Безопасные условия труда в детском саду
Безопасность детей в детском саду
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Коллектив ДОУ обеспечивают безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководитель и весь коллектив строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
охрана жизни и здоровья детей;
противопожарная и техногенная безопасность;
предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.
В целях наилучшего обеспечения безопасности ДОУ должно сотрудничать с другими социальными институтами, в т. ч. с семьями воспитанников. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.
В ДОУ разработан план взаимодействия с родителями, включающий в себя:
проведение родительских собраний;
оформление информационных уголков (папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т. п.);
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются: изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства; н аращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства; а ттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно — технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса; о беспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно — правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания; в ыполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима; ф ормирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций; о снащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения; о беспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
У правленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для нашего учреждения — это прежде всего:
нау чно-методическое сопровождение
р азработка методических рекомендаций
Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса — проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ. Для этого необходимо: совершенствовать механизмы управления безопасностью образовательного пространства, организовать распределение обязанностей, совершенствовать планирование мероприятий безопасности образовательного процесса и механизмы достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства, разрабатывать и внедрять методы мониторинга условий воспитания и обучения в ДОУ, обучать целевые группы (руководитель, медицинский персонал, воспитатели, воспитанники) по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формированию культуры безопасности.
Следующим этапом является организация номенклатуры деятельности — сформирован перечень нормативно — правовых актов: положения, приказы, инструкции по охране труда.
На основе требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда разработана организационно- распорядительная документация, которая представляет собой правовые акты ДОУ, устанавливающие правила поведения на рабочем месте для каждого работника и выполнение требований, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья сотрудников и воспитанников в период их пребывания в ДОУ.
Порядок организации соблюдения условий охраны труда в дошкольном образовательном учреждении
“Для работодателя охрана труда – важнейший способ предотвращения корпоративного ущерба и организации производительного и качественного труда…”.
“Для работника охрана труда – единственный способ сохранить самое главное его богатство – жизнь, здоровье, работоспособность…”
Г.З. Файнбург, “Организация выполнения обязанностей работодателя по соблюдению требований охраны труда”
Основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими лицами и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) — сложная система, составными частями которой являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование и т.д.
В связи с этим вопрос создания здоровых и безопасных условий труда, улучшения организации работы, повышения ответственности работников за соблюдение условий охраны труда является ключевым вопросом в управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на руководителя образовательного учреждения (ст.212 ТК РФ).
Законодательство об охране труда устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работниками, работодателями и другими государственными органами, обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда.
Действия руководителя ДОУ по охране труда сотрудников основываются на исполнении требований нормативных документов, регламентирующих организацию работ в данной области:
1.Трудовой Кодекс РФ от 30.06. 2006 г. № 90 – ФЗ (ред. от 20.11. 2009 г.) Раздел 10. Охрана труда. Положения данного раздела направлены на обеспечение прав каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
2. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, и другими средствами индивидуальной защиты (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.09 №290 н).
Данные правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью, и другими средствами индивидуальной защиты.
3. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.0004 – 90 “Организация обучения безопасности труда”.
Настоящий стандарт устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителей, распространяется на все виды предприятий, учебных заведений.
4. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. №1/29 “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций” (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 г. №4209).
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда всех работников, в том числе руководителей.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03, утвержденные Постановлением от 26.03.2003 г. №24 определяют требования к содержанию учебных и производственных помещений, чистоте иного имущества и инвентаря дошкольного образовательного учреждении.
6. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 04.07.2003 г. №45 “Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи” (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.07.2003 г. №4901). В целях реализации санитарно-эпидемиологических требований для осуществления мероприятий по обработке (уборке) помещений учреждения образования обязаны приобретать чистящие моющие и дезинфицирующие средства.
7. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (п.1.2.2, 1.2.6, 1.4.4). Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.
8. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ.
9. Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, утвержденные приказом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ от 18.06.2003 г. №313.
10. Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” от 24.07.1998 г. №125-ФЗ.
Настоящий закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях.
11. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 г. №73 “Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве”.
В каждой организации, в том числе и дошкольном образовательном учреждении, должны быть разработаны локальные нормативные акты в сфере охраны труда. Эти локальные акты составляют правовую базу управления охраной труда на уровне учреждения.
Для осуществления мероприятий по организации охраны труда в дошкольном образовательном учреждении руководителем ДОУ назначается ответственное лицо. Основной задачей ответственного лица за организацию охраны труда является надзор и контроль за соблюдением в подразделениях действующего законодательства, правил и норм охраны труда, приказов и распоряжений руководителя, проведение вводного инструктажа при приеме на работу. Специалист должен организовывать мероприятия по обеспечению охраны здоровья и жизни воспитанников ДОУ, обучать и консультировать при необходимости своих коллег по возникающим проблемам во время воспитательно-образовательного процесса, вести необходимую документацию.
При организации работ по соблюдению условий охраны труда в ДОУ руководителю необходимо, прежде всего, определить перечень документов и иметь все нормативные и законодательные документы, определить состав работ и его исполнителей.
Состав работ и перечень соответствующих документов по организации соблюдения условий охраны труда в ДОУ мы предлагаем Вашему вниманию по блокам ( приложение 1):
1. ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ АХЧ.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ – заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоз назначается и освобождается руководителем ДОУ).
1. Утверждение списка обслуживающего персонала, относящегося к подразделению АХЧ.
2. Разработка программы первичного инструктажа на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ. Профессии, имеющие общую специфику работ (кухонный рабочий, шеф-повар, повара) инструктаж проходят по одной программе с оформлением в журнале соответствующего образца.
3. Проведение первичного инструктажа на рабочем месте (при приеме на работу, повторного – не реже 1 раз в полугодие, целевого, внепланового).
4. Обязанности ответственного лица за стажировку вновь принятого обслуживающего персонала. Количество дней стажировки устанавливается от 2 до 14 дней.
5. Обязанности ответственного лица за техническую эксплуатацию здания, помещений, содержание территории.
Оформляется акт технического осмотра здания, помещений, прогулочныхверанд, территории 2 раза в год (весна, осень).
6. Выдача спецодежды и средств индивидуальной защиты сотрудникам ДОУ.
- Приказ № 249 н от 01.06.2009 г. Минздравсоцразвития РФ “Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ”;
- Перечень работ и профессий, по которым выдаются СИЗ, номенклатура выдаваемых СИЗ.
- Личная карточка сотрудника по учету выдачи СИЗ.
7. Выдача сотрудникам смывающих и дезинфицирующих средств.
- Постановление Минтрудсойразвития от 4 июля 2003 года N 45. “об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи”
- Порядок и регистрация выдачи смывающих и обезвреживающих средств сотрудникам ДОУ (журнал учета выдачи).
2. ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПЕДСОСТАВА И ИТР.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ – заместитель заведующего по воспитательной работе (старший воспитатель назначается и освобождается руководителем ДОУ).
- Утверждение списка педагогического персонала и ИТР.
- Разработка программы первичного инструктажа на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ. Инструктаж проходят с оформлением в журнале соответствующего образца.
- Проведение первичного инструктажа на рабочем месте (при приеме на работу, повторного – не реже 1 раз в полугодие, целевого, внепланового).
- Ответственное лицо за организацию воспитательно-образовательного процесса (методическое сопровождение педагогического процесса, контроль развивающей среды и т.д.).
3.ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА БЕЗОПАСНЫМ УСЛОВИЯМ И ОХРАНЕ ТРУДА.
- Постановление Минтруда РФ И Минобразования РФ от 13.01.2003 г. №1/29.
- Приказ о назначении постоянно действующей комиссии по проверки знаний по охране труда.
- Приказ о сроках проведения обучения персонала и проверки знаний по охране труда.
- График проверки знаний по охране труда.
- Программы обучения работников по охране труда.
- Экзаменационные билеты по охране труда.
- Инструкции по охране труда по должностям и видам работ.
- Должностные обязанности по охране труда.
- Протоколы заседания комиссии по проверки знаний по охране труда:
- Профессии, связанные с вредными условиями труда — 1 раз в год;
- Профессии, не связанные с вредными условиями труда — 1 раз в 3 года.
- Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей: П.1.2.2, П.1.2.6, П. 1.4.4.
- Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство.
- Удостоверение с указанием допуска к работе в качестве оперативно-ремонтного персонала.
- Технический отчет по результатам замера сопротивления и испытание электроустановок.
- Программа проведения инструктажа сотрудников на группу I электробезопасности.
- Перечень должностей, требующих присвоения группы I электробезопасности.
- Журнал регистрация инструктажа сотрудников на присвоение группы I по электробезопасности неэлектрическому персоналу ( 1 раз в год перед началом учебного года и при приеме на работу)
- График проведения планово- предупредительного обслуживания электрооборудования.
- Журнал регистрации мероприятий по планово- предупредительному обслуживанию.
- Федеральный закон “О пожарной безопасности” от 21.12.1994 г. №69-ФЗ,
- ППБ-01-03 от 18.06.2003 г. №313. Правила пожарной безопасности.
- Приказ о назначении ответственного лица за ПБ, об установлении противопожарного режима в ДОУ.
- Инструкции по пожарной безопасности.
- Журнал регистрации инструктажа сотрудников по ПБ .
- Поэтажные планы эвакуации.
- Текстовая часть плана эвакуации.
- Планы проведения тренировочных занятий по эвакуации детей и сотрудников в случае возникновения ЧС.
- Журнал регистрации тренировочных выходов.
- Журнал регистрации перезарядки огнетушителей.
6.НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.
- Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»
- Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (с приложением актов формы Н-1).
- Журнал регистрации несчастных случаев с воспитанниками ДОУ (с приложением актов формы Н-2).
- Порядок действий при возникновении несчастного случая в ДОУ.
Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников заключается в своевременном проведении инструктажей с работниками учреждения, наличии инструкций по охране труда на рабочих местах, своевременной замене устаревшего технологического оборудования, проведении аттестации рабочих мест, своевременное прохождение медицинских осмотров, оснащении рабочих мест сотрудников медицинскими аптечками.
7. АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА.
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является обязанностью работодателя (ст.212 ТК РФ).
Материалы по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда имеет право готовить организация, имеющая лицензию на право осуществления данного вида деятельности.
Представленный примерный перечень документации по охране труда может корректироваться в зависимости от специфики деятельности дошкольного учреждения.
В соответствии со ст.210 ТК РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны руда является осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда.
Пропаганда в области охраны труда способствует улучшению условий и состояния охраны труда организации, снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Методы пропаганды вопросов охраны труда разнообразны, но конечный результат один – воспитать у работающих осознанную необходимость выполнения требований безопасного выполнения работ
Безопасность ДОУ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Обеспечение безопасности детей, подростков и молодежи, находящихся в образовательных учреждениях, признано одним из важнейших направлений работы руководства страны и системы образования. Как отметил Президент России, «техническое состояние зданий, пожарная безопасность, обеспечение пропускного режима — все это должно быть в зоне постоянного внимания соответствующих структур, тех, кто отвечает за безопасность, и они же должны нести за это прямую ответственность, юридическую ответственность» .
Большое внимание к проблемам безопасности обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий и высокой смертностью в этих ситуациях: пожары в образовательных учреждениях, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного терроризма.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:
· Охрана жизни и здоровья детей.
· Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДДОУ.
Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.
Актуальность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями:
• Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности
• Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников
• Важностью целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.
Система комплексной безопасности ДОУ:
Организация охраны труда и техники безопасности
Обеспечение пожарной безопасности
Физическая охрана и инженерно-техническая защищенность
Профилактика правонарушений в т.ч. ДДТТ
Поддержание экологической безопасности
Обеспечение антитеррористической безопасности
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учетом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам
В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
- Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
- Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
- Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ.
В ДОУ разработан план взаимодействия с родителями, включающий в себя :
- проведение родительских собраний;
- оформление информационных уголков (папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т. п.).
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
- изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;
- аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно — технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно — правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
В ДОУ организована работа по обеспечению безопасности участников воспитательно — образовательного процесса:
- разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
- разработана инструкция о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- разработано методическое пособие для руководителей, педагогов и обслуживающего персонала ДОУ «Безопасность в дошкольных учреждениях;
- для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ ежемесячно проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.
- систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.
Итак, понятие «безопасность» включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
- Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
«Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;
Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
«Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях» (Минобразования РФ от 27.11.2015 № 08-2228) ;
Устав ДОУ и родительский договор (см. в разделе «Документы»)
Обеспечения безопасности детей в ДОУ
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками.
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения.
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет.
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребенка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребенка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтеру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в ДОУ имеются:
- система видеонаблюдения;
- тревожная кнопка;
- система пожарной сигнализации;
- план эвакуации детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9
Безопасность жизнедеятельности дошкольника
«Наличие безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников МБДОУ детского сада №9»
Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т. е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенная задача нашего детского сада.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников МБДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Понятие безопасности жизнедеятельности в МБДОУ включает в себя несколько аспектов:
- Охрана жизни и здоровья детей
- Обеспечение безопасных условий труда сотрудников МБДОУ
Действия администрации МБДОУ по обеспечению безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.
Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяется потребностями системы дошкольного образования:
- Целенаправленная деятельность родителей, всех сотрудников МБДОУ в вопросах безопасности детей, освоения ими соответствующих умений навыков поведения, основам безопасности жизнедеятельности.
- Создание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства.
Администрацией МБДОУ были поставлены следующие задачи в области обеспечения безопасности образовательного пространства в МБДОУ:
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно — правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- Создание медико-социальных, педагогических, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками МБДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
- Профилактика производственного травматизма;
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций»
- Оснащение образовательных учреждений противопожарным и охранным
оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, взаимодействие с отделом ГИБДД.
- Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, оборудования и технических средств обучения.
Проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, свидетельствующая о том, что в МБДОУ созданы безопасные условия труда для всех категорий работников дошкольного образования. О чем имеются соответствующие заключения.
Работа по обеспечению безопасности МБДОУ определялась несколькими направлениями:
- Обеспечение охраны труда сотрудников МБДОУ.
- Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно-транспортного травматизма).
- Пожарная безопасность.
- Антитеррористическая защита.
- Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Остановимся на некоторых актуальных аспектах безопасности, решаемых в МБДОУ.
Физическая безопасность
Физическая безопасность – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса:
- В МБДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно-образовательного процесса.
- Разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, документация по действию сотрудников и воспитанников д/с при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий (положения, инструкции, лекции, памятки и др.).
- В МБДОУ разработаны паспорта безопасности.
- Ведется профилактическая работа с персоналом и детьми по предупреждению (предотвращению) чрезвычайных ситуаций, в т. ч. проведение: — учебных объектовых тренировок по эвакуации персонала и воспитанников при угрозе чрезвычайной ситуации; — занятий, досугов, бесед по ОБЖ с воспитанниками.
- Оформлены информационные стенды по правилам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, антитеррористической безопасности.
- Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов, проводится инструктаж работников и воспитанников о порядке действий в случае обнаружения посторонних предметов на территории МБДОУ.
- Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда.
- Все территории МБДОУ имеют ограждения, двери оснащены звонком, что создает условия для невозможности осуществить проникновение посторонних лиц на территорию МБДОУ.
Пожарная безопасность
Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченными государственным органом. В МБДОУ района разработаны:
- Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности.
- Противопожарный режим.
- План противопожарных мероприятий.
- Проводится обследование технического состояния здания, оценка пожарной электрической безопасности.
- Выделяются целевые денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий.
- Установлены системы оповещения о пожаре.
- Проводятся работы по замерам сопротивления.
- МБДОУ полностью укомплектованы первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану).
- Регулярно проводится обучение руководителя и завхозов в объеме пожарно-технического минимума.
- Проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения пожара.
- В зданиях МБДОУ имеются планы эвакуаций.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Значительный пласт работы МБДОУ – это профилактика детского дорожнотранспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МБДОУ района ведется следующая работа:
- Вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса рассматриваются на педагогических советах, административных совещаниях.
- Разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование.
- Используются макеты дорог и улиц для отработки навыков безопасного поведения детей на дорогах.
- Оформлены стенды для детей и родителей по вопросам ПДД.
- Проводятся тематические мероприятия, экскурсии, используются сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, регулярно проводятся тематические конкурсы детских рисунков.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании.
Для достижения поставленной цели необходимо:
— Совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей.
— Разработка алгоритма действий при организации работы по охране труда в МБДОУ.
Заведующий:
- Издает приказ об организации охраны труда в ДОУ.
- Заключает с работниками договора с отражением обстоятельств по обеспечению требований охраны труда.
- Информирует работников о состоянии и условиях труда на рабочем месте.
- Утверждает Положение об организации охраны труда
- Утверждает Положение о службе охраны труда.
- Создает базу нормативных актов по охране труда и обеспечивает ею своих подчиненных.
- Организует обучение по охране труда работников ДОУ.
- Планирует работу и мероприятия по улучшению условий труда по ОТ.
- В зависимости от условий труда и наличия вредных факторов приказом или коллективным договором устанавливает для работников доплаты за работу в особых условиях труда.
- Организует предварительные и периодические медосмотры работников.
- Утверждает программу обучения всех должностных лиц ДОУ по охране труда на основе рекомендованной 40 часовой программы Минтруда.
12.Утверждает программу проведения вводного инструктажа для всех сотрудников ДОУ.
13.Утверждает программу проведения инструктажа на рабочих местах.
14. Издает приказ и утверждает перечень необходимых для выполнения работ инструкций, определяет разработчиков инструкций и сроки.
15. Совместно с профкомом подводит 1 раз в год итоги выполнения соглашения по охране труда.
16. Проводит расследование, учет и оформление несчастных случаев с воспитанниками (порядок регламентируется ст.227- 231 ТК РФ).
Заместитель заведующего по АХР:
- Отвечает за организацию работы по охране труда, проведение мероприятий по предупреждению травматизма в ДОУ.
- Обеспечивает соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации производственного энергетического оборудования.
- Разрабатывает инструкции по технике безопасности для каждой профессии в ДОУ, представляет их на утверждение руководителя учреждения.
- Организует с соответствующими органами обучение персонала, обслуживающего электроустановки.
- Проводит инструктаж на рабочем месте, включая повторный и внеплановый; осуществляет проверку знаний, оформляет допуск персонала к самостоятельной работе с записью в журнале регистрации инструктажа.
- Обеспечивает эксплуатацию и содержание здания, территории ДОУ в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии.
- Организует осмотр и текущий ремонт здания и помещений ДОУ.
- Осуществляет контроль за исправностью водопровода, канализации, тепловых сетей.
- Обеспечивает соблюдение противопожарной безопасности здания ДОУ, следит за исправностью средств пожаротушения.
Заместитель заведующего по ВМР:
- Отвечает за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий воспитательно- образовательного процесса.
- Осуществляет непосредственное руководство и контроль за соблюдением в воспитательно – образовательном процессе норм и правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
- Организует разработку инструкций по технике безопасности для педагогического персонала.
- Контролирует своевременность проведения инструктажа педагогического персонала и его регистрацию.
- Организует и контролирует работу по обучению детей правилам дорожного движения, пожарной безопасности.
- Контролирует наличие и исправность оборудования для проведения воспитательно — образовательного процесса.
- Планирует и осуществляет мероприятия по организации работы с педагогическими работниками по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.
Воспитатель
- Соблюдает правила по технике безопасности при проведении воспитательно – образовательного процесса.
- Несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья ребенка во время проведения мероприятий, экскурсий, походов.
- Незамедлительно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию помощи.
- Обеспечивает безопасное проведение воспитательно – образовательного процесса.
- Организует работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде, в природе.
- Воспитывает у детей чувство личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения.
- Организует и проводит работу с родителями по созданию безопасных условий для воспитанников.
Медицинский персонал (по согласованию с МБУЗ ГБ №1 г. Новочеркасска).
- Организует и проводит мероприятия производственного контроля.
- Организует мероприятия по закаливанию и оздоровлению детей.
- Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий с воспитанниками.
- Проводит вакцинацию.
- Контроль наличия и комплектации аптечек для оказаний первой медицинской помощи.
- Контроль питания воспитанников.
- Определяет контингент и составляет списки лиц, подлежащих медосмотрам с указанием участков вредных работ и вредных факторов.
Итак, понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, включает не только организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и обучения, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы . Это обеспечение индивидуальной безопасности личности , которая включает профилактику попадания в травмоопасные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности , предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и, прежде всего, от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами.