувствительность к другим жизненным переживаниям. Появляется эмоциональная глухота, замкнутость, погруженность в себя. Снижается работоспособность, возможность получать удовольствие от жизни. Возрастает тревожность, беспокойство, риск возникновения депрессии, появляются нарушения сна. Длительность посттравматического расстройства составляет более одного месяца.

В экстремальных обстоятельствах, угрожающих жизни и безопасности человека, в рамках острой реакции на стресс, могут возникнуть различные нарушения сознания, восприятия и поведения. К таким сильным травматическим событиям относятся природные и техногенные катастрофы и их последствия в виде гибели близких людей, разрушения или потери жилья, последствия несчастного случая, изнасилования, нападения, пожара, боевых действий. Острая реакция на стресс в тяжелых случаях может проявляться как дезориентация, сужение сознания, неадекватная реакция на внешние стимулы.

Это состояние длится от нескольких часов до нескольких дней.

Например, человек, потерявший близких, может отказываться верить в произошедшее, сохраняя убежденность в том, что его родственники живы. Отрицание, протест, гнев, торг и принятие являются стадиями переживания горя и утраты. В поведении человека, при этом, может преобладать торможение, возбуждение или чередование этих стадий.

Риск получения острой психологической травмы увеличивается при физическом и психологическом истощении. Кроме того, в группе риска находятся люди, обладающие слабой нервной системой, чрезмерной возбудимостью, повышенной чувствительностью, инфантильными и демонстративными чертами личности.

Каким может быть «ложное спасение»?

Способы преодоления стресса могут быть деструктивными, препятствовать выходу человека из тяжелого морального состояния. Например, бегство от проблемы, избегание открытого выражения своих чувств, социальное дистанцирование, мыслительное застревание на проблеме, невозможность отвлечься и переключиться. Чувства, которые разъедают человека при этом, – отчаяние, жалость к себе, самообвинение, гнев, агрессия.

Что может помочь?

Как и физическая травма (операции, переломы конечностей и т.д) вносят изменения в прежний уклад жизни и оставляет в теле «отпечаток» произошедшего, так и психологическая травма оставляет на всю последующую жизнь свой след в психике человека.

Только с помощью поддержки окружающих, системы самоподдержки и психологической помощи, возможен процесс принятия и восстановления.

В терапии могут использоваться групповая, индивидуальная и семейная психотерапия.

В зависимости от тяжести психологической травмы человек может прибегать к тем или иным видам помощи и поддержки. Умение выразить горе слезами или словами, разделить его с другим человеком, является сильным ресурсом и способом справиться с травмой. Также в стрессовой ситуации человек может попытать найти альтернативное объяснение происходящему, дав себе возможность успокоиться, по-новому посмотреть на проблему.

Есть ситуации, когда психологическая травма настолько велика, что привычные способы защиты не помогают. В этом случае необходима помощь специалиста, назначение медикаментозных препаратов, прохождение психотерапии.

Для того чтобы человек пришел в себя, должно пройти немало времени. Следует еще раз прожить все травмировавшие эмоции. Горевание – естественный процесс после травмирующего события, будь то потеря близкого человека или травма иного характера. Это болезненный процесс, и поэтому важно в такой ситуации уметь принимать поддержку других людей. Кроме того, процесс переживания психотравмы должен подкрепляться собственным желанием избавиться от гнетущих событий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector