0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постановка правильного звука Л у ребенка

Постановка звука «Л» — артикуляционная гимнастика

Одно из распространённых нарушений произношения у маленьких детей – это неправильное произношение согласного «Л». Иногда «Л» вообще отсутствует в речи ребёнка или заменяется неправильными вариантами. Например, на букву «Й» в словах «йуг», «йиса» вместо «луг» и «лиса». Как способствовать корректной постановке согласного звука «Л» у маленьких детей, какие упражнения необходимо делать?

Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут артикуляционной гимнастике и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.

Выполняем логопедические упражнения

В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Задания на развитие речевого дыхания;
  • Упражнения по автоматизации произношения звуков.

Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.

Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.

Упражнения по установке правильного произношения «Л»

Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.

«Пароходик»

Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».

Выполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.

Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.

«Индюшонок»

Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка , используя следующее упражнение:

Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.

Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.

Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».

Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.

«Как едет лошадка?»

Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».

Шаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).

Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.

Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.

Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.

«Ветерок»

Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.

Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.

Возможные искажения в произношении звука «Л» у детей

Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.

В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».

В случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».

Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и развить правильное речевое дыхание.

Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»

Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.

Отрабатываем произношение «Л» в слогах:

Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;

Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.

Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:

Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:

ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.

Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:

Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.

Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.

Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.

Две буквы «Л» в одном слове:

лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.

Стечение «Л» и другого согласного звука:

Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.

Учим стихи и скороговорки:

Ой, на речке, на Волжанке

Соловей плывёт на палке

Сел на доску тонкую,

Завёл он песню звонкую.

Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».

Петя мал, взял мяту смял

Увидела мать, не велела мяту мять.

Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.

Наборы с логопедическими упражнениями: карточки, книги, игры, лото, методические пособия для родителей

  1. Комплект для игровых самостоятельных занятий дома «Чемодан логопеда» Постановка звука «Л», «Р». Для детей от 4-7 лет.
    В набор входит: яркие рабочие тетради с заданиями и упражнениями (азбука-узнавайка, тексты, слова, профессии); развивающее домино «Веселые животные»; развивающее лото «Учим звуки [Р], [Р’]»; развивающее лото «Учим звуки [Л], [Л’]». Яркое, качественное издание, с положительными отзывами у родителей и логопедов. Можно отдельно приобрети только развивающее лото «Учим звуки Л».
  2. Набор из 500 карточек + методические рекомендации, — предназначен для закрепления и автоматизации навыков «чистого» звукопроизношения, и для развития фонематического слуха. Разработан для педагогов, но может быть использован и родителями для домашнего обучения. Карточки двусторонние (картинка + написание слова с выделением звука), слова на каждый звук подобраны так, что позволяет быстро и эффективно вводить поставленные звуки в речь.
  3. Очередной замечательный набор от «Умница» — «Говорим с пеленок». Научит ребенка не только правильно говорить звуки в словах, но и разовьет речь, и интеллект в целом. Подходит для детей в самом раннем возрасте от 0-3 лет. Рассчитан на курс занятий в течение 53 недель. Комплект очень обширный по материалам, туда входят: методическое сопровождение «Развитие речевой активности»; дневнички занятий; книжки-листалки говорилки повторялки; карточки-бормоталки подражалки; мягкая игрушка Волчонок. Комплекты от «Умница» всегда имеют положительные отзывы у родителей, заниматься по ним интересно, легко и эффективно.
Читать еще:  Делаем сами дача детская песочница

Произношение «Л» и возраст ребёнка

Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Урок по дифференциации звука «Л», упражнения логопеда:

Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка
консультация по логопедии на тему

Практический материал по преодолению ламбдацизма у детей дошкольного и школьного возраста и предназанчена для логопедов, логопедов-дефектологов. В ней представлены инновационные разработки, которые создавались годами. Аналогов данного материала нет ни в интернете,ни в пособиях. Данная методика поможет как начинающим логопедам,так и людям со стажем. Также она будет полезна и родителям, которым небезразлична речь их детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Кондратенко Н.В., учитель- логопед

Консультация для воспитателей и родителей

Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка — материал для работы логопеда-дефектолога.

Произношение звука «Л» чаще всего бывает нарушено в речи детей и в норме появляется примерно к 5 годам.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л»

1) Упражнение «Заборчик-трубочка»

Цель: Это упражнение необходимо для правильной артикуляции звуков таких как: ОЛ, УЛ, ИЛ и т.д.

Инструкция: Просим ребенка сомкнуть зубы и улыбнуться, а после вытянуть губы «трубочкой». Чередуем «улыбку» и «трубочку» несколько раз подряд. Я рисую детям забор, и они закрашивают за одно выполненное упражнение одну доску забора. Часто дети не понимают, как это вытянуть губы «трубочкой», поэтому не могут правильно выполнить задание. В таком случае можно спросить ребёнка: «Покажи, как ты целуешь маму, папу и т.д.».

2) «Покусать яблочко»

Цель: выработка и закрепление правильного положения языка в ротовой полости.

Инструкция: Просим ребенка чуть-чуть покусать самый кончик языка передними резцами. Один раз равен десяти повторам.

Для улучшения мелкой моторики можно после каждого раза предлагать ребенку закрасить нарисованное яблочко.

Цель: Умение чередовать определенные артикуляционные положения языка.

Инструкция: Спрашиваем ребёнка: «А ты качался когда-нибудь на качелях?», «Тебе понравилось?» «Давай покачаемся вместе и выполним упражнение?»

Просим ребенка поднять язычок и подержать сначала на верхней губе, а после дотянуться язычком до своего подбородка.

Просим ребёнка поднять и упереть язычок сначала в верхние резцы и подержать его, а после в нижние резцы.

Чередуем упражнения несколько раз подряд.

Цель: Вырабатывает правильный подъём кончика языка, развивает его подвижность.

Инструкция: Спросить ребёнка: «Как говорит индюк?» «Правильно, он болбочет. Так давай и мы попробуем»

Попросить ребёнка широко открыть рот и широким кончиком языка, задевая верхнюю губу произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл». Постепенно ускоряйте темп.

Цель: Выработка и закрепление умения удерживать язык в верхнем положении.

Инструкция: «Ты же каждый день чистишь зубки? Так давай, и сейчас почистим» От чего мы будем чистить зубы?

Что ты любишь кушать?» (ребёнок называет любой фрукт, овощ или его любимое блюдо). Дальше «чистим» зубы, например, от яблока.

Просим ребенка улыбнуться, поднять язык наверх и широким кончиком языка провести из стороны в сторону сначала по внешней поверхности зубов, а потом по внутренней («почистить» зубы внутри и снаружи). Повторяйте упражнение 5-10 раз, после можно предложить ребёнку закрасить нарисованную зубную щётку.

Цель: Укрепление мышц языка, выработка умения удерживать язык напряженным, в статичной позиции.

Инструкция: Просим ребенка открыть ротик и высунуть язычок, сделать его похожим на «иголочку» или «жало» (как у пчёлки). Удерживать язык в таком статичном положении 10 секунд, после расслабление и снова повтор упражнения. Выполнять задание 3-4 раза.

Цель: Выработка верхнего положения языка, растягивание подъязычной связки, укрепление мышцы языка.

Инструкция: «Ты видел (а) когда-нибудь лошадку? А знаешь, как она скачет? Давай и мы попробуем поскакать как она?»

Просим ребёнка «поцокать» кончиком язычка. Показываем сначала сами, а уже после просим повторить ребёнка. Выполняем упражнение вместе с ребёнком 5-7 раз.

Постановка звука «Л»

Твёрдый звук «Л» можно поставить ребёнку, попросив его закусить кончик языка передними резцами и длительно произнести звук «лллллл…л». Если этого сделать у малыша не получается, тогда можно заменить длительное произношение звука «лллл…л» на звук «ыыыы…ы».

Чтобы ребёнку было не скучно вырабатывать правильное положение языка в ротовой полости и закреплять этот навык, возможны разные игры.

Например: Нарисуйте пароход и остров, на который пароход должен приплыть. Просим ребёнка произнести длительный звук «ыыыы…ыы» и при этом вести линию до острова.

Инструкция: «Пароход гудит «ыыыы..ыы». Давай поможем пароходу приплыть на остров. Проведи линию от парохода до острова и «погуди» вместе с ним».

После того, как у ребёнка стало немного получаться правильно выгибать спинку языка, удерживая такое положение, и при этом произносить звук «л» можно переходить к следующему этапу – «Автоматизации звука»

Автоматизация звука «Л» (АЛ)

Инструкция для логопеда: Просим ребёнка широко открыть рот на звук «А» и закрыть, закусив кончик языка, на звук «Л». Проговаривайте одно предложение, после ребёнок закрашивает одну картинку. В распечатке картинки рассчитаны как на урок, так и на домашнее задание. Я провожу черту, отделяя одни картинки в строке от других, и говорю: «Вот это мы сделаем сейчас, а вот это ты сделаешь дома с мамой, папой и т.д.»

1) АЛ-АЛ-АЛ — дождь из тучки капал.

2) АЛ-АЛ-АЛ — Я песок насыпал.

3) АЛ-АЛ-АЛ — Я землю копал.

4) АЛ-АЛ-АЛ — Я поехал на вокзал.

5) АЛ-АЛ-АЛ — К нам приехал самосвал.

6) АЛ-АЛ-АЛ – Я с полки взял бокал.

7) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал овал.

8) АЛ-АЛ-АЛ – Я букву «Л» писал.

9) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал и устал.

10) АЛ-АЛ-АЛ – Павел крепко спал.

11) АЛ-АЛ-АЛ – Вандал разбил бокал.

12) АЛ-АЛ-АЛ – Павел взял пенал

13) АЛ-АЛ-АЛ – Я пошел в подвал и картошку взял.

14) АЛ-АЛ-АЛ – Лист с дерева падал.

15) АЛ-АЛ-АЛ – Павел мяч кидал.

16) АЛ-АЛ-АЛ – Мила поехала на бал.

17) АЛ-АЛ-АЛ – Лада искала квартал.

18) АЛ-АЛ-АЛ – Павел порвал журнал.

19) АЛ-АЛ-АЛ – Я держал штурвал.

20) АЛ-АЛ-АЛ – Я высыпал крахмал.

21) АЛ-АЛ-АЛ – Малыш украшал зал.

22) АЛ-АЛ-АЛ — Николай подал сигнал.

23) АЛ-АЛ-АЛ – Он догнал самосвал.

24) АЛ-АЛ-АЛ — Я достал коралл.

25) АЛ-АЛ-АЛ — Павел опоздал на вокзал.

26) АЛ-АЛ-АЛ — Адмирал зевал.

27) АЛ-АЛ-АЛ – Мы пошли на карнавал.

28) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал устроил скандал

29) АЛ-АЛ-АЛ – Для ритуала нужен кристалл.

30) АЛ-АЛ-АЛ – У Лады прекрасный вокал.

31) АЛ-АЛ-АЛ – У шакала страшный оскал.

32) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал встал на причал.

33) АЛ-АЛ-АЛ – Адмирал встал на пьедестал.

34) АЛ-АЛ-АЛ – Для кинжала нужен материал.

35) АЛ-АЛ-АЛ – Галка на палке.

36) АЛ-АЛ-АЛ – Фиалка на балконе.

Читать еще:  Поздравления с рождением ребенка мальчика

37) АЛ-АЛ-АЛ — Мальчик ел халву.

38) АЛ-АЛ-АЛ – Кто мал да удал?!

Веник пол подметал,

Веник очень устал,

Он чихнул, он зевнул,

И тихонько лег под стул.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [.

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями начиная понимать свой недостаток становя.

Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка данного материала поможет им в этой работе.

В помощь родителям.

Рарота со звуком «м».

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

Елена Абросимова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции.

Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

Развитие артикуляционной моторики, ВПФ.

II. Сообщение темы;

III. Артикуляционная гимнастика;

IV. Постановка звука [л];

V. Уточнение артикуляции звука [л];

VI. Развитие фонематического анализа;

VII. Закрепление связи между буквой и звуком [л];

VIII. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку:

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

— Что это за овощ? Покажи на картинке.

Ребенок находит картинку с изображением лука.

Л.: Да, это лук. Какой первый звук в слове лук?

Р.: Звук [л].

Л.: Так гудит корабль. Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.

II. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].

III. Развитие фонематических процессов

Л.: Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.

Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л].

Л.: Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]. Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта.

Ребенок выбирает нужные картинки.

Л.: Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука [л]. Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.

Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.

Л.: Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова).

Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине — в средний вагон (во второй, если в конце – в третий.

IV. Артикуляционная гимнастика

Выполняются упражнения «Маляр», «Лошадка», «Иголочка», «Силач».

V. Уточнение артикуляции звука [л]

Л.: Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. (Логопед показывает изображение профиля звука).

Где находится кончик языка?

Р.: кончик языка вверху.

Зубы сомкнуты или раскрыты?

Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?

Л.: Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).

VI. Постановка звука [л]

Логопед использует три способа постановки.

1. (По подражанию)

Л.: Погуди как корабль (л-л-л-л-л)

2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом)

Л.: Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук [ы]). Не опускай кончик язычка.

3. (От межзубного звука [ы])

Л.: Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук [ы] – получается твердый звук [л].

После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.

VII. Подведение итогов занятия

— Какой звук мы учились произносить?

Звук [л].

— Как произносится звук [л]? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильного изолированного произношения звука [л]. Задачи: Развитие фонематического восприятия.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Л]» Ход занятия: I. Организационный момент. – Здравствуй. Садись на стульчик. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Цель. Постановка звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: — знакомство со звуком [Л], его артикуляционным укладом; — постановка звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» Цель: автоматизация звука [л] Задачи: Образовательные: • Закреплять правильное произношение звука в слогах, словах, и во фразовой речи;.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Цели: 1) коррекционно-образовательные Уточнение и совершенствование.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [с] Цель: автоматизация звука [с] в слогах, словах и предложениях. Задачи: Коррекционно — обучающие: автоматизировать звук [С] в словах и предложениях;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р]» Цель: — коррекция произношения звука р. Задачи: — изолированное произношение звука р; — автоматизация звука р в слогах, словах, в чистоговорках;.

Конспект индивидуального логопедического занятия по звуковой культуре речи «Постановка звука [Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия по звуковой культуре речи на тему: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное.

Практика постановки звука «Л» у детей

Важный этап развития любого ребенка — это овладение всеми звуками родного языка. Под воздействием разных причин процесс нарушается. В итоге некоторые звуки отсутствуют, заменяются или искажаются. Дефект хорошо слышен окружающим.

Постановка звука «Л» проводится в несколько этапов. Ни одну из ступеней нельзя упускать. Постепенное усвоение информации позволит быстро исправить дефект.

Общая информация

Звук «Л» относится к сонорам. Для его произношения органы артикуляции принимают следующие позиции:

  • зубы немного разомкнуты;
  • кончик языка упирается в альвеолы верхних зубов;
  • боковые края оставляют проход для воздуха.

За счет смыкания голосовых связок происходит вибрация. Для произношения мягкого варианта поднимается не корень языка, а его спинка. Чаще всего страдает твердый звук.

В норме сонорные звуки появляются в 5-6 лет. До этого возраста не нужно беспокоиться. Выговаривать плохо «Л» и «Ль» дети могут долго. Обращаться к логопеду нужно после достижения шестилетнего возраста.

Причины и виды нарушений

Неправильно говорить может любой ребенок. Искаженное звучание появляется из-за недостаточных или несформированных движений мышц. На подвижность влияют факторы:

  • соматическое здоровье;
  • состояние нервной системы;
  • общая моторика.

Родители часто не приучают детей к пережёвыванию твердой пищи, дают долго грудное молоко или кормят из бутылочки. Мускулатура не развивается, нет точных движений языка и губ.

Ограничивает подвижность языка короткая подъязычная связка. При тяжелой степени она не дает органу подниматься, средней — осуществляется небольшой подъем.

Выговаривать плохо звуки ребенок может из-за слабого речевого слуха. Он позволяет различать схожие фонемы. При низком уровне развития происходит смешивание звуков: вместо «Л» произносится «В» и т. д.

Выделяют три уровня нарушения:

  • первый — дети не могут произнести заданный звук по подражанию и самостоятельно;
  • второй – дети говорят звук в изолированной позиции;
  • третьи – способны сказать звук в отдельных словах, но в спонтанной речи его смешивают с другими.
Читать еще:  Что значит имя юля для девочки

В зависимости от уровня проводят коррекционную работу. При отсутствии помощи дефект сохранится. Взрослый человек будет ограничен в выборе работы.

Разграничение диагнозов

Плохое выговаривание звуков связано с разными проблемами. Дизартрия связана с нарушением движения мышц. Дети плохо меняют позы артикуляции, не ощущают перемещения языка или губ.

Отмечается гипер- или гипотонус. Мышцы сильно напряжены либо серьезно ослаблены.

Выявляются сопутствующие симптомы:

  • гиперсаливация (обильное слюноотделение);
  • плохое пережевывание пищи;
  • проблемы с мелкой моторикой;
  • слабое дыхание.

Дизартрия затрагивает только звукопроизношение. Остальные компоненты речи не нарушены. Дети обладают словарным запасом, грамматически правильно оформляют фразы.

При дислалии отмечаются нарушения звукопроизношения. Они появляются из-за дефектов в строении органов артикуляции, соматической ослабленности, при минимальных мозговых дисфункциях.

Для постановки заключения необходимо убедиться в состоянии слуха ребенка и отсутствии нарушения тонуса мышц.

Дизартрия и дислалия разные диагнозы!

При общем недоразвитии речи (ОНР) страдают все ее компоненты. Дети обладают ограниченным словарным запасом, неправильно связывают слова, плохо произносят звуки.

Неправильный образец звучания ребенок может перенять от родителей. Малыш воспринимает речь взрослого, пытается ее повторить.

При алалии и задержке речевого развития наблюдаются проблемы со звукопроизношением. При коррекции большое внимание уделяется стимуляции появления речи, не придавая значения ее правильности.

Правильная постановка диагноза гарантирует грамотное выстраивание процесса коррекции. При дизартрии потребуется больше времени для автоматизации звука. При ОНР важно развивать все компоненты речи.

Дошкольник научится правильно разговаривать при своевременной логопедической помощи. Насколько быстро пройдет коррекция зависит от определенных факторов: диагноза, вовлеченности родителей, количества занятий.

Характеристика нарушения

Проблемы с воспроизведением звуков «Л» и «Ль» называют ламбдацизмами. Выделяют несколько видов нарушения. При губном происходит искаженное звучание и получается нечто похожее на «У». При губно-зубном получается «В». При межзубном кончик языка проходит между зубов.

При дизартрии может отмечаться смягченное произношение твердого звука.

Отдельно выделяют параламбдацизмы – замену звука «Л» на «Ф», «В», «У», «Н» и другие.

Научить ребенка говорить правильно сложно. В логопедии принят поэтапный подход. На каждом реализуются определенные цели. Для успешного освоения нужна помощь родителей. Они будут выполнять с дошкольником домашнее задание.

Способы диагностики

Родители могут не замечать проблем с речью ребенка. Поэтому обследование проводит логопед. Он изучает произношение всех звуков. Для облегчения процесса используют специальные пособия. В них собраны картинки с разным положением звука (в начале, середине и конце).

Следующая часть диагностики — обследование речевого слуха. Последовательно ребенку предлагается определить картинки на заданный звук, назвать первый звук в слове.

Проверяют способность делать объединение предметов, исключать лишний и рассказывать особенности использования вещей. Изучают грамматическое оформление речи, понимание предлогов и слов с разными ударениями (зАмок − замОк).

Логопед осматривает артикуляционный аппарат и делает выводы о его строении. Проверят тонус мышц: при повышенном они будут напряжены, язык стоит комом во рту. При ослабленном − он вялый и неподвижный.

На основе диагностики выносится заключение, строится коррекционный маршрут.

Подготовительный этап

Постановка любого звука осуществляется на индивидуальных занятиях. Отрабатывается подъем кончика языка. Примерный комплекс упражнений:

  • рот широко открыт, кончик языка облизывает верхнюю губу;
  • цокать как лошадь, обращая внимание ребенка на неподвижность нижней челюсти;
  • пароход – рот широко открыт, язык лежит за нижними зубами, длительно произносить звук «Ы»;
  • индюк – рот широко открыт, языком быстро проводить по верхней губе вверх-вниз;
  • поднимать язык за верхние и нижние альвеолы.

На отработку артикуляционной гимнастики уходит 2-3 месяца. После того как начнут получаться точные движения переходят к следующему этапу. Все упражнения нужно делать перед зеркалом!

Для произношения звука «Л» требуется сильная воздушная струя. Для ее выработки используют султанчики, ветродуйчики, специальные тренажеры. Обязательно обращают внимание ребенка на то, что воздух не должен идти в щеки.

Для быстрой выработки используют способ «Идти по болоту». Кончик языка зажимается зубами, воздух идет в щеки. По ним необходимо легко ударять пальцами. Получится хлюпающий звук.

Способы постановки

После прохождения подготовительного этапа приступают к постановке звука. Единого правильного метода не существует. Используют все возможные варианты.

Механическая постановка с использованием зонда облегчает процесс. Применяется инструмент в виде широкой проволочной рамки. Его заводят под язык, поднимают им орган и просят ребенка произнести звук «Ы». Получится искаженный вариант звука «Л». Постепенно рамку отодвигают.

Для легкого восприятия делают картинку-символ с самолетом. Визуализация позволяет облегчить процесс постановки звука.

Проще учиться выговаривать звук от межзубного произношения. Для этого кончик языка прикусывают, произносят длительно «Ы». Получают твердое звучание «Л». Для того чтобы убрать его за зубы, используют упражнение «Улитка спряталась». Звук тянут, после резко убирают кончик, чтобы он скользнул по зубам к альвеолам. Постепенно ребенок привыкнет к новому звучанию.

При губном произношении логопед придерживает кончиками пальцев губы и не дает им собираться. Дошкольника приучают держать улыбку и контролировать себя посредством зеркала.

Во время постановки обязательно разбирают правильную артикуляцию звука. Для этого используют специальные графические изображения. По схеме проще ориентироваться детям.

Введение в речь

После того как дошкольник начинает чисто говорить звук, необходимо проводить автоматизацию. Ее начинают с прямых слогов (согласный + гласный). Для этого используют игры-ходилки, камешки марблс и другие инструменты.

После того как получится произносить в прямых слогах, берут обратные (гласный + согласный). Только потом переходят к словам, скороговоркам и стихам.

Детям подготовительной группы детского сада дают понятие звука «Л» и буквы Л. Это позволяет облегчить процесс обучения чтению и письму в школе. Родителям дают советы по контролю за речью детей.

Развитие речевого слуха

Для исправления дефекта важно чтобы ребенок начал себя контролировать — различал правильное и неправильное произношение звука. Для этого ведется поэтапная работа над развитием речевого слуха.

На первом этапе используются неречевые звуки – шум леса, ветра, дождя, музыка. Ребенку предлагают закрыть глаза, послушать, что звучит в другой комнате: мама моет посуду, папа пылесосит. Показывают образцы шума: мятая бумага, переливание воды, стук карандаша. Потом просят отвернуться, определить действие на слух.

Второй этап – различение гласных. Ребенку показывают символы гласных звуков, разбирают их артикуляцию. Показывают картинку автобуса, акцентируя внимание на том, что у слова есть начало, середина и конец. Схема облегчает его восприятие.

Ребенку называют звуковой ряд (из гласных) и просят назвать первый звук. Только потом переходят к использованию согласных. Процесс развития речевого слуха небыстрый.

Дополнительное воздействие

При дизартрии желательно использовать логопедический массаж. Он ручной или зондовый. Его проводят перед занятием для снятия гипертонуса или активации мышц.

Нарушения речи часто связаны с проблемами памяти, внимания, мышления. В коррекционной работе требуется сопровождение психолога. Он проводит занятия по развитию навыков, самооценки, мотивации.

При проблемах с тонусом показана физиотерапия. Она хорошо снимает напряжение или стимулирует мышцы. Делать ее нужно курсами. При необходимости невролог назначает медикаментозное лечение.

Родителям стоит приготовиться к длительному процессу обучения. Все зависит от того, насколько они заинтересованы в результате. Артикуляционную и дыхательную гимнастику обязательно проводят в домашних условиях.

В процессе автоматизации взрослые контролируют речь ребенка, поправляют его, разучивают чистоговорки и стихи.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×